Святитель иннокентий кульчицкий, епископ иркутский
Содержание:
- Биография
- Биография Иннокентия Кульчицкого
- Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (+АУДИО)
- Прославление и почитание
- До канонизации святителя Софрония насчитывалось более 68 чудес
- Житие святитель Иннокентия Иркутского
- Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому, глас 3
- Большой заботой святителя Софрония было иркутское духовенство
- О чем просят святого
- Биография
- Торжество прославления Святителя Софрония состоялось 30 июня
- Почитание в православии
- В городе было построено 4 храма, в одном находились нетленные мощи святителя Иннокентия
- Александро-Невская лавра
Биография
Уроженец Черниговского полка (Гетманщина), происходил из шляхетского рода Кульчицких.
С 1695 года обучался в Киевской коллегии, где и окончил курс в 1706 или в 1708 году. Пострижение в монашество с именем Иннокентия принял в Киево-Печерской лавре в 1708 году и рукоположён в иеромонаха.
В 1710 году вызван в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и сначала преподавал словесность, а в 1714 году сделан префектом Академии и преподавателем философии, метафизики и нравственного богословия; наблюдал в то же время и за порядком жизни академистов.
В 1719 году он был вызван в Петербург в Александро-Невский монастырь со званием соборного иеромонаха и был назначен на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле, а вскоре переведён первым обер-иеромонахом в финляндский корпус, стоявший в городе Або.
4 () июля года назначен начальником миссии в Китай. В феврале 1721 года Святейший синод постановил Иннокентия «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», то есть Синод опасался происков иезуитов в Китае.
5 () марта года в Троицком соборе Александро-Невской лавры в присутствии Петра I был рукоположён во епископа Переяславского. Хиротонию совершили митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), архиепископ Новгородский и Великолуцкий Феодосий (Яновский) и епископ Псковский, Изборский и Нарвский Феофан (Прокопович).
Был вынужден остановиться в Троице-Селенгинском монастыре в Бурятии, где пробыл в течение трёх лет. Написал несколько икон для Селенгинского монастыря. Открыл духовную школу в Селенгинске.
15 () января года Святейший синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днём основания самостоятельной Иркутской епархии.
Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение четырёх лет и трёх месяцев до своей смерти в 1731 году, проживая постоянно в Вознесенском монастыре близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции Витуса Беринга.
Преставился в Вознесенском монастыре 27 ноября (8 декабря) года и погребён под алтарём деревянной Тихвинской церкви Вознесенского монастыря.
Биография Иннокентия Кульчицкого
Будущий епископ родился в семье священника на территории Черниговской Губернии. Его родители были выходцами польских дворян. При таинстве крещения мальчика назвали Иоанном. Воспитание происходило в религиозном духе. После получения базового образования,поступил в духовную академию.
Учеба ему очень нравилось, все предметы сдавал на отлично. Каждый предмет изучал с предельной внимательностью и интересом. До момента успешного завершения учебы в академии Иван был принят в монахи с именем Иннокентий. После окончания академии переехал в Москву и работал учителем в славяно-греко-латинской академии. Проработав на этой должности небольшой период времени он переехал работать в Санкт-Петербург в монастырь иноком.
Образованный и благочестивый Иоанн очень быстро обратил на себя внимание власти. В то время Петр 1 начинал образовывать православную миссию
Император искал образованного человека,который мог бы возглавить ее. На эту должность был рекомендован Иннокентий. В 1721 году на праздник седмицы было совершенно традиционное таинство святого в епископы Служение было не легким.
Несмотря на свой чин он не мог заработать денег на проживание. Кульчицкий был одаренным человеком, и чтобы не зря есть хлеб начал рисовать иконы для монастыря. Спустя четыре года переселился в Вознесенский монастырь. В тот же год умер Петр І. После смерти императора государство посетил китайский посол. Он предложил Иоанну вернутся на служение назад в Селенгинск. Но служение там не сложилось и святой вернулся на родину.
Как только Иван переселился и устроился в монастыре Вознесенском, как в Санкт-Петербурге пришло новое указание. В нем было указано информацию о назначении самостоятельного епископа в Иркутске и Нерченске. С того момента была образована кафедра, специальная для Иннокентия, что привело к столкновению интересов многих епископов. Легче жизнь от этого Иоанна не стала. У него оставалась вся та же проблема. Не было денег ни на хлеб, ни на существование в принципе.
Много бед и трудностей пришлось пережить святому. Но несмотря на все свои трудности он очень любил проводить литургии, которые служил до самой смерти. Во время сильного ухудшения своего здоровья владыка начал создавать братию. Но финансирование на свои идеи он так и не дождался. Когда о кончине узнал местный губернатор, а он был алчным человеком, у него все имение и монастырское имущество было отобрано. Умер Иннокентий 27 ноября 1731 года.
День почитания
Погребли его в деревянном гробу в каменном склепе под алтарем Тихонской церкви. Спустя 50 лет церковь загорелась. Огнем было уничтожено все что в ней было. На извлечение мощей святого не оставалось никакой надежды. После проведения длительных работ мощи были обретены. Днем памяти Иннокентия Кульчицкого считается день его смерти — 27 ноября. В этот день проводятся праздничные литургии. Более того в день памяти молитвенные прошения считаются более сильными и чудотворными.
Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (+АУДИО)
Руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский о жизни и подвиге первого архиерея Иркутской епархии. Слово произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 22 февраля 2015 года.
Дорогие братья и сёстры, несколько слов перед причастием. Сегодня Церковь отмечает память – двести десять лет со дня прославления мощей – святителя Иннокентия Кульчицского, епископа Иркутского.
Он был прославлен в 1805 году. Его жизнь была полна несбывшихся ожиданий, в частности, он был направлен на служение в Китай, куда так и не добрался, долго ожидая переправления через границу.
Это история постоянных переездов и очень короткого управления своей Иркутской епархией, всего четыре года.
Совет
И, тем не менее, он – великий святой, покровитель Сибири, Дальнего Востока и, особым образом, Китайской Православной Церкви.
Происходит из польского рода кульчийских дворян, которые перебрались в Малороссию, в Черниговскую область, откуда он родом. Родился в 1680 году, закончил в Киеве духовную академию, там был пострижен в Печерском монастыре в монашеский сан.
С детства он хотел быть проповедником, поэтому уделял внимание тем предметам, где изучалась словесность, риторика. Как учёный монах, академист, он был переведён сначала в Москву, где преподавал нравственное богословие и философию в Славяно-греко-латинской академии, затем через короткое время был переведён в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, назначен флотским обер-иеромонахом на корабль «Самсон», который базировался в Ревеле (это нынешний Таллин), а позже возглавлял всех иеромонахов Финляндской эскадры на Балтийском море
Но тоже очень короткое время
Как учёный монах, академист, он был переведён сначала в Москву, где преподавал нравственное богословие и философию в Славяно-греко-латинской академии, затем через короткое время был переведён в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, назначен флотским обер-иеромонахом на корабль «Самсон», который базировался в Ревеле (это нынешний Таллин), а позже возглавлял всех иеромонахов Финляндской эскадры на Балтийском море. Но тоже очень короткое время.
Целый год они добирались до Иркутска, затем до Селемджинска и там в течение длительного времени ожидали отправки в Китай.
Прославление и почитание
Икона начала XIX века, Частный музей русской иконы
Иннокентьевский храм в Хабаровске.Первая в городе каменная церковь, построена во второй половине XIX века. В 1960-х — начале 1990-х годов в здании размещался планетарий
Народное почитание останков святителя началось в конце XVIII века вследствие обнаружения их нетленности. В последних числах сентября 1800 года епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования. Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Святейшего синода рассмотрения дела. По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин (Вишневский), который лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 () марта года докладывал Синоду. 1 () декабря года Святейший синод с Высочайшего соизволения объявил: «Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».
Мощи святителя были открыты 19 () января года; 16 февраля того же года перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. Мощи были вскрыты безбожниками в 1921 году и позднее вывезены из храма. Повторно мощи были обретены в 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.
Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год:
- 10 (23) октября — в день памяти Собора Волынских святых;
- 26 ноября (9 декабря) — преставление;
- 10 (23) июня — в день памяти Собора Сибирских святых;
- третья неделя по Пятидесятнице — Собор Галицких и Санкт-Петербургских святых.
В честь Святителя Иннокентия была освящена домовая церковь Томской духовной семинарии (на улице Никитина в Томске).
Николо-Иннокентьевский Храм города Иркутска (Русская православная церковь, Иркутская епархия) имеет придел в честь святителя.
Храм Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (Русская православная церковь, Хабаровская епархия).
Существует душепопечительный центр во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центр является общиной монастырского типа по реабилитации наркозависимой молодёжи. Главная цель центра — оказание духовно-психологической помощи наркозависимым и их родителям.
Создана Иркутская региональная общественная организация «Братство во имя Святителя Иннокентия Иркутского».
22 сентября 2019 года, после Литургии в кафедральном соборе Богоявления, митрополит Иркутский и Ангарский Вадим совершил молебен и освятил бюст святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, открытие которого прошло в Иркутске в рамках фестиваля «Сияние России».
До канонизации святителя Софрония насчитывалось более 68 чудес
До канонизации Софрония насчитывалось более 68 чудес. Однажды при особой комиссия это было зафиксировано. В 1909 году комиссия официально засвидетельствовала останки святителя. Все время их пребывания они находились в постоянной сырости, но одеяние и тело святителя остались все равно нетленными.
В Святейший Синод обращались иерархи, советская власть и просто верующие люди, чтобы епископа как угодника Божия прославили. Для скорейшего прославления в том же году перед Святейшим Синодом состоялся Миссионерский съезд.
Многие обращались и со своим личным ходатайством. В 1914 году на Иркутском епархиальном съезде был зачитан доклад о житии и чудесах святителя Софрония.
В 1909 году комиссия официально засвидетельствовала останки святителя Софрония. Все время их пребывания они находились в постоянной сырости, но одеяние и тело святителя остались нетленными
В 1917 году в храме произошел пожар, который уничтожил гробницу и мощи. Особая комиссия засвидетельствовала прах и кости святителя, которые сохранились после пожара. Останки сложили в специальный ковчежец.
Торжество прославления святителя должно было состояться примерно — 30 июня. Но в адрес патриарха и Синода поступила записка о том, чтобы отложить погребение до 8 октября. Основания приводили довольно веские.
В это время в стране шла гражданская война, для богослужений не хватало даже свечей, поэтому многие опасались того, что прославление затянется слишком надолго. Патриарх дал согласие на то, чтобы перенести прославление на более удачное и спокойное время.
Житие святитель Иннокентия Иркутского
Будущий епископ родился в семье священнослужителя. При крещении был наречён Иоанном и воспитывался в духе великой благости и доброты.
С отличием окончил духовную академию в Киеве. К концу учёбы принял постриг и получил имя Иннокентий, с которым и оправился в мир духовенства. После преподобный работал в Москве учителем, оттуда переехал в только основанный Невский монастырь, дабы служить там настоящим примером благочестивой жизни.
Вскоре инока заметил император и предложил посвятить его в епископы и отправить в образованную в Пекине Русскую православную миссию.
Но неожиданно в стране огромное влияние получили иезуиты, которые разными способами старались помешать принятию епископа. И причиной для отказа стало «неправильное», на их взгляд, прописанное обращение к высоким чинам. Ожидая указаний из Синода, преподобный пробыл там без права выезда три года. На протяжении всего этого периода его жизнь была очень скорбной. Утешение от тяжёлых трудов он находил в служениях и постоянном чтении молитв.
Но такое пребывание в данной местности стало важным этапом в жизни святителя, ибо дало время для таких необходимых проповедей среди монгольских племён, проживающих там.
Позже преподобный получил веление переехать в Вознесенский монастырь, где должен был оставаться и трудится до новых предписаний. Туда в поисках утешения к нему стали приходить люди. Особенно хотели увидеть епископа малые дети и те, кто отличался иными взглядами на жизненные нравы.
После смерти правителя была предпринята ещё одна возможность отъезда святителя в Китай, но по стечению обстоятельств и нечестности со стороны некоторых представителей духовенства он снова вернулся в место своего последнего обитания.
И совсем скоро из Петербурга пришло высокое повеление быть преподобному епископом. С него же берёт начало самостоятельное столование иркутских епископов, которое вошло в историю Русского и мирового православия.
Жизнь владыки также была трудной и полной тягот, к тому же он не отличался крепким здоровьем. К его подвигам можно отнести такие:
- подмога в возведении храмов, часовен, школ;
- помощь всем нуждающимся, как физически, так и духовно;
- проведение проповедей и богослужений;
- творение честного и законного суда;
- определение границ епархии.
Отдельного внимание заслуживает деятельность церковного братства святителя Иннокентия Иркутского, главной целью которого было взаимное религиозно-нравственное общение его членов и распространение просвещения среди местного населения. В то же время все его деяния были исполнены настоящих чудес, за что его уважали и почитали люди
В то же время все его деяния были исполнены настоящих чудес, за что его уважали и почитали люди.
Почил великий в окружении его духовника и братии. Его кончина также стала примером несправедливости и алчности других людей. Вице-губернатор, воспользовавшись этим прискорбным случаем, алчно отобрал всё имущество, лишив всю братию даже минимальную возможности похоронить святителя и совершить литургию. И только моления и просьбы лишь немного исправили сложившееся положение. Погребён чудотворец был в церкви Тихвинской иконы Божией Матери.
По истечению малого промежутка времени Господь показал суд над теми, кто обидел святителя – и они были страшно наказами за свои злодеяния. Эти события очень поразили и воодушевили даже самых заядлых скептиков.
Тропарь святителю Иннокентию Иркутскому, глас 3
Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печалей.
Кондак святителю Иннокентию Иркутскому, глас 4
Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.
Молитва первая святителю Иннокентию Иркутскому
К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики Ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отыду отсюду и ктому не готов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая святителю Иннокентию Иркутскому
Святителю, отче Иннокентие! Призри на нас, раб Божиих (имена), и на приход (дом) сей; моли Христа Бога, да низпослет нам Духа Своего Святаго дар, во еже умудрити нас ходити пред Ним во всяком благочестии и чистоте. Мы присно заблуждаем от пути спасения: руководи нас, милостивый наш наставниче.
Мы немощни есмы в вере: утверди нас, правоверия учителю. Мы зело убози сотворихомся добрых дел: обогати нас, благосердия сокровище.
Мы присно наветуеми есмы от враг, видимых и невидимых, и озлобляеми: помози нам, безпомощных заступниче; да славословяще имя Божие во дни и в нощи, сподобимся быти наследницы и жизни вечныя, и прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и но веки веков. Аминь.
Молитвы святителю Софронию Иркутскому
Святителю Христов Софроние! Предстоя у престола Божия, призри с небесе на нас, грешных и недостойных раб Божиих (имена)! Возгрей сердца немощных людей и призови к покаянию и исправлению жизни греховныя.
Утверди нас твоею благодатною помощию, предстательством твоим и молитвами приход сей от всякого зла и навета вражия огради, спаси и сохрани именем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже славу приносим во веки.
Аминь.
Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молитвенниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию покланяющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядающаго огня.
Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своея греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся ко друг другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину. Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Большой заботой святителя Софрония было иркутское духовенство
Как только Софроний прибыл на место назначения, в Иркутск, он сразу же отдался великому делу, которое было упущено более семи лет. Большой заботой святителя было и иркутское духовенство.
Многие священники не умели даже писать. Также была проблема и в недостатке священников. Часть приходов имела хоть каких-то клириков, а часть не имела вообще. Этой работой и занялся святитель Софроний.
Как только Софроний прибыл на место назначения, в Иркутск, в Вознесенский монастырь, он сразу же отдался великому делу. Большой заботой святителя было — иркутское духовенство
Монгольская школа при монастыре помогла ему в этом. Он перевел ее в архиерейский дом, и лично следил за ходом образования. Он увеличивал и количество преподаваемых предметов, расширял их объемы по количеству часов. Впрочем, он и сам преподавал славянский и русские языки.
Для знакомства с духовенством Иркутской епархии святитель посещал самые отдаленные части города Иркутска. Целые месяцы он проводил время свое в пути, иногда ехал верхом на лошади. Святитель входил в общение со священниками, мирянами, ему хотелось все видеть своими собственными глазами. Он часто награждал священнослужителей, смещал совсем негодных от работы.
Софроний разослал по всей епархии письмо, в котором требовал для тех людей, кто принял святое Крещение — обучить вере Христовой. А также предупредить, чтобы крещенные не ходили к шаманам, и не слушали лжеучений.
О чем просят святого
Прежде всего нужно отметить, что в честь святого построен храм Иннокентия Иркутского в Хабаровске. В нем проводятся ежедневные литургии:
- утренние проводятся 9:00;
- вечерние в 17:00.
В 1905 году был совершен крестный ход вокруг Вознесенского монастыря в честь празднования столетия обретения мощей святого Иннокентия Кульчицкого. Рака мощей выносилась из храма. В тот день собралось много людей, чтобы обратится к святому со следующими просьбами:
- просят избавления от телесных недугов;
- просят исцеления от наркомании и алкоголизма;
- укрепления в вере.
Прошения читают как у иконы святителя так и у его мощей. Можно произносить специальную молитву, которая находится в молитвослове. Но также разрешается обращаться к святому и простыми словами. Главное чтобы они были искренними.
Не нельзя просить у святого материального блага. Такие молитвы не будут услышаны.Помните, что к какому бы святому вы не обращались главное быть искренним. После того как будет послана помощь, нужно обязательно сходить в храм, преклонится перед образом преподобного и прочесть благодарственную молитву.
Молитва Святителю Иннокентию Иркутскому:
Храни Вас Господи!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом епископе:
Иконы
Биография
Родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречен в крещении Иоанном. В 1803 году его отец скончался и мать осталась с четырьмя детьми на руках. Чтобы помочь бедствующей семье Ивана взял к себе брат его отца, диакон Димитрий Попов, взявшись учить его грамоте по Часослову и Псалтири. Уже в семь лет мальчик читал в храме «Апостол». Мать пыталась устроить сына на место отца пономарем, чтобы помочь себе и оставшимся детям, но ее попытки оказались напрасны.
В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую семинарию. В семинарии в то время училось не менее семи воспитанников с такими же именем и фамилией, поэтому ректор решил переменить фамилии некоторым из учеников. В 1814 году Иван получил фамилию Вениаминов, в честь недавно скончавшегося архиепископа Вениамина (Румовского-Краснопевкова).
В 1817 году Иван Вениаминов вступил в брак, а 13 мая того же года был рукоположён во диакона к Градо-Иркутской Благовещенской церкви. В июне 1818 пришло распоряжение прислать из Иркутской семинарии двух учеников для обучения в Московской Духовной Академии, но Иван, как женатый человек, к тому же диакон не мог быть послан в академию. Поэтому по окончании семинарии он был определён учителем в приходское училище.
18 мая 1821 года был рукоположён в пресвитера.
По благословению епископа Иркутского и Нерчинского Михаила (Бурдукова), 29 июля 1824 года был назначен миссионером (7 мая отправился в путь, прибыл на место 29 июля) в Америку. Вскоре со своим семейством прибыл на остров Уналашка в Русской Америке, где пробыл пятнадцать лет. Просвещал обитателей Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, крестил тысячи людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них детей. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов.
22 августа 1834 года был переведён в Новоархангельский порт на остров Ситху, для просвещения колошей.
8 ноября 1838 года отправился в Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.
25 декабря 1839 года был возведён в сан протоиерея.
29 ноября 1840, по смерти супруги, митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) был пострижен в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского; и 30 ноября возведён в сан архимандрита.
15 декабря 1840 года был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1840 году публикуются «Записки об островах Уналашкинского отдела», результат 16 летних наблюдений Иннокентия на Аляске.
В 1843, 1840 и 1850 годах — совершил поездки по епархии, которая охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова.
С 21 апреля 1850 года — архиепископ.
В 1858 году вместе с Н. Н. Муравьёвым отправлился по Амуру для переговоров с китайскими послами о границе между государствами, в результате которых в мае в городе Айгуне был заключён новый мирный договор с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.
В 1858 году переехал из Якутска в Благовещенск, который стал центром Камчатской епархии. По его проекту и при его непосредственном участии в городе был построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом — комплекс из шести деревянных зданий.
В 1857 году был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.
5 января 1868 года был назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета.
Скончался 31 марта 1879 года; погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в церкви Филарета Милостивого.
Одним из первых высказал необходимость строительства на Дальнем Востоке православного монастыря, из-за чего был построен Свято-Троицкий Николаевский монастырь.
Торжество прославления Святителя Софрония состоялось 30 июня
Торжество прославления Святителя Софрония состоялось 30 июня. Именно тогда священником Тихоном были написаны тропарь и кондак, и была составлена служба. Иеромонахом Порфирием был написан акафист святому. Раку с мощами перенесли в иркутский храм во имя Владимирской иконы Божией Матери.
С 1937 года, храм закрыли, и святыня оказалась под спудом. В настоящее время святителя Софрония чтит весь православный мир.
В настоящее время святителя Софрония чтит весь православный мир, к нему очень часто обращаются с молитвами о помощи
Тропарь глас 4:
От юности Христа возлюбил еси, блаженне Софроние, добре управил еси иноческия обители и, архиерейства саном почтен быв, упасл еси Иркутскую паству, темже и по преставлении дарования чудес от Бога приял еси и молиши Христа Бога избавити нас от бед и спасти души наша.
Тропарь глас 1:
Скорый в бедах и скорбех заступниче, отче иерарше страны Сибирский, святителю Софроние, на Небеси предстояй с первоиерархом Иркутския Церкве и всеми святыми, выну имаши благоволение Господа славы, призри на люди, притекающия к честным останкам святых мощей твоих, с верою и любовию слезно просящия твоея помощи и заступления, моли, Егоже проповедал еси людем Сибири, избавити я от находящих зол и наветов вражиих, просветити людей оляденевшая древле неверием сердца, даровати утверждение веры Христовы и спасти души наша.
Кондак глас 4:
Соименнаго мудрости иерарха, изрядное Церкве Иркутския украшение, отца нашего святителя Софрония любовию восхвалим, вси вернии, той бо есть хранитель града и страны сея и молитвенник о душах наших.
Кондак глас 3:
Пастырей Начальнику, Христу, трудился еси, святителю Софроние, на пажити духовней северныя страны нашел, языцы монгольстии от прелести и скверны идольския избавляя, привел еси я к свету веры Христовой, и ныне, со Ангелы Владычню Престолу предстоя, моли непрестанно о всех нас, избавити ны от бед и спасти души наша.
Молитва святителю Софронию:
Святче Божий, святителю Христов, добрый пастырю словеснаго стада, человече Божий, новый чудотворче и неусыпный к Богу молитвенниче за страну сию, отче Софроние, призри с высоты Небесныя на нас, с верою и любовию поклоняющихся образу твоему и честным останкам святых мощей, в наше утешение избывшим от всепоядающаго огня. Призри, святче Божий, и виждь наше нестроение и раздоры, нашу тугу, скорбь и сердечную болезнь, от лишения братския любве пребывающия. Испроси у Христа Бога коемуждо нам благодати смирения, познание своей греховности и самоукорения, да, внимающе кийждо своей совести, престанем осуждати ближняго, клеветати и поношати, но, соединившеся друг ко другу любовию, сподобимся мирно во смирении прочее время живота нашего пожити и улучити христианскую кончину.
Да, совокупльшеся в будущей жизни со всеми святыми и с тобою, пастырю наш, прославим Единаго в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Почитание в православии
Поскольку многочисленные чудотворения на месте захоронения святого Иннокентия были зафиксированы достаточно давно, верующие почитали его задолго до канонизации. Официально он был прославлен 1804 году. В наши дни память святителя отмечают несколько раз в году: 9 февраля, 10 июня, 10 октября, 26 ноября. Несмотря на то, что в советские годы мощи святителя были вывезены из места захоронения, они были вновь чудесно обретены в 1990 году.
Прославление епископа Софрония произошло накануне разрушительной Октябрьской революции, в 1918 году. Нетленные мощи святителя пострадали во время пожара в 1917. Но благодарные прихожане сохранили фрагменты останков епископа.
В городе было построено 4 храма, в одном находились нетленные мощи святителя Иннокентия
Софроний старался благоукрашать церковь изнутри. Он строил новые дома. В Вознесенском монастыре был построен соборный храм во имя Вознесения Господня, в который были перенесены нетленные мощи святителя Иннокентия. В городе было построено еще четыре храма, в Казанском приделе Богоявленского собора впоследствии был погребен Святитель Софроний.
В Вознесенском монастыре был построен соборный храм во имя Вознесения Господня, в который были перенесены нетленные мощи святителя Иннокентия
Святитель пытался как можно больше открыть приход и снабдить их всей необходимой церковной утварью, ризницей. Служил Софроний всегда достойно, он заботился о благолепии и торжественности богослужения.
Стоит отметить и то, какой образ жизни он вел. Питался очень скудно, спал на полу, постоянно молился и никогда не пропускал монашеское молитвенное правило. Его жилище постоянно было переполнено больными, нищими и просто нуждающимся в помощи.
30 марта 1771
Святитель Софроний отошел ко Господу
После кончины, прикрытый гроб крышкой стоял целых шесть месяцев поверх пола в приделе Казанском в Иркутске. И только 8 октября того же года состоялось его предание земле.
Все это время тело святого оставалось нетленным. Вскоре от гроба святителя стали исходить чудеса. Многие приходили и молились у святых мощей. Народ, прослышавший о чудесах, стал стекаться не только из ближайших городов, но и из городов Забайкалья.
Александро-Невская лавра
Во время пребывания иеромонаха Софрония по архиерейским делам в Синоде, на него обратили особое внимание. И когда возникла необходимость пополнить братство Александро-Невского монастыря в Санкт-Петербурге, то в числе 29 иноков, вызванных из разных монастырей России, в январе 1742 года был вызван и будущий святитель
Год спустя его назначили казначеем монастыря, а в 1746 году он был утвержден в должности наместника обители, которую исполнял более семи лет.
В помощь себе он вызвал своего земляка, уроженца города Прилуки, иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевой пустыни, приписанной к Александро-Невскому монастырю. С этого времени дружба двух подвижников — иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия — все более крепла в едином пастырском делании, они уже были неразлучны вплоть до своей кончины на Сибирской земле. В эти годы святитель Софроний много трудов положил на благоустройство обители и по улучшению преподавания в находившейся при ней семинарии. Совместно с архиепископом Феодосием он заботился о должном укомплектовании монастырской библиотеки.
При нем была построена двухэтажная церковь: верхняя, во имя святого Феодора Ярославича, старшего брата святого Александра Невского, и нижняя, во имя святого Иоанна Златоуста.
В 1750 году будущий святитель участвовал в переложении святых мощей благоверного князя Александра Невского в новую, серебряную раку.
Известно, что в эти годы императрицей Елизаветой и государственными мужами в монастырь делались большие вклады. Императрица Елизавета в знак своей монаршей любви и уважения к отцу Софронию собственноручно вышила для него епитрахиль, пояс и поручи (шитые по серебряной парче и красному бархату цветными шелками, серебром и золотом).