Храм на воробьевых горах

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Вход в Церковь Троицы на Воробьёвых горах Троицкая церковь на Воробьёвых горах связана с историей древнего дворцового села Воробьёво, известного по летописям с 50-х годов XV века, когда его купила княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I. Село принадлежало потомкам московского боярина Юрия Воробьёва, который в 1352 году был отправлен великим князем Симеоном Гордым в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия, боярскому роду Воробьёвых, по имени которых и было названо село (см. также здесь).

Упоминание Воробьёва как сельца говорит о том, что уже тогда здесь существовал православный храм. Троицкая церковь упоминается в 1644 году как очень древняя церковь села Воробьёво. Ранее там стояли ещё 2-3 дворцовые церкви, которые впоследствии были разобраны, а взамен них построили единый Троицкий храм с придельными престолами.

К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Нынешнее здание храма начало строиться в 1811 году в стиле ампир — позднего классицизма по проекту архитектора А. Л. Витберга: четырёхугольный в плане, с порталами, украшенными колоннами, однокупольный, с двухъярусной колокольней. В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия. Строительство было завершено в 1813 году. Храм дважды подновлялся: в 1858 — 61 годах и в 1898 году.

В советское время храм несколько раз был под угрозой закрытия. Впервые в конце 20-х годов, когда обсуждался вопрос о строительстве Дворца Советов, одно время который предполагалось разместить на Воробьёвых горах (переименованных в 1935 году в Ленинские горы

). По Генеральному плану социалистической реконструкции Москвы 1935 года Ленинские горы должны были стать завершающей частью парадной магистрали города — проспекта Ильича. Однако, планам не суждено было осуществиться. И даже указ о запрете колокольного звона по всей Москве не коснулся Троицкой церкви, поскольку в то время она находилась за городской чертой. Не был закрыт храм и в конце 40-х годов в связи со строительством нового здания Московского Государственного университета.

В 1964 и 1971 годах в церкви проводился внешний, в 1971—72 годах — внутренний ремонт.

Президент РФ В. В. Путин в храме на Воробьёвых горах в 2000 году

Церковь неоднократно посещал Владимир Путин: в 2000 году, находясь в должности исполняющего обязанности Президента России он посетил храм во время Рождества, в 2004 году присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане, в 2011 году — на панихиде по погибшим в теракте в Домодедове, а в сентябре 2014 года поставил свечку «за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии».

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах относится к памятникам культурного наследия федерального значения по городу Москве согласно Постановлению Совмина РСФСР от 04.12.1974 N 624 и приказу Росохранкультуры от 28.12.2010 N 472.

На основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 17.10.2016 № 29876 здание храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах передано в собственность Русской Православной Церкви.

Храм много раз хотели закрыть, но Господь сохранил его для верующих

Как и почти все храмы, в советские годы его несколько раз пытались закрыть.

Например, в конце 20 годов XX века храм хотели закрыть из-за строительства Дворца Советов, который хотели разместить на Воробьевых горах.

В 1940 году на этом месте хотели построить Московский Государственный университет, но не один из этих планов не осуществился, и храм не закрыли.

В 2000 годах очень часто храм посещал Владимир Путин. В 2004 году он присутствовал на литии по погибшим во время теракта в Беслане. В сентябре 2014 года он поставил свечку в храме за тех, кто пострадал, защищая людей в Новороссии.

На фото еще молодой Владимир Путин посетил храм на Воробьевых горах, причем делал это не один раз

Храм также отнесли к памятникам культурного наследия Федерального значения по городу Москве.

А также на основании распоряжения Департамента города Москвы здание храма передали в собственность Русской Православной Церкви в 2016 году.

Информация о храме

Деревянный храм Троицы на Воробьевых горах существовал с древнейших времен и связан с историей древнего дворцового села Воробьево. По летописи известно, что когда в XV веке село покупала великая княгиня Софья Витовтовна, супруга московского великого князя Василия I и дочь великого князя литовского Витовта, храм уже стоял.

Первым известным нам священником деревянного храма Троицы был о. Тит, который являлся настоятелем с 1628 по 1632 гг. Деревянная Троицкая церковь в селе Воробьеве по приходным книгам Патриаршего Казенного Приказа 1628 г. писалась в числе «жилых» московских церквей — «за Деревянным городом». До 1690 г. Троицкая церковь писалась в Пречистенском сороке Москвы, а с 1691г. она уже писалась в Загородской десятине. К концу 1790-х годов храм сильно обветшал и по приказу Екатерины Великой был разобран. Последним священником деревянного храма Троицы был отец Никифор Васильев.

Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 г. по проекту архитектора А. Л. Витберга, автора проекта храма-памятника Христа Спасителя на Воробьевых горах. Здание, построено в стиле поздне­го классицизма, как сказано в документах «…тщанием прихожан и доброхотных дателей…» Первым настоятелем каменного храма был отец Иаков Ильин. Каменный храм был возведен вблизи прежнего, деревянного. На месте алтаря старого храма в 1811 году установили увенчанный. крестом белокаменный памятник, который сохранился до наших дней. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по её сторонам появились во время ремонтов здания в 1858—61 и 1898 гг. Территория церкви обнесена кирпич­ной оградой конца XIX — начала XX в. с металлической решеткой.

В 1812 году здесь перед советом в Филях молился М. И. Кутузов. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

До 1818 г. храм числился среди церквей московского уезда, а с 30 марта 1818 г. в Замоскворецком сороке г. Москвы.

Троицкая церковь не только спаслась от социалистических разрушений, но даже не закрывалась в советское время, поэтому сохранился ее старинный интерьер. Более того, после известного большевистского запрещения колокольного звона во всей Москве именно в воробьевской Троицкой церкви продолжали звонить колокола и православные москвичи тайком ездили послушать благостный звон ее колоколов. В очередной раз церковь уцелела при строительстве высотного здания МГУ в конце 1940-х— начале 1950-х годов.

Сейчас храм на Воробьёвых горах имеет, как и прежде три придела — в честь Святой Троицы, святителя и Чудотворца Николая, преподобного Сергия Радонежского. Имеется так же приставной престол святителя Ионы, митрополита Московского, который находится в алтаре святителя Николая.

Храм относится к Михайловскому благочинию г. Москвы.

Святыни: В храме находятся иконы XIX века – «Святые Гурий, Самон и Авив», «Святые Косма и Дамиан», «Неопалимая купина», «Всех скорбящих Радосте», «Казанская» икона Божией Матери, четырёхчастная икона — с изображениями Рождества Христова, рождества Пресвятой Богородицы, рождества Иоанна Предтечи и рождества святителя и чудотворца Николая, икона «Спас Нерукотворный» школы Симона Ушакова. Чтимая икона Божией Матери — «Благодатное Небо». Старинные иконы: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери «Донская» и свят. Николая с житием. В храме установлен ковчежец с частицами мощей святых: святителя Митрофана Воронежского, праведного Алексия (Мечева) и блаженной Матроны Московской.

Комментарии

  1. Знаменитое село Воробьёво, расположенное на горах того же названия , также восходит к боярскому родуВоробьёвых , известному в середине XIV в. — См.Тихомиров М. Н. Древняя Москва (XII-XV вв.) : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова М. : Изд-во МГУ, 1947. Проверено 31 июля 2013.
  2. Тихомиров М. Н . Труды по истории Москвы. Москва, Издательство: Языки славянской культуры, 2003 — ISBN 5-94457-165-9
  3. Глубокая религиозность была присуща всему боярскому роду Воробьёвых, которая происходила от их вероятного родоначальника, крестителя Великого Новгорода, новгородского посадника X века Воробья Стояновича (см. также Крещение Новгорода ). Помимо московского боярина Юрия Воробьёва — посла великого князя Симеона Гордого, отправленного в Царьград для утверждения на московскую митрополичью кафедру святителя Алексия (1352—1353 гг.), в XVI веке двое братьев Воробьёвых Василий и Симеон были дьяками — владычными боярами святителя Макария митрополита Московского. В XVII веке Воробьёвы служили и в Патриаршем Приказе.
  4. Прим. В книге под ред. Аверьянова К. А. «История московских районов» (2005 г.) утверждается, что владельцем села Воробьёва был якобы Кирилл Воро́ба. Однако тогда село называлось бы Воро́бино (ударный второй слог) исходя из этимологии его прозвища (вороба — деревянное приспособление для наматывания пряжи, шёлка (Вороба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.), мотовило (Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.). При этом настоящее название села Воробьё во (ударный третий слог) всегда имело «птичью» этимологию и ни с чем другим никогда не ассоциировалось. Кроме того, в книге не упоминается московский боярин Юрий Воробьёв (1352—1353 гг.) во избежание прямых ассоциаций с селом Воробьёво, что не даёт оснований считать версию автора книги убедительной.
  5. Прим. Село Воро́бино находилось на юго-востоке, а не на юго-западе Москвы недалеко от Новоспасского монастыря, который стоит на месте родовой вотчины бояр Романовых, родоначальником которых был Андрей Кобыла. Кирилл Воро́ба был племянником последнего и, следовательно, их родовые вотчины были рядом.
  6. На другом берегу Москвы-реки на Лужнецкой набережной напротив Воробьёвых гор расположена часовня в честь крестителя Руси равноапостольного князя Владимира Святославича, при дворе которого воспитывался вероятный родоначальник боярского рода Воробьёвых новгородский посадник Воробей Стоянович. Часовня князя Владимира, именем которого крайне редко называют храмы в России, очень хорошо видна с Воробьёвых гор.

Внутреннее убранство

По мере возможности, современное состояние храма сохраняет первоначальный вид сооружения. Многочисленные переделки и изменения не могли не сказаться на храме, но все же внутри он выглядит почти так же, как был задуман изначально. Внутри храм имеет ступенчатый свод с сосудами-голосниками, облегчающими свод и делающими храм более легким в акустике.

Храмовые иконостасы во всех приделах отчасти сохранены, отчасти восстановлены по древним записям. Они располагаются ближе, чем раньше, из-за чего внутренняя поверхность алтаря теперь является больше. В храме расположены иконы, созданные специально мастерской Вахромеева, а все царские врата и прочие элементы с деревянной резьбой выполнены московской мастерской Фехнера.

В целом все убранство храма и живопись созданы в каноническом стиле, здесь почти нет живописных икон. Здание сохраняет старинный дух благодаря повторению современными материалами старинных образцов. Так здесь по такому же образцу созданы покровы на престол и аналои, и Плащаница.

Внутри храма расположен повышенный свод для Распятия, расположены напольные киоты. Храм почти весь расписан, только один из отделов у центрального иконостаса сохраняет первоначальные белые стены.

В храме очень много старинных святынь — иконы 17 и 19 веков

В настоящее время в храме находится иконы 17 и 19 веков. Они огромная ценность для храма, которую берегут. Очень многие люди приезжают, чтобы приложиться или хотя бы увидеть эти святыни.

Иконы 17 века, такие как: Господь Вседержитель с клеймами Распятия и Воскресения, икона Божией Матери «Страстная», икона Иоанна Предтечи, икона апостолов Иоанна, Петра, Павла и Матфея.

Иконы 19 века такие как: икона Святой Троицы Новозаветной, икона Гурия, Самона и Авива, икона Косьмы и Дамиана, а также два эмалевых медальона — Спасителя и Богоматери, икона Воскресения Христова, Икона Божией Матери «Печерская».

В храме на Воробьевых горах находятся иконы 17 и 19 веков.

В пределе, освященным в честь преподобного Сергия Радонежского в алтаре находятся иконы 17 века такие как: икона Святой Троицы, икона Божией Матери «Неопалимая Купина», Казанская икона Божией Матери, икона «Утоли моя Печали».

Иконы 19 века: икона Рождества Христова, икона Божией Матери, икона Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца.

История церкви Живоначальной Троицы

Сделать это можно как на такси или собственном авто, так и при помощи общественного транспорта.

  • Удобнее всего доехать до метро Щукинская, после чего сесть на трамвай №30 или 28. Выходить следует на конечной трамвайной остановке.
  • Троллейбусом № 59, сесть на который можно на станциях метро Сокол или Октябрьское поле, тоже нужно доехать до конечной.
  • Если вам удобнее добираться от метро Полежаевская, тогда садитесь на троллейбусы №86, 20, 65, 21, 35 или автобусы №155, 48. Выходить из них нужно на остановке улица Живописная, после чего перейти по подземному переходу на другую сторону шоссе.
  1. История храма Живоначальной Троицы началась в конце XVI века, когда в селе Хорошево (ранее эта местность называлась Ходынским лугом), которое было подарено Борису Годунову его братом, Федором Иоанновичем, начали строить каменный собор. Архитектором его считается Федор Конь (мастер, известный строительством Белой стены в Москве, крепости в Смоленске), однако нет точных документальных данных, подтверждающих этот факт. Примечательно, что храм очень похож на малый («старый») собор Донского монастыря, авторство которого тоже приписывают Коню.
  2. Само село привлекало многих российских правителей – кроме храма, здесь возвели в XVIII веке дворец и конный завод. Однако на сегодняшний день именно церковь является одной из достопримечательностей этого района (позже Хорошево слилось со столицей). Поставили ее на берегу реки, на высоком склоне – считается, что предыдущий храм, который был деревянным, находился на том же месте.
  3. Изначально здание было кирпичным, имело два придела, а галереи к нему пристроили потом. Глава храма установлена на пятирядной пирамиде кокошников (такие строения называли «огненными»), причем два нижних ряда были украшены круглыми вставками – исследователи считают, что это были блюда, которые Борису Годунову дарили послы и иностранные купцы. В советское время эти блюда передали столичному Историческому музею.
  4. Как и многие другие церкви, Троицкий храм был закрыт с приходом советской власти – здесь были фабричные цеха, детская консультация, клуб, что не могло не сказаться на внешнем облике строения. Частично отреставрировали его лишь в шестидесятых, а через три десятилетия вернули верующим.

Церковь Троицы Живоначальной находится в столичном районе Хорошёво-Мневники по адресу: Карамышевская набережная, д. 15. Добраться до храма можно несколькими способами:

  1. Доехав до станции метро «Щукинская» следует пересесть на трамвай No 30, 28 и доехать до конечной остановки.
  2. Троллейбусный маршрут No59 также заканчивается в районе хорошевской церкви.
  3. На троллейбусе No65, 20, 35 или автобусе No 155 и 48 необходимо доехать до остановки «Живописная». На противоположной стороне шоссе, преодолевать которое следует только по подземному переходу, располагается Троицкая церковь.

Совет! Собираясь посетить этот храм всей семьёй, необходимо учитывать, что его внутреннее пространство довольно сумрачное, что может не понравиться маленьким детям. Церковь Троицы Живоначальной, расположенная в живописной местности на берегу Москвы-реки, — умиротворение место для общения с Господом и размышлений о духовной стороне мирской жизни.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве

Литература

  • Москва: все православные храмы и часовни / авт.-сост.: М. И. Вострышев, С. Ю. Шокарев. М.: Эксмо, 2009. С. 472—474. ISBN 978-5-699-34703-2
  • Полное собрание русских летописей: Т.1. Издание 1-е. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846
  • Полное собрание русских летописей: Т.13. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. Часть I. СПб., 1904
  • Полное собрание русских летописей: Т.20. 1-я половина. Львовская летопись. Ч. 1. Под ред. С. А. Андианова. — СПб: Типография М. А. Александрова, 1910
  • Полное собрание русских летописей: Т.29. Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича. Александро-Невская летопись. Лебедевская летопись. М.: Наука. 1965
  • Полное собрание русских летописей: Т.35. Летописи Белорусско-Литовские. Супральская летопись М.: Наука. 1978
  • Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в коллегии иностранных дел. ч.1 стр.192. Москва, в типографии Н. С. Всеволожского, 1813
  • Соловьёв С. М . История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утвержденного Товарищества «Общественная польза», 1896
  • Татищев В. Н . История Российская. Т.3. Москва, Издательство «Ермак», 2005
  • Сытин П. В . Из истории московских улиц. Издательство: М., Московский рабочий, 1958
  • Тихомиров М. Н . Древняя Москва (XII-XV вв.) : Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова М.: Изд-во МГУ, 1947
  • Тихомиров М. Н . Труды по истории Москвы. Москва, Издательство: Языки славянской культуры, 2003 — ISBN 5-94457-165-9

История постройки и становления храма

Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:

  • Беседы;
  • Хорошево;
  • Ходынский луг.

В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.

Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.

Романовы и их вклад в историю

Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.

После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.

Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.

Изменения в советское время

С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.

На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.

В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.

После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.

В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:

  • восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
  • обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
  • реконструирование оконных проемов.

В храме ежегодно отмечают 3 престольных праздника

В храме отмечают три престольных праздника. Скорее неспроста именно эти святые были выбраны как престолы в храме. Разберем более подробно.

Праздник Живокачальной Троицы считается переходящим, то есть может попасть на любое число в календаре.

Главный престол освящен в честь Живоначальной Троицы.

Отмечается праздник на пятидесятый день после Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Праздник Святой Троицы — это событие обозначило Триединство Бога.

Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым — самая почитаемая в храме на Воробьевых горах

Один из пределов в честь преподобного Сергия Радонежского. Отмечают праздник в храме 8 октября.

Имя этого преподобного напоминает всем о том, что до какой высоты способна наша земля подняться, просвещенная Словом Христовым. Это человек, который не оставил после себя не одной книги, но при этом стоит у начала всей русской культуры Московского периода.

Этот человек всегда стремился к уединению, прославился многими чудесами. Также он основатель Троице-Сергиева монастыря.

Этот человек был любезен чистотой души и прямотой своих поступков. Всю жизнь он был таким монахом, каким и надо быть. Верующие все почитают и молятся преподобному Сергию Радонежскому.

В храме на Воробьевых горах также установлена икона.

Икона Сергия Радонежского — одна из почитаемых икон в храме на Воробьевых горах. Один из приделов освящен в честь преподобного

Третий придел храма освятили в честь Николая Чудотворца. Отмечают праздник в храме 19 декабря.

Этот человек говорил речи, достойные опытного и мудрого старца, он пребывал в постоянных трудах и молитвам, помогал нищим и голодным.

Николай Чудотворец спасал и помогал людям до самой своей кончины.

Своими молитвами и чудесами он вызволял из темницы тех людей, которые были  осуждены несправедливо, спасал тяжелобольных, спасал тонущих в море.

В храме на Воробьевых горах установлена икона Святителю Николаю Чудотворцу.

Святитель Николай Чудотворец — один из почитаемых святых у верующих. Этого святого также чтят в храме Троицы на Воробьевых горах, один из пределов которого, освящен в честь него

Возникновение храма на Воробьевых горах

Здесь, на крутом обрыве Теплоостанкинской возвышенности, на самом удаленном от Кремля Московском холме расположился Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах.

Древнее село Воробьево, давшее название холму, в силу княжеских интриг меняло хозяев, как и местная церковь, первое упоминание о которой относятся к середине XV века. Затем, уже во второй половине 17-го века, на месте порознь существовавших к тому времени трех разобранных церквушек построили единый Троицкий храм.

Здание, существующее сейчас, начало строиться в 1811 году, сохранив прежнее название, а старую церковь, в силу ее обветшалости, разобрали по приказу Екатерины.

Социальная деятельность

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:

  • Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
  • Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
  • Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
  • Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.

Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Приход храма Троицы взаимодействует с рядом социальных учреждений и оказывает им помощь:
1. Детский дом-интернат № 7 для детей инвалидов, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 47.
2. Детская психоневрологическая больница № 4, Московская обл., Рузский р-он, село Никольское.
3. Детский дом, Воронежская обл., село Губари.
4. Дом инвалидов, Московская обл., поселок Юрма.
Так же оказывается помощь престарелым, инвалидам и многодетным семьям

Внешняя и внутренняя отделка храма красиво отделана

Также следует обратить внимание на внешнюю и внутреннюю отделку храма Святой Троицы на Воробьевых горах. Так выглядит вход в храм

Сверху над дверьми мы можем увидеть икону Святой Троицы. Над иконой мы видим Спасителя и по бокам, святых в честь кого освящены приделы – сделано очень красиво и интересно

Так выглядит вход в храм. Сверху над дверьми мы можем увидеть икону Святой Троицы. Над иконой мы видим Спасителя и по бокам, святых в честь кого освящены приделы – сделано очень красиво и интересно.

На фото мы видим под цифрой 1 — икона над входными дверьми Святой Троицы, под цифрой 2 и 3 — святые, в честь которых освящены другие два придела в храме

Со всех своих сторон храм украшен очень красивыми росписями икон.

На фото можно увидеть, как по всему периметру храма на Воробьевых горах,  он расписан росписями икон и моментами из Священного Писания

Внутренне убранство также богато, как и внешнее.

Внутреннее убранство храма на Воробьевых горах. Стены храма также очень красиво расписаны

Своеобразие останкинского храма

Московский храм Живоначальной Троицы в Останкино тоже имеет кровлю зеленого цвета и тоже необычайно красив. Построенный в конце XVII века, он является вершиной творчества мастеров московского узорочья. Из названия видно, что этот стиль изобиловал декоративными элементами. Здесь было все — и композиции особой сложности, силуэт здания был, как правило, необычайно живописен, стиль отличали затейливые формы и большое количество декора. Мнения по возникновению узорочья разнятся, его упрекают даже в позаимствованном на Западе маньеризме. Характерный пример этого направления в русском зодчестве, храм в Останкине, существует уже около 300 лет — с того момента, когда взамен старой деревянной церкви при благословении Патриарха московского решено было возвести каменную Троицкую церковь. Село Осташково (ныне Останкино) являлось основным представительством в районе Москвы очень крупных землевладельцев — князей Черкасских. Основной резиденции — достойную домашнюю церковь! Мимо храма проходила Тверская дорога, ведущая в Троицко-Сергиеву Лавру, и вся знать, в том числе и венценосные особы, останавливалась у хозяев, посещала новый храм. Он имел три придела, центральный был посвящен, как и предыдущая церковь, Живоначальной Троице.

История храма

Безусловен тот факт, что Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет свою историю. Именно в этом храме М. И. Кутузов возносил молитву перед всем известным Советом в Филях. По счастливой случайности во время захвата Москвы Наполеоном церковь не пострадала, в 1813 году закончилось ее полное возведение. Архитектор А. Витберг, автор проекта, разработал здание, выдержанное в стиле позднего классицизма — ампир. Однокупольное, с четырехугольным основанием и приделами, оно по фасаду было украшено колонами. Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах имеет двухъярусную колокольню.

Подновляемая в 1858 и в 1898 годах, после Октябрьской революции она, можно сказать, постоянно была под угрозой сноса — то что-то расширялось, что-то прокладывалось, что-то возводилось, и всегда нужна была территория храма. Но можно констатировать, что судьба у этого культового сооружения счастливая — уцелевшее в пожаре Москвы 1812 года, не снесенное в советское время, оно избежало запрета на колокольный звон, введенного на территории столицы. Очевидно, во всех этих случаях важную роль сыграла его удаленность от центра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector