Московская церковь сорока святых мучеников севастийских

Текущий статус

Собор Сорока мучеников — резиденция Верийской армянской епархии и одна из старейших действующих церквей города. Это также одна из старейших действующих церквей армянской диаспоры. Старое здание святыни на церковном дворе ремонтируется под административный офис. Церковный комплекс также является домом для Zarehian казначейства, Haygazian армянской школы, Аветис Агароняна театрального зала и Агбалян филиала Общенационального образования и культура общества. Нынешнее здание святыни стоит перед собором.

28 апреля 2015 г. части комплекса церкви Сорока мучеников были разрушены в результате предполагаемого взрыва бомбы или артиллерийского обстрела; Сама церковь и колокольня пережили нападение. После того, как в декабре 2016 года город покинули последние повстанцы, выступающие против режима, в июле 2017 года было объявлено о проведении ремонтных работ. Реконструкция длилась два года, до 31 марта 2019 года, когда была завершена реконструкция. Церковь была повторно посвящен по Католикос Арам I .

Великие потрясения

В 1645 году напротив монастыря ими была построена Сорокосвятская церковь. За всю историю ее неоднократно настигали бедствия. В 1764 году ее ограбили и вынесли всю церковную утварь, драгоценности, святой крест и иконы. После чумы 1771 года количество прихожан значительно уменьшилось. В 1773 году случился пожар, и все приходские дома сгорели, храм оказался под угрозой закрытия, но благодаря показаниям дьякона Петра Святославского (Вельяминова) о том, что приходские люди будут отстраивать свои жилища, собор оставили в покое. Сам дьякон был рукоположен в священники, чтобы и дальше служить при этой церкви.

В 1801 году здание было огорожено каменной оградой, была построена новая колокольня. Среди прихожан храма был и знаменитый художник Ф. С. Рокотов, которого позже похоронили на кладбище Новоспасского монастыря.

Обновление и очередное осквернение

Дальше постепенно храм с помощью добрых людей опять начал украшаться, обновляться и приводиться в должный вид. В память о подвиге его верного служителя к стене была прибита позолоченная памятная доска.

После революции сценарий для всех церквей был одинаковый, новая власть все рушила и грабила, священников и верующих убивали, отправляли в ссылки. В годы Великой Отечественной в храме располагался цех по изготовлению болванок для снарядов. В 1965 году здесь обосновался НИИ, потом отдел министерства машиностроения. Храм передали церкви лишь в 1990 году по ходатайству патриарха Алексия II.

Смотреть галерею

Агриколай

В то же время в Севастии военачальник Агриколай, ревностный сторонник язычества, под командованием которого ходила дружина из сорока храбрых воинов каппадокийцев-христиан, неоднократно выходивших из сражений победителями, решил заставить их отречься от веры и потребовал принести жертву языческим богам. Но отважные мужи отказались, тогда их сразу арестовали и посадили в темницу. Там они стали усердно молиться Богу и ночью услышали глас Его: «Претерпевший до конца, спасется!».

Тогда Агриколай пошел на хитрость и лесть, он начал восхвалять юношей как мужественных воинов, которые должны снискать себе расположение у самого императора, а поэтому должны отречься от Христа.

Армяне в Алеппо

Аллея начала 17 века за собором, ведущая к старому армянскому кварталу Хокедун.

Первое значительное присутствие армян в городе Алеппо относится к I веку до нашей эры, когда Армения под властью Тиграна Великого покорила Сирию и выбрала Антиохию в качестве одной из четырех столиц недолгой Армянской империи. После 301 года нашей эры, когда христианство стало официальной государственной религией Армении и ее населения, Алеппо стал важным центром для армянских паломников, направлявшихся в Иерусалим . Тем не менее, армяне не сформировались в организованную общину в Алеппо до тех пор, пока армянское присутствие не заметно возросло в 11 веке, во времена Армянского королевства Киликии , когда в городе поселилось значительное количество армянских семей и торговцев, создавших свой собственный бизнес. и резиденции. С основанием армянских школ, церквей, а затем и в начале святости, армяне в XIV веке представили себя хорошо организованной общиной.

Армянское население Алеппо продолжало расти, когда Алеппо был поглощен Османской империей. В Османской империи проживало большое количество коренного армянского населения в регионе Восточной Анатолии, откуда некоторые армяне переехали в Алеппо в поисках экономических возможностей. Армянское присутствие в Алеппо росло в геометрической прогрессии после 1915 года, когда он стал непосредственным прибежищем для беженцев, переживших геноцид армян . Десятки тысяч армянских беженцев, вероятно, более 100 тысяч, поселились в Алеппо в этот период. По некоторым оценкам, армяне составляли четверть населения Алеппо к середине двадцатого века, к тому времени они стали уважаемым и подвижным сообществом. Позже, в результате политических потрясений в Сирии, армяне начали эмигрировать в Ливан, а затем в Европу, Америку и Австралию, особенно в 1970-х и 1980-х годах. Тем не менее, Алеппо оставался центром всемирной армянской диаспоры , насчитывающей от 50 000 до 70 000 армян. Десятки тысяч армян уехали во время гражданской войны, и еще неизвестно, что останется от общины, когда стабильность вернется.

Житие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя. В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей — обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул «И я — христианин», сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

О чем молятся 40 севастийским мученикам

Тридцать девять христиан воинов и их страж Аглаий, замученные на озере рядом с армянским городом Севастий — образец мужественности, крепкой веры и стойкости духа.

Сорок мучеников Севастийских — небесные покровители воинов.

Им молятся о духовной помощи в гонениях и заточенях. Просят дать стойкость и мужество для того чтоб достойно пережить испытания, возникшие на жизненом пути,  Просят о дарование крепкой веры, душевной стойкоти и убeждeннocти в cвoeй пpaвoтe.

Тропарь святым сорока мученикам Севастийским 

глас 1

Страстотерпцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оруженицы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак святым сорока мученикам Севастийским

глас 6

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множество.

Величание святым сорока мученикам Севастийским

Величаем вас, страстотерпцы святии четыредесяте, в Севастийстем езере мучившиися, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.

Молитва святым сорока мученикам Севастийским

О святии славнии страстотерпцы Христовы четыредесяте, во граде Севастийстем мужественно за Христа пострадавшии, чрез огнь и воду прошедшии и в покой Царствия Небеснаго вшедшии, со Ангелы и всеми святыми светло ликовствующии! Вы, яко друзи Христовы, имате велие дерзновение ко Пресвятей Троице ходатайствовати о роде христианском, наипаче же о почитающих и призывающих вас с верою и любовию. Темже и мы, святую память вашу празднующе, тепле взываем: испросите нам у щедраго Господа прощение согрешений наших вольных и невольных, да остающее время земнаго жития нашего поживем в покаянии и творении заповедей Божиих, всегда памятствующе смерть и суд праведный, егда воздано будет коемуждо по делом его. Вы бо, славнии мученицы, в воинстем чине за имя Христово крепко и единодушно подвизастеся и души своя за Него усердно положисте, помозите убо и нам пребыти твердыми и непоколебимыми в вере православной. Ей, угодницы Божии, будите нам защитницы от всех враг видимых и невидимых, да под кровом ваших святых молитв сохранени будем от всех зол даже до последняго дне и часа скончания нашего, и тако прославим о вас Всесвятое достопокланяемое имя Вседетельныя Троицы,Отца и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Подвиг Сорока мучеников

История подвига ранних христиан, в честь которых освящен престол этой церкви, интересна и поучительна. Они были воинами в армии Рима. События происходили в 320 году н.э., когда отряд остановился возле города Севастия, что в Малой Армении, которая была тогда одной из римских провинций. Сейчас эти земли находятся на территории Турции.

По обычаям того времени, во время языческого праздника должна была произойти церемония жертвоприношения. Римский военачальник язычник Агриколай решил, что принудит совершить жертвоприношения 40 своих воинов-христиан родом из Каппадокии. Но они не согласились.

И хотя в Риме с 313 года христианская вера уже не была под официальным запретом, Агриколай запер воинов в темнице и угрозами, и посулами добивался от них отказа от Христа. Около недели уговоров не привели ни к каким результатам.

Тогда Агриколай повелел вывести воинов к озеру близ Севастии. Была зима. Христиан раздели донага и заставили стоять на озерном льду. Утром они были хоть и обледеневшими, но все еще живыми. Тогда римляне убили их. Мученическая смерть этих не предавших веры христиан стала легендой.

Церковь Пресвятой Богородицы

Зарегское казначейство

Старая церковь Пресвятой Богородицы была построена до 1429 года, в то время, когда армянская община сформировалась как значительная община в Алеппо со своими священнослужителями, учеными и священнослужителями. Эта небольшая церковь пережила несколько реконструкций в 1535, 1784, 1849 и 1955 годах соответственно. Церковь оставалась действующей до начала 20 века, когда ее превратили в библиотеку. В 1991 году здание было превращено в музей и переименован Zarehian казначейство в Армянской Апостольской церкви в Алеппо, в память о Католикоса Заре I Великого Дома Киликии, который служил архиепископом епархии Алеппо до избрания в качестве католикоса.

Статьи на Православие.Ru

«Завещание» – аутентичный текст, составленный в ночь перед ввержением мучеников в Севастийское озеро.

Отрекшийся от Христа лишился и земной жизни, и вечного спасения, а те, кто решился умереть ради Господа, наследовали вечное блаженство.

9 / 22 марта 2015 г. Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника и сорока мучеников Севастийских. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:25:22 мин. Размер 61.5 Mb)

Подвиг поста, подвиг следования за Христом – это очень ответственное дело, еще более ответственное, чем воинское служение. (MP3 файл. Продолжительность 9:22 мин. Размер 6.8 Mb)

8 / 21 марта 2015 г. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:47:24 мин. Размер 120.6 Mb)

За те мучения, что / Терпели их телеса, / Одежды славы они / Оденут в Эдемском саду.

Сегодняшний праздник сорока мучеников Севастийских – это единственный большой непреходящий праздник, который всегда падает на время Великого поста, независимо от того, ранняя Пасха или поздняя. Всегда он приходится на Великий пост. И в этом есть глубокий смысл.

В 320 г. жестокий Лициний разорвал отношения с императором-христианином и разослал эдикты против христиан во все подчиненные ему провинции. Согласно эдиктам, те, кто не желал подчиняться, предавались смерти в страшных мучениях.

Судя по Писанию, испытания, бывшие в IV и в XX веке, ещё предстоят Церкви на самом последнем повороте истории. Те испытания, когда каждый человек, вся Церковь, всё человечество должны будут встать перед выбором — тем страшным выбором, который люди совершили, когда кричали: «Не Его, но Варавву». Перед тем выбором, который кто-то сделал, предпочитая эти «тёплые бани» — жизнь во всём её соблазнительном разнообразии — Христу. Это будет последний выбор перед кончиной мира. Он уже происходит на наших глазах.

В этот день разрешается растительное масло. По традиции на Руси пекли изделия из постного теста в виде птиц — «жаворонки».

В царствование нечестивого императора Ликиния было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и все верные принуждаемы были приносить жертвы идолам. В армянском городе Севастии воинским начальником тогда был Агриколай, человек свирепого нрава и ревностной поборник идолослужения. (Продолжительность 27:54 мин. Размер 20.1 Mb )

ПОДБОРКА материалов: Житие — Храмы — Проповеди — Чтение дня.

Связанных воинов поставили в ледяной воде местного озера в страшную стужу, а в издевку на берегу растопили баню, предлагая отречься от христианской веры. Ночь они провели в воде, молясь Богу, но один все-таки не выдержал. Как только он переступил порог горячей бани, то упал замертво. А мучеников все равно осталось сорок, — наблюдавший за этим язычник, тюремный сторож по имени Аглай увидел, как над головами воинов появился чудесный свет.

Подвиг отца Петра

В 1812 году храм Сорока Мучеников был полностью разграблен наполеоновскими войсками. Настоятеля храма отца Петра (Вельяминова) они мученически убивали. Он отказался им выдать место, где хранились главные ценные святыни. Его изрубили саблями и искололи штыками. Всю ночь он валялся в луже крови, но был еще живой. Утром 3 сентября один француз сжалился над ним и выстрелил ему в голову.

Его тело похоронили без гроба и отпевания, и трижды его выкапывали неприятели. Только 5 декабря, когда его тело в очередной раз было откопано, отца Петра смогли отпеть по церковному чину. Очевидцы рассказывали, что за три месяца тело батюшки, несмотря ни на что, оставалось нетленным, и даже раны кровоточили.

Смотреть галерею

Престольный праздник в честь 40 мучеников Севастийских

22 марта 2021 года приход святого Георгия Победоносца отметил престольный праздник криптового храма Сорока Севастийских мучеников. В этот день Литургию Преждеосвященных Даров возглавил Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоирей Валерий Волощук, благочинный приходов Западного округа иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской-на-Дону епархии. По окончании Литургии владыка митрополит совершил молебен перед иконой Сорока Севастийских мучеников.

Затем к Главе Донской митрополии обратился настоятель храма протоиерей Валерий Волощук, поблагодарив Его Высокопреосвященство за совершение богослужения в престольный день и за попечение о нашем приходе. Митрополит Меркурий приветствовал молящихся с днем памяти Сорока Севастийских мучеников и в архипастырском слове обратился к смыслу евангельской притчи о получивших равную плату работниках виноградника, начавших свой труд в начале дня и в его последние часы.

— Заключая эту притчу, Господь говорит: «Последние будут как первые, а первые как последние». В чем же ее суть? А в том, что через хозяина и через его взаимоотношения с работниками виноградника мы понимаем отношение Божие к человеческому роду. Очень часто мы, будучи христианами, начинаем входить как бы в торг с Господом. Вот мы будем поститься, молиться, давать милостыню, трудиться, а Ты, будь любезен, обеспечь нам Царство Небесное. Кого не посещали такие мысли? Едва ли найдутся единицы. И когда мы видим людей, которые всю жизнь, может быть, прожили праздно, вне Церкви и вне трудов, но в конце своего пути покаялись, проявили любовь к Господу, такую искреннюю и такую высокую, о которой даже те, кто трудился с первого часа, и не помышляли, наше сердце сокрушается. Но Бог любит одинаково всех, и не за труды наши подает нам те или иные блага и сподобляет нас Царствия Небесного, но посылает нам все это только по неизреченной и великой Своей любви и милости к нам. И милует одинаково всех: и тех, кто работал с самого первого часа, и тех, кто в последний свой час обратился к Нему.

В дни святого Великого поста эта притча очень важна для нас. Нам нужно уяснить, что не за наши труды, не за наши подвиги Бог милует нас, но по неизреченной Своей любви. Мы не можем заработать Царство Божие. Мы должны жаждать служения Господу, и в этом служении не помышлять о том, сколько нам заплатят.

После Литургии сестры милосердия угощали всех собравшихся вкусным борщём и жаворонками, которых традиционно пекут на Руси в день памяти 40 мучеников. И провели очередную акцию «Твоя лепта за жизнь», собирав еще 300 подписей за запрет абортов.

Выражаем сердечную благодарность Отряду мобильного особого назначения Росгвардии (дислокация Ростова-на-Дону) за предоставленную полевую кухню; Виктору Ивановичу Чуцкову, под чутким руководством которого было сварено 130 литров борща и приготовлено 150 литров чая; семье Самариных, пожертвовавших жаворонков к празднику; флористов нашей мастерской, великолепно украсивших криптовый храм 40 Севастийских мучеников; и всем, всем, всем, кто участвовал в уборке и подготовке храма к празднику. Храни Вас Госоподи!

Храм Сорока Севастийских мучеников в Москве

I Севастия или Себастия (Кабира, Диосполис) — древний город в Каппадокии и Понте (центральная часть Малой Азии, историческая Малая Армения), на реке Галис, современный Сивас.

Первое письменное упоминание о Храме Сорока Севастийских Мучениках в Спасской слободе, относится к 1625 году, в окладной книге церковных соборов. Вполне вероятно, что он был построен в конце 16 века.

Существует несколько недоказанных версий того, почему храм был освящен таким именем:

  • первая церковь-однодневка построена в день памяти сорока Севастийских мучеников
  • церковь была построена по велению второй жены царя Ивана Третьего, уроженки Греции, где особо почитаемы Севастийские мученики
  • отец Ивана Третьего, мученик Василий II, был рожден в день памяти Севастийских мучеников

Севастийские мученики — воины армянского города Севастии, которые были подвержены мучениям за свою христианскую веру. Произошло это в 313 году, когда святой Константин Великий издал Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Соправитель же Константина, убежденный язычник, готовясь к войне с Константином, решил очистить своё войско от христиан. Замученные воины были возведены в лик Святых в последние минуты земной жизни и остались поучительным примером верности для всех христиан.

Сохранились имена мучеников : Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий (Екдит), Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Уалерий (Валерий), Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Последний, Аглаий, — стражник, который встал на место бежавшего предателя. «Жалкое зрелище для праведных! Воин — беглец. Первый из храбрых — пленник. Овца Христова — добыча зверей. Он и вечной жизни не достиг, и не насладился настоящей.»

Память Сорока мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта, облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Храм в честь Сорока Мучеников Севастийских имеет мученическую судьбу. Неоднократно его постигали беды: ограбление, чума и пожары среди прихожан, разграбление храма и убийство настоятеля наполеоновскими солдатами.

За период с 2008 года по 2015 храм почти полностью возродился. Была восстановлена колокольня, на ней устроена прекрасная звонница в 12 колоколов, восстановлена историческая каменная ограда вокруг храма, воссоздана входная группа с железными ставнями- дверями, козырьком на колоннах-основаниях, отреставрирован белокаменный цоколь, покрыта новая кровля, укреплены фундаменты. Проведены ремонты во всех приделах, алтарях, трапезной. На пожертвования прихожан изготовлены и установлены три мозаичные иконы: Спаса Вседержителя, Сорока Мучеников Севастийских в трапезной галерее, также икона Сорока Севастийских Мучеников на внешнем фасаде алтаря центрального придела, выходящем на улице Большие Каменщики. Написаны иконы: «Не рыдай Мене Мати», Ксении Блаженной с клеймами, Матроны Московской, Царевича Димитрия и другие.

Адрес: г. Москва, ул. Динамовская, д.28 ст.м. «Пролетарская», «Крестьянская Застава» Телефон:+7, Электронная почта

Информация взята с официального сайта храма, других православных сайтов, Википедии.

Как добраться до церкви Сорока мучеников Севастийских

Церковь в Переславле-Залесском расположена по адресу: ул. Левая Набережная, 165. Заезжать сюда лучше с реки, по более хорошей дороге. Если путь лежит от Москвы, до земляного вала нужно повернуть налево, на улицу Гагарина, доехать по ней до улицы Левая Набережная и вдоль берега Трубежа спуститься к его устью.

Из центра Переславля-Залесского не трудно прогуляться в Рыбную слободу пешком (1,5 км). По пути можно увидеть много домов, богато украшенных резьбой. Не случайно Рыбную слободу называют самой живописной частью Переславля. Через Трубеж перекинуто несколько мостов, с которых удобно выбирать удобный ракурс для фотографирования.

Аглаий

В третьем часу ночи Господь послал им свет и тепло, лед под ними растаял, и они оказались в теплой воде. В это время все стражники спали, только Аглаий был на посту. Вдруг он увидел, как над головой каждого воина появился светлый венец. Недосчитавшись одного венца, он понял, что сбежавший лишился его, и тогда Аглаий, разбудив стражников, скинул с себя одежду, закричал, что и он христианин, и присоединился к остальным мученикам. Оказавшись рядом с ними, он стал молиться Богу, в которого верили эти святые воины. И просил, чтобы Христос присоединил его к ним, чтобы и ему сподобиться пострадать с рабами Его.

Утром все увидели, что они все еще живы, а вместе с ними и Аглаий, прославляющий Христа. Тогда их вывели всех из воды, чтобы перебить им голени.

Иконки

Страшный суд (1708)

Церковь богата как древними, так и современными иконами, более 30 образцов:

  • Богоматерь (холст, 96х118, 1663, Дер-Мегердич)
  • Дева Мария с Иисусом (холст, 115×145см, 1669 г., неизвестный армянский художник)
  • Крещение Иисуса (холст, 66×90см, XVII век)
  • Поклонение волхвов (холст, 112х134см, XVII век неизвестного армянского художника)
  • Святой Иоанн Креститель (краска для дерева, 39×76см, 1720 г., Кеворк Анания)
  • Святой Иосиф (краска для дерева, 39×76см, 1720 г., Кеворк Анания)
  • Дева Мария с Иисусом (краска по дереву, 46х126см, 1729, Кеворк Анания)
  • Крещение Иисуса Христа (краска по дереву, 86×105см, 1756 год, Кеворк Анания)
  • Дева Мария в окружении апостолов (холст 70X80см, конец 18 века неизвестного армянского художника)
  • Страшный суд , одна из самых известных икон Алеппинской школы (холст, 400х600см, 1703 год, Нехматалла Овсеп)

По инициативе архиепископа Сурена Катарояна большая часть икон была отреставрирована в период с 1993 по 1996 год армянским экспертом Андраником Антоняном.

История церкви Сорока мучеников Севастийских в XX веке

К началу прошлого века стены храма расписал переславский мещанин В.П. Шеманаев. Однако летом 1919 года внутри здания произошел большой пожар, из-за которого сильно пострадала настенная роспись. Она почти целиком покрылась слоем копоти.

После прихода советской власти, храм находился в ведении приходского совета. В 1922 году Всероссийский центральный исполнительный комитет принял решение об изъятии всех церковных ценностей для оказания помощи голодающим Поволжья. Митрополит обратился к священникам и верующим не препятствовать власти.

Комиссия по изъятию ценностей пришла в храм, и священник Леонид Гиляревский с прихожанами представили ей два комплекта богослужебной утвари для двух существовавших церковных престолов. Только благодаря усилиям директора Переславского музея Михаила Ивановича Смирнова, самые ценные вещи — серебряное кадило и Евангелие XVII века, обрамленное в серебряный оклад, избежали изъятия и переплавки, а стали частью музейной экспозиции.

Но судьба М.И. Смирнова, как и большинства людей того времени сложилась, непросто. В 30-е годы его арестовали, и он три года провел в лагерях Туруханского края. Позже этот известный историк работал в Сергиевом Посаде.

Сорокосвятский храм оставался действующим до конца 1930-х годов и имел около 150 прихожан. Потом церковь закрыли, а помещения вначале использовали под библиотеку, потом – для слесарных мастерских, а позже – для спасательной станции. Богослужения здесь возобновились в 1996 году.

Икона 40 Севастийских мучеников

В центре иконы 40 Cевастийских мучеников мы видим самих воинов. Они стоят на ледяном озере — нагие. Одни поддерживают других, некоторые пробуют хоть как-то спастись от мороза — их фигуры изображены в динамике. Также на иконе мы видим фигуру сорокового воина, который отступил от веры в Спасителя и бросился к бане, которую охранники, приставленные к мученикам, специально растопили для соблазна. Лицо отступника на иконе не пишется — это символ его предательства.

В нижнем углу иконы иконописцы изображают стражника Аглаийя. Именно он стал сороковым мучеником взамен отступника, когда увидел сияющие нимбы над головами воинов. Также на иконе пишется образ Спасителя, которые благословляющим жестом осеняет святых.

Сайты приходов:

Храм иконы Божией Матери «Милующая» (‘Достойно есть’) в Галерной гавани г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургская епархия)

Храм Андрея Критского с. Марьевка (Сердобская епархия)

Храм Иконы Божией Матери Казанская с. Суково (Московская епархия (областная))
Храм прп. Иоанна Спостника, Архангела Гавриила и Андрея Критского г. Ярославль (Ярославская епархия)
Свято-Андреевский мужской монастырь с. Андреевка (Оренбургская епархия)
Приход в честь святителя Андрея, архиепископа Критского с. Байцуры (Губкинская епархия)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Мотызлей (Выксунская епархия)

Храм Троицы Живоначальной с. Красное (Скопинская епархия)

Храм в честь Преподобного Андрея Критского с. Марьевка (Запорожская епархия)
Смоленский храм с. Диево-Городище (Ярославская епархия)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector