Святогорская лавра: чудотворные святыни обители

Что такое «λαύρα»

Греческое «λαύρα» означает ряд домов, или узкий проход. Иногда  так же именовали большое поселение. Видимо, именно в этом значении слово начали употреблять палестинские иноки, начиная с IV в.

Особенностью лавр было то, что:

  • иноки жили в отдельных кельях;
  • как правило, лавриоты молились уединенно всю седмицу или большую ее часть;
  • при этом накануне воскресений, праздников, они регулярно собирались на совместные богослужения.

Таким образом, лавра – не обитель отшельников и не «киновия» (полностью общежительный монастырь). Она сочетает обе эти формы подвижничества.

Еще одна особенность таких монастырей – их населенность. Обычно количество монахов превышало несколько сотен или даже тысяч, что говорило о преуспеянии обители, духовном и материальном. Поэтому со временем лаврами также стали называть вообще большие, значимые монастыри.

Первые обители в истории монашества, носившие это звание

Считается, что первый монастырь, сочетающий отшельничество с традициями общего жития основан прп. Харитоном в Иудейской пустыне возле источника, именуемого Фара. Сначала авва намеревался подвизаться один, но постепенно желающие иноческого пути стали селиться рядом.

При этом прп. Харитон духовно руководил собравшейся братией. Так около 323 или 330 г. возникла Фаранская Лавра, давшая начало вообще такого рода подвижничеству.   Среди других известных обителей такого типа:

  • монастырь прп. Герасима Иорданского (455 г.);
  • обитель прп. Саввы Освященного (VI в.); разработанный им Устав ныне именуется Иерусалимским; к нему восходит традиция совершения всенощного бдения перед воскресными и праздничными днями;
  • ученики прп. Саввы основали 13 монашеских общин лаврского типа по всей Палестине.
  • Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне – первый известный здесь монастырь (X в.);
  • Гареджийская (Грузия), известная с VI в., основатель ее – прп. Давид.

Святогорская

Святогорская Лавра, г. Святогорск

Эта обитель получила статус Лавры недавно, 9 марта 2004 г. Она находится в местности «Святые горы» Донецкой области. Здесь на берегу р. Донца в меловых пещерах с XV в. известны иноки-отшельники.

Краткая история 

Впервые обитель упоминается с 1624 г. Тогда она имела не только духовное, но и оборонительное значение, так как эту местность не раз грабили крымские татары. Во времена Екатерины II монастырь упразднили, и возродиться ему удалось лишь в XIX в. К началу XX в. здесь жили до 700 монахов, обитель имела мельницы, мастерские,  торговые лавки.

Обитель закрыта с 1922 г. Лишь с 1992, спустя 70 лет здесь поселились первые 5 насельников. К настоящему времени здесь 8 церквей и 4 часовни.

Святыни 

Паломники приезжают сюда, чтобы увидеть:

  • Святогорскую икону Богоматери, написанную афонским иноком для монастыря еще в 1844 г.;
  • образы Богоматери Казанская, «Троеручица»:
  • образы свт. Николая, вмчч. Варвары, Татианы.

Расписание богослужений 

Утренние службы начинаются с 6 ч. Вечернее богослужение – с 17 ч.

Эти святые обители, прославленные в истории – наши духовные маяки. Пронеся веру через столетия, они и до наших дней своей жизнью свидетельствуют истину христианства.

Наталья Сазонова

О святынях лавры

Как и любое другое святое место, Свято-Успенская Святогорская лавра имеет свои, особенные святыни, прикоснуться к которым стремятся многие верующие христиане. Из всего многообразия святынь на Святых Горах, паломники особенно стремяться помолиться перед чудотворной Святогорской иконой Божьей Матери, а также посетить могилу преподобного Иоанна.

Святогорская икона Богородицы

Кроме любых других православных праздников, общих для всей полноты нашей Церкви, в Святогорскую лавру едет огромное количество паломников еще в один день — 30 июля. Именно в эту дату происходит торжественное богослужение, проводимое в честь иконы Божьей Матери «Святогорская», которая является чудотворной и почитается как на Донбассе, так и за его пределами.

До начала революционных волнений в обители было две подобные иконы. Первый древний образ, к сожалению, не сохранился и был утерян во времена разорения монастыря. Другая икона, которая является списком с древней, хранится в лавре до сих пор. К ней и едут паломники.

Святогорская икона Божией Матери

Нынешняя Святогорская икона датируется 19 веком. По преданию, приехавший на Святые Горы афонский старец увидел окружающую его красоту и стал сильно скорбеть о том, что не может оставить никакого дара. Тогда он написал икону, которую и передал в обитель. Образ хранился длительное время в древней пещерной церкви в честь Иоанна Предтечи.

Интересно! Неоднократно икона чудесным образом спасалась от уничтожения водой и пожарами. Несмотря на все негативные воздействия, образ оставался неповрежденным.

В советские годы икону прятали благочестивые верующие, а в 1992 году крестным ходом образ был торжественно доставлен в Успенский собор. После этого сюда стали приезжать многие паломники, и по искренним молитвам получали исцеление. На образе можно увидеть множество подвесок, украшений, цепочек — это те дары, которые люди приносили к иконе в благодарность Пресвятой Богородице за то, что услышала молитвы и ответила на них.

Могила преподобного Иоанна затворника

Преподобного Иоанна в миру звали Крюков Иван. Он родился в конце 18 века в городе Курске. С самого раннего детства будущий святой тянулся к монашеской и затворнической жизни, однако воплотить свою мечту особого служения Господу смог не сразу. Сначала ему пришлось пройти множество жизненных испытаний — и голодное безрадостное детство, и нежеланный, по принуждению родителей, брак.

Уже будучи взрослым мужчиной, будущий подвижник овдовел. Безропотно пронеся крест житейских испытаний, он смог, наконец, приблизиться к тому, что наиболее дорого было его сердцу — к жизни в монастыре. Иван поступает в Глинску пустынь. С самого начала своего иноческого пути он отличается особым усердием в молитве, чистотой и искренностью своей души.

Через 7 лет постоянных трудов принял постриг в мантию под именем Иоанникий. Вскоре начал восстанавливаться Святогорский монастырь, и некоторые монахи из Глинской пустыни перешли на жительство в него. Среди них были и монах Иоанникий. Тут он занимал должность эконома, и принес много практической пользы восстанавлиювающемуся монастырю.

Икона преподобного Иоанна, Затворника Святогорского

Подвижника манили пещеры монастыря, и по благословению отца-настоятеля он ушел в затвор в одну из меловых пещер. После этого он принял постриг в великую схиму под именем Иоанн.

Быт подвижника был крайне скуд и аскетичен. Спал он в открытом деревянном гробу, где вместо постели было постелено немного соломы. Пещера его была низкой, маленькой и холодной, а свет попадал из небольшой расщелины в скале. К тому же, подвижник носил вериги и власяницу, которые еще больше утруждали его тело, но возвеличивали дух. Постоянно пребывая в молитве, строгом посте и усилиях по обузданию своей плоти, святой лишь ненадолго позволял себе короткий отдых.

17 лет провел подвижник в подвиге затвора, за что еще до своей кончины сподобился многих духовных дарований от Господа. Почил святой мирно и спокойно, с радостью отдав свою душу в руки Всемилостивого Господа, которому верой и правдой служил всю свою сознательную жизнь.

Похоронен преподобный на территории лавры, и к его могиле не уменьшается поток паломников. Сразу же после его смерти многие получали исцеления и другие чудесные дары по молитве. Вскоре преподобный Иоанн был причислен к лику святых, сегодня ему служат торжественные службы и молятся многие верующие люди, получая ощутимую помощь.

Свято-Успенская Почаевская

Свято-Успенская Почаевская Лавра, г. Почаев

Считается, что она основана иноками из Киева, бежавшими от монголов около 1240 г. Но первое летописное упоминание монастыря относится к 1597 г.

Краткая история 

Расцвет монастыря, духовный и материальный связан с его настоятелем прп. Иовом  Почаевским (XVII в.). С начала XVIII в. обитель стала униатской (греко-католической), вернулась к Церкви только с 1833 г. Указом Николая I ей тогда же присвоено наименование лавры.

Во время 1 мировой войны монастырь оккупировали войска Австро-Венгрии, затем он перешел к русским, но после революции он до 1939 г. был на польской территории. С началом Второй мировой обитель оказалась в СССР. Ее иноки не раз переживали гонения, самым серьезным из которых была попытка закрыть обитель 1960-х гг.

Еще раз братия проявили стойкость в вере в 1992 г., когда наместник монастыря ушел в раскол, перестав поминать Московского Патриарха.

4

Июня
1992 года

После набата, братия вошли к настоятелю, еп. Иакову (Панчуку) попросили его покинуть монастырь, что тому пришлось сделать немедленно. Ныне  обитель  принадлежит к Украинской Церкви Московского Патриархата.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы, известная еще с XVII в. – главная святыня Почаева. Кроме того, почитаются:

  • мощи прп. Иова;
  • новопрославленного прп. Амфилохия (с 2002);
  • след стопы Матери Божией, из которого истекает вода.

Храмы 

На территории 5 церквей и 2 часовни, среди которых наиболее посещаемы паломниками:

  • подземная церковь прп. Иова, созданная на месте его подвигов;
  • Успенский собор (1780-е гг.), главный храм обители.

Расписание богослужений

По монастырскому уставу службы начинаются с 5 ч. С 6.15 совершается Акафист перед чтимой Почаевской иконой Богоматери.

Кроме того, ежедневно проходят:

  • ранняя и поздняя литургии (6.15 и 9 ч., воскресенье 10 ч.);
  • вечернее богослужение (17 ч.);
  • акафисты прп. Иову и Амфилохию, панихиды, молебны.

ИЗ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ВОССТАВШАЯ

Свидетельством мрачных веков, когда обитель подвергалась набегам крымских ханов, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей.

Свято-Успенская Святогорская Лавра (Святогорская Лавра, Святогорский Успенский монастырь) — мужской епархиальный монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, находящийся под прямым управлением собственного священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского.

Находится Лавра в Донецкой области, в городе Святогорске, что стоит на реке Северский Донец, неподалеку от соединения границ трех областей — Донецкой, Харьковской и Луганской. Стоит монастырь на правом высоком берегу Северского Донца на Святых горах, представляющих собой меловые выступы береговых утесов.

Археологические раскопки доказали присутствие по всей территории Слобо-жанской Украины древнейших следов христианства, относящегося к Х-ХП вв. Также были обнаружены торговые и ремесленные поселения в районе Святых гор (XIII— XIV вв.). Существуют гипотезы, согласно которым появление обители относится еще к VIII—IX вв., а ее основатели — византийские иноки-иконопочитатели с христианского Востока.

Помимо наземных строений в Лавре сохранились меловые пещеры, которые, по устным преданиям, были заселены византийскими монахами в стародавние времена. Более того, вплоть до конца XVII в. в Святогорском монастыре вообще не было ни одного наземного сооружения.

Поселение, лежавшее рядом со Святыми горами, что впервые упоминаются Си-гизмундом Герберштейном в «Записках про Московию» (1526 г.), было построено казаками и беглыми крестьянами из нынешней Центральной России и Правобережной Украины, разрослось, и примерно в 1624 г. (по мнению историков) здесь был основан Святогорский Успенский монастырь на месте отшельнических пещер. Тогда же и духовенству была пожалована царская грамота на право владения землей.

Времена это были беспокойные, и Святогорская обитель — самое передовое поселение в степи — служила в качестве сторожевого поста от набегов крымских и ногайских татар. Цель их была известна: захват пленников и обращение в рабство. Во время одного из особо жестоких набегов, в 1679 г, монастырь захватили и разграбили крымские татары.

К концу первой трети XVIII в. монастырь утратил оборонное значение, поскольку границы России сместились намного южнее, зато превратился в крупного землевладельца с тысячами крепостных крестьян.

В 1788 г. российская императрица Екатерина II закрыла Святогорскую обитель в ходе секуляризации: изъятия «чрезмерно распространившихся» свободных от налога церковных земель, что существенно снижало поступления в государственную казну.

Почти сразу после ликвидации обители ее земли перешли в собственность светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического (1739-1791 гг.), а после кончины светлейшего — к его же наследникам.

Вернул монастырь монахам другой российский император — Николай I — в 1844 г.

Святогорская Успенская пустынь мирно просуществовала до 1918 г. и была ликвидирована советской властью, открывшей в его стенах в 1922 г. Дом отдыха для трудящихся Донбасса, а в пещерах бывшего монастыря — Музей атеизма. В 1980 г. был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник, основу которого составил Святогорский монастырь.

Возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь в 1992 г., а в 2004 г. получил статус лавры.

Могила Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин погиб 29 января (10 февраля) 1837 года после дуэли с Дантесом. Николай I запретил хоронить поэта рядом со столицами России, и тогда тело Пушкина под покровом ночи перевезли в Успенский Собор Пушкинских гор.

Могила Александра Сергеевича Пушкина.

Была проведена заупокойная служба, и поэт был похоронен рядом с телами своей родни. На месте могилы Пушкина установили деревянный крест. Но покой погибшего был потревожен — весной 1837 года Осипова распорядилась перенести гроб с телом поэта в подземный склеп. А в 1841 году над ним был установлен памятник из итальянского мрамора.

У могилы Пушкина всегда много цветов, особенно в годовщину гибели поэта. Местное население даже зарабатывает на этом, предлагая посетителям купить букетик.

Нам тоже предлагали купить их по 50 рублей, а приехавшим на экскурсию студентам навязывали те же цветы по 30 рублей. Вот такая скидка =)

Богослужения и другие возможности посещения

Ежедневно в Святогорской церкви совершается полный круг богослужений.

Расписание служб:

  1. 06:00 — утренняя молитва и Полунощница.
  2. 07:00 — соборный молебен с акафистом почитаемым святым (вторник — святителю Николаю Чудотворцу, среда — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), четверг — преподобному Иоанну Затворнику).
  3. 14:00 — молебен с акафистом святителю Николаю.
  4. 17:00 — вечернее богослужение.
  5. В каждую субботу в 07:00 — панихида по усопшим.
  6. В воскресные дни в 17:00 служится параклисис.
  7. В дни Великого Поста по вторникам со второй по шестую седмицу — маслособорование.
  8. Круглосуточно — чтение Неусыпаемой Псалтыри.

В Святогорской обители также работает Лаврский музей.

Режим работы:

  • ежедневно с 9.00 до 16.30;
  • нерабочие дни — великие двунадесятые праздники;
  • выходной — понедельник.

Русская Православная Церковь

История

Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

8 сентября 2000 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, наместника Киево-Печерской лавры епископа Вышгородского Павла, епископа Изюмского Онуфрия совершил освящение Успенского собора — главного храма Святогорской обители.

К концу 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Святогорске;
  • скит прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Всехсвятский скит;
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области;
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области;
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области;
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области.

Святыни

Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица», чтимые иконы святителя Николая Чудотворца, образ Архангела Гавриила, икона великомученицы Варвары и мученицы Татианы, мощи преподобного Иоанна Затворника, мощи преподобных отцов Святогорских, мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 6.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — митрополит Святогорский Арсений.

Просфорня

Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.

Святые[править | править код]

Герман Святогорский

преподобные

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859);
  • архимандрит Герман (Клица) († 1890);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882);

Иоанн Святогорский

  • иеромонах Феодосий († 1850);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882);
  • иеромонах Исаакий (Головин) († 1903);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867);

преподобноисповедники

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970);

21 апреля 2019 года было совершено освящение вербы

Например, 21 апреля было совершено освящение вербы. 21 апреля 2019 года в праздник входа Господня в Иерусалим, в Успенском соборе Святогорской лавры, состоялось праздничное богослужение, после которого состоялось освящение вербы всех прихожан.

Праздник входа Господня в Иерусалим называют также вербным воскресеньем, поскольку в этот день принято освящать ветки вербы. На праздничном богослужении, все верующие в руках держат вербы с зажженными свечами, и молятся Господу, как победителю ада и смерти.

На данном фото вы можете увидеть, как проходит освящение вербы в вербное воскресение в храме. Фото: holiday-ledi.ru

Также 31 марта отмечали праздник Божьей Матери Похвала. В субботу акафиста также еще именуется суббота на пятой седмицы великого поста, духовно отмечают празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. В этот день благоговейно поется акафист, и возносятся благодарственные похвалы Пресвятой Богородицы.

Похвалу Пресвятой Богородице возносили и в этот день в Святогорской Успенской лавре. Совершил ее наместник обители митрополит Арсений, вместе с духовенством Святогорской лавры. Он произнес молитвенные песнопения, которые восхваляют Пресвятую Деву Богородицу, а также совершил праздничное богослужение. В храме были установлены и украшены 3 иконы Пресвятой Богородицы: эта чудотворная Святогорская, Федоровская и Дивногорская.

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    … 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

История

Первые монахи поселились в XІV или XV веках (по некоторым
данным, даже в XІ веке). Основателем Святогорской монашеской общины
считается преподобный Иоасаф. Первое письменное упоминание о
местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в
записках германского посла Сигизмунда Герберштейна. В 1787 году по
указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был
упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в
казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь
Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода
монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на
скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В
упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет.

Vladymyr Bysov @ Web

В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь
был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии.
За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из
крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался
вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь
имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые
лавки, был известен замечательными видами и притягивал много
богомольцев. Перед первой мировой войной в монастыре находилось
около 600 монахов.

Vladymyr Bysov @ Web

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично
отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря,
разграбление которого началось с января 1918 года. В 1922 году
монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для
трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения
монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. В этом году
монастырю отдали разграбленный
и осквернённый, превращённый в
кинотеатр Свято-Успенский собор. Только в конце 2003 года
Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в
ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и
санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Vladymyr Bysov @ Web

9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви
принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

Sviatohirsk 8 — Alexxx1979 @ Flickr

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов,
во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов
вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4
преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о
канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода
Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38).
Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24
августа 1995 года.

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский Свято-Успенский монастырь. В 1829 г. он написал такие строки:

И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Настоятели и наместники

  • Симеон (упом. 1624)
  • Кирилл (упом. 1640)
  • Игнатий (упом. 1651)
  • Феофан (упом. 1654)
  • Гавриил (упом. 1661 — упом. 1666)
  • Корнилий (упом. 1672)
  • Иоиль (упом. 1679)
  • Иосиф (Кононович) (упом. 1687)
  • Феодосий (упом. 1691)

    Паисий (упом. 1691)

  • Вениамин (упом. 1701)
  • Иона (упом. 1705)
  • Вассиан (Василевский) (1707 — ?)
  • Севастиан (Юхновский) (- ?)
  • Арсений (Зарудных) (1720 — 1723)
  • Митрофан (Шеинков) (1723 — конец 1728)

    Анатолий (конец 1728 — июнь 1729)

  • Митрофан (Шеинков), 2 раз (июнь 1729 — 1733)
  • свт. Иларион (Григорович) (- 1737/1738)
  • Фаддей (Кокуйлович) (1738 — 1758)
  • Рафаил (Мокренский) (1758 — )
  • Лаврентий (Кордет) (март 1765 — 1766)
  • Матфей (Млодзинский) (1766 — 1767)
  • Сильвестр (Кияновский) (1767 — 1770)
  • Феофан (Федоровский) (1770 — ?)
  • Филарет (Финевский) (? — 1787)
  • Венедикт (- 1787)

обитель была упразднена

Арсений (Митрофанов) (1844 — 1859)
прп. Герман (Клица) (- )
Вассиан (Дегтярев) (1890 — 1909)
Трифон (Скрипченко) (1909 — 1922)

монастырь ликвидирован

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector