Спасо-преображенский мирожский монастырь

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Духовное величие монастыря

Собор уже с XII века стал величественным храмом Пскова, он был прекрасен как снаружи, так и внутри. Внутренним украшением главного здания монастыря занимались художники, присланные из Византии.  Они создали на стенах неповторимые фрески, отражавшие библейские мотивы. Среди крупнейших стоит отметить образчики, символизирующие Вознесение, Успение Богородицы, Сретение и Рождество Христово. Фресками покрыты также своды, купол и алтарь, они удивительным образом дополняют картины, описывающие сцены из Евангелия. Большинство этих композиций сопровождают нарисованные картины святых. Фрески сохранились практически полностью: для прихожан открываются более 80% картин, представляющих уникальный памятник зодческой культуры XII столетия.
Фрески выполнены в стиле, названном искусствоведами священным или иератическим. В нем главной является религиозная идея, доминирующая над творчеством зодчих. Каждая из картин полна символизма, поскольку действующие персонажи нельзя назвать классическими библейскими. Главной задачей для зодчих стал показ единения природы человека и Бога. К сожалению, в XVII веке фрески забелены во время реставрационных работ. Почти два столетия они «скрывались» от посторонних глаз. Впервые их открыл и стал изучать известный историк и реставратор В. Суслов, случайно обнаруживший композиции под толстым слоем штукатурки. Продолжить работу ученому не позволил священный Синод, отправивший в Псков иконописцев из Владимира – ими руководил Н. Сафронов. Мастера аккуратно раскрыли фрески, промыли их, чтобы заново написать. Они были выполнены в византийском стиле, сохранив всю иконографию.

Работы над раскрытием фресок продолжилась в 1920-х гг., проходят они и сейчас. До сегодня мастерам удалось восстановить только половину древней настенной живописи Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.

Мирожский монастырь: что посмотреть

Святые врата, колокольня и Стефановская церковь

Святые врата, колокольня и Стефановская церковь

Мирожский монастырь включает в себя ряд интересных объектов: Спасо-Преображенский собор (12 век) и церковь архидиакона Стефана (17 век), деревянные зимние покои настоятеля и братские корпуса.

Схема Мирожского монастыря

Схема Мирожского монастыря

Братские корпуса

Братские корпуса

В настоящий момент в Спасо-Преображенском соборе не проводятся богослужения, он работает как музей. Стоимость билетов порядка 300 рублей, стоимость экскурсии — 900 рублей. Но экскурсия стоит этих денег, ведь длится она почти час. Надо отметить, что музей работает только в сухую погода, так как содержание фресок требует особого температурного режима.

Паломники могут посетить богослужение в Стефановской церкви, нарядном храме. В церкви находится необычный каменный иконостас, созданный современным иконописцем архимандритом Зиноном.
В этом храме находятся мощи разных святых, и чудотворная икона Божией Матери Мирожская Оранта, которая благодаря чуду явилась в 1199 году. Здесь можно увидеть и другие иконы: святого великомученика Пантелеймона, , Тихвинская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца.

Иконостас Стефановской церкви

Иконостас Стефановской церкви

В церкви есть также иконописная мастерская, где также можно заказать экскурсию или мастер-класс по живописи.

Под притвором церкви Стефана расположены Святые ворота-главный вход в монастырь. С запада в 18 веке к Стефановской церкви был пристроен длинный корпус. Колокольня над Святыми воротами появилась в 1885 году.

Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи

Вид на Монастырь со стороны реки Мирожи

Рядом с главным собором стоят зимние покои настоятеля. В основании этого строения — погреба 17 века. А сам деревянный дом был построен в 1881 году, на месте другого подобного из дерева.

Зимние покои настоятеля

Зимние покои настоятеля

Рекомендую вначале прогуляться по территории, пройти монастырь насквозь, побродить вокруг древних строений.

Вот такой вид открывается на реку Великая.

Вид на Троицкий собор

Вид на Троицкий собор

Фрески

Вознесение Господне. Роспись купола собора

Деисус и евхаристия. Роспись апсиды

Собор был расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеимон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. О существовании фресок узнали в 1856 году, когда в ходе ремонта собора под обвалившимися участками побелки открылись фрагменты росписи. Стараниями Владимира Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.

Архитектурные памятники на территории монастыря

Мирожскую обитель не случайно называют выдающимся памятником средневековый архитектуры и одним из символов древнего Пскова. Его белоснежные стены и храмы отлично видны с реки и составляют парадный фасад Завеличья. Территория монастыря опоясана невысокой каменной оградой, возведенной в конце XVIII – начале XIX века.

Собор Спаса Преображения

Много верующих и туристов приезжают сюда, чтобы увидеть древний Спасо-Преображенский собор, который стоит почти 900 лет и считается одним из образцов русского зодчества домонгольского периода. Он возведен из каменных плит и тонких кирпичей – плинфы. Это крестовокупольный греко-византийский храм, имеющий одну полукруглую абсиду и мощный световой барабан с массивной главой. Лаконичность и простота древнего собора стали основой для развившейся позже псковской архитектурной школы.

Внутри храма можно увидеть выполненные в середине XII века фрески и надписи на греческом языке. Это редкий случай, когда созданные по сырой штукатурке древние росписи сохранились в таком объеме и качестве. В XVII веке их забелили, и это стало одной из причин, по которой уникальные фрески не были утрачены. Вскрыли древние росписи в конце XIX века, а потом их много раз исследовали и реставрировали.

Монастырские фрески признаны уникальным памятником древнерусской монументальной живописи, и настоящее время находятся под охраной ЮНЕСКО. Чтобы больше народа смогло увидеть эти росписи, собор открыт, как музей, и богослужения в нем не ведутся.

Слева направо: церковь св. Стефана, колокольня, братский корпус

В северной части монастыря возвышается белоснежная церковь Апостола и Первомученика Стефана с колокольней. Она была построена в начале XVII века вместо храма, который стоял в монастыре с 1406 года. Стефановская церковь выполнена, как надвратный храм с подклетом. Это целый корпус с трапезной и к нему примыкают Святые ворота.

Декор церкви несет явные четны московского храмового зодчества. Она выглядит очень нарядно и богато украшена орнаментальными поясами, затейливыми карнизами, наличниками, лопатками и колонками. Двухсветный храм перекрывает сомкнутый свод. В наши дни церковь действующая, и регулярно в ней проходят богослужения. В подклете размещена выставка икон, созданных мастерами обители.

С севера монастырский фасад состоит из Стефановского храма, Святых ворот, высокой колокольни, построенной в 1879 году, и двухэтажного братского корпуса (XVIII-XIX вв.). С запада от главного собора расположен настоятельский корпус (XVI-XIX вв.). Он состоит из старого каменного подклета с надстроенным деревянным этажом. Сегодня здесь размещается монастырский иконописный центр.

Братский корпус

Обитель находится на слиянии двух рек, и на протяжении долгой истории неоднократно затапливалась паводковыми водами. Последний раз это произошло в 2011 году. В апреле вода поднялась так высоко, что Спасо-Преображенский храм затопило на 1 м. Чтобы спасти уникальные фрески, пришлось откачивать воду насосами, прибегнув к помощи сотрудников МЧС.

История

Икона Мирожской Божьей Матери с предстоящими святыми князьями Довмонтом и Марией Дмитриевной. Псковский музей

Точная дата основания монастыря неизвестна. Её принято относить к середине XII века и связывать с именем святителя Нифонта, епископа Новгородского, возможно, грека по происхождению.

Монастырь, находящийся в 20 минутах ходьбы от псковского крома, был одним из культурных центров города, здесь велась псковская летопись, он имел библиотеку, мастерскую переписчиков (скопировавших, в частности, «Слово о полку Игореве»), и иконописную мастерскую. Обитель была богата. Его городская территория занимала всю пойму реки Мирожи (с мельницами), берег реки Великой с кузницами, хозяйственными дворами и прочее. После секуляризации церковных земель в XVIII веке его территории сократились до нынешнего размера.

Географическое положение вне укреплений Пскова, который часто служил целью нападений западных соседей Руси, подчас делало монастырь уязвимой мишенью. Так, в 1299 году ливонские рыцари, разорив псковский посад, сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри, а также убили Василия Мирожского и игумена Снетогорского монастыря Иоасафа, впоследствии канонизированных и ставших местночтимыми святыми. По преданию, мощи святого игумена Василия почивают под спудом в алтарной части Спасо-Преображенского собора вместе с мощами святого Авраамия. В начале XVI века в монастыре обучался преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (постриг принял в Псково-Печерском монастыре).

В 1581 году Стефан Баторий установил на колокольне монастыря пушки, из которых стрелял по городу.

В 1567 году, при Иване Грозном, в Мирожском монастыре прославилась чудесами икона Божией Матери, получившая прозвание Мирожская: тип Оранты с предстоящими святыми псковским князем Довмонтом и его супругой Марией Дмитриевной.

По сообщению Энциклопедии Брокгауза и Ефрона, в XIX веке в монастыре находилось много древних икон, чаша святого Нифонта с надписью (1166), евангелие (1703), серебряный ковш, пожалованный Петром I псковитянину Фадею Гурьеву, два колокола 1520 и 1521 годов.

Митра игумена Мирожского монастыря, 1689 год. Псковский музей

Монастырь упразднён в XX веке. После революции 1917 года в Мирожском монастыре разместилась Псковская экскурсионная станция. Монашеская жизнь в стенах обители стала возрождаться в 1994 году, когда храм Первомученика Стефана, братский корпус и дом настоятеля был передан Псковской епархии по договору аренды. Тогда же была создана мирожская международная иконописная школа, которую возглавил архимандрит Зинон (Теодор). После дозволения католикам отслужить службу в монастыре и причастия вместе с ними на него было наложено прещение (в частности, запрет на священническое служение). В 1997 году владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу.

года весь комплекс зданий и территорий монастыря, за исключением Спасо-Преображенского собора и малых келий, был передан Русской православной церкви в безвозмездное пользование.

В 2011 году в монастыре начала свою работу иконописная школа для детей города Пскова.

Это интересно: Крупин Владимир Николаевич — передаем суть

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.

Первоначальный вид Преображенского собора

Первоначальный вид Преображенского собора

За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста — чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.

Почти не сохранились фрески в нижней части храма — по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.

Фрески в купольной части

Фрески в купольной части

Основная мысль росписи собора — соединение в Иесусе Христе  человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.

Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.

Схема изображения фресок

Схема изображения фресок

Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Восточная часть собора

Восточная часть собора

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Раскрытые фрески

Раскрытые фрески

Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.

В целом, Мирожский монастырь — это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.

Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.

Настоятели

Игумены

  • Прп. Авраамий Мирожский (ок. 1156 — 24 сентября 1158)
  • Исидор (1269)
  • Прмч. Василий Мирожский (+ 4 марта 1299)
  • Карп (упом. 1404)
  • Григорий (1521)

Архимандриты

  • Митрофан (1589)
  • Герман (кон. XVI)
  • Геннадий (1617 — 1720)
  • Герасим (1623)
  • Александр (1630)
  • Онуфрий (в декабре 1630)
  • Макарий (в декабре 1636)
  • Арсений (1641)
  • Иона (1648)
  • Митрофан (? — 1650)
  • Афанасий (1662 — 1670)
  • Никандр (1673 — 1677)
  • Герасим (8 февраля 1684 — 1691)
  • Корнилий (1691 — 1699)
  • Аарон (1702 — 1713)
  • Киприан
  • Маркелл (1719 — 1720)
  • Герасим (1736 — 1744)
  • Иоасаф (Лисянский) (1755 — 1761)
  • Иоанникий (1762 — 1763)
  • Иринарх (1763 — 1768)

Игумены

  • Стефан (1768 — 1774)
  • Иустин (Трипольский) (20 июля 1774 — 4 сентября 1784)
  • Адриан (1784 — 1786)
  • Венедикт I (1786 — 1792)
  • Иcaия (1792 — 1796)

Архимандриты

  • Иаков (1800 — 1805)
  • Афанасий I (31 мая 1826 — март 1827)
  • Афанасий II (Соколов) (3 апреля 1827 — 28 августа 1828/1830)

    Виталий, Афанасий, иеромм. (1828 — 1830)

  • Спиридон (Грацианов) (26 ноября 1830 — 12 ноября 1833)
  • Владимир, Иннокентий, иеромм.
  • Афанасий I, 2-й раз (1834 — 1837)

    Иннокентий, иером.

  • Митрофан (1838 — 1845)
  • Нифонт (1846 — 1851)
  • Псковские архипастыри (1851 — 1864)
  • Виталий (Вертоградов) (22 февраля 1864 — 10 января 1865)
  • Николай (Трусковский) (11 января 1865 — 186?)

    Тихон (упом. 1869 ) иером. и/д

  • Гавриил (упом. 1872 — упом. 1875 )
  • Алексий (упом. 1876 )
  • Серафим (упом. 1877- упом. 1883 ) игум.
  • Павел (упом. 1888 — упом. 1889 ) игум.

    Порфирий (упом. 1891 — упом. 1895 ) иером., и/д

  • Николай (упом. 1899 — упом. 1902)
  • Иннокентий (Кременский) (1903 — 1904)
  • Амвросий (Смирнов) (1906 — 1911)
  • Досифей (упом. 1913 — упом. 1914 ) игум.

Наместники

  • Марк (упом. 2005 — 6 октября 2007) иером.

История города Пскова

Историками не установлен точный год основания Пскова. Первое упоминание этого поселения относится к 903 году в Лаврентьевской летописи (рукопись названа по имени монаха Лаврентия). Поэтому принято считать эту дату годом основания города Пскова. История его начинается именно с этой даты.

В 1348 году было образовано на территории Руси средневековое Псковское государство, просуществовавшее 162 года. В нем столицей был Псков.

С 1510 года город находился в составе Великого княжества Московского, и до XVIII столетия был одним из крупных городов древней Руси.

Возведенная в свое время Псковская крепость (2,5 км²) была оборонительным фортом западных рубежей государства, окруженная пятью поясами из каменных крепостных стен и считалась неприступной для внешних врагов.

За всю свою историю Псковское оборонное сооружение, вокруг которого разрастался город, было захвачено только один раз (не считая оккупации во время боевых действий в период Первой и Второй мировых войн).

Это произошло после того, когда немецкие крестоносцы, разорив Юрьев (город, основанный Юрием Долгоруковым в 1152 году), решили захватить Псков. Город был оккупирован в течение 1,5 лет, после чего освобожден русскими войсками под командованием полководца Александра Невского.

После завершения Северной войны (1700-1721 г. г) между Россией и ее союзниками против Швеции, Псков утратил свое оборонное значение, так как по договору, подписанному в городе Ништад (Финляндия) границы Российской империи отошли на запад.

Город стал провинциальным в Псковской губернии, а с XIX столетия начал свое развитие. Жилые деревянные одноэтажные дома были заменены каменными трехэтажными строениями.

В связи с развитием экономики и торговли с другими городами России в 1882 году началось строительство железной дороги. Через город была проложена железнодорожная ветка «Санкт-Петербург – Варшава».

Интересный факт: на железнодорожном Псковском вокзале, построенном в 1860 году, в царском вагоне, российским императором Николаем II, 2 марта 1917 года был подписан акт отречения от престола.

В 1904 году была сооружена первая электростанция, а через 8 лет в городе состоялось открытие трамвайного движения. В этот период развивалось здравоохранение, образование, строительство церковных сооружений и культурных учреждений.

Сейчас Псков, где проживает более 200 тысяч человек коренного населения, представляет собой современный экономически развитый город, который привлекает любителей истории большим количеством памятников культуры.

Отто Парли

В конце 1880-х историк, архитектор и реставратор В. В. Суслов по заданию епархиальной администрации и Археологической комиссии проводил археологические исследованиям в Спасо-Преображенском соборе. С 1889 по 1893 год велись работы по расчистке фресковой живописи, в процессе выяснилось, что собор был полностью расписан, но сохранность фресок в различных частях здания неодинакова и имеется много утрат. Плохо сохранилась живопись купола, светового барабана, парусов и нижней части здания, где фрески полностью погибли от сырости.

В 1893 году Академия художеств и ИАК вновь командируют В. В. Суслова и других специалистов для осмотра древней живописи. С 3 июля по 26 октября 1897 года художник Ф. М. Фомин снимает копии фресок под руководством В. В. Суслова. В том же году император Николай II разрешает образовать «Строительный Комитет для руководства и наблюдения за исправлением и ремонтными работами в Спасо-Преображенском соборе».

Ремонт начался в мае 1898 года и продолжался до 1902 года. Мастера иконописной артели Н. М. Сафонова возобновили открытую Сусловым роспись: испорченные влагой фрески были написаны заново, а все уцелевшие «освежены» клеевыми красками. В ходе сафоновского поновления, в 1901 году фрески были засняты фотографом О. И. Парли,

в этом же году издан альбом. На фотографиях альбома часть фресок зафиксирована в открытом, еще не поновленном виде.

В коллекции РОСФОТО хранится подносная папка с 86 бромосеребряными отпечатками, выполненными фотографом в 1901 году, о чем свидетельствует тисненая надпись на лицевой стороне обложки в нижнем правом углу: «Выдано действительному чл(ену) Псков(ского) Арх(еологического) общ(ества) О. И. Парли 1901».

Все снимки наклеены на серый картон, и только 4 — на фирменные паспарту, на них в нижнем правом углу паспарту видно тиснение «Фотография О. Парли, бывшая Дмитриева. Псков», а в углах фотографий: «О. Парли. Псков. 1901».

Размер фотографий — 17 х 23 см, размер паспарту 28,5 х 36 см. На оборотной стороне многих паспарту имеется печать Академии художеств — «Художественная ценность утверждена императорской Академией художеств». Фотографии данной коллекции являются единственным полным источником, сохранившим изображения фресок Спасо-Мирожского монастыря XII века, отснятых в процессе их реставрации.

В коллекцию входят: План Пскова 1581 года; план Мирожского монастыря; общий вид монастыря — 4 фотографии; остальные фотографии, кроме двух, на которых запечатлен интерьер до реставрации, посвящены фрескам.

Фотографии О. И. Парли также находятся в собраниях Государственной академии истории материальной культуры, Российской национальной библиотеки, Академии художеств, Псковского музея, Государственного исторического музея, Музея архитектуры имени Щусева.

Библиография:

Парли О. И. Фрески храма Преображения Господня в псковском Спасо-Мирожском монастыре. Альбом фотографических снимков — Псков, 1903; Описание фресок составил Ф. А. Ушаков.

Сарабьянов В. Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря — М.: Северный паломник, 2010. — C. 5–23.

Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи (19 в.) — М/: Искусство, 1986. — C. 159. Вновь открытый памятник древности — ЦВ 1893 № 28 с. 437–439 и № 29 с. 452–453.

Ушаков Ф. А. Спасо-Мирожский монастырь в г. Пскове — Псков, 1902. — C. 8–13.

Толстой И., Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Памятники Владимира, Новгорода и Пскова — СПб, 1899. — С. 178. Фрески Мирожского монастыря.

Успенский А. И. Фрески церкви Преображения Господня Спасо-Мирожского монастыря — Записки МАИ, 7. — М., 1910. — С. 1–12.

Павлинов А. М. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Древности. Труды Московского Археологического общества. М., 1889. — XIII в. 1. — С. 154–162.

Соболева М. Н. Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова — М., 1968. — С. 8.

Императорская Археологическая комиссия (1859–1917). К 150-летию со дня основания отечественной археологии и охраны культурного наследия / науч. ред.-сост. А. Е. Мусин, под общ. ред. Е. Н. Носова. — СПб: Дмитрий Буланин, 2009. — С. 973–984.

Название города и его легенда

В наше время существуют две основные версии происхождения названия города. Согласно первой, название происходит от речки Пскова (правый приток реки Великая), где было расположено поселение, а само название реки от слова «плесъ», что в переводе с древнерусского – часть реки между крутыми изгибами.

Вторая версия предполагает, что территория будущего города получила название от слова «пискава», что в переводе с ливского (один из прибалтийских языков) означает «смолистая вода».

Существует легенда образования города, которая гласит, что княгиня Ольга (жена первого древнерусского князя Игоря Рюриковича) в 957 году увидела предзнаменование: три солнечных луча ярко освящали берег реки Великой, и решила на этом месте построить церковь.

Так возник город, образовавшийся вокруг собора, который впоследствии получил название «Троицкий». Данная легенда не подтверждается историческими исследованиями, в 957 году город уже существовал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector