Спасо-каменный монастырь

Гродненский монастырь иезуитов

Монастырь иезуитов в Гродно считался одним из самых богатых в Речи Посполитой. Его комплекс, выстроенный в стиле барокко, с великолепным кафедральным собором, коллегиумом, зданиями аптеки, жилых корпусов и хозяйственных построек занимал целый квартал в центральной части города.

Кафедральный собор Франциска Ксаверия в Гродно, или Фарный костел, является одним из трех храмов Беларуси, носящих почетный титул малой базилики. Костел действует и открыт для посещения. А вот сохранившиеся здания иезуитского комплекса теперь занимает тюрьма.

У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве

Впервые Свято-Никольский храм в Могилеве упоминается в летописях в 1522 году. Деревянную церковь не единожды перестраивали, пока пожар полностью не уничтожил ее. В начале XVII века на месте сгоревшего храма основан монастырь. Первые его постройки были деревянными, однако в 1669 году началось возведение неотапливаемого кирпичного храма. В конце XVIII века монастырский комплекс дополнился отапливаемым Онуфриевским храмом.

Покровителем Свято-Никольского монастыря был Станислав Август Понятовский. При поддержке короля Речи Посполитой в обители было открыто духовное училище и заработала типография.

Пережив разрушения войны и антирелигиозных гонений, сегодня отреставрированный комплекс Свято-Никольского монастыря с барочными храмами, звонницей, монастырским жилым домом и усыпальницей принимает паломников и путешественников

Особое внимание стоит обратить на сохранившиеся фрески XVII–XIX вв., а также золоченый иконостас, выполненный в технике сквозной резьбы — по задумке мастеров, отсутствие одинаковых деталей в нем символизирует разнообразие созданного Богом мира

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке

45 лет преподобная Евфросиния была игуменией основанного ею в предместье Полоцка женского монастыря. Открытый в 1125 году, он признан одной из древнейших православных обителей на белорусских землях. Центром духовной жизни монастыря становится деревянный храм, на месте которого, предположительно в 1152–1161 годах, был воздвигнут каменный. 30 седмиц (недель) понадобилось зодчему Иоанну на строительство святыни. По истечении этого срока епископ Полоцкий в присутствии всего княжеского рода и полочан освятил Спасо-Евфросиниевскую церковь.

В нововоздвигнутом храме поселилась сама игумения: согласно преданию, она занимала одну из маленьких келий, предположительно справа от хоров, темно-синие с зеленоватым оттенком стены которой были украшены фресками. Выполненные мастерами XII века на стенах и колоннах храма лики святых уникальны и сохранились. В конце 1990-х в храм вернулся золоченый крест, пожертвованный ему Евфросинией: точную копию созданной Лазарем Богшей реликвии изготовил ювелир-эмалировщик из Бреста Николай Кузьмич.

Архитектурный ансамбль монастыря создают Спасо-Евфросиниевская церковь, Крестовоздвиженский храм, «теплая» церковь, двухэтажный жилой дом, ворота со звонницей, совмещенные с жилым монастырским корпусом, и фундаменты существовавшего в XII–XVII вв. храма-усыпальницы. К слову, в 1910 году в Полоцк из Киева были перенесены мощи святой Евфросинии, где они сохранялись с 1187 года.

Череповец и окрестности

Череповец — Музей металлургической промышленности, Воскресенский собор;

Вантовый мост в Череповце

Усадьба Галльских — историко-этнографический музей, архитектура XIX века, сохранившиеся хозяйственные постройки, полноценная усадьба в черте города Череповца, экспозиция рассказывает историю знатных родов Череповца;

село Сизьма — церковь Николая Чудотворца второй половины XIX века, в храме — каменный крест, по преданию, приплывший сюда против течения, самообновляющаяся икона Казанской Божией Матери, часовня Ксении Петербургской, Музей истории села Сизьма, источник святого Пантелеймона, Музей пива, Музей крестьянского быта;

город Шексна — церковь Рождества Христова в Запогостье, Шекснинская ГЭС;

Дарвинский заповедник — земли заповедника расположены на полуострове на северо-западном берегу Рыбинского водохранилища. Административный центр — деревня Борок. Особо охраняемая природная территория. Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Особенности местности — торфяные острова.

Дарвинский заповедник. Фото cherra.ru

9

Легенды о монастыре

Прибывающие на остров в первую очередь видят табличку, которая расказывает о правилах монастыря. Здесь также изложена краткая история обители. К слову сказать, версия, приведенная выше, возможно, является легендой. Ведь существует еще одна история, посвящённая основанию монастыря.

Новгородский воевода, пересекая озеро, увидел на берегу язычников. Он долго беседовал с ними: пытался обратить в христианскую веру. Но все попытки оказались тщетными. На обратном пути воевода решил действовать более радикальными методами. Он сошел на берег и, недолго думая, разрушил языческое капище. На его месте поставил крест, где чуть позже и был построен монастырь. Язычники почему-то не вернулись и крест не уничтожили. Их словно след простыл. Первая версия, пожалуй, внушает больше доверия.

Ещё одна легенда гласит о том, что на остров когда-то прибыл Василий III с женой. У князя не было детей, оставалось лишь молиться Богу, что он и делал в одном из самых прославленных в ту пору монастырей. Не очень удачная легенда, потому как получается, что благодаря обители на свет появился один из самых жестоких русских правителей.

В январе до обители можно добраться по льду. Весной же он тает, создаются проблемы для построек, расположенных на берегу. В конце XIX века здесь произошел небывалый случай. Огромный камень весом 500 пудов был выброшен волнами на крышу кельи. Монахи с трудом сбросили его на землю. Посетители уверяют, что эта глыба и по сей день находится среди разрушенных построек. В 1915 году от непогоды пострадала и башенка маяка. Находилась она, кстати, в том самом месте, куда когда-то был заброшен валун.

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

  • В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.

    Историческое фото Спасо-Каменного монастыря начале ХХ века

  • Летом 1925 г. на Каменный остров прибыла комиссия, рассмотревшая вопрос о закрытии. Она определила ценность всей церковной утвари, которая переходила во владение городского музея. В этот период здесь уже не было древней литературы, старинных и дорогих предметов богослужений.
  • В комплексе все еще оставалось девять иноков, троих из них признали избегающими военной службы. Вскоре появился указ, где было объявлено об официальном закрытии комплекса. Братские кельи и настоятельские покои передали в управление отделу, занимающемуся изоляцией беспризорных детей. Через некоторое время после создания колонии на острове произошел пожар. Пламя уничтожило жилые помещения. Древние здания превратились в руины, никто не занимался реставрацией. Каменный остров сделался пристанищем для охотников и рыболовов.
  • В 30-х гг. власти взорвали Преображенский храм, колокольню оставили в качестве маяка. В послевоенный период до 1960 г. уцелевшие строения использовались рыболовным заводом. В 1970 г. сгорела монастырская гостиница, являвшаяся единственным зданием, пригодным для жилья. В итоге, Каменный остров перестали охранять, здесь нередко находили спасение моряки, попавшие в шторм. Центральный собор монастыря и трапезная совсем обветшали и стали руинами, сквозь которые пробивалась трава, на пороге обрушения находилась и колокольня.

Интересно! Отец Дионисий, единственный насельник монастыря на сегодняшний день, отметил, что главная трудность жития в подобных условиях — внешнее служение. Он вспоминает: благочестивые предки создали великолепные монастырские комплексы, которые превосходят наши мирские потребности. Для их восстановления необходимо затрачивать колоссальные усилия и средства, поэтому служителям церкви так важна финансовая и трудовая помощь со стороны мирян. Отец Дионисий заключил, что для духовного прогресса и преуспеяния в изучении Божественного Слова нужно пребывать в нищете.

История

Датой основания обители считается 19 августа 1260 года, когда тут был вынесен на сберегал попавший в свирепую бурю белозерский князь Глеб Василькович, внук величавого князя Ростовского Константина Всеволодовича. Князь, молясь Богу о спасении, отдал обет основать на том месте обитель, где суда пристанут к какому-нибудь берегу. Волнами суда князя были прибиты к Каменному острову в денек Преображения Господня. Полуостров не оказался пустынным: князь нашёл на нём несколько пустынножителей (около 23), которые, проводя тут иноческую жизнь, занимались проповедью Христовой веры посреди побережных жителей-язычников. Пустынники имели у себя маленькую часовню для молитвенных собраний. Князь исполнил собственный обет. Он повелел воздвигнуть тут храм в честь Преображения Господня, снабдил его иконами и утварью и при нём основал обитель. Настоятельство над братиею он поручил одному из пустынножителей старцу Феодору.

Новооснованная обитель, нареченная Спасо-Каменною, с самого начала собственного существования стала под особенное покровительство князей Белозерских и стремительно достигнула благоденствия, как по собственной иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших тут пострижение, так и в отношении собственного вещественного благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и величавым князьям столичным.

В XV веке Спасо-Каменный монастырь — большой религиозно-культурный центр, где подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский (отпрыск местного князя Дмитрия Заозерского).

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о 2-ух главах — 1-ая каменная постройка Российского Севера. Позже теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители пришло время упадка, который был ускорен ещё огромным пожаром в 1774 году, истребившим дотла все древесные монастырские строения. После чего пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение длилось 26 лет.

В 1801 году, по велению правителя Павла I, обитель была восстановлена под именованием Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, потому что сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни совместно с имуществом.

Восстановленная обитель опять стремительно стала развиваться и получать то религиозное значение, каким воспользовалась она до этого.

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Русская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попробовали устроить колонию для молодых преступников, которые разбежались по озари. Не считая того, осенний пожар повредил многие строения. После закрытия в 1925 году древний храм Российского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте возвышается груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который желали использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Приобретенный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на полуострове был организован пункт по приёму и переработке рыбы.

До 1971 года тут жил штатный охранник районного управления культуры. Когда должность эту уменьшили, полуостров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В текущее время из монастырских строений на полуострове сохранилась только уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века.

Невзирая на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё считается посреди памятников архитектуры XV—XVII веков, потому что сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Потом средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном полуострове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», настоятелем которого назначен игумен Дионисий (Воздвиженский).

С 14 сентября 2012 года обязанности настоятеля были переданы игумену Нестору (Кумышу). Священнослужитель будет повсевременно жить на полуострове и проводить службы в местном храме.

Рукописи горят

Немало прославленных монахов было в монастыре, но самый известный своими подвигами — преподобный Иоасаф Каменский. Ему на Каменном острове являлся Сам Спаситель и предрек вечную славу подвигам местных подвижников. В древнерусской житийной литературе описание такого видения встречается редко. После кончины святого в сентябре 1457 года мощи его прославились нетлением и чудесами и стали святыней монастыря.

В сентябре 1476 года во время страшнейшего шторма на острове начался необыкновенной силы пожар. Спасаясь в ладьях от огня, монахи во множестве гибли в водах озера. Пожар уничтожил деревянный Спасо-Преображенский собор и все деревянные строения. Уцелевшая братия и настоятель собрали остатки мощей преподобного Иоасафа в ковчежец. На пепелище сын Василия Темного, князь Андрей Меньшой выстроил новый двухэтажный каменный собор — первое каменное сооружение всего Северного края. Кирпич для собора везли из Твери и Старицы. Четыреста пятьдесят лет простоял собор. Много раз переделывался, перестраивался, горел и отстраивался заново. Даже после того опустошительного пожара в монастырской «книгохранительной палате» по переписи 1670 года хранилось 364 книги. Из них только 66 были печатными, остальные — рукописными. Среди древних письменных памятников 6 книг были на пергаменте. Увы, практически все эти сокровища сгорели и пропали в последующих пожарах и разорениях.

Во второй половине XV — начале XVI века монастырь становится одной из цитаделей нестяжательства. Здесь трудятся многие «списатели», то есть переписчики древних книг и составители новых. Среди них — один из наиболее образованных и оригинальных мыслителей XV века, которого один из идеологов нестяжательства Нил Сорский считал своим учителем, игумен Троице-Сергиева монастыря, постриженик Спасо-Каменного монастыря игумен Паисий (Ярославов). До нас дошло его творение — «Сказание о Спасо-Каменном монастыре». «Сказание» известно, по крайней мере, в шестнадцати списках XVI–XVIII веков. Хотя в нем много хронологических неточностей — составитель использовал не только письменные источники, но и устные монастырские предания, и свои воспоминания, — тем не менее этот документ — ценный источник сведений по истории Спасо-Каменного монастыря и всей монастырской истории Вологодского края.

В 1528 году в этих местах побывал великий князь Василий Иванович с супругой Еленой Глинской. Они молились о чадородии. Великий князь пожаловал монастырю «на церковное сооружение и на трапезу» шестьдесят рублей. Теплую церковь Успения Богородицы на полученные деньги построили уже в царствование сына Василия Ивановича, Ивана Грозного, который родился через четыре года после приезда высокой четы в монастырь. Василий Темный делал щедрые вклады в монастырь утварью и иконами. В частности, пожаловал семейную реликвию великих московских князей — чудотворную икону Спаса Эммануила, которую его деду Дмитрию Донскому привезли из Константинополя, и икону Богоматери Одигитрии. Где сейчас находятся эти драгоценные вклады великого князя, неизвестно.

В 1545 году указом Ивана Грозного монастырские вотчины на три года освободили от государственных и городских пошлин, а позже Грозный прислал в Спасо-Каменный колокол, отлитый в Москве.

4

Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на о. Каменный Епархиальные монастыри РПЦ

Новооснованная обитель, названная Спасо-Каменною, с самого начала своего существования стала под особое покровительство князей Белозерских и быстро достигла процветания, как по своей иноческой жизни, сиявшее святостью многих подвижников, принимавших здесь пострижение, так и в отношении своего материального благосостояния. Со времени князя Димитрия Донского обитель становится известной и великим князьям московским. В XV веке в Спасо-Каменном монастыре подвизались Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский . Время его расцвета связано с именем Дионисия Святогорца (XIV в.), который ввел в монастыре устав Святой Горы Афон. К XVII в. в обители помимо храмов было шесть небольших каменных зданий.

В 1481 году ростовскими мастерами был возведён каменный собор о двух главах — первая каменная постройка Русского Севера. Позднее теми же мастерами были выстроены сохранившиеся соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

После учреждения монастырских штатов с изъятием в казну монастырских имуществ для Спасо-Каменной обители наступило время упадка, который был ускорен ещё большим пожаром в 1774 году, истребившим дотла все деревянные монастырские строения. После этого пожара Спасо-Каменный монастырь был закрыт. И это запустение продолжалось 26 лет.

В 1801 году, по повелению императора Павла I, обитель была восстановлена под именем Белавинской Спасо-Преображенской пустыни, так как сюда была переведена братия Белавинской Богоявленской пустыни вместе с имуществом.

Восстановленная обитель снова быстро стала развиваться .

В 1892 году по указу Святейшего Синода монастырю было возвращено его прежнее наименование Спасо-Каменного. Настоятели обители носили сан архимандрита.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. После закрытия в 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня.

В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. В войну на острове был организован пункт по приёму и переработке рыбы. До 1971 года здесь жил штатный сторож районного управления культуры. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и охотников. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня XVI века. Несмотря на разрушение Спасского собора, монастырь всё ещё числится среди памятников архитектуры XV—XVII веков, так как сохранилась Успенская церковь «иже под колоколы» 1540-х гг. постройки.

C 1991 года силами энтузиастов велись работы по восстановлению Спасо-Каменного монастыря. Впоследствии средства выделялись уже из федерального бюджета.

В 2006 году на Каменном острове, указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко), было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь».

В 2010 г., к 750-летнему юбилею монастыря, завершилось восстановление колокольни, во втором ярусе которой устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. По дну Кубенского озера от берега к острову проложен силовой электрический кабель. На данный момент закончено восстановление трапезной части комплекса, продолжаются работы по воссозданию братского корпуса, включающего кельи насельников, трапезную, кухню и кладовые. На территории подворья действует монастырская гостиница, где в одном из залов западного крыла устроен музей обители.

Богослужения в храме совершаются ежедневно, Божественная литургия — по воскресным и праздничным дням

6 октября 2021 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

На заседании в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия члены Священного Синода постановили открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь на острове Каменный в Кубенском озере Усть-Кубинского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря игумена Дионисия (Воздвиженского).

От пожара до пожара

В 1657 году на Каменном острове произошел второй страшный пожар. Вновь погибли в огне древние храмы и были отстроены каменные. И все же вторая половина XVII века считается временем расцвета обители.

По описи 1670 года на острове располагались три каменных храма. На колокольне было десять колоколов. Великолепный Спасо-Преображенский собор украшало полторы сотни икон с золочеными серебряными окладами, многие — с драгоценными камнями и жемчугом. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом. На острове, кроме настоятеля, жили 93 человека, из них — 27 монахов, остальные — слуги и рабочие. В вотчине монастыря было семь сел, четыре сельца и девяносто восемь деревень. Кроме того, обитель имела в Вологде два подворья, в Тотьме — две соляные варницы.

О степени значимости монастыря свидетельствовало архимандритское настоятельство (то есть настоятель должен был иметь сан архимандрита), которое существовало здесь с 1545 года. В списке привилегированных монастырей XVII века (Вологодской степени) Спасо-Каменный стоял первым.

Как многие северные монастыри, Спасо-Каменный был местом ссылки и заточения опальных церковных деятелей. Здесь отбывал ссылку один из виднейших деятелей старообрядчества, раскольник Иван Неронов, полоцкий епископ Арсений Шишка, вице-президент Синода Георгий Дашков. За крамольные стихи под надзор настоятеля определили вологодского священника Василия Сиротина.

В июле 1774 года, после третьего страшного пожара, в котором серьезно пострадали древние каменные храмы, сгорели берегоукрепительные сооружения и стоявшие на нем кельи, Святейший Синод предписал «погоревший Спасокаменный третьеклассный монастырь упразднить, а бывших в нем настоятеля и монашествующих, также ризницу и церковную утварь перевесть в Вологодский Святодуховский монастырь, которому и именоваться тем званием, каким упраздненный монастырь в штатах 1764 года напечатан…»

5

Закрытие комплекса

Летом 1870 г. обитель князь Алексей, когда совершал путешествие из Северной столицы в Архангельск. Пробыв здесь недолго, он сделал щедрое пожертвование на благоустройство. Через 15 лет на Каменном острове с позволения епархии разрешили учредить спасательную станцию. Здесь установили маяк, отличавшийся большой мощностью. Его свет замечали за 20 верст, а в плохую погоду ориентиром для моряков и путешественников служил звон особого колокола. Команда спасателей вместе с несколькими монахами рисковала своими жизнями, когда люди попадали в опасное положение на воде. Руководство в этом деле взял на себя архимандрит Павел.

  • В 1892 г. жители близлежащих поселков и настоятель обители ходатайствовали перед Синодом о перенесении чудотворных мощей святителя Иоасафа на территорию комплекса.
  • Летом 1925 г. на Каменный остров прибыла комиссия, рассмотревшая вопрос о закрытии. Она определила ценность всей церковной утвари, которая переходила во владение городского музея. В этот период здесь уже не было древней литературы, старинных и дорогих предметов богослужений.
  • В комплексе все еще оставалось девять иноков, троих из них признали избегающими военной службы. Вскоре появился указ, где было объявлено об официальном закрытии комплекса. Братские кельи и настоятельские покои передали в управление отделу, занимающемуся изоляцией беспризорных детей. Через некоторое время после создания колонии на острове произошел пожар. Пламя уничтожило жилые помещения. Древние здания превратились в руины, никто не занимался реставрацией. Каменный остров сделался пристанищем для охотников и рыболовов.
  • В 30-х гг. власти взорвали Преображенский храм, колокольню оставили в качестве маяка. В послевоенный период до 1960 г. уцелевшие строения использовались рыболовным заводом. В 1970 г. сгорела монастырская гостиница, являвшаяся единственным зданием, пригодным для жилья. В итоге, Каменный остров перестали охранять, здесь нередко находили спасение моряки, попавшие в шторм. Центральный собор монастыря и трапезная совсем обветшали и стали руинами, сквозь которые пробивалась трава, на пороге обрушения находилась и колокольня.

Интересно! Отец Дионисий, единственный насельник монастыря на сегодняшний день, отметил, что главная трудность жития в подобных условиях — внешнее служение. Он вспоминает: благочестивые предки создали великолепные монастырские комплексы, которые превосходят наши мирские потребности. Для их восстановления необходимо затрачивать колоссальные усилия и средства, поэтому служителям церкви так важна финансовая и трудовая помощь со стороны мирян. Отец Дионисий заключил, что для духовного прогресса и преуспеяния в изучении Божественного Слова нужно пребывать в нищете.

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду, осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово, где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Нило-Сорская пустынь

Ведя рассказ о Белозерском крае, мы невольно снова и снова возвращаемся к Кирилло-Белозерскому монастырю. Это неудивительно — он играл в жизни края центральную роль, даже более значительную, чем столица — город Белозерск.
Итак, во второй половине XV века в Кирилло-Белозерском монастыре существенную роль стали играть так называемые нестяжатели. Исповедуя учение своего идейного вождя Нила Сорского, они выступали против «вещелюбия» и даже в иконописи отрицали «гладкие женовидные лица», говоря, что красота иконы не должна вступать в противоречие с ее идеей. Влияние нестяжателей было столь велико, что в этот период монастырь почти не приобретает новых земель и даже приостанавливается почти всякая строительная деятельность в обители. Впрочем, с начала следующего века среди братии становятся более популярны идеи иосифлян — сторонников взглядов Иосифа Волоцкого. Основной смысл его учения состоял в том, что церкви наращивать свое материальное благосостояние нужно и должно, дабы всегда иметь возможность обогреть нищих и накормить голодных.
А сам Нил Сорский в 1450 году вместе с учеником, иноком Иннокентием, покинул богатый Кирилло-Белозерский монастырь и основал в 18 километрах к северу собственную обитель. Поначалу это был лишь уединенный скит среди разреженного леса из берез и елей, неподалеку от речки Соры. Нил с Иннокентием срубили часовенку и две кельи на расстоянии броска камня, чтобы даже звук молитвы не нарушал безмолвия соседа. В сыром сумраке своей кельи записывал старец мысли о благоговейном созерцании: «Утишь ум, освободи от плена помыслов… внимай сердцу».
Но приходили монахи и просились жить подле отшельника, движимые желанием подражать ему. Нил Сорский с большой тщательностью выбирал братию, принимал лишь тех, кто действительно отличился в иноческом труде. К концу его жизни в обители насчитывалось не более двенадцати келий, и одна деревянная церковка Сретения Господня. Церковь поставили на другом берегу Соры, посреди обширного болотистого луга, а землю под ее основание иноки носили в коробах на собственных спинах.Скончался преподобный Нил Сорский в мае 1508 года, и был похоронен у стен Сретенской церкви. Вскоре после его кончины рядом воздвигли вторую церковь, теплую, с трапезной, во имя Ефрема Сирина, особо чтимого Нилом. Позднее над гробом преподобного поставили церковь Иоанна Предтечи.
За последующие триста лет обитель пришла в полный упадок. Но в начале XIX века идеи Нила Сорского обрели вторую жизнь. Его разрозненные труды стали изучать, а в Сорскую обитель в 1836 году пришел инок Никон, в схиме Нил.
Он застал обитель в плачевном состоянии. Покосившиеся кельи, восемь человек монахов, и все — сосланные сюда из Кириллова за нерадивость и пьянство. Никону удалось в короткие сроки возродить пустынь. Очень скоро собралась достойная братия. На месте деревянных церквей поднялся каменный трехпрестольный собор во имя Тихвинской Божией Матери. Церковь Иоанна Предтечи перенесли в скит, к келье преподобного. А на той болотистой низине, куда когда-то Нил Сорский с единомышленниками носили землю под церковь Сретения, образовалась новая обитель — Нило-Сорская пустынь. Ее окружила каменная стена с кельями, а над вратами поднялся храм Покрова.
Эта стена с деревянными башенками по углам существует и сейчас. Вот только скрывает она теперь не святую обитель, а нечто совсем иное. Здесь помещается интернат для душевнобольных.
Над входом сохранились очертания надвратной церкви, но из-за ограды не видно ни одного креста. От Тихвинского собора остались лишь стены, главы срублены, притворы разрушены. Могила преподобного Нила Сорского у юго-восточного угла храма никак не отмечена. Место, где стоял скит преподобного, поросло кустарником.
Пустынь — довольно уединенное и оторванное от цивилизации место. Вокруг бывшего монастыря теплится крохотная деревенька, куда дважды в день — утром и вечером — приходит автобус из Кириллова. Белье полощут в сильно обмелевшей Соре, превратившейся с годами в узкий заболоченный ручек. А ведь когда-то она давала большие уловы, вращала мельничные жернова…
Да и неудивительно, что место, называемое в народе без особого пиетета «психушкой», не пользуется особой популярностью. Ни жители Кириллова и Ферапонтова, ни экскурсоводы не укажут вам туда дороги. Эта обитель скорби и безысходности — не место для туристов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector