Храм василия блаженного (покровский собор в москве)
Содержание:
- Архитектура и материалы для строительства и отделки
- vigersans
- Судьба Собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в 20 веке
- Примечания
- Святыни и престольные праздники
- История храма в XVIII-XIX веках
- Интерьеры и святыни
- Интерьер Строгоновской церкви
- Возвращение храма в РПЦ
- История постройки
- История
- Возведение храма. Облик в XVI веке.
Архитектура и материалы для строительства и отделки
Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.
Концепция церкви
Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.
Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.
Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.
С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.
Колокольня
Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.
По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.
vigersans
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Филях. Литография. Середина XIX века.
В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.
История постройки
В XVI веке Фили были подарены царем Василием III Федору Михайловичу Мстиславскому. Его сын Федор построил тут первый деревянный Покровский храм с приделом в честь Зачатия Божией Матери. Такой выбор названия придела был неслучаен, так как Федор Мстиславский был бездетным и таковым же и умер. Так как у Федора не было наследников Фили стали дворцовым селом. В окрестностях села любил охотиться царь Михаил Алексеевич.
Храм Покрова Богородицы в Филях, Москва
Во время стрелецкого бунта 1682 года были убиты два брата царицы Наталии Нарышкиной, но самый младший из них Лев уцелел и ему император Петр I подарил Фили. Вот с этого момента и начинается история храма Покрова Богородицы в Филях.
- Церковь была возведена Львом Нарышкиным в период с 1691 по 1694 года.
- Имя архитектора осталось неизвестным, потому что сгорел Нарышкинский архив. Ученые предполагают, что это был Яков Бухвостов.
- Но известны мастера, которые расписывали храм, это Карп Золотарев, Кирилл Уланов.
- В 1812 г. церковь Покрова Богородицы в Филях была разорена французами.
- Последний владелец из Нарышкиных, Эммануил Дмитриевич, продал имение П.Г. Шелапутину, который вплоть до своей смерти в 1914 г. был старостой храма и много сделал для него.
После Октябрьской революции 1917 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях оставался действующим до 1941 г. Но это было непростое время, так как верующим приходилось отстаивать храм против руководства и рабочих завода № 22, которые требовали церковь снести. Во время войны церковь пострадала от бомбежки, кроме того, были разобраны купола.
Другие храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы:
Но после войны храм верующим не отдали, здесь был открыт филиал музея им. Андрея Рублева. С 1955 года велись реставрационные работы, которые продолжались до 1980 года, когда филиал был открыт. В 1992 году нижний Покровский храм был передан верующим и с 2000 года здесь проводятся богослужения на регулярной основе.
Интерьер нижнего Покровского храма
В верхнем храме располагается музей. В 2016 году удалось договориться о том, что Покровский храм в Филях будет полностью передан Церкви, однако, экспонаты музея по-прежнему остаются в его собственности.
Интересный факт! Храм построен на деньги Наталии Нарышкиной и сам Петр I поучаствовал в его судьбе, пожертвовав на строительство 400 рублей. Он не раз бывал в Покровской церкви и пел на клиросе вместе с певчими.
- Церковь была возведена Львом Нарышкиным в период с 1691 по 1694 года.
- Имя архитектора осталось неизвестным, потому что сгорел Нарышкинский архив. Ученые предполагают, что это был Яков Бухвостов.
- Но известны мастера, которые расписывали храм, это Карп Золотарев, Кирилл Уланов.
- В 1812 г. церковь Покрова Богородицы в Филях была разорена французами.
- Последний владелец из Нарышкиных, Эммануил Дмитриевич, продал имение П.Г. Шелапутину, который вплоть до своей смерти в 1914 г. был старостой храма и много сделал для него.
Судьба Собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в 20 веке
От участи многих
религиозных сооружений при советской власти, храм спасла его архитектурная
ценность. Несмотря на бедственное положение, протекающие крыши, разбитые
стекла, повреждения во время войн и восстаний, Храм был сохранен.
Ещё в 1918 году он взят под
охрану государства как памятник мирового значения. Собор постепенно превратился
в музей.
Он был закрыт лишь короткий
период – в годы Великой Отечественной войны. После чего его популярность неуклонно
росла.
С 1990 года Собор вошёл в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а с 91г — передан в совместное использование музеем и РПЦ, благодаря чему была восстановлена колокольня и возобновлены богослужения.
Примечания
- ↑ 12 Показатели муниципальных образований. Покровское-Стрешнево(неопр.) (недоступная ссылка). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве. Дата обращения 21 октября 2010. Архивировано 8 февраля 2012 года.
- ↑ 12 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года(неопр.) . Дата обращения 25 июля 2020. Архивировано 26 июля 2018 года.
- Тушинский тоннель в Москве затопило из-за размыва и проседания грунта (неопр.) . ТАСС. Дата обращения 20 февраля 2020.
- Последствия обрушения грунта в Тушинском тоннеле ликвидировали за восемь часов (неопр.) . ТАСС. Дата обращения 20 февраля 2020.
- Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.) . Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ВПН-2010. Приложение 1. Численность населения по районам города Москвы (неопр.) . Дата обращения 16 августа 2014. Архивировано 16 августа 2014 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.) . Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.) . Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.) . Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (неопр.) . Дата обращения 6 августа 2020. Архивировано 6 августа 2015 года.
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года
- Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (неопр.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2020. Архивировано 31 июля 2020 года.
Святыни и престольные праздники
Храм хранит в себе не только память былых лет, но и настоящие святыни. Так здесь остаются:
- Мощи Николая Чудотворца.
- Мощи святого Феодора Суздальского.
- Мощи преподобного Амвросия Оптинского.
- Мощи младенцев Вифлеемских от Ирода избиенных.
Мозаичная фреска Пресвятой Богородицы на стене храма
В храме Покрова Пресвятой Богородицы также хранятся мощи и других Божьих угодников. Однако главной и, возможно, самой ценной является древний святой и чудотворный образ Покрова Пресвятой Богородицы. Он был написан еще в XVII веке.
Особенно значимыми праздниками в этом храме Покрова Пресвятой Богородицы считаются:
- Праздник апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля.
- День апостола Петра, празднуется 29 января.
- День Николая Чудотворца, который отмечается 22 мая.
В эти дни церковь устраивает торжественные богослужения, а иногда настоящие праздники.
История храма в XVIII-XIX веках
В XVIII столетии здание было реконструировано. К храмовой трапезной пристроили придел, который был освящен в честь покровителя постящихся – Феодора Тирона. Еще одна реконструкция прошла перед визитом в церковь российского царя Александра II. В 1864 году с западной стороны было пристроено закрытое крыльцо с небольшим шатром в стилистике храма.
Во время войны с Наполеоном 1812 году Рождественской церкви повезло. В отличие от других храмов города, она не пострадала при пожаре, который спалил половину Москвы. Во время войны с французами богослужения прервались только на две недели. С самого открытия состав причта не менялся. В храме служили настоятель, диакон и пономарь.
После революции церковь в Путинках закрыли не сразу. В середине 1930-х годов в стране началась активная кампания против религии, и был ликвидирован древний Высоко-Петровский монастырь. Когда это произошло, владыка Варфоломей (Ремов) со всей общиной монахов и послушников перешел в Рождественский храм. В 1938 году новые власти добились того, что верующих перестали пускать и в эту церковь.
По счастливой случайности старинное здание не разрушили, но оно осталось пустым и год за годом ветшало. Внутреннее убранство было утрачено. Долгое время в помещениях находилась репетиционная база дирекции цирков Москвы. Внутри бывшей церкви дрессировали обезьян и собак.
К концу 1950-х годов состояние Рождественской церкви было уже критическим. Чтобы замечательный образец русского зодчества не пропал, бригада мастеров под руководством архитектора Николая Николаевича Свешникова провела его капитальную реставрацию. Свешников тщательно исследовал здание от основания до куполов и подробно описал все этапы строительства.
Благодаря отлично проведенной научной реставрации, памятник архитектуры не был испорчен, и ему сумели вернуть первоначальный вид. Единственное изменение, которое допустили реставраторы – закрытое крыльцо с запада сделали открытым. После восстановления оно стало походить на русские палаты XVII столетия.
Верующие смогли вернуть святыню только в 1990 году. Старый московский храм получил статус Патриаршего подворья, а в 1991 году в нем возобновились церковные службы.
За десятилетия запустения в церкви ничего не осталось, поэтому настоятелю, прихожанам и волонтерам приходилось восстанавливать внутреннее убранство практически с нуля. Большую помощь в реставрации оказал известный актер театра и кино Александр Абдулов. В 2008 году, когда Абдулова не стало, под сводами церкви прошло его отпевание.
Интерьеры и святыни
В храме освящены три придела, а его стены украшены красивыми орнаментами. К сожалению, старинное убранство церкви не сохранилось. Внутри висят иконы современных мастеров, которые были написаны после передачи храма верующим. Многие из икон были подарены храму прихожанами.
Одна из святынь Рождественской церкви – редкая в России икона великомученика Феодора Тирона. Христианский святой жил на рубеже III-IV веков в городе Амасия, в Малой Азии. Он был воином, не послушался приказа своего военачальника и отказался приносить жертвы языческим богам. Феодору Тирону пришлось пройти через тюрьму, голод и нечеловеческие пытки, но он продолжал исповедовать христианскую веру. В 306 году несломленного воина сожгли на костре.
Интерьер Строгоновской церкви
Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.
Внутреннее обустройство церкви
В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.
Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.
В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.
Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.
Молельный зал
Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.
Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:
- Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
- Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
- Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
- Моление царя Соломона.
- Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
- Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).
Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:
- Иоанна Златоуста;
- Тихона Задонского;
- Игнатия Бренчанинова;
- Феофана Затворника;
- Григория Богослова.
Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.
Трапезная
Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.
Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.
Ниже – фрески-иллюстрации:
- беседа Господа с самаритянскою;
- несение Господом Креста;
- воскресенье четырехдневного Лазаря.
Возвращение храма в РПЦ
Правительство России своим решением в 1992 году передало храм Русской православной церкви. В это время началась масштабная кампания по сбору пожертвований на восстановление храма Покрова в Покровском-Стрешневе. В декабре 1993 года храм освятили полным чином.
Много средств, а также физических и духовных сил вложили в возрождение своего городского храма прихожане. Только за зиму 1994 года была полностью заменена кровля и установлены крест и купол. Уже на Рождество 1995 года для одиноких пожилых людей при храме было организовано представление с выступлением детских коллективов, а также вручение подарков.
Запомнился прихожанам и праздник Святого Богоявления, который прошел в храме в 1995 году. После Литургии прихожане проследовали крестным ходом на Иордань, и отец Геннадий (Трохин) освятил в парке источник.
История постройки
История храма в Путинках насчитывает почти четыреста лет. Современные стены пережили несколько исторических эпох в неизменном виде.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
Основание храма
За Тверскими воротами Белого города Москвы в начале XVII века появился деревянный храм, посвящённый Рождеству Богородицы. В исторических хрониках этого времени его называют церковью, расположенной «на Посольском дворе в Путинках». Специалисты приводят несколько версий появления этого названия:
- Церковное подворье расположилось вблизи путевого гостевого дворца, куда прибывали европейские послы и путешественники на пути в столицу Русского государства.
- За воротами начинались дороги, ведущие в разные северные города Руси, то есть церковь располагались на распутье дорог.
- В третьей версии отражены особенности городского дизайна исторической части главного русского города, прорезанной множеством улочек и переулков, которые образуют подобие гигантской паутины.
Деревянная церковь, увенчанная тремя шатрами, сгорела в большом московском пожаре 1648 года. Через год на её месте началось строительство каменного собора, большую часть средств на который выделили из государственной казны. В 1652 году строительство церкви завершилось. Её освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Царское время
Храм Рождества Богородицы, расположенный в Путинках, является последним русским шатровым культовым зданием. Через год после его освящения патриарх Никон запретил возведение церковных построек в шатровом стиле. Пристроенные в конце XVII века придел Феодора Тирона и трапезная были оформлены в стиле барокко. В это же время соорудили сторожку, из которой ход вёл на колокольню.
Западное крыльцо, увенчанное шатром, похожим по стилю на основные шпили, было построено в 1864 году. В первозданном виде до наших дней оно не сохранилось. В конце XIX века была произведена первая реставрация Рождественского храма в Путинках.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках, 1881г.Интересно: верующие люди утверждают, что здание церкви уцелело во всех потрясениях и пожарах благодаря заступничеству Богоматери. Храм не пострадал во время захвата Москвы французами, хотя все окружающие его усадьбы были разграблены и сожжены.
Советские времена
После большевистской революции церковь закрыли не сразу. В конце 20-х годов в ней обосновалась братия закрытого Высоко-Петровского монастыря. Двери божьего дома для прихожан закрыли в 1939 году. В здании разместили конторские помещения, а позднее отдали под репетиционное помещение дирекции «Цирка на сцене». Здесь проходили репетиции животных.
В конце 1950-х годов проводилась вторая реставрация, которая коснулась только внешнего облика здания. В частности, было демонтировано западное крыльцо XIX века. Оно было заменено на шатровую постройку, приближенную по стилю строениям XVII века. Эту работу признали образцом научной реставрации, позволившей сохранить древнее уникальное здание в первозданном виде.
Интересно: церковь, считающуюся сегодня памятником архитектуры федерального значения, в советские годы хотели уничтожить. По легенде подрыв назначили на 22 июня 1941 года. По понятным причинам мероприятие отменили. Так война не дала советской власти совершить роковую ошибку.
Современность
Храм вернули православной церкви в 1990 году. Он получил статус патриаршего подворья. Первым современным настоятелем церкви стал игумен Серафим. После его трагической кончины приход возглавил протоиерей Феодор Батарчуков, который является настоятелем храма Пресвятой Богородицы в Путинках по сегодняшний день.
Внутреннее убранство церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках
К моменту возвращения здания в ведение Московской патриархии внутреннее убранство было практически полностью утрачено. Церковь восстанавливалась на благотворительные средства, большую помощь в сборе которых оказывал известный актёр Александр Гавриилович Абдулов.
История
В XVII веке купец солепромышленник Григорий Строганов обосновался в Нижнем Новгороде, где возвел обширное подворье, а в 1697 году начал строить удивительную церковь, которую в народе называли Строгановской и восхищались ее красотой.
Храм в основном был построен к 1703 году, но отделочные работы затянулись на долгие годы. Это объясняется тем, что все лучшие мастера в это время были отправлены на строительство Санкт-Петербурга, к тому же тогда была введена государственная монополия на торговлю солью и Григорий Строганов на несколько лет уехал из города. Он так и не дождался окончания строительства храма (умер в 1715 году) и работы по обустройству завершила его жена Мария Яковлевна.
В 1719 году храм был освящен архиепископом Нижегородским Питиримом в честь Собора Богоматери.
Рядом находилась церковь во имя праздника Собора Пресвятой Богородицы, построенная в 1653 году. В начале XIX века ее разобрали, а название храма перешло Строгановской церкви, которую многие называют Рождественской, поскольку праздник Собора Пресвятой Богородицы отмечается на следующий день после Рождества.
В 1722 году Петр Первый присутствовал здесь на божественной литургии, после чего по его приказу храм был опечатан и открылся только в 1727 году после смерти царя. Предполагают, что причины закрытия храма могли быть следующие:
- Возможно, что Петр в двух иконах местного чина узнал те иконы, которые он заказал итальянскому художнику Луи Караваку для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, а Строганов перекупил их
- Согласно народной молве, Петр Первый заметил, что иконостас изображает Спасителя с лицом Григория Строганова. «Это что же? Я должен своему холопу кланяться?», — воскликнул рассерженный царь и выбежал из церкви. И все же эта версия маловероятна. По мнению историков, это было бы невиданным богохульством, на которое вряд ли согласился бы Григорий Строганов. А писал образ Спасителя его крепостной художник Степан Нарыков, обучавшийся живописи в Голландии.
В 1860 году колокольня храма начала крениться и за 20 лет отклонение составило 1,2 метра, поэтому в 1887 году был заменен фундамент и переложены верхние ярусы.
В 1870–1880 годах Строгановская церковь была отреставрирована по проектам архитекторов Льва Даля и Роберта Килевейна.
Возведение храма. Облик в XVI веке.
Есть разные предположения о
начале строительства Собора. Историки не могут придти к единому мнению о
достоверности какого-либо из них. По одной из версий, молодой царь вернулся в
1552 году из военного похода на Казань и принял решение, что на берегу реки
Москва, необходимо заложить церковь из дерева во славу Живоначальной Троицы с
несколькими отдельными частями, которые называются приделами. Однако, Занимавший
пост первого епископа Святитель Макарий, предложил царю Ивану IV заложить постоянную
церковь из камня. Макарий разработал главную идею и предложил композицию храма.
Однако в самом раннем
письменном сообщении о ходе строительства храма, от 1554 года, указывается, что
вначале построена временная церковь из дерева, которая простояла полгода с
небольшим, и ее пришлось снести. Затем уже на ее месте начато возведение
каменного храма.
Работали над внешним и
внутренним видом церквей, занимались руководством строительством храма русские
архитекторы Барма и Постник. Строился храм не более шести лет и в погожие дни
весны, лета, иногда осени. Собор считался полностью готовым, когда был создан
девятый престол, находящийся в южной части собора.
Собору характерна продуманная симметрия, что дает основания предполагать, что у древних архитекторов существовал четкий план строительства храма. Возводились восемь приделов, а в центре была девятая церковь. На постройке храма использовался красный и белый кирпич. Само здание храма строилось из красного кирпича, а белый использовался для фундамента, подвала и служил для создания элементов декора.
Строительство храма было
завершено осенью 1559. В ознаменование праздника Покрова Божьей Матери, который
приходится на октябрь, проведено освящение всех церквей, кроме основной
девятой.
Освящение девятой церкви
произошло летом 1561 года. Обряд по освящению храма проводил действующий глава
восточной церкви.
Церкви, находящиеся в
соборе, стали называться разными именами. Церковь, располагающаяся на востоке,
называлась именем Животворящей Троицы. Церкви, располагающиеся по бокам, были
именованы в память героев и мучеников, которые почиталась в даты сражений за
присоединение Казани и праздников:
- Киприана;
- Иустины;
- Григория;
- Александра Свирского;
- Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового;
- Николая Великорецкого;
- Варлаама Хутынского;
- Двунадесятого великого праздника Входа Господня в Иерусалим.
Главный престол получил имя в честь защитницы и покровительницы Божьей Матери. По имени главного престола весь храм стал называться Покровским.
Дополнение появилось после
сооружения, защищающего город рва, отличающегося шириной, глубиной и
неприступностью для врагов. В XIX веке защитный ров закопали, и на его месте
возникла будущая Красная площадь.
Собор удивляет необычным
для средневековья архитектурным решением. На общем фундаменте были возведены
девять независимых церквей. Культовые сооружения соединяются друг с другом и
центром переходами, которые украшены сводчатыми формами. Из всех боковых
приделов можно по переходу попасть в главный.
Изначально крытых переходов
не было, а все части соединялись открытой галереей. Как только основная часть
собора, где располагался главный алтарь была накрыта разноцветным шатром,
приделы были закрыты сводами и завершены куполами.
Звонница была открыта, она
представляла из себя трехшатровую композицию, где в пролетах арки висели
тяжелые колокола.
С течением времени Собор дополнялся и перестраивался, например, купола стали разноцветными при правлении Екатерины Великой.