Древнерусское иночество и первые монастыри на руси

Содержание:

Святой Варлаам Печерский — первый настоятель Киево-Печерской лавры

Первым игуменом первого русского монастыря стал святой Варлаам Печерский. Он был сыном одного из бояр Изяслава Ярославича. Варам имел склонность к монашеской жизни и поэтому подвизался в киевских пещерах вместе преподобными Антонием и Феодосием.

После того как монашеская община разрослась, Варлаам был преподобным Антонием поставлен игуменом монастыря. Позднее князь Изяслав (в крещении Димитрий) поставил Варлаама игуменом монастыря в честь своего покровителя — святого Димитрия.

Святой Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры. Исследователи говорят о том, что он приходился дальним родственником святому князю Владимиру. Фото: upload.wikimedia.org

Историки связывают родословную преподобного Вараама с Малковичами. Они были наследниками Марка Любчанина — деда Святого Владимира по матери Малуше. Он том, как преподобный управлял монастырем известно мало. Летописи говорят о том, что перед своей смертью он посетил Константинополь. Похоронен первый настоятель Киево-Печерской лавры в её Ближних пещерах.

Новодевичий женский монастырь

Статья: Новодевичий монастырь – древнейшая православная обитель для женщин

Вид на Новодевичий монастырь из парка Новодевичьи пруды

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Князь Ярослав и христианская вера

Владимир умер в 1015 году и было ему тогда пятьдесят четыре года.

С 1019 года начал править князь Ярослав, сын Владимира. Ревностный в вере, заботливый о благе своих подданных, он, также как и его отец, старался распространять веру и христианское просвещение. При нем значительно увеличилось число епархий, было построено много храмов в других главных русских городах. Так, в городе Юрьеве Ярослав построил храм святого Георгия. В Вышгороде была построена церковь Бориса и Глеба.

Из храмов, построенных при Ярославе, особенно выделялись: соборный храм Софии, Премудрости Божией, в Новгороде и Софийский храм в Киеве. Первый храм в Новгороде сгорел, и сын Ярослава, князь Владимир, воздвиг новый Софийский собор. Его строили и украшали мастера из Греции. Он стоит и доныне.

Прежде всего, Киевский Софийский собор, построенный и украшенный греческими мастерами, превосходил богатством и великолепием все церкви, построенные в то время на Руси. Заложен он был в честь победы над печенегами. Кроме Софийского собора, Ярослав построил две церкви и при них монастыри. Один, Георгиевский, во имя своего ангела, а другой Ирининский. Он был сооружен в честь супруги, дочери шведского короля. Кроме того, при Ярославе начал строиться Киево-Печерский монастырь; и при нем же был основан Новоторжский монастырь преподобным Ефремом.

Ярослав постоянно заботился о распространении образования в народе. Например, открыл училище в Новгороде, где обучались дети пресвитеров и старост. Он, также, от своего имени назначил священнослужителям особое жалование. Это было сделано для того, чтобы они чаще собирали народ около церкви и учили его закону Божию. Кроме того, он  собрал много книг и основал первую значительную библиотеку при Киево-Софийском соборе.

Монастыри России с чудотворными иконами

Новоиерусалимский монастырь, о котором мы уже упоминали ранее, хранит чудотворную икону Божьей Матери «Троеручницы». Бытует легенда о том, что художник, возвращаясь к своей работе, раз за разом видел пририсованную непонятно кем третью руку к его работе. Полагая, что это чья-то шутка, он стирал руку. И так продолжалось до тех пор, пока во сне ему не явилась Богоматерь, и не сказала, что рука — знак её благословения.

Чудотворная икона Божьей Матери “Троеручицы” при монастыре

Зачатьевский женский монастырь славится иконой Божьей Матери, получившей название «Милостивая». К ней обращаются в случае проблем с зачатием ребёнка, а также просто для разрешения семейных проблем.

Икона Божией Матери “Милостивая”, Зачатьевский женский монастырь

Иверская икона Божьей матери из Иверского монастыря входит в число самых ценных икон. Она изготовлена ещё в 11 веке, и была почитаема все века своего существования благодаря множеству чудес.

Если присмотреться, можно увидеть на подбородке Богоматери рану, которая появилась благодаря врагам православия.

Иверская икона божьей матери при монастыре

Русская земля не зря всегда славилась своими духовными памятниками. Монастыри не только радушно принимали всех, кто стремился уйти от мирской жизни — они ещё и являлись превосходными образцами архитектурного искусства. Вне зависимости от того, что именно вы ожидаете от монастырей, вам стоит их посетить даже в качестве простого туриста.

Предлагаем насладиться с помощью видео красотами российских монастырей:

Троице-Сергиева Лавра

Статья: Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности

Вид на Троице-Сергиеву Лавру

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Псково-Печерский монастырь

Статья: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь — северо-западный рубеж православия

Вид на постройки Псково-Печерского монастыря

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца). За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения. Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия. При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

← РОССИЯ ЕВРОПА →

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр — Бородаевского и Спасского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед — Кирилло-Белозерский монастырь.

Описание

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — выдающийся памятник религиозной архитектуры и культуры конца XIV в. в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области.

В конце XIV в. двое иноков московского Симонова Успенского монастыря, учеников Сергия Радонежского, Кирилл и Ферапонт, отправились в Белозерье. Здесь в 1397 г. они основали монастырь, позже ставший известным как Кирилло-Белозерский. Через год Ферапонт оставил Кирилла и отправился восточнее, к берегам озер Бородаевское и Спасское, где основал мужской монастырь. Таким образом датой основания монастыря считается 1398 г.

Братия монастыря быстро росла, и к началу XV в. здесь было уже несколько деревянных келий, а так же деревянная церковь Рождества Богородицы и трапезная.

Через 11 лет после основания монастыря, Ферапонт покинул обитель, и, по просьбе можайского князя Андрея, отправился в Можайск, где основал монастырь, позже ставший известным как Можайский Лужецкий монастырь. Многие годы Ферапонт хотел вернуться в Белозерье, но до конца жизни остался служить в Можайском монастыре, где и был похоронен в 1426 г. (сегодня мощи святого Ферапонта Белозерского хранятся в соборном храме Рождества Богородицы Лужецкого монастыря).

Широкую известность Ферапонтов Белозерский монастырь получил в период игуменства Мартиниана Белозерского, ученика Кирилла Белозерского.

В 1490 г. в монастыре был построен первый каменный соборный храм во имя Рождества Богородицы. Стены и иконостас собора были расписаны выдающимся иконописцем тех времен Дионисием, последователем творчества Андрея Рублева. Ферапонтовская роспись считается одной из самых поздних работ художника. Ныне в стенах монастыря работает музей фресок Дионисия.

Благодаря покровительству светских особ, таких как цари Василий III и Иван Грозный, богатые купцы и крупные церковные деятели, монастырь быстро развивался. К началу XVII в. он обладал обширными земельными владениями и являлся крупным паломническим центром. Из стен монастыря вышло несколько епископов, здесь работали известные книгописцы. Так же монастырь являлся местом ссылки для опальных церковных деятелей.

В XVI в. в монастыре построены каменная церковь Благовещения, трапезная, множество хозяйственных построек.

Из-за отсутствия крепкой каменной стены (ограда монастыря до XIX в. была деревянной), монастырь был разорен в период Смутного времени польско-литовскими интервентами.

В середине XVII в. здесь строятся церковь Мартиниана Белозерского, колокольня и надвратная церковь Богоявления и Ферапонта.

Позже монастырь стал терять свое значение и влияние. И к концу XVIII в. был упразднен. Все храмы монастыря стали приходскими. Территория была сужена и обнесена каменной стеной.

В 1904 г. монастырь возобновил свою деятельность, но уже как женский.

После становления советской власти, монастырь был вновь закрыт в 1924 г.

С 1975 г. монастырь действует как объект музейного показа.

В 2000 г. монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2014 г. монастырь был возвращен верующим. Службы в основном проходят в церкви преподобного Мартиниана и надвратных церквях. Первое богослужение в соборном храме было проведено в 2016 г. Музейное ведомство отрицательно относится к проведению служб в соборном храме, так как это негативно может сказаться на сохранности уникальной росписи. РПЦ же не настаивает на обязательном проведении служб в храме.

Это интересно: Церковь во имя Спаса Всемилостивого на Полтавской в Нижнем Новгороде — распишем по порядку

Возникновение церкви на месте пещеры

Вместе со своими учеником Феодосием, монах собрал группу таких же начинающих священников из двенадцати человек, и вместе они организовали одну из первых церквей в Киеве. Церковь была маленькая. Было всего пара икон и молитвы. Но быстро стала известной во всей Киевской Руси. Со временем стали приходить люди молиться. Все больше и больше народа стало приходить, чтобы посмотреть на новую церковь. Стало не хватать места. И Антоний решил под соседним холмом создать новую пещеру для того, чтобы там жить. Монах решил, что нужно построить настоящую церковь. Пошел к князю Киевской Руси Изяславу Ярославичу за разрешением на постройку.

Что такое монастырь простыми словами?

Монастырем называют дом для монахов, то место где они живут. А монахами являются члены религиозной общины, которые отказываются практически от всех благ жизни, посвящая свою жизнь церкви и религии. Они ведут аскетическую жизнь в монастырях. При этом это касается не только христианства – монахи есть также в иудаизме, буддизме и других религиях.

Монастырями называют обители, в которых живут монахи. А монашешская община конкретного монастыря – это их семья. Здесь все объединены одним – жить ради бога, служить ему и помнить о нем (в зависимости от конкретной религии).

Монастырь может располагаться как в городе, так и вдалеке от цивилизации. Часто – на скалах, возвышениях. По размерах они могут быть очень разными – маленький домик и крупный монастырь с не одной сотней иноков.

Монастыри обычно делятся на мужские и женские. Но и у них есть общая черта – здесь собираются мужчины или женщины, которые оставили все привязанности и вещи и пошли служить богу.

Монастырь Кандида Касса

В 397 году Санкт Ниниан построил небольшой храм из камня, именуемый Кандида Касса («Белый дом»), считающийся первым христианским сооружением на территории Шотландии. После его возведения образовалось первое поселение христиан в сторону по направлению к северу от стены Адриана.

Монастырь стал быстро разрастаться и со временем занимал видимое место непосредственно в период раннего средневековья, как и другие старейшие монастыри Европы.

Для строительства в более поздние времена использовались керамические изделия и стекло в следствии применения новейших технологических процессов и ремесел, которые были позаимствованы из Средиземноморья и Западной Франции.

Монастырь несколько раз восстанавливался после разрушений:

  1. В 1128 году был возведен новый собор и непосредственно монастырь на прежнем месте.
  2. А вот в 1822 году храм восстановил свое предназначение и стал местом сосредоточения религиозных поклонений паломников со всего земного шара.
  3. По сей день Кандида Каса в Галлоузе, (Шотландия) относится к старинным христианским монастырям в Европе.

Валаамский монастырь

Статья: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь — особая обитель земли русской

Общий вид Валаамского монастыря

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок.

Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Троице-Сергиева Лавра

Статья: Троице-Сергиева Лавра – крупнейший центр русского православия, культуры и духовности

Вид на Троице-Сергиеву Лавру

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Оптина пустынь (г. Козельск Калужской области)

Известный во всём мире монастырь. Начало древней обители положено ещё в 14 веке. Это настоящий духовный оазис вдали от трасс с сияющими куполами. Он будто отрезан от мира рекой и чистым сосновым бором. Оптина пустынь объединила на своей территории 7 храмов, главным из которых является собор во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Есть ещё храмы Казанской иконы Божией Матери, церковь Марии Египетской, храм-усыпальница Владимирской иконы Божией матери, где находятся мощи преподобных Оптинских старцев. Наверняка вы о них слышали. К прославленным боголюбивым старцам, которые являются главной святыней обители, в былые времена шли за духовным советом и исцелением.

Известный во всём мире монастырь

Так, например, к старцу Амвросию Оптинскому обращался сам Фёдор Достоевский, убитый горем после гибели своего сына. После встречи с Амвросием Фёдор Михайлович уехал обновленным. Мудрые советы и наставления Оптинских старцев сохранились до наших времён. Сегодня в сети можно найти книги с их поучениями, которые для многих стали проводником в духовный мир.

Есть здесь часовня с кладбищем

Есть здесь часовня с кладбищем, где похоронены убитые во время Пасхи в начале 90-х монахи, и святые источники.

Оптина пустынь находится в 4 км от Козельска. Здесь можно исповедаться, помолиться, а также остаться пожить, вставая с рассветом и соблюдая все правила монастыря. Отсюда люди возвращаются другими. На сайте монастыря можно ознакомится со множеством писем христиан о чудесах, произошедших благодаря старцам.

https://youtube.com/watch?v=JJIiYyTuEic

Дивеевские святые источники

Село Дивеево, находящееся в Дивеевском районе Нижегородской области, знаменито в первую очередь тем, что здесь жил и проповедовал Серафим Саровский, и тем, что в Серафимо-Дивеевском монастыре покоятся его мощи, обладающие невероятной целительной силой.

Однако не только они привлекают сюда страждущих. На территории села располагаются и святые источники, каждый их которых наделен особыми лечебными свойствами. Из каких-то водоемов можно только пить, а какие-то оборудованы удобными купальнями. Едут сюда с самыми разными заболеваниями, и, по словам тех, кто тут побывал, молящиеся получают не только физическое исцеление, но и облегчение душевных мук.

А вообще, в Дивеево находятся сразу несколько реликвий, которые считаются чудотворными. Это и мощи старцев Глинской пустоши (пустыни), и мощи Марфы Дивеевской, и список с иконы Божией Матери «Умиление», и знаменитая Святая Канавка (прим. ред. – у христиан дорожка по которой прошла Царица Небесная). И всем этим святыням приписывают способность исцелять.

Первым общежительным монастырём со строгим уставом считается Киево-Печерская Лавра

Совершенно другое устройство было у знаменитой киевской пещерной обители — Печерского монастыря. Позже его стали называть Киево-Печерской Лаврой. Первый монастырь на Руси имевший строгий общежительный студийский устав возник из аскетических устремлений отдельных лиц, происходивших из простого народа.

Лавра — это один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси, но по своему общежительному устройству, которое переняли монастыри и вне Киева, он первый.

Вид Киево-Печерской лавры в конце XIX века. Киево-Печерский монастрь признаётся первым на Руси монастырём с общежительным студийским уставом. Фото: upload.wikimedia.org

Печерский монастырь основал в 1051 году в правление великого князя киевского Ярослава Мудрого монах Антоний, происходивший из Любеча. Антоний происходил из Византии и, попав на Русь, остался недовольным распущенным образом жизни местного монашества.

В то время, а это XI век, местность, где сейчас находится Киево-Печерская Лавра (центр Киева) была покрыта лесом. Сюда уходил молиться священник соседнего села Берестова Илларион. Для уединённых молитв он выкопал здесь пещеру для себя.

Печерский монастырь основал в 1051 году монах Антоний из Любеча.

Когда Илларион стал митрополитом Киевским, его пещеру занял Антоний, пришедший с Афона, где он жил некоторое время. Монастырь был основан им на землях над пещерами, подаренных братии по воле киевского князя Святослава II Ярославича.

Произошло это, когда к Антонию присоединился Феодосий из Курска и 12 его последователей. В игумены Антоний поставил Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру.

«Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905 год. Василий Верещагин. Великая церковь стала главным храмом Лавры. Фото: upload.wikimedia.org

Когда число иноков увеличилось, они построили над пещерами церковь Успения Пресвятой Богородицы, а также кельи. Общежительный студийский устав в монастыре ввёл Феодосий. Произошло это в 1062 году, когда вместо собора иноки построили здание монастыря.

Устав Печерского (по древнерусски «печера» — это подземное жилище) монастыря позже заимствовали практически все монастыри в Древней Руси. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.

Киево Печерский монастырь

В результате в 1073 году заложили каменную церковь, оконченную и освящённую в 1089 году. Фресковую живопись и мозаики исполнили цареградские художники.

В советское время братия Киево-Печерской Лавры подверглась гонениям

В советское время братия Киево-Печерской Лавры подверглась гонениям. 25 января по старому стилю большевики увезли и убили настоятеля Лавры — митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Боягоявленского).

С 1919 года монастырь существовал как артель. С начала 1924 году Лаврой стал управлять непосредственно патриарх Тихон. 15 декабря 1924 года Киевско-Печерская Лавра перешла в ведение обновленческого Всеукраинского Священного Синода.

Руины Успенского собора, 1942 год. Во время Второй мировой войны фашистские войска взорвали главный храм Киево-Печерской Лавры Успенский собор. Фото: upload.wikimedia.org

29 сентября 1926 года Лавру признали музеем. Процесс вытеснения монашеской общины им завершился к началу 1930 года полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы.

Лавра подверглась разорению. В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей.

В советское время Киево-Печерскую Лавру ликвидировали, сделав из неё музей.

В период Второй мировой войны Печерский монастырь сильно пострадал. В ней организовали полицейский участок, 3 ноября 1941 года оккупантами был взорван Успенский собор. Об этом говориться в материалах Нюрнбергского процесса.

27 сентября 1941 года немецкие власти разрешили возобновить в обители монашескую жизнь. Во главе братии стал лаврский схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе). После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.

Монастырь святого Гавриила (Мор-Габриэль)

В месте, ныне расположенном на территории турецкой провинции Мардин, в 397 г. обосновалась монашеская община. Обитель принадлежит сиро-яковитской церкви, является резиденцией митрополита.

Монастырь Мор-Габриэль

Место расположения древних сооружений – плато Тур Абдан (плато Отшельников). Сохранились:

  • храм 6 века;
  • часть более древних построек (подземное святилище);
  • византийские мозаики.

История Мор-Габриэль связана с именем святого Гавриила, упокоенного здесь в 7 в. Настоятель и епископ Габриэль обладал даром исцеления и до сих пор почитаем христианами.

Для паломников, приезжающих со всего мира, в монастыре построена гостиница.

Соловецкий мужской монастырь

Статья: Соловецкий монастырь – мощная крепость на Соловецких островах России

Вид на Соловецкий монастырь

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

География православных обителей

Фото: Fotokto.ru

Появление монастырей на территории России непосредственно связано с тем, как распространялась христианская вера. Изначально сложилась ситуация, когда более глубокие православные традиции сохранены в регионах, когда-то входивших в состав Киевской Руси. Если брать современную Россию, то это Владимирская, Новгородская, Рязанская и Нижегородская области.

Когда границы Руси начали расширяться в восточном направлении, в православную веру начали обращать местные народы, обитавшие на этих землях. Здесь также основывались монастыри, но их до сих пор намного меньше, чем в исконно православных районах.

Если брать северные районы России, то больше всего монастырей в настоящее время на территории Архангельской области. Их здесь восемь, в том числе знаменитый Соловецкий монастырь. В европейской части страны максимальное количество монастырей сейчас расположено во Владимирской области – 32.

Монастырскими традициями известна Вологодчина. До Октябрьской революции там располагалось более 130 монастырей, из них до наших дней сохранились только четыре.

В Москве под управлением столичной епархии находится 15 монастырей, семь из которых женские. Только две обители в России обладают почетным статусом лавры – это Троице-Сергиевская, расположенная в подмосковном Сергиевом Посаде, и Александро-Невская в Санкт-Петербурге.

Примечательно, что существует несколько монастырей, подчиняющихся РПЦ, но расположенных за границей. Например, это Елеонский и Гефсиманский монастыри в Израиле, монастырь Иова Почаевского под Мюнхеном.

В Петропавловске-Камчатском находится, пожалуй, самый молодой российский монастырь – Свято-Пантелеймонов. Послушники в нем появились только в 2000 году.

Аббатство Адмонт

На северо-западе Штирии в долине реки Энс, (Австрия) находится древнейший бенедиктинский монастырь – Аббатство Адмонт. Датой возведения считается 1074 год и основателем его задокументирован зальцбургский архиепископ Гебхард. Особой популярности святыня заимела в XII-XIII веках, когда в ней организовали школу для девочек непосредственно из знатных семей.

При монастыре была создана мастерская, где занимались монастырским скрипториумом. В ней монах продуктивно трудились над перепиской древних рукописей. Именно в этот период и произошла закладка основ будущей славно известной библиотеки.

Во времена турецких нашествий, а также Реформации монастырь пришел в упадок, а с начала XVII по XVIII век снова обрел былую славу и влияние даже за пределами Австрии. Сегодня аббатство Адмонт славится своей неповторимой библиотекой, к тому же она считается самой большой во всем мире.

Тематическое собрание книг достаточно обширное, начиная с теологической до научной и исторической литературы. В 1865 году, чуть не произошла трагедия и все книги не утрачены были в сильном пожаре, но священнослужителям-монахам удалось спасти сокровище монастыря каким-то дивом.

Библиотека старейшего в Европе бенедиктинского монастыря, абатства Адмонт — изумительное по изяществу и роскоши внутреннего убранства архитектурное сооружение.

Нужно отметить, что само книгохранилище представляет собой шедевр художества. Весь монастырь – это архитектурное сооружение, поражающее своим очарованием и роскошью, исполненной в стиле барокко. Посетить монастырь Адмонт можно начиная с 24 марта и по 31 декабря. Для туристов дверь отворена с 10:00 до 17:00 в любой день недели.

Александро-Невская Лавра

Статья: Александро-Невская лавра — архитектурный комплекс, построенный в память о Великой победе в Невской битве

Общий вид на постройки Александро-Невской Лавры

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Соловки

Соловецкий архипелаг – так называют это место, находящееся в Архангельской области. Там есть Святое озеро и гора Голгофа – это самая высокая гора всех Соловков. Люди приезжают сюда больше для того, чтобы отдохнуть душой. На территории острова имеется множество старинных построек и просто красивых природных мест.

Здесь открывается прекрасный вид, который может исцелить человека от любых душевных терзаний, дурных напастей. Это мистическое и одновременно загадочное место, которое обладает особой энергетикой: здесь можно увидеть такие загадочные древние сооружения, как дольмены, курганы и лабиринты из камней.

Киево-Печерскую Лавру постоянно разоряли кочевники

В 1096 году недавно построенную обитель разорили половцы. Они разграбили и подвергли поруганию православные святыни. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

Монастырь огородили частоколом. Позже при нём построили странноприимный дом, который устроил Феодосий для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов.

Взятие Киева монголами. Самое страшное разорение случилось с Киево-Печерской Лаврой после того, как монголы взяли Киев. Фото: upload.wikimedia.org

В 1151 году монастырь разграбили уже торки. Разорялся монастырь также в 1169 году и в 1203 году. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.

После этого монахи обители частично разбежались, частично же были убиты. Известно, что уже; в XIV веке монастырь был уже возобновлен. Построенная на его территории великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

Самое ужасное разорение Киево-Печерской Лавры произошло в 1240 году.

В 1300 и 1399 году монголо-татары опять взяли Киев и разграбили Лавру. После того, как в 1470 году киевский князь Семён Олелькович возобновил и украсил великую церковь, в 1482 году крымско-татарское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь.

За счёт щедрых пожертвований Киево-Печерская Лавра быстро восстановилась. В 1593 году ей уже принадлежало два города — Радомысль и Васильков, а также до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. В XV века обители даровано право посылать в Москву монахов для сбора пожертвований.

Менгли I Герай (в центре) со своим сыном и наследником Мехмедом Гераем (слева) и османским султаном Баязидом II (справа). Войска Менгли Гарая (Герея) также неоднократно разоряли Печерский монастырь. Фото: upload.wikimedia.org

В 1596 году предпринята попытка переподчинить монастырь, который находился в непосредственном подчинении Вселенского патриарха киевскому униатскому митрополиту. Монахи восстали против этого и оказали вооружённое сопротивление, руководил ими архимандрит Никифор Тур.

В 1598 году униаты предприняли вторую попытку захвата монастыря, но она потерпела неудачу. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector