Успение пресвятой богородицы: «в гефсимании похороните тело мое»

Введение во храм

Благодарность престарелых супругов была безгранична: они принесли Богу традиционные жертвы за данный им чудесный дар, Анна дала обет, что девочка не будет ступать по земле до тех пор, пока они с Иоакимом не приведут Её в дом Господа. 

Когда Деве исполнилось три года, родители решили, что настало время исполнить обещание Господу. Путь маленькой Марии во храм сопровождался торжественной процессией. Родители сами поставили Её на первую из 15 ступеней храмовой лестницы, которые, казалось, были слишком высоки для ребенка. И, по преданию, рассказанному  блж. Иеронимом Стридонским, произошло чудо: Она сама, без поддержки взрослых, взошла по крутой лестнице. 

Первосвященником тогда служил будущий  отец св. Иоанна Крестителя, – Захария, по откровению Господа, именно он привел Марию в запретную для женщин святая святых храма, в алтарь. Так, высокая судьба Пречистой Девы стала делом Промысла Божия. Она училась вместе с живущими при доме Господнем девами, шила ризы для священников, по преданию, пищу Ей приносил ангел. Церковь почитает Введение во храм Пресвятой Богородицы двунадесятым праздником и отмечает 4 декабря.

Мария прожила при храме до двенадцати лет, когда, по традиции, Ей настало время покинуть дом Господа и вступить в брак. Она объявляет священству, что дала Богу обет девства и намерена исполнить его. Тогда, было принято решение обручить Деву благородному престарелому мужу, чтобы он покровительствовал Ей и заботился.

При храме было собрано двенадцать мудрейших мужей, которые должны были бросить жребий и узнать волю Господа. Мужчины положили на жертвенник двенадцать посохов и вознесли Богу молитву, чтобы он выбрал одного из них. После молитвы первосвященник раздал им посохи обратно, тогда на посох, который держал праведный старец, по имени Иосиф, слетел белый голубь, указав на его избранничество. Именно Иосиф должен был принять у себя Деву Господа. Богородица стала жить в его доме в Назарете, проводя время в труде и молитве.

Распространение Христианства в Иверии

В городе Ацкури, близ современного города Ахалцихе, апостол воскресил умершего накануне его прихода сына вдовы. Став свидетелями этого чуда, жители той местности приняли Крещение. Именно здесь апостол Андрей оставил нерукотворную икону Пресвятой Богородицы, которую по названию этих мест с тех пор именуют Ацкурской, ее память и ныне совершается 28 августа по н. ст.

Известно, что в Иверии благовествовали и святые апостолы Матфий, который погребен здесь в Апсаре — ныне Гонио близ Батуми, и Симон Кананит, упокоенный в Никопсии. Также древнейшие источники упоминают о проповеди в Восточной Грузии святых апостолов Варфоломея и Фаддея. Но о Воплотившемся Мессии на этой благословенной земле узнали даже раньше апостольской проповеди. Первоглашатаями благой вести в Иверии были мцхетские иудеи, пришедшие сюда еще в ветхозаветные времена после взятия Навуходоносором II Иерусалима (597 г. до Р. Х.) и поселившиеся в Мцхете, где они уже в начале новой эры говорили о Рождестве Бого­младенца.

Чудесное явление Божьей Матери на Покров 1862 года

Так в 1862 году, за десять дней до праздника Покрова Пресвятой Богородицы, одному русскому восьмидесятилетнему старцу было открыто о имеющем быть торжественном посещении Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря Богоматерью. Явились ему Преподобный Афанасий Афонский и великий Чудотворец Николай и воспретили ему удаляться из Обители, объявив при том, что Царица Небесная скоро, на день Храмового праздника, посетит Обитель.

При этом они наградили его частицей того вещества, белейшего паче снега, из которого была устроена невещественная дорога для шествия Владычицы. По словам святых угодников, часть эта превосходит все сокровища мира, и все, что только люди считают драгоценным.

Известный пустынник старец Анфим болгарин, накануне праздника Покрова, находясь вдали от Обители нашей, вечером встал на обычную свою молитву и узрел вдруг небеса растворившимися и Владычицу Богоматерь, идущую от пренебесной высоты с сонмом святых на землю. Это удивило и поразило его. Забыв свою пустынь и старость, о. Анфим побежал, чтобы видеть, куда Матерь Божия нисходит, и видя, что Она обратилась на нашу Обитель, направился сюда и бежал, не обращая внимания на камни и другие затруднения. Во время этого быстрого шествия змея ужалила его в пяту; но и это не остановило старца; несмотря на боль и льющуюся из раны кровь, прибежал он к самой Обители и скрылся в кустах. Яд змеи не причинил ему никакого вреда. Отсюда во всю ночь, когда у нас совершалось бдение в честь подобного же схождения Богоматери в древние времена в храм Влахернский, и в следующий день старец смотрел на Владычицу и на Ея действия в Обители, из коих главное было, как он выразился: «Да покрыет люди!»

Отец Анфим, иеросхимонах, жил в дупле дерева в неизвестном месте, не носил никакой одежды и очень редко посещал нашу Обитель; а когда бывал у нас, то надевал чувал (шерстяной мешок), зашпилив его гвоздем. Хотя мало известна его подвижническая жизнь, но то, что известно, заслуживает благоговейнаго внимания; особенно дар прозорливости, которым наградил его Бог.

В эту самую ночь один из нашей братии почувствовал умиление души во время бдения. Едва стал на свое место, как почувствовал действие благодати Божией, и Ею неизъяснимую сладость в пении; ничего в жизни не ощущал он усладительнее, как величать всеми силами облагодатствованной души «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим!» (В это время пели величание Покрову Владычицы Богоматери, продолжающееся здесь час времени).

Посещение благодати было настолько обильным, что ум и сердце этого монаха были восхищены в небесные обители. День праздника и следующие три или четыре дня провел он без пищи, пития, без сна и общения с братиями, позабыв о всем земном, потому что дух его был весь в небесах. – Состояние это на языке человеческом необъяснимо.

Другие же видели Царицу Небесную, стоявшую в алтаре за Престолом у Жертвенника. Она была в полном величии и славе, – такой славе, которую можно выразить только словами Царя Давида: «Предста Царица в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена!». Других слов, достаточных к изображению этого видения нельзя изобрести, хотя, в сущности, и они еще не изображают для чувственного человека всего величия Богоматери.

Один из иноков трижды видел Владычицу молящуюся в алтаре.

Не будем приводить всех случаев, бывших в тот же день 1 Октября. Впрочем, надобно сказать, что на Афоне, по большой части, стараются скрывать о бывших с кем действиях благодати, и чтобы узнать о них, требуются большие усилия. Если удостоенный видения брат удостоверится, что рассказ его может принести пользу слушающему, особенно если заметит, что слушатель находится в тяжком искушении, то расскажет о бывшем откровении; но не как о себе, а о постороннем; иногда же, по любви о Христе, передают своим единодушным, но только такие объяснения бывают весьма редки. Случается, что и сами Духовники сказывают о подобных явлениях – или для духовного утешения и ободрения благоуспешно текущим (благоугодно подвизающимся); или искушаемым для утверждения их; или нерадивым, для возбуждения к духовной деятельности и преспеянию.

Некоторые из братий узнали о сем посещении за несколько дней до праздника и по взаимной любви о Христе, стали оповещать и других; Но узрели посещение и те, которые не знали о нем и не ожидали; хотя благодатного, внутреннего посещения не лишены были и все немощные и недостойные. После, услыхав, как торжественно Матерь Божия посещала Обитель, все единодушно воскликнули: «Не горели ли в нас сердца наши и говорили нам о посещении Небесной нашей Игуменьи, когда это совершалось, только мы этого не поняли!».

Рождество Христово

Прп. Андрей Рублев. Рождество Христово

Библейский рассказ о Рождестве лаконичен,  при этом, в нем содержится повествование об одном из главных событии в истории спасения человечества. Он находится в двух, как бы дополняющих друг друга Евангелиях – от Матфея и от Луки.

Произошедшее соответствуют временам царствования императора Августа (под властью его находилась Палестина) и Ирода, который царствовал над Иудеей. Именно Август решил устроить перепись населения, для чего евреям следовало вернуться в те города, откуда вёл историю их род.

Иосиф с Девой Марией приезжают в Вифлеем, так как это был родовой город царя Давида. Видимо, город был переполнен приезжими, и они не нашли для себя места в гостинице поэтому вынуждены искать себе приюта, который нашелся в хлеву, в загоне для скота. Там и свершилось чудо Рождества Господа, Спасителя мира.

Рождение произошло без обычных для женщин страданий, Богородица сама позаботилась о Младенце, спеленала и положила в ясли. Далее, Она оказывается свидетельницей поклонения Волхвов. 

На тему Рождества Христова во всем мире существует обширнейшая художественная и литературная традиция, особенно любим этот сюжет в России, что подтверждается множеством иконописных изводов, посвященных этому чудесному событию. Согласно древнему преданию Восточной православной Церкви, поклонение волхов Младенцу состоялось уже после событий Сретения, в то время, когда обманутый ими царь Ирод искал, чтобы убить Младенца Христа. С волхвами связано и предание о о бегстве Святого Семейства в Египет. Они вернулись в Иудею, когда Иосифу во сне пришел Ангел и поведал о смерти Ирода.

Торжество христианства в Грузии

До IV века нашей эры в Грузии было распространено язычество, однако в результате трудов равноапостольной Нины на смену языческой религии пришло христианство. Нина увидела во сне Богородицу, которая передала ей крест, сделанный из лозы винограда и повелела нести Слово Божие в Georgia. Когда женщина очнулась от сна, то обнаружила, что держит приснившийся ей крест. Святая сохранила его и отправилась в Грузию, где проповедовала Евангелие. Дорога была тяжелая и опасная, но благодаря покровительству Девы Марии святая Нина благополучно добралась до своей цели.

Труды святой равноапостольной Нины привели к тому, что правящий в те дни царь Мириан и его семья прошли обряд крещения, приняв христианство. Святая Нина исцелила супругу царя, царицу Нану, от тяжелой болезни. Царь был разгневан тем, что девушка-апостол склоняет его народ отречься от язычества и принять христианство, и хотел убить Святую Нину, однако сразу после этого лишился зрения. Царь Мириан не получил помощи от своих богов и был вынужден идти за спасением к целительнице, пообещав ей обратиться в веру христову, если она сможет его излечить. Слепота прошла, после чего царь пожелал пройти обряд Крещения.

По примеру правящей семьи Грузии постепенно крестилось все население. Начиная с 326-го года н.э. официальная государственная религия Georgia – христианство. С тех пор ежегодно в первый день второго месяца осени проводится массовое крещение всех желающих.

История монашеского государства

Пристанищем для монахов Святая Гора стала где-то в конце VII века. В 883 году император Василий Македонянин письменно утвердил Афон как место жительства только монашествующих. Во время крестовых походов Афон попал под влияние католиков, но монахи не приняли униатство.

В начале XIV века храмы Святой горы были разорены каталонскими наемниками, однако к концу столетия наступил экономический и духовный подъем. В это время наиболее сильными оказались идеи исихазма — особого подвига уединения и молитвы.

В XV веке Салоники завоевали турки, но Афон еще долго, до середины XVI века, жил по-прежнему, не утратив своих прав. В 1566 году султан Селим II отнял все земли у афонских монастырей.

В VII-VIII веках Афон стал местом просвещения греческого народа. В это время была основана Афониада, в Великой Лавре заработала типография.

В 1821 году Афон оккупировали турки, началось притеснение святогорцев. Благодаря мирному договору между Турцией и Россией, в 1829 году пришло освобождение, было возвращено утраченное имущество.

В 1912 году последовали новые нестроения, связанные с разногласиями между русским монашеством, продолжающим подчиняться русскому посольству в Константинополе, и греческим, желающим присоединения Афона к Греции. В это время Россия предложила создать самоуправляющееся автономное монашеское государство, что и совершилось в 1924 году.

Во время Второй мировой войны немецкие оккупационные войска не причинили вред имуществу Святой Горы, и не лишили самоуправления ни один из монастырей Афона.

В разное время на Святой Горе было разное количество насельников. Меньше всего святогорцев проживало в 1971 году — около тысячи человек. С этого времени число насельников постоянно растет. Сейчас, в начале XXI века, на Афоне подвизается около 1800 монахов.

В конце XX века Святую Гору включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, после чего на Афон устремилось большое число паломников и туристов.

ЯВЛЕНИЕ В ЧЕРНОБЫЛЕ

Настоятель Свято-Ильинской церкви Николай Якушин рассказывает: «Дождливым весенним вечером в небе над Чернобылем многие горожане видели в необыкновенном сиянии женский силуэт, спускающийся с дождевых туч. На определенное время дождь полностью утих и настала необыкновенная тишина

Свидетели явления со страхом поняли, что происходит что-то особенно важное, касающееся самого города

Из неясного силуэта постепенно стал четко виден образ, похожий на образ Богородицы в виде Оранты.

Горожане видели в руках Богородицы пучок сухой травы, которую она роняла, трава падала и разлеталась по мокрой земле. В мае, когда все повсюду начинает зеленеть, распускаться и цвести, засохшая трава практически не встречается.

А здесь на земле в большом количестве оказались сухие стебли травы, называемой чернобыль. В одно время сияние переместилось к Свято-Ильинской церкви, и Святая Дева двумя руками благословила Божий храм. Видение ушло так же внезапно, как и появилось».

Тогда явление Девы Марии было трактовано по-своему: якобы Божия Мать благословила храм, а сухая трава, скорее всего, означала неурожайный год. Только спустя 20 лет стал понятен смысл чудесного явления Богородицы. Она предупреждала о грозящей опасности, ведь пучок сухой травы, называемой чернобыль, или полынь, был неслучайно обронен ею на одноименный город.

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь», и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откровение св. Иоанна Богослова 8:10-11).

История Бодбе.

С тех пор на долю монастыря Бодбе, как и Грузии, выпало много разных событий. Здесь и монголо-татарское нашествие, и арабское вторжение, сильное землетрясение XIV века, вхождение Грузии в состав России в 1801 году (в наследие от России, кстати, досталась построенная рядом колокольня)

и закрытие монастыря Бодбе в 1926 году большевиками (у входа в храм могила последней настоятельницы монастыря того времени игуменьи Нины).

Но за всё это нелёгкое для Грузии время, могила Святой Нины, как особо почитаемое место, со времени захоронения не была ни кем тронута.

На территории Бодбе находится ещё один храм и, по первому впечатлению, очень старый и главный. На самом деле, строительство Храма Святой Нины (так его назвали) началось в 2010 и сейчас его достраивают, проводят внутренние и наружные работы.

Разорённый советской властью, монастырь Бодбе в наше время обрёл новую жизнь. С 1991 года идёт возрождение святыни. Сейчас в Бодбе живут около 30 монашек, которые трудятся в обители.

Житие Богородицы

По Преданию, у немолодых супругов из города Назарет, праведных Иоакима и Анны, не было детей. Всю жизнь они стремились исполнять Божью волю, служить ближним. Благочестивые супруги обещали Господу, что если у них родится ребенок, то они посвятят его на служение Ему. Бог услышал их моление, праведная Анна родила Марию, будущую Богородицу.

С трехлетнего возраста Дева Мария жила при Иерусалимском храме. Свои дни Она проводила в постоянной молитве. В раннем детстве она была приучена трудиться: прясть пряжу и шить облачения для священников. Мария дала Богу обет (обещание) сохранить свое девство (девственность), посвятив эту жертву Творцу. 14 лет от роду ей пришло время покидать храм. Ее обручили с престарелым Иосифом, который должен был хранить и защищать Деву.

В Назарете Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, возвестивший о будущем рождении от Нее Сына Божия. Через Богородицу в вифлеемской пещере свершилось спасительное для человечества событие — Рождество Христово. При земной жизни Спасителя Богородица постоянно находилась рядом с Сыном, внимательно постигая и запоминая Его учение.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Уделы Пресвятой Богородицы на Земле – места особой благодари, созданные избранными во славу и повелению Царицы Небесной.

Описание

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — одна из крупнейших женских обителей, созданная по воле Пречистой в селе Дивеево под Нижегородской областью (граничащем с республикой Мордовия и расположенном на побережье реки Вичкинзы). Православный центр почитается христианами как 4-й «земной Удел Пресвятой Богородицы», и по пророчеству святого Серафима Саровского впоследствии должен будет приобрести статус единственной женской лавры в мире.

История

Начало образования монастыря дотировано XVIII в., когда богатая киевская помещица Агафья Мельгунова внезапно овдовев, решила сохранить чистоту своего вдовства приняв монашеский постриг. Став монахиней Киево-Флоровского монастыря теперь уже Александра однажды во время полуночного бдения увидела лик Богородицы, наказавшей ей уйти из монастыря далее на север Руси и нести слово божие до того момента, пока не укажет ей место Царица Земная.

Обратившись за советом к монахам Киево-Печерской Лавры, Александра получила признание истинности своего ведения и отправилась странствовать по Руси. Во время пути из Мурома в Саровскую пустошь матушка остановилась на отдых в селе Дивеево. Здесь же ей во второй раз явилась Богородица, наказав, построить в этом месте монастырь, жители которого навсегда останутся под ее покровительством и защитой.

В конце XVIII в. на собственные деньги матушки Александры в Дивеево был заложен фундамент будущей церкви, а 6 лет спустя состоялось ее освещение.

Накануне своей кончины матушка Александра поручила свое богоугодное дело молодому иеродиакону Серафиму. А впоследствии к будущему святому Серафиму Саровскому явилась и сама Богоматерь, наказав продолжить строительство обители и заботиться о сестрах. Благодаря участию батюшки Серафима к Казанской церкви со временем была пристроена Мельничная община, населенная только избранными сестрами, отказавшимися от мирской жизни и собственной воли в пользу неустанного труда и молитв. Батюшка Серафим стал ангелом-хранителем жительниц монастыря, называя их сиротами и постоянно заботясь об их благополучии.

В 1842-м г община приобрела статус Серафимо-Дивеевской.

Паломничество

Современный Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – это соединение 4-х прекрасных соборов: Казанского, Троицкого, Преображенского и Благовещенского. В Троицком монастыре которого нашли успокоение останки батюшки Серафима Саровского.

В 16 км от монастырского комплекса в селе Цыгановка находится источник преподобного Серафима, по слухам обладающий целительной силой, а также источник имени преподобной основательницы монастыря Александры.

Духовным центром обители считается канавка Пресвятой Богородицы – тропа, которую Царица Небесная собственноручно измерила своим поясом, и по которой она еженощно обходит свой последний удел. Создана канавка была еще при жизни Серафима Саровского.

В церкви Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь ежедневно проходят службы.

Добраться до святыни можно из Нижнего Новгорода:

  • на автобусе, отъезжающем от железнодорожного вокзала каждый час, начиная с 8:00;
  • на теплоходе, отплывающем от речного вокзала, расположенного в исторической части города;
  • на поезде, следующем через город Арзамас до станции Дивеево;

Для размещения паломников здесь предусмотрены 15 корпусов, оформляемых на условиях предварительного бронирования, и предоставляющих жилье от койко-места до комфортабельных апартаментов.

Богослужения здесь проводятся в 4-х храмах и начинаются в 5:15 утра. Помимо посещения литургии здесь также можно заказать обзорную пешеходную экскурсию по монастырю и прилегающей к нему территории.

Земные уделы Пресвятой Богородицы – благословенная земля, дарованная Царице Небесной сыном ее и находящаяся под особым покровительством Девы Марии. Основанные по всевышнему повелению здесь храмы и монастыри носят титул православных святынь и тщательно охраняются от посягательств, а также позволяют паломникам насладиться особой благодатью, миром и уединением, дарованным людям Всевышним.

Храм Джвари

Храм Святого Креста расположен на въезде в предместья современной грузинской столицы. Мцехта – древняя столица страны, сейчас этот район Тбилиси является духовным центром Грузии, его легко найти на карте города. Грузия сменила свою столицу в V веке нашей эры, а до этого главным городом Иверии была Мцехта.

Древний город был основан в I до н.э. в месте, где сливаются две реки – Кура и Арагви. Название возникло по имени основателя поселения – царя Мцхетоса. История православной Мцехты тесно связана со святой Ниной.

Проповедница воздвигла на скале крест из дерева, к которому потянулись паломники, в том числе – новоявленные крещеные грузины. В месте паломничества, во время правления царя Гуарама (2-я половина VI века н.э.), возле креста был построен маленький храм. Существующая в наши дни церковь, возведенная над самим крестом, была заложена царем Степанозом I 15 веков назад.

Иконы Божией Матери

Изображения Богородицы одни из самых древних в христианской иконографии, первые Её фресковые иконы, как правило, относятся к типу Оранта (Стена Нерушимая). Они были обнаружены ещё в римских катакомбах,  датируются вторым-третьим веком после Рождества Христова. Первые иконы были написаны евангелистом Лукой и дали начало множеству списков, каждый из которых отражал какой-то нюанс догматики или чудесного, благодатного качества, присущего Божьей Матери. 

Икона Богородицы, Синай.

Древнейшая икона Богородицы находится в монастыре св. Екатерины на Синае, она выполнена в техники энкаустики (живопись восковыми красками, истоки которой восходят ещё к фаюмскому портрету), датируется шестым веком. Она изображает Богоматерь на троне, в окружении святых – Георгия Фессалоникийского (Победоносца) и св. Федора (Тирона).

Русская святыня – чудотворная Владимирская икона, считается весьма точным византийским списком с образа созданного евангелистом Лукой, возможно, заказчиком ее выступил св. князь Андрей Боголюбский. 

Почитание Пречистой Девы во многом связано с христологическим догматом о Боговоплощении,  поэтому, одни из первых Её икон – Рождества Христова  и Поклонение Волхов. Догматическое происхождение имеет весьма древнее (катакомбного периода) изображение Богородицы, –  Знамение. 

Обширная богородичная иконография дала толчок развитию литургического, и исторического аспектов в прославлении Девы. Например, программа росписи храма, помещающая изображении Богородицы в центре алтарной апсиды отражает в себе символическое толкование Её образа, как символа Церкви, история которой, начиная от древних ветхозаветных времен пророков и царей,  до эпохи Боговоплощения, представляет собой действие Божьего Промысла о рождении Той, через Которую наступит спасение человечества. Образ Богоматери часто располагается в центре  пророческого ряда иконостаса. 

Одной из важнейших сторон всемирного почитания Богородицы, стало множество  чудотворных икон и засвидетельствованных от них чудес. Воистину всенародной является и вера в Ее теплое предстательство за человека, великое милосердие и материнское отношение к каждому «по вся дни».

Ксения Филина

Афон Второй удел Пресвятой Богородицы

В 48 году Божия Матерь вместе с Иоанном Богословом были вынуждены бежать от гонений, которые учинил Ирод против христиан. Они решили искать спасение на Кипре — в то время епископом там был Лазарь, некогда воскрешенный Христом. Но в пути они попали в сильный шторм и были вынуждены причалить к Афонской горе. Красота здешних мест настолько поразила Богородицу, что она стала умолять своего Сына даровать Ей всю Афонскую гору. И тогда прозвучал с Неба глас: «Путь это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». После этого Богородица обратилась с проповедью к местным жителям, и они, хотя до этого исповедовали язычество, приняли крещение.

Божия Матерь же объявила:

Мученики грузинской земли

О том, что в Древней Иверии еще в I–III веках после Рождества Христова существовали христианские общины, свидетельствуют данные археологии и топонимики. Уже во II веке н.э. в летописях среди христианских народов упоминаются иверы — грузины. Хотя в это время христиане здесь подвергались гонениям: в начале II века мученическую кончину принял святой Сухий и 16 его воинов-сподвижников из знатных грузинских семей. Их память празднуется 28 апреля. Все они в свое время были вельможами, но узнав о Христе и приняв Крещение, оставили полную услаждений жизнь при дворе и, уединившись для молитвы в горах, стали аскетами. А царь-язычник не потерпел такого посрамления своего образа жизни, и все подвижники были зверски убиты.

Мученичество вообще красной нитью проходит через всю грузинскую историю. Причем для иверов исповедание Христа испокон веков отождествлялось с борьбой за самобытность народа, а позже и за его государственность.

Когда в 1226 г. хорезм-шах Джалал-ед-дин захватил столицу Грузии Тбилиси, он повелел снять купол на Сионском соборе Успения Божией Матери и поставил туда свой трон. На мост положили иконы Спаса и Пресвятой Богородицы. Тбилисцам было приказано пройти по ним, оскверняя образы плевками. Тем, кто отказывался, тут же отрубали голову и сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси навечно украсили себя мученическими венцами. Их память совершается 13 ноября.

В 1386 году Тамерлан, захватив Квабтахевский монастырь, желая надругаться и унизить невест Христовых, заставлял их петь и плясать. За отказ мученицы вместе с другими жителями разорённой завоевателем Грузии были заживо сожжены в соборном храме Пресвятой Богородицы. Память квабтахевских мучеников отмечается 23 апреля.

В 1616 году во время нашествия шаха Аббаса приняли мученическую смерть только что отпраздновавшие Воскресение Христово, испросив у палачей завершить пасхальное Богослужение, 6000 монахов Давид-Гареджийского монастыря. Их память, как и квабтахевских мучеников, празднуется 23 апреля. Двое из них поначалу спрятались, но увидев, какой благодатью Господь покрывает мученический подвиг, сами выскочили из своих укрытий навстречу торжеству мученической кончины за Христа. Разве не говорили они друг другу и палачам перед отшествием ко Господу: Христос Воскресе!

Считается, что русскому народу, не знавшему на протяжении всей своей христианской истории сильных гонений, была попущена Голгофа в XX век. Оттого-то в Грузии репрессии в советские годы хоть и были, но не столь лютые. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II, возглавляющий Грузинскую православную церковь с 1977 г., даже назвал как-то тбилисский храм святаго благоверного князя Александра Невского «филиалом Глинской пустыни» — именно здесь подвизались после неоднократного закрытия в богоборческие годы этой прославленной обители ее старцы.

В Тбилиси многие из них и упокоены — это и прославленные ныне в лике преподобных: митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим, схиархимандрит Андроник (Лукаш), схиархимандрит Серафим (Романцов), а также тот, чьего прославления ждет весь православный народ, — схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Горячо любим русским, как и грузинским, народом и собственно грузинский юродивый архимандрит наших времен — преподобный Гавриил (Ургебадзе).

Паломничество в места подвигов и на могилы этих любимейших православными святых наших дней — особое благословение тем, кто сам хотел бы унаследовать хоть частичку их подвижнического духа, также, как они унаследовали его у своих предшественников. Эта облагодатствованная обетованиями Божиими и покровительством Самой Пресвятой Девы Марии страна и не могла в своей ответной любви к Богу явить меньшие плоды подвига и самоотречения: на протяжении веков и вплоть до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector