Церковь антипия (антипиевская церковь) в суздале

Апрель 2016 года

01.IV пятница8.00 Мучеников Хрисанфа и Дарии.Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
02.IV суббота8.0017.00 Преподобных Иоанна и Сергия. Поминовение усопших.Утреня. Часы. Литургия.Вечернее богослужение.
03.IV воскресенье9.40 Неделя Крестопоклонная. Часы. Литургия.
06.IV среда8.0017.00 Предпразднство Благовещения.Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.Вечернее богослужение.
07.IV четверг8.00 Благовещение Пресвятой Богородицы.Часы. Вечерня с Литургией.
08.IV пятница8.00 Собор архангела Гавриила.Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
09.IV суббота8.0017.00 Мученицы Матроны Солунской. Поминовение усопших. Утреня. Часы. Литургия.Вечернее богослужение.
10.IV воскресенье9.40 Преподобного Иоанна Лествичника. Часы. Литургия.
13.IV среда8.0019.00 Святителя Ионы, митр. Московского.Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.Великий канон св. Андрея Критского.
14.IV четверг8.00 Стояние Марии Египетской.Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
15.IV пятница8.00 Преподобного Тита.Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
16.IV суббота Акафиста8.0017.00 Похвала Пресвятой Богородицы. Утреня. Часы. Литургия.Вечернее богослужение.
17.IV воскресенье9.40 Преподобной Марии Египетской.Часы. Литургия.
20.IV

среда8.00

Преподобного Даниила Переяславского. Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

  19:00 Соборование.
22.IV пятница8.0017.00 Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
23.IV суббота8.0017.00 Воскрешение праведного Лазаря. Утреня. Часы. Литургия.Вечернее богослужение.
24.IV воскресенье9.40 Вход Господень в Иерусалим. Сщмч. Антипы, Епископа Пергамского.Часы. Литургия. 
25.IV понедельник8.00 Страстная седмица. Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
26.IV вторник8.00 Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.
27.IV

среда8.00

18:00

Утреня. Часы. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Соборование.

28.IV четверг8.0019.00 Воспоминание Тайной вечери. Утреня. Часы. Литургия.Последование святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа.
29.IV пятница12.0014.00 Великие Часы. Вечерня с чином выноса Плащаницы. Чин погребения Спасителя.
30.IV суббота8.0023.30 Утреня. Часы. Литургия.Полунощница.

Усадьба Лопухиных

Еще одно интересное строение в Малом Знаменском переулке — городская усадьба Лопухиных. Сейчас здесь располагается музей Рериха. Несмотря на свой классический вид, основной объем здания был построен в XVII веке. Если подойти поближе, то можно увидеть белокаменные наличники. А в подвале (где сейчас находится магазин «Оазис») сохранились старинные своды. Здание обновлялось в 1774 году, когда был стесан декор XVII века, прорублены новые окна. На рубеже XVIII-XIX вв. появился портик из шести колонн под массивным фронтоном, украшающий главный фасад. Помимо интересной экспозиции, внутри сохранились интерьеры второй половины XVIII века.

Усадьба Лопухиных — ныне Музей Рериха

Усадьба Лопухиных — ныне Музей Рериха

Необычная картина — пустынный Малый Знаменский переулок. Слева — здание Музея изобразительных искусств. Справа — одно из помещений этого же музея. Впереди, уже на другой стороне Волхонки — музей художника Ильи Глазунова.

Малый Знаменский переулок

Курсы пролетарских художников

После октябрьского переворота храм Антипы на Колымажном дворе ещё несколько лет оставался открытым. Известно, что в 1922 году в нём был рукоположен в сан диакона будущий новомученик российский Илья Громогласов, через несколько месяце после этого расстрелянный по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей.

Закрыт храм священномученика Антипы на Колымажном дворе был в 1929 году. Его здание вначале планировали использовать для размещения в нём библиотечных фондов, но затем приняли решение о передаче его в распоряжение курсов, готовивших так называемых «художников революции», призванных кистью и резцом воспеть великие свершения народа-победителя.

Усыпальница Скуратовых

Известно также, что церковь возле царских конюшен стала фамильной усыпальницей рода Скуратовых, один из которых – Малюта, являвшийся главой опричников Ивана Грозного, – вошёл в историю России едва ли не как самый кровожадный злодей прошедших веков. Кстати, есть основания полагать, что он принимал действенное (финансовое, разумеется) участие в строительстве самой церкви и был погребён в ней после своей гибели в 1573 году.

После того как в 1565 году территория, на которой находилось Чертолье, была отдана Опричнине, и все, кто проживал на ней, были выселены, там начали строиться дома царских приближённых. Среди них была упомянутая в документах 1638 года усадьба государева стольника Петра Скуратова – одного из родственников Малюты. Она вплотную примыкала к церковной ограде.

Жизнеописание священномученика Антипы Пергамского

Пребывая на острове Патмос, апостол Иоанна написал послание Пергамской церкви (Откр. 2: 13).

Это откровение апостол получил от самого Господа во время пребывания около его престола, в окружении семи светильников. Творец назвал епископов первых христианских храмов ангелами церкви. Своим посланием Господь укрепил веру мучеников, отдельно упомянув и о епископе Пергамы, сказав, что знает, что Антипа живет там, где стоит сатанинский престол.

Священномученик Антипа Пергамский

В жилище сатаны и окружении его поклонников священник, епископ Пергамский был светильником, рассеивающим тьму. Всевышний Бог наполнил священника особым блаженством, непоколебимостью, добродетельностью крепко стоять против язычников. Не обращая внимания на запреты императора и угрозы физической расправы, подобно сиянию чистого света Антипа нес слово Божье в массы язычников, выходя на площади.

Он на физическом уровне видел, как бесы разбегаются из Пергамы, что не нравилось жрецам, теряющим силу и власть. Бесы посещали языческих идолопоклонников и жаловались, что не могут жить в Пергаме, где для них нет пищи, жертвы и курения сатане уничтожаются молитвами христианского начальника.

Разгневанные эллины схватили священника Антипу и потащили к правителю. Император Домициан обвинил священномученика в том, что бесы или идольские боги покинули город, лишив его своей защиты. Правитель твердо верил, что идолы во время обладания городом даруют жителям защиту, попечительство, охрану, поэтому, препятствуя им, священник совершает преступление против общества.

Император Домициан предложил епископу раскаяться и принести жертвы идолам, на что получил достойный ответ. Священник сказал, что человеческое решение для него ничего не значит. Если он является простым смертным, по утверждению правителя, то почему от него бегут бесы, покидая город, при этом, всесильные жрецы оказываются бессильными.

Священномученик просил объяснить, каким образом бесы, бегущие от одного человека, христианина, могут спасти город. Епископ предложил императору отказаться от заблуждений и принять истинную, спасающую веру во Христа, который пришел на землю спасти человечество, ибо только Спасителю будет дано право судить род человеческий по окончании века сего.

Чувство свое бессилие и правоту слов священника разъяренная толпа потащила святого в храм Артемиды, где стоял медный вол — место жертвоприношения. Стоя перед лоном раскаленного вола, св. Антипа Пергамский перекрестился и прочитал молитву:

Молитвы святого были слышны и после того, как его бросили в костер. Палачи не дождались криков молитвенника, он просто уснул вечным сном и был встречен на небе венцом мученика.

Жители Пергамы, ставшие свидетелями удивительной смерти святого, массово стали отказываться участвовать в жертвоприношениях созданным человеческими руками идолам, стараясь узнать больше о Сыне Божьем, Пресвятой Богородице, вечной жизни и путях спасения.

После того, как металл остыл, христианам было разрешено взять останки, но вместо пепла они достали не тронутое огнем тело, которое и похоронили в Пергаме. Гробница со святыми мощами время от времени покрывается благовонным миром, обладающим силой исцеления от самых тяжелых болезней.

Икона святого мученика Антипы Пергамского

Принявший смерть в 95 году епископ Пергамский был почитаем со времени своего погребения. Феодосий Великий, правивший в конце 3-го века, распорядился перевести в Царьград жертвенник — медного вола.

Иконография

Самый известный образ святого создан при Иване Грозном иконописцами московского храма. Икона дает четкое представление о том, как жил, что пережил епископ Пергамский. Ее рекомендуется держать на домашнем иконостасе человеку, стремящемуся исцелиться духовно или телесно, укрепить веру.

На иконе изображен седовласый старец с длинной бородой и мудрым, проникновенным взглядом. Лик выражает смирение, покорность уготованной судьбе, но, в то же время, выглядит серьезным, твердым и уверенным, выражает готовность бороться с бесовскими силами ради спасения человеческих душ. На святом мученике епископский омофор с изображениями крестов и риза. В облачении преобладают зеленые и красные цвета. Одной рукой епископ делает благословляющий жест, другой – держит Евангелие.

Глядя на икону, понимаешь, сколько мук пришлось перенести святому за веру. Но даже мучительное умирание в раскаленном жертвеннике не отвратило епископа Пергамского от веры в Христа.

Биография священномученика Антипы

Бесчеловечного императора Нерона, казнившего тысячи христиан, на троне сменил не менее жестокий Домициан, правление которого пришлось на 81-96 годы нашей эры. Это были годы страшных нападок на христиан и период, когда апостол Иоанн, пребывая на безлюдном эгейском острове Патмос, создавал Евангелие и библейское «Откровение».

Христианская вера распространялась среди низших слоев населения Рима, язычество тем временем вымирало. Высокие чины и городские правители получили императорский приказ: каждый житель должен подтверждать приверженность язычеству, поклоняясь богам в языческих храмах, принося жертвы.

Противиться язычеству запрещалось под страхом смертной казни. Конец первого века нашей эры – время, когда множество приверженцев христианской веры положило жизнь на жертвенный алтарь служения Христу. Одним из таких мучеников, не предавших христианскую веру, был святой Антипа, Пергамский епископ.

Происхождение и детские годы

Когда и где Антипа Пергамский появился на свет, не известно, но понятно, что произошло это в начале 1 века нашей эры. Жизнь святого прошла в Пергаме – столице Пергамского царства (это северо-запад Малой Азии).

В годы жизни Антипы азиатская столица процветала, справедливо считалась третьим по значимости городом среди многочисленных столиц Римской империи. Жители, поклонявшиеся римской богине Диане (она же греческая Артемида), жили роскошно. Город славился огромными библиотеками с богатой коллекцией пергаментных свитков. Богиня охоты и Луны была, по представлениям язычников, строгой и жестокой, требующей богатых и величественных обрядов поклонения и жертвоприношения.

Житие и служение Господу Богу

Святой Антипа – один из преданных учеников Иоанна Богослова. Переняв христианские знания у апостола, Антипа возглавил епископскую кафедру в Пергаме.

Господь Бог увидел силу духа и беспрекословную веру апостольского ученика, направил его противостоять злой силе, правящей в великом городе.

Когда Антипа явился в азиатскую столицу Римской империи, бесовская сила не смогла там больше находиться, убралась восвояси, так как не смирилась с безгрешностью епископа. Святой Антипа неустанно молился и проповедовал, привлекая на сторону христианского Бога все больше последователей, отвращая горожан от жестоких языческих богов.

Но бесовская сила так просто не сдалась. Бесы стали являться в человеческом обличье, чтобы искусить святого, но тот сразу их выявлял. Тогда злые силы стали нашептывать городским чинам, что епископ своими проповедями оставляет город без покровительства языческих богов. Разгневавшиеся городские власти заключили епископа Пергамского под стражу. Призывали Антипу одуматься, принять идолов, поклониться им. Но святой оставался непреклонным.

Кончина

Тем временем городские жители продолжали отказываться от язычества, принимали христианскую веру. Примерное служение епископа Пергамского Господу дало плоды. Горожане все реже приносили жертвы богам.

Языческие жрецы обратились к Антипе, чтобы он принес жертву идолу, показал пример горожанам. Но святой, оставаясь спокойным и уверенным в своей правоте, ответил, что не станет служить бесовским силам, бессильным противостоять ему, убегающим от него, от простого смертного. Униженные жрецы ответили, что языческие божества существуют с начала времен, а Иисус жил недавно, был признан Пилатом преступником и мятежником, распят возле Иерусалима. Святой Антипа сказал, что языческие божества придуманы людьми, идолы сотворены людскими руками, чтобы оправдывать пороки и злодеяния, творимые язычниками.

Рассвирепевшие жрецы схватили епископа, поволокли в храм Дианы, бросили в жертвенную печь, представлявшую собой огромного, отлитого из меди быка. Язычники собрались вокруг жертвенника, чтобы услышать крики и стоны умирающего праведника, но услышали молитвы. В жерле раскаленной печи мученик Антипа продолжал усердно молиться Господу, просил вознести его душу, укрепить христианскую веру.

В «Откровении» апостола Иоанна о Пергаме сказано: «У вас, где живет Сатана, убит мой верный свидетель Антипа».

Ночью, когда печь остыла, а язычники разошлись, христиане тайком проникли в храм. Тело святого Антипы лежало в печи нетронутым пламенем. Казалось, будто епископ спит. Христианские последователи забрали тело, предали его земле в Пергаме.

Из истории того времени

Только погрузившись в историю начала новой эры в истории человечества можно по достоинству оценить подвиги первых христиан. После правления Нерона, по приказу которого был сожжен Рим и казнены тысячи невинных христиан, через полвека к власти пришел жестокий император Домициан, правивший в 81-96 годах.


Иоанн Богослов писал книгу Откровение на острове Патмос

Это был период гонений на христиан, и время пребывание апостола Иоанна на Патмосе, бесплодном острове Эгейского моря, где святой написал Евангелие и последнюю книгу Библии «Откровение». На территории великой Мизии раскинулось царство со столицей в городе Пергам.

Богатство, роскошь, обширные библиотеки, появившиеся благодаря уникальному открытию пергамента, были визитной карточкой столицы, население которой поклонялось Артемиде. Олицетворяющая ночное светило — луну Артемида или Диана, как ее еще называли, слыла богиней, требующей великолепия и блеска в поклонении.

Христианство стремительно распространялось по стране, ставя под угрозу существование язычества. Князья и правители городов получили приказы о беспрекословном выполнении приказов императора о принятии каждым жителем языческой веры, подтверждением чего должно было стать поклонение жертвенникам и языческим богам.

Противникам язычества грозила мучительная смерть. Конец первого столетия стал явлением множества святых, положивших на жертвенник любви к Иисусу Христу свои жизни, среди них особое место занимает Антипа, епископ Пергамы.

Православная молитва — Православная книга

Святой Антипа жил в I в. и служил епископом Пергамской Церкви в Малой Азии. В Откровении апостола Иоанна Богослова о священномученике Антипе говорится так: «у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2, 13). Эти слова дают некоторое представление о нравах идолопоклонников – жителей Пергама. Антипа, проповедовавший среди них христианское учение, был обвинен языческими жрецами в том, что из-за него их «боги» оставили Пергам без своего покровительства. Правитель города потребовал, чтобы Антипа отрекся от Христа, но он остался верен Господу. Тогда его бросили внутрь раскаленного медного быка, где после долгих мучений страдалец скончался с молитвой на устах (около 68 г.). Святого похоронили в Пергаме, а в V в. над его могилой был построен храм. При мироточивых мощах мученика происходило множество исцелений болящих. Традиция обращения к священномученику Антипе как к святому, молитвы которого помогают при зубной боли, воспринята из греческих источников русскими богослужебными книгами. Ему молятся об исцелении и от прочих телесных болезней, душевных недугов, о даровании здравия, помощи во всех добрых делах, тихой и безмятежной жизни во благочестии и чистоте, а также о многом другом.

Молитва священномученику Антипе, епископу Пергамскому

О преславный священномучениче Антипо, скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный (или немощная) прибегаю и твой досточтимый образ со благоговением лобызая (или лобызающи), молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне, болящему (или болящей), исцеление от удручающия мя зубныя болезни, аще бо и недостоин (или недостойна) есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего; но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна (или достойну) твоего заступления чрез мое обращение от злых дел ко благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив (или поживши) во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2021.

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Храмы в честь святого Антипы

Епископ Антипа своим молитвенным покровом и поныне оберегает христиан, наставляет их на путь истины. Присутствие святого особого ощутимо в храмах, возведенных в имя священномученика Антипы Пергамского.

Вологда бережно хранит историческую реликвию — Антиповский храм, который в начале 21 столетия находится в стадии восстановления. В 1777 году ввиду эпидемии чумы росли кладбища, около них открывались церкви, одним из приходов и стал Антиповский храм.

Население города росло, Заречье присоединили к Вологде, кладбище закрыли, а церковь в 1847 году реставрировали, создав при ней 3 придела. Сферический купол над декоративными арками стал визитной карточкой нового храма в Вологде.

В течение 20 лет шла роспись церкви, колокольня которой была видна издалека. В 1930 году храм закрыли, несколько святых образов передали в музеи, само здание не разрушили.

1999 год стал временем возрождения Антиповской святыни, отсутствие финансирования является главным тормозом в реставрационных работах, но с 2014 года храм священномученика Антипы снова является самостоятельным приходом.

Центральное благочиние Москвы привлекает паломников всего мира церковью Антипы на Колымажном дворе. В 1547 году найдены упоминания о церкви, в которой по преданию было совершено одно из венчаний Ивана Грозного почитавшего святого Пергамского и хранившего его зуб.


Московский храм в честь Антипы Пергамского

Великий пожар 1737 года не пощадил старинной святыни, реставрация которой длилась почти 50 лет. К 1830 году не было Колымажного двора, вместо него основали тюрьму, затем основали музей, богослужения в Антиповской церкви продолжались в прежнем режиме. В 1922 году в ней служил Патриарх Тихон.

С 1929 по 1968 год прекрасное здание превратилось в заброшенное строение, без крыши и крестов, в части помещении жили люди, в другой половине расположились склады.

В течение 30 лет шли споры о необходимости реставрации, образование церковной общины в 1991 году дало первый толчок для реставрирования, настоятель Антиповской церкви на Колымажном дворе протоиерей Д.Рощин в 2014 году начал работы, которые продолжил иерей А.Щенников.

Паломники всего мира знают об Антипьевской балке, расположенной всего в 18 км от города Антрацит, на Луганщине. Казалось бы, что общего между Луганской землей и городом в Малой Азии. Ответ довольно прост. Паломники из Воронежской губернии, отправляясь из богомолья в Иерусалиме, остановились на ночлег в балке, около которой бил родник вкуснейшей воды. После ужина все путешествующие попили водички и легли спать.


Источник святого Антипы на Луганщине

Не стоит забывать, что в то далекое время зубы никто не лечил, от больных зубов просто избавлялись. Чудо состояло в том, что наутро все паломники проснулись со здоровыми зубами. Один из паломников пошел к роднику и увидел в воде отражение святого, до сей поры ему неизвестного.

Паломники воздали хвалу Богу и неведомому святому за ночлег, исцеление и пошли в родные края. По возвращении паломники пришли в храм на богослужение и увидели икону, на которой было написано, что изображенного на ней святого зовут Антипа Пергамский.

Слух о целительном источнике распространился по округе, к целительной воде потянулись не только люди, сюда вели скот, а вскоре неподалеку устроили ярмарку.

На 25 день между Воскресением господним и праздником Пятидесятницы к источнику совершался крестный ход, затем моление и водосвятие. Во время борьбы с религией крестные хода запретили, 1991 год принес возобновление давней традиции. Прошло более двух тысячелетий после подвига веры епископа Пергамы, а память о нем жива и поныне.

https://youtube.com/watch?v=Vdc4FFgdgvE

Житие священномученика Антипа Пергамского

Почитание

Память епископа Пергамского – 24 апреля по новому календарю.

Антипа Пергамский – один из самых почитаемых мучеников, удостоенных сооружения храмов. Известно несколько мест почитания святого:

  • луганский источник, посвященный святому Антипе (в 18 км от Антрацита в сторону Луганска);
  • вологодский храм священномученика Антипы;
  • московская церковь Антипы Пергамского на Колымажном переулке.

Последнее место – самое популярное у паломников. Московская церковь выглядит скромно, имеет древнюю историю, во многом трагическую и загадочную. Не известно, когда именно и кем возведен храм, почему назван в честь святого епископа Пергамского. Предположительно возведена церковь в 1530-е годы. Согласно документальным свидетельствам, территорией, на которой находится церковь, владела семья бояр Скуратовых. Поэтому принято считать, что именно это семейство финансировало строительство.

Интересна история луганского источника. Как-то паломники из Воронежской губернии, возвращавшиеся из Иерусалима, остановились на ночлег на Луганщине возле родника. В старые времена у многих людей были проблемы с зубами. Напившись родниковой воды, паломники легли спать. Утром все проснулись со здоровыми зубами, а в родниковой воде увидели отражение святого Антипы.

Архитектура

В настоящее время храм представляет собой комплекс объёмов, сложившийся в несколько этапов; формирование его завершилось к концу XVIII века. Ядром сооружения является одноглавый бесстолпный храм на подклете, возведённый предположительно в 1530-х годах. Размеры основного объёма — 8,2 х 8,29 м, вместе с апсидой длина составляет 13,3 м. Изначально его обходила с трёх сторон (южной, западной, северной) галерея-гульбище. Для московских приходских церквей той эпохи наличие подклета и гульбища было нехарактерным. Над западным фасадом возвышалась звонница.

С южной стороны к ней примыкает Никольский придел, построенный в XVII на месте галереи и перестроенный в 1739—1741 годах. С северной части располагается придел Рождества Иоанна Предтечи, с запада — церковный притвор и двухъярусная колокольня; все эти сооружения возведены в 1798 году. В XVIII веке в храме появился ещё один придел — великомученицы Екатерины. Вертикальными доминантами всего сооружения выступают колокольня, а также барабаны храма и северного придела.

Основной объём имеет небольшие размеры, перекрыт крестчатым сводомК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1425 дней

] и отличается от других храмов XVI века тем, что имеет двухчастный алтарь. Стены четверика были расчленены пилястрами на три прясла каждая. Средние части стен вынесены на полкирпича вперёд, поэтому в плане четверик имеет слегка крестообразную форму, в настоящее время это не так очевидно, так как скрыто за позднейшими пристройками. Прясла завершаются большими кокошниками килевидной формы, которые своими архивольтами «опираются» на капители пилястр. Кокошники северного и южного фасада соответствовали аркам гульбища. Над кокошниками прясел возвышается второй ряд из восьми кокошников. Кровлю, повторяющую форму крестового свода храма, венчает стройный барабан с главой в форме шлема.

Особенность храма, выделяющая его из ряда бесстолпных храмов — соответствие пилястр интерьера, разделяющих стены до уровня свода, фасадным пилястрам.

В XIX века потолок южного придела был разобран. В 1841 году в подклете южного придела была сооружена овальная колоннада. Позднее построена круговая колонная галерея при алтаре Николая Чудотворца. В середине столетия на своде и в нишах северного придела была выполнена стенопись, сохранившаяся до настоящего времени.

Как добраться

Посмотреть варианты проезда для адреса

Проложить маршрут

ОТСЮДА
СЮДА

Кропоткинская — 250 метров

Боровицкая — 370 метров

Остановки наземного транспорта

Метро Кропоткинская – Музей изобразительных искусств имени Пушкина — 260 метров

Боровицкая площадь — 180 метров

Часовня Александра Невского при Музее современного искусстваГоголевский бульвар, 10 стр.1320 метров

Храм Воскресения Словущего на АрбатеФилипповский переулок, 20 стр.1470 метров

Пророка Илии Храм, Что в Обыденском Переулке2-й Обыденский переулок, 6/3 стр.1650 метров

Храм Знамения иконы Божией Матери на Шереметьевом двореРоманов переулок, 2/6 стр.8710 метров

Храм Преподобного Симеона Столпника на ПоварскойПоварская ул., 5 стр.1800 метров

Святой Мученицы Татианы Домовый ХрамБольшая Никитская ул., 1840 метров

Священномученика Власия Храм в Старой Конюшенной СлободеГагаринский переулок, 20 стр.1870 метров

Собор Анны Праведной Зачатия в Зачатьевском монастыре2-й Зачатьевский переулок, 2 стр.5980 метров

Храм Вознесения Господня (малое)Большая Никитская ул., 181 000 метров

Храм Спаса Преображения Господня на ПескахСпасопесковский переулок, 4А1 100 метров

Храм Святителя Николая в Голутвине1-й Голутвинский переулок, 141 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахЛаврушинский переулок, 10 стр.11 200 метров

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском ВражкеГазетный переулок, 151 200 метров

Покровский собор, Храм Василия БлаженногоКрасная площадь, 21 200 метров

Храм-музей святителя Николая в ТолмачахМалый Толмачевский переулок, 91 300 метров

Заиконоспасского и Никольского Монастырей в Китай-Городе Патриаршее ПодворьеНикольская ул., 7 корп.9 стр.11 400 метров

Примечания[править | править код]

  1. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980.
  2. ↑ Памятники архитектуры Москвы. Белый город / Гл. ред. Макаревич Г. В. — М.: Искусство, 1989. — С. 46. — ISBN 5-210-02548-9.
  3. ↑ , с. 145.
  4. Предположение Михаила Александровского, которое поддерживал и Давид.
  5. «Старые конюшни» и «старый конюшенный двор» располагались в Кремле. В начале XVI века двор находился у Боровицких ворот, недалеко от строений, возведённых Алевизом.
  6. ↑ , с. 146.
  7. Копия с первого глазомерного плана города, обнаруженного в канцелярии Петра I.
  8. ↑ , с. 149.
  9. Паламарчук П. Центр Москвы. — Ymca-Press, 1988.
  10. ↑ Церковь Антипия на Колымажном дворе / П. Н. Шармин // Москва: Энциклопедия / гл. ред. С. О. Шмидт; сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев. — М. : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 января 2016.
  12. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 123.
  13. По результатам исследований, проведённых Л. А. Давидом
  14. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 146.
  15. , с. 46—47.
  16. Баталов А. Московское каменное зодчество конца XVI века : Проблемы художеств. мышления эпохи. — М.: Изд. фирма «Мейкер», 1996. — С. 386.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector