Армянская апостольская церковь

Содержание:

Армяне — первый в мире народ, который официально принял христианскую веру, как официальную государственную и, это произошло еще в IV века при царе Трдате III Аршакуни.

Вместе с тем, большинство современных армян исповедует собственное ответвление христианства — Армянское Апостольское Христианство (ААХ). Конечно, при этом в Армении есть и другие ветви христианства (католическая, протестантская, православная) и никто их не ущемляет. Есть и хемшилы, которые перешли под османским давлением в ислам армяне-амшенцы, правда, часто их даже не относят к армянам, как таковым.

Кстати, Армянское Апостольское Христианство именуют также григорианским по имени крестителя армян Григория Просветителя (Лусаворча). При этом Апостольской армянскую церковь называют, так как она идет от апостолов — первые христиане на армянской земле появились еще в I веке, а распространяли вероисповедание ученики Христа (апостолы) Фаддей и Варфоломей. Кроме того, армянская церковь относится еще и к древневосточным христианским, то есть самым исконным и первым, как и коптская, сирийская и ассирийская.

Для начала следует понять, что армянская ААЦ не монофизиты, а миафизиты, которые верят в гармоничное сочетание Христа божественного и человеческого. А православные христиане — диофизиты считают, что божественное и человеческое начало в Христе не смешивались. Стоит также отметить, что ААЦ действительно особая церковь, так как формально не подчиняется никому, кроме собственного Католикоса, чья резиденция с IV века находится в Эчмиадзине — одном из древнейших армянских городов около Еревана. Правда, в силу исторических причин у армян также есть Католикос Киликийский с резиденцией в Ливане, но он признает верховенство Эчмиадзина.

Богослужения в ААЦ выдуться на грабаре — древнем армянском языке, который был зафиксированным в форме IV столетия от рождества Христова. Кроме того, у Армянской Апостольской Церкви особый вид христианского креста — без изображения распятого Христа, но увитый растительным орнаментом, как символ жизни и «ласточкиными хвостами» по краям.

Немаловажная часть особенности Армянской Апостольской Церкви — строгая архитектура и довольно скромные храмы (по меркам РПЦ). Кстати, эти особенности ведут еще от древнего армянского зодчества. В церквях также довольно малое количество икон и есть некоторые особенные обряды, которых не существует в других ветвях христианства, например, как матах — жертвоприношение.

Стоит также отметить, что ААЦ следует своему собственному календарю в плане церковных праздников, поэтому армянские церковные праздники (Пасха, Сурб Затик, Рождество) часто совпадают то с католическими, то с православными, то и выпадают на собственные даты.

Пожалуй, одна из главных особенностей ААЦ от других ветвей христианства в XXI веке — довольно развитый институт монашества. При этом женщин-монашек у армян практически нет, так как еще в IV веке при царе Папе было постановлено, что монашество дело Богоугодное, но в силу особого окружение Армении, армянки должны рожать детей, а не томиться в кельях.

Патриархи-католикосы (Эчмиадзинский католикосат)

Кафедра в Вагаршапте

  • свт. Григорий I Просветитель (302 — 325)
  • Аристакес I Парфянин (325 — 333)
  • Вртанес Парфянин (333 — 341)
  • Исихий (Иусик) Парфянин (341 — 347)

    Даниил (347) хореп. Таронский, избранный архиеп.

  • Парен (Парнерсех) Аштишатский (348 — 352)
  • Нерсес I Великий (353 — 25 июля 373)
  • Чунак (? — не позднее 369) поставлен католикосом во время изгнания Нерсеса Великого
  • Исаак-Исихий (Шаак-Иусик) Маназкертский (373 — 377)
  • Завен Маназкертский (377 — 381)
  • Аспуракес Маназкертский (381 — 386)
  • Исаак I Великий (387 — 425)
  • Сурмак (425 — 426)
  • Баркишо Сириец (426 — 429)
  • Самуил (429 — 434)

    434 — 444 — вдовство престола

  • Мелетий I Маназкертский (452 — 456)
  • Мовсес I (456 — 461)
  • Гют I (461 — 471)
  • Христофор Арцруни (475-480)

Кафедра в Двине

  • Ованес I (Мандакуни) (478 — 490)
  • Бабкен I (Отмесеци) (490 — 516)
  • Самвел I (516 — 526)
  • Муше I (526 — 534)
  • Исаак II (534 — 539)
  • Кристофор I (539 — 545)
  • Гевонд I (545 — 548)
  • Нерсес II (548 — 557)
  • Ованес II (557 — 574)
  • Моисей II Эгивардский (574 — 604)

    Иоанн III Багаранский (антикатоликос, последний греческий ставленник) (595—616)

  • Авраам I Албатанский (607 — 610/615)
  • Комитас Агцский (610/615 — 628)
  • Христофор III из Апауни (628 — 630)
  • Ездра Параженакертский (630 — 641)
  • Нерсес III (641 — 661)
  • Анастас I (661 — 667)
  • Израиль I Вотмусский (667 — 677)
  • Саак III (677 — 703)
  • Егиа I (703 — 717)
  • Ованес III (717 — 728)
  • Давид I (728 — 741)
  • Трдат I (741 — 764)
  • Трдат II (764 — 767)
  • Сион I (767 — 775)
  • Есаи I (775 — 788)
  • Степанос I (788 — 790)
  • Оваб I (790 — 791)
  • Согомон I (791 — 792)
  • Геворк I (792 — 795)
  • Овсеп II Скорпион (795 — 806)
  • Давид II (806 — 833)
  • Ованес IV (833 — 855)
  • Закария I (855 — 876)
  • Геворк II (877 — 897)
  • Маштоц I (897 — 898)
  • Ованес V (Драсханакертци) (898 — 929)

Кафедра в Ахтамаре

  • Степанос II (Риштуни) (929 — 930)
  • Теодорос I (Риштуни) (930 — 941)
  • Егише I (Риштуни) (941 — 946)
  • Ананиа I (946 — 968)

Кафедра в Аркине

  • Ваан I (968 — 969)
  • Степанос III (969 — 972)
  • Хачик I (973 — 992)

Кафедра в Ани

  • Саркис I (992 — 1019)
  • Петрос I Гетадарец (1019 — 1058)

Кафедра в Тевилуре

Хачик II 1058 — 1065

Кафедра в Джамтаве

Григор II (Палавуни) (1066 — 1105)

Кафедра в Румкла

  • Барсег I (1105 — 1113)
  • Григор III (Палавуни) (1113 — 1166)
  • Нерсес IV Шнорали (1166 — 1173)
  • Григор IV Тха (1173 — 1193)
  • Григор V (Каравежа) (1193 — 1194)
  • Григор VI (Апират) (1194 — 1203)

    Барсег II (восточный католикос) Анийский (1195 — 1206)

  • Ованес VI (Мечабаро) (1203 — 1221)
  • Константин I (1221 — 1267)
  • Акоп I (Гимнакан) (1268 — 1286)
  • Константин II (Пронагорц) (1286 — 1289)
  • Степанос IV (1290 — 1293)

Кафедра в Сисе

  • Григор VII (1293 — 1307)
  • Константин III (1307 — 1322)
  • Константин IV (1323 — 1326)
  • Акоп II (1327 — 1341)
  • Мхитар I (1341 — 1355)
  • Акоп II, повторно (1355 — 1359)
  • Месроп I (1359 — 1372)
  • Константин V (1372 — 1374)
  • Погос I (1374 — 1382)
  • Теодорос II (1382 — 1392)
  • Карапет I (1393 — 1404)
  • Акоп III (1404 — 1411)
  • Григор VIII (Хандсгат) (1411 — 1418)
  • Погос II (1418 — 1430)
  • Константин VI (Вагаци) (1430 — 1439)
  • Григор IX (Мусабегиян) (1439 — 1441)

Кафедра в Эчмиадзине

  • Киракос I (1441 — 1443)
  • Григор X (1443 — 1465)
  • Аристакес II (Аротакал) (1465 — 1469)
  • Саркис II (Аджатар) (1469 — 1474)
  • Ованес VII (1474 — 1484)
  • Саркис III (Мусаил) (1484 — 1515)
  • 3акария II (1515 — 1520)
  • Саркис IV (1520 — 1536)
  • Григор XI ((1536 — 1545)
  • Степанос V (1545 — 1567)
  • Микаел I (1567 — 1576)
  • Григор XII (1576 — 1590)
  • Давид IV (1590 — 1629)
  • Мовсес III (1629 — 1632)
  • Пилипос I (1633 — 1655)
  • Акоп IV (1655 — 1680)

    вдовство кафедры (1680 -1682)

  • Егиазар I (1681 — 1691)
  • Нахапет I (1691 — 1705)
  • Александр I (1706 — 1714)
  • Аствацатур I (1715 — 1725)
  • Карапет II (1726 — 1729)
  • Абраам II (1730 — 1734)
  • Абраам III (1734 — 1737)
  • Лазар I (1737 — 1751)
  • Минас I (1751 — 1753)
  • Александр II (Каракасиан) (1753 — 1755)
  • Саак V (1755)
  • Акоп V (1759 — 1763)
  • Симеон I (1763 — 1780)
  • Гукас I (1780 — 1799)
  • Овсеп (Иосиф) (князь Аргутинский-Долгорукий — Арлутян-Еркайнабазук) (1800 — 1801)
  • Давит V (Корганьян) (1801 — 1807)
  • Даниел I (1807 — 1808)
  • Епрем I (1809 — 1830)
  • Ованес VIII (1831 — 1842)
  • Нерсес V (1842 — 1857)
  • Матевос I (Чухаджиян) (1858 — 1865)
  • Геворк IV (Керестеджиан) (1866 — 1882)

    вдовство кафедры (1882 -1885)

  • Макар I (Тер-Петросян) (1885 — 1891)
  • Мкртич I (Хримиан) (1892 — 1907)
  • Матевос II (Измирлиан) (1908 — 1910)
  • Геворк V (Суренян) (1911 — 1930)
  • Хорен I (Мурадбегян) (1932 — 1938)
  • Геворк VI (1945 — 1954)
  • Вазген I (1955 — 1994)
  • Гарегин I (1995 — 1999)
  • Гарегин II Нерсесян (с 27 октября 1999)

Национальный признак

Национальные же мужские и женские армянские имена походят от названий небесных отцов в язычестве или являются идентичными с их называнием. Причисляются к национальным мужским и женским армянским именам прозвища, произошедшие от слов, существующих в обиходе. Это названия рек, звёзд, местности, а также праздничные даты, драгоценные металлы, цветы, деревья и мн. др. Относительно того, к какому предмету или стихии приближено название, такое значение оно и имеет.

Львиная доля красивых армянских имён походит от растительного и животного мира. Здесь используют названия цветов, красоту рассветов и закатов, бездну морей и озёр и мн. др. Множество личных мужских и женских армянских имён пришли в обиход уже давно, когда малышам давали прозвища живых и неживых предметов, стихий, природных явлений. Но существует и современный список женских и мужских армянских имён, которые вошли в обиход относительно недавно.

Алфавит для слова Божиего

Месроп Маштоц, который почитается христианами как святой, в 404 году от Рождества Христова создал первый и единственный пока армянский алфавит, во времена создания он был признан самым современным и в нем уже тогда применяли классический стиль письма – слева направо.

Совместно со своими учениками-последователями Маштоц перевел Библию на армянский язык, книга его стала известна всему миру как «Царица перевода» за совершенство перевода первоначального источника.

Маштоц, исполняя свой христианский долг, создал алфавит для грузинов и кавказцев Аланов.

Сейчас в Ереване в Хранилище древних рукописей имени Маштоц хранятся более 20 тысяч рукописных текстов, собирать которые начал сам Маштоц. Это собрание рукописей представляет большую историческую и культурную ценность для народов всего мира.

Светская политика и церковная оппозиция

В 2020 году — вскоре после избрания нового премьера Никола Пашиняна — открытая оппозиция католикосу появилась и внутри Армении.

Во время массовых протестов в 2020 году, когда десятки тысяч людей по всей стране добивались мирной смены власти, группа духовенства и верующих решила, что пришло время и для реформы внутри церкви.

Объединившись в движение «Новая Армения — новый патриарх», они потребовали отставки католикоса и ряда епископов и проведения выборов нового лидера.

Духовным лидером движения стал харизматичный монах-традиционалист отец Корюн (Аракелян), настоятель одной из древнейших кафедр армянского христианства — монастыря Святой Гаяне в Первопрестольном Эчмиадзине.

Отец Корюн, изучавший монашескую жизнь родственных ААЦ древневосточных церквей в Сирии и Египте, пользуется авторитетом как ревнитель традиций и создатель первого полноценного мужского монастыря и братства в постсоветской Армении.

Image caption После смены власти в Армении иеромонах Корюн потребовал отставки католикоса

«У нашего католикоса нет той веры, которую испытывает к Богу каждый простой верующий, — говорил отец Корюн журналистам в июне 2018 года. — Настал момент, чтобы наша церковь освободилась, очистилась, и у нас появился безупречный патриарх с непорочным поведением, чтящий молитву и любящий свою паству».

В ответ католикос лишил отца Корюна священного сана «за неподобающее церковнослужителю поведение и антиканоническую деятельность» и отстранил его от управления монастырем.

Решение публично поддержал ряд епископов, а епископ Ширакский Микаел (Аджапаян) заявил на своей странице в «Фейсбуке» о «нравственной смерти» монаха

В разговоре с корреспондентом Би-би-си отец Корюн отмахнулся от подобных обвинений. По его словам, истинным главой церкви является не «впавший в ересь» Гарегин II, а Иисус Христос.

Монах уверен, что как только будет избран новый католикос, он тут же восстановит в сане всех священников, изверженных его предшественником.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Классификация

Все женские и мужские армянские имена, сюда же относятся и национальные, условно делятся на подгруппы:

  • Родословные армянские имена девочек и мальчиков походят от их родственников, знаменитых и неизвестных. Бывает династии, когда мужчин в роду называют одним и тем же названием или оно переходит от деда к отцу. Сюда же относят и названия в честь какого-то родственника, достигшего значительных высот. Или называют просто так, чтобы отдать дань старому или умершему родственнику;
  • Профессиональные женские и мужские армянские имена имеют происхождение относительно занятий, которые осуществлял человек. Это мог быть плотник, повар, сапожник, портной, правитель и мн.др.;
  • Отличительные по внешним признакам женские и мужские армянские имена давались, если семья имела какую-то особенность, например, большие глаза, вьющиеся волосы, все мужчины в роду носили усы и др. Предполагалось, что родившийся малыш будет похож на родных или переймёт традиции предков.
  • Географические армянские имена для мальчиков и девочек давались в честь какой-то реки, озера, города, горы, а также они происходили от названий местности или региона;
  • Титулованные мужские армянские имена зависели от звания и давались относительно его, а также передавались по наследству.

Часть II

МИФ О МОНОФИЗИТСТВЕ АРМЯН1. Монофизитство и армяне2. Парадокс «армянского монофизитства»3. Монофизитство в Армянской Церкви4. Святоотеческое учение об одной природе Христа5. Кирилл Александрийский о сочетании двух природ в одну6. Халкидонитское недоразумение с «Кириллом-диофизитом»7. Александрийская и Антиохийская богословские школы8. Христологические ереси до Халкидона9. Эфесский собор и Антиохийская уния10. Христология Армянской Церкви11. Исповедание одной природы и монофизитство12. Константинопольский собор. Осуждение Евтихия13. Мнимое «евтихианство». Учение о капле уксуса растворяемой в море14. Томос папы Льва15. Халкидонский собор16. Энотикон. Признание Евтихия ересиархом в Армянской Церкви17. Что же дал Халкидон, и куда делись несториане?18. «Пятый» собор. Попытка откреститься от несторианства19. Криптонесторианство в халкидонизме20. Криптоаполлинаризм в халкидонизме и всечеловечество Христа21. Появление термина монофизитство. Анастасий Синаит22. Отец «православной» мифологии о монофизитах23. Иоанн Дамаскин и разномыслие в греко-халкидонизме24. Разномыслие халкидонитов «кирилловцев»25. Дамаскинский прокол с формулой «миа физис»26. Природа воплощенная и природа воплощенного 27. Недоразумение с тленностью и нетленностью 28. Неукорные страсти и фальшивые тленники29. Иоанн Дамаскин и «разное монофизитство»30. О «многоглавой гидре»31. Чин присоединения армян

Становление христианства в Армении

До принятия христианства, народ, населявший нынешнюю территорию Армении, придерживался язычества. О тех временах осталось мало сведений, ведь армянский алфавит был создан только в V веке. Информация передавалась из уст в уста, поэтому многие факты о дохристианских временах дошли до нас искаженными.


Вера армянского народа считается первоапостольской

После принятия христианства на месте языческих капищ были построены храмы, поэтому фактические свидетельства о периоде политеизма также были утрачены. Первыми людьми, принесшими новую веру на территорию Армении, были ученики Христа — апостолы Фаддей и Варфоломей. Апостол Фаддей был казнен вместе со своими последователями.

  • Греческая православная Церковь
  • Святые монастыри Армении

Апостол Варфоломей также принял мученическую смерть по приказу армянского царя. Но гонения не смогли остановить распространение христианства. После подвижничества апостолов в Армении появилось много верующих. Христиане молились тайно, у них не было храмов или других мест для богослужений.

Позже новая религия получила широкую популярность в соседних странах, с которыми Армению связывали торговля, культура и общее прошлое. Это подготовило хорошую почву для распространения христианства на территории Армении.

Ситуация изменилась в 314 году, когда царь Тиридат III принял крещение и отдал указ о строительстве первого христианского храма. Этот год стал официальной датой принятия христианства народом Армении.

Интересно знать! Собор Эчмиадзин, основанный Тиридатом III, до сих пор считается религиозным центром для всех армян. Это главное местопребывание верховного Патриарха и Католикоса.

Разрыв Армянской Церкви с Православием произошел в V веке из-за неточного перевода некоторых решений, принятых Вселенским Халкидонским Собором.

В последующие периоды Армянская Церковь неоднократно искала точки соприкосновения с Католицизмом. В 1198 году была подписана уния между Католической и Армянской Апостольской Церковью, но это привело к расколу и образованию Армянской Католической Церкви. В итоге, Апостольская Церковь осталась отдельной независимой конфессией.

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2021 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

Часть VII

МИФ ОБ ОТПАДЕНИИ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ ЦЕРКВИ1. Церковь отпала от Церкви?2. Апостольское преемство и двоемыслие «православных»
3. «Могучее Вселенское Православие» и «жалкие одинокие армяне»
4. Церковь от апостолов до конфессионального разделения

5. Миф о Петровой кафедре
6. Владыки двух половин Вселенной (глава готовится)
7. Ветка возомнившая себя Древом
8. Величайший миф о Грузинской Церкви
Главы на переработке:Единство веры как признак пребывания в единой ЦерквиКонфессиональная обособленность и церковная самобытностьМиф об изначальной зависимости Армянской Церкви от грековМиф о национальном сепаратизмеВерность византийской лжи пока сильнее страха Божьего

Смутные времена Армении

На рубеже III–IV вв. за влияние в Армении с переменным успехом боролись ее два могущественных соседа – Рим и Персия. В ход шли все средства. В середине третьего века по приказу персидского шахиншаха его агент парфянин Анак убил почти всю царскую семью Армении во главе с царем Хосровом II. Спасли только его сына младенца Трдата, которого вывезли в Рим. В ответ была уничтожена семья Анака, но его младшего сына кормилица-христианка скрыла в Кесарии. Его звали Григорий.

Трдат был воспитан при римском дворе, естественно, в языческом духе. В 287 г. уже взрослый Трдат вернулся из Рима в Армению, чтобы занять трон.

К этому времени в Армении уже существовала довольно многочисленная христианская община. Начало ей положили апостолы Варфоломей (Бардугнемос) и Фаддей (Татевос), принадлежавшие к 12 первым избранникам Христа. Как известно, после Вознесения Учителя апостолы разъехались по разным странам для распространения новой религии. Именно от основателей – Варфоломея и Фаддея – происходит апостольское название армянской церкви.

Косвенное свидетельство активности христиан в Армении – прибытие именно сюда 37 римлянок-христианок (рипсимеянок), бежавших от преследований императора Диоклетиана. Они обосновались недалеко от будущей христианской столицы Армении – Вагаршапата (впоследствии – Эчмиадзина).

Может ли армянин быть крестным у православного

Необходимо помнить о том, что члены Армянской церкви являются христианами, но не православными. А крестным для православного может стать только православный христианин. Именно поэтому он не может быть восприемником. Но есть исключение в том случае, если он самостоятельно примет Православие.

Помните, что отличия в религиях, церквях есть всегда. Просто некоторые совершенно незначительные и не ведут к серьезным разногласиям. Но есть и такие, на основе которых могут быть вызваны и религиозные распри. Переходить и присоединятся или нет к другой церкви – добровольное решение только самого верующего. Только его сердце может подсказать правильное решение в данном вопросе.

Господь всегда с Вами!

Интересное в православии

интересное

Современное положение

В настоящий момент юрисдикция ГПЦ распространяется на всю территорию Грузии, а также на часть своей паствы в областях Турции, Армении и Азербайджана недалеко от государственных границ. Ее символом является крест со слегка опущенными боковыми перекладинами – «крест святой Нино». Богослужение ведется на грузинском языке.

Вот уже более 40 лет предстоятелем Грузинской церкви является католикос-патриарх Илия II. Членами церкви являются в большинстве своем грузины, а также представители других народов: русские, абхазы, греки, армяне-халкидониты. По поводу последних напомним, что Армянская апостольская церковь в том числе по политическим причинам отделилась от Вселенской православной церкви в 451 году, когда из-за военных действий ее легаты не смогли приехать на Четвертый (Халкидонский) Вселенский собор, осудивший монофизитскую ересь.

Монофизитство признает только одну, Божественную, природу Иисуса Христа, а не две, Божественную и человеческую, как учит православная церковь. Армяне не приняли учение, выработанное на Халкидонском соборе, поэтому их церковь называется дохалкидонской или монофизитской и этим отделяется от православных церквей, в том числе русской и грузинской. Интересно, что поначалу и Грузинская церковь придерживалась той же позиции, что и армянская, так как видела в решениях четвертого Собора возврат к осужденной ранее ереси несторианства. Однако в 607 году признала решения Халкидона и порвала с армянами.

В отличие от Конституции РФ, в грузинской Конституции закреплено доминирующее положение ГПЦ, поэтому православие играет важную роль во внутренней жизни страны. Например, государство приурочивает помилование осужденных к большим церковным праздникам. Также замечательной традицией является ежегодное крещение младенцев лично Илией II.

Коротко о религии в Армении

Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Армении, за 15-19 минут.

История культуры армянского народа берёт своё начало с глубокой древности. Вероисповедание, традиции, уклад жизни продиктованы религиозными взглядами армян. Постараемся разобраться, какая вера у армянского народа, когда произошёл переход от язычества к христианству, чем армянское христианство отличается от русского православного.

Армянская церковь является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения стала первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, когда святитель Григорий Просветитель убедил правителя Армении Тиридата Великого принять христианство.

Заимствованные современные

К популярным, заимствованным и современным армянским мужским именам можно отнести:

  • Давид, имя древнееврейского происхождения и означающее «любимец». Обычно это спокойные и уравновешенные мужчины, прагматичные и обладающие силой воли.
  • Рафаэль, также древнееврейское имя одного из семи архангелов. Мальчики отличаются большой настойчивостью и эмоциональностью.
  • Ален, французского происхождения, означающее потребность доминировать везде и всегда. Мужчины не боятся соперничать, даже если знают, что слабее.
  • Альберт, древнегерманское, в переводе означает «блистательный». Мужчины обычно скрытны и уверены в себе.

09 Mar 2020 — 16:27 Армянские имена обычно делят на 5 категорий:

титулованные, по родителям, по географии, по роду занятий или по отличительному признаку человека.

Армянские имена и фамилии, в силу влияния армянских диаспор разных стран, необычайно разнообразны. У армян можно встретить не только исконно армянские, но также персидские, арабские, тюркские, славянские, ветхозаветные, восточно-христианские, западно-христианские имена и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector