Житие святого иосифа обручника и в чем помогает икона, тексты молитв и акафиста

Иосиф Обручник в апокрифической литературе.

Как уже говорилось, в Библии нет данных о последних годах жизни Святого Праведного Иосифа Обручника, однако апокрифическая литература описывает последние годы жизни Иосифа. Согласно апокрифам, в старости Иосиф не испытывал телесной слабости и не мучился от болезней: ноги и руки его были крепкими, зрение не подводило его, разум оставался ясным.

Вероятно, Иосиф Обручник знал дату своей кончины. Незадолго до смерти он отправился в Иерусалим, в храм Господень, где молился Господу. Затем он вернулся в Назарет и был внезапно поражен болезнью. Последние дни Иосиф провел в постели. Душа Иосифа мирно отошла. Иосиф Обручник умер перед тем, как Христос начал служение.

Фигура Праведного Иосифа Обручника была весьма популярна в апокрифической литературе не только по причине отсутствия описания последних годов его жизни в Библии, но и по другой, не менее веской причине. Дело в том, что канонические Евангелия создали проблему: они четко заявили, что Мария была девственницей, когда зачала Иисуса, и что Иосиф не был его отцом. Однако в Библии много раз подчеркивается, что Мессия будет из рода Давидова, именно поэтому Иосиф как земной отец Иисуса был необходим, так как являлся потомком Давида. Библейские писатели со 2-го по 5-й века пытались объяснить, как Иисус мог быть одновременно и «Сыном Божьим» и «сыном Иосифа».

Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, Иосиф Обручник стал мужем Марии и отцом Христа по жребию Первосвященника Захарии, которому явился ангел и велел найти мужа и покровителя для Марии среди вдовцов из простого народа. Кому из них Господь явит знамение, тому Дева Мария станет женою, сохраняя девичество.

Протоевангелие было чрезвычайно популярным, но и оно оставляло открытым вопрос, имел ли Иосиф Обручник отношения с Марией после рождения Иисуса. Поэтому появился целый пласт апокрифической литературы, в которой описано учение, что Мария была девственницей не только в момент зачатия и рождения Христа, но на протяжении всей своей жизни. Апокрифическая Книга Иосифа Плотника, написанная в 5 веке в виде биографии Святого Иосифа Обручника также описывает жизнь Иосифа и Марии и смерть Иосифа.

Конец земного пути старца Иосифа

Уместно будет вспомнить и апокриф, появившийся в Египте на рубеже III и IV вв. и получивший распространение под названием «История об Иосифе Плотнике». В нем говорится о том, что, предвидя свою кончину, Обручник Девы Марии совершил паломничество в Иерусалимский Храм, чтобы просить у архангела Михаила помощи в смертный час.

В том же сочинении упоминается обещание, данное ему Иисусом Христом, согласно которому его тело сохранится нетленным до Второго Пришествия Господня и установления Им на земле Царства Божия. Умер же Иосиф, как сообщает безымянный автор апокрифа, в возрасте 111 лет и был погребен небесными ангелами.

Не противореча этому утверждению, многие библеисты – исследователи, занимающиеся изучением Священного Писания, — полагают, что смерть Иосифа наступила еще до начала земного служения Иисуса Христа. Местом же его погребения стала Гефсиманская пещера, в которой к тому времени уже покоились тела святых Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Девы Марии.

Царь Ирод

Местный царь Ирод Великий, подчинявшийся Риму, знал о великом пророчестве – яркая звезда на небе знаменует рождение нового царя иудейского. Он призвал к себе волхвов, священников, прорицателей. Ирод хотел знать, где находится младенец-Мессия.

Лживыми речами, коварством он пытался выведать местонахождение Христа. Не добившись ответа, царь Ирод задумал истребить всех младенцев в округе. 14 тысяч детей в возрасте до 2 лет были убиты в Вифлееме и его окрестностях.

Однако древние историки, в том числе Иосиф Флавий, не упоминают об этом кровавом событии. Возможно, это связано с тем, что численность убитых детей была гораздо меньше.

Считается, что после такого злодейства гнев Божий покарал царя. Он умирал мучительной смертью, съедаемый червями заживо в своем роскошном дворце. После его жуткой кончины власть перешла к трем сыновьям Ирода. Были поделены и земли. Области Перея и Галилея достались Ироду Младшему. В этих землях около 30 лет провел свою жизнь Христос.

Ирод Антипа, тетрарх галилейский, в угоду своей жене Иродиаде обезглавил Иоанна Крестителя. Сыновья Ирода Великого не получили царского титула. Иудея управлялась римским прокуратором. Ему подчинялся Ирод Антипа и прочие местные правители.

Иосиф (юридический отец Иисуса)[править]

Бабушкаправить

Согласно Юлию Африкану, бабушку Иосифа (со стороны любого из отцов), звали Есфа.

Григорий Богослов называет бабушку Иосифа Есфана.
Архиепископ Аверкий (Таушев), со ссылкой на Юлия Африкана, называет бабушку Иосифа Эстой.

Отецправить

Согласно Евангелию от Матфея отцом Иосифа был Иаков (сын Матфана, внук Елеазара), являющийся потомком Зоровавеля в 9 поколении и потомком Давида в 26 поколении.

По Юлию Африкану, именно он был биологическим отцом Иосифа.

Согласно Евангелию от Луки отцом Иосифа был Илий (сын Матфата, внук Левия), являющийся потомком Зоровавеля в 18 поколении и потомком Давида в 40 поколении.

По Юлию Африкану, он был отцом Иосифа по еврейскому закону «восстановления семени».
По Евсевию Кесарийскому, со ссылкой на Юлия Африкана, третьим с конца предком Иосифа по родословию от Луки был Мелхий (отец Илия). При этом, в доступном переводе Юлия Аврикана, в цитируемом Евсевием Кессарийским фрагменте упоминается не как Мелхий а как Матфат.

По Игумену Иосифу (Крюкову), со ссылкой на «Житию Пресвятой Богородицы» Епифания Монаха, Илий был родным братом Иоакима, отца Пресвятой Богородицы(нужен первичный источник на русском языке).

Жёныправить

По т.н. Книге Иосифа Плотника у Иосифа было две жены.

  • Первая жена родила Иосифу сыновей Иуду, Юста, Иакова и Симон, а также дочерей Ассию и Лидию.
  • Второй женой Иосифа была Мария (мать Иисуса).

По Феофилакту Болгарскому, Иосиф был женат на Марии Клеоповой (сестре Марии Богородицы)(нужен первичный источник).

Дом в Назарете

122:6.1 (1349.8) Дом Иисуса стоял неподалеку от холма, возвышавшегося в северной части Назарета, на некотором расстоянии от местного источника, который находился в восточной части города. Семья Иисуса поселилась на окраине города, что впоследствии давало ему прекрасную возможность часто отправляться на прогулки по окрестностям и забираться на вершину соседней возвышенности – самого высокого из всех холмов южной Галилеи, не считая кряжа горы Фавор к востоку и примерно столь же высокого холма Наин. Их дом находился чуть южнее и восточнее южного выступа этого холма и примерно посередине между основанием этой возвышенности и дорогой из Назарета в Кану. Кроме походов на вершину холма, Иисус любил отправляться на прогулку по узкой тропе, огибавшей основание холма в северо-восточном направлении, до того места, где она соединялась с дорогой на Сепфорис.

122:6.2 (1350.1) Дом Иосифа и Марии представлял собой однокомнатное каменное строение с плоской крышей и пристройкой для животных. Домашняя утварь состояла из низкого каменного стола, глиняной и каменной посуды и горшков, ткацкого станка, светильника, нескольких скамеечек и спальных циновок, которые клали на каменный пол. На заднем дворе, рядом с пристройкой для животных, был навес, укрывавший очаг и мельницу для помола зерна. Для управления мельницей этого типа требовались два человека – один молол, а другой насыпал зерно. Ребенком Иисус часто подсыпал зерно в мельницу, а его мать поворачивала жернов.

122:6.3 (1350.2) Позднее, когда семья выросла, все ее члены обычно собирались для трапезы вокруг расширенного каменного стола: сидя на корточках, они набирали себе еду из общего блюда или горшка. Зимой, во время ужина, стол освещался небольшой, широкой глиняной лампой, наполненной оливковым маслом. После рождения Марфы Иосиф сделал к дому пристройку – большую комнату, которая днем использовалась в качестве столярной мастерской, а ночью – как спальня.

Таинственный старик, прячущий копыта

Иконография святого Иосифа имеет одну весьма любопытную особенность, вызывавшую прежде горячие дискуссии среди представителей научного мира. Дело в том, что на иконах наиболее древнего письма часто имелось нанесенное в нижнем углу изображение маленького, согбенного годами старичка. Сам же святой был представлен обращенным лицом к зрителям, но с закрытыми глазами.

На протяжении многих лет историки и искусствоведы пытались дать объяснение этому странному образу, пока ответ на вопрос не был найден среди записей старых палеховских мастеров-иконописцев. Как выяснилось, изображенный в углу старик символизирует врага рода человеческого − дьявола, во сне внушающего старцу Иосифу подозрения относительно супружеской неверности Девы Марии. Согбенная же поза служит для того, чтобы скрыть от искушаемого им Иосифа рога и копыта. Эта аллегорическая трактовка образа, заимствованная когда-то у западных иконописцев, постепенно вошла в традицию и на протяжении веков повторялась отечественными мастерами, подчас неверно понимавшими ее значение.

Примечания

  1. 12 Иосиф Обручник // Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Гл. ред С.С. Аверинцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — С. 640. — ISBN 5-85270-050-9.
  2. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа (рус.), Церковно-Научный . Проверено 13 ноября 2021.
  3. Святоотеческое наследие — Евсевий, еп. Кесарийский. Церковная история, Книга первая (1848). tvorenia.russportal.ru. Проверено 13 ноября 2021.
  4. ИОСИФ ОБРУЧНИК. www.pravenc.ru. Проверено 13 ноября 2021.
  5. Таинственный старик на иконе. Православие в Татарстане .
  6. Архиепископ Никон (Рождественский). Берегите сокровища церковных преданий // Даниловский благовестник. Издание Московского Свято-Даниловского монастыря : журнал. — 1992. — № 4. — С. 87—88.

Небесный Отец Христа

Далекие от Православия люди зачастую не понимают, почему верующие люди называют Иисуса Христа то Богом, то Сыном Божьим. Ответ кроется в вероучительном догмате о Святой Троице. 

Бог раскрывается в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это не значит, что существуют три разных Бога, так как Бог Един. Но есть три Личности Единого по природе Бога. Личности отличаются друг от друга, при этом между ними существует теснейшая взаимосвязь, общение.

Под “Словом” подразумевается Иисус Христос, а Бог является Богом Отцом. С этого евангельского отрывка берет основание все богословие о троичности Бога. Бог Отец до начала времен рождает Сына и от Отца исходит ипостась Святого Духа.

Отсюда следует, что Отцом Иисуса Христа является Бог Отец.  Бог Отец был всегда. Он не был ни от кого рожден и ни от кого не происходил. Но Бог Сын и Бог Святой Дух имели начало от Бога Отца.

Из Священного Писания следует, что Иисус Христос является одновременно Богом и Человеком, так как рожден был от Девы Марии и Святого Духа.

Евангелие повествует нам о тесной взаимосвязи между Богом Отцом и Богом Сыном. Но Отец отдает своего возлюбленного Сына для искупления грехов всего человечества.

Детство и юность

Отцом богородицы был Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы Анна и Иоаким молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны. Страдание бездетной пары усиливали и насмешки окружающих, которые не упускали повода позлословить над горем этой праведной четы.

Дева Мария

Почти 50 лет прожили Анна и Иоаким в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что она скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Анна поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было удивление Анны, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Спустя некоторое время Анна действительно забеременела. Тогда супруги дали обет, что отдадут новорожденного на служение господу. Дочь родилась в срок и получила имя Мария (на иврите это имя произносится как Мирьям и переводится как «прекрасная», «сильная»). Соседи Иоакима и Анны вновь начали сплетничать, на этот раз дивясь чуду.

Рождение Девы Марии

Супруги же растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года они отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. До 12 лет Мария жила в стенах этой школы. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.

Введение Девы Марии во храм

Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен был сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако Иосиф не посмел перечить воле священников и взял Марию в дом, назвав своей женой.

Воскресение Иисуса Христа

Именно воскресение Спасителя стало основой для новой веры – христианства. Факты о нем являются достоверными: они появились в то время, когда еще были живы очевидцы событий. Все зафиксированные эпизоды имеют небольшие расхождения, но не противоречат друг другу в целом.

Пустая гробница Христа свидетельствует о том, что тело забрали (враги, друзья) или Иисус воскрес из мертвых.

Если бы тело забрали враги – они не преминули бы поглумиться над учениками, таким образом остановив зародившуюся новую веру. Друзья же мало верили в воскресение Иисуса Христа,они были разочарованы и подавлены его трагической смертью.

Почетный римский гражданин и еврейский историк Иосиф Флавий упоминает в своей книге о распространении христианства. Он подтверждает, что на третий день Христос явился живым своим ученикам.

Даже современные ученые не отрицают того, что некоторым последователям Иисус являлся после смерти. Но они объясняют это галлюцинациями или другим феноменом, не оспаривая подлинности свидетельств.

Явление Христа после смерти, пустая гробница, бурное развитие новой веры являются доказательством его воскресения. Не существует ни одного известного факта, отрицающего эту информацию.

От кого родился Христос

Словосочетание “Отец Иисуса Христа” для невоцерковленного светского человека звучит неоднозначно. С одной стороны, согласно христианским догматам, Дева Мария зачала от Бога (Духом Святым). С другой, Богородица считалась женой праведного Иосифа, который хранил ее девство. Именно Иосиф воспитал Иисуса Христа, и ему Спаситель повиновался во всех земных делах как настоящий сын. Но для христиан в этом вопросе нет никакого противоречия. Божественным Отцом действительно был Сам Бог, а земным – праведный Иосиф Обручник.

Бог Отец и Младенец Иисус (фреска в православном Соборе Святой Троицы, Иерусалим)

Иосиф Обручник в искусстве.

Вплоть до 17 века в живописи Иосиф Обручник обычно изображался в качестве второстепенной фигуры по сравнению с Девой Марией и младенцем Иисусом. Его изображали в виде человека преклонных лет с седыми волосами, часто лысеющим, иногда хилым, но всегда с бородой. Он был фоновой фигурой. Этот образ невзрачного старика изображался для того, чтобы подчеркнуть непорочную связь старика Иосифа и молодой Марии.

Брак Девы, Перуджино, 1448

Начиная с 18 столетия, интерес к образу Иосифа Обручника возрос, а потому возросло количество полотен, на которых Иосиф выступает в качестве центрального персонажа. Часто он становится центральной фигурой в изображениях Святого семейства. Теперь его все чаще изображают молодым мужчиной, занятым работой плотника или заботящимся о семье.

Alonso Miguel de Tovar. Иосиф с Иисусом, 18 век

Облик Христа

Документ тех времен, описывающий внешность Христа, носит название «Послание Лептула». Это отчет римскому сенату, написанный проконсулом Палестины Лептулом. Он утверждает, что Христос был среднего роста с благородным лицом и хорошей фигурой. У него выразительные сине-зеленые глаза. Волосы, цвета спелого ореха, расчесаны на прямой пробор. Линии рта и носа безукоризненны. В беседе он серьезен и скромен. Поучает мягко, дружески. В гневе страшен. Иногда плачет, но никогда не смеется. Лицо без морщин, спокойное и сильное.

На Седьмом Вселенском Соборе (VIII век) был утвержден официальный образ Иисуса Христа.На иконах следовало писать Спасителя в соответствии с его человеческим обликом. После Собора началась кропотливая работа. Она заключалась в реконструкции вербального портрета, на основе которого был создан узнаваемый образ Иисуса Христа.

Антропологи уверяют, что в иконописи используется не семитский, а греко-сирийский тип внешности: тонкий, прямой нос и глубоко посаженные, большие глаза.

В раннем христианском иконописании умели точно передавать индивидуальные, этнические черты портрета. Самое раннее изображение Христа было найдено на иконе, датированной началом VI века. Она хранится на Синае, в монастыре святой Екатерины. Лик иконы схож с канонизированным обликом Спасителя. Судя по всему, ранние христиане причисляли Христа к европейскому типу.

Жизнь Богородицы до рождения Иисуса

Жизнеописание Священной Девы в Священном Писании Нового Завета эпизодично и ничего не открывает о рождении, о введении во храм и иных важных событиях в жизни Девы Марии. Жизнь Богородицы описывается Церковными Преданиями:

  • древние сказания;
  • раннехристианские сочинения, например Евангелие от Фомы.

Приснодева Мария родилась во время правления царя Ирода, в пригороде Иерусалима.

Как звали родителей: Иоаким и Анна. Родители Богородицы были обеспеченными и знатными людьми. Отец Девы Марии — Иоаким, был из рода, происходящего от царя Давида. Мать Богородицы — Анна, дочь священника из Вифлеема.

Прожив вместе более 40 лет, Анна и Иоаким оставались бездетными.

Несмотря на это, вера супругов не угасала, они приняли бездетность как божью волю. Супруги приняли свой крест и молились только о большем благочестии и возможности помогать немощным.

Спустя 50 лет брака Ангел Господний возвестил им о скором рождении дочери, которую назвали Марией.

Мать Девы Марии дали обет помощи неимущим, поэтому в трехлетнем возрасте была отдана в храм на служение, где жила и обучалась Божьим Законам.

Богородица училась и жила в храме до 12 лет. По наступлению этого возраста девушке следовало вступить в брак. К этому времени родители Марии скончались. Браку препятствовал данный девочкой в детстве обет безбрачия.

Войдя в зрелый возраст Мария:

  • не могла жить одна, иначе она нарушала закон о запрете жизни незамужних девушек одним;
  • выйти замуж.

Священники храма, в котором протекала жизнь Марии, решили выдать ее замуж формально. Отбор кандидатов проводился согласно следующим соображениям:

  • муж должен был быть вдовцом;
  • муж должен быть добродетельным, чтобы уберечь чистоту и целомудрие супруги.

Супруга решили выбрать с помощью жеребьевки, чтобы выразить волю Господа. Одним из кандидатов был Иосиф — плотник из Назарета.

Жеребьевка проводилась следующим образом: — кандидаты собрались в храме, первосвященник забрал у каждого из них посох, священнослужитель возвращал каждому участнику посох, ожидая знака свыше.

Во время жеребьевки в храме, когда священник вернул Иосифу его посох, широкий конец жезла отделился и преобразился в голубку, которая присела на голову Иосифу. Так свершилась божья воля.

В 14 лет Марию обручили с Иосифом, плотником, который также происходил от Давида.

Муж Марии: Иосиф, вдовец.

По преданию известно, что  Святая Мария смирилась с уготованной судьбой. Вскоре родители Иисуса Христа узнали о своем предназначении. Иосифу во сне явился ангел, который возвестил, что Мария родит сына, назвать его следует Иисус (Иешуа), что на еврейском означает «Спаситель», который спасет людей от грехов их.

Иосиф покинул дом на несколько месяцев, отправившись трудиться. Мария осталась дома, следила за хозяйством и подолгу молилась. Во время одной из молитв к Богородице снизошел Архангел Гавриил, возвестивший о грядущем рождении сына.

Сын, согласно словам Гавриила, станет спасителем людей на земле, которого иудеи ждут много лет. Богородицу смутила весть, потому что она была девственницей. Ангел ответил, что Пречистая Дева понесет не от мужчины, а от высшей силы.

Явление ангела получило название Благовещения и стало важным праздником в христианской культуре. Благовещение празднуется 7 апреля.

Вернувшись, Иосиф понял, что Мария беременна. Старик не сразу поверил жене, полагая, что девушку обманули и соблазнили. Он не обвинял супругу и хотел позволить ей бежать из города, чтобы спасти ее от кары за измену. Тогда плотнику вновь явился ангел и поведал о непорочном зачатии Богородицы.

Незадолго до родов была объявлена перепись населения. Народу следовало посетить Вифлеем чтобы принять участие в переписи. Мария и Иосиф отправились в Вифлеем. Прибыв в город, они не смогли устроиться на ночлег. Тогда супруги остались ночевать в пещере пастухов.

В пещере начал свою земную жизнь Иисус Христос. В ночь рождения Марией Сына Божьего над пещерой загорелась Вифлеемская звезда, увидев которую, волхвы направились к пещере, чтобы приветствовать Сына Божьего.

Мария родила Иисуса предположительно между 14 до 16 годами.

Дева Мария с Младенцем

Клеопа (брат Иосифа)[править]

Жёныправить

По Феофилакту Болгарскому, со ссылкой на «некоторых», Клеопа (брат Иосифа) был женат на Марии Клеоповой (сестре Марии Богородицы)(желателен первичный источник).

По Иакову Ворагинскому, без ссылки на источники, Клеопа (брат Иосифа Обручника) был вторым мужем Анны (матери Марии Богородицы).

По Дмитрию Ростовскому, без ссылки на источники, Клеопа (брат Иосифа) был женат на Марии (дочери Иосифа, сестре Иисуса Христа)(нужен первичный источник).

Детиправить

По Иакову Ворагинскому, без ссылки на источники, Клеопа (брат Иосифа Обручника) от Анны (бывшей жены Иоакима) имел дочь Марию (вышедшую замуж за Алфея).

По Дмитрию Ростовскому, без ссылки на источники, Клеопа (брат Иосифа) от Марии (дочери Иосифа, сестре Иисуса Христа) имел сына Симеона(нужен первичный источник).

Отождествленияправить

По Полному православному богословскому энциклопедическому словарю:

  • нежелательно отождествлять Клеопу (мужа Марии Клеоповой) и Клеопу (брата Иосифа)(нужны первичные источники);
  • некоторые(кто?) склонны отождествлять Клеопу(которого?) с Алфеем (отцом Иакова Алфеева)(нужны первичные источники).

Мученик Дорофей отождествлял Клеопу(которого?) с Симоном (братом Иисуса Христа)(нужны первичные источники).

Противоречиеправить

Полный православный богословский энциклопедический словарь противоречит Феофилакту Болгарскому. Первый не рекомендует отождествлять Клеопу (мужа Марии Клеоповой) и Клеопу (брата Иосифа). Второй — именно отождествляет их.

Информация, представляющаяся сомнительнойправить

Источников, подтверждающих что Клеопа, встретивший Иисуса Христа на пути в Эммаус, был братом Иосифа (юридического отца Иисуса Христа) — обнаружить не удаётся.

Родословие Иисуса

Болгарская икона: Иосиф с юным Христом и столярными инструментами Евангелие от Матфея начинается с родословия Иисуса Христа. Фактически это родословие Иосифа, «мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос

» (Мф. 1:16). В Евангелии от Луки также есть родословие Христа: «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев… » (Лк. 3:23). Эти два родословия не совпадают, в промежутках между Давидом и Иосифом почти что нет общих имен, кроме Зоровавеля. В частности, на это противоречие указывал император Юлиан. Учители церкви, такие как Иероним Стридонский, объясняют противоречие левиратом. Согласно этой версии, Иаков, отец Иосифа по родословию Матфея, и Илий, отец Иосифа по родословию Луки, родились от одной матери (по преданию, её звали Эстой), но разных отцов. Илий умер бездетным, и Иаков восставил ему семя, взяв за себя его вдову.

Житие

О муже Пресвятой Богородицы, святом Иосифе, известно из евангелистских историй от Луки и Матфея, а также письменного источника, датируемого IV-VII веком, «История успения отца нашего святого старца Иосифа плотника». «История успения…» написана от лица Иисуса Христа, рассказывающего о приемном отце апостолам на Елеонской горе.

Святой был родом из Вифлеема. Занимался плотничьим ремеслом, несмотря на генетическую связь с царями Израиля: Давидом и Соломоном. Был женат, имел 4 сыновей и 2 дочерей. Жил с семьей в маленьком городке Назарете. Вел праведный образ жизни, выполняя Божьи заветы. В 80 лет овдовел.

Дева Мария была единственным ребенком престарелых родителей, которые дали обет посвятить ее Богу. Девочка росла и воспитывалась при храме в Иерусалиме. В 12 лет Мария должна была выйти замуж или вернуться в родительский дом. Отец и мать к этому времени умерли.

Пресвятая Дева хотела принять обет целомудрия и служить Богу. Первосвященникам было знамение о выборе будущего супруга Марии. Белая голубка вылетела из жезла и села на голову престарелого Иосифа во время богослужения в церкви.

Ангел, явившийся во сне праведнику, объявил ему волю Господа стать защитником юной девы, так как женщины не имели права жить самостоятельно. После обручения Дева Мария переехала жить в Назарет. Через 6 месяцев обрученный муж увидел, что его супруга беременна, и решил, что она согрешила до вступления в брак.

Чтобы избавить жену от позорной казни, Иосиф решил тайно отпустить ее. Но во сне ему явился архангел Гавриил, пояснивший, что Дева Мария невинна. Не знавшая мужа девственница носит в чреве ребенка от Святого Духа. Архангел передал праведному мужу Божье повеление дать новорожденному имя Иисуса и быть ему наставником и опекуном.

Сосед Иосифа донес первосвященникам, что Мария беременна. Супругам пришлось пройти обряд «обличения водой». Древнееврейский обряд, согласно которому неверную жену за измену ждала Божья кара. Испытание показало, что Мария не имела греха с мужчинами.

После рождения Иисуса семейству пришлось спасаться бегством в Египет от царя Ирода, узнавшего о рождении Мессии и желавшего его убить. Праведный Иосиф Обручник был заботлив к Марии и ребенку, осознавая свою ответственность перед Господом за их жизнь и благополучие.

Когда Иисусу исполнилось 11 лет, праведник почувствовал приближение смерти. Он отправился в Иерусалим, чтобы помолиться в храме о своих грехах, так как смерть страшила его. В «Истории успения…» автор излагает от имени Христа неизбежность смерти приемного отца, обещание награды тем, кто будет почитать его память или назовет сына Иосифом.

Иисус Христос[править]

Именаправить

В Синодальном переводе Нового завета именуется как Иисус.

В исламской традиции именуется как Иса(нужен первичный источник).

В еврейской традиции именуется как Иешу, Йешу, Иешуа, Йешуа(нужны первичные источники).

Матьправить

По Евангелию от Матфея, мать Иисуса Христа звали Мария.

В исламской традиции мать Исы звали Марьям(нужен первичный источник).

Отецправить

По Евангелию от Матфея:

  • биологическим отцом Иисуса Христа был Дух Святой.
  • мужем Марии и юридическим отцом Иисуса Христа был Иосиф.

Согласно Толедот Иешу, биологическим отцом Иегошуа/Иешуа был сосед Иосифа Пандира.

Братья и сёстрыправить

По Евангелию от Матфея, братьями Иисуса Христа были: Иаков, Иосий, Симон, и Иуда.

В т.н. Книге Иосифа Плотника упомянуты сыновья Иосифа Иуда, Юст, Иаков и Симон, а также дочери Ассия и Лидия.

Дмитрий Ростовский упоминает дочь Иосифа Марию(нужен первичный источник).

В т.н. Книге Урантии:

  • упоминается также брат Иисуса Христа Амос и сестры Мириам, Марфа и Руфь.
  • имя второго брата Иисуса Христа указывается как Иосиф.
  • указывается порядок рождения детей в семье: Иисус, Иаков, Мириам, Иосиф, Симон, Марфа, Иуда, Амос, Руфь.

Доп.замечанияправить

Согласно Православной богословской энциклопедии, представители христианских церквей (за исключением т.н. еретиков и некоторых протестантстких учёных), исходя из догмата о приснодевстве Богоматери, отвергают возможность наличия у Девы Марии других детей(требуются первичные источники). При этом:

  • представители западной христианской церкви, начиная с блаженного Иеронима, считают «братьев Господних» «двоюродными братьями Спасителя, детьми Марии, тетки Господней»(требуются первичные источники);
  • представители восточных христианских церквей, начиная с Оригена, считают «братьев Господних» «детьми Иосифа обручника от первой его жены»(требуются первичные источники).

См.также s:НЭС/Братья Господни(требуются первичные источники).

Отождествленияправить

Представляется уместным отождествлять:

  • Иосию по Евангелию от Матфея и Иосифа по Книге Урантии;
  • Марию по Дмитрию Ростовскому и Мириам по Книге Урантии.

Информации о детях Иисуса Христа — не обнаружено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector