Некрополь донского монастыря

Историческое место Москвы, где находится, как добраться

Донской монастырь находится в Москве по адресу: Донская площадь, 1- 3.

В воскресение монастырь открыт с 6 до 20, в остальные дни часы его работы: с 7:30 до 19 часов. Богослужения проходят ежедневно. Но если вам нужно узнать расписание определённых служб или, например, как и когда можно совершить соборование, то такие вопросы лучше предварительно уточнить на сайте или по телефону монастыря.

И конечно, здесь есть свои правила: женщинам не нужно приходить в короткой юбке, шортах или в брюках. Головной платок при входе в храм обязателен. Нельзя пить, курить, в общем, соблюдайте элементарные правила вежливого поведения, принятые в религиозных местах.

Посетить Донское кладбище можно ежедневно. Время его работы меняется в зависимости от сезона: летом — с 9 до 19 часов, зимой — с 9 до 17 часов.

Добраться до монастыря удобнее всего на метро. Ближайшие к нему станции: Шаболовская или Ленинский проспект. Потом надо будет немного пройти пешком. Конечно, доехать до Донского монастыря можно и на автомобиле, и на автобусах № 111, 196, М1, на троллейбусах под номерами 4, 7, М4 ехать до Улицы Стасовой. Если вам удобнее, садитесь в трамвай № 14 или 39, он довезёт вас до Университета дружбы народов. Потом немного прогуляетесь — и вы у ворот монастыря.

Заканчивая свой фотоочерк, хочу пригласить и вас на интересную и познавательную экскурсию в Донской монастырь, столько всего повидавший и переживший на своём веку. А чтобы лучше сориентироваться во всех храмах и постройках Донского монастыря в Москве, предлагаю воспользоваться схемой расположения объектов на территории обители.

Ну а тем, кто любит более наглядные картинки, удобнее будет объемная карта территории обители.

На карте ниже Вы также сможете определить точное местонахождение Донского монастыря в Москве и всех его многочисленных храмов (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Координаты Донского монастыря в Москве (вход): 55.71428, 37.59994.

Моя поездка состоялась 10 января 2018 года. Рядом находится еще один восхитительный по красоте и величию Даниловский монастырь, а также недалеко расположено Даниловское кладбище, где похоронено много знаменитых людей, и куда до сих пор приходят люди на могилки матушки Матронушки и старца Аристоклия.

Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от станции метро Тульская. Это была гостиница «Даниловская», расположенная на территории одноименного монастыря. Есть более бюджетный вариант отеля «Серпуховской Двор», который находится чуть дальше от метро, но здесь очень комфортное проживание с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Настоятели, наместники

  • Гурий (упом. 1598)
  • Сергий (упом. 1621)
  • Евфросин (? — 1634) отставлен
  • Феодосий (1 мая 1634 — упом. 1635)
  • Афанасий (30 ноября 1678 — февраль 1681)
  • Герасим (упом. июнь 1682)
  • Леонтий (упом. июнь-июль 1683)
  • Никон (август 1683 — июнь 1689)
  • Антоний (Одинович) (упом. 1692 — упом. 1697)
  • Арсений (Кириллов) (упом. 1 июля 1697 — ?)

Антоний (Одинович) (6 июля 1698 — 18 марта 1705)
Лаврентий (Габашвили) (1705 — 20 мая 1720)
Иерофей (Прилуцкий) (14 августа 1720 — 19 июля 1721)
Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
Матфей (Шушерин) (11 июля 1727 — 17 октября 1728)
Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728 — 26 марта 1732)
Кирилл Иерусалимита (10 апреля 1732 — 4 марта 1747)
Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
Иоанн (Козлович) (8 мая 1748 — 7 марта 1753)
Варлаам (Лящевский) (1 мая 1753 — 28 июля 1774)
Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
Павел (Зернов) (сентябрь 1776 — 15 апреля 1778)
Аввакум (Миланкович) (26 апреля 1778 — 1 марта 1792)
Платон (Любарский) (31 марта 1792 — 26 февраля 1794)
Иоанникий (Полонский) (февраль 1794 — 12 апреля 1795)
Иакинф (Карпинский) (18 апреля 1795 — 18 декабря 1797)
Евлампий (Введенский) (1798 — 29 июня 1801)
Виктор (Прокопович-Антонский) (29 июня 1801 — 11 декабря 1809)
Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 1816)
Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (28 января 1816 — 15 июля 1817)
Евгений (Казанцев) (30 июля 1817 — 14 июля 1818)
Феофил (Татарский) (28 августа 1818 — 23 марта 1819)
Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
Дионисий (Цветаев) (31 июля 1821 — 15 июля 1823)
Афанасий (Петриев) (23 июня 1823 — 17 октября 1832 )
Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
Симеон (Авдуловский) (3 августа 1850 — 21 февраля 1852)
Агапит (Вознесенский) (21 июня 1852 — 1 января 1854)

Афанасий (упом. 1853)

Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)

  • Павел
  • Аркадий (Яценко) (1862 — 1869)

Аркадий (Яценко) (1869 — 1878 )

Иаков (Кротков) (1884/1885 — 1 декабря 1885)
Герман (Осецкий) (16 февраля 1886 — 18 декабря 1895)
Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
Иаков (1906 — 13 декабря 1909 ) архим.
Алексий (Опоцкий) (1910 — 20 декабря 1914)

Никон (Пурлевский) (1918 — 1919)

Назарий (Кириллов) (1919 — 1920 )
Алексий (Палицын) (1922 — 1924)
Московские и всея Руси патриархи (с 1991)

  • Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • Фома (Демчук) (26 февраля 2021 — 25 августа 2020)
  • Евгений (Кульберг) (25 августа — 8 декабря 2020)
  • Феогност (Гузиков) (с 8 декабря 2020)

Монастырь в XX веке

Православная обитель известна тем, что в ее стенах провел последние годы жизни патриарх Тихон. После революционных событий 1917 года он публично осудил творившиеся зверства и за это был подвергнут преследованиям. Патриарха изолировали от паствы, и он жил в монастыре.

Весной 1925 года опального церковного иерарха похоронили в Малом монастырском соборе. На следующий год обитель закрыли. На ее территории создали антирелигиозный музей. Потом здесь открыли интернат, а после него — фабрику и молочную ферму.

С 1935 года на монастырской территории заработал музей архитектуры. Для него из разных концов города стали привозить фрагменты старинных построек, подлежащих уничтожению. Так в бывшую обитель попали горельефы разрушенного Храма Христа Спасителя, древние надгробия с разрытых кладбищ и резные наличники, снятые с Сухаревской башни.

Малый собор Донской Богоматери

Через несколько лет после Великой Отечественной войны церкви вернули Малый собор, но саму обитель восстанавливать не стали. Вопрос о возрождении монастырской жизни был поднят в 1982 году, но несколько лет обсуждений не привели ни к какому результату. Лишь в 1990 году монастырские здания стали собственностью церкви. После этого здесь начались масштабные реставрационные работы.

Донской монастырь, Москва.

Выходим с Нового Донского кладбища и заходим через западные ворота (1730-1753 года) в виде колокольни с надвратной церковью Святых Елизаветы и Захарии на территорию Донского монастыря (на фото ниже слева). Аналогичная колокольня 1714 года с надвратной церковью Тихвинской иконы Божьей матери есть с северной стороны монастыря (на фото ниже справа).

Строительство монастыря началось в 1591 году на месте Гуляй-города. Крымский хан Газы II Гирей с огромным войском подошёл к стенам Москвы и Гуляй-город был создан для отражения нападения(хан кстати позорно бежал). По традиции в Гуляй-городе действовал походный храм с главной реликвией Донской иконой Божьей матери. Именно этой иконой в 1380 году Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Не мудрено, что и монастырь решили назвать в честь иконы Донским.

Первое строение монастыря это названный потом Малый собор Донской Богоматери. На момент моего посещения монастыря собор был заставлен лесами. На фото ниже он является фоном к надгробию князю Галицыну.

Самые старые сооружения монастыря, которые мы сейчас видим, кроме выше перечисленных: громадные стены с 12 башнями (XVII век),

и главная церковь Донского монастыря – Большой собор Донской Богоматери (XVII век). В Большом соборе находятся самые старые захоронения Донского монастыря. В 1704 году архимандрит Донского монастыря стал настоятель имеретинской (Грузия) церкви Габашвили. За время его правления собор превратился в усыпальницу царей Грузии и их родственников, среди которых семья царя Имеретии Арчила II, представители династии Багратионов, потомки мингрельских царей Дадиани. В советское время большая часть надгробий была разрушена.

Из более поздних построек XVIII века: кельи монахов, духовная семинария и столовая для паломников. В столовой очень вкусно кормят, а какой там морс…

Ниже показана схема монастыря с указанием главных строений.

Новое Донское кладбище

Есть и Новое Донское кладбище, у него другой вход и другая история. Появилось оно в конце XIX века, а особую мрачную славу приобрело, когда там был организован первый массовый крематорий (1927 год). Кого только нет — от разведчика Р. Абеля (разведчиков там вообще покоится много) до певицы Майи Кристалинской и актрисы Фаины Раневской.

Но главная страшная достопримечательность — братские могилы. Сюда из тюрьмы Лефортово, из подвалов Лубянки свозились трупы расстрелянных. Здесь они все вместе: К. Блюхер, М. Н. Тухачевский, Михаил Кольцов, Всеволод Мейерхольд, Исаак Бабель… Список огромен. А смысл записей один, страшные три «Р»: «родился…- расстрелян…- реабилитирован».

И есть там еще одна братская могила — умерших в московских госпиталях воинов Великой Отечественной — около 15000 человек…

Кладбища — конечно, не место для праздных прогулок. Но Донской монастырь с его двумя кладбищами — огромная часть истории. Навсегда — нашей общей непростой истории.

Политика Дмитрия Донского

Время правления Дмитрия Донского характеризуется расширением границ княжества. В это же время укрепился союз с Великим Новгородом. В 1375 году завершилось противостояние Москвы и Твери. После взятия штурмом Твери Дмитрий был признан «братом старшим». Дмитрию Ивановичу удалось сформировать вокруг себя команду помощников и сторонников, которые в дальнейшем стали главной опорой великого князя.

В 1366 году Дмитрий Иванович продолжил укрепление Москвы. Был построен новый каменный кремль, что спасло город через несколько лет. В 1368 и 1370 годах великий Литовский князь Ольгерд предпринял попытки взять город штурмом. Новые стены выдержали натиск врага, а захватчики потерпели поражение.

Дмитрий Иванович добился окончательного присоединения таких земель, как Галич Мерьский, Углич, Белоозеро, а также Костромское, Дмитровское, Чухломское, Стародубское княжества. В 1376 году волжские булгары были побеждены и уже не представляли реальной угрозы.

Салтычиха

Недалеко от могилы Чаадаева предположительно находится могила Дарьи Николаевны Салтыковой, последовательницы барона де Сада. В наше время это чудовище назвали бы серийным убийцей. Овдовев в 26 лет, она унаследовала поместья и около 600 крестьян. Когда ее бросил любовник Николай Тютчев (дед Федора Тютчева, русского поэта) Салтыкова стала вымещать злобу на своих крепостных.

Ее издевательствам подвергались в основном красивые молодые девушки. Это состояние современные психиатры характеризуют как эпилептоидную психопатию. Немотивированная агрессия, садистские наклонности, постоянно мрачное настроение и раздражение — признаки этой патологии.

Салтычиха «извела людей крепостных 139, из них душ загубила – три, а остальные женщины» (в то время женщины «душами» не являлись). Суд над Салтычихой начался сразу после воцарения Екатерины II. Он длился 6 лет. Садистку приговорили к позорному столбу и заточению в каземате в монастыре. Умерла она в 1801 г. и похоронена на Старом Донском кладбище.

Где ее могила, точно не известно. Разные исследователи указывают на несколько мест. По одной из версий, она лежит под каменной безымянной пирамидкой. Существует поверье, что эта пирамида остается холодной даже под солнцем в жаркие дни.

Святыни Донского монастыря

  • Без сомнения, главной святыней монастыря является та, которая дала святой обители имя. Донская икона Божией Матери, принадлежащая кисти преподобного Феофана Грека, внушала русским воинам веру в победу во время Куликовской битвы, а после была помещена в иконостас Большого собора монастыря. Сегодня эта святыня находится в Третьяковской галерее, но в день прославления Донской иконы Божией Матери (1-го сентября) ее торжественно переносят в Донской монастырь для праздничного богослужения.
  • Кроме всего прочего, Большой собор по праву может гордиться мощами Патриарха Всероссийского Тихона, которые были совершенно случайно обнаружены во время пожара в трапезной в 1992 году. Сегодня мощи патриарха Тихона в Донском монастыре, как свидетельство этого чуда, хранятся в золотой раке в стенах Большого собора.
  • Среди чтимых святынь Малого собора – икона Божией Матери «Федоровская» и «Знамение», а также список с чудотворного Донского образа Божией Матери.

Донской монастырь: где остановиться паломнику или туристу?

  • К огромному облегчению паломников и бюджетных туристов, на территории Донского монастыря есть паломническая гостиница, которая может принять своих гостей в номера размещением от 1 до 6 человек, а также от 16 до 22 человек для организованных паломнических групп. Конечно, это ночлег не для самых избалованных цивилизацией граждан, однако на каждом этаже представлены удобства (туалеты, умывальники, душ с горячей водой), а что еще нужно утомленному путнику от временного пристанища? Если вам по душе ночлег в стенах монастыря, наводите справки по телефону +7-495-952-02-63, и вам радушно предоставят ночлег за 400 рублей в сутки. Среди уникальных преимуществ этой гостиницы – расположение в историческом центре столицы и непосредственная близость от самых знаменитых московских святынь: Новодевичьего, Покровского и Новоспасского монастырей, а также Даниловского кладбища. А еще здесь есть интернет и принимают банковские карты.
  • Если же вам просто необходимо ощущение домашнего комфорта, выбирайте апартаменты «Vudoma» (ул. Лестева, 20). Здесь помимо удобных и современных гостиной, спальни, кухни, санузла и прихожей есть бесплатный интернет и парковка. Правда, это удовольствие стоит уже 4500 за ночь, так что взвесьте соотношение цены и ноток комфорта и примите верное решение.

Паломническая гостиница

Донской монастырь в Москве — история

На Руси вокруг больших городов для их обороны часто строили монастыри-крепости. Так были возведены Новодевичий и Симонов, Андроников и Новоспасский, а также Данилов монастыри-крепости. В 1591–1592 годах царем Феодором Иоанновичем и боярином Борисом Феодоровичем Годуновым был основан Донской монастырь в Москве в память избавления от нашествия крымского хана Казы-Гирея. Этим было завершено создание оборонительного полукольца крепостей, охранявших столицу от степных набегов. Был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Сейчас это Малый или Старый собор. В Смутное время Донской монастырь в Москве был разорен польскими войсками. Каменные стены и башни, напоминающие ограду Новодевичьего монастыря, были возведены в 1686 году. В 1698 году был освящён новый величественный храм, также посвященный Донской иконе, — Большой собор, построенный с помощью царевны Екатерины Алексеевны. В 1745 году Донской монастырь был причислен к ставропигиальным, то есть подчиняющимся непосредственно патриарху. В то время это было крупное феодальное хозяйство. Формируется величественный комплекс обители. В 1713–1714 годах строится Тихвинская надвратная церковь. К середине 18 века завершается строительство колокольни над западными воротами и архимандритских покоев. Сооружаются здание духовной семинарии и хозяйственные постройки. А к 1798 году завершена церковь Александра Свирского. С конца 17 века Донской монастырь стал усыпальницей московской знати. В Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей, в Михайловском храме — усыпальница кнн. Голицыных. Одно из печальных событий в жизни обители произошло в 1771 году во время Чумного бунта. Чтобы предотвратить распространение заразы, Архиепископ Авмросий велел убрать от Варварских ворот чудотворную икону, к которой прикладывались и больные и здоровые прихожане. За это толпа растерзала архиерея. По приказу Екатерины II зачинщики беспорядков были повешены на Красной площади.

В 1914 году был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к обители. С 1922 года в обители находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. В 1925 году после смерти в больнице он был похоронен в Малом соборе. В 1926 году обитель была закрыта, но монастырская жизнь шла до конца 1920-х гг. Затем здесь были открыты антирелигиозный музей, интернат и даже ферма. Храм Серафима Саровского и Анны Кашинской на новом кладбище был переоборудован в крематорий. На территорию обители свозились остатки сносимых московских храмов. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. При входе в обитель стоит танк Дмитрий Донской, пушка и БТРы. В Малом соборе богослужения возобновились в 1949 году. В храме была устроена печь, которая и поныне используется для изготовления мира (ароматного масла для помазания тела человека) для всей Русской Церкви. В ноябре 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче обители Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха. Из-за смерти Генерального секретаря это решение было приостановлено, а затем Патриархии был отдан Даниловский монастырь. В 1991 году обитель была передана Московскому патриарху. Братия монастыря была малочисленна. 18 августа того же года был вновь освящён Большой собор. В 1992 году во время ремонта Малого собора после пожара было вскрыто захоронение Патриарха Тихона. Его мощи поместили в раку и позже перенесли в Большой собор.

1 сентября, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, совершается Божественная литургия в Большом соборе. По традиции, в связи с праздником чудотворная Донская икона доставляется в обитель из Государственной Третьяковской галереи. С 2010 года праздник в честь Донской иконы Божией Матери по благословению Его Святейшества стал главным праздником российского казачества.

Новое Донское кладбище, Москва.

Донское кладбище можно разделить на две части: Новое Донское кладбище (куда мы собираемся войти) и Старое Донское кладбище (в стенах Донского монастыря). Несмотря на то, что кладбища находятся рядом, у них разные входы и разный режим работы. То кладбище, которое мы сейчас посетим, образовалось в начале XX века в связи с недостатком мест при Донском монастыре. На входе охранник меня предупредил, что снимать на территории кладбища можно только с разрешения администрации, но я всё-таки сделал несколько фото. Прямо за воротами в освящённой в 1914 году церкви был сделан первый в СССР крематорий и колумбарий. Именно отсюда до 1973 года выезжали урны с прахом известных наших политических деятелей, в дальнейшем вмонтированные в Кремлёвскую стену на Красной площади.

Любое кладбище представляет собой сбор памяти о людях. Здесь в определённых ячейках, кроме останков людей, лежат ещё их жизненные истории и истории их смерти, иногда очень даже трагичные. На фото ниже мемориальная доска экипажу самолёта Ту 114, катастрофа которого в феврале 1966 года унесла жизни двадцать одного человека.

В братской могиле покоиться прах 15000 бойцов, погибших от ранений в Великой Отечественной войне в московских больницах.

В годы репрессий 1930-1950-х годах сюда привозили тела замученных людей из тюрем Москвы, в том числе и с Лубянки. Всего на кладбище три братские могилы, где покоиться прах более 4000 человек. Из списка “Мемориала” видно, что все эти люди понесли наказание за якобы терроризм и шпионаж. Со временем в большинстве реабилитированы.

В общей могиле №1 покоится прах: маршалов Советского Союза Блюхера, Егорова и Тухачевского, народного артиста РСФСР Мейерхольда и других.

По некоторым данным в общей могиле №3 покоится прах бывших белогвардейцев: атамана Семёнова, генерала Краснова, генерала Шкуро и других, воевавших на стороне Гитлера и расстрелянных и повешенных сразу после окончания Второй Мировой войны. Сейчас крематорий закрыт, в его здании опять находиться церковь, а захоронения на Новом Донском кладбище производятся только родственные.

История Донского монастыря

Это сейчас Донской монастырь расположился в черте города, более того, в самом его историческом центре. Во времена своего основания (а это конец XVI века) он находился за городскими стенами, к югу от столицы. Первой постройкой стал маленький, компактный храм Донской Божией Матери, его и сейчас монахи и прихожане любовно называют Малым. Гораздо позднее был пристроен храм Донской иконы (сегодня – Большой храм), колокольня и стена с двенадцатью башнями и надвратными церквями. Монастырь был традиционным местом отдыха на пути «царского богомолья»: представители августейшей семьи останавливались здесь по дороге к Саввино-Сторожевской обители, поэтому и Донской монастырь не был обделен монаршей лаской.

Однако не только лишь одни времена благоденствия знала обитель. В 1771 году, в дни страшного Чумного бунта разъяренная толпа убила скрывшегося в стенах монастыря архиепископа, приказавшего убрать с городских ворот чудотворную целительную икону, в Отечественную войну монастырь до нитки обобрали наполеоновские солдаты. С 1920 года в стенах обители работал Антирелигиозный музей искусств, с середины 1930-х годов – Музей Архитектуры. И лишь в 1991 году Донской монастырь был вновь возвращен Московскому патриархату и была возобновлена монашеская жизнь обители, которой нынче руководит игумен Парамон (Голубка).

Смута

После Февральской революции святитель Тихон подписал воззвание Синода, принявшего революционный перевод, но в новый состав Синода избран не был. В 1917 году на Успение Божией Матери открылся Всероссийский Поместный собор, на котором обсуждался вопрос восстановления патриаршества.

После октябрьского переворота было принято восстановить патриаршество: в царстве хаоса и неразберихи  Церковь нуждалась в единственном руководителе, способном объединить православный народ — духовенство, монашествующих и мирян.

Избрание в патриархи

Святитель Тихон был избран патриархом Десницей Божьей: он набрал наименьшее число голосов при тайном голосовании, но старец Алексий (Соловьев) вынул жребий с надписью “митрополит Тихон”. Епископ Харьковский Антоний (Храповицкий), бывший кандидатом в патриархи, обратился к нареченному патриарху Тихону: “Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла”.

Борьба со властью безбожников

Несмотря на то, что власти усиливали давление на Церковь, преследовали священнослужителей, закрывали монастыри и всячески старались изжить Бога в Православной Руси, патриарх Тихон открыто называл дело властей не просто безбожным, а сатанинским. Он, не скрываясь, служил, ходил во главе крестных ходов в поддержку Церкви, указывал на богоборческие действия безбожников-революционеров, чем укреплял веру в простых людях.

Патриарх Тихон открыто называл дело властей не просто безбожным, а сатанинским. В 1918 году он издал Воззвание, в котором предал анафеме всех тех, кто учинял кровавые расправы над людьми, вел братоубийственную войну и бесчинствовал — на всех врагов Господа Иисуса Христа, под которыми народ подразумевал большевиков. Обличал действия властей патриарх Тихон и в Обращении к Совету Народных Комиссаров от 13 октября 1918 года.

На проповеди, сказанной в Казанском храме на Красной площади, патриарх осудил незаконное убийство Николая II.

Противостоял изо всех сил патриарх Тихон обновленческому расколу, что также восстанавливало на него безбожную власть. 

Во время неурожая и голода 1921 года патриарх благословил настоятелей церквей собирать в пользу голодающих ценные предметы церковного обихода, не имеющие богослужебного значения, но противился намерениям властей изъять православные святыни. Помимо этого, патриарх Тихон просил помощи у глав христианских Церквей, основал Комитет помощи голодающим. 

Преследование 

Весной 1922 года патриарха Тихона взяли под стражу, и почти год он находился практически в полной изоляции. 

Несмотря на решение Политбюро от 12 апреля расследовать дело патриарха “со всей строгостью, соответствующей объему колоссальной вины, совершенной Тихоном”, что означало смертный приговор, патриарх был освобожден. Возможно, этому способствовало компромиссное заявление патриарха, в котором он признавал себя другом Советской власти, но, по-видимому, не было воли Божией на убийство патриарха. Как Господь до времени оставался живым во враждебной среде книжников и фарисеев, так и патриарх Тихон, хранимый Иисусом Христом и Божьей Матерью, продолжил служение. Известно, что Советскому Союзу была предъявлена нота Керзона от правительства Великобритании, в которой, помимо прочего, от советской власти требовали под угрозой разрыва отношений, прекратить преследования Церкви и духовенства. 

Исход

Все остальное время жизни патриарх находился под надзором, пережил три покушения на убийство. В результате одного из покушений погиб келейник Патриарха, Яков Полоз. 

Патриарх умер на Благовещенье, в 1925 году. Церковь была еще очень слаба, но дух ее укрепился, и окрепла уверенность в необходимости борьбы. 

Похороны патриарха походили на его прославление — у Донского монастыря, в  котором прошли последние дни жизни патриарха Тихона, собралась миллионная толпа людей. Отпевали патриарха в Вербное воскресенье, служба шла с семи утра до наступления темноты. Всеми ощущался молитвенный и духовный подъем.     

Вскоре после похорон власти опубликовали “Предсмертное завещание”, якобы написанное патриархом. Эта последняя попытка очернить патриарха и пошатнуть Церковь не удалась. 9 октября 1989 года патриарх Тихон был канонизирован Русской Православной Церковью в лике святых.

Патриарх Тихон (Белавин)

Старое Донское кладбище, Москва.

Главную ценность монастыря представляет, конечно, самое большое в Москве сохранившееся дворянское кладбище (некрополь) XVIII -XIX веков, которое занимает более половины Донского монастыря. В 1771 году по приказу Екатерины II запрещалось хоронить людей на территории городов. В монастыри за чертой города и стали перемещать свои родовые усыпальницы аристократы Москвы (в то время Донской монастырь находился за пределами Москвы). В знак этого события в Донском монастыре установлен памятник Екатерине II.

Самые лучшие места для захоронений почитались в Малом соборе (патриарх Тихон) и вокруг него (Голицыны, Нарышкины, Трубецкие, Долгоруковы, и т.д.).

Многие именитые дворяне для своих усыпальниц строили маленькие церкви и часовни: Храм Иоанна Лествинчика, конец XIX века, сделан для генерала Терещенко (на фото настоящее произведение искусств с маленькими зелёными башенками) и часовня семьи купца Простякова (серое квадратное строение на фото слева от храма).

Храм Михаила Архангела, усыпальница княжеской династии Голицыных.

Храм Александра Свирского (на фото ниже жёлтая ротонда).

На территории некрополя погребены родственники (бабушка, дядя и две тёти) Пушкина. Сейчас установлены памятные таблички.

А также его знакомые

и друзья, как например Соболевский.

В некрополе покоятся родственники Толстого и Тургенева,

русский философ XIX века Чаадаев

и многие другие. На фото ниже список главных захоронений южной части Донского монастыря до XIX века.

В северной части находятся более поздние захоронения: русский механик Жуковский,

русский художник Перов,

наш великий современник Солженицын.

Воспоминания

Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой, которая в то время была членом сестричества в храме Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище:

«В храме на Лазаревском кладбище любил бывать Патриарх-исповедник Тихон. Он довольно часто служил там в 1920-х годах. Резиденция Святейшего помещалась недалеко, на Троицкой горке, где находилось подворье Троице-Сергиевой лавры. Святейший очень любил детей. Бывало, после службы выйдет на амвон (а летом — на паперть), уже разоблачившись, стоит на нижней ступеньке амвона, широко раскинув руки, и подзывает к себе деток.

Когда их наберется довольно много, снимает панагию и благословляет ею каждого, и целовать дает, а потом подзывает посошника с большой корзинкой, в которой лежат или яблоки, или карамельки в бумажках, или благословленные хлебцы, — и раздает всем деткам скромные гостинцы, улыбаясь своей добрейшей улыбкой. Время было тяжелое, 1924 год, начало. Иного он гладит по голове, кому-то серьезно возлагает руку на голову и держит дольше, кому-то говорит веселую прибаутку. Все это делается в краткие мгновения, пока не подъехал извозчик… «

Как доехать до Донского кладбища

Родным и близким тех, кто здесь похоронен, посетителям исторического некрополя важна актуальная информация о том, как доехать до Донского кладбища. Информация об удобных схемах проезда приводится ниже.

Общественным транспортом:

от ст. метрополитена «Шаболовская» можно пройти пешком по ул. Шаболовка и ул. Орджоникидзе 1,3 км к западным воротам некрополя или на трамвае № 14 проехать 2 остановки до «Института дружбы народов» и пройти ко входу на кладбище 200 метров.

На машине:

с Садового кольца на ул. Мытную, затем вправо, на проезд Апакова и влево, на Ленинский проспект. Через 2 км влево, на ул. Стасовой и вправо, на ул. Донскую, к кладбищу.

С МКАД на Ленинский проспект, через 12 км вправо, на ул. Стасовой и снова вправо, на ул. Донскую, к западным воротам некрополя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector