[аудио] как жить? слово схиигумена саввы (остапенко)
Содержание:
- Популярное за 7 дней
- Три «икса» жизни – хамство, халтура и халява
- Мощи преподобного
- Отец Савва восстановил храм Казанской Божией Матери, путешествовал и скончался от обострившихся болезней
- Савва служит в различных епархиях
- Двадцать детей
- Трудовая деятельность
- Святые места – рядом
- Схиигумен Савва написал множество трудов о духовной жизни человека: «Бисер духовный», «Душеполезные поучения», «Опыт построения истинного миросозерцания»
- Образование
- Гонения
- Небо на земле
- Житие преподобного Саввы Сторожевского
- Кладбище – это отражение мира живых
- Спустя 150 лет после кончины звенигородский чудотворец был причислен к лику святых
- Савва Михеев получает образование
- Наставления
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Дела семейные
30.09.21 10:41
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Три «икса» жизни – хамство, халтура и халява
– До вас дозвонилась Елена. Часто в церкви сталкиваются с тем, что бабушки, которые прислуживают в церкви, делают замечания. И из-за страха сделать что-то не так, некоторые не хотят идти в храм. Как быть?
– Это вопрос даже не к церкви, а к цивилизационному климату нашего общества. Ведь старушки не с луны свалились, это наши бабушки, тёти, соседки. В церкви точно такие же люди. Я бы призвал воздержаться не только от хамства в церкви, а воздержаться от хамства вообще. Когда-то я для себя определил три «икса» русской жизни
– хамство, халтура и халява. Мы почему-то считаем, что в каких-то местах это позволительно, а в каких-то – нет. Мы должны искоренять эти вещи везде. Нам кажется, что если мы примем какое-то постановление, чтобы была административная ответственность, будет какой-то толк. Мы наблюдаем это в отношении учителей, учеников. Но эти проблемы всё равно так не решить. Потому что это вопросы морали, то есть зрелости самого общества. И то, что мы эти моменты переживаем кризисно, означает, что в моральном отношении мы просто деградируем, и уровень хамства, халтуры и халявы, по моему мнению, к сожалению, растёт.
– Вас беспокоит Леонид Васильевич. Я верующий человек, но, как и некоторые мои знакомые, думаю, что Бог внутри. Зачем вообще ходить в церковь?
– В церковь мы ходим не для того, чтобы свечки ставить или избежать ада. Церковь – это сообщество людей, собранных вокруг Христа. Если вам нужно определение церкви, то оно в литургическом возгласе: «Христос посреде нас». В древности, когда на литургии звучали эти слова, люди обнимались, причём не посторонние люди, а друзья, которые собрались вокруг Христа. Если вам в церкви некого обнять, значит, вы до сих пор не в церкви. Я говорю не о приходе, а о дружеском круге, о друзьях-единомышленниках, которые собираются в церковь. Церковь – это не здание, не религиозная организация, не духовенство, а люди, которые живут Христом.
– …Но церковь часто сравнивают с сектой.
– Во-первых, церковные люди сами дают повод так думать. У нас есть с этим большие проблемы, потому что церковное общество привыкло к изоляции. Религиозные люди вообще склонны к тому, чтобы выстраивать свою параллельную реальность. Когда они выстраивают своё культурное и религиозное гетто, то автоматически противопоставляют себя всему остальному миру – это и есть секта. Церковь Христова замыслилась в Священном Писании как открытое сообщество.
– Какова же судьба церкви в дальнейшем, на ваш взгляд?
– Мне кажется, что православная церковь рано или поздно пойдёт по пути количественного уменьшения и повышения качества. И в этом смысле я очень рад тому, что наше общество становится секулярным. Однажды мода на крещение, на венчание уйдёт. Когда крестить мы будем тех людей, которые действительно в церковь ходят. Когда отпевать священник будет своего прихожанина. Когда в церкви все друг друга будут знать по именам. Когда это будет действительно община. А пока мы будем делать вид, что мы – народная религия, ничего хорошего из этого не выйдет. Мы превращаемся не в церковь, а какую-то идеологию, или псевдоидеологию.
Мощи преподобного
Чудодейственные свойства мощей доказали святость преподобного Саввы. В 1652 году был вскрыт гроб с останками преподобного и освидетельствована их нетленность. Рака со святыми мощами была установлена в церкви для поклонения и почитания.
В 1919 году, в период борьбы с религией и русской православной церковью, мощи Саввы Звенигородского были вскрыты и вывезены из монастыря в Москву. До 1930 года они хранились в отделе по борьбе с контрреволюцией (ВЧК/ОГПУ), затем попали к М. Успенскому, жителю Звенигорода. По его завещанию мощи были переданы в 1985 году Данилову монастырю (Москва). Через 13 лет они были возвращены в Саввино-Сторожевский монастырь, где находятся до настоящего времени.
Отец Савва восстановил храм Казанской Божией Матери, путешествовал и скончался от обострившихся болезней
В 1958 году отца Савву снова ждала неприятная новость — понадобилось покинуть обитель, чтобы стать настоятелем в храме Казанской Божией Матери, что в городе Великие Луки.
Это была полуразрушенная церковь, где требовался хороший ремонт, а денег не было.
На новом месте отца Савву невзлюбили: завидовали его популярности среди верующих, которые теперь съезжались в Великие Луки.
Отец Савва восстановил храм Казанской Божией Матери за 2 месяца.
Однако старец смиренно взялся за восстановление храма.
Люди, кто как мог, участвовали в реставрации.
На это ушло два месяца, после чего даже внутренняя живопись засияла новыми красками.
Схиигумен Савва
Теперь можно было вернуться в Псковскую обитель, где старца снова невзлюбили за постоянно стекающийся народ, который нарушал монастырский покой.
Но отец Савва ничего не мог поделать и продолжал общаться с верующими.
81 год
прожил Схиигумен Савва
Ему назначили новое послушание — руководить чтением Неусыпаемой Псалтыри. Отец Савва даже написал труд о правилах этой процедуры.
Затем монах много путешествовал с проповедями. Бывал, например, в Грузии. Постепенно появлялись новые болезни и обострялись старые.
В итоге отец Савва всё реже бывал на людях и тихо отошёл в иной мир в 27 июля 1980 на 81 году жизни.
Савва служит в различных епархиях
Поздней осенью 2001 года, а точнее 27 ноября, случилось важное событие в судьбе молодого Александра. Митрополит Рязанский и Касимовский Симон постриг Михеева в монахи с наречением церковным именем – Савва (в честь святого Саввы Освятителя)
Таинство свершилось в стенах Рязанского духовного училища. Спустя несколько дней, 2 декабря, Савву возвели в сан иеродиакона. 4 декабря Михеева рукоположили во иеромонаха. Одновременно Савва получает новые обязанности – монах некоторое время служит помощником проректора по воспитательной части.
21 мая 2002
Савва Михеев во время праздника Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова награждается набедренником
Это важная и значимая часть облачения русского православного священники
Награждение набедренником считается важной вехой в судьбе служителя РПЦ. Савва всегда осознавал необходимость образования
Поэтому в 2002 году иеромонах поступает на заочное обучение в МДА (Московскую духовную академию). В середине октября 2002 года Михеев занимает пост проректора Рязанского духовного училища (РДУ) по учебной работе. На Пасху 2003 года (27 апреля) Савву настигла еще одна церковная награда – Наперсный крест.
Не останавливаясь на достигнутом Александр Михеев решает получать второе высшее образование. С этой целью он поступает сразу на 2-й курс Рязанского государственного педагогического университета. 9 декабря того же года он начинает преподавать в РГПУ на отделении теологии догматическое богословие.
Весной 2005 года 15 марта архиепископ Рязанский и Касимовский Павел зачислил Савву в штат. Причина проста – по ряду обстоятельств в епархии вокруг Павла остались только женщины. Все остальные разошлись по другим клирам и епархиям. Михеев не отказал архиепископу. Но Павел оставил за молодым священником право в любой момент покинуть епархию.
Архиепископ Ростовский и Ярославский Кирилл. Под его руководством молодой Савва приобрел административный опыт, возглавляя благочиние и казну епархии. Фото: upload.wikimedia.org
Двадцать детей
Сегодня праздник у отца Саввы – настоятеля тех самых храмов в честь Илии Пророка. Молодой священник отмечает День Ангела. Семья у батюшки уже большая – шестеро детей. Приход в селе Прости – ещё пятнадцать духовных чад.
Отец Савва уже четвёртый год трудится настоятелем порушенных храмов. За эти годы случилось много доброго и интересного. Простинский храм снаружи пока не отличить от обыкновенного дома с двускатной крышей, но внутри – настоящая церковь. Зажмуришь глаза, и кажется, над тобой не крашеный потолок с железными балками, а высокий расписной свод. «Летом хотим раскрывать», – отец Савва показывает на замурованные советскими кинопрокатчиками старинные окна и улыбается.
В прошлом году, когда разбирали новострой у алтаря, в земле нашли старинное надгробие. Надпись на плите гласит, что под ней вечным сном спит дочь священника Антония. Отец Савва качает головой и высказывает нам свои догадки: когда-то перед алтарём было традиционное кладбище служителей Престола, а потом памятники закопали в яму и на месте захоронений заложили фундамент для пристройки. Возможно, уже этим летом склад могильных плит отыщется, и у храма вновь появятся белые памятники, зелёная трава меж ними… Случайный прохожий остановится здесь, прочтёт высеченные на камнях эпитафии и, дивясь искренней вере своих предков, зашагает дальше, отчего-то улыбаясь и твердя запомнившуюся фразу: «У Бога все живы».
Трудовая деятельность
Работал инженером-строителем, находясь в этой должности до 1945 года. Несмотря на то что все эти годы Николай жил в миру, обычной жизнью человека, он не забыл о собственной мечте и о вере в Бога. Ни на день он не переставал молиться и маленькими шагами приближался к заветной мечте.
Уже в скором времени Николай познакомился со старцем Илларионом. Именно он стал помощником, наставником и просто родным человеком в начале духовного пути Николая. Именно Илларион помог воплотить мечту в реальность.
Дело в том, что война принесла немало горя. В каждой семье погибали люди. Это было тяжело и больно. Все эти горести начали пробуждать в людях веру в Бога.
Святые места – рядом
В 2014 году исполнилось ровно полтора века с тех пор, как в селе Соболеково заложили новую каменную церковь в честь святого пророка Божиего Илии. А в этом году будет юбилей у другого Ильинского храма – село Прости отметит 180-летие своей церкви.
Нижнекамск кипит привычной жизнью: горожане спешат на деловые встречи, дни рожденья, распродажи… Строятся дома и детские сады, гипермаркеты и больницы. Современный город каждую весну становится ещё зеленее и моложе – нижнекамцы традиционно высаживают тысячи новых деревьев.
Но есть у Нижнекамска и своя история. История, которая простирается гораздо дальше всесоюзной комсомольской стройки. Эти страницы прошлого, если листать их в обратную сторону, приведут пытливых нижнекамцев к Православию.
Схиигумен Савва написал множество трудов о духовной жизни человека: «Бисер духовный», «Душеполезные поучения», «Опыт построения истинного миросозерцания»
Архимандрит Вениамин, инспектор Духовной Академии, стал восприемником Саввы. Он сразу поручил монаху отказаться от переписки с внешним миром.
Так что даже своим родным Савва ничего не писал. Зато взялся за сочинение книг. За жизнь он создал множество трудов, читать которые полезно и для монаха, и просто для верующего человека:
- «Краткое объяснение важнейших правил и обычаев православной христианской веры»;
- «Краткое описание Псково-Печерского монастыря»;
- «О покаянии»;
- «О наградах земных и небесных»;
- «Наставление девственникам и живущим целомудренно»;
- «О иноческом постриге»;
- «О главных христианских добродетелях и гордости»;
- «О нерадении ко спасению»;
- «Ответы на вопросы о монашестве»;
- «О Божественной литургии»;
- «Семена слова для нивы Божией» (часть 1 — проповеди с амвона);
- «Семена слова для нивы Божией» (часть 2 — поучения на исповедях, молебнах и панихидах);
- «Уставные особенности благочестивой традиции чтения «Неусыпаемой Псалтири» в Псково-Печерском монастыре» (для братии);
- «Уставные особенности благочестивой традиции чтения «Неусыпаемой Псалтири» (для духовных чад);
- «Духовно-нравственные поучения»;
- «Сборник молитв и церковных молитвословий»;
- «Дополнение к общему молитвеннику»;
- «Богородичное правило»;
- «Доказательства о бытии Божием»;
- Духовно-нравственные стихотворения, посвященные Псково-Печерской обители и чадам.
Книги Саввы Остапенко неоднократно издавались, преимущественно в виде сборников. Например, «Бисер духовный» — множество рассуждений монаха о жизни верующего человека.
Это сборник наставлений, который утешит в скорби, ответит на множество вопросов, может стать путеводителем для православного христианина.
Размах тем очень широк: под одной обложкой обсуждаются проблемы чревоугодия, роли сновидений, смех в блаженном молчании и др.
Цитата о кресте:
Книга схиигумена Саввы «Бисер духовный»
Из трудов отца Саввы большой популярностью пользуются «Душеполезные поучения» — сборник лаконичных советов для верующего человека.
Отдельной книгой не издаётся, но есть в составе двухтомника «Полное собрание проповедей и поучений схиигумена Саввы».
Цитата о милости Божией:
Схиигумен Савва. Полное собрание проповедей и поучений
Ещё одна известная работа отца Саввы — «Опыт построения истинного миросозерцания». Это основательное издание, куда включено жизнеописание автора.
Многие тексты опубликованы впервые. Его задача — устранить пробелы в наследии старца.
Цитата о спасении и вере:
Сборник работ схиигумена Саввы «Опыт построения истинного миросозерцания»
Образование
Со дня того видения прошел не один год, время все тянулось, а вот заветная мечта так и не сбылась. Это очень огорчало молодого человека, но он не останавливался в своих трудах. Рос духовно, молился и продолжал помогать окружающим людям. Все это маленькими шагами вело его к заветной мечте.
Этот достаточно молодой юноша знал Евангелие практически наизусть. В особенности он любил читать Евангелие от Иоанна, и в любую свободную минуту брал в руки именно эту книгу.
Уже в возрасте 13 лет Николаю удалось окончить училище. А в 16 лет молодого человека досрочно призвали на службу в императорскую армию
Если взять во внимание послужной список, то благодаря его хронологии можно выяснить, что с 1917 года Николай поступил на службу в Красную армию. По окончании Гражданской войны решил продолжить свой военный путь и поэтому поступил на учебу в военно-техническое училище
Окончив училище, Коля приобрел звание военного техника, и даже отправился работать по своей новой специальности. В 1932 году Николай принял решение продолжить учебу, поэтому был зачислен в Московский строительный институт, который также с успехом окончил.
Гонения
В скором времени он стал иеромонахом. Сила молитвы батюшки была невероятной. С каждым днем около храма собиралось все больше людей, которые мечтали о благословении Саввы. Он с любовью пытался услышать каждого, дать совет в нелегкой ситуации. Так слава об этом невероятном святом отце расходилась по городам. Такая ситуация не устраивала власти. Ему пытались угрожать, клеветали, на его голову посыпалось много бед. Впоследствии было принято решение отправить отца Савву как можно дальше. Так святой Савва Остапенко и попал в Псково-Печерскую обитель.
Но и здесь нашлись люди, которые не понимали батюшку. Ему пришлось трудно, немало страданий выпало на его долю. Он любил каждого человека. Но эта любовь была особенной, к каждому своя. Таким образом, к более сильным он относился со всей строгостью, пытаясь возвысить их духовность. А вот с немощными духовно людьми старец Савва Остапенко обращался так, как обходятся с людьми, пораженными недугом.
Небо на земле
Совершается в Простях Божественная Литургия, Сам Господь зовёт верующих на Пир, и верующие приходят. Значит, живы сельчане. Ласково улыбаются они друг другу и гостям из Нижнекамска, кланяются всем, входя в храм, ставят свечи, и Дом Божий окончательно перестаёт напоминать размещавшийся здесь недавно дом культуры.
Небо на земле… А после Литургии – проповедь настоятеля. Она – насколько мудрая, настолько и простая. Отец Савва умеет переложить Евангельское Слово на язык, понятный и молодёжи из Нижнекамска, и бабушкам из Простей. После рассказа о мытаре Закхее, святителе Савве Сербском и мученице Татиане батюшка зовёт всех в трапезную. Конечно, без пения настоятелю «Многая лета», прихожане своего пастыря с амвона не отпускают – даже на обед.
После общей трапезы – ещё поздравления, на этот раз – всех Татьян в приходе. Женщинам вручают иконы, хлопают по плечам и жмут руки. Тут же решают: составить список, у кого когда День Ангела, и не забывать поздравить каждого.
Нас, «городских», приглашают приезжать ещё. Кто знает, может для кого-то из гостей Ильинский приход станет родным? Нужны ведь и крепкие мужские руки, и сильные женские голоса. Кстати, несколько нижнекамцев уже ездят вместе с отцом Саввой на каждую службу.
Житие преподобного Саввы Сторожевского
О жизни святого Саввы Сторожевского известно, что он решил посвятить себя служению Господу с ранней юности. Его духовным наставником был старец Сергий Радонежский, основатель Свято-Троицкого монастыря, от которого Савва принял постриг и идеи исихазма (аскетизма).
Преподобный стремился к жизни отшельника. Он старался избегать общения с людьми, мысленно возносил молитвы Богу, находился в постоянных трудах.
С его благословения святой Савва Сторожевский стал игуменом монастыря Успения Божьей Матери, основанного князем Дмитрием Донским на реке Дубенке в знак победы над ханом Мамаем. Игумен сохранил свой подвижнический образ жизни: не ел скоромного, носил одежду из грубой ткани, спал на полу. С 1392 по 1398 год Савва принял игуменство в Свято-Троицком монастыре. Старец был духовником вдовы Дмитрия Донского, Евдокии, и их сына Юрия Звенигородского. Юрий, став князем, уговорил преподобного перебраться в его вотчину и основать обитель рядом с его вотчиной, Звенигородом.
На горе Сторожевской преподобный построил небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы, основал монастырь (Богородице-Рождественский, впоследствии Саввино-Сторожевский), вблизи которых построил себе келью. Святой много трудился для обустройства обители:
- ставил ограду;
- копал колодец;
- строил кельи.
Он принимал всех, кто желал служить Господу в безмолвии. Савва Сторожевский благословил князя Юрия на битву с татарами и предрек ему победу над врагом. Князь пожертвовал средства на постройку в обители каменного храма Рождества Пресвятой Богородицы. В монастыре преподобный дожил до глубокой старости. Умер 3 декабря (по старому стилю) 1406 (1407?) года.
Кладбище – это отражение мира живых
– Добрый день. Меня зовут Татьяна. Я серьёзно отношусь к проблеме экологии, и особенно перед Радуницей в нашей семье остро встаёт вопрос о покупке пластиковых цветов. Мне интересно, как церковь смотрит на это повальное увлечение пластмассой?
– Прекрасный вопрос. Но церковь тут вообще ни при чём, потому что в большей степени всё, что связано с убранством наших кладбищ, могил, это принадлежность фольклору и этнографии и никак церковным уставом не регулируется. Мне не нравится этот кладбищенский ажиотаж и могу сказать не как священник, а как обычный человек, что пластиковые цветы не только засоряют окружающую среду, это ещё и пошлость.
– Согласна. И ещё люди меряются букетами: у кого больше, богаче и красивее…
– Это крестьянское сознание, мы всё время оглядываемся: «А что скажет сосед?» Нужно самому брать за себя ответственность. И то, что вы задаётесь этим вопросом, говорит о том, что люди меняются и общество идёт в сторону более здорового отношения к этим вещам.
– Но что на кладбище с собой брать?
– Вы можете купить веточку хризантемы, и этого будет достаточно. Сейчас в моде минимализм, зачем мусор плодить? Вообще, кладбищенская культура отражает состояние общества. Хочешь понять, чем люди живут, присмотрись к миру умерших, а там – пошлость, отгороженность, суеверия и предрассудки. Ставят оградки – и нам почему бы не поставить? Чтобы всё как у людей! Кладбище – зеркало для мира живых. Как в жизни мы расколоты, отгораживаемся друг от друга, так и могилки у нас представляют собой неприступные крепости. Я бывал в разных странах, и, например, во Франции кладбища чистые, прибранные и скромные, там нигде нет оградок. Там выработаны определённые правила, которым все следуют. И ни разу я не встречал наших безвкусных, кричащих, китчевых венков, искусственных цветов, которые мы покупаем и ставим не потому, что это красиво или нужно, а по принципу «не хуже, чем у других». Но ведь это дикость! Когда наше общество станет более открытым, это отразится и на кладбище.
– Здравствуйте. Отец Савва, часто люди оставляют цветы на местах трагедий, например, на обочинах дорог, устанавливают там крестики. Можно ли это делать? Я понимаю, память о погибшем… Но порой едешь мимо, и как-то не по себе становится.
– Есть такой обычай. Но никакого отношения к церкви или христианству он не имеет. Почему люди это делают, я не знаю. Может быть, хотят таким образом память сохранить. Мне, например, это не мешает, но это опять же вопрос к нашей общей культуре.
Спустя 150 лет после кончины звенигородский чудотворец был причислен к лику святых
На Московском Соборе 1547 года ему установили празднование в день преставления, 3 декабря, или 16 декабря по новому стилю. Спустя двести пятьдесят лет были обретены его святые мощи. Это произошло 19 января 1652 года.
1
9 января 1652
в этот день был обретены мощи Саввы Сторожевского
Но уже задолго до этого святого Савву называли чудотворцем. Ещё при жизни преподобного по его молитвам забил родник у стен Троице-Сергиева монастыря.
По его молитвам исцелялись бесноватые люди. Ещё больше чудес и исцелений стало происходить от его святых мощей.
Алексей Михайлович Романов был спасён от медведя явлением старца в лесу в окрестностях монастыря. Фото: sizvestiya.ru
После революции 1917 года мощи святого Саввы Сторожевского неоднократно были осквернены, а 4 апреля 1919 были вскрыты и увезены на Лубянку. Прихожане Саввиносторожевского монастыря пытались защитить свою святыню от поругания.
Они писали обращения и жалобы, но всё было тщетно. Мощи с того времени считались утраченными. Однако, Господь сохранил их.
С 1918 по 1919 годы мощи преподобного вскрывались и осквернялись не один раз
Савва Михеев получает образование
Надо сказать, что биография Саввы начинается просто. Родился будущий владыка в семье обыкновенных советских рабочих 10 мая 1980 года. В стране должна была пройти Олимпиада, а спустя несколько лет полномасштабная реформация политического и экономического строя.
Родной город митрополита — Пермь. Однако в нем он прожил недолго и вскоре семья переехала в Касимов, что сейчас на территории Рязанской области. В 1986 году церковь перестали всячески притеснять и все больше людей вновь стали посещать службы и крестить своих детей. Александр, а именно так в миру звали Савву, тоже был крещен в том году. Отца, проводящего таинство крещения, звали Сергей Серебряков.
10 мая 1980
день рождения Митрополита Саввы Воскресенского
В 1987 году Александр поступил в среднюю школу. За время его обучения Советский союз развалился. На его месте возникло десяток республик. Центральная же республика получила новое название — Российская Федерация — и экономический строй. В 1997 году Михее успешно заканчивает обучение в школе. Молодой человек недолго думал о своем дальнейшем обучении и почти сразу поступил в Московскую духовную семинарию.
Александр рьяно взялся за усвоение новых наук и проявлял невиданные успехи в учебе. Очень быстро перспективного ученика стали замечать преподаватели. В 2000 году, когда Михеев отучился на 4-м курсе семинарии, архиепископ Евгений, будучи на тот момент ректором Московской духовной академии, прочел над Саввой хиротесию во чтеца. На следующий год Михеев успешно закончил обучение в Московской семинарии.
По распределению его направили на службу к митрополиту Рязанскому и Калиновскому Симону. Он, митрополит, поставил молодого человека преподавать в Рязанском духовном училище литургию и гомилетику. Кроме того, Михее стал секретарем отца Симона.
Наставления
Он не любил многословия, да и это было ни к чему. Даже самую длинную историю можно рассказать несколькими предложениями. Именно этого он и требовал. Саввой было написано огромное количество книг, которые направлены помочь человеку прийти к Богу. Путь далеко не близкий, тяжелый и тернистый, но все-таки правильная лазейка есть, и если идти не сворачивая, можно выйти на прекрасную поляну, где свое чадо встретит Господь. Именно это он пытался доказать на собственном примере. Его путь был невероятно тяжелым. Он прошел многое и все-таки остался верен маленькой детской мечте, которая сотворила чудо. До последних дней его жизни батюшка оставался немил властям.
27 июля 1980 года отец Савва скончался, об этой печальной новости всех оповестил колокольный звон. В этот момент рядом с ним находились его духовные чада, которые знали, насколько батюшка добрый и невероятный человек. Его руками Господь творил чудеса, каждый мог это почувствовать. Этот день выдался скорбным для братии, но в то же время, пройдя целую чреду испытаний и гонений, Савва заслужил почить в Царствии Небесном. И его чада до сих пор искренне молятся за его пребывание там.
Большое наследие оставил после себя Савва Остапенко. Цитаты святого отца до сих пор помогают многим обрести верное направление на духовном пути. Батюшка всегда просил о справедливости, честности и бескорыстии. Людей он учил тому, что нужно быть строгими к себе, но снисходительными к другим. А если гнев охватывает, то лучше и вовсе уйти молча. Много поучений давал схиигумен Савва Остапенко. Биография святого отца не была простой, однако эти трудности и помогли святому не только самому прийти к Господу, но и других наставить на истинный путь.