Аланский свято-успенский мужской монастырь

Предание о чудотворной иконе

Недалеко от монастыря расположена часовня, где хранилась около шестисот лет наиглавнейшая реликвия Осетии — знаменитая икона Моздокская Иверская Божией Матери. Она была подарена легендарной грузинской царицей Тамарой, которая царствовала в XII — XIII вв. в православной Грузии.

Тамара внесла огромный вклад в укрепление христианской веры в Осетии. В церковь Рождества Богородицы в село Майрамыкау Куртатинского ущелья она своей милостью послала икону. Эта икона была создана придворным иконописцем, готовившимся к ее созиданию длительным изнурительным постом. Выстраданная им икона на века прославилась своими чудесными божественными знамениями. Храм трижды горел, испепелялся, но икону всякий раз неизменно находили невредимой возле пожарища. Также проходили массовые чудесные исцеления иконой телесных и душевных болезней у богомольцев, с верой припадавших к ней. Шесть благодатных веков чудесная икона, находясь в селе Майрамыкау, защищала и оберегала аланский народ. Во времена татаро — монгольского нашествия, спасаясь, куртатинцы скрывались в горах и там же прятали свою реликвию.

В XIII веке, сразу после возвращения в состав великодержавной России, аланы спускаются с уберегавших их гор вновь на равнину. Во время переселения обоз куртатинцев стал определяться на ночлег. Стемнело, и они вдруг увидели — от арбы, на которой перевозили икону Богородицы, истекает мягкий свет. Засиявшая икона пресвятой Богородицы таким способом известила их о своем желании остаться в том месте.

В 1797 году на этом месте для иконы был возведен храм, где она и находилась на протяжении шести веков. Но в 90-х годах беспокойного XX столетия она бесследно исчезает из храма Иверской Моздокской иконы Божьей Матери. В Алании верят, что икона найдется, вернется на свое место, молятся об этом.

Настоятели и наместники

  • Трифон (1110 — 1127)
  • Никандр (1127 — 1153)
  • Мисаил (1153 — ?)
  • Порфирий (? — 1164)
  • Феодорит (1164 — 1193)
  • Александр (1193 — 1203)
  • Иринарх (1203)
  • Александр (1203 — ?)
  • Герасим
  • Симеон (? — 1220)
  • Варсонофий (1200 — ?)
  • Иона
  • Никандр
  • Кирилл
  • Исаия (? — 1240)
  • Варлаам (1240 — ?)
  • Леонид
  • Филарет (? — 1272)
  • Мефодий
  • Лаврентий
  • Антоний
  • Иона
  • Феодосий
  • Савва (? — 1283)
  • Симеон (1283 — 1289)
  • Варнава (1289 — ?)
  • Киприан
  • Герман
  • Иосиф
  • Арсений
  • Боголеп
  • Серапион (? — 1292)
  • Дорофей (1292 — 1304)
  • Иаков (1304 — 1312)
  • …..
  • Свт. Герман Казанский (1551 — 1553)
  • Игнатий (1553 — 1559)
  • Свт. Иов Московский (1559 — 1571)
  • Пимен (1601 — 1607)
  • Прп. Дионисий Радонежский (1607 — 1610)
  • Мефодий (1617 — 1623)
  • Иосиф (1623 — 1653)
  • Леонид (1653 — 1655)
  • Тихон (1655 — 1658)
  • Исаия I (1658 — 1662)
  • Варлаам (1662 — 1669)
  • Сергий (1669 — 1672)
  • Варлаам II (1672 — 1683)
  • Исаия II (1683 — 1697)
  • Корнилий (1697 — 1716)
  • Иоаким (1716 — 1719)
  • Мельхиседек (1719 — 1722)
  • Иона (1722 — 1732)
  • Тарасий (1732 — 1769)
  • Варфоломей (1763 — 1768)
  • Филимон (1769 — 1770)
  • Христофор (1770 — 1776)
  • Макарий (1776 — 1783)
  • Арсений (Москвин) (1783 — 1784)
  • Александр (1784 — 1785)
  • Амфилохий (1785 — 1785)
  • Елпидифор (1785 — 1792)
  • Павел (1792 — 1795)
  • Варлаам (1795 — 1796)
  • Иоасаф (Сретенский) (14 мая 1796 — 1798)
  • Анастасий (1798 — 1806)
  • Антоний (1806 — 1807)
  • Иоанникий (1807 — 1808)
  • Сергий (1808 — 1808)
  • Серафим (1808 — 1811)
  • Иоасаф (1811 — 1816)
  • Владимир (1816 — 1818)
  • Ириней (1818 — 1821)
  • Иннокентий (Александров) (15 августа 1821 — 2 августа 1823)
  • Серафим (1823 — 1824)
  • Антоний (1824 — 1825)
  • Макарий (1825 — 1832)
  • Александр (1832 — 1856)
  • Феодор (1856 — 1858)
  • Адриан (1858 — 1865)
  • Мефодий (1865 — 1866)
  • Гавриил (1866 — 1867)
  • Поликарп 1868 — 1871
  • Марк (1871)
  • Гавриил (1871 — 1884)
  • Виталий (1884)
  • Агафангел (1884 — 1888)
  • Арсений I (1888 — 1894)
  • Алексий (1894)
  • Арсений II (1894 — 1896)
  • Николай (1896 — 1905)
  • Тихон (1905 — 29 марта 1908 )
  • Павел (Крылов) (29 марта 1908 — 25 августа 1918)
  • Тихон (1918 — ?)
  • Алексий (? — 1923)
  • Кирилл (? — 1928)
  • Гермоген (Чирков) (1997 — 12 октября 2007)
  • Димитрий (Севостьянов) (12 октября 2007 — 9 июля 2019)
  • Паисий (Новоженов) (с 15 июля 2019), и/о

Интересные факты

На лестнице скита отсняты кадры из фильма «Гамлет», именно на них главный герой произносит часть своего самого известного монолога «Быть или не быть».

В разные периоды существования монастырь имел разные названия: Крымская лавра, пещерный город, пещерный монастырь, скит долины святой Марии.

В пещерах скита удивительная акустика. Если даже на площадке перед пещерой находится много людей, и они шумят, то следует только зайти внутрь, как сразу шум полностью исчезает. Связано это с тем, что пористый крымский известняк интенсивно поглощает практически любые шумы.

Монастырь посещали императорские особы: Александр I, II и Николай I.

К интересному выводу пришли исследователи. Монастырь расположен как бы на границе двух миров между христианским и языческим. Недалеко от скита найдены христианские могильники VI века. Они являются пускай и непрямым, но все же доказательством, что здесь издревле были христианские поселения, которым требовались храмы для богослужений. Рядом располагались алано-готские поселения (языческие), к которым и несли христианство иноки (И́ноки) монастыря.

ОПИСАНИЕ АЛАНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Село Хидикус

– скит находится именно там, это небольшой населенный пункт Алагирского района. Он расположен в 50 километрах от Владикавказа. Успенский скит возведен в верховьях ущелья, на правом берегу реки Фиагдон. Как духовный центр он выполняет определяющую роль. Еженедельно сюда приезжают автобусы с паломниками со всех уголков Российской Федерации. Сайт аланского мужского монастыря (blagos.ru/content/alanskiy-uspenskiy-muzhskoy-monastyr) регулярно обновляет расписание автобусов, идущих из Ростова, Москвы, Санкт-Петербурга и прочих городов. Аланский монастырь (Осетия) – средоточие жизни прихожан-христиан.Тексты молебнов переводятся на осетинский язык, а также дублируются на церковнославянском. К большим праздникам сюда съезжается множество верующих со всех уголков РФ. Особенно активно прихожане посещают Куртатинское ущелье (Северная Осетия) на Крещение Господне – иногда количество гостей доходит до 50 тыс.Аланский мужской монастырь (Фиагдон бурлит буквально у его подножья)имеет три удалённых подворья:

  • Церковь Варвары-великомученицы в Беслане
  • Храм Святого Михаила в Дзуарикау
  • Часовня Рождества Богородицы в Майрамкау

Три года назад, как и сейчас, Аланский мужской монастырь, фото которого размещены в тексте, населяли 25 иноков.

Они по сей день ежедневно занимаются не только молитвами, но и неусыпно работают:производят и продают традиционный осетинский сыр, собирают целебные горные травы, реализуют молоко, мёд и яйца. Кроме прочего, монахи пишут уникальные иконы с использованием местного колорита и палитры, а также изготавливают сувениры на христианскую тематику. Помимо основного подворья, монастырские лавки расположены в Беслане и во Владикавказе. В обители находится признанная религиозная святыня – икона Успения Пресвятой Богородицы, которой приписываются чудотворные свойства. На территории Аланского скита, приютившегося на высоте 2 км над уровнем моря, по старинным чертежам построен величественный Иверский храм.

Споры вокруг даты возникновения и история

Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.

В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого.

В начале IX века он уже существовал.

Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет. Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.

Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.

Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г. Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь. Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.

После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло. Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы. Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.

История создания

История создания монастыря начинается на рубеже двух столетий в Беслане на мирском приходе пресвятой Варвары, великомученицы. В январе 2000 года в дом милосердия для православных одиноких христиан прибывают трудники. Это первые насельники, монах и иеромонах, осетины, их двое, и они должны составить основу будущей монашеской братии.

До этого они в течение года исполняли предмонашескую службу в Никольском Рыльском монастыре. Во время подготовки их наставлял легендарный архимандрит Ипполит, вскоре скончавшийся. Он послал трудников монашествовать в Беслане. Очевидно, старцу в прозрении открылась будущая трагедия Беслана, его наибольшая нужда в молитве, чем любого другого города. Есть несомненная тайна в том, что православный монастырь открывается в Беслане за несколько лет до страшной трагедии, поразившей своей жестокостью весь мир. В первый день сентября, в 2004 году чеченскими террористами была захвачена средняя школа. Были взяты в заложники все находившиеся там взрослые и дети.

Уже весной 2000 года инициативой настоятеля иерея Сергия Мальцева и по благословению Митрополита Владикавказского Гедеона основывается мужской монастырь. Он учреждается решением Синода 19.04.2000г. Под образовавшийся монастырь была передана церковь святой Варвары, а община церкви переходит в крестильный храм святого Георгия Победоносца, великомученика.

В 2003 г. владыка Гедеон благословляет создание монастыря в знаменитом Куртатинском ущелье близ села Фиагдон. Усердные монахи меньше чем за год восстанавливают храм начала XIX века, созданный в честь святых Жен Мироносиц, и возводят рядом братский монашеский корпус. Уже в феврале горестного 2004 года было совершено его открытие. По окончании строительства монастырь переезжает в Куртатинское ущелье. В Беслане остается монастырское подворье.

Позднее возводится собор чудотворной Моздокской иконы Богородицы. Вновь возведенная церковь – словно копия древних храмов Алании, сложенных из камня в лучших традициях древнеаланского зодчества.

ДУХОВНЫЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ОСЕТИИ: ПУТЬ К ОЧИЩЕНИЮ

Во время поездки в Куртатинское ущелье экскурсия в обитель обязательна – это святое место пропитано искренними молитвами тысяч верующих, поэтому буквально излучает благодать. В пяти километрах отсюда находится часовня, где шесть веков хранилась тщательно оберегаемая кавказская святыня – икона Моздокской Богородицы. Но в годы войны она была утеряна. Легенда гласит, что когда все обители Северной Осетии будут восстановлены, святыня найдется.
Иногда можно услышать про Аланский монастырь в Фиагдоне, что не совсем верно. Обитель расположена в Хидикусе, близ селения Верхний Фиагдон. Комплекс храмов выглядит очень органично среди густых лесов, покрывающих величественную стену гор – на это непременно стоит взглянуть собственными глазами!

Северная Осетия. Аланский Свято-Успенский мужской монастырь на карте.

Координаты: 42.821978, 44.274929

Современность

Успенский монастырь является духовным и просветительным центром Алании, так же, как Аланский женский монастырь. Успешное возрождение аланского монашества послужило толчком, который инициировал грандиозные духовные процессы в Осетии. Самые разные люди пришли к вере, и религиозные праздники стали привлекать бессчетное число прихожан. В монастырь потянулись паломники со всего юга России.

В тот роковой момент случилась Бесланская трагедия. За 3 дня до захвата террористами школы праздновалось Успение Богородицы. По этому поводу в Куртатинском ущелье к собору пришло неимоверное число людей. Была проведена торжественная праздничная служба, за ней последовал крестный ход. Несли к часовне мироточащий чтимый список иконы. А 1 сентября на Беслан обрушились, как смерч, силы зла. Осетия была распята за веру и за геополитическую верность России.

Случившаяся трагедия еще больше обратила людей к православной вере, уберегшей их от ожесточения. Люди, пережившие эту беду, стали креститься. В 2005 году на Крещение в монастырь обратились и были окрещены почти двести человек. Почти сто человек было окрещено в Крещенскую ночь в водах речки Фиагдон, а окунались около тысячи православных. На следующий день около ста человек крестились в монастыре в самом Беслане.

Аланский мужской монастырь является духовным и просветительским центром православной Алании. Он сотрудничает в работе с центральным отделом по переводу церковных текстов на родной язык. Церковные службы здесь ведутся и на церковнославянском, и на родном осетинском языке.

Статистика:

— первый монашеский постриг был совершен в 2001 году;
— 2001 год — в монастыре только 2 монашествующих;
— начало 2004 года — 10 насельников;
— 2008 год — 12 монахов;
— 2011 год — 14 монахов.

Свято-Успенский Аланский мужской монастырь — это самая высокогорная (около 2000 м) и самая южная действующая обитель православной церкви в России. Монастырь заслуженно пользуется признанием не только верующих Осетии, но и во всех других регионах России.

Кто такие асы

Термин «ас» на тюркских языках означает: «сбиваться с пути», «терять дорогу», «блуждать», что почти равнозначно понятию «кочевать». Именно, исходя из этого термина древние греки называли первоначально «Азией» степи Прикубанья, где они впервые узнали древних кочевников-овцеводов, носителей ямной (курганной) культуры, позднее, с расселением этих кочевников в различные регионы, название «Азия» распространилось на Среднюю, Переднюю и Малую Азию.

Термин «ас/аз» отразился в этнониме потомков древних курганников-скифов в виде «Ас-киши» («Ашкузы»). Название Ас-киши сохранилось в позднейших названиях тюркских племен Крыма, Средней и Центральной Азии. Более того, есть достаточно прямые письменные свидетельства о том, что «асы» были тождественны скифам и сарматам (Птоломей – II век н.э.; Стефан Византиец – VI век н.э.).

Как одно из ведущих подразделений, асы сохранились и в составе потомков скифов – у древних болгар. На одной из представительниц асов-болгар был женат русский князь Андрей Боголюбский. Сын Андрея Боголюбского и ясыни-болгарки – Юрий был женат на грузинской царице Тамаре.

Одним из ведущих и почетных подразделений алан были асы, именовавшиеся «Дагас», т.е. «Горный ас».

В XIV веке тюркские племена асов были известны у Дарьяльского ущелья и в Крыму. С народом асы в конце XIV века воевал в горах Центрального Кавказа, на территории Балкарии и Карачая завоеватель Тимур.

Асами до сих пор называют балкарцев их ближайшие и исторические соседи – ираноязычные осетины. Более того, термином «Ассиаг» они называют Балкарию, а Карачай именуют «Стур-Ассиаг», т.е. Большая Асия. Исходя из этих фактов, трудно верить в то, что асы являлись предками осетин. В истории нет народа, который своим именем называли бы других.

Приведенные нами факты базируются на том, что уже в VIII веке в древнетюркских надписях упоминаются тюрки-асы. Очень часто их имя употребляется как часть тюргашей, киргизов и других тюрков  в долине реки Чу. Среди тюркских народов называет асов и Махмуд Кашгарский, автор XI века. А древнерусский летописец, хорошо осведомленный о тюркских народах XII века, прямо пишет, что язык асов сродни языку печенегов. Подразделения асов известны до сих пор среди ногайцев, алтайцев, киргизов, казахов и других тюркских народов. Все сказанное свидетельствует о том, что древнейший этноним, относившийся более 5000 лет тому назад к древнейшим кочевникам-овцеводам, через скифов, болгар и алан сохранился до сих пор в названии балкарцев и карачаевцев. Асы были прямыми предками балкаро-карачаевцев.

Другие здания скита

На средней площадке около храма возведен настоятельский дом, построенный в 1862 году. Внутри дома расположена трапезная, 6 келий для монахов и кухня с пекарней.

Под скалой расположены еще 16 высеченных в скале келий и две отдельно стоящие. В одной из скальных келий расположена просфорня. Сами кельи плохо приспособлены к постоянному проживанию, там очень высокая влажность.

Для приезжих паломников в нижней части монастырского комплекса возведено 2-этажное здание из камня.

При выезде непосредственно из города стоят ворота с кельями.

Буквально в 1 км от монастыря расположен естественный скальный источник с родниковой водой. Глубина скважины около 4 метров. В 1896 году от этого источника проложен водопровод в скит.

На небольшом расстоянии от скважины возведен бассейн, на лицевой стороне которого вделана икона Успения Божией Матери и каменный крест.

Современное состояние монастыря

Монастырь находится в Мариампольском ущелье Крымских гор. Считается главной святыней всего Крымского полуострова. Церковь относится к Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем храма является архимандрит Силуан.

Ещё по теме: 9 мест в США, где можно поспать в пещере

На территории монастыря находится два кладбища – воинов Великой Отечественной войны и воинов Крымской компании.

В церкви есть копия нерукотворной иконы Божией Матери «Одигитрия Мариампольская». Находится она в гроте, высеченном в главном храме монастыря.

На сегодняшний день монастырь функционирует, его посещают паломники, проводятся экскурсии, но всё же ведутся ещё и восстановительные работы.

Три версии появления монастыря

Первая версия гласит, что в 754 году, когда в Византии началась борьба с иконами, состоялся церковный собор, на котором было решено приравнять молитвы к идолопоклонничеству, а сами иконы к идолам.

Один смелый монах по имени Михаил решился на спасение иконы из монастыря. Он длительное время скитался по всему миру и в какой-то момент попал в Крым. Отдыхая у ущелья, во сне к нему пришла Дева Мария, она пообещала, что в скором времени гонения закончатся, а монаху лучше остаться в этом ущелье. Через несколько лет, в 780 году, все пророчества сбылись. В ущелье появился монастырь, гонения прекратились.

Вторая версия появления монастыря также связана с мужчиной пастухом по имени Михаил. Ежедневно он выгуливал в ущелье свое стадо. В какой-то день он заметил огонек и пошел на свет. Зайдя в пещеру, он заметил, что свет исходит от иконы Девы Марии.

Михаил решил забрать икону и отнести домой. Проснувшись утром, он не обнаружил иконы, обыскал весь дом, все постройки. Вернувшись в пещеру, обнаружил икону там. Опять забрал ее домой, а утром не обнаружил ее, вернувшись в пещеру, нашел ее там. И так продолжалось несколько раз.

Через какое-то время, Михаил, посоветовавшись со своими товарищами, решил возвести в ущелье монастырь и через несколько лет у них получился целый пещерный город.

15 августа, в день празднования Успения Божьей Матери, произошло первое явление иконы. В честь этого события монастырь получил свое названием – Свято-Успенский.

Третья версия гласит, что в былые времена, в этих местах водился громадный змей, который беспощадно истреблял скот местного населения. Люди длительное время молились Пресвятой Богородице, чтобы та их избавила от чудовища. Однажды крестьяне заметили в скале огонь от свечки, но дотянутся до нее никак не могли. Пришлось вырубить ступени, чтобы достать до свечи. Добравшись до нее, они увидели икону, возле нее лежал мертвый змей. Так и появился пещерный монастырь.

Возможно, что эта версия лишь подтверждает то, что христианство победило язычество. Именно в православной вере змей ассоциировался с язычеством. Лик змея можно найти на изображениях Георгия Победоносца или архангела Михаила, который пронзает горло млекопитающего.

Почему стоит посетить Свято-Успенский пещерный монастырь?

Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.

Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз. Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни. К храму ведет довольно высокая и широкая лестница,

поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.

Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.

Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г. – к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев. Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.

Как добраться из Бахчисарая?

Как доехать до монастыря – наиболее актуальный вопрос последнего десятилетия у гостей Бахчисарая. Проще всего сделать это на автобусе №2, идущем от ж/д вокзала до Староселья, откуда около полукилометра придется пройти пешком.

На авто добраться до Свято-Успенской обители можно таким образом:

Туристу на заметку

Фото Свято-Успенского монастыря в Крыму, как и отзывы о нем, могут только привлечь внимание желающих посетить это удивительное место. А навестить его стоит в любое время года

Он одинаково интересен и зимой, и летом, как и его чарующие окрестные пейзажи. Сделать это несложно, между прочим, отправляясь в Бахчисарай на отдых – стоит лишь ненадолго покинуть город. А рядом с ним вы обнаружите еще один пещерный памятник прошлого – городище Чуфут-Кале, куда тоже ходит немало экскурсий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector