Спасский собор андроникова монастыря

Содержание:

Современное состояние

Иконостас Сейчас при церкви существует воскресная школа для детей и молодёжная группа, проводятся беседы со взрослыми, для всех желающих открыты курсы иконописи, проходят различные мастер-классы и иные мероприятия.

Например, проходят мастер-классы по декоративным техникам и ремеслам. Занятия проводит профессиональный дизайнер-флорист О.М.Кашевич. В воскресной школе она обучает детей декупажу, валянию из шерсти и другим декоративным техникам по ткани, бумаге, фарфору и дереву. Мастер-классы в Спасском храме проходят по благословению настоятеля храма протоиерея Николая Симонова в рамках миссионерской работы и призваны укрепить общину и помочь людям лучше познакомиться с внебогослужебной жизнью прихода и друг с другом. Все мастер-классы бесплатные и проводятся по субботам и воскресеньям по мере набора желающих.

Наружная архитектура

Собор выполнен в честь иконы Спаса Нерукотворного. Храм всем своим видом подтверждает то, как трепетно русские зодчие в древности подходили к созданию этого церковного сооружения.

Вид храма — церковно-купольный, это можно заметить сразу, рассматривая его с лицевой стороны. У обители имеется одна глава и четыре внутренних опоры.

Вся конструкция обители устремлена ввысь, что характерно для эпохи Василия I. Люди хотят быть ближе к богу, а церковь — их главный проводник к Небесным силам.

Силуэт храма напряженный, ожидающий. Это тоже связано со временем, когда был воздвигнут собор. Вся Русь ждала избавления от захватчиков с Востока.

Материал стен монастыря напоминает тот, из которого сооружался кремль. Это блоки из известняка, отшлифованные только с лицевой поверхности.

Что нужно для венчания в церкви?

Зачем пары закрепляют союз в церкви? Как подготовить себя к таинству венчания? Какой день выбрать? Можно ли развенчаться?

Верхняя часть обители, где расположен купол, внутри полая, выступающая в роли нежилого маленького помещения. Она нужна, чтобы держать крест и купол, выполненный в виде маленьких квадратов.

Завершает внешнее убранство стиль узких окон в порталах. Он характерен для Древней Руси, чтобы внутрь проникало малое количество света.

Повседневная жизнь храма

Помимо богослужений, священнослужители и приход храма ведут большую работу по восстановлению церковных ценностей и духовных традиций. Православная община участвовала в обустройстве скита в Ростовской области, учреждении монастырского подворья в Богоявленской ростовской обители.

Прихожане помогали в проведении поиска изначального места нахождения престола древнего Спасского храма, в результате которого были открыты захоронения и обретены святыни. Приход получил одобрение и благословение от высшего духовенства на последующие изыскательные работы.

При соборе организована мастерская иконописи — одна из лучших в стране. Талантливые живописцы в своих работах следуют церковным канонам, традициям и техникам древнерусской храмовой росписи, восстанавливают по крупицам забытые в советское время знания.

Возобновлена известнейшая традиция обители Всемилостивого Спаса — знаменный распев. При соборе организована школа древнерусского пения, расшифрованы и опубликованы древние нотные рукописи.

Говорите правильно

Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи. Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).

С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

История

По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон).

Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон.

В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее:

«В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма…».

В 1813 году под надзором архитектора Жукова в соборе были исправлены своды и устроена железная кровля, в 1818—1820 годах — сделан новый иконостас; в 1837 году живописец Л. Жуков расписал собор внутри и снаружи, а в 1846—1850 годах, по проекту архитектора П. Герасимова, были перестроены паперти, устроены два придела с севера и юга от собора, устроен шатровый верх над ним и произведены значительные переделки внутри здания.

В 1934 году, в связи с предполагаемым сносом всего Спасо-Андроникова монастыря, памятник был обмерен, обследован архитектором П. Н. Максимовым, и составлен проект реставрации. Опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа об этом памятнике дала наконец всем ясное представление об архитектурной ценности Спасского собора.

В 1959—1960 гг. здание собора было реконструировано в первоначальных формах по проекту Л. А. Давида и С. С. Подъяпольского. Однако спорной остаются реконструкция утраченных верхней части храма (количество кокошников у основания барабана, форма купола, пропорции барабана) и предпортальных лестниц.

С 1993 года ведутся археологические раскопки, в результате которых обнаружены древний престол Спасского собора и древнейшие захоронения, атрибутированные основателям Спасо-Андроникова монастыря — Андронику Московскому и Савве Московскому.

Существуют храмы (например, собор Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря в Москве) построенные по подобию Спасского собора Андроникова монастыря. Данные аналогии позволяют датировать Спасский собор либо началом 1390-х годов, либо периодом 1425—1427, то есть либо первым, либо последним в ряду стилистически и конструктивно сходных московских храмов. Отсутствие упоминания о каменном строительстве в житие своё Сергия Радонежского позволяет считать даты 1425—1427 наиболее вероятными.

Участие Андрея Рублева

Святитель Алексий приносит в монастырь икону «Спас Нерукотворный». Миниатюра лицевого списка Жития преподобного Сергия Радонежского. 1580-е — начало 1590-х

Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами и, возможно, пожертвовали личные средства на строительство.

Собор сегодня

Помимо музея сейчас храм располагает церковной школой, где детей учат пению. Хор древнерусского пения славится своими одаренными учениками. Туда берут детей с музыкальными способностями. Когда ребята обучатся, у них есть шанс попасть в профессиональный церковный хор при монастыре. Это считается престижным занятием, ибо на выступления хора приезжают посмотреть и послушать влиятельные люди столицы.

Спасский собор Андроникова монастыря — достояние России. Он прошел через многие испытания вместе с жителями страны, обитель наблюдала становление Российской империи, её последние годы, беспредел советской власти и успехи Союза Советских Социалистических Республик.

Музей древнерусской культуры

В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.

Музей древнерусской культуры

В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России. Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.

Расписание богослужений

Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)

Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.

В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.

В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.

Архитектурные особенности храма

Древний собор Спаса Нерукотворного Образа — это крестово-купольный храм с одной главой и 4 внутренними опорами, образец раннего московского зодчества. Композиционная особенность собора выражается в динамичной напряженности силуэта, торжественной устремленности всей конструкции ввысь.

Спасский собор Андроникова монастыря сложен из прямоугольных известняковых блоков со шлифованной лицевой поверхностью. Белый камень для строительства добывали рядом с монастырем, из такого же известняка возводились кремлевские постройки.

Основной объем в виде небольшого куба установлен на высокую подклеть. В верхней части строение оформлено декоративным каскадом: одним рядом закомар в виде полукруга с заострением над серединой дуги и двумя рядами кокошников. Световой барабан завершается полусферическим куполом, увенчанным крестом.

С трех сторон храмовая конструкция дополнена крытыми пристройками с перспективными входными порталами. Завершения порталов и узких окон имеют стрельчатую форму. Белокаменные лестницы, ведущие к порталам, подчеркивают стройность силуэта молитвенного здания.

В восточной части к основе храма примыкают три алтарные полукруглые апсиды, перекрытые полукуполами. Фасады разделены выступающими столпами (пилястрами), которые совпадают с внутренними выступами и интерьерными арками.

Над западным входным порталом расположен круглый медальон с изображением Спаса Нерукотворного образа. Живописная картина выполнена в ходе реставрации инновационными фосфатными красками, стойкими к неблагоприятному влиянию климатических условий. Рисунок воспроизводит утраченную фреску «Спас Нерукотворный», нарисованную в 15 столетии Андреем Рублевым.

Спасский собор с его архитектурной индивидуальностью и совершенством линий стал вдохновенным образцом для зодчих 15-16 столетий. Андроников монастырь посещали мастера со всех русских земель, чтобы увидеть величественный храм, и потом воспроизвести его архитектурные особенности в новых церковных сооружениях.

Известная копия Спасского собора — Собор Рождества Богородицы (1505 г.), расположенный в Богородице-Рождественском московском монастыре.

Школа пения и мастерская иконописи

Сегодня на территории храма проходят не только богослужения. При нем действует школа знаменного пения — это основной и старейший вид древнерусского церковного пения, существующий и поныне. Это большая редкость. Есть при соборе и свой хор, который приходил слушать Рахманинов.

По благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме в 1990 году восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И сейчас все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность. На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.

Где находится Спасо-Андроников монастырь

Адрес обители: 107120, г. Москва, Андроньевская пл., 10 (м. «Площадь Ильича»).
Он находится на территории Москвы на Андроньевской площади. Если Вы не местные, то мы поможем разобраться Вам как доехать до него. Итак, сначала доберитесь до станции метро «Имени Ильича». Далее необходимо пройти или проехать одну остановку по улице Сергия Радонежского в сторону центра до Андроньевской площади и повернуть направо.

Приходите в обитель и посылайте свои молитвы к Господу с искренней верой.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

Православные монастыри, соборы и церкви

монастырь

Интересные факты о Спасском соборе Андроникова монастыря

Спасский собор Андроникова монастыря неразрывно связан с историей страны, в его стенах побывало немало выдающихся людей. Храм и монастырская обитель возведены на знаковой территории — месте встречи русских полков под предводительством великого князя Всеволода Юрьевича с неприятельским войском монгольского хана Батыя.

Имеются сведения о том, что в стенах первого деревянного храма великий князь Дмитрий Донской перед сражением на Куликовом поле (1380 г.) молил Спасителя о победе, здесь же он возносил благодарное молитвословие Создателю.

Фрагменты резных белокаменных блоков, найденных при реставрации Спасского собора. Конец XIV – начало XV в.

В середине 17 века в обители содержался три месяца протопоп Аввакум Петров, заключенный под стражу за проповедничество старообрядчества, неприятие церковной реформы Никона.

Здесь молилась царица Евдокия Лопухина, жена Петра Великого. Стараниями последней русской царицы, равной по роду супругу, над трапезной возвели храм Михаила Архангела. В нижнем ярусе была оборудована усыпальница родителей, близких родственников царственной особы, знатных московских вельмож.

В храм на богослужения приезжал Сергей Васильевич Рахманинов, чтобы послушать удивительное знаменное пение церковного хора. Сейчас в стенах монастыря работает Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Возможно, это лучший памятник выдающемуся святому подвижнику, легендарному русскому живописцу. Все написанные им иконы обладали чудодейственной силой.

Андроников монастырь с его дивным Спасским собором — дорогой гость из прошлых столетий, несущий в наш современный мир божественный свет, вековую мудрость и восхитительную эстетику древнерусского искусства.

Оформление статьи: Владимир Великий

Расписание богослужений

Если вы относитесь к числу людей, приехавших в Москву, чтобы получить благословение от церковнослужителей, отстоять литургию в монастыре, то следует знать, в какие дни и когда будет возможно совершить эти действия. (см. о чем просят Спиридона Тримифунтского?)

Для прихожан Андроников монастырь открыт с понедельника по вторник и с пятницы по воскресение, и принимает гостей с 11:00 до 18:00. Но касса во все эти дни работает до 17:15.

В четверг время приема посетителей меняется, с 14:00 до 21:00.

В Монастыре вы сможете поставить свечи святым, попросить благословения у батюшки, помолиться за здравие или упокой родственников.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин.

Внутреннее убранство

Вплоть до конца XVIII-ого века Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово бы усадебной церковью Голицыных. Это отразилось и в особенностях внутренней обстановки.

Иконостас в храме.

В храме находятся характерные элементы для православных церквей, такие как:

  • Иконостас.
  • Алтарь.
  • Престол.
  • Царские врата.

Помимо прочего внутри присутствует так же княжеское ложе. Для молитв князей Голицыных в храме выделялось особое место. Храм богат множеством икон, часть из которых являются древними реликтовыми артефактами, содержащими в себе мощи святых.

В храме можно выделить северную и южную части. Они в свою очередь наполнены иконами разной тематики. Южная — посвящена образам русских святых. В северной располагается большое распятие, а в нём инструктирован маленький железный крест с останками Животворящего Креста.

Место, на котором он возведён, напоминает Голгофу. На нём расположено множество святых частиц и сред них есть сосуды земли, на которой, согласно приданию, был распят Христос.

Участие Андрея Рублева

Святитель Алексий приносит в монастырь икону «Спас Нерукотворный». Миниатюра лицевого списка Жития преподобного Сергия Радонежского. 1580-е — начало 1590-х

Каменный Спасский собор, по свидетельству письменных источников, был построен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. К моменту возведения собора Андрей Рублев, который жил в Андрониковом монастыре, был уже старцем. О нем и его друге и сопостнике Данииле источники упоминают, что они создали «церковь каменную» — участвовали в возведении каменного храма, возглавили общее руководство работами и, возможно, пожертвовали личные средства на строительство.

Как доехать

Путешественникам и паломникам удобно начинать свой путь к монастырскому комплексу от станции московского метрополитена «Площадь Ильича». От железнодорожной платформы до монастырских врат 890 м, которые можно преодолеть за 10 мин.

Маршрут: от станции повернуть налево, пройти вдоль улицы Сергия Радонежского до Андроньевской площади, на площади повернуть направо, пройти по дорожке сквера мимо памятника Рублеву к входной группе монастыря. Можно облегчить свой путь, и до площади проехать одну остановку на 55-м, 125-м, 40-м автобусе или 45-м троллейбусе.

Альтернативные маршрутные варианты начинаются от «Римской» и «Марксистской» станций метрополитена.

Станция метро Расстояние Как добраться Время в пути
Площадь Ильича 890 м Пешком 10 мин
Римская 1 км Пешком 12 мин
Марксистская 1,4 км Автобус 567 Остановка – «Андроньевская площадь» 3 остановки – 5 мин., далее 330 м пешком – 4 мин. Весь путь займет 9 мин.

Спасский Собор в Скорбященском Монастыре (Москва)

Спасский Собор в Скорбященском монастыре

Православный Спасский Собор в Скорбященском монастыре (Москва) – обезглавленное здание единственного уцелевшего ныне не действующего монастырского храма последней из московских обителей по времени постройки. Расположен по адресу: ул. Новослободская, 58 (ближайшие станции метро – Савёловская, Тимирязевская).

Архитекторы

  • 1891-1894 гг.: Владимиров И.Т.
  • 1891-1894 гг.: Соколов И.А. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
  • 1892-1894 гг.: Виноградов П.А.

Строительство Собора и освящения его приделов

Соборный храм Всемилостивого Спаса (Спасский Собор) начали строить 25 сентября 1890 года по проекту архитектора Владимирова Ивана Терентьевича. Случилось это через 9 дней после открытия Всепрощенческого женского монастыря. Собор построили на средства купчихи Акилины Алексеевны Смирновой, во иночестве Рафаилы. Освятили главный алтарь 25 октября 1894 года. Правый придел в честь Богоматери Скоропослушницы устроили на её же средства, освятили 6 ноября. Левый придел – во имя Двенадцати апостолов, устроили на средства купца И.Е.Ефимова и освятили 12 декабря того же года.

Обновление Собора

Собор обновляли в 1910 году с промывкой иконостаса и покрытием внутри росписями. После обновления его вновь освятили 3 октября 1910 года. Освящение провёл митрополит Владимир (Богоявленский), ныне причисленный к лику Новомучеников Российских. Обряд провели в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны, многократно посещавшей обитель (также причислена к лику Новомучеников). До революции в Спасском соборе часто служили митрополиты московские и другие представители высшей церковной иерархии.

Собор в советское время

В годы гонений на церковь, как и большинство других православных храмов, Собор сильно пострадал и подвергся разорению. В 1929 году его закрыли. Шатровый верх колокольни и пять глав храма сломали. Внутри всё перестроили. Одно время там находилось училище, с 1979 года — подготовительное отделение Станкостроительного института. Тот же ВУЗ занял часть бывшей территории обители по Вадковскому переулку, где позже построили новые здания. В 1990 году внутри расположили вычислительный центр того же института.

Храм в наше время

В наши дни Спасский Собор в Скорбященском монастыре остаётся не действующим. Он выходит фасадом на Новослободскую улицу (дом № 58). Ранее входы в него были и с улицы Новослободской, и с территории Монастыря. Позже вход с улицы заложили.

Статус Собора

В настоящее время основное здание Собора, как храм не функционирует, в нём располагаются различные коммерческие структуры. Тем не менее, богослужения совершаются. Проводятся они в бывшем трапезном помещении Монастыря. При приходе работают воскресная школа и православный киноклуб. До недавнего времени функционировала школа колокольного звона.

Ещё одно сохранившееся культовое сооружение

До наших дней чудом сохранилось ещё одно из немногих культовых сооружений бывшей обители. Это – каменная Часовня монахини Рафаилы в Скорбященском монастыре. Соорудили её ещё в 1893 году над могилой вкладчицы и устроительницы Монастыря, монахини Рафаилы (А.А.Смирновой).

Росписи Рублева

Орнаментальный фриз на откосе алтарного окна Спасского собора. Андрей Рублев. 1420-е

После окончания строительства Спасский собор расписал сам Андрей Рублев — это стало последней работой знаменитого иконописца. До наших дней, правда, фрески не дошли — от них остался лишь фриз с фресковыми медальонами, обрамленный остатками киноварной огранки. На медальонах сохранились растительный орнамент и голубовато-серая рефть, которая, видимо, служила подкладкой для насыщенного синего фона. Их обнаружили только в ХХ веке, а вся роспись была утрачена во время пожара 1812 года — и в наши дни невозможно точно сказать, какими были ее особенности.

Информация для паломников

Московский монастырь находится по адресу: Андроньевская площадь, строение № 10.

Чтобы добраться до места (остановка Музей А. Рублева), следует от метро «Площадь Ильича» сесть на автобус № 40 (55, 125) или троллейбус № 45 (53).

Так как обитель является недействующей, посетить её разрешено в любое время. Православные богослужения проходят в Спасском соборе и храме Д. Донского: утреня совершается со среды по воскресенье в 8:00, вечерня запланирована на 17:30.

Совет! Лучшее время для посещения — праздничные дни.

На территории православного монастыря сегодня работает музей древнерусского искусства. В его фондах хранятся иконы, рукописи, колокола и различная церковная утварь. Сюда же свозили реликвии с закрываемых обителей во времена богоборчества.

https://youtube.com/watch?v=Shs4N5PKS7w

Спасо-Андроников монастырь

Святыни храма

Главная святыня храма — Спаса Нерукотворного Образ. Чтимая икона 14 века на протяжении долгого времени считалась утраченной реликвией. В последний год 20-го столетия ее обнаружили в запасниках Новодевичьего монастыря. В иконостасе собора Всемилостивого Спаса выставлен список со святого образа.

Храмовая святыня — икона «Преподобный Андроник и Савва», написанная в 19 веке, недавно обретена заново. Икона с изображением первых настоятелей была обнаружена в хранилище Воскресенской церкви на Арбате, и возвращена в храм.

В соборе на протяжении многих веков находилась свято хранимая реликвия — ковчег с мощами первых игуменов святой обители. В революционные годы тяжеловесное серебряное украшение ковчега украли, останки святых монахов исчезли. Однако есть надежда, что не бесследно.

Во время реставрации и изыскательных работ под соборным алтарем нашли старинную конструкцию престола и 4 захоронения, расположенные попарно. Появляющееся и исчезающее благоухание при открытии захоронения свидетельствовало о том, что обретенные останки — это мощи святых людей.

Найденные монашеские одеяния датированы началом 15 века. Неподтвержденное предположение — в захоронении открыты мощи первых четырех игуменов монастыря.

Дальнейшее исследование фундаментальной основы алтаря даровало новое открытие. Обнаружено захоронение двух монахов. Ученые предполагают, что найдены останки знаменитых иконописцев старцев Даниила и Андрея. Обретенные мощи шести святых подвижников переложены в заново созданные ковчеги, и выставлены в алтаре храма для поклонения.

История

При подробном изучении историками летописей и жития святых, был сделан вывод, что дата основания Андроникова монастыря — 1357 год.

Строительство церковного учреждения приурочили к возвращению митрополита Алексея из Византии. Есть легенда, что после отплытия от Константинополя ладья митрополита попала в бурю. Алексей стал молиться Богу и спасся. Он пообещал по прибытию на Русь воздвигнуть в честь Спасителя храм. Церковнослужитель сдержал свое слово.

Изначально храм был воздвигнут из дерева. Но такой материал в XIV веке был непрактичен из-за частых набегов захватчиков или пожаров. Так, в 1368 году обитель была дотла сожжена в пожаре. Точная причина трагедии неизвестна, возможно, всему виной упавшая свеча или засушливая погода.

После археологических работ на месте храма в 1993 году было выявлено, что после первого пожара Спасский собор был возрожден. Теперь в качестве основного материала был использован обожженный кирпич квадратной формы — историки называют этот материал плинфой.

Следующим этапом становления современной церковной обители следует считать промежуток 1427 и 1427 годов. Этот период выпал на время правления Софьи Литовской, которая стала регентом при собственном сыне из-за смерти мужа — Василия Первого.

При князьях православные сооружения не возводили без какого-либо повода.

Причиной для постройки белокаменного собора стала необходимость увековечить в памяти следующих поколений события Куликовской битвы, произошедшей в 1380 году.

8 сентября русские войска во главе с Дмитрием Донским впервые одержали масштабную победу над Золотой Ордой. Это придало русскому народу веру в победу над гнетом иноземного захватчика.

На протяжении XVIII века шла реставрация обители. К ней были пристроены новые детали, в их числе шатровая колонна. Но долго она не просуществовала, в следующем столетии её разбили.

Затем нагрянули события 1812 года — Отечественная война, в ходе которой большая часть Москвы была сожжена. В масштабном пожаре пострадал и Андроников монастырь.

К его реставрации преступили почти сразу, в 1813 году, и в скором времени он приобрел новый вид.

В XX веке даже при смене власти монастырь не пострадал от антирелигиозной политики.

Начиная с 1934 года, он подвергся новой реставрации. Следующие обновления для храма проводились в 1959-1960 годах, коммунисты не изменили архитектурных особенностей обители, сохранившихся со времен Российской Империи.

Но в церковном учреждении не проводили богослужений. Он был отдан под музей древнерусской живописи. Участь собора во время прихода к власти коммунистических деятелей нельзя назвать жестокой, если вспомнить, как пострадали иные памятники культуры.

С 1989 года, когда эпоха СССР подходила к своему закату, в Андрониковом монастыре разрешили проводить богослужения. Им заинтересовались археологи, поэтому в скором времени стали проводиться раскопки вокруг обители.

Где находится Спасский собор Андроникова монастыря

Андроников Нерукотворного Спаса монастырь основан, согласно исследованиям жизнеописаний святых людей, митрополитом Алексием в качестве митрополичьей резиденции. Заниматься устройством монастыря митрополит определил Андронику — ученику чудотворца Сергия Радонежского. Обитель Всемилостивого Спаса исторически унаследовала его имя.

Изначальный деревянный собор и монастырские стены были предположительно построены в 1357 – 1361 годах. Постройки возводились на великокняжеской земле в 7 верстах к востоку от кремлевских стен, вблизи от устья Яузы. В наши дни архитектурный ансамбль обители территориально вписан в Центральный административный округ столичного мегаполиса.

Монастырский комплекс числится строением №10 на Андроньевской площади. В стенах исторического сооружения работает Музей имени прославленного иконописца Андрея Рублева, собрание которого содержит бесценные объекты древнерусской живописи. В действующем соборе Нерукотворного образа Спасителя проводятся богослужения.

Чуть пониже Кремля

У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.

Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань — в Орду.

Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.

Много раз горел, пережил чуму.

Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год — колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector