Православные праздники. справочник

Еще два переходящих торжества

Вознесение Господне – так называется праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. В Новом Завете говорится, что, исполнив Свое предназначение и совершив все, ради чего Он был послан Отцом Небесным, Иисус Христос на глазах изумленных апостолов вознесся над землей и скрылся в окутавшем Его облаке. Предварительно Он завещал им не расходиться из Иерусалима и, держась вместе, ожидать ниспослания на них Святого Духа, что в точности и исполнилось в указанный Им срок.

Завершает перечень переходящих праздников День Святой Троицы. Он также нередко упоминается как Пятидесятница, поскольку отмечается в пятидесятый день по восстании из мертвых Иисуса Христа. Согласно обетованию, данному ученикам, вернувшись во Царствие Отца Небесного, Иисус послал им Святого Духа. Случилось это в Сионской горнице, где апостолы вместе с Девой Марией ожидали исполнения Его слов. Испокон века этот праздник отмечается с особой торжественностью, поскольку считается днем рождения Христианской Церкви, первыми предстоятелями которой были святые апостолы.

О православных праздниках

Православные праздники установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время.

Первым и древнейшим праздником является воскресный день или Воскресение. В книге Бытия вслед за рассказом о сотворении мира говорится, что Бог благословил седьмой день, и освятил его, потому в оный почил от всех дел. Из десяти заповедей, данных Богом на Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу.

В настоящее время все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько разрядов.

По предмету воспоминаний они разделяются на праздники Господские, Богородичные и праздники святых. Большая их часть упоминается в апостольских постановлениях, некоторые праздники сначала отмечались какой-либо Восточной Церковью, потом сделались общими для всей Православной Церкви. Многие из праздников завершают многодневные или однодневные посты.

По важности воспоминаемых событий общие праздники разделяются на большие, средние и малые. Большие (великие) праздники, в свою очередь, делятся на 3 разряда

К первому относится величайший из праздников Пасха, ко второму – двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых, и к третьему – недвунадесятые. Помимо них есть еще другие великие праздники

Большие (великие) праздники, в свою очередь, делятся на 3 разряда. К первому относится величайший из праздников Пасха, ко второму – двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых, и к третьему – недвунадесятые. Помимо них есть еще другие великие праздники.

Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается.

Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии.

По времени празднования праздники разделяются на подвижные и неподвижные. Это различие праздников происходит оттого, что одни из них приурочены к числу, а другие ко дню. Поэтому одни из них меняют день, не меняя числа, другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными, а вторые – подвижными. Во главе неподвижных праздников Господских стоит праздник Рождества Христова, а во главе подвижных – праздник Пасхи.

Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты – по старому и новому стилю. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей – неподвижной и подвижной.Неподвижная часть церковного календаря – это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Общие понятия

Двунадесятые праздники разграничиваются в зависимости от:

  • содержания — Господские (Господние), Богородичные, дни святых;
  • торжественности церковной службы: малые, средние, великие;
  • времени празднования: неподвижные, подвижные

Для прославления Иисуса Христа установлены восемь дней, для почитания Девы Марии — четыре, вот почему одни называются Господскими, а другие — Богородичными. Пасха к таким торжествам не относится — это самое главное и прекрасное празднество. Если двунадесятые дни — как звезды, радующие людей своим мерцанием, то святейшая Пасха — как солнце, без которого жизнь на Земле невозможна, и перед блеском которого любые звезды меркнут.

А как появились даты непереходящих праздников?

Не все праздники в Церкви соответствуют исторической или даже евангельской хронологии. Устанавливая даты праздников, Церковь иногда преследовала педагогические или миссионерские цели. Так, Преображение Господне, которое, согласно Священному Писанию, произошло до Пасхи, празднуется намного позже нее — 19 августа. Этот праздник был умышленно перенесен на время окончания сбора винограда в Средиземноморских регионах, чтобы вытеснить языческие гуляния — «вакханалии». Рождество Христово также стали праздновать в день языческого праздника Солнца, а не в фактический день рождения Христа (он неизвестен, так как раньше на Востоке дате рождения не придавали большого значения).

А вот уже дату Благовещения установили как день за девять месяцев до Рождества.

Поэтому даты неподвижных двунадесятых праздников нельзя считать исторически верными — так сложилась церковная традиция по тем или иным причинам.

Главный церковный праздник года

Пасха в этом году 12 апреля 2015 года. Пасха дин из самых почитаемых весенних у иудеев и христиан праздник. У евреев в этот праздник вкладывается идея ожидания прихода мессии. А так же Пасха символизирует начало «исхода» евреев из Египта. У христиан это праздник связан с учением о воскресение Иисуса Христа.

Даты празднования Пасхи у христиан падают на период с 22 марта по 23 апреля. Первое воскресенье вслед весенним равноденствием и полнолунием – великий день для христиан, Пасха

О пасхе и традициях и ритуалах её празднования очень много написано у нас на портале, поэтому мы останавливаться не будем, читайте о самом известном и важном празднике пасхе, о пасхальном столе, о крашеных пасхальных яйцах и много другом отдельно

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Крещение Господне Святое Богоявление 19 января – в этот день Церковь вспоминает собы- тие Крещения Господа в водах реки Иордан перед Его выходом на общественное служение и проповедь Евангелия.

Сретение Господне 15 февраля посвящено принесению младенца Христа в храм Иерусалима для посвящения Богу на сороковой день после его рождения. В Храме Святое семейство встретили праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна.

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – воспоминание о явлении Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно у Нее родится обещанный Богом Мессия, Спаситель Иисус Христос.

Преображение Господне 19 августа – в этот день Церковь вспоминает, как еще при своей земной жизни Иисус Христос на горе Фавор явил ближайшим ученикам всю свою Божественную славу, преобразившись перед Петром, Иаковом и Иоанном.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – память праведной кончины Божией Матери в Иерусалиме. После ее погребения оказалось, что тело Пресвятой Богородицы исчезло из гроба, и Церковь верит, что Матерь Божия вознесена Господом на небо, где постоянно молится за всех людей.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября – праздник дня рождения Марии, будущей Матери Божией. Ее родители, праведные Иоаким и Анна, долго не имели детей, но по своей вере и молитве сподобились от Бога великой милости – рождения будущей Матери Спасителя.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября – в этот день Церковь вспоминает события более поздние. Происходили они уже в 4 веке, когда гонения на христиан в Римской империи уже прекратились. Тогда в Иерусалиме был чудесным образом обретен утерянный ранее Животворящий Крест Господень.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – праздник в воспоминание торжественного введения трехлетней Марии в Иерусалимский храм. Это событие символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасителя Иисуса Христа.

Список 12 православных праздников

Перечень праздников в году представлен ниже:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы начинает как календарный год двунадесятых праздников, так и круг богородичных празднеств, и отмечается 8 сентября (21 сентября по нов. ст.). Это, по сути, день рождения Пресвятой Девы Марии у св. Иоакима и св. Анны. Данное событие было запечатлено на одноимённых иконах, а также в Священном Писании.
  2. Вторым в календарном году двунадесятых праздников идёт Воздвижение Креста Господня, которое празднуется 14 сентября (27 сентября по нов. ст.). Это празднество является очень важным для всего христианства, так как примерно в этот день несколько десятков веков назад был обретён крест, который Иисус Христос нёс на Голгофу – величайшая реликвия христианской церкви. После этого практически прекратилось гонение на христиан, и на несколько лет наступило мирное время.
  3. Не менее важным является Введение в храм Пресвятой Богородицы, которое значило, что св. Иоаким и св. Анна признают волю Бога и отдают свою единственную дочь Ему на служение. Данное событие в церкви празднуется 21 ноября (4 декабря по нов. ст.). Так же, как и Рождество, Введение получило своё отражение в иконах, а также в нескольких произведениях литературы.
  4. Одним из самых главных праздников по праву считается Рождество Христово, празднуемое церковью 25 декабря (7 января по нов. ст.). В этот день, согласно Священному Писанию, родился в пещере Господь Иисус Христос. Это событие запечатлено на многих иконах, а в литературе даже отведено отдельное место. Когда отмечается этот праздник, храмы могут проводить свои службы на протяжении целой ночи.
  5. Спустя тридцать лет после своего рождения, Господу было разрешено креститься (ранее нельзя было проповедовать, если проповедник некрещёный). Это событие — Крещение Господне празднуется в церкви 6 января (19 января по нов. ст.). Оно входит в круг основных празднеств православной церкви, поэтому в этот день служатся специальные литургии.
  6. Ранее на сороковой день после рождения малыша-мальчика родители несли его в храм для того, чтобы посвятить Богу. Так и в жизни Иисуса Христа был такой момент, сейчас празднуемый церковью 2 февраля (15 февраля по нов. ст.). Так как он был первенцем, Иосиф и Мария без раздумий понесли его в храм, где уже около трёхсот лет его ждал старец св. Симеон Богоприимец.
  7. Спустя некоторое время после своего выхода из храма и жизни с обручником Иосифом, к Деве Марии приходит Ангел, который возвещает Ей о том, что Спаситель мира находится в Её утробе. Как правило, этот праздник празднуется 25 марта (7 апреля по нов. ст.). Хвалебные кондаки и молитвы произносятся за несколько дней до самого праздника.
  8. В последнее воскресение перед Пасхой церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим, что значило добровольный приход Иисуса Христа на свою погибель.Точной даты празднования нет, это переходящее празднество, зависящее от Пасхи. По-другому этот день называют Вербным воскресением.
  9. Следующий праздник, который также зависит от Пасхи – это Вознесение Господне. Оно празднуется, как правило, через сорок дней и является очень важным для церкви. В этот день Господь вознёсся на небеса. С этого дня прекращается чтение тропаря «Господь воскресе из мертвых».
  10. Другой, не менее важный праздник – День Троицы («Троица», в народе), по-другому именуемый как Сошествие Святого Духа на Апостолов или Пятидесятница. Отмечается на пятидесятый день после Воскресения Христова. Церковь празднует этот день как память о Святом Духе, сошедший на Апостолов и позволивший нести благую весть на многих языках.
  11. 6 августа (19 августа по нов. ст.) в церкви празднует Преображение Господне – день, когда перед тремя своими самыми близкими учениками, молящимися на горе, появился Иисус Христос. В народе этот праздник называется Яблочный Спас. Этот день завершает круг праздников Господа Иисуса Христа.
  12. Завершает календарный круг двунадесятых и богородичных праздников Успение Божией Матери – день, когда Пресвятая Дева Мария мирно уснула и отправилась на небеса к своему Сыну. Как правило, это празднество отмечается 15 августа (28 августа по нов. ст.). Это один из основных праздников, который знает каждый христианин.

Всего праздников у церкви очень много – ежедневно празднуются дни памяти самых разных святых, мучеников, преподобных, священномучеников, но эти двунадесятые праздники – наиболее важные в православном календарном году.

Переходящие двунадесятые праздники

Переходящие праздники – малая категория церковных дат, не имеющих конкретного дня в году. Их еще называют зависящими от Пасхи.

Вход Господень в Иерусалим традиционно отмечается за неделю до Пасхи, т. е. в последнее воскресенье. Его в народе также называют Вербным (за традицию светить веточки вербы в церкви).

Этот праздник имеет глубокое символическое значение. В начале христианской эры Иудея была порабощена и оккупирована римскими ставленниками. Еще в Ветхом Завете им был предсказан Мессия, который освободит земли от иностранных захватчиков, поэтому вход Иисуса в город – признание евреями Его божественного предначертания. Но также этот праздник имеет второй символический образ. Он отсылает нас ко входу Иисуса в Царство Небесное.

Примечательно, что въехал Христос в Иерусалим на осле. В восточной традиции это являлось символом мирных намерений. Тем самым Сын Божий подчеркнул, что миром, а не силой, Он вернет иудейскую землю евреям.

Вознесение Господне отмечается на сороковой день после Пасхального воскресенья. Праздник этот может выпадать только на четверг.

Согласно каноническим текстам, все эти сорок дней Иисус проповедовал апостолам и рассказывал им о Царстве Божьем. Сорок дней спустя, он собрал их снова и велел не расходиться, предсказав скорое явление Святого Духа. В «Деяниях апостолов» также было указано, что однажды свершится второе пришествие Мессии («таким же образом, как и взошел Он на небо»).

Вознесение у православных славян также было связано с аграрным календарем, при этом означало кульминационную точку весны (полный поворот от холодов к лету). А весь период от Пасхи до Вознесения считался временем, когда стирались границы между Раем, Адом и землей.

День Святой Троицы (Пятидесятница) отмечается на пятидесятый день после Пасхи. День этот всегда выпадает на воскресенье. Праздник является логическим продолжением Вознесения, ведь именно тогда апостолам было предсказано явление Святого Духа.

По каноническим текстам, свершилось сошествие Святого Духа в еврейский праздник Шавуот, когда апостолы и Дева Мария были в том самом помещении, где происходила Тайная Вечеря. Огненные языки явились с небес, при этом коснулись каждого из присутствующих, даруя возможность говорить на всех языках мира, чтобы проповедовать христианство. Образ Святого Духа, предсказанного Иисусом, указывает на тройственную природу Бога.

В православии существует традиция устилать полы храмов и домов свежескошенной травой и луговыми цветами. Также считается, что с трав, собранных на Троицу и засушенных, надо заварить отвар на Чистый четверг следующего года, чтобы помыться им.

Возрождение традиции

В наши дни, когда после долгих десятилетий атеистического гонения Церковь вновь обрела свои прежние позиции, не утратили своего значения и престольные праздники, однако форма их проведения претерпела некоторые изменения. Прежним остался весь цикл праздничных богослужений, установленных церковным каноном. Также сопровождаются они крестными ходами, хотя и не столь продолжительными.

В наше время их маршрут обычно пролегает вокруг храма и редко выходит за пределы церковной ограды. Прежними остались взаимные поздравления, а вот массовые гулянья и связанные с ними застолья ушли в прошлое. Обычно дело ограничивается скромной и приличной во всех отношениях трапезой, устраиваемой настоятелем для клира и наиболее активных членов прихода. Новым же веянием стало проведение во дни престольных праздников различных мероприятий, включающих в себя демонстрацию фильмов православной тематики, выступление фольклорных коллективов и самодеятельности. Особенно широко это практикуется в храмах Москвы.

Примечания

  1. Дни в данной статье указаны так, как принято в бытовом обиходе современной РПЦ, то есть указано число по юлианскому календарю (старому стилю) и затем дата, которой данное число соответствует по григорианскому счислению в XX и XXI веках. При этом надо иметь в виду, что лишь часть поместных православных церквей (или юрисдикций — см. Старостильные церкви), в том числе Русская, продолжает придерживаться юлианского календаря; большинство же иных, включая Константинопольскую, перешли в XX веке на новоюлианский календарь. Для таких церквей первая указанная дата есть день празднования по григорианскому календарю.
  2. Далеко не все Господские иБогородичные праздники являютсяДвунадесятыми иВеликими ; некоторые из них являютсясредними и дажемалыми праздниками.
  3. Типикон (Москва, 2002 г., стр. 1019 ҂аѳ҃ι) в среду 6-й седмицы по Пасце (отдание праздника Пасхи) предусматривает пение трёх канонов: Пасхи со ирмосом на 6,слепаго на 4 и предпразднства Вознесения на 4. Однако во многих храмах совершается только пасхальное богослужение.
  4. Двунадесятые праздники / А. А. Лукашевич // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Лития, по Уставу, должна служиться на всех Всенощных бдениях, без исключения. Но в русской приходской практике лития служится очень часто только под двунадесятые и престольные праздники.
  6. На архиерейских службах поётся с припевом второго праздничного антифона случившегося праздника.
  7. если в этот день не случится никаких других праздников

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа

В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Великие праздники (не относящиеся к двунадесятым)

Кроме двунадесятых праздников к Великим относятся праздники, занимающие вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице (их 5).

5 великих праздников (кроме двунадесятых)

– Покров Пресвятой Богородицы – 1 (14) октября,

– Обрезание Господне и память св. Василия Великого – 1 (14 января),

– Рождество Иоанна Крестителя – 24 июня (7 июля),

– память первоверховных апп. Петра и Павла – 29 июня (12 июля),

– Усекновение главы Иоанна Крестителя – 29 августа (11 сентября),

а также, согласно некоторым старым календарям, –

– преставление (кончина) ап.Иоанна Богослова – 26 сентября (9 октября),

– память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,чудотворца – 6 (19 декабря) и

– память Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских,чудотворца (перенесение его мощей из Мир в итальянский г.Бари) – 9 (22 мая).

Особенности православного календаря

Православие имеет свою культуру и историю. Верующие люди чтут традиции и, согласно культуре, отмечают определенные дни, проводят их по-особенному.

В праздники разрешается:

  1. Не ограничивать себя в еде.
  2. Меньше работать или вовсе отказаться от трудовой деятельности.
  3. Проводить праздничные богослужения в церкви.

Основной особенностью календаря православных праздников считается наличие в нем торжественных событий, которые не меняют даты проведения. А также тех, что каждый год проводятся в новый день. То есть дата их проведения меняется.

Условно праздники можно классифицировать следующим образом:

Подвижные:

Время проведения меняется в зависимости от даты Пасхи.

Неподвижные:

Дата проведения не подвергается изменениям, каждый год праздники приходятся на один и тот же день.

В мировой культуре православия принято по-разному отмечать церковные праздники, близкие к религии люди посещают храмы, нередко устраивают застолья, приглашая родных и близких. А чтобы не забыть дату торжества – вешают на стену церковный календарь.

Иконография великих празднований

Следует отметить, что все представленные празднования имеют свои символические образы. Божественный лик какого-нибудь из празднований, в честь которого была освящена церковь, на иконостасе может располагаться в местном ряду или же снизу во 2-м ряду.

В тех церквях где представлены все иконы двунадесятых праздников, в основном размещаются между местным и деисусным рядами.

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря.

Двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Пасха , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории: Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями). Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных (* примечание — Минея (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая). Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной (*примечание — Триодь – (греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга). На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития. В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

  • По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого— 14 января
  • Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
  • Святых первоверховных апостолов Петра и Павла— 12 июля
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи— 11 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы— 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание. У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Великие двунадесятые праздники

Существует 12 важнейших после Пасхи праздников, они называются «двунадесятыми» (от слав. два на десяте – «двенадцать»).

Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Входят в число Великих праздников.

Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус. Господские двунадесятые праздники стоят выше Богородичных.

9 непереходящих двунадесятых праздников

Двунадесятые праздники делятся по литургическому принципу на две категории, первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники (их 9). Неподвижные праздники всегда отмечаются в строго определенное число месяца, независящие от дня недели, каждый год меняющегося.

Рождество Христово – 25 декабря (7 января),

Крещение Господне, или Богоявление – 6 (19) января,

Сретение Господне – 2 (15) февраля,

Рождество Пресвятой Богородицы – 8 (21) сентября,

Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября (4 декабря),

Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта (7 апреля),

Воздвижение Креста Господня – 14 (27) сентября,

Преображение Господне (Спас) – 6 (19) августа,

Успение Пресвятой Богородицы – 15 (28) августа.

По традиционной датировке праздников сначала указывается число по старому стилю, а потом в скобках – по новому стилю.

3 переходящих двунадесятых праздника

Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные), которые принадлежат пасхальному циклу (их только 3). Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа. Ко второй категории двунадесятых праздников относятся 3 праздника:

– Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого Поста;

– Вознесение Господне — празднуется через 40 дней после Пасхи, всегда в четверг 6-й недели по Пасхе;

– День Святой Троицы, или Пятидесятница – отмечается через 7 недель, на 8-ю неделю (на 50-й день) после Пасхи и всегда в воскресенье.

История христианских праздников

Первыми христианами стали иудеи, которые приняли новую веру. Как было ранее, в ветхозаветные времена, израильский народ чтил обязательным днем отдыха седьмой день недели – субботу (др.-евр. Shabat — отдых).

В этот день иудеи вспоминали сотворение мира (Бог почил от дел Своих в 7-й день творения — ср. Книга Бытия, гл. 1-2). А так же еще один праздник — Пасху символ завета или союза Израиля с Богом — воспоминание Исхода иудеев из Египта.

Еще долгое время христиане — иудеи будут чтить субботу и вместе с новыми праздниками отмечать свои старинные иудейские торжества. Постепенно связь христианства с иудейским культом ослабевала. Но общие черты иудейского освящения времени можно проследить и в настоящем христианском исчислении времени.

От Рождества до Светлой Пасхи

Январь, первый месяц года, вмещает три значимых православных праздника. 7 января – великая и неизменная дата, когда верующие празднуют рождение Христа. Далее следует 14 января – Обрезание Господне,установленный в память о том, как чудесного младенца нареклиИисусом, и как будущий Спаситель принял обрезание.

19 января – Крещение Господне (Святое Богоявление). Этот праздник связан с событием, о котором повествует Евангелие. Иисус, достигнув тридцатилетия, приходит к реке Иордан, где пророк Иоанн проводит обряд священного омовения. Присоединившись к грешникам, Сын Божий прошел таинство крещения, подав пример другим людям.

Стоит сказать, что в наше время этот церковный праздник с его традицией погружения в прорубь стал исключительно популярным, в его организации участвуют и церковные, исветские власти. К этому дню повсеместно оборудуются так называемые «иордани», в ледяную воду окунаются и верующие, и неверующие. Одни считают, что смываютгрехи, другие хотят получить заряд здоровья и бодрости.

В феврале, 15 числа,в православном календаре присутствует еще одна дата, связанная с историей земного существования Христа. Сретение Господне наступает на 40-й день после Рождества. Этот праздник установлен в честь встречи (на церковно-славянском языке — «сретения») старейшего в Иерусалиме человека с младенцем Иисусом.

Отмечается7 апреля в память о том, как Дева Мария узнала о своем будущем материнстве и предназначении произвести на свет Сына Божия. Дата следующего в календаре церковного праздника меняется, поскольку привязана к Пасхе – в этом году Вход Господень в Иерусалим приходится на 12 апреля, последнее воскресенье перед православной Пасхой.

В народе его называют Вербным и освещают веточки вербы. По евангельской легенде Иисуса приветствовали пальмовыми ветвями при его вхождении в столицу Иудеи, куда Христос прибыл на празднование еврейской пасхи – «Песах».

Накануне Пасхи кончается Великий пост (2 марта – 18 апреля)

Апрель завершается важной для православных датой, привязанной к Пасхальному Воскресению – 28 апреля отмечаетсяРадоница, день поминовения усопших

Вторая Пречистая в славянской традиции

На Руси праздник назывался Вторая Пречистая, это были бабьи именины, завершение бабьего лета и окончательное наступление осени. День был посвящен женщинам — матерям, женам, невестам, дочерям. В праздник чествовали землю-кормилицу, которая ассоциировалась с Богородицей, поздравляли новобрачных, в ходу были и девичьи гадания — на любовь, на суженого, на удачное замужество, на рождение здоровых детей.

Праздник был полностью посвящен женщинам, которых мужчины в этот день всячески ублажали и не обременяли работой. В некоторых местностях женщины сами организовывали свои бабьи трапезы, на которые вообще не допускали мужчин. Для организации застолья устраивали складчину — от каждого двора в общий котел женщины несли яйца, свежий хлеб муки нового урожая, мед и фрукты, другие продукты. Пекли круглые румяные блины, делали общую яичницу — символ достатка и плодородия. Остатки трапезы закапывали в землю, чтобы задобрить всеобщую кормилицу.

День считался календарным началом осени. По приметам, на Вторую Пречистую последние перелетные птицы улетают на юг. По народному календарю в это время начинали убирать и заготавливать на зиму поздние сорта капусты и лука, а также переносить в теплое место ульи с пчелами.

Что можно и что нельзя православным в двунадесятые праздники

Православным людям стоит соблюдать определенные правила в церковные праздники. А именно это касается всяческих запретов. Это связано с установлением христианства на Руси, когда крестьян необходимо было заманить в храм. Их пугали карой Божьей.

С тех пор в православные праздники нельзя:

  1. ругаться;
  2. убираться и заниматься рукоделием;
  3. стирать и мыться;
  4. работать на огороде.

Нынешняя церковь не запрещает работать в воскресенье или православный праздник, ведь сейчас много профессий, которые не позволяют прервать работу в такие дни. Поэтому праздничный день стоит проводить с молитвой, добром и хорошими поступками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector