Вифлеем

В святом месте — молитва сильней

В чем преимущество молитвы за нас и наших близких в Вифлееме? Здесь царит особая благодатная сила. Рождение Спасителя одухотворило этот край. Тут впервые прозвучал Его голос. Эту каменистую землю, оливы и небо над ними Он увидел прежде всего.

Бог избрал этот город для рождения своего Сына – самого радостного события мировой истории. Значит, Вифлеем угоден Творцу более всех городов. И молитвы отсюда Он принимает с особой благосклонностью. 

Алтарь над Вифлеемской звездой

На сайте “ЕлицыЗаписки” вы можете регулярно заказывать молебны, записки на Литургию (проскомидию), сорокоусты, годовые помины в Храме Рождества Христова в Вифлееме.

Уже сейчас можно подать записки на праздничную Рождественскую Литургию, которая пройдет в ночь с 6 на 7 января 2019 г. в Храме Рождества Христова.

Записка «О здравии» включает не только физическое состояние человека,но и его счастье, материальное благополучие. В ней следует перечислить всех христиан, кому мы желаем крепости телесной и духовной, спасения и благоденствия.

Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за родных, друзей и духовника: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).   

Записка «О упокоении» включает имена усопших сродников, знакомых, учителей,благодетелей, дорогих нашему сердцу. Как возносим мы молитвы за живых, так должны молиться и за покойных. Незримые для нас, ведут они духовную жизнь в мире ином.

Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, даже если они в аду. Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).   

Молитва Вифлеемской Божией матери

На сайте «ЕлицыЗаписки»можно заказать молебен иконе Вифлеемской Божией матери.

Чем славен этот образ? Считается,что Дева Мария изображена здесь наиболее достоверно. Согласно преданию, над образом работал апостол Лука. Он показал Богородице три её изображения, и Божия мать выбрала одно, признав его наиболее достоверным.

Первым чудом этой иконы было спасение Константинополя от скифов в 463 году. Затем в 988 году её передали князю Владимиру и долгое время она пребывала в Софийском соборе. Княгиня Елисавета Фёдоровна Романова тяжело заболела и молилась перед этой иконой, прося исцеления. После выздоровления благочестивая женщина  передала икону в Вифлеем.

Вифлеемская икона Божией Матери

Икона Вифлеемской Божией матери исцеляет от болезней, улучшает семейные отношения, помогает чадородию, укрепляетверу, защищает от врагов.

Молитва перед мощами Вифлеемских младенцев

В одной из пещер под Храмом Рождества находятся останки Вифлеемских младенцев. Здесь взывают к Господу о прощении женщины, совершившие аборт. Такая молитва нужна и мужчинам, которые подталкивали к абортам своих спутниц, подобно Ироду, губили невинных чад. Эту молитву можно также заказать на сайте «ЕлицыЗаписки».

Только в покаянии — наше спасение

Поклонитесь Господу в Вифлееме, на его Родине. Чтобы в душу вернулись мир, покой и радость. Чтобы появилась уверенность в счастливом будущем. С нами Бог!

Храм Рождества Христова переходит из рук в руки

Раннее средневековье ознаменовалось появлением Израильского государства и его королей, Балдуина I и Балдуина II, крестили в храме Рождения Христа.

Однако, государство просуществовало не долго и уже 1181 году Иерусалим захватил Салах-Ад-Дин. Который изгнал из церкви, к тому моменту окруженной высокими стенами и множеством монастырей, весь христианский клир.

Почти пять лет там не было представителей христианской веры, но католикам всё-таки удалось договориться с лидером сарацинов и в храм пустили пару священников и диакона.

Мусульмане передали храм Сирийской православной церкви.

В период с 13 по 14 века церковь еще не раз переходила из рук христиан к мусульманам и обратно. Из-за чего главное зданием храма не раз пострадало.

Например, его осквернили тюрки-хорезмийцы, а мамлюкский шейх утащил часть мрамора и колон в Каир. Также разрушили монастырь, примыкающий к базилике.

Сейчас одним из приделов руководят служители ордена францисканце, а главный алтарь принадлежит Греческой церкви.

Современное фото храма Рождества Христова

Христианский анклав

Город Вифлеем — это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира — Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах мозаичный пол, сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

[править] История

Город был основан в 17−16 вв. до н. э.

Возле Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница до сих пор здесь почитается.

Город принадлежал колену Иехуды.

Вифлеем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником, в рассказе о колодце Давида, неоднократно — в истории о Руфи и Боазе.

Вифлеем присоединил к роду Калеба Хур, первородный сын Калеба от его жены Эфраты или, что вернее, второй сын Хура Сальма. Но, по книге Руфь, здесь, помимо рода Калеба, жил ещё другой иудейский род, от которого вели происхождение, через Боаза, Ишай и Давид. Жители города издревле пользовались репутацией гостеприимных и добрых людей, что явствует не только из истории Руфи, но и из некоторых глав Книге Судей. Отсюда происходили судья Ибцан и множество выдающихся героев и воинов, игравших выдающуюся роль в истории древнего Израиля, например Давид и его братья и многие другие, например Эльханан бен Яир.

В сражении с филистимлянами, происходившем в так называемой Теребинтовой долине, деятельное участие принимали также жители Вифлеема. Здесь Давид совершил свой первый подвиг. Благодаря ему этот город пользовался и в позднейшее время такой любовью народа, что даже пророк Миха из него, а не из Иерусалима, ждал появления народного избавителя.

Здесь Самуил помазал Давида на царство.

Возле этого города во времена пророка Иеремии был посад Кимам (Химам), названный так, возможно, по имени сына Барзилая, друга Давида.

В эпоху Ровоама Вифлеем вместе с некоторыми другими городами был превращён в крепость, которая должна была защищать Иудейское царство с юга и юго-запада.

После Вавилонского пленения выходцы из Вифлеема вновь поселились здесь.

С возникновением христианства Вифлеем получил особое значение в христианском мире благодаря тому, что там родился Иисус Христос. Согласно Евангелиям, когда Ирод Великий приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

От эпохи Второго Храма в городе до сих пор остаются остатки акведука, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.

Евреи жили в Вифлееме до подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разрушившими город в 135 году.

В Вифлееме во 2 веке после восстания Бар-Кохбы, на месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Эрец-Исраэль Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества.

В 529 году во время восстания самаритян во главе с Юлианом Цабаром против Византийской империи Храм Рождества Христова (церковь Рождества) был разрушен, но после подавления мятежа Юстинианом Великим, здание было восстановлено сохранилась до наших дней.

В 5 веке Иероним поселился в Вифлееме и основал здесь монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык — Вульгату — он пользовался помощью учёных-евреев, живших в окрестностях города.

В 614 году, во время Восстания против Ираклия, город был захвачен персами, которым евреи, вероятно местные. Эти евреи помогали захватывать и Иерусалим.

В 637 году Вифлеем был захвачен арабами.

Примерно в 1170 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский нашёл здесь 12 евреев-красильщиков.

Ещё в начале 20 века здесь жили и евреи.

В 1918 году, во время Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками.

В 1922 году Вифлеем стал частью Британской Палестины.

В 1947 году, с созданием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН («Большой Иерусалим»).

В 1948 году, в ходе Войны Израиля за независимость, Вифлеем (как и Восточный Иерусалим) были захвачены Иорданией. Здесь поселились арабские беженцы.

В 1967 году, во время Шестидневной войны город сдался израильским властям без сопротивления.

После подписания Норвежских соглашений между левыми властями Израиля и ООП Вифлеем с прилегающими населёнными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) в 1995 году вошёл в состав Палестинской автономии.

Попадание города под власть Палестинской автономии тяжело отразилось на христианской общине, которая уменьшилась более чем вдвое.

Естественным следствием уступок левых стал арабский террор — с началом террористической войны Интифады, развязанной арабскими террористами против Израиля в конце сентября 2000 года, Вифлеем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Малхи, Гило, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций израильской армии в городе наступило относительное затишье.

Современный Вифлеем[править | править код]

Достопримечательности городаправить | править код

Современный Вифлеем

Дорога на Иерусалим

Основная достопримечательность города — более похожая на крепость, чем на храм, базилика Рождества Христова на Ясельной площади с гротом (яслями) Христа, кельей и могилой Святого Иеронима. Этот храм построен в г. при византийской императрице Елене над «Пещерой Рождества», где, по преданию, родился Иисус. В г. она была разрушена во время восстания самаритян против Византии. Сразу после подавления восстания император Юстиниан восстановил её и значительно расширил.

Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили или Куббат Рахиль на выезде из города. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалёку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил неприступную крепость Иродион, где он и был захоронен.

Вся история и современная жизнь города «вращается» вокруг святынь, а их в этом городе множество: Пещера Вифлеемских младенцев, пещера св. Иеронима, храм св. Екатерины, «Молочная пещера», Поле Пастушков, монастырь Илии Пророка. Неизгладимое впечатление оставляют церковь Св. Катарины, францисканская церковь на месте дома Иосифа-плотника и греческий монастырь (VI в.) на месте, где царь Давид напился из источника во время битвы с филистимлянами. Неподалёку от Вифлеема находится искусственный холм, на котором царь Ирод Великий построил дворец-крепость под названием Иродион. Это тот самый Ирод, о котором повествует библейское сказание об избиении младенцев (царь Ирод, узнав о рождении Мессии, приказал умертвить в Палестине всех младенцев мужского пола от двух лет и ниже).

Политикаправить | править код

Вифлеем расположен в секторе Западный берег реки Иордан, спорной территорией между Израилем и Палестинской автономией, добивающейся полной независимости, что часто создаёт неспокойную обстановку в городе.

Религияправить | править код

Католическое Рождество

В конце 1940-х гг во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85-90 %), однако, во второй половине XX века происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку. В году доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15-20 %.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Дела семейные
30.09.21 10:41

Городская инфраструктура и среда

По данным международных организаций, более 84% жителей Вифлеема старше десяти лет умеют читать и писать, а дипломы получают более десяти процентов. Первым высшим учебным заведением города стал Вифлеемский университет, открытый в 1893 году братьями де Ла Саль, которые внесли огромный вклад в развитие образовательной инфраструктуры не только в Палестине но и в Египте.

При столь незначительной численности населения нет ничего удивительного в том, что у города не имеется своего аэропорта, зато есть три автобусных вокзала, две станции такси, по этой причине добраться в него из других городов Палестины или Израиля не составит труда. Однако для граждан Израиля существует запрет на посещение Вифлеема, так как отношения между двумя государствами очень напряженные.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев. По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние. Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Строение храма и его особенности

Храм Рождества до сих пор формально подчинен Греческому православному патриархату Иерусалима. Он спроектирован как типичная базилика в римском стиле, с пятью проходами, образованными коринфскими колоннами, и апсидой в восточной части, где находится святилище. Вход в базилику называется «дверь смирения».

Внутренние стены церкви украшены средневековыми золотыми мозаиками, когда-то покрывавшими и боковые стены, которые сейчас в значительной степени испорчены. Первоначально пол базилики был покрыт каменными плитами, но в нем есть люк, который открывается, показывая часть оригинального мозаичного покрытия.

Церковь поддерживают 44 колонны, отделяющие проходы друг от друга и от нефа, некоторые из которых исписаны изображениями святых, таких как ирландский монах святой Катал (VII век), покровитель сицилийских норманнов, святой Канут (ок. 1042-1086), король Дании, и святой Олаф (995-1030), король Норвегии. Восточный конец церкви состоит из возвышенного алтаря, закрытого апсидой и выделяющегося своим большим позолоченным иконостасом. Сложный комплекс старинных ламп размещен по всему зданию и служит основным средством освещения.

И напоследок

Вифлеем, помимо религиозных святынь, церквей, монастырей, гробниц и мечетей, предлагает туристам несколько интересных заведений:

  • Палестинский центр наследия — культурный очаг, в котором сочетаются музей, выставочный центр, модные показы традиционной палестинской одежды, сувенирный магазин (вышивки, резьба по дереву и т.д.)
  • Фольклорный музей — в самом центре города, заведение небольшое, но очень интересное: здесь представлены практически все ремесла, которыми славится город с незапамятных времен.

Когда ехать?

Лучшее время для посещения Вифлеема — весна и осень. Летом слишком жарко, зимой слишком дождливо и неуютно. Не стоит ехать сюда на Рождественские праздники: толчея, высокие цены, длинные очереди. Как бы ни парадоксально это звучало, но Рождество в Вифлееме способно оставить весьма сложные и отрывчатые впечатления.

Как ехать?

Самый простой способ добраться до города, где родился Иисус — рейсовый автобус из Иерусалима. Дешево и достаточно быстро (около 20 минут), правда, не слишком комфортно, часто бывает тесно.

Такси обойдется дороже в три раза, но удовольствия от поездки больше.

Если вы решили присоединиться к группе туристов, которые формируются на улицах Иерусалима, то все ваши проблемы решает туристическая компания-организатор.

Ухо востро!

Вокруг всех главных достопримечательностей Вифлеема постоянно крутится множество «частных экскурсоводов», которые вылавливают наивных индивидуальных туристов. Они безошибочно определяют того, кто впервые оказался на Земле Обетованной и предлагают свои услуги. Главный аргумент: «Без меня вас никуда не пустят!» Помните! Вас пытаются обмануть, заработать на вас. Вежливо поблагодарите и уверенно сообщите, что не нуждаетесь в услугах. Чаще всего, подобного толка «гиды» могут сообщить лишь одну достоверную информацию: «Иисус родился в Вифлееме». На этом их ценные сведения заканчивается и начинается полная ахинея.

Целесообразнее приобрести путеводитель: дешевле и содержательнее.

Пещера Вифлеемских младенцев

Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.

Ковчег с мощами младенцев

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта  мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице. 

Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.

Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые  очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.

Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.

Ясли Христа

Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп – спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем) – древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно преданию, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Архитектурные особенности строения храма

Вход в церковь Рождества Христова

По форме Вифлеемская базилика Рождества Христова похожа на храм Гроба Господня. Она прямоугольная, состоит из пяти разных по высоте нефов, которые разделяются колоннадой из 10 расписанных колонн. На всех них были нанесены лики святых, но к сегодняшнему дню на большинстве видны лишь нечеткие изображения, только лик Иисуса Христа сохранился лучше всех.

Из всех колонн базилики Рождества Христова ярко выделяется одна, на которой пять углублений. Их появление объясняется древним поверьем. Однажды, во время очередного арабского набега, часть жителей Вифлеема спрятались в храме и стали молить Бога о помощи, и эти молитвы были услышаны Всевышним. Когда их обидчики ворвались в храм, в одной из колонн образовалось пять отверстий, через которые вылетел рой обозленных ос, безжалостно искусавших арабов. Налетчикам ничего не оставалось, как срочно покинуть святое место.

Построена базилика Рождества Христова из тесаного камня, стены сделаны из мрамора. Пол здесь двойной, верхнее перекрытие защищает частично сохранившуюся со времен правления Константина мозаику. В левой части храма специально оставлен в полу проем, через который ее хорошо видно.

Можно обратить внимание,  и на всех фотографиях базилики Рождества Христова в Вифлееме это видно, что вход в нее очень низкий и узкий. Его высота составляет всего 120 см

Сделано это было для того, чтобы каждый входящий в святыню смиренно поклонился. Именно поэтому его назвали «Вратами смирения».

Дорога в Вифлеем

Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем — одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.

Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем – это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.

Понять[править]

Вифлеем
араб. بيت لحم‎‎,
Улица Павла VI
Полезная информация
Население 36 000 чел.
Часовой пояс

UTC+2:00, UTC+3:00

Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.

Историяправить

Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.

В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.

По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.

История храма

Храм Рождества Христова имеет длинную историю. У христиан есть особенно чтимые исторические места, связанные с земной жизнью Господа, и одно из них ―место рождения Спасителя в Вифлееме.

Построен храм был по инициативе царицы Византии равноапостольной Елены ― значимой фигуры в истории христианства. Большую роль сыграл в возведении здания сын царицы ― первый христианский император Византии Константин Великий.

Приблизительно в 30-х гг. IX в. ими была устроена базилика (вид прямоугольной постройки, внутри которой ряды колонн создают особые помещения ― нефы) над вероятным местом рождения Иисуса Христа. Младенец был рожден Богородицей в вифлеемской пещере, потому что Марии и Ее мужу Иосифу не нашлось места в гостинице, переполненной народом из-за проводимой в то время переписи населения.

Царица Елена примерно определила место важнейшего события в истории для сооружения места поклонения. Она обильно украсила базилику, как подобает такому чудесному месту. Император Константин внес свою лепту в создание величественного облика святого храма, принеся туда драгоценные украшения, дорогие завесы.

Верхнее помещение храма явилось своего рода защитой для пещеры, устроенной внизу, под алтарем, бывшей непосредственно местом рождения Спасителя и заключающей в себе ясли, служившие Ему колыбелью. Базилика простояла в целости почти 200 лет, а в 529 г. произошел пожар, уничтоживший храм; целыми сохранились только мозаичные полы.

Через 2 года по прошению преподобного Саввы Освященного распоряжением правящего императора Юстиниана базилика была выстроена заново и доныне существует в слегка измененном виде, но главным образом сохранила черты постройки VI-VII вв. В VII в. начались воинственные набеги персидских воинов на Святую землю.

Захватчики уничтожали все христианские сооружения, но храм Рождества Христова чудом уцелел: персы увидели на западной стене храма красивую мозаику, выложенную по указанию царицы Елены. Мозаика изображала приношение волхвами драгоценных даров родившемуся Богомладенцу. Волхвы были родом из Персии и принадлежали к высокому сословию.

Об этом свидетельствовало их одеяние, искусно созданное на мозаике. Воины-персы не посмели уничтожить изображение своих величественных соотечественников, и храм уцелел. В 1009 г. Вифлеем был завоеван мусульманами, но и они не разрушили базилику Рождества Христова, а отделили для себя южную часть храма и использовали ее как мечеть.

Некоторое время базилика существовала как мартирий (здание, выстроенное на месте событий, связанных с жизнью Господа) и не имела над собой священноначалия. В 1100 г. сооружение перешло в подчинение епископу Вифлеема и Аскалона. Здесь проводилась коронация королей Иерусалима.

Другие даты:

  1. В 1187 г. султан Египта и Сирии Салах-ад-Дин захватил город и изгнал священнослужителей из храма. Лишь по прошествии 5 лет султан позволил возвратиться троим католическим клирикам, но храм Рождества Христова он передал православной церкви Сирии.
  2. В 1229 г. город перешел под власть германских племен. Шли постоянные военные действия, в их результате базилику осквернили, позже был разрушен один из монастырей около храма.
  3. В 1266 г. мамлюки разорили храм, похитив колонны и часть мрамора.
  4. С 1277 г. католикам было позволено проводить в храме Рождества Христова богослужения.

Когда оттоманская империя завоевала Палестину, христиан не изгнали из базилики. В храме несколько раз с согласия властей производился ремонт. В наши дни Греческая православная церковь владеет главным алтарем, ей же принадлежит мужской монастырь Георгия Победоносца.

Католики отправляют богослужение в приделе Яслей пещеры Рождества Христова, а рядом с храмом есть католический монастырь и церковь святой Екатерины. Армянская апостольская церковь тоже имеет свой алтарь, ей принадлежит придел Трех Царей у северного выхода. Еще в ее ведении находится монастырь Святой Троицы.

Все 3 церкви мирно сосуществуют в храме, убирают его, содержат каждая свой монастырь. Лампады возле звезды Рождества и светильники в храме также принадлежат разным общинам.

Монастырь Искушения

Рекомендовать место

16

Значимой достопримечательностью Палестины является греческий православный мужской Монастырь Искушения, расположенный в окрестностях Вифлеема в Иудейской пустыне. Он построен на одноименной горе, которая отождествляется с местом искушения Иисуса Христа дьяволом, которое описано в Евангелии.

Большинство помещений монастыря вырублено в скале, а в пещере устроена небольшая часовня. Престол церкви установлен около камня, над которым, по преданию, молился Христос. В настоящее время монастырь является действующим, здесь проживает десять человек, единственным настоятелем монастыря является греческий монах. Гора Искушения находится на высоте 350 метров над уровнем моря, поэтому из монастыря открывается великолепная панорама Мертвого моря и долины реки Иордан, где, по преданию, Иисус провел 40 дней и ночей поста.

Это уникальное место представляет большую историческую ценность, привлекая огромное количество туристов. Добраться в монастырь можно по крутой тропинке, что займет полчаса, или за пять минут по канатной дороге из Тель-Иерихона. В отличие от некоторых греческих мужских монастырей, сюда допускаются и женщины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector