Храм николы в толмачах: история, расписание богослужений. икона троеручица

Утварь

Евхаристический комплект ГТГ

Евхаристический комплект состоит из следующих предметов: сосудов – потира, дискоса и звездицы, двух тарелей, а также лжицы и копия, которые поступили в Третьяковскую галерею из Музейного фонда Московского Отдела Народного Образования по акту от 16.10.1931 года.

Все литургические предметы, входящие в комплект, за исключением лжицы и копия, являются произведениями московского мастера Осипова Михаила, о чем свидетельствует его клеймо-именник с инициалами «М.О.». Известно, что в 1838 году этот «сусальных дел мастер» предъявил к клеймению в пробирную палату 57 фунтов 26 золотников серебряных изделий.

Определение качества металла производилось в Москве пробирным мастером Николаем Лукичом Дубровиным о чем, свидетельствует именник пробирного мастера «Н.Д» с датой 1838. Клеймо 84 пробы XIX века соответствует современной 875 пробе серебра.

Копие изготовлено в конце XIX века на фабрике, владельцем которой был серебряных дел мастер Рындин Митрофан Николаевич, где производилась в основном церковная утварь.

Каждый предмет комплекта представляет собой высокий образец декоративно-прикладного искусства XIX века, ориентированный на классическое искусство. Наиболее сложной является технология изготовления потира, где органично сочетаются приемы традиционной гравировки и чеканки с живописной эмалью и украшением стразами.

Потир

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, стразы; литьё, чеканка, гравировка, живописная эмаль, золочение.

Высота 415 мм; диаметр 149 мм

Потир представляет собой глубокую чашу с ажурной орнаментальной накладкой и гравированной надписью на венце: «ТЕЛО ХРИСТОВО ПРИИМИТЕ ИСТОЧНИКА БЕССМЕРТНОГО ВКУСИТЕ». Чаша соединена стояном с устойчивым основанием – поддоном. На ней в четырех медальонах, обрамленных стразами, эмалевые дробницы с поясными изображениями Господа Вседержителя, Богоматери, св.Иоанна и Христа в терновом венце. Литой стоян, в форме балясины, в основании чаши имеет розетку и украшен орнаментом с мотивом аканта и зернью. На поддоне чеканные изображения Страстей Христовых.

Дискос

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, гравировка, золочение.

Высота 135 мм; диаметр 244 мм.

Дискос представляет собой неглубокую тарель на небольшом стояне, соединяющим её с круглым поддоном. В центре чеканное изображение в лучах сияния «Воплощения Слова» – благословляющего Младенца Христа на шаре с Голгофским крестом в левой руке. Над Ним Господь Саваоф в облаках с херувимами и голубь – символ Святого Духа. Вокруг Христа славящие Его ангелы. По борту тарели гравирована надпись: «И СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ», разреженная резным орнаментом с пальметтами. Поддон украшен чеканным орнаментом из цветочных гирлянд с лентами.

Звездица

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, стразы; чеканка, живописная эмаль, золочение.

97 х 170 мм;

Звездица с дугами фигурной формы. Верхние части – решетчатые, на концах дуг – чеканные изображения херувимов. В месте соединения дуг круглая эмалевая дробница с живописным изображением Господа Саваофа.

Лжица

Москва. Первая половина XIX века.

Серебро; чеканка, золочение.

275 х 41 мм

Лжица имеет длинный стебель с фигурным расширением у основания чашечки, на котором чеканное изображение Распятия. На конце стебля лжицы чеканный крест с терновым венцом и сиянием.

Копие

Москва. Мастер Рындин Митрофан Николаевич. Конец XIX века.

Серебро, сталь; литьё, гравировка.

200 х 30 мм;

Копие имеет стальное лезвие с просеченным на нем крестом и колоннообразную серебряную позолоченную рукоять, увенчанную литым крестом и сужающуюся к месту соединения с лезвием. Рукоять украшена резным геометрическим орнаментом.

Тарель 1

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, золочение.

Диаметр 163 мм.

Тарель имеет в центре чеканное изображение в лучах сияния Голгофы с Распятием, с предстоящими Кресту Богоматерью и св. Иоанном Богословом. По борту тарели чеканная надпись «КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО», разреженная орнаментом с пальметтами.

Тарель 2

Москва. Мастер Михаил Осипов. Около 1838 года.

Серебро, чеканка, золочение.

Диаметр 162 мм.

Тарель имеет в центре чеканное изображение в лучах сияния Благовещения с летящим в облаках архангелом Гавриилом, несущим восседающей на троне Деве Марии цветок лилии. По борту тарели чеканная надпись «РАДУЙСЯ БЛАГОДАТНАЯ ГОСПОДЬ С ТОБОЮ», разреженная орнаментом с пальметтами.

О Храме

Храм святителя Николая в ТолмачахХрам Святителя Николая в Толмачах — это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Здесь хранится великая святыня России – икона Богоматери «Владимирская»

Тысячи паломников ежемесячно приходят в Толмачевскую церковь поклониться этому чудотворному образу.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века.  Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года, постоянно действовала вплоть до советских времен и ;была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона  Андрея Рублева «Троица».

В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи. В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Ее пребывание в храме Свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Также здесь находятся особо почитаемые святыни: иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Однако приход – это не стены храма и его святыни, это, в первую очередь, община верующих, ведомая клириками храма и его настоятелем протоиереем Николаем Соколовым.

Храм пользуется особым покровительством своих бывших служителей и прихожан, причисленных ныне к лику святых. Среди них известны и почитаются: прп. Алексий Зосимовский, прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; свщмч. Илия Четверухин, последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; мч. Николай Рейн, бывший прихожанин храма.

Толмачевский дух объединяет людей многих профессий, социального положения и жизненных устремлений. Всему этому способствует и социальная деятельность, взаимопомощь, занятия детской воскресной школы и просветительских курсов для взрослых «Основы Православия», работа библиотеки православной литературы,  паломнические поездки, общие труды по изданию храмовой газеты «Толмачевский листок» и, конечно же, чудное пение хора, созданного известным регентом — А.А.Пузаковым, получившим воспитание на клиросе Н.В. Матвеева. Алексей Александрович был удостоен звания заслуженного артиста России, т.о. получив признание и со стороны светской культуры

В храме Святителя Николая в Толмачах вы можете приступить к таинствам Крещения, Венчания, Елеосвящения, Исповеди, Причащения. Помолиться на  молебне или панихиде за своих близких. Побеседовать со священником на духовные темы.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи.  Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Богослужения совершаются:

Среда 10 00  Молебен с Акафистом перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери
Пятница 17 00 Утреня
Суббота

9 00 Часы и Божественная литургия

16 00 Всенощное бдение

Воскресенье 9 00 Часы и Божественная литургия
В дни Двунадесятых праздников

9 00 Часы и Божественная литургия накануне

17 00 Всенощное бдение

В дни памятей великих святых и чудотворных икон: 8 30 Утреня и Божественная литургия

Библиотека открыта:

по воскресным дням – после Божественной Литургии до 1400

по субботним дням – с 1530 до 1700

Храм также открыт для посетителей галереи ежедневно, кроме понедельника, с 12 00 до 16 00. Вход через центральный подъезд Третьяковской галереи.

Последние статьи в блоге о Москве

Дом Козицкой или магазин Елисеева на Тверской. Часть II

Родоначальник фамилии Елисеевых – выходец из крестьян Ярославской губернии Петр Елисеевич Елисеев

Дом Козицкой или магазин Елисеева на Тверской. Часть I

Дом был построен в 1790-х годах архитектором М.Ф. Казаковым – одним из лучших зодчих своего времени

30 Декабрь 2020

Архангельский собор Московского Кремля

С Соборной площади открывается головокружительный вид на древний собор Михаила Архангела

15 Декабрь 2020

Москва в кино. «Дядя Степа – милиционер»

Дядя Степа – милиционер» – любимый с детства мультипликационный фильм, в котором мелькают узнаваемые московские сооружения

Храм в 1812 году

Художник А.Ф.Смирнов. Пожар Москвы. Холст, масло. 1813 г.На протяжении всей своей истории храм святителя Николая в Толмачах был храним невидимой силой. Так и при нашествии Наполеона храму было явлено настоящее чудо. Он совсем не горел тогда, как бушевавшее пламя уничтожило все окружавшие его дома Толмачевской слободы, и местные жители стремились укрыться в церкви от дыма и огня. Полностью уцелело и имущество храма, надежно спрятанное под полом, но, защищая его, мучеником пал священник Иоанн Андреев: захватчики безуспешно пытали его, где спрятаны церковные сокровища, и вскоре после победы он скончался от полученных увечий. По другой версии, он был убит на паперти и похоронен в ограде храма.

Несмотря на то, что окружавшие храм богадельня, дома причетников и прихожан истребил московский пожар, сам Никола чудом избежал огненного испытания. Но все же при полной сохранности храма и его ценностей, он был осквернен французами, а антиминс центрального алтаря бесследно исчез.

Репродукция рисунка «Изгнание из Москвы неприятеля отрядом легкой кавалерии под командованием генерал-майора Иловайского» 10 октября 1812 года. Автор И. Иванов. Государственный исторический музей.Более пяти месяцев после вторжения Наполеона в Никольском храме не было богослужений. Он стоял пустым, ибо полностью лишился своего прихода: ни одного дома не уцелело. В 1813 году священником стал  Николай Яковлев.  Вскоре   были  освящены Никольский и Покровский  приделы, но количество прихожан исчислялось всего девятью дворами, так что храм был приписан к церкви святителя Григория Неокесарийского на Полянке. И тогда огорченные толмачевцы подали прошение преосвященному Августину, с уверением, что дома в приходе отстраиваются и заселяются и что жители готовы заплатить любую сумму на содержание духовенства, лишь бы их приходской храм получил «первобытное свое существо». Делу был дан ход, и выяснилось, что церковь святителя Григория Неокесарийского имеет даже меньшее число прихожан, а Никольский храм прекрасно сохранился после войны. 5 февраля 1814 года вышел указ о восстановлении самостоятельности некоторых церквей, в том числе и Толмачевской. Так прихожане малым числом отстояли свой храм.

Постепенно приход оживали начал обустраиваться. Строительство велось уже иначе: купцы, промышленники и  состоятельные прихожане стали строить  каменные дома. В двадцатых годах XIX века Толмачевский приход полностью отстроился. Некоторые дома сохранились даже до сих пор.   

Эта информация почерпнута из книги диакона Ф. Соловьева. Фрагмент статьи Елены Лебедевой «Храм Святого Николая Чудотворца в Толмачах»

_______________________________________________________

19 января День Праздника Крещения Господа


В День Праздника Крещения Господа по окончании праздничной Литургии настоятель Екатерининского Храма с.Рахманово священник Сергий Байков с группой волонтеров и прихожанами Храма посетил пациентов Дома сестринского ухода в городе Павловский Посад.

Батюшка и гости обошли все палаты.

Под пение праздничного тропаря было совершено окропление Крещенской водой. Крещенскую воду ждали как пациенты, так и мед.персонал. Воду раздавали людям. Гости — волонтеры привезли подарки.

В очень теплой обстановке раздавали сладкое угощение и средства по уходу. Не остались без внимания дети .

В соседнем помещении так же было проведено окропление водой. Батюшка провел с ребятами беседу о сегодняшнем Празднике. И конечно были подарены сладкие подарки.

Спасибо всем за такую теплую и нужную встречу.

Большую роль в жизни Никольского храма оказала семья Третьяковых

В 1851 году в Лаврушинский переулок приезжает семья Третьяковых. А в начале 60-х годов в усадьбу Демидовых приезжает графиня Мария Федоровна Сологуб. Именно благодаря приехавшим сюда людям, храм Николая получал необходимую помощь и поддержку.

Семья Третьяковых. Фото: hramvtolmachah.ru

На средства Третьякова была отстроена центральная часть алтаря. Также был выполнен новый пятиярусный золоченый иконостас. Стоит отметить то, что композиция многих росписей сохранилась даже до наших дней.

В храм в Толмачах стали приходить многие известные люди. Сам Третьяков посещал праздничные литургии, и очень огорчался, если кто-то из сотрудников частных галерей отсутствовал на божественной литургии.

Также стоит отметить и то, что немалые усилия приложила и Мария Федоровна Сологуб, которая купила усадьбу Демидовых начале 60-х годов.

В это время к ней приезжает множество родных и близких, которые также способствовали развитию христианской философии, которая была основана на глубокой укорененности в преданиях церкви.

Журнал Душеполезное чтение, который организовали духовники из Никольского храма в Толмачах. Фото: hramvtolmachah.ru

В 1860 году настоятель храма отец Василий вместе со священником Алексеем и Василием Лебедевым основали журнал душеполезное чтение. В этом же занятии помогал и диакон Федор Соловьев, который в будущем стал известным старцем.

Так как он рано овдовел, он направлял все свои духовные силы на развитие христианского просвещения. В 1770 году он даже издал свою книгу, где рассказывает историю храма.

Расписание богослужений в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

В любой день недели в церкви можно посетить какую-то службу или церемонию. Проводятся службы по такому графику:

  • утренняя литургия, 8:00 (понедельник – суббота);
  • вечерняя служба, 18:00 (понедельник – суббота);
  • ранняя литургия, 7:00, и поздняя литургия, 10:00 (воскресенье, праздники);
  • всенощная служба, 18:00 (воскресенье, праздники);
  • молитва за исцеление глаз у иконы сотника Лонгина, 11:30 (четверг);
  • заупокойная всенощная служба, 18:00 (пятница);
  • молитва об исцелении от пьянства и наркозависимости у иконы «Всех Скорбящих Радость», 15:30 (суббота);
  • акафист у иконы «Всех скорбящих Радость», 18:00 (воскресенье).

Что касается прочих обрядов, их в храме совершают по просьбе прихожан, так что постоянно проводятся то крещения детей, то венчания, то панихиды и отпевания. Заказывают эти церемонии регулярно, поэтому в храме постоянно людно.

История

Фотография церкви, сделанная в 1883 году.

Начало

Первоначальный вариант церкви был деревянным, и именно в таком состоянии церковь впервые упоминается в приходской книге 1625 года. В марте 1687 года патриарх Иоаким посетил церковь на мессе, которая в целом указала на то, что в приходе есть дворяне и высокопоставленные лица. В 1697 году прихожанин Воскресенской церкви в Кадашах Лонгин Добрынин построил каменную пятиглавую церковь на месте деревянной.

В 1770 году усилиями Екатерины Лазаревны Демидовой была возведена Покровская часовня. Демидова была вдовой, и она пыталась освятить часовню во имя Богородицы, несмотря на запрет освящать алтари ее именем. В то время Русская Православная Церковь предпочитала, чтобы почитатели Марии посвятили ей один из ее праздничных дней . Демидова предпочла вместо этого посвятить праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и часовня была освящена в том же году, когда была построена. Однако в ознаменование ее первоначального желания построить храм в честь Марии; Позднее была установлена ​​икона «Утоли мои печали», которую Демидова изначально хотела для часовни.

Несчастье и окончательное закрытие

Примерно в это же время приход церкви дважды пострадал от трагедии. Во-первых, во время строительства часовни русская чума 1770–1772 годов нанесла много разрушений. Во-вторых, во время французского вторжения в Россию большая часть окружающих зданий была уничтожена пожаром, когда была разрушена Москва. Хотя сама церковь Святого Николая в принципе уцелела, за это пришлось заплатить. Тогдашний священник Иоанн Андреев был убит вторгшимися французскими войсками при попытке защитить его.

С разрешения митрополита епископа Московского Филарета в 1834 году была пристроена новая колокольня вместе с реконструированной трапезной . В прошлом году старая колокольня оказалась непригодной после более чем 150 лет эксплуатации, поэтому Филарет утвердил просьбу прихода установить новую колокольню, а также начать общую реконструкцию главного здания, пока главное церкви остаются «в древнем устроении». Для этого были успешно запрошены услуги главного архитектора Ф.М. Шестакова, который помог построить Большую церковь Вознесения Господня . Когда были построены новая колокольня и трапезная, Филарет произнес проповедь об освящении церкви Святого Николая. Стены в то время были облицованы искусственным мрамором , хотя они и не прослужили долго , но из-за стойких пятен их пришлось покрыть настенными росписями.

Общая реконструкция церкви продлилась более 20 лет до октября 1858 года.

Спустя несколько лет после русской революции при советской власти дела церкви находились в плачевном состоянии. После смерти бывшего настоятеля церкви старца Алексия Зосимовского церковь закрылась на Пасху 1929 года. Вскоре она была передана Третьяковской галерее, которая использовала церковь как склад и позволила прийти в упадок. Верх колокольни сломался, и колокола разлетелись на части. К тому времени, когда в 1983 году галерея начала капитальные реставрационные работы в церкви, храм пустовал более 50 лет. Но к концу десятилетия колокольню удалось полностью отреставрировать.

Повторное открытие

Только в 1993 году храм открыли для богослужений после договоренности между Русской православной церковью и государственной галереей.

В сентябре 1996 года , восстановлен главный в церкви алтарь был в Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Год спустя реставрация здания была завершена, и она стала действующей домашней церковью почти ровно через 300 лет после того, как впервые была построена из камня. В ходе этого процесса были добавлены меры безопасности для хранения и демонстрации произведений искусства, а также был сделан подземный переход, соединяющий его с Государственной Третьяковской галереей.

Просветительские курсы «Основы Православия»

Занятия проходят с октября по май по адресу: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1, в «Культурном центре в Толмачах» Государственной Третьяковской Галереи.

Двухгодичный курс лекций адресован желающим получить базовые знания по таким предметам, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, История Церкви, Догматическое богословие, Литургика, Церковно-славянский язык.

Занятия длятся 1,5-2 часа и состоят из двух частей. Первая часть — лекция по изучаемой теме. Вторая часть строится в форме беседы и ответов преподавателя на вопросы, интересующие слушателей, в том числе, не связанные с темой лекции.

Занятия бесплатные.

На лекции приглашаются все желающие. Начать обучение возможно с любого занятия.

В первый год читаются лекции по Догматике, Ветхому Завету и Литургике. Во второй год – по Новому Завету, Литургике, Истории Церкви, Церковно-славянскому языку.

Преподаватели:

1. Куприянов Федор Алексеевич, доцент Сретенской духовной семинарии.

2. Николаева Анна Владимировна, богослов, преподаватель с многолетним стажем.

Программа двухгодичного курса лекций «Основы Православия» 

Вводная часть

Бог и Его свойства.

Символ веры.

Догматы и богословские мнения.

Божественное откровение. Священное Предание и Священное Писание. Библия.

Священное Писание Ветхого Завета

Сотворение мира.

Грехопадение.

Жизнь первых людей. Патриархи.

Моисей и исход из Египта.

Ветхозаветный закон.

Завоевание земли обетованной.

Судьи.

Цари: Саул, Давид и Соломон.

История Иудейского и Израильского Царств.

Пророки. Мессианские пророчества.

Маккавеи. Всеобщее ожидание Христа.

Священное Писание Нового Завета

Взаимосвязь четырех Евангелий. Евангелисты.

Рождество Христово. Бегство в Египет и детство Спасителя.

Крещение и искушение в пустыне.

Ученики Иисуса Христа.

Нагорная проповедь.

Чудеса Христовы.

Притчи.

Преображение.

Воскрешение Лазаря и Вход Господень в Иерусалим.

Воскресение Спасителя, явления ученикам, Вознесение.

Сошествие Святого Духа.

История апостольской проповеди.

История Христианской Церкви

История Вселенской Церкви до 1054 года. Вселенские соборы.

История Русской Православной Церкви.

История Римо-католической Церкви.

История Протестантизма и современных тоталитарных сект.

Литургика

Храм и его устройство.

Таинства и обряды. Посты.

Священнослужители и церковнослужители.

Священные облачения.

Книги, используемые за богослужением.

Богослужебные круги (годовой, седмичный, дневной).

Всенощное бдение (Вечерня и Утреня).

Литургия. Часы.

Основы церковно-славянского языка.

Храм у Третьяковской Галереи, история

У храма Николы в Толмачах богатая история. Большой материал — настоящий исторический труд, — опубликовал об этом храме сайт pravoslavie.ru.

Сначала — как нередко бывает, — здесь располагалась деревянная церковь. В XVII веке на этом месте возвели каменный храм, который потом несколько раз достраивался и перестраивался.

В 1812 году эта церковь оказалась единственной в округе постройкой, которая уцелела во время «наполеоновского пожара». Уцелела, но затем полгода не действовала — потому в храм было некому ходить, жилые дома все сгорели.

Также церковь у Третьяковской галереи была закрыта в советское время — с 1929 года по 1993.

Вот, так она выглядела в 20-х:

А так — за некоторое время до того, как ее начали восстанавливать.

А так она выглядит сейчас:

С каждый стороны — совершенно иной, свой облик:

Красивая высокая колокольня, которая видная издалека.

День памяти святителя Николая Чудотворца

С праздником, дорогие братья и сестры!

Сегодня, когда, кажется, что поводов для радости остается все меньше, мы с особым теплом празднуем память святителя Николая Чудотворца. Празднуем день его смерти. Такое сочетание слов, на первый взгляд, может показаться странным: праздник о смерти. Между тем душа наша радуется, как радовалась и Успению Пресвятой Богородицы, как ликовала в дни прославления мучеников и исповедников, не смотря на то, что со смертью порой связаны страдания. Эта праздничная радость возникает у нас от того, что святые для нас безусловно живы. Они, будучи на земле людьми, уже приобщились небесам, стали близки ко Господу, а войдя в вечность, стали для нас предстателями и молитвенниками.

Если при жизни св. Николай был близок только его современникам, то после кончины он стал еще более близким уже всем христианам во все времена. Поэтому радость наша сегодня так глубока! Древние христиане говорили, что праведный человек не умер, а родился в вечную жизнь. Вот и св. Николай «не умер, — а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он — в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день», — говорил митрополит Антоний Сурожский. — Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво».

Но не только о радости жизни в вечности думаем мы, празднуя кончину св. Николая

Митрополит Антоний считает, что не менее важно, что он «нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом». Чтобы быть готовым к смерти, надо помнить о том, что мы можем умереть в любое мгновение, можем не успеть сделать добро ближнему, загладить свою вину, попросить прощения… Если бы мы помнили об этом, то спешили бы делать добро, а мы живем так, как будто собрались жить вечно

«Подумайте над этим, — призывает митрополит Антоний Сурожский, — подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они — подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь».

Сегодня после торжественной Литургии клир и прихожане нашего храма сердечно поздравили настоятеля протоиерея Николая Соколова с именинами. Много искренних тёплых слов было сказано в адрес любимого батюшки. Теплотой, безграничной любовью и радостью наполнены сегодня сердца прихожан. С Праздником, дорогой батюшка, многая и благая Вам лета!

Интересные факты

  • Сначала на месте храма стояла деревянная церковь XVI в. в честь Варлаама Хутынского, каменная Преображенская церковь здесь появилась в 1685 г.
  • Средства на реконструкцию церкви дал в 1783 г. ее сосед, купец Афанасий Долгов. Причем дал их не кому-либо, а родственнику –архитектору с мировым именем Василию Баженову. Его проект обновил храм и звонницу в духе классицизма, но не полностью, а только в западной части.
  • Следующим принялся за оформление храма Осип Бове, восстанавливавший Москву после 1812 г. Деньги опять жертвовали замосквореченские купцы, Бове пытался сохранить почерк Баженова в постройке и добавил стиль ампир в иконостас. Как и его предшественник, при жизни своего творения не увидел.
  • В отличие от других церквей храму в советские безбожные времена повезло с владельцами: тут находились запасы Третьяковской галереи. Хотя драгоценных металлов церковь лишилась, но интерьер, само сооружение, плиты пола и ограда из чугуна времен Бове дожили до наших дней.
  • Уже в 1948 г. в храме разрешены богослужения, а также был организован хор под руководством Николая Матвеева (его выступления позже растиражированы на грампластинках).
  • В храме исполнялась написанная Петром Чайковским литургия, которую нельзя было услышать ни в одном заведении советского периода. Эта мелодия снова звучит в этом здании с 2009 г., как и творения Сергея Рахманинова.
  • Завсегдатаем храма на Б. Ордынке была Анна Ахматова.
  • Громкие колокола в 1960-е гг. напрягали писателей, живших по соседству, поэтому на несколько десятилетий они были сняты. Сейчас они заняли прежнее место на колокольне.

Как добраться

Храм в Толмачах расположен по адресу: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Самый простой способ добраться к храму — на метро, доехав до станции «Третьяковская», а затем спустя 5 минут пешего хода, вы окажетесь у Третьяковской галереи.

Что посмотреть

Самой известной достопримечательностью храма является икона кисти одного из самых известных живописцев — Андрея Рублева — «Троица». Увидеть ее стремятся как верующие люди, пришедшие на службу в храм, так и посетители галереи.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Современное здание трехпрестольного храма построено в 1834 году, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова.

Главный престол освящён во имя Духа Святаго Сошествие, боковые приделы — в честь святителя Николая Мирликийского и Покрова Божией Матери.

В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию. Здание храма осталось собственностью Государственной Третьяковской Галереи, храм получил статус домового храма-музея.

СВЯТЫНИ ХРАМА

В храме находятся чудотворные иконы: Владимирской Божией Матери; Иверской Божией Матери; Утоли моя печали; Дмитровский Крест; Ковчег с мощами святых; икона «Троица» преподобного Андрея Рублёва (приносится на дни празднования Святой Троицы).

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в 9.00, накануне Всенощного бдения в 17.00. В пятницу в 17.00 акафист – Владимирской иконе Богородицы (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников), в среду в 10.00 молебен попеременно Владимирской иконе Богородицы и Иверской иконе Богородицы. В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00

ДУХОВЕНСТВО

Протоирей Николай СОКОЛОВ, настоятель. Родился:13 июня 1950 года. Образование: Московская государственная консерватория, Московская духовная академия, кандидат богословия, доцент. 07 апреля 1982 года рукоположен в сан диакона. 08 сентября 1988 года в пресвитера.
Протоирей Андрей Николаевич РУМЯНЦЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился:14 октября 1968 года. Образование: Московское художественное училище имени 1905 года, Московская духовная семинария. 17 февраля 1997 года рукоположен сан диакона. 03 июля 1998 года в сан иерея.
Протоирей Сергий Юрьевич ПАВЛОВ, штатный клирик прихода храма.
Иерей Алексей Федорович ЛЫМАРЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился:15 апреля 1974 года. Образование: Московская духовная академия, ФДО Московского Педагогического Государственного Университета. 05 октября 2003 года рукоположен в сан диакона. 02 апреля 2005 года в сан иерея.
Иерей Андрей Евгеньевич ЗУЕВСКИЙ, штатный клирик прихода храма. Родился:30 мая 1968 года. Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия; Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе. 21 ноября 2002 года рукоположен в сан диакона. 15 января 2004 года в сан иерея.
Иерей Дмитрий Юрьевич ЕРШОВ, штатный клирик прихода храма.
Диакон Сергий Валерианович ПАРФЕНОВ, штатный клирик прихода храмаь. Родился: 26 октября 1965 года. Образование: МГУ, Аспирантура НИИ ядерной физики, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. 09 сентября 2004 года рукоположен в сан диакона.
Диакон Алексей Владимирович РЯХОВСКИЙ, штатный клирик прихода храма. Родился:14 февраля 1973 года. Образование: Славянский деловой институт, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. 17 октября 2004 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Третьяковская», далее перейти Большую Ордынку, идти прямо до поворота на Малый Толмачёвский пер, идти по нему, с правой стороны будет храм (вход через административное здание ГТГ, д.10).

В приходе храма действует детская Воскресная школа, катехизаторские курсы для взрослых.

2012 Центральное Викариатство города Москвы

Последние новости

Поступила в продажу книга Дениса Дроздова, посвященная периодам становления Москвы

Вышла в свет новая книга нашего экскурсовода Дениса Дроздова «Как строилась Москва»

Татьяна Воронцова поведала корреспонденту программы «Сегодня» о гостинице «Москва» в кино

Наш экскурсовод Татьяна Воронцова рассказала о гостинице «Москва» зрителям телеканала «НТВ»

28 Декабрь 2020

Денис Дроздов побеседовал с корреспондентом «России-1» о доходном доме 1880-х годов

Денис Дроздов в программе «Вести в 20:00» рассказал о доме Николая Григорьева в Кадашах

Татьяна Воронцова рассказал «России-1» об отреставрированном кинотеатре

Программа «Вести в 20:00» о кинотеатре «Художественный» на «России-1» с участием Татьяны Воронцовой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector