Где клад?

Значение креста в христианстве

Во времена Римской Империи крестная казнь была самой мучительной и постыдной. Сам Бог добровольно взошел на крест, чтобы спасти собственное творение. Это безграничное проявление Божественной любви, благодаря которой падшие люди смогут вечно жить. Господь дал нам понять, как Он нас любит – безмерно, претерпевая ужасные муки ради нас, проливая Свою Пречистую Кровь, терпя насмешки и поругания от тех, кого Он Сам создал.

Господь пригвоздил к кресту грехи всего человечества, смертью попрал смерть и вернул людям жизнь, которая была утрачена через грехопадение прародителей Адама и Евы. Символом этого является крест.

Символика православного креста

Для православных крест стал надеждой, защитой, орудием борьбы с врагом рода человеческого. Бесы боятся и его, и крестного знамения. Во время таинства крещения человек отрекается от Сатаны и сочетается с Христом. Он надевает нательный крестик – величайшую святыню, средство благодатной защиты, которое означает его причастность к церкви.

Особенности изображения Распятия

Появившееся значительно позже изображение Распятия стало результатом развития богословской традиции — воплотившийся и ставший человеком Бог мог быть изображен. Но в этом изображении выразилась особенность богословских взглядов Востока и Запада.

, — говорил о радости победы Иоанн Дамаскин (†около780 г.).

Это торжество требовало от христианского искусства изобразить Победу на Кресте. До IX века Христос изображался на Кресте живым и даже торжествующим. Для изображения торжества использовались драгоценные металлы, золото, каменья.

Умершего Христа стали изображать только с X века. В католических церквях стали использовать Распятия, изображавшие страдания и мучения Спасителя, применяли натуралистическую технику изображения с напряжением мышц, отражением страданий на лице. По этому натурализму можно отличить католическое распятие от православного. Православное Распятие всегда иконное изображение, т.е. изображение духовного мира, лишенное плотских характеристик и натуральности.

Кроме того, на востоке с древности на Кресте-распятии Христос изображался с ногами, прибитыми каждая отдельным гвоздем. Изображать Спасителя со скрещенными ногами, прибитыми одним гвоздем, стали на западе с XIII века. В нашей Церкви сохранилась традиция изображать Христа Воскресшим и обнимающим весь мир.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания». Иеромонах Адриан (Пашин).

Еще одна форма креста — схематичное, без Распятия, изображение — Схимнический Крест, который имеет множество буквенных символов. Это также восьмиконечный крест, возвышающийся над символом горы Голгофы, под которой расположен череп – голова Адама, т.к. из предания известно, что распятие совершилось на том месте, где с древности покоились кости древнего Адама. После Распятия Кровь Нового Адама упала на них, смывая древний грех человека. Крест дополнен изображением орудий казни – трость (Т) и копие (К).

Таким образом, изображение Схимнического креста сопровождается первыми буквами (сокровенно) слов: Царь Славы, Сын Божий, Иисус Христос, Победитель (на греческом), ГГ – гора Голгофа, ГА – глава Адама, МЛРБ – «место лобное распят бысть».

В православных церквях после службы раздают просфоры, на которых также изображен крест (бывают и богородичные с символом Божией Матери). «Просфорный крест» — особая форма креста, имеющая также и буквенные знаки: греческие буквы «IC.XP» и «NIKA», что означает имя Спасителя – заглавные буквы имени Иисус Христос и «NIKA» — по-гречески означает Победа или Победитель. Эта просфорная печать означает выкуп грешников из пленения греху и смерти за великую цену.

Копие и трость

Рядом со крестом
изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых.
Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов,
держащих копие и трость. Если воин изображается один,
это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте
покаявшегося и уверовавшего во Христа. (Иногда трость
изображается с отростками, как бы процветшей. Это
согласно Евангелию от Иоанна (19, 29), где говорится,
что губка была наложена не на обычную трость, но на
иссоп, растение, употреблявшееся в ритуальных целях: им
окропляли священники евреев жертвенной кровью: окропиши
мя исопом и очищуся…).

Часто у Христа на Распятии — пронзенный
бок, и рядом может изображаться Евхаристическая Чаша.
Она напоминает, что из крови и воды, истекших из
пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов,
родилась Церковь.

В любом случае Чаша указывает на Жизнь
Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся
причастны через Смерть Христову.

Символ Лобного места

Голгофский Крест всегда изображается на некоем постаменте, олицетворяющем гору Голгофу, название которой переводится с древнееврейского языка как «череп». Это послужило основанием для другого названия, упомянутого в славянском и русском переводах Евангелия, – «Лобное место». Известно, что в древние времена оно служило местом казней особо опасных преступников. Есть свидетельства, что состоящая из серого известняка гора действительно внешне напоминала череп.

Как правило, Голгофа изображается в нескольких вариантах. Это может быть полусфера, а также пирамида с ровными или ступенчатыми краями. В последнем случае эти ступени называют «ступенями духовного восхождения», и каждая из них имеет определённое название: нижняя – Вера, средняя – Любовь, высшая – Милосердие. С обеих сторон горы, на которой изображён Голгофский Крест, помещаются две буквы — «ГГ», что значит «Гора Голгофа». Их начертание является обязательным.

Ответы на популярные вопросы

Несмотря на древность традиции, вопросы о ношении символа веры возникают даже у верующих.

Что делать в случае потери

При утере необходимо приобрести новый крест. Христиане вкладывают в такой инцидент негативный смысл. Но молитва и приобретение нового изделия помогут исправить ситуацию.

Что делать с найденным крестиком

Находку лучше не поднимать. Но если все-таки она оказалась в руках, то необходимо отнести ее в храм. Там его освятят и отдадут нуждающимся.

Можно ли дарить

Дарить изделие можно, но только родным и близким людям, с искренним желанием помочь. Верующие говорят, что подарив крест, даришь и часть своего благополучия.

Как освятить

Освятить изделие может только батюшка в церкви. Если нет такой возможности, то над крестом читают молитву «Отче наш», а затем одевают на шею.

Два креста

Церковь не воспрещает иметь два символа веры. Но обычно в качестве второго выбирают иконку. Одно изделие можно разместить над изголовьем кровати, либо у икон, а второе носить в качестве нательного.

Формы

Известны и всегда использовались христианами разные формы креста:

  • Т (тау), или т.н. египетский крест (анх).
  • Форма якоря – как символ устремления к желаемой гавани – Вечной Жизни.
  •  Монограммный – соединение первых букв имени Иисуса Христа – I и X. Эта форма развита в монограмму Константина с соединением I и Р – тот крест, который видел он на небе со словами «сим побеждай!». Буква Р означает «Царь», по-римски «Rex». Вид этой монограммы разнообразился введением центральной буквы в виде посоха – т.н. пастырский, или изменения ее в трезубец, как орудие рыбака-апостола – «ловца человеков».
  • «Виноградная лоза» — расцветающий крест «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).
  • Крест греческий четырехконечный, т.н. «корсунчик».
  • Крест-накупольник с полумесяцем.

Форма с полумесяцем смущает некоторых, почему, мол, православный символ расположен над символом ислама. Но здесь нет связи с исламом. Полумесяц здесь превращает крест в якорь – символ надежды, о чем уже говорилось или может быть представлен так: спасение – Крест Иисуса исходит от

Христос есть Солнце Правды, растворяющий нашу ночь и побеждающий темноту греха и невежества. Первоначально Крест был просто крестом, без Распятия, которое стало распространяться в церквях только с VII века. Первые известные формы креста были четырехконечными, отличающимися только по пропорции:

  • обе поперечины одинаковые — «латинский»,
  • вертикальная длинней горизонтальной — «греческий».

О четырехконечном Голгофском Кресте свидетельствуют святой Ириней Лионский(†202 г.) и блаженный Августин (†430г.).

Многообразие форм Креста Церковью допускалось, святые считали, что благодатная сила Креста не зависит от формы, только от нашей веры.

Однако в разных Церквях усвоены и традиционно используются свои формы. Русский православный крест это шести — или восьмиконечная форма креста. Восьмиконечный – распятие с подножием и дополнительной верхней планкой – табличкой, установленной Пилатом с указанием вины:

Написано это было для всех — по-еврейски, по-гречески, по-римски. Таким образом, на верхней планке православного креста изображаются буквы: «IHЦI» — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Православная восьмиконечная форма Креста сохраняет историческую точность. Кроме того, эта форма явилась вероучительной: нижняя перекладина – подножие — изображается скошенным, один конец выше другого, как символ того, что один распятый рядом с Иисусом разбойник, искренне раскаявшийся и просивший о милости Христа, был спасен, а другой, хуливший Его погиб.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.
  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.
  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.
  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Крест – зна­ме­ние буду­щего бес­смер­тия

Крест – зна­ме­ние буду­щего бес­смер­тия.Пре­по­доб­ный авва Исаия (66, 338).

Видишь ли, чем диавол побе­дил, тем и сам побеж­ден; он через древо одолел Адама, и Хри­стос древом же побе­дил его. То древо низ­вело нас в ад, а это и низ­вер­жен­ных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого плен­ника, а это обна­жен­ного на высо­ком месте явило побе­ди­те­лем. Та смерть пала и на потом­ков, а эта вос­кре­сила и бывших прежде Христа. Кто воз­ве­стит силы Гос­подни? Из мерт­вых мы сде­ла­лись бес­смерт­ными. Таковы дей­ствия Креста. свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Все, что совер­ши­лось на древе крест­ном, было вра­че­ва­нием нашей немощи, воз­вра­ща­ю­щим вет­хого Адама туда, откуда он ниспал, и при­во­дя­щим к древу жизни, от кото­рого удалил нас плод древа позна­ния, без­вре­менно и небла­го­ра­зумно вку­шен­ный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, муже­ственно рас­про­стер­тые,- за руку, невоз­дер­жанно про­тя­ну­тую, руки при­гвож­ден­ные – за руку, изверг­нув­шую Адама. Поэтому воз­не­се­ние на Крест – за паде­ние, желчь – за вку­ше­ние, тер­но­вый венец – за худое вла­ды­че­ство, смерть – за смерть, тьма – за погре­бе­ние и воз­вра­ще­ние в землю для света. свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Как грех вошел в мир посред­ством дре­вес­ного плода, так и спа­се­ние – посред­ством древа крест­ного. свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий

Иисус Хри­стос, истреб­ляя то непо­слу­ша­ние Адама, кото­рое вна­чале совер­ши­лось через древо, был «послуш­ным даже до смерти, и смерти крест­ной» (Флп.2:8). Или иначе: то пре­слу­ша­ние, кото­рое совер­шено через древо, исце­лил послу­ша­нием, совер­шен­ным на древе. свя­ти­тель Ириней Лион­ский

Имеешь у себя чест­ное древо – Крест Гос­по­день, кото­рым, если поже­ла­ешь, можно усла­дить горь­кую воду твоего нрава. пре­по­доб­ный Нил Синай­ский

Крест – это грань Боже­ствен­ного попе­че­ния о нашем спа­се­нии, это – вели­кая победа, это – трофей, воз­двиг­ну­тый стра­да­ни­ями, это – венец празд­ни­ков. свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

«А я не желаю хва­литься, разве только Кре­стом Гос­пода нашего Иисуса Христа, кото­рым для меня мир распят, а я для мира» (Гал. 6:14). Когда Сын Божий явился на земле и когда раз­вра­щен­ный мир не мог выне­сти Его без­греш­но­сти, бес­при­мер­ной доб­ро­де­тели и обли­чи­тель­ной сво­боды и, осудив это свя­тей­шее Лицо на позор­ную смерть, при­гвоз­дил ко Кресту, тогда Крест стал новым зна­ме­нием. Он стал жерт­вен­ни­ком, ибо на нем при­не­сена вели­кая Жертва нашего избав­ле­ния. Он стал боже­ствен­ным алта­рем, ибо окро­пился бес­цен­ной Кровию непо­роч­ного Агнца. Стал пре­сто­лом, ибо на нем опочил от всех своих дел вели­кий Послан­ник Божий. Стал пре­свет­лым зна­ме­нием Гос­пода сил, ибо «воз­зрят на Того, Кото­рого прон­зили» (Ин.19:37). И эти прон­зив­шие не по чему иному Его узнают, как только увидев это зна­ме­ние Сына Чело­ве­че­ского. В этом зна­че­нии мы с почте­нием должны взи­рать не только на то самое древо, кото­рое при­кос­но­ве­нием Пре­чи­стого Тела освя­ти­лось, но и на всякое другое, явля­ю­щее нам тот же образ, не при­вя­зы­вая нашего почте­ния к веще­ству дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спа­си­телю, на нем совер­шив­шему наше спа­се­ние. И этот Крест не столько был тяго­стен для Него, сколько облег­чи­те­лен и спа­си­те­лен для нас. Его бремя – наше успо­ко­е­ние; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облег­че­ние; Его слезы – наше очи­ще­ние; Его раны – наше исце­ле­ние; Его стра­да­ние – наше уте­ше­ние; Его Кровь – наше искуп­ле­ние; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь. Платон, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (105, 335–341).

Нет дру­гого ключа, кото­рый бы отвер­зал врата в Цар­ство Божие, кроме Креста Хри­стова Вне Креста Хри­стова нет хри­сти­ан­ского пре­успе­я­ния Увы, Гос­подь мой! Ты на Кресте – я утопаю в насла­жде­ниях и неге. Ты под­ви­за­ешься за меня на Кресте… я лежу в лено­сти, в рас­слаб­ле­нии, ищу повсюду и во всем спо­кой­ствия Гос­подь мой! Гос­подь мой! Даруй мне ура­зу­меть зна­че­ние Креста Твоего, при­влеки меня к Кресту Твоему судь­бами Твоими… епи­скоп Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

Как выглядит католический и православный крестик

Разногласия между основными христианскими конфессиями носят, скорее, формальный характер и основываются на малозначительных, с точки зрения обычного человека, деталях. Они касаются особенностей проведения церковных обрядов, трактовки Священного писания, внешней атрибутики и прочих частностей.

В качестве примера рассмотрим отличия православного и католического крестика. Их не так много, как кажется непосвященным. Несмотря на распространенные заблуждения, православная церковь принимает к освящению кресты всяческих форм: четырех-, шести- и восьмиконечные, с распятиями и без оных. Католики чаще используют простейший четырехлучевой крест, пренебрегая дополнительными перекладинами.

Однако широко известный иерусалимский крест (большой крест в окружении четырех малых) в этот список не входит. Так что святыню, привезенную от Гроба Господня, при крещении по православному обычаю использовать не рекомендуется. А вот носить ее можно. Более того: наиболее продвинутые священники даже освящают иерусалимские кресты, что всего несколько десятков лет назад казалось невозможным!

Иерусалимский крест

Однако вернемся к основным христианским конфессиям и попробуем отличить православный крестик от католического

Обратите внимание на следующие различия:

  • Поза Спасителя. До раскола христианской церкви Христа было принято изображать воскрешенным и торжествующим. Однако в последующие века в католичестве Спасителя стали изображать страдающим, бессильно обвисшим на кресте.
  • Голова. Католический Христос обычно бессильно опускает голову либо вздымает ее вверх с невыразимыми муками на лице. Часто присутствует терновый венец. Православный Спаситель одухотворен и возвышен, смотрит на людей с благостным выражением. Может наличествовать нимб с греческими буквами, обозначающими «Сущий».
  • Руки. В православной традиции руки Христа практически прямые, ладони раскрыты – он как бы хочет обнять все Человечество. В католицизме он висит на расслабленных руках, пальцы сведены в кулаки от боли.
  • Ноги. Перед нами визуальное воплощение предмета наиболее яростных споров между католическими и православными теологами. Католики полагают, что Спаситель был прибит к кресту тремя гвоздями (ступни наложены одна на другую и пронзены одним гвоздем). Православные полагают, что гвоздей было четыре, и располагают ноги Христа параллельно.
  • Титло. Во время казни преступников на крестах полагалось прибивать сверху таблички с перечнем их преступлений. Для Христа придумали саркастическую надпись: «Иисус из Назарета, Царь Иудеи». В православной традиции такая табличка (титло) трансформировалась в верхнюю планку восьмиконечного креста. На ней обычно изображают аббревиатуру І.Н.Ц.І. (церковнославянский) или И.Н.Ц.И. (русский). В католицизме латинская аббревиатура I.N.R.I., обозначающая то же самое, пишется прямо на кресте.
  • Христограмма. На православном кресте часто наличествует христограмма, то есть, инициалы Иисуса Христа. Обычно она располагается на поперечной перекладине креста по обе руки Спасителя.
  • НИКА. Это греческое слово, обозначающее «победа», встречается только на православных крестах. И немудрено: крест с такой надписью император Константин воздвиг в Византии (позже Константинополе). Он считал, что именно вера в Христа помогла ему одержать победу над римским «коллегой» Марком Аврелием (естественно, язычником). А Константин считается первым христианским императором, впоследствии более почитаемом именно в православии.
  • «Спаси и Сохрани». Речь идет о надписи с тыльной стороны креста. Эти слова начертаны исключительно на православных крестиках. Они могут быть декорированы виноградными гроздьями.
  • Глава Адамова. Речь идет о символе, ввергающем в изумление многих непосвященных. Зачастую под распятием (обычно на православных крестиках) изображается череп со скрещенными костями. Конечно, это не пиратский «Веселый Роджер» и не оккультный символ. Дело в том, что христианская религиозная доктрина размещает могилу праотца Адама именно на Голгофе. Там в земле покоились его останки, которые впоследствии омыла кровь из христовых ран. Таким образом Христос искупил грехи не только нашего пращура, но и человечества в целом.

История иерусалимского креста

Крест иерусалимский из оливы представляет собой равносторонний прямой крест алого или золотого цвета на белом фоне. Он окружен четырьмя крестами меньшего размера. Такой крест в свое время являлся гербом Готфрида Бульонского. Герцог Лотарингии и граф Бульонский были лидерами Крестового похода, который происходил в период с 1096 до 1099 года.

Граф Бульонский отказался принимать королевский титул так как счел вместо него принять золотой венец в том месте где Спаситель принял терновый венец. Но при этом согласился на титул Хранителя и Защитника Гроба Господня. В этом качестве новый правитель в качестве герба взял пять крестов, изготовленных из золота на фоне цветного серебра.

Со временем крест был видоизменен и был символом католического Ордена Святого Гроба Иерусалимского Господнего. Такое изображение даже присутствовало на государственном флаге Грузии, но с религией такой символ ничего общего не имел.

Лучшая статья для Вас, переходите: Мощи святого Николая Чудотворца: где находятся, как прикладываться

В древние времена Иерусалимский крест красного цвета нашивался на плащи самого ближнего окружения короля. Позже его начали использовать на покрывалах в католической религии для покрывал алтаря. Сегодня же его используют как символ непоколебимой веры. Поэтому считается, что если посещаешь Святую Землю, то его обязательно нужно приобрести.

Что такое наперсный крест?

Наперсный крест

– это атрибут священника и архиерея. Его носят поверх подрясника, рясы или облачения. Он имеет довольнобольшой размер – значительно больший, нежели у нательного креста. Наперсный крест носят на особойцепи . Форма и декор наперсного креста в современной церковной практике довольно строго регламентированы.

Ношение священником наперсного

креста не отменяет ношения им крестанательного . Это – два разных предмета, не заменяющих друг друга: нательный крест является обязательной принадлежностью православного христианина в Русской и многих других поместных православных церквях. Наперсный крест возлагают насвященника при его рукоположении (посвящении в сан).

Слово «наперсный

» означает «носимый на персях », т.е. на груди.

История

Крест издавна указывает на принадлежность его носителя к христианам. Крест почитается верующими, ведь на нем Спаситель принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи всего человечества. Этот способ экзекуции был популярен в Римской империи того времени, раньше такую казнь считали позорной. После страданий Христа крест стал знаком победы и напоминанием о бесконечной любви Спасителя к людям.

Важно! Крест был освящен кровью Сына Божьего. Своими страданиями Христос закрыл долг человечества перед Всевышним, добровольно взвалив на свои плечи вину всех людей

На Руси традиция ношения нагрудного крестика возникла после того, как князь Владимир признал христианство официальной религией русского государства. Многие язычники не хотели принимать крещение и скрывали свои религиозные убеждения.


Крест как символ используется во многих религиях

Тогда было решено выдавать всем тем, кто был действительно крещен, маленькие крестики, которые следовало всегда носить с собой. Только так можно было отличить язычника от христианина.

Важно! С тех пор право носить крестик имеет только крещеный человек

Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один.

Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество. Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.

Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.

Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).

О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.

Обретение Креста Господня

На горе Голгофе, где был распят Христос, по приказу императора Андриана был поставлен храм богини Венеры. Язычники видели стремительное развитие новой веры и содрогались от религиозной самоотверженности первых христиан. Поэтому римляне пытались стереть из памяти людей все, что было связано с Иисусом.

Как Христос преобразил крест в символ спасения, так и христиане постепенно преобразили богоборческий Рим в православную империю. После победы в 313 году император Константин провозгласил Миланский эдикт и сделал Христианство государственной религией своей страны.

Новый правитель в поисках всего, что связано с земной жизнью Христа, направляет в Иерусалим свою маму, царицу Елену. Женщина была уже немолода, но с радостью отправилась на Святую Землю, чтобы отыскать Крест Господь. Ей это удалось в 326 году. Старый иудей по имени Иуда сообщил, что святыня может находиться в земле под храмом богини Венеры, который построили несколько столетий назад на Голгофе.

Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)

Языческое капище снесли, под руководством патриарха Макария была совершена молитва, после чего начались раскопки. Было обнаружено три креста, четыре гвоздя и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказу Пилата. Согласно преданию, чтобы определить, на каком из крестов был распят Спаситель, деревянные находки поочередно прикладывали к телу недавно умершего человека. После прикосновения Креста Господня усопший воскрес. Так была обнаружена величайшая христианская святыня.

Виды

Помимо формы, символы веры различаются и по виду. Типы возникали в различные исторические эпохи, приурочены к различным значимым событиям.

Георгиевский

Наградной вариант, предназначенный для поддержания веры служителей церкви и офицеров. Он имеет 4 конца, и его форма признается максимально верной. В свое время эта награда была утверждена Екатериной Великой.

Виноградная лоза

На восьмиконечном кресте изображена виноградная лоза, а в центре часто размещают портрет Спасителя или буквы ХВ. Идея креста такова, что Иисус – лоза, а все люди – ветви. Основное таинство, которое связано с этой идеей – Таинство причащения.

Семиконечный

Бывают и семиконечные крестики. Сегодня в качестве нательного не производятся, однако таким типом украшены иконы 15 века, а также купола старейших храмов.

Терновый венец

На иконах 12 века можно встретить изображение колючего венца на крестах. Так авторы старались изобразить страдания Христа.

Виселицеобразный

Современный вариант украшения храмов. Широко распространен при украшении предметов церковной службы, церковных облачений, а также на множестве икон, которыми украшены стены церквей.

Мальтийский

Вид Мальтийского креста «пришел» с острова Мальта, где шла долгая битва против масонства. Форма символа – равносторонняя, с лучами, расширяющимися на концах. Его нельзя купить – он вручается только за особую доблесть в боях. В частности, в свое время он был утвержден орденом Иоанна Иерусалимского. Крест украшал гербы многих городов и регионов.

Просфорный

Просфора – уникальная печать с изображением греческой фразы «Иисус-победитель». По форме просфорный крест похож на георгиевскую разновидность, но имеет дополнительную надпись. Изначально существовал в ограниченном количестве церквей, а сегодня его изображение печатаются на просфорах.

Каплевидный четырехконечный

Именно этот округленный крест расположен в греческой версии Евангелия, выпущенного во II веке. Капли на концах изделия символизируют кровь Иисуса, а также борьбу за свою веру до конца.

Восьмиконечный

Самый популярный, почитаемый вид крестика. Он символизирует момент распятия Христа. Свои кресты те, кто шел на казнь тащили на себе. По форме это были четырех конечные сооружения. Потом, после казни Иисуса на кресте сделали подножку, чтобы закрепить ноги сына Бога. На верхней планке Понтий Пилат распорядился поместить табличку.

Во времена Елизаветы Петровны восьмиконечная форма была закреплена законом, а кресты использовались в качестве наградных. Такую форму считают наиболее близкой к вере, поскольку на верхней планке была надпись «Иисус – царь Иудейский». Именно с того смертельного часа Христос получил признание.

Равносторонний

Это тип изделия с двумя перпендикулярными балками. Придуман для разнообразия, не несет какой-либо особой идеи. По форме напоминает квадрат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector