Рождество в россии 2019 — дата праздника, обычаи и традиции
Содержание:
- История рождения Иисуса, история Рождества для детей
- Какие блюда приготовить и подать в рождественский вечер
- Как празднуется православный праздник
- Гадания в Рождество: на суженого и на будущее
- Что нельзя делать 25 декабря на католическое Рождество
- Как на Руси отмечали Рождество?
- История праздника
- Вертеп
- Страны, празднующие рождество 7 января
- Что приготовить на Рождество:
- История Рождества
- Какого числа празднуют этот день в России и Европе
- Иконография праздника
История рождения Иисуса, история Рождества для детей
Родителями Иисуса были Мария и Иосиф. Хотя на самом деле отец Иисуса – Господь Бог, но Иосифу была доверена миссия воспитать сына Божьего.
Дева Мария со своим мужем, Иосифом, жила в городке Назарет. Из-за переписи населения Римской империи, они вынуждены были пойти в Вифлеем. В Вифлееме было много людей, прибывших на перепись, все дома и гостиницы были заняты, поэтому Марии с Иосифом пришлось заночевать в пещере, которую пастухи использовали для укрытия скота от непогоды. Именно в ней и родился Иисус — Тот, Которому суждено было стать Спасителем мира.
Так, как в пещере не было кроватки, родители младенца положили прямо в ясли, специальный ящик, из которого едят животные. Он как раз был заполнен сеном.
Неподалеку пещеры проходили пастухи со своим стадом. Они увидели яркий свет и ангела. Ангел возвестил их о рождении Христа, который пришел на землю, чтобы спасти мир от грехов. Ангел рассказал пастухам, как найти Младенца.
Пастухи оставили свои стада, и пошли в сторону Вифлеема, там и обнаружили в пещере Деву Марию, Иосифа и Младенца в яслях.
А в это время где-то на востоке трое мудрецов, которых называли волхвами, увидели в небе яркую Вифлеемскую звезду, которая указала им путь к новорожденному младенцу. Они знали, что в скором времени в мир должен прийти Спаситель, которому суждено стать Царем Небесным на земле, и отправились к нему с дарами (золотом, ладаном, смирной).
Правящий в те времена царь Ирод, услышав весть о рождении нового царя, испугался, что тот может заменить его на троне, потому велел убить всех младенцев в городе. Но Иисуса в тот момент в городе уже не было. Иосифу явился ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». Так Сыну Божьему чудом удалось уцелеть.
Какие блюда приготовить и подать в рождественский вечер
Главным блюдом на праздник является кутья, готовится она из риса, пшена, гречки, пшеницы, и прочих круп, заправляем сладкой водой или узваром, по вкусу можно добавить сухофрукты и орехи.
В рождественский сочельник лучше всего подавать блюда из мяса или птицы. Традиционными для рождественского стола являются утка или индейка. Также, вы можете приготовить и подать на стол кролика, вот здесь, можно посмотреть разные рецепты приготовления.
Можно приготовить блюда с использованием овощей, фруктов, специй, а также, поставить на стол нарезки и бутерброды.
Также в Рождество принято подавать пироги с различной начинкой, блины с творогом, мясом или пустые, вареники с кислой капустой.
Из напитков традиционным для данного праздника является узвар из сухофруктов.
Итак, теперь можно перечислить то, что вы можете подать и приготовить в домашних условиях, это можно взять за идеи.
1. Сочиво (кутья или каша с медом, орехами и сухофруктами).
2. Борщ или капустняк.
3. Голубцы с грибами.
4. Вареники с кислой капустой.
5. Блины со сладкой или несладкой начинкой.
6. Винегрет и прочие постные салаты.
7. Квашеные соления и грибы.
8. Постный пирог и пирожки.
9. Рыба, считается, что ее можно подавать в святой вечер.
10. Картофель с луком и морковью.
11. Десерт.
12. Узвар (готовится из сушенных яблок, груш, слив и пр.) Считается традиционным напитком, им заливают рождественскую кашу.
Как празднуется православный праздник
Христиане готовятся к Рождеству за 6 недель до праздника. Верующие соблюдают рождественский пост. В преддверии Рождества вечером 6 января отмечается Сочельник. Согласно древнейшей традиции, в такой день принято кушать сочиво — пропаренные пшеничные зерна с медом, орехами, изюмом.
Сочельник считается заключительным днем поста. Главное событие Рождества — праздничный ужин. Правда, до появления на небе первой яркой звезды нельзя садиться ужинать. В память о дне и месте рождения Спасителя в каждом доме должна быть охапка сена или соломы. Стол накрывают белой скатертью и ставят на него 12 постных блюд.
Устав и богослужение
Навечерие Рождества Христова отмечается с 6 на 7 января. Христиане накануне делают и устанавливают около храмов вертепы. В Церквях вечером начинается торжественное богослужение — литургия, которая заканчивается в момент захода солнца. Священнослужители поют рождественские песнопения, произносят проповеди, причащают верующих, а до причастия христиане стараются ничего не есть.
Перед причастием верующие могут исповедоваться. Во время торжественной службы в центр храма выносится большая свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду. Верующие поют тропарь Рождеству Христову. После службы прихожане расходятся по домам, садятся за празднично накрытый стол и едят кутью. Предшествует праздничному дню обязательный 40-дневный пост. Священнослужители после литургии проводят торжественную службу — всенощное бдение.
Народные традиции и обычаи празднования
За несколько дней до Рождества на главной площади любого местечка устанавливается рождественская елка. Возле храмов в канун праздника ставят вертепы, символизирующие, согласно преданиям и истокам, пещеру и сцену рождения Христа. Их делают из дерева, ткани, веток. Внутри вертепа находятся фигурки святого семейства, животные, ангелы, волхвы.
Во многих городах и селах разыгрывается спектакль. Он также называется вертепом. Сюжетами представления являются события, связанные с рождением Иисуса Христа. У христиан празднование Рождества начинается с праздничного богослужения в храме. После литургии и всенощного бдения верующие идут домой. Вся семья, согласно христианскому обычаю, собирается за празднично накрытым столом.
Основным атрибутом праздника является кутья. Это блюдо готовят из вареной или пропаренной пшеницы (риса). К кутье добавляют орешки, мак, изюм, мед. Кроме кутьи, на столе должны стоять 12 постных блюд: борщ, голубцы, хлеб, горох, вареники, грибная подливка, рыба, чеснок, компот из сушеных фруктов.
Рождество считается семейным праздником. Родственники съезжаются отовсюду, чтобы встретить праздник вместе, все собираются в одном доме. В гостиной устанавливают еще один символ Рождества — рождественскую елку, под нее кладут подарки всем родным, а на верхушку устанавливают звезду.
В такой день существует обряд — поздравлять близких словами: Христос родился! Славим Его! Вечером в сочельник можно загадывать любые желания. Христиане верят, что в такой праздник небеса раскрываются, силы небесные выполняют любые добрые пожелания людей.
Следующий день праздника посвящен матери Христа. Верующие собираются в храме и прославляют Пренепорочную Богородицу. Последующие 12 дней после Рождества называют святками. Люди веселятся, празднуют, прославляют Христа. Заканчиваются святки 18 января – Крещенским сочельником.
Гадания в Рождество: на суженого и на будущее
Вообще-то гадания, как и любая другая магия и ворожения, запрещены в христианстве. Это считается грехом. Но у наших предков время Рождества, святок, было одним из лучших, чтобы предсказать свою судьбу. Поэтому выбор, как всегда, за вами. Обычно гадали молодые девушки на замужество и на суженого, ведь скоро снова начинался свадебный период.
4 короля
Возьмите колоду обычных игральных карт и достаньте всех 4 королей. Перед сном их нужно положить под подушку, а утром вытащить одного, не смотря. Карта покажет характер будущего мужа. Король пиковый – не только старый, но еще и очень ревнивый, трефовый – человек военный, червовый – богатый и молодой, бубновый – желанный.
Гадание с чулком
Купите новые чулки и наденьте один из них перед сном. Перед сном проговаривайте слова: «Суженый, ряженый, приди меня разувать». Желательно повторить несколько раз. В вашем сне должен появится ваш ненаглядный, который будет снимать чулок.
Мостик через воду
Налейте воду в миску и возьмите небольшую палочку из дерева. Перед тем, как ложиться спать, бросьте палочку в воду и поставьте под кровать со словами: «Суженый, приди меня через мостик перевести». Появившийся ночью молодой человек и есть ваш суженый.
Гадание для целой компании
Часто девушки гадали на святки не в одиночестве, а сразу компанией, так было намного веселее. В этот раз тоже нужна компания, соберитесь вместе. Вам нужно взять миску и складывать в нее предметы, которые четко отображают какие-то черты характера. Конфеты – сладость жизни, украшения – богатство, рюмка – веселье, кольцо – свадьба. У вас могут быть свои предметы, это всего лишь пример. Далее каждая девушка должна выбрать один предмет не глядя. Таким и будет ее избранник.
Что нельзя делать 25 декабря на католическое Рождество
- В первую очередь, нельзя физически работать: лучше такой труд отложить на потом или сделать все заранее.
- Также нельзя шить. Многие верят, что рукоделие в церковные праздники грозит внезапной слепотой или глухотой.
- Нельзя на католическое Рождество ходить в лес на охоту. Ранее считалось, что в такой святой день охотник погибнет от холода или станет жертвой того, на кого охотится.
- Нельзя экономить на празднике. Чем больше потрачено денег на устройство рождественского праздника, тем больший достаток ожидает семью в ближайшем году.
- Нельзя садиться за рождественский стол в ношеной одежде, иначе ждет неудача.
- Нельзя на католическое Рождество надевать черное, иначе грядет беда.
- Верующие люди никогда не будут гадать на Рождество. Для этого есть специальный период с 12 дня Святок до Крещения.
- Нельзя сквернословить, спорить или ругаться, особенно за столом.
- Нельзя до восхода первой звезды обедать: только детям разрешен перекус.
Как на Руси отмечали Рождество?
В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь. Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.
На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар – напиток из сушеных фруктов и медом и кутья – каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах. Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.
Дома обязательно надо было соорудить символ урожая – своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия. После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.
Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан. Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.
А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.
Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.
Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды. Вскоре, когда звонкие детские голоса возвещали о появлении звезды, можно было начинать ужинать.
Первым за стол садился отец, за ним – мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением. Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.
Но вскоре уже слышны веселые голоса молодежи, просящих «коляду просказать»:
В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.
С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями. Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями: традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.
Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения – шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях. Еще на Рождество любили устраивать различные вечеринки, беседы, ходили друг к другу в гости, и, конечно же, не обходилось без гаданий.
История праздника
В православной традиции Рождество входит в число двунадесятых праздников, буквально возглавляя этот список. Хотя в католичестве этот праздник считается самым главным в религиозном календаре.
Рождество Христово – праздник в память о появлении на свет Иисуса Христа, Сына Божьего, грядущего Спасителя всего человечества. История, описывающая библейское событие, подробно описана в Евангелии.
Начало ей положил указ кесаря о проведении переписи населения. Иосиф, муж Марии, будущей Матери Христа, был родом из Вифлиема, и вместе со своей женой отправился на родину. Прибыл в город, он не смог найти места для ночлега, и был вынужден спрятаться от ночного холода в хлев, где размещались овцы.
Здесь непорочная Дева Мария и родила Сына, а новорожденного младенца Иосиф положил в ясли на свежую солому. Первыми поприветствовать нового Царя пришли пастухи, вслед за ними появились волхвы. Волхвы или восточные мудрецы пустились в путь на поиски Спасителя следуя за звездой, сегодня называемой вифлиемской. Звезда зажглась ровно за девять месяцев до Рождества, в момент Непорочного Зачатия, когда Ангел принес благую весть Деве Марии – сегодня этот праздник называется Благовещенье.
Вертеп
Древним рождественским обычаем было (да и часто остается) хождение с вертепом. Вертеп представлял из себя небольшой короб, изображающий пещеру, где, по преданию, родился Христос. Этот короб был миниатюрным кукольным театром, в котором народные умельцы играли целые спектакли на тему Рождества.
В XIX веке во многих городских домах вошло в моду делать для детей маленький домашний вертеп. Его ставили под елку. Кукол искусно изготавливали из бумаги, ваты, воска, наряжали в парчовые и шелковые кафтаны.
Здесь были и восточные волхвы, и ангелы, которые славословили, но центром композиции неизбежно были Мария с Иосифом, склонившиеся над яслями с Божественным Младенцем.
Вертеп нередко устанавливают и в церкви. В последнее время традиция сооружения вертепа под елкой стала возрождаться, куклы для него можно приобрести даже в магазине.
Страны, празднующие рождество 7 января
Некоторые государства уже 25 декабря отметили торжественный святой день, а православные страны еще не приступали к приготовлению к Рождественскому вечеру.
К странам, которые праздную Святой день 7 января можно отнести:
Православные страны празднуют Рождество 7 января.
- Македонию;
- Россию;
- Боснию;
- Молдову;
- Грузию;
- Украину;
- Черногория;
- Сербию;
- Герцеговину;
- Беларусь;
- Кыргызстан;
- Казахстан.
Все эти страны празднуют Рождество Христово 7 числа в январе месяце. Практически у всех этих стран есть свои отличительные традиции, которые соблюдаются много веков.
Россия
Рождество в разных странах имеет различные традиции, и в России православные люди отмечают Святой день с большим размахом. В нашей стране до сих пор сохранились древние традиции и правила. В ночь под празднование, люди наряжаются в одеяния и берут с собой кутью. Лакомство носят по домам и дают попробовать близким и соседям. Этот обряд также заменяется колядками. В каждом городе принято проводить веселые гуляния и ярмарки. Вечером семьи собираются за столом и отмечают Христово Рождество.
Интересно! В некоторых селах сохранилась традиция ходить детям по домам, поздравлять людей стихами и песнями, а взамен получать сладости и небольшие вознаграждения.
Украина
В этой стране празднование Рождественской ночи начинают с посещения вечерней церковной службы. В церкви прихожане получают благословение и отправляются по своим домам. Хозяйки готовят к столу разнообразные яства и блюда, за столом собираются друзья и близкие. Перед трапезой собравшиеся должны обмениваться пожеланиями. На праздничном столе должно быть много разной еды.
В России принято готовить традиционное Оливье и Сельдь под шубой на Новый Год, а в Украине хозяйки ставят на стол такие закуски в Рождественский вечер. Завершают праздник пением колядок и плясками.
Беларусь
Это страна, в которой Рождественские гуляния начинаются 25 декабря и заканчиваются 14 января. Рождество в Беларуси отмечают два раза. Сначала происходит отмечание католического святого дня, который приходится на 25 декабря. Позднее приходит Рождество Христово в православной церкви, прихожане могут отпраздновать святой день 7 января.
Другие страны СНГ
Можно рассказать подробнее и о традициях других стран СНГ, В Узбекистане есть множество традиций, например, прощать все обиды и долги накануне Рождества.
В Содружество Независимых Государств также включают:
В Армении Рождество празднуют с 6 на 7 января.
- Туркменистан;
- Киргизию;
- Молдову;
- Грузию;
- Армению;
- Азербайджан;
- Казахстан.
Не многие знают, что Рождественский вечер в Армении начинается не 7 января, а 6 числа. Празднование начинают в это время по древней традиции. В древние времена Рождение Христа и Крещение праздновали в одно время, происходило это в ночь с пятого на шестое января. Отсюда и пошла традиция праздновать Рождество именно 6 января. Позднее некоторые церкви изменили данную традицию в Армении же церковь продолжает празднование 6 числа.
Интересные особенности празднования в разных странах.
Основные же традиции соблюдаются и этими странами, они схожи с традициями Беларуси и Украины. Люди посещают церковь, а затем отправляются домой, чтобы собраться всей семьей за одним праздничным столом. В это время принято готовить множество вкусных блюд. Чем богаче будет стол, тем лучше будет жизнь, так гласит поверье.
Что приготовить на Рождество:
На рождественском столе принято ставить 12 блюд, а украшает стол Кутья. 6 января кончается пост и начинается Сочельник.
Каждая хозяйка предпочитает свой рецепт приготовления Кутьи. Рецептов существует великое множество. Самый простой: берут крупу и замачивают ее на ночь, после варят до готовности и добавляют всякие сладости. Так к примеру можно взять рис мед и мармелад, так же пшено мак и мед, некоторые даже варят кутью из перловой и пшенной крупы. Можно добавлять в Кутью мармелад или же цукаты.
Также на рождественском столе принято подавать Узвар – компот из сухофруктов.
В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются», уже разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу.
Традиционными на рождественском столе являются разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подаются и запечённые птица и рыба, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняют и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовят запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовят разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.
Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.
Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым.
Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году, информирует Rosregistr.ru. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.
Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.
К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда.
История Рождества
Сегодня Рождество Христово – один из главных православных праздников. Оно знаменует собой ежегодное чудо – рождение Иисуса, который появился на свет в яслах для кормления скота.
Согласно библейскому преданию, о рождении Спасителя людей оповестила Вифлеемская звезда, которая засияла в небе. Этот знак увидели волхвы и поспешили поздравить Деву Марию с рождением сына, одарить и поклониться ему, как новому царю Иудеи. Данный сюжет часто используют в живописи: художники с мировым именем создавали и создают произведения по мотивам рождения Иисуса. Среди них и неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» (1481-1482гг). А также работа Питера Пауль Рубенса с таким же названием.
На самом деле, точной даты, когда родился Иисус Христос, нет. Более того, праздник рождения бога зимнего Солнца – Коляды – отмечался нашими предками-славянами еще задолго до утверждения христианской веры. Древние язычники поклонялись Солнцу, и даты, когда оно находилось на минимальной высоте от Земли (Зимнее солнцестояние) считались самыми важными. Обычно это был период с 25 декабря по 7 января. В некоторых регионах – с 22 декабря по 6 января. В дохристианские времена на эти дни выпадало огромное количество обрядов, магических действий и примет. Не обходилось на коляды и без поверий, ритуальных песен, и запретов.
Какого числа празднуют этот день в России и Европе
С середины IV в. появилась особая дата празднования – 25 декабря. Она связана с Благовещением, которое приходится на 25 марта (7 апреля н. ст.), Рождество отстоит от него на 9 месяцев, что соответствует сроку появления ребенка. К тому же 25 декабря римские язычники отмечали праздник Солнца, день зимнего солнцестояния. Замена привычного язычникам праздника на христианский была более понятна новообращенным верующим.
Впоследствии неточность календаря, введенного еще при императоре Юлии Цезаре (юлианского) привела к тому, что солнцестояние сместилось на 22 декабря и 22 марта. Так как от его даты зависит время Пасхи, 24 февраля 1582 г. введен новый календарь, именуемый Григорианским, по имени папы Григория VIII.Так как по Юлианскому и Григорианскому календарям – разное количество високосных лет, ныне разница между ними достигла 13 дней. Ряд восточно-христианских церквей не приняли Григорианский календарь. Он, однако, применяется как гражданский большинством стран, включая (с 1920-х гг.) Россию, но не Русскую Церковь, которая исходит из Юлианского календаря («старого стиля»).
Таким образом, между христианским Западом и Востоком существует расхождение по датам празднования Рождества:
- католики отмечают его 25 декабря н. ст., кроме греко-католиков, где датой празднования является 7 января;
- та же дата принята протестантами;
- ново-юлианский календарь (с 1923 г.), совпадающий с григорианским (до 2800 г.) принят большинством Православных Церквей, включая Константинопольскую, Элладскую, Александрийскую, Антиохийскую;
- только Русская Церковь, а также Иерусалимская, Польская, Сербская церкви, Св. гора Афон отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского (и гражданского) календаря.
Иконография праздника
Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.
Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ().
На одной из ампул Монцы (VI–VII вв.), служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.
В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию . После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.
Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет – особенно в VIII–IX веках – дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.
Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (–12; –20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.).
Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом (а иногда и с самой Богоматерью) .
На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. См., например, монументальную живопись собора Антониева монастыря в Новгороде.
В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.
Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.