Икона божьей матери «умиление»

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «УМИЛЕНИЕ»

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции – «Елеу́са»). Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая от έλεος — сострадание, сочувствие) – один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца – Спасителя – на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных – на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов — лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому, была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» – «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке, где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения – приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа, которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Празднование Серафимо-Дивеевской иконе «Умиление» совершается 28 июля/10 августа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Как разместить икону

Жилище можно считать продолжением храма, поэтому иконы вполне уместно помещать в любой комнате квартиры или дома. Это может быть:

  • Образок можно разместить в любой из комнат квартиры. гостиная с устроенным в ней красным углом;
  • спальня;
  • кухня;
  • столовая;
  • детская.

Иконы в киоте располагаются по иерархическому принципу. В центре, как правило, ставят образ Иисуса Христа, справа от Него — Матери Божией (и это может быть «Умиление» или любая другая), слева от Спасителя чаще всего размещают икону Николая Чудотворца.

Потом идут, если есть, и другие образа. Надо лишь помнить, что выше Иисуса Христа и Его Пресвятой Матери можно расположить лишь «Святую Троицу».

Не слишком ли утилитарное отношение к святыне?

В
таком утилитарном подходе к святым и иконам можно увидеть, с одной стороны,
языческое мировоззрение, в котором каждый бог отвечает за свою сферу жизни, а с
другой — общую тенденцию к узкой специализации во всех областях жизни и
деятельности человека.

В
наши дни сложно найти специалиста широкого профиля, который обладает
универсальными знаниями в своей области и видит ее в полноте. Все больше и
больше людей специализируются на каком-то узком направлении, зная это
направление прекрасно и имея глубокие профессиональные знания и опыт. Например,
если раньше хирург делал все известные операции, то сейчас хирургия делится на
множество направлений: кардиохирургия, нейрохирургия, гнойная хирургия,
хирургия глаза и другие. И мы стараемся попасть к специалисту именно по нашей
проблеме, потому что он сделает лучше. Такое понимание переносится и на
духовную жизнь.

Поэтому
мы можем перед любой иконой попросить о любой своей нужде или поблагодарить. И
помогает нам не икона, а Бог по молитвам Своей Пречистой Матери.

История иконы

Николай II способствовал канонизации Серафима Саровского. Государь вместе с членами императорской семьи прибыл (июль 1903 года) в Саров для участия в торжествах по поводу причисления святого старца клику святых.С образом Умиление в честь этого события совершался крестный ход, следующий из Дивеева в город Саров.

Николай II был наслышан об историях чудес и исцелений. Говорили, что в свое время Александр I тайно посещал Серафима Саровского (приблизительно в 1825 г.). А дочь Александра II получила (1860 году) чудесное исцеление через мантию благочестивого старца. Желая посетить места, связанные со знаменитым иноком, мечтая о наследнике престола, Николай II и его супруга Александра Федоровна, посетили торжественное празднование в Сарове, посвященное канонизации святого старца. Прошло немного больше года, и на свет появился цесаревич Алексей. Икона «Серафимово Умиление» укрепила своюрепутацию, как помогающая женщинам забеременеть и благополучно родить ребенка.

Читайте далее: Чудотворная сила Монреальской Иверской иконы Божией Матери

Революционные бури, приведшие к власти разрушителей и безбожников, не могли не отразиться на жизни монастыря. 1927 года его настоятельницу игуменью Александру арестовали и отправили в Москву. Обитель закрыли. После освобождения матушка Александра с некоторыми сестрами сделали все, чтобы спасти и сохранить святой чудотворный образ Богородицы Умиление, а также вещи отца Серафима. Женщины остались жить в городе Муром.

Когда игуменья Александра умерла (1941 год) Девеевская икона попала на хранение к монахине Марии (Бариновой), которая, предчувствуя приближение смерти, вручила лик Царицы Небесной Святейшему Патриарху Пимену. Он,служа в Муроме (в чине иеромонаха), посещал сестер из Дивеевской обители, прикладывался к образу. Патриарх Пимен через жизньи служение пронес трепетное отношение к памяти и реликвиям преподобного Серафима Саровского. Патриарх принял решение, что лучшим способом сохранения иконы будет его передача протоиерею Виктору Шиповальникову, который жил в поселке Кратово под Москвой.

Практически 19 лет батюшка Виктор и его супруга не только благоговейно, бережно сохраняли бесценные сокровища, при жизни принадлежащие Серафиму Саровскому, но и предоставляли возможность верующим прийти, поклониться святыням, помолиться и приложиться к Серафимо-Дивеевской иконе Божией Матери Умиление. Семья священника, православные снова и снова становились очевидцами чудесной помощи Непорочной Девы, исцелений. Здесь Саровская Матушка находилась до 1991 года. С новым возрождением христианской веры в России отец Виктор вручил вещи ПреподобногоСвятейшему Патриарху всея Руси Алексию II.

Иконографический тип «Умиление»

«Умиление» – один из трех основных иконографических типов богородичных икон, принятых православными церковными канонами (два других: Оранта/Знамение и Одигитрия/Путеводительница). Русское название является свободным (неточным) толкованием с греческого «Елеуса» (έλεουσα), что буквально значит «милостивая», «сострадающая». Изначально так именовали саму Деву Марию еще во времена Византии. Позже определение перешло на конкретную иконографическую схему. Греческое название икон «Умиление» – «Гликофилуса» («Сладкое лобзание»).

Этот тип изображений наиболее трогательный, лиричный. Он показывает близость общения, духовную связь между Пречистой Богородицей и Сыном – Младенцем Иисусом. Композиционно икона «Умиление» представляет собой поясное (чаще всего) изображение двух фигур: Матери Божией и Христа, сидящего на ее руке. Они нежно прильнули ликами друг к другу. Мария склонила голову к голове Сына. Христос рукою обнимает шею Матери. Такое положение символично и неоднозначно, оно выражает глубокую богословскую идею. Пречистая Богородица предстает перед нами в двух ипостасях: во-первых, она любящая Мать, которая ласкает Сына, во-вторых, это христианская Душа, которая близко общается с Богом. Богоматерь «Умиление» считают наиболее интимной иконой, наполненной мистическим содержанием.

Значение иконы «Умиление»

Образ Богоматери особенно почитаемый православными. Икона «Умиление» обладает неописуемой притягательной силой, имеет особое значение. Образ девы Марии выделяется чувствительностью и проникновением к молящимся ей. Просящим об обереге, защите, даровании счастья. Чудотворный образ поддерживает молящихся во времена суровых испытаний, серой обыденной жизни, подавленности духовной и тоски душевной.

Молитва перед ликом умиленной Богоматери произносится женщинами с надеждой на то, что конфликты будут удачно разрешены, в семье появится взаимопонимание, уважение, любовь и не будет разногласий. Враждующие стороны примирятся.

Богоматерь помогает защитить не только семейные ценности, но и родную землю. Воины, защитники, возили с собой икону «Умиление» когда приближался ворог, и она придавала им сил победить неприятеля, не пустить деспота на родную землю.

Значение образа остается важным для молодых девушек. Молитва «Умиление» научит их доброте, целомудрию, чистоте помыслов. Пример девы Марии служит образцом преданности Богу и безграничной вере в его всемогущество.

От чего оберегает икона Божией Матери Умиление, и как молиться

Богородица оберегает людей от скверны и немочи. Образ Святой Пречистой Девы молят:

  • об усмирении гневного сердца;
  • если муж часто впадает в буйство;
  • об исцелении больных, даже тех, кто болен неизлечимыми патологиями;
  • молят о даровании здоровья ближним;
  • просят о благополучном замужестве.

К Богородице обращаются не только, когда на душе плохо, но и в дни радости. Святую Деву благодарят о счастье мирного дома и достатка. Матерь Божия издавна считается покровительницей целомудрия и чистоты, а потому образок дают невестам как благословение на хороший брак.

Молитву читают в надежде на защиту и помощь

Молитвы читают неспешно, вдумываясь в слова, в их ритм. Священники призывают перед молитвой не вгонять себя в состояние транса, религиозного аффекта. Читать молитву можно сколько угодно раз, в минуты скорби и радости, в отчаянии и перед сложными свершениями.

Тропарь глас 4 читают перед иконой Умиление утром и вечером

Икона «Умиление»: как молиться Божией Матери и о чем просить

Тип и икона Богоматери «Умиление» — одно из самых ярких и трогательных изображений Богородицы. Они обладают очень большой силой, поэтому молитвы к ним всегда сильны.

Есть несколько способов изображения Девы Марии на иконах. К одному из основных относится так называемая икона «Умиление», или «Елеус». На них пресвятая Богородица изображена с Младенцем на руках, заботливо склонившись к Нему. Младенец же соприкасается с Нею Щекой и ладонью. Но есть и отличающиеся изображения, также называемыми «Умилением». Изображения Девы Марии и младенца считаются необходимыми для верующих семей, поэтому икона «Умиление» буквально должна быть в вашем доме, как и некоторые другие. Чем же сильно это изображение, и о чем молить Богоматерь, что отображена на этой иконе?

О чем молиться перед иконой «Умиление»?

Богоматерь — это наша заступница перед Господом. Ее обязательно просят об искуплении грехов, ведь всей своей земной жизнью она показала, насколько праведным может быть человек. Поэтому у Девы Марии также просят покровительства и защиты.

Еще одна сфера, на которую сильно может повлиять эта икона — примирение между двумя враждующими сторонами и защита правых. Богоматери можно молиться о разрешении конфликтов на всех уровнях: чтобы в семье отношения между домочадцами были хорошими, чтобы не происходило ссор и скандалов между близкими вам людьми и даже о том, чтобы прекращались военные конфликты.

Поскольку на иконах этого типа Богоматерь изображена на руках с младенцем, ее можно просить о семейном счастье, а особенно — о детях. Икона «Умиление» отображает момент счастья матери и ребенка, поэтому правильное обращение к Деве Марии может даровать долгожданную беременность. В любом из вышеперечисленного вам помогут сильные молитвы к Божией Матери. Конечно же, молиться желательно в церкви, но если вы сделаете это дома, то дело не станет менее благим.

Как правильно обращаться к Богоматери?

Помните, что ваша молитва должна быть не просто от чистого сердца. Молиться надо осознанно и с полной верой в силу молитвы. Можно сказать, что обращение к Деве Марии, как и ко всем святым и к самому Господу Богу, включает в себя раскаяние в грехах и только после этого — просьбу о чем-либо. Для этого совершенно не обязательно вспоминать все свои нехорошие дела

Важно обращаться смиренно и сдержано, как бы признавая грешность

Сама по себе просьба должна быть именно просьбой. Ведь человек молится о том, что его волнует: желание мира во всем мире, проблема отсутствия детей или ссоры с родственниками. Обращайтесь к Божией Матери не так, как будто вы правы в споре (даже если это действительно так), а так, что вы хотите разрешить саму проблему и помириться.

Известные иконы Божией Матери «Умиление»

Икона Киккской Божией Матери: эта икона находится на острове Кипр и является его главным духовным достоянием. По преданию эта икона написана апостолом Лукой с самой Богородицы. Интересно, что ее практически всегда закрывает серебряный оклад и риза. Саму икону никто не видел практически с тех пор, как она была написана. Но она послужила образцом и примером для многих других православных икон. Дни празднования этой иконы — 25 ноября и 8 января.

Владимирская икона Божией Матери: к типу икон «Умиление» относится одна из самых почитаемых икон в России: икона Владимирской Божией Матери. Она тоже была написана евангелистом Лукой. В тогда еще Киевскую Русь эта икона попала из Византии в ХII веке. Она названа Владимирской, потому что ее перенес во Владимир Андрей Боголюбский. Когда он ехал на княжество, во сне ему явилась Божья Матерь, в честь которой великий князь построил не один монастырь и перенес столицу во Владимир. Икона не раз защищала град от иногородних захватчиков. Посвященный ей праздник отмечается 32 июня, 6 июля и 8 сентября. На данный момент икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Икона «Умиление» Дивеевская : отличается от предыдущих двух икон своим изображением, хотя и называется «Умиление». На ней Дева Мария изображена со скрещенными руками в смиренной молитве, младенца на ее руках нет. Она принадлежала Серафиму Саровскому и находилась у него в келье. Перед иконой весела лампада с елеем, которым Серафим Саровский мазал больных для исцеления. Надо ли говорить, что Божья Матерь помогала всем просящим, и недуги сами отступали от людей. На данный момент оригинал иконы находится в домовом храме Патриарха Московского и Всея Руси. День этой иконы отмечается 1 и 10 августа.

Молиться очень важно. Одна из самых действенных молитв — это всегда обращение к Ангелу-хранителю

Наш бесплатный тест поможет вам узнать, как он вас оберегает и что для этого делает. Желаем вам добра, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икос 6

Возсия сияние славы небесныя в смиренней
келии праведнаго старца, егда от горних высот пришла
еси, Богородице, с ликом святых его посетити, егоже не
терпящи зрети дева, сотаинница божественнаго видения,
ниц паде на землю, но милостивно ту воздвигла еси,
Владычице, и премилостивыя глаголы Твоя ей прорекла еси.
Таковому благоснисхождению Твоему дивящеся, с любовию и
благоговением Тебе вопием:

Радуйся, Дево всеблагая, девство
похвалившая деве земной.

Радуйся, венец Царствия Небеснаго ей и девам обещавшая за верность Жениху
Христу.

Радуйся, Ангелы чтимая и певаемая от
Херувим.

Радуйся, Архангелы окружаемая и прославляемая
от Серафим.

Радуйся, Предтечу, Богослова и лик
святых дев с Тобою в явлении чудесно ему показавшая.

Радуйся, сие явление Твое обетовании благими избраннику Божию заключившая.

Радуйся, сбытием обетований Твоих истину
явления Твоего засвидетельствовавшая; радуйся, наша
похвало и утверждение.

Радуйся, обителей иноческих милостивое
попечение и призрение.

Радуйся, Церкве Христовой
божественная лепота.

Радуйся, постников и преподобных тайное
утешение.

Радуйся, христианскаго рода непостыдное
упование.

Радуйся, Владычице, радосте всех
радостей, умиление и спасение душ наших.

История, где находится образ?

Серафимо-Дивеевскую икону Божьей Матери, называемую «Умиление», почитают и любят православные верующие.

Написание иконы «Умиление» относят ближе к концу XVIII века.

Иконография ее схожа с иконой Богоматери Остробрамской, хранящейся в Вильнюсе. Предположительно и на той, и на другой отражен момент, когда Дева Мария уже оповещена Архангелом Гавриилом, что она благословлена стать матерью Сына Божия.

Голова Пречистой слегка наклонена, глаза полуопущены, и весь ее облик являет смирение: «Да будет по глаголу Твоему».

Холст с написанным на нем святым образом крепился к деревянной основе из кипариса. Таким его и подарил батюшке Серафиму император Николай I.

Задолго до своей кончины саровский чудотворец провидел, что его любимая икона будет помещена в Дивеевской женской обители, считающейся четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле.

Он даже оставил определенную сумму денег с непонятым на то время заветом: на устроение «большой кельи для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас».

После кончины батюшки Серафима на эти средства построили новый корпус, где по указанию тогдашнего игумена Нифонта и была помещена икона . Тогда всем стал понятен смысл слов преподобного Серафима о Высокой Госпоже.

В 1903 году саровский старец был прославлен Церковью в лике преподобных. Икону, уже «одетую» в серебряную с золочением ризу, крестным ходом перемещали из Дивеева, где она нынче находилась, в Саров, где нес свой ежедневный подвиг служения преподобный Серафим.

Император Николай II принес обители в дар богатый оклад для образа. К этому времени икона уже явила себя как чудотворная. Такими же проявляли себя и списки с нее.

После закрытия (1927 г.) Серафимо-Дивеевского монастыря его игуменье Александре перед арестом удалось каким-то образом сберечь Святой образ, а после освобождения перевезти его в Муром, где она и поселилась с еще несколькими монахинями.

Жизнь имеет обыкновение заканчиваться, и икона переходила от одной сберегающей ее монахини к другой, пока последняя из них, чувствуя приближение кончины, не решила передать ее бывшему тогда Патриархом Московским и всея Руси Пимену.

В ту сложную богоборческую пору патриарх счел необходимым поместить драгоценную святыню в гораздо более неприметном и потому безопасном месте.

Он перепоручил ее священнику из подмосковного поселка, где она вместе с некоторыми другими личными вещами святого старца хранилась вплоть до 1990-х годов, пока в России не стала возрождаться Православная церковь.

Тогда все эти святыни их хранитель протоиерей Виктор получил возможность передать тогдашнему Патриарху Алексию II. С того времени ценнейший дар хранится в Москве, в Патриаршем Богоявленском соборе, который в народе называют еще Елоховской церковью.

Также устраивают празднования в честь иконы: 22 декабря, 1 августа, 10 августа.

Разновидности Святого образа

Существует большой ряд икон, объединенных под общим наименованием «Умиление». Божия Матерь чаще всего изображается в этой манере.

В традиционном варианте «Умиление» показывает Преподобную Богородицу с Младенцем Иисусом на руках, они прижимаются щеками. Символ объясняет неразлучную, бескрайнюю любовь и отсутствие всякого расстояния между Творцом, Его Сыном и Его Матерью.

К прославленным разновидностям «Умиления» относятся:

  • Новгородская. Производство датируется концом XII века, располагается в Успенском соборе. Матерь и Христос, изображенный в типичной для Путеводительницы (Одигитрии) позе, прижимаются щеками. В правой руке младенца свиток, а левой он слагает жест благословения.
  • Псково-Печерская является копией Владимирской иконы, была сотворена в 1521 г. служителем Арсением. Лик прославлен большим количеством чудодейственных свойств.
  • Феодоровская. Почитаемый образ, который хранится в Богоявленском соборе. Этот лик считается святыней дома Романовых, потому что в начале XVII в. он призвал на царствование Михаила Федоровича, основателя династии.
  • Донская. Двусторонняя икона, на обратной сторон располагается Успение Богородицы — праздник, вспоминающий смерть Божией Матери. Именно она была преподнесена Дмитрию Донскому накануне Куликового сражения.

В иконографическом искусстве имеются и другие, менее известные образы, относящиеся к типу «Умиление» (Елеусы).


Феодоровская икона «Умиление»

Серафимо-дивеевская икона

Монах Саровский называл этот образ «Радость всех Радостей», потому что она приносила исцеления больному народу. Дева Мария неоднократно представала перед глазами святого, вылечив и его от смертельного недуга. Оригинал изображения сохранен до настоящего момента, размещен в церкви Владимирской иконы.

Черты образа Богородицы ясно отражают ее эмоции в этот момент: она с бесконечным терпением и благодарностью ждет пришествия Сына Господа. Очи Матери смиренно опущены, руки сложены крестом на груди и символизируют тайну жертвенности Сына. Иконописец украсил лик немногими, но выразительными штрихами, что позволяет увидеть суть волнительного и торжественного момента после Благовещения.

На заметку! Вокруг венца начертано великое словосочетание: «Радуйся, Невеста Неневестная». Это значит, что человечество созрело для пришествия своего Спасителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector