Новгородский монастырь антония римлянина
Содержание:
Строительство
Храм был заложен преподобным Антонием в 1117 году, вскоре после основания им монастырской обители на правом берегу реки Волхов. Строительство каменного собора частным лицом, каким являлся преподобный Антоний, было для тех лет явлением почти исключительным. Другие каменные соборы Новгорода того времени были возведены по княжеской инициативе. Рождественский собор имеет по сравнению с ними более скромные размеры и обладает рядом отличий.
Строительство храма происходило в два этапа. В 1117—1119 гг. был построен его центральный практически квадратный в плане объём с тремя высокими апсидами и одним куполом. Интерьер, по-видимому, был хорошо освещен благодаря обилию окон. Его не очень большое пространство отличалось редкой цельностью. Боковые нефы сливались с подкупольным пространством благодаря близко придвинутым к стенам столбам, западная пара которых имеет обтекаемую восьмигранную форму. Алтарные апсиды напротив были более обособленны от наоса храма, так как восточная пара столбов обращена в наос широкими плоскими гранями, к которым примыкала алтарная преграда.
Почти сразу после окончания строительства по непонятным причинам в 1119—1122 гг. с запада к собору пристраивается нартекс с хорами над ним. При этом западная стена первой постройки в центральном нефе разбирается полностью, её торцы превращаются в ещё одну пару несущих столбов. Боковые же части хор остаются отрезанными от интерьера храма простенками с оконными проемами. С северо-запада к нартексу примыкает круглая лестничная башня, по которой осуществляется подъем на хоры. Башня увенчана куполом, в котором с древности располагался придел Онуфрия Великого и Петра Афонского. Для уравновешения композиции с юго-западного угла собора над хорами поставлен третий купол. Он также служит для дополнительного освещения пространства хор. Эта перестройка приблизила собор Антониева монастыря к другим новгородским каменным храмам того времени. Ближайшей аналогией является Георгиевский собор Юрьева монастыря, так же имеющий внешнюю лестничную башню (правда, прямоугольной формы) и увенченный тремя куполами.
Со временем Рождественский собор оброс пристройками. Уже в XVI веке с запада появилась небольшая паперть. В 1671 году с юга был пристроен придел в честь Антония Римлянина. Тогда же он был расписан. В 1680 году с севера возникает придел апостола Иоанна Богослова, а в 1699 возводится новая паперть во всю ширину собора. Вероятно тогда же новые пристройки были соединены с интерьером собора широкими арками, растесанными в боковых стенах. При этом пол собора, ушедшего за века своего существования в землю, был выровнен с уровнем пола пристроек и поднят на 1 метр. Позакомарное покрытие было заменено кровлей с прямым карнизом, а узкие окна были растёсаны. В таком виде храм сохранился до наших дней.
В отличие от других монастырских храмов Новгорода, собор продолжает использоваться как музей. Мощи преподобного Антония, почивавшие в соборе с 1597 года, со времени вскрытия раки большевиками считаются пропавшими.
Настоятели
Список настоятелей Антониева монастыря
Антониев монастырь на серебряной монете достоинством 25 рублей из серии «Россия во всемирном, культурном и природном наследии ЮНЕСКО»
- Кирилл (Завидов) (1580—1594) игумен
- Павел (август 1613—1623) архимандрит
- Тарасий (1696—169?)
- Иоиль (Вязьмитин) (1701 — 17 июня 1712) архимандрит, с 1704 — епископ
- Иоасаф (Маевский) (1724 — июнь 1726)
- Давид (Скалуба) (начало 1727 — 23 июля 1728)
- Иннокентий Мигалевич (10 июля 1743 — апрель 1744)
- Дамаскин (Аскаронский) (1746 — 11 января 1748) архим.
- Иоасаф (Миткевич) (1750—1756) архим.
- Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758) архим.
- Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761) архим.
- Иннокентий (Нечаев) (август 1761), архимандрит
- Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 1767) архимандрит
- Тарасий Вербицкий (16 января — июль 1774) архимандрит
- Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782) архим.
- Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783) архим.
- Вениамин (Багрянский) (1783/84 — 1788) архим.
- Иннокентий (Дубравицкий) (22 августа 1791 — 13 марта 1795) архим.
- Досифей (Ильин) (1795) архим.
- Иоанн (Островский) (17 мая 1795 — 5 сентября 1796)
- Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797) архим.
- Иоанн (Островский) (11 января — ноябрь 1798)
- Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798—1799) архим.
- Флавиан (Ласкин) (январь 1800 — январь 1804)
- Афанасий (Савинский) (?—12 июня 1804) архим.
- Иннокентий (12 июня 1804—?) архим.
- Амвросий (Орнатский) (1808—1811) архим.
- Владимир (Ужинский) (5 ноября 1811 — 1816) архим.
- Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 1822), архим.
- Иннокентий (Платонов) (27 апреля 1822 — 1823), архим.
- Игнатий (Семёнов) (1823—1827)
- Илиодор (Чистяков) (1828—1832)
- Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
- Антоний (Павлинский) (17 сентября 1840 — 1852)
- Евфимий (Беликов) (1852—1856)
- Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1859)
- Никандр (Покровский) (1859—1860)
- Вениамин (Павлов) (1866—1870)
- Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870—1875)
- Корнилий (Орлинков) (1874 — 25 июля 1886)
- Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
- Тихон (Никаноров) (21 января 1891—1892)
- Михаил (Темнорусов) (1892—1895)
- Аркадий (Карпинский) (1895—1896)
- Арсений (Стадницкий) (1896—1897)
- Димитрий (Сперовский) (1897—1903)
- Алексий (Симанский) (1911—1913)
- Тихон (Тихомиров) (1913—1919)
- Иоанникий (Сперанский) (1919—1923)
Описание Антониева Краснохолмского монастыря
План Антониева Краснохолмского монастыря
Пустынножительство Антония продлилось не долго, известие о нём разнеслось по округе, и вскоре к отшельнику стал стекаться народ. Выстроили первый деревянный храм Николы.Известно, что Антонию покровительствовали не только бояре Нелединские-Мелецкие, но и князь Андрей Большой, брат Ивана III. Щедрые приношения позволили начать каменное строительство. В 1481 г. был заложен Никольский собор, строительство которого завершилось уже после смерти старца (умер в 1482 г.), его приемником Германом. Чуть позднее в обители возводится трапезная палата с церковью Дмитрия Солунского (1494 г.), в последствии разобранная из-за ветхости.
«Наличие в монастыре к концу XV в. двух каменных зданий – собора и трапезной палаты с теплой церковью – ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Не многие из них могли в то время «похвастать» несколькими каменными зданиями. Лишь такие крупнейшие монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели тогда, кроме собора, ещё и каменную палату для трапез с храмом при ней» — писал в «Памятниках русской архитектуры и монументального искусства» В.П. Выголов. Данное обстоятельство позволяет прояснить, насколько был высок статус Краснохолмской обители.
Дальнейшее развитие архитектурный ансамбль получил только к концу XVI и XVII вв.Вот что интересно! В тверских землях, довольно далеко от крупных удельных центров вдруг возникает храм, принадлежащий к московской школе зодчества и с целым рядом конструктивных и декоративных элементов-итальянизмов. Объясняется это просто – Бежецкий Верх в XV столетии принадлежал к землям Московского княжества, а сам князь Андрей Большой, брат Василия III имел возможность привлекать к строительным работам фряжских мастеров.
Собор представлял собой крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидных храм без подклета. Его четверик в плане имел почти квадрат: 16, 43м х 16,20м, с высотой до закамар 9,60м. Ширина стен достигала 1,7 м. Кладка бутовая (когда между двумя рядами блоков засыпались каменные обломки, залитые известью), с применением кирпича… «Московская архитектура, как известно, в середине XV в. отказывается от прежней, белокаменной техники возведения зданий, типичной для раннемосковского зодчества, заменяя его новой кирпичной. Этот переход к кирпичному строительству, однако, не был столь быстрым резким: он значительно затянулся, захватив всю треть века. В это время и появляются здания, в которых белый камень нередко сочетается с кирпичом», как в данном случае.
Весьма печально, что эта незаурядная постройка в 1930-е гг. подверглась варварскому разрушению. 3 стены храма возвышаются в окружении монастырских построек как траурный триптих. Обитель по прежнему заброшена и представляет собой живописный комплекс, удачно расположенный в ландшафте, при слиянии двух рек: Неледины и Могочи. Совсем рядом с обителью, располагается жильё, и часть построек пустыни используются под хознужды, например в церкви Вознесения – сеновал.
Строительство
Фрагменты старой кладки
Церковь была построена по просьбе Антония Римского в 1117 году, сразу после постройки Антониева монастыря , на правом берегу реки Волхов . Строительство каменного собора частным лицом и по его личной инициативе, как и Антоний Римский, было совершенно исключительным в то время. Остальные культовые сооружения в Новгороде построены по инициативе князя. Но правда, что Рождественский собор скромнее по размерам и имеет ряд других особенностей.
Строительство здания велось в два этапа. С 1117 по 1119 год построена его центральная часть плана, практически квадратная, с тремя большими апсидами и одним куполом. Интерьер был хорошо освещен благодаря множеству окон. Его относительно небольшой объем удивительно однороден.
Практически сразу после окончания первой очереди строительства, с 1119 по 1122 год, к западу от собора пристраивается нартекс , над которым размещается хор . Западная стена первой постройки полностью демонтирована. С северо-западной стороны к нартексу примыкает лестничная башня, ведущая к этому хору. Башню венчает купол, в котором раньше находилась часовня, посвященная Онуфру Великому и Петру Афонскому. К хору добавлен третий купол, чтобы уравновесить целое с юго-западной частью. Это позволяет дополнительное освещение. Эти изменения сближают облик церкви Антониева монастыря с другими новгородскими каменными постройками этого периода. Мы также найдем аналогии с Георгиевским собором Георгиевского монастыря в Юрьеве, который также имеет внешнюю лестничную башню (правда, прямоугольной формы) и увенчан тремя куполами.
Фрески XIX — го века | Фрески XII — го века на столбах. Вид на хор | Вид на хор |
Со временем к постройке добавляются разные элементы. С XVI — го века, а paperte на западной стороне появляется. В 1671 году с южной стороны была пристроена часовня в честь святого Антония Римского , основателя Антониева монастыря . В 1680 году с северной стороны пристроили часовню апостола Иоанна Богослова . В 1699 году со всех сторон собора была завершена начальная кладка. Вполне вероятно, что именно в это время в интерьер были добавлены новые подъезды, состоящие из широких арок, открытых в боковых стенах. Кроме того, пол собора, просевший за века, был возвращен на уровень земли и для этого поднят на один метр. На смену закомарам пришла крыша с прямыми карнизами. Собор тогда имел тот облик, который сохранился до наших дней.
В отличие от других монастырей Новгорода, монастырь Святого Антония (Антониева) превращен в музей. Мощи святого Антония в Риме, который хранился в соборе , так как 1597, считаются исчезли с момента открытия в реликварии большевиками.
ОТЕЦ АНТОНИЙ
В Антониево-Дымском монастыре два священника — игумен обители Адриан (Дементьев) и иеромонах Антоний (Броваренко) — казначей обители.
Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание — работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее верно не всегда — бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит — не среди птиц и животных, конечно, а в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.
Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне. Благочинным там служил иеромонах Игнатий (Бузин). Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из Сергиевой пустыни сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в Тихвинский Успенский монастырь, к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.
— Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, — рассказывает он. — До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше бы времени дать на размышления.
Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.
— Ну а почему они должны быть грязными? — удивляется монах. — Мы ведь их любим.
Главное послушание иеромонаха Антония (Броваренко) — работа на монастырской ферме
История Антониево-Сийского монастыря
Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.
Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.
Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».
Антониево-Сиийский монастырь в советское время.
В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.
Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.
После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.
Троицкий собор.
На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).
Настоятели
- Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
- Андрей (1147 — 1157)
- Алексий (1157 — 1161)
- Мануил (1162)
- Моисей (? — 1187)
- Власий (1187)
- Савва (1359)
- Афанасий (1387)
- Андрей (1499)
- Геронтий (1517 — 1536)
- Константин (1544)
- Вениамин (1551 – 1555)
- Варлаам-Царица (1551 — 1557)
- Геласий (1556 — 1570)
- Мисаил (1571 — 1573)
- Иосиф (1579 — 1580)
- Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
- Аркадий (1600)
- Харитон (1605 — 1606)
- Онуфрий (1611)
- Павел (август 1613 — 1623)
- Александр (1628 — 1631)
- Герасим (июнь 1635)
- Евфимий (февраль 1637)
- Аркадий (1645 — 1649)
- Рафаил (1651- 1653)
- Авраам (1653 — 1655)
- Макарий (1655 — 1688)
- Антоний (1688 — 1695)
- Тарасий (1696 — 1699)
- Макарий (1700)
- Иоиль (1701 — 18 января 1708)
- Иоаким (1711 — 1718)
- Андроник (1728 — 1731)
- Артемий (1731 — 14 июля 1736)
- Антоний (август 1736 — июль 1740)
- Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
- Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
- Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
- Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
- Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
- Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
- Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
- Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
- Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
- Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
- Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
- Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
- Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
- Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
- Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
- Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
- Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
- Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
- Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
- Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
- Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
- Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
- Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
- Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
- Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
- Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
- Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
- Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
- Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
- Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
- Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
- Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
- Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
- Михаил (Темнорусов) (1892 — 1895)
- Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
- Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
- Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
- Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
- Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)
Лестничная башня
Примыкающая к собору лестничная башня имела в древности много различных функций. Она не только вела на хоры храма, но и имела в своем куполе отдельный придел Онуфрия Великого и Петра Афонского, освящённый в 1122 году. В толще стен башни сохранились крошечные кельи, в которых уединялись для молитвы монахи монастыря. Здесь провел свои последние годы и преподобный Антоний, уподобившийся таким образом столпникам.
Последняя архитектурная реставрация обнаружила также, что первоначально башня имела в основании купола три проема для крепления колоколов. Однако, наиболее интересны сохранившиеся на внутренних стенах рисунки, не представляющие собой цельной, выполненной профессиональными художниками декорации, а создававшиеся по-видимому самими монахами. Они выполнены простыми линиями красной охры и плохо сохранились до наших дней. Здесь присутствуют в основном символико-аллегорические и дидактические изображения. Среди них фигура льва с печальным как у человека лицом и завязанным хвостом, что указывает на главные монашеские добродетели — покаяние и смирение. Здесь есть так же изображение фантастического существа на четырёх ногах с человеческой головой — вероятно изображение Китовраса, персонажа апокрифического сказания о царе Соломоне. Китоврас, напоминающий античного кентавра, был наделен необычайной силой и неземной мудростью. Согласно сказанию, Соломон насильственно привлек Китовраса к строительству Иерусалимского храма, но тот смог освободиться и убежать обратно в пустыню, предпочтя свободу мирской славе.
Кроме китовраса на стене лестничной башни найдено изображение мантикоры — мифического существа с телом льва и человеческим лицом.
История
Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония.
Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера.
В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место.
В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.
Во время секуляризации монастырских земель, после указа Императрицы Екатерины II о монастырских штатах, в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским и 30 лет в обители служили белые священники.
XIX век стал временем расцвета Дымского монастыря. За это столетие обитель была отстроена фактически заново. Большинство деревянных построек заменены каменными. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень.
Накануне 1917 года в Дымском монастыре подвизалось 55 насельников. В 1919 году монастырь был упразднен. Местные жители до сих пор передают рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого «пламенные революционеры» объявили о закрытии обители, увековечив свой «подвиг» переименованием этого места в поселок «Красный броневик».
В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях «Приют для калек и престарелых». В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием — «Красный броневик». Однако «производство», как вскоре оказалось, состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате «производства кирпича» были постепенно разобраны практически все монастырские строения.
Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из г. Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви.
В конце XX века Дымский монастырь представлял из себя жалкое зрелище: ни храмов, ни монастырских врат, ни стен. К началу 1990-х годов на монастырском холме от комплекса монастыря сохранились: остов четырёхъярусной соборной колокольни с зияющими проемами для звона, пустующий игуменский двухэтажный корпус (1846 год), двухэтажный корпус странноприимного дома (1867 год), здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных монастырских построек. Древнейший монастырь Петербургской епархии был разрушен практически до основания.
Историко-статистическое описаніе Дымскаго монастыря съ изложеніемъ подвижническаго житія начальника онаго преподобнаго Антонія (1861 год, 33 страницы)
Рекомендации
О других проектах Викимедиа:
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Антониев монастырь) , на Wikimedia Commons
- Как Софийский собор в Новгороде и Свято-Николаевский собор (Новгород)
- Вера Трейльмонд, Архитектура Древней Руси с 10 по 15 века. Германн, издатель науки и искусства в Париже, 2003 г., ( ISBN 2 7056 6433 5 ) стр. 65
- (ru) Владимир Сарабьянов ; Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде / Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М .: «Северный паломник», 2002. С. 10-24
- Op. Cit. Там же. С.24-59
- См. По теме: Аббатство Сен-Савен-сюр-Гартемп . Луи Рео сравнивает этот предмет с церковью Преображения-дю-Совер-сюр-Нередица в «Русском искусстве происхождения Пьера ле Гранда» , издатель Лоренс в Париже, 1920, стр. 170
- Op. Cit. Там же. С. 56-60
- Бывший солдат византийской армии, стал монахом на Афоне в IX — м веке
- В юлианском календаре
- Op. Cit. Там же. С. 22, 60-64
(ru) Эта статья частично или полностью взята из статьи Википедии на русском языке под названием « Собор Рождества Богородицы (Антониев монастырь) » ( см. список авторов ) .
Примечания
- Добраться можно с автобусного вокзала Санкт-Петербурга автобусом на Бокситогорск или Пикалево, ост. Галично (затем 3 км пешком).
- Бобров А. Г. Ксенофонтов Робейский монастырь // София. Издание Новгородской епархии.. — 1998. — № 3. — С. 22.
- Дымский-Антониев монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- О. А. Белоброва. Антоний Дымский. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II. — С. 664-665. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- Находился на месте современной деревни Чернавино Волховского района
- Вероятно, имелось в виду подчинение Новгородской кафедре или митрополичьему дому.
- Находится в собрании И. А. Мордвинова в Библиотеке Академии наук (№ 11)
- Белоброва О. А. Две редакции жития Антония Дымского // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1997. — Т. 50. — С. 281—292.
- Мордвинов И. П. Письмо в редакцию // Новгородский Север. — 1915. — № 33. — С. 3.
- // Временник Общества истории и древностей российских. — 1850. — Т. 6. — С. 89.
- // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. — 1841. — Т. I, № 236. — С. 452—453.
- Нестор (Кумыш), иеромонах. Епископ Тихвинский Антоний (Демянский) (1866 — ?) // София. Издание Новгородской епархии. 2004, № 4. С. 35
- Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский . Алфавитный список клира Ленинградской области на 1 мая 1937 года. Публикация А. А. Бовкало и А. К. Галкина. СПб.: Князь-Владимирский собор, 2014. С. 65, 213
- Благая весть. Рассказ о Тихвинской иконе Божией Матери
- В Антониево-Дымском монастыре молитвенно почтили 10-ти летие второго обретения мощей преподобного Антония.
- Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2008 года.
- Д. Б. Кочетов. Антониев Дымский мужской монастырь. // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2001. — Т. II. — С. 594-595. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
- (Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии составлена под редакцией секретаря СПб Духовной Консистории Н. М. Кутепова 1899 Ст.94-95/
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице — YouTube. Проверено 6 января 2013.
Настоятели
- Прп. Антоний Римлянин (1131 — 1147)
- Андрей (1147 — 1157)
- Алексий (1157 — 1161)
- Мануил (1162)
- Моисей (? — 1187)
- Власий (1187)
- Савва (1359)
- Афанасий (1387)
- Андрей (1499)
- Геронтий (1517 — 1536)
- Константин (1544)
- Вениамин (1551 – 1555)
- Варлаам-Царица (1551 — 1557)
- Геласий (1556 — 1570)
- Мисаил (1571 — 1573)
- Иосиф (1579 — 1580)
- Кирилл (Завидов) (1580 — 1594)
- Аркадий (1600)
- Харитон (1605 — 1606)
- Онуфрий (1611)
- Павел (август 1613 — 1623)
- Александр (1628 — 1631)
- Герасим (июнь 1635)
- Евфимий (февраль 1637)
- Аркадий (1645 — 1649)
- Рафаил (1651- 1653)
- Авраам (1653 — 1655)
- Макарий (1655 — 1688)
- Антоний (1688 — 1695)
- Тарасий (1696 — 1699)
- Макарий (1700)
- Иоиль (1701 — 18 января 1708)
- Иоаким (1711 — 1718)
- Андроник (1728 — 1731)
- Артемий (1731 — 14 июля 1736)
- Антоний (август 1736 — июль 1740)
- Дамаскин (Аскаронский) (1744 — 11 января 1748)
- Парфений (Сопковский) (18 февраля 1756 — 23 апреля 1758)
- Симон (Лагов) (январь 1759 — август 1761)
- Иннокентий (Нечаев) (8 августа — 17 сентября 1761)
- Лаврентий (Баранович) (10 сентября 1761 — 16 июля 1767)
- Дорофей (19 марта 1768 — 4 октября 1770)
- Транквиллин (октябрь 1770 — январь 1774)
- Феофил (Раев) (13 июля 1774 — июль 1782)
- Амвросий (Серебренников) (1782 — 26 декабря 1783)
- Вениамин (Багрянский) (декабрь 1783 — 1788)
- Досифей (Ильин) (13 марта — 25 марта 1795)
- Иоанн (Островский) (6 мая 1795 — 25 августа 1796)
- Амвросий (Келембет) (29 декабря 1796 — 17 сентября 1797)
- Иоанн (Островский) (сентябрь 1797 — ноябрь 1798)
- Феофилакт (Русанов) (8 ноября 1798 — 1799)
- Афанасий (Савинский) (январь — июль 1804)
- Иннокентий (Тихомиров) (8 сентября 1804 — 6 февраля 1808)
- Амвросий (Орнатский) (9 февраля 1808 — сентябрь 1811)
- Владимир (Ужинский) (15 ноября 1811 — 7 марта 1816)
- Амвросий (Морев) (7 марта 1816 — 23 января 1822)
- Игнатий (Семенов) (ноябрь 1822 — февраль 1828)
- Илиодор (Чистяков) (1828 — 1832)
- Анатолий (Мартыновский) (29 апреля 1832 — 1840)
- Антоний (Павлинский) (17 ноября 1840 — 7 июля 1852)
- Евфимий (Беликов) (1852 — 1856)
- Нектарий (Надеждин) (19 ноября 1856 — 1857)
- Леонтий (Лебединский) (9 июня 1857 — 17 мая 1859)
- Никандр (Покровский) (17 мая 1859 — 1860)
- Макарий (Миролюбов) (10 октября 1860 — 17 июля 1866)
- Вениамин (Павлов) (3 августа 1866 — 8 ноября 1870)
- Иоанн (Жданов) (30 ноября 1870 — 1875)
- Сщмч. Владимир (Богоявленский) (6 октября 1886 — 1888)
- Сщмч. Тихон (Никаноров) (21 января 1891 — 1892)
- Михаил (Темнорусов) (1892 — 1895)
- Аркадий (Карпинский) (1895 — 1896)
- Арсений (Стадницкий) (1896 — 1897)
- Димитрий (Сперовский) (1897 — 1903)
- Алексий (Симанский) (22 декабря 1911 — 1913)
- Тихон (Тихомиров) (1914 — 1918)