Московский спасо-андроников монастырь

Святыни

Главной святыней монастыря является икона основания — Образ Спаса Нерукотворного, перед которым святитель Алексий дал обет во время бури на строительство обители. Около восьми десятилетий образ считался утраченным, и только в 1999 году был обретен в запасниках Исторического музея в Новодевичьем монастыре. В настоящее время в Спасском соборе имеется список этой святыни.

Образ Спаса Нерукотворного

С возрождением прихода была обретена икона преподобных Андроника и Саввы Московских Чудотворцев. Настоятель собора протоиерей Вячеслав Савиных, просматривая в библиотеке Свято-Данилова монастыря рукописный журнал «Андрониковский сборник» конца 1920-х годов, нашел в нем фотографию той самой иконы с пометкой «Церковь Иерусалимского подворья». Автор «Сборников» священник Сергий Дубровин, впоследствии архимандрит Андроник, подписывал свои статьи как «Настоятель церкви Иерусалимского подворья». Настоятель Спасского собора и прихожане обратились в храм Воскресения Словущего Иерусалимского подворья на Арбате и в его хранилищах обнаружили икону первых игуменов Спасо-Андроникова монастыря. Скорее всего, отец Сергий в свое время спас не одну икону разоренной обители, перенеся их в храм Воскресения Словущего, который никогда не закрывался. 17 ноября 1996 года икону торжественно передали общине Спасского собора. После реставрации она заняла свое место в храме.

В арках алтарных окон сохранились детали фресок времен преподобного Андрея Рублева.

Особенно следует отметить обретение шести святых мощей при раскопе в алтаре Спасского собора. В 1993 году при проведении строительных работ по устройству фундамента престола обнаружили основание древнего престола с частицей нетленных мощей в истлевшем деревянном ковчеге и две пары параллельных захоронений. Два гроба находились ближе к фундаменту северной стороны апсиды, а две выдолбленные колоды — ближе к фундаменту южной стороны. По свидетельству очевидцев о святости мощей свидетельствовало чудесное благоухание, которое при открытии колод волнами то появлялось, то исчезало. Люди, не знающие что за алтарной преградой в раскопе происходило открытие мощей, заметили благоухание у входа в храм и обратились к археологам с вопросом: «Какое масло вы там пролили?»

Вместе с мощами сохранились принадлежности монашеского облачения: параман (плетеный кожаный крест, опоясующий тело монаха), плесницы (кожаная обувь), кожаный пояс с металлической пряжкой.

История

Монастырь был и местом заключения многих известных деятелей. Самые знаменитые из узников — новгородский епископ Серапион, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий и — протопоп Аввакум («посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю — на восток, не знаю — на запад» — «Житие протопопа Аввакума»).

Монастырь разоряли: хан Седи-Ахмет, хан Девлет-Гирей, пострадал он и от поляков. Горел Свято-Андроников монастырь в московских пожарах 1748 года и 1812 года. Много чего пережил он, как переживали многие другие монастыри, жизнь которых была напрямую связана с историей страны.

При Спасо-Андрониковом монастыре был свой некрополь. Но в отличие от некрополей Донского монастыря, он был практически полностью разорен. Нужно отличать именно некрополь, в котором находили место упокоения многие известные деятели Российской империи, от «убогих домов» и мест массового захоронения.

Здесь были похоронены воины, павшие в Куликовской битве, на полях сражений Северной войны и Отечественной войны 1812 года. Здесь, по всей вероятности, были и «убогие дома» (скудельницы, буйвища), куда свозили умерших в период страшных эпидемий, а также казненных.

Здесь фактически была семейная усыпальница Лопухиных. В свое время еще Евдокия Лопухина (в ту пору — первая супруга Петра I) взяла монастырь под свое покровительство. На протяжении многих столетий представители рода Лопухиных и близких к ним родов находили место своего последнего упокоения на территории Спасо-Андроникова монастыря.

Дальнейшая история Спасо-Андроникова монастыря обычна: после революции закрыт, затем там был концентрационный лагерь ВЧК для белых офицеров (сведений о расстрелах нет). Затем — колония для беспризорников, общежитие для рабочих завода «Серп и Молот», учреждения Наркомата обороны.

Огромную роль в сохранении российского культурно-исторического наследия сыграл знаменитый архитектор П. Д. Барановский.

П.Д. Барановский (1892 — 1984 годы) — удивительный человек. Он считается основателем музея в Коломенском, спасителем Храма Василия Блаженного. Вместе с академиком И. Грабарем выступил за создание музея в Спасо-Андрониковом монастыре. Был арестован («осенью 1933 г., когда я собирал в Коломенском деревянную крепостную башню, привезенную с Белого моря, извлекал и перевозил части архитектурной обработки с разбиравшейся тогда в Москве церкви Николы Большой Крест на Ильинке, я … был арестован и затем решением Коллегии ОГПУ от 2.04.1934 г. репрессирован по ст. 58 п. 10, 11» — Автобиография), отсидел в лагерях, жил «за сто первым километром» в Александрове. Вся дальнейшая жизнь была посвящена реставрационным работам и спасению культурного достояния. Похоронен П. Барановский в некрополе Донского монастыря.

Именно он когда-то записал: «Таким образом, вместо легенды о времени и месте погребения Андрея Рублева мы сегодня обладаем неопровержимым фактом» (цитируется по автобиографии Барановского). С тех пор прошло не одно десятилетие, в 1993 году эти данные подтвердились, но есть дела, в которых спешка уже ни к чему.

Где точное место захоронения Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре — возможно, скоро узнаем. Но лучшим памятником ему на монастырской территории уже является Музей древнерусской живописи его имени.

В гордом одиночестве

Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.

Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?

Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.

Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.

Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.

Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.

Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.

В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.

Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.

Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.

По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…

Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.

Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?

Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.

Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.

Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.

Настоятели

  • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
  • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
  • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
  • Ефрем
  • Исаак
  • Иоанн (1474)
  • Митрофан (1504 — 1507)
  • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
  • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
  • Игнатий (сентябрь 1519)
  • Ефрем (февраль 1525)
  • Зосима (1531 — 1534)
  • Авраамий I (1547 — 1548)
  • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
  • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
  • Евфимий I (1571 — 1581)
  • Феодосий (? — 20 июля 1584)
  • Гурий (упом. май 1589)
  • Вассиан (1598)
  • Авраамий II (1606)
  • Сергий (1612 — 14)
  • Геннадий (1625 — 1626)
  • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
  • Серапион 8 июля 1634)
  • Макарий (1635 — 1636)
  • Порфирий (1637 — 1640)
  • Иосиф II (1641 — 1648)
  • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
  • N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
  • Гермоген (1654 — 1656)
  • Дионисий (1656 — 1660)
  • Пафнутий (1661 — 1668)
  • Пахомий I (упом. июнь 1669)
  • Никандр (1672)
  • Макарий (? — 29 августа 1674)
  • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
  • Никон (1676 — 1679)
  • Иосиф III (февраль 1681)
  • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
  • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
  • Пахомий II (1685)
  • Авраамий (? — 1687)
  • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
  • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
  • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
  • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
  • Серапион (1714 — 1722)
  • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
  • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
  • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
  • Герасим (23 марта 1726 — ?)
  • Иларион (1728)
  • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
  • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
  • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
  • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
  • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.

Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
Симон (2 мая 1776 — март 1785)
Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)

Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Адрес обители: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»).
Он находится на территории Москвы на Андроньевской площади. Если Вы не местные, то мы поможем разобраться Вам как доехать до него. Итак, сначала доберитесь до станции метро «Имени Ильича». Далее необходимо пройти или проехать одну остановку по улице Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и повернуть направо.

Приходите в обитель и посылайте свои молитвы к Господу с искренней верой.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

Православные монастыри, соборы и церкви

монастырь

Историческая значимость общины

На протяжении нескольких веков со дня своего существования общину использовали для заточения царских персон женского пола. Архитектура церковного комплекса, которая сложилась в период 16-17 столетья в последствии не претерпела каких-нибудь значительных изменений. Обитель является исключительным по сохранности моделью московского барокко за … Читать далее

На территории всей России находится большое количество святых мест. Есть несколько из них и в столице. Наиболее часто посещаемым считают Покровский монастырь в Москве Святой Матроны. В основном это связывают с тем, что большое количество паломников приезжают туда, чтобы приложится к мощам этой Святой. Ведь с 1998 года они хранятся именно здесь.

III. О времени кончины иконописцев Даниила и Андрея, старцев андрониковских.

Софийский Временник, конченный 1534 годом. Кн. I. 443. Изд. 1820.

«По мале (после нашествия Эдигея) святый Игумен Никон совещевает совет благ с братьею, еже воздвигнути храм Святые Троицы, церковь каменну и монастырь отвсюду собрав и тако, всемогущему Богу произволению Его поспешествующу, церковь прекрасну воздвиже в похвалу своему отцу (святому Сергию), егоже молитвами непрестанно предваряюще в помощь присному чаду, и тако многими добротами украсив ту, но убо зря сию подписанием неукрашену, вельми болезноваше духом и тщашеся всяко и сим украсити ю, но убо от некоих братий возбраняем бе прилучившихся прискорбных скудости ради. Но преподобный побеждаем великим желанием и верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь свершену сбирает скоро живописцы, мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели сврьшены, Даниил именем и Андрей спостник eгo и неких с ними (спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое преставление, еже по миле и по совершении дела бысть); но убо Богу помогающу сконча ти дело преподобного, абие касаются ему усердно и велми различными подписании чудных у добревше ту, могуще зрящих удивити всех и доныне конечное се рукоделие. И память себе преподобнии оставльше, посем мало нечто пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде прежде, также последи и спостьник его. Данило пречестивый, от Бога, добре поживши и в старости честне, благий конец прияша. Егда хотяше Данил телесного соуза разрешитися, абие видит возлюбленного ему прежде отшедшего Андрея в радости призывающа его. Данил же, видя Андрея, егоже желаше, вельми радости исполнився и братии предстоящим ему исповедаше пришествие спостника его, и тако в радости дух свой Господеви предаст».

История

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре. В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.). Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма. Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры). Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов. Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей. В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем. Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Поделиться

Возврат к списку

О времени преставления святого Саввы

В Книге глаголемой о российских святых, о святом Савве написано так: Преподобный Савва, игумен спасский, ученик его (Андроника), преставился в лето 6000. Нет никаких исторических данных к определению дня преставления святого Саввы. Монастырь чтит память его 13 июня в день преставления учителя его Андроника. Какая тому причина? Может быть не одна: 1) день преставления святого Саввы мог быть близок ко дню преставления святого Андроника и даже совпадать с ним; 2) могло случиться, что день преставления святого Саввы совпадал с каким-нибудь большим праздником и потому перенесен на день преставления наставника его. Могли быть и другие неизвестные нам причины к установлению празднования ему в сей день. А празднование ему началось, надо полагать, весьма рано. Ибо Пахомий Логофет, около 50–60 лет после его кончины переселившийся из Новгорода в Сергиеву Лавру, в житии преподобного Сергия называет святого Савву уже преподобным отцем нашим (значит ему воздаваемо было почитание как святому и вне обители его), говорит о чудесах от него бывших, превозносит его хвалами более чем самого Андроника, говорит, что в его время многие знали ученика Саввы, исцеленного им; следовательно празднование святому Савве установлено было едва ли позже 50 лет после его преставления, когда в монастыре, а тем более в городе, были еще современники, знавшие день кончины святого, почитаемого и при жизни от великодержавных князей и после преставления возгревавшего о себе память чудесами. К сожалению, многократные опустошения монастыря и Москвы в древности много затмили пред нами первоначальную историю монастыря. Сколько проливают света не многие строки под сборником, написанным андрониковским монахом Анфимом и выставленным на вид недавно, в наши только времена И. М. Снегиревым между рукописями Синодальной библиотеки!

Из подписи к сему сборнику мы видели, что в 1404 году святый Савва был уже игуменом.

Под духовным завещанием брата Димитрия Донского, князя Владимира Андреевича, в 1410 году написано: «а писал есмь сю грамоту пред отцы своими перед Никоном Радонежским, перед Саввою Спаським».174 В Истории Росс. Иерархии (VI, 284) и в отдельных описаниях Новоспасского монастыря игумен Савва присваивается на основании сего документа Спасу на Бору. Но поелику мы знаем, что около сего времени был игумен Савва Спасо-Андрониковский, то, по большей вероятности, можем заключать, что здесь разумеется последний, так как название монастыря по Андронику еще не утвердилось. Но есть на то и положительное доказательство. Спасу на Бору гораздо ранее самого основания Спаса-Андроникова монастыря дана была архимандрия. Все известные нам настоятели Спасского на Бору монастыря, начиная с Иоанна I в 1346 году, были архимандриты. Почему между ними оказался один игумен Савва, когда ни до него, ни после него до настоящего времени, в Спасском на Бору и Новоспасском не было ни одного игумена?

Итак, при завещании князя Владимира Андреевича был святый Савва, игумен спасо-андрониковский, почитаемый и от великодержавных князей, как говорит Пахомий. Другого монастыря во имя Спаса в то время в Москве и ее пределах не было.

Таким образом святый Савва преставился не ранее 1410 года, но и не позже 1420 года; ибо в это время, как увидим ниже, был уже игумен Александр, строитель собора.175

Неизвестно, на каком основании некоторые писатели176 утверждают, что святый Савва, по преставлении Андроника, был игуменом только четыре года.

Как зарождался Спасо-Андроников монастырь

Эта митрополическая обитель была основана в 1357 году. Основал ее митрополит Алексии по приезду домой из Константинополя. Говорят о том, что в дороге он попал в бурю на Черном море. Во время всеобщей панике он стал усердно молится и дал обет Господу построить храм и назвать его на честь того святого, в день которого путники достигнут суши. По приезду он выполнил свое обещание и построил не только храм, но и монастырь. В помощь он позвал смиренного Андроника. И уже в 1360 году появился замечательный деревянный храм. Также в него поместили и приведенную из Константинополя икону.

Также сам князь Дмитрий Донской перед Куликовской битвой возносил свои молитвы Господу в Спасском соборе. А затем благодарил Спасителя за победу. Со временем там возвели поминальную часовню на честь Дмитрия Донского.

После Андроника, настоятелем стал Савва. Многие знали его за его добродетельность еще при жизни. Мощи первого и второго настоятеля были схоронены в Спасском соборе, но на данное время их местоположение неизвестно.

Третьим игуменом стал Александр. При нем был построен белокаменный собор. На деньги купцов были проведены роспись стен и оснащение их фресками.

За все время монастырь был известен не только своими замечательными иконописными образами, но и мастерски изготовленными рукописными книгами. По своему качеству они не уступали византийским. Но в 1812 году святая обитель была практически уничтожена. При пожаре упали своды Спасского Собора. Но вскоре на деньги прихожан его восстановили. Кроме того к нему были пристроены еще два придела.

После революции в 1918 году обитель закрыли. В 1948 году начали его реставрацию, а с 1960 года начал работу музей древнерусского искусства на территории монастыря. и только в 1990 году начали проводится богослужения в Спасском соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector