Введение во храм пресвятой богородицы и наше воцерковление
Содержание:
- Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Событие праздника и его эортологическая динамика
- История возникновения церковного праздника
- Популярное за 7 дней
- История праздника
- Иконография
- В ожидании Рождества
- Святоотеческая экзегеза праздника
- Введению во храм Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
- Использованные материалы
- В. Олийник
- История о чуде
- Что Церковь вспоминает?
- Литература[править | править код]
- Почему этот праздник особенный?
- Исполнение пророчеств
- Что можно и что нельзя делать на праздник
- Навстречу Рождающемуся Царю
- Использованная литература
Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его…За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь.
Событие праздника и его эортологическая динамика
Введение во храм Пресвятой Богородицы –
один из великих церковных праздников, который связан с
приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в
Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Для начала нужно особо подчеркнуть:
событие праздника не упоминается в канонических
Евангелиях и известно из более поздних апокрифических
текстов, таких как греческое Протоевангелие Иакова II
века (7: 2–3) и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX
столетия. Они отражают устное предание, но, разумеется,
дополнены подробностями из библейских книг, имеющих
прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а
также из евангельской истории Сретения (Лк. 2: 22–38).
Праведные Иоаким и Анна. Икона XVII век
Опираясь на упомянутые источники, можно
восстановить такую событийную композицию: родители
Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь
достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный
ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в
Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные
отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками,
для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной
сердечностью. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст,
легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и
благословлена первосвященником, по преданию – Захарией,
отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как
одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена
во Святая Святых, куда имел право входить только
первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30: 10; Евр. 9:
7). «А какое значение в деле воспитания и
предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот
алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного
присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и
без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей
древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем
было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою
открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом
мгновенной смерти охраняемое не только от входа в него,
но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в
потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для
еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть
там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним,
всем существом почувствовать действительное присутствие,
действительную близость Бога» [].
Таким образом, была явлена исключительная роль Марии в
судьбе человечества.
Событие Введения стало началом нового
этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при
Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор,
пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело
посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и
рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять
девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать
отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Обращаясь к эортологии, нужно сказать:
Введение во храм Пресвятой Богородицы в настоящее время
входит в число великих двунадесятых праздников и имеет
устойчивое место в церковном календаре.
Но установлено данное празднование
позднее других из этого ряда. Правильнее всего связывать
его появление с деятельностью императора Юстиниана I. Он
построил в 543 году на развалинах Иерусалимского храма
огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и
названную им Новой, для отличия от прежней,
располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.
В VIII столетии данный праздник
отмечается в некоторых месяцесловах, хотя сведения о нем
крайне скудны, видимо, потому, что служба на Введение
совершалась без отличительной торжественности. Вместе с
тем к указанному периоду относятся две пространные
гомилии, приписываемые патриарху Константинопольскому
Герману I († 740). Их наличие может свидетельствовать о
традиции, пусть до конца и не устоявшейся, празднования
Введения в Константинополе VIII века.
Уже с IX столетия праздник получает
широкое распространение на христианском Востоке.
Однако Введение во храм долгое время
характеризовалось нестабильным эортологическим статусом.
Окончательно оно вошло в число двунадесятых праздников
только после XIV века, хотя во многих вариантах
Студийских и Иерусалимских типиконов XI–XIV столетия оно
уравнивается с остальными величественными праздниками.
При этом даже в печатных типиконах XVII века явная
богослужебная специфичность Введения указывает на то,
что оно несколько уступает последним.
В качестве даты празднования практически
повсеместно принято 21 ноября. Исключение составляют
только коптские месяцесловы, в которых Введение
отмечается 29 ноября, а также отдельные календари,
бытующие в Римской Церкви, где оно было подвижным
праздником и праздновалось в воскресный день после 11
ноября.
История возникновения церковного праздника
Дата праздника не является переходной, то есть не зависит от перемены количества дней в году, является предустановленной. Новый стиль определяет дату празднования 4 декабря, по старому стилю она выпадала на 21 ноября.
События, которые положили начало установлению даты, описаны религиозной литературой. Они были изучены церковными историками по сохранившимся апокрифам:
- сочинения Георгия Никомидийского;
- учения Феофилакта Болгарского;
- описания патриарха Терновского.
Они переведены на русский язык и повествуют о событиях, начиная с описания жизни Святой Анны. Она была женой Святого Иоакима и состояла с ним в бездетном браке на протяжении долгих лет. Источники утверждают, что перед зачатием к Святой Анне явился ангел и возвестил ей о ближайшем рождении ребенка. Она пообещала ангелу, что отдаст дитя для служения Богу, как ценный дар.
На протяжении 3 лет после рождения Марии Святая Анна и ее муж Иоаким воспитывали девочку в соответствии с четкими представлениями о христианстве. Когда девочке исполнилось три полных года, мать и отец взяли ее за руки и повели во храм.
По некоторым источникам, перед этим Иоаким позвал нескольких непорочных девушек иудейских и попросил их зажечь светильники по пути следования семьи. По его словам, этот акт возвещал о бесценном даре. Иоаким также хотел, чтобы дочь не знала сомнений, стремилась исполнить предначертанное ей и любила свой нелегкий выбор.
Некоторые древние апокрифы свидетельствует о том, что Марию встретил первосвященник Захария. Он поставил девочку на первую ступень высокой лестницы и осенил крестным знамением. По преданию, девочка взбежала по лестнице, забыв о родителях, не ведая страха или опасения.
По источникам, Мария прожила рядом с непорочными девами иудейскими около 12 лет. На протяжении этого времени она усердно молилась, читала священные книги, занималась рукоделием. Молитвы начинались задолго до начала дня и заканчивались только для того, чтобы заняться усердной работой.
Григорий Никодимийский утверждает, что на протяжении жизни во храме Мария не прекращала общаться с ангелами, полностью осознавала свою будущую судьбу.
Праздник Введения был широко популяризирован с начала IX века, а с XIV века он прочно вошел в число важнейших праздников после Пасхи. Уже в XV веке Введение Богородицы отмечалось наравне с остальными двунадесятыми праздниками.
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41
Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24
История праздника
На Пресвятой Богородице лежал величайший подвиг любви и самоотречения, к которому готовилась не только она, но и десятки поколений до нее. Богородица Мария – самая чистая и смиренная из всех рожденных на земле.
Родители Марии долго не могли зачать ребенка, поэтому пообещали, что если счастье наступит, они обязательно посвятят жизнь малыша Богу. Так и случилось. В возрасте 3 лет маленькую Марию повели в Иерусалимский храм, где первосвященник Захария ввел ее в Святая Святых, куда было запрещено входить всем и даже священникам. Именно это время и считается началом Нового Завета.
Мария стала жить при храме, где воспитывалась благочестивыми женщинами, занималась рукоделием, читала Священное Писание и молилась. Из праздничного Богослужения мы можем узнать, что к Богородице иногда спускался Ангел Божий и приносил пищу. Именно он, как свидетельствуют некоторые источники, и поведал Марии и воле Божьей. Стоит отметить, что о жизни Богородицы от введения во храм до поднятия на небеса, практически нигде не упоминается.
Первые упоминания о праздновании можно найти в сочинениях Григория Нисского, опубликованных в IV веке. Изначально событие отмечалось не так торжественно, как в более позднее время. Считается, что праздник стал относиться к двунадесятым только в XIV веке.
Иконография
Введение во храм Богородицы выразилось на посвященных этому событию иконах. Знаменитая икона с одноименным названием изображает маленькую Марию рядом с родителями. Будущий отец Ивана Предтечи протягивает руки к маленькой девочке, тем самым приглашая ее во храм. За спинами родителей девочки стоят иудейские девственницы, склонив голову, ожидая дальнейших событий.
Примечательно, что на Божью Матерь, которой только исполнилось 3 года, надет мафорий. Это традиционная одежда замужних женщин. Тем самым иконописцы подчеркивают принадлежность Марии к событиям, последующим через 10 лет.
В ожидании Рождества
На праздничном богослужении на Введение становится вдруг ясно, как близко Рождество. В это время ожидания с детьми начинают говорить о скором Рождении Младенца Иисуса. Что делают, когда ждут ребенка? Готовят приданое, мечтают поскорей его увидеть, бояться что-то сделать неправильно. Рождество Христово ждут точно так же. Приданое для Господа — выученные детьми колядки, тропарь и кондак Рождества.
Хорошо в этот период читать на ночь святочные рассказы и сказки, истории об обездоленных людях со счастливым концом. Детям нравятся воспоминания Шмелева, рассказы Никифорова-Волгина, повести Диккенса. Прекрасные рассказы о рождестве есть у Куприна — “Бедный принц”, “Чудесный доктор”, “Тапер”. Все это приготовит детскую душу к встрече Богомладенца. Чтобы не огорчить Иисуса, дети стремятся вести себя хорошо, учатся контролировать свои поступки. В этот благодатный период в детской душе крепнет вера. Взрослый человек не единожды впоследствии возвратится мыслями в те памятные дни рождественского поста.
Святоотеческая экзегеза праздника
Патристические лекционарии, начиная с XI
века, обычно приводят для чтения на службе Введения во
храм одно (или оба) из двух слов святителя Георгия
Никомидийского, которые кодифицируются во всех
Студийских типиконах: «Хорошие оснований начатки –
нынешнее торжество» и «Сияния Божественных торжеств».
Зачастую упоминается и произведение
Германа I Константинопольского «Вот и снова другое
торжество». Патриарх с большим воодушевлением передает
слова старца Захарии, обращенные к Отроковице: «Вот я
Тебя беру как старческий жезл и опору природы,
ослабленной падением; смотрю на Тебя как на будущее
укрепление ниспадших до смерти… Воссяди, Владычица;
потому что пристойно Тебе, Царице и прославленной выше
всех царств мира, восседать на такой высоте. Тебе –
Престолу высшему херувимов, подобает в жилище
освященное. Вот предлагаю Тебе, как Царице всех, по
достоинству первое седалище; восстави и Ты низверженных» [].
Реже встречаются слова святителя Тарасия
Константинопольского «Светло и чудесно нынешнее
торжество» и Иоанна Гавра «Ныне словами».
Введению во храм Пресвятой Богородицы (тропарь, кондак, задостойник, молитва и величание)
Тропарь, глас 4:
Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние,/ и челове́ков спасе́ния пропове́дание,/ в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется,/ и Христа́ всем предвозвеща́ет./ Той и мы велегла́сно возопии́м:// ра́дуйся смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.
Кондак, глас 4:
Пречи́стый храм Спа́сов,/ многоце́нный черто́г и Де́ва,/ свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия,/ днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи,/ Я́же в Ду́се Боже́ственном,/ Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии:// Сия́ есть селе́ние Небе́сное.
Задостойник
А́нгели, вхожде́ние Пречи́стыя зря́ще, удиви́шася,/ ка́ко Де́ва вни́де во свята́я святы́х.
Я́ко одушевле́нному Бо́жию киво́ту,/ да ника́коже ко́снется рука́ скве́рных,/ устне́ же ве́рных Богоро́дице немо́лчно,/ глас А́нгела воспева́юще, с ра́достию да вопию́т:/ и́стинно вы́шши всех еси́, Де́во Чи́стая.
Молитва
О, Пресвята́я Де́во, Цари́ца Небеси́ и земли́, пре́жде век избра́нная Неве́сто Бо́жия, в после́дняя же времена́ прише́дшая в храм зако́ный на обруче́ние Жениху́ Небе́сному! Ты оста́вила еси́ лю́ди Твоя́ и дом отца́ Твоего́, во е́же принести́ Себе́ в же́ртву чи́стую и непоро́чную Бо́гови, и пе́рвая дала́ еси́ обе́т всегда́шняго де́вства. Да́руй же нам соблюда́ти себе́ в целому́дрии и чистоте́ и в стра́хе Бо́жием во вся дни живота́ на́шего, да бу́дем хра́мы Ду́ха Свята́го, наипа́чи помози́ всем в подража́ние Твое́ во оби́телех живу́щим и обручи́вшим себе́ на служе́ние Бо́гови в чистоте́ де́вства провожда́ти житие́ свое́ и от ю́ности нести́ и́го Христо́во благо́е и ле́гкое, свя́то храня́ще обе́ты своя́. Ты провела́ еси́, Всечи́стая, вся дни ю́ности Твоея́ в хра́ме Госпо́днем вдали́ от собла́знов ми́ра сего́, в при́сном бо́дрствовании моли́твенном и во вся́ком воздержа́нии душе́вном и теле́снем, помози́ и нам отража́ти вся искуше́ния вра́жеския от пло́ти, ми́ра и диа́вола находя́щих на ны от ю́ности на́шея, и побежда́ти о́ныя моли́твою и посто́м. Ты в хра́ме Госпо́днем со А́нгелы пребыва́ющи, укра́силася еси́ все́ми доброде́тельми, наипа́че же смире́нием, чистото́ю и любо́вию и досто́йно воспита́лася еси́, да гото́ва бу́деши вмести́ти пло́тию Невмести́мое Сло́во Бо́жие. Сподо́би же и нам, одержи́мым го́рдостию, невоздержа́нием и ле́ностию, облещи́ся во вся́кое соверше́нство духо́вное, да угото́вает ки́йждо от нас с по́мощию Твое́ю одея́ние бра́чное ду́ши своея́ и еле́й доброде́лания, да не на́зи и негото́ви яви́мся во сре́тение Безсме́ртному Жениху́ на́шему и Сы́ну Твоему́, Христу́ Спаси́телю и Бо́гу на́шему, но да прии́мет ны с му́дрыми де́вами во оби́тели ра́йския, иде́же со все́ми святы́ми сподо́би нас вы́ну сла́вити и прославля́ти всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и Твое́ ми́лостивое заступле́ние всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим е́же в хра́м Госпо́день// вхожде́ние Твое́.
Назад к списку
Использованные материалы
- Статья из VII т. «Православной энциклопедии», М. 2004, С.343-348
Procop. De aedif. 5. 6
PG. Vol. 98. Col. 292–309, 309–320
Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 110
Niceph.Callist. Hist. eccl. 2. 3
Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401
напр. Hieros. Patr. 8, XI в.; 133, 1582 г.; 135, XIV в.; Hieros. Crucis. 7, XII в. И др.
PG. 100. Col.1420
Combefis F.Novum Auctarium Graeco-Latinae Bibliothecae Patrum. P., 1648. T. 2. P. 1069; слова св.Георгия указаны также всеми студийскими Типиконами
PG. 98. Col. 309-320
PG.98.Col. 1481-1500
Boissonade J.F. Anecdota graeca. P., 1831. Vol. 3.P. 71-111
Patm. gr. 266, IX–X вв.
Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 26
Sinait. gr. 150, X–XI вв.– Там же. С. 203
греч. «Semeron tes eudokias Teou to prooimion»
Mateos. Typicon. T. 1. P. 110
см.: Пентковский. Типикон. С. 296–298; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 319–323, 813; Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 241; Arranz. Typicon. P. 58–61
Ягич. Служебные Минеи. С. 431–436
Crypt. A. II. 7, 1300 г.
Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 365
М., 1610, 1633, 1641
см., напр.: Голубцов А. П. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1908. С. 21, 216
см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 756–757
М., 1610. Л. 421–423; М., 1633. Л. 269–271
Типикон. С. 270–272
Типикон. С. 275–276
Типикон. С. 276–278
Типикон. С. 287–288
Violakis. Typikon. S. 99–103
Vat. gr. 1613
Paris. gr. 1208; Vat. gr. 1162
Radт P. Enchiridion Liturgicum. R., 1966. Vol. 2. P. 1357
В. Олийник
Центр духовного просвещения
Библейская школа
Урок №1, «Введение в книгу Второзаконие»
2 октября 2021
Преамбула: материал этого плана урока подчинен цели послужить введением в книгу Второзаконие для воплощения названия урока.
I. Авторство, исторический контекст книги.
1. Прочитайте Втор. 1:1-5(а) (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Что представляет собою книга Второзаконие? (1 ст. – речь Моисея; традиционное название книги – Дварим – דְּבָרִ֗ים – «слова»; исключая 34-ю главу, см. 6,8 ст.)
б. Что об авторстве Второзакония упоминал Иисус? (см. Мф. 19:7,8 = Втор. 24:1 – Моисей)
в. Где была произнесена эта речь? (1,2,5 ст. – «за Иорданом в пустыне… в земле Моавитской» – чуть севернее мертвого моря)
г. Когда была произнесена эта речь? (3 ст. – «сорокового года» после исхода из Египта)
д. Какой это был год до н.э.? (см. 3Цар. 6:1 – 966 г. до н.э. – дата синхронизирована с ассирийскими хрониками; 966+479=1445 – год выхода из Египта. 1445-39=1406 год до н.э.)
2. Насколько для вас значима подлинность авторства этой книги?
II. Адресат и содержание книги.
1. Прочитайте Втор. 1:1,3,5(б) (по очереди) и ответьте на вопросы:
а. Кому адресована книга Второзаконие? (1 ст. – «Израильтянам» – в ориг. «Израилю»; 3 ст. – «сынам Израилевым»)
б. Насущна ли книга Второзаконие сегодня? (см. 29:10-15 – «с теми, которых нет здесь с нами сегодня»! см. 1Кор. 9:8-10 = Втор. 25:4 – «для нас это написано»!)
в. Каково содержание книги Второзаконие? (5 ст. – «изъяснять закон сей»)
г. Почему возникла нужда в комментарии закона? (3 ст. – 40-го года… см. 2:14-16 – новое поколение; ср. Исх. 20:17 и Втор. 5:21 – появляется «поле» – поколение землевладельцев!)
д. Что еще есть в книге, помимо комментария на закон? (1-4 гл. – обзор истории от Синая до Ханаана; 5-26 гл. – комментарий на закон; 27-33 гл. – обсуждение отношения к закону)
2. Как бы вы оценили свое знание Второзакония по шкале от 0-5?
III. Принцип любви.
1. Что говорится в нижеследующих отрывках о Божьей любви?
а. Втор. 4:35-37 («возлюбил… вывел тебя… из Египта…»)
б. Втор. 7:13 («возлюбит… благословит…»)
в. Втор. 10:18 («любит пришельца…»)
г. Втор. 23:5 («обратил… проклятие его в благословение тебе… ибо… любит тебя»)
2. Что говорится в нижеследующих отрывках о любви к Богу?
а. Втор. 6:5 («люби Господа… всем…»)
б. Втор. 10:12 («и любил Его, и служил Господу…»)
в. Втор. 11:1 («люби Господа… и соблюдай…)
г. Втор. 11:22 («любить Господа… ходить всеми путями Его… прилепляться к Нему…» (тот же глагол, что и в Быт. 2:24))
3. В чем выражается ваша любовь к Богу?
История о чуде
История праздника удивительна. У бесплодных супругов преклонных лет рождается Девочка. Ангел является родителям, и объявляет им о чуде, которое сотворит с ними Господь. Супругов, презираемых соплеменниками за мнимые прегрешения, за отсутствие детей, Бог возвеличил: Иоаким и Анна стали Богоотцами.
Как чудесно было Зачатие Пресвятой Богородицы,
так же чудесно произошло и Введение Богоотроковицы в храм. По обету, который Анна дала Господу,
дарованного Ребенка следовало посвятить Творцу. С торжественной процессией вели
свою дочь Иоаким и Анна из Назарета в Иерусалимский храм. Трехлетняя девочка
сама взбежала на 15 высоких ступеней, ведущих в храм, где была встречена
первосвященником Захариею. Затем, по наитию Святого Духа, Захария ввел Деву
Марию, Скинию Нового Завета, во Святая Святых. Во Святая Святых хранился кивот
Завета, и лишь первосвященник мог входить туда один раз в году. По Преданию,
Пречистая Дева почти все время проводила во Святилище, молясь Богу и изучая
Писание.
Что Церковь вспоминает?
Святые праведные Иоаким и Анна привели в храм свою единственную трехлетнюю дочь Марию для исполнения обета, данного Богу. Они долго молились Ему и просили даровать им дитя, а если чудо произойдет, пообещали отдать ребенка на служение Богу.
И вот уже почти потеряв надежду, Иоаким и Анна получили просимое. Будучи в преклонном возрасте, праведная Анна родила дочь, которую нарекли Марией.
С наступлением трехлетнего возраста девочка приведена в Иерусалимский храм, в котором останется жить вплоть до своего обручения с праведным Иосифом.
Предание нам говорит, что маленькая Мария, самостоятельно преодолев все крутые ступеньки, с легкостью поднялась в храм.
Наверху ее ждал священник, по одной из версий, первосвященник Захария, будущий отец святого пророка Иоанна Предтечи.
Захария ввел Марию в Святая Святых, хотя это воспрещалось: только первосвященник мог входить туда раз в год, чтобы жертвенной кровью совершить очищение грехов богоизбранного народа. Но Захария сделал это, так как ему было откровение от Господа.
С этого торжественного момента началось служение Богородицы Господу. Она проводила все время в храме в молитвах и трудах.
Литература[править | править код]
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
- Коринфский А. А. Введенье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 489—494.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
- Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
- Введение / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 293. — ISBN 5-7133-0704-2.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
- (белор.)
- (укр.)
- (укр.)
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)
Почему этот праздник особенный?
Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.
Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком
Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения
«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».
Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.
Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.
Исполнение пророчеств
Скинией Нового Завета называет Деву Марию
Церковь. Апостольское чтение в праздник Введения содержит описание скинии
Завета, освященную Моисеем. В другие Богородичные праздники читается отрывок из
Послания апостола Павла к филиппийцам.
Паремии, которые читают на Великой Вечерни, содержат прообразы Пресвятой Богородицы. В первой паремии Церковь воспевает величие Божией Матери, вместилище Господа, отождествляя ее со скинией Ветхого Завета. Как ветхозаветная скиния исполнилась славы Господней при освящении, так и на Пречистую Богородицу нисшел Дух Святой.
Во второй паремии говорится о том, как в присутствии херувимов во Святая святых был внесен Ковчег Завета. Это пророчество сбылось, когда Захария ввел Деву Марию во Святая Святых Иерусалимского храма.
В третьей паремии Божию Матерь прообразуют врата, видимые пророком Иезекиилем.
В каноне на утренней звучат слова,
пророчествующие близкое спасение: “Засияли уже лучи благодати со вступлением в
храм Божией Чистой Девы”. Богослужебные тексты на Введение содержат пророчества
о Чистой Деве, как о приношении всего человечества в жертву Богу, о Ее служении
для Воплощения Бога.
Что можно и что нельзя делать на праздник
Праздник лучше посвятить семье, близким, молитве и всему духовному, можно сходить в гости, но не устраивать пышных празднеств.
Верующие обязательно должны посетить Богослужение. Сходите в церковь, поставьте свечку Деве Марии, помолитесь с чистой душой. В этот день также можно исповедаться и причаститься. Хорошим делом будет дать милостыню или просто помочь нуждающимся.
Поскольку праздник попадает на Рождественский пост, нельзя не только принимать в пищу скоромные блюда, но и совершать те деяния, которые церковь не осуществляет во время поста, например, венчаться. Если у вас есть несрочная работа, например, рукоделие или уборка, обязательно сделайте это в другой день. Крестить ребенка в этот день не запрещено.
Что можно и нельзя есть на праздник
Поскольку праздник отмечают во время Рождественского поста, в питании придерживаются постного меню. На вашем столе могут быть различные овощи и фрукты, каши, приправленные растительным маслом, бобовые, грибы, постный хлеб. В этот день церковь также дает разрешение добавить в рацион рыбные блюда и немного вина. Скоромную пищу, мясо, яйца и молочные продукты вкушать запрещено.
Навстречу Рождающемуся Царю
С Введения начинаются приготовления к
празднованию Рождества Христова. В тропаре к празднику есть такие слова: “В
храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает”. Как в древности
вошедшая в храм Дева Мария возвестила скорое рождение Мессии, так и сегодня
вновь и вновь входит Она в храм, чтобы известить о Рождении Спаса всех душ.
На всенощном бдении накануне праздника впервые
поются ирмосы канона Рождества “Христос раждается, славите! Христос с небес
срящите!”. Святая Церковь призывает верных встречать Господа, то есть, не
оставаться безучастными к Рождению Младенца. С этого момента любящие Господа
полагают начало к исправлению своих сердец, чтобы принести их в дар Младенцу
Христу.
Использованная литература
. Скабалланович
М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. Киев, 1916.
С. 5.
. Радость богоотец
Иоакима и Анны и первосвященника Захария при Введении во
храм Приснодевы Марии // Введение во храм Пресвятой
Богородицы. Служба на праздник Введения во храм
Пресвятой Богородицы с приложением минейного сказания,
избранных статей, объяснительных примечаний и нотных
песнопений. М., 1907. С. 27.
. Подробнее см.:
Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя
Богородицы. С. 114–115.
. Квливидзе Н.В.,
Лукашевич А.А., Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой
Богородицы // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004.
С. 347.