Литература. 8 класс (1 часть) повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя александра невского

ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА

Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.

Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова …Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа.— Александр Невский (ок. 1220—1263 гг.) был сыном великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, внуком великого князя Всеволода III Большое Гнездо.. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал ПриточникПриточникъ — царь Соломон, который считается автором библейской Книги Притчей Соломоновых. Изречение Приточника имеет два источника: Прем. 1,4 и Притч. 8,2—3; во втором случае цитата неточная, в притчах Соломона читается: «Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город…»: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра.

Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророкИсайя пророк — ветхозаветный пророк. В библейской Книге пророка Исайи содержатся пророчества о судьбе народов, о явлении Мессии, осуждаются цари и вельможи, живущие неправедно. Автор жития берет слова из его Книги, 13,3.: «Так говорит Господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.

И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо ИосифаИосиф.— Согласно Библии, Иосиф, сын Иакова, был наделен необыкновенным умом и красотой. Ненавидимый братьями, он был продан ими в Египет. Фараон, после того как Иосиф предсказал голод и указал пути спасения от него, «поставил его над всею землею Египетскою» (Быт. 30—50)., которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы СамсонаСамсон — ветхозаветный герой, обладавший необычайной силой, прославился в борьбе с филистимлянами. О его жизни и подвигах повествуется в Книге Судей, 13—16., и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты…акы царя римскаго Еуспесиана… ко граду Асафату…— Веспасиан Тит Флавий (9—79 гг.) — римский полководец, затем император. Автор жития напоминает об одном эпизоде Иудейской войны (66—73 гг.) — осаде крепости Иоатапаты, который известен ему, вероятно, по «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия, древнерусский перевод этого произведения был распространен на Руси уже в XI—XII вв., и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим.

Система образов

Несомненно, соединение традиций двух жанров отразилось и на системе образов, и на характеристике главного персонажа. Центральный герой, как и в любом житии, один. Но наряду с ним появляется ряд персонажей, выполняющих служебные функции по отношению к нему: Андрейяш и Батый, признающие превосходство героя над другими властителями; шведский король, испытывающий его военное искусство и силу; враги-немцы, захватывающие русские земли, которых побеждает Александр; послы из Рима, искушающие его принятием иной веры и оказывающиеся посрамленными мудростью героя; митрополит Кирилл и суздальцы, оплакивающие гибель князя как личное горе. Особое место занимают шестеро воинов-новгородцев, отличившихся в Невской битве. Их подвиги служат подтверждением мысли о полководческом даре князя и могуществе русского войска, малыми силами побеждающего врага. Многие из упомянутых персонажей уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

Образ Невского в искусстве

Одним из интересных фактов является то, что подлинного изображения, запечатлённого на холсте при жизни великого князя, не сохранилось. Его образ собирался из различных источников и описаний XIII столетия, что нашло своё отражение в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе. Самый известный портрет Невского написан с актёра, сыгравшего роль в одноимённом фильме Сергея Эйзенштейна. Он же взят как прообраз для ордена имени знаменитого полководца.

Кроме этого, в его честь названы улицы и площади во многих городах России, установлены памятники и монументы. Благоверному князю посвящены храмы на просторах постсоветских республик.

Несмотря на такую противоречивую характеристику, имя святого по праву заняло своё место в памяти потомков. И у многих не возникает никаких сомнений, почему оно пережило века и так прославилось.

День памяти

12 сентября верующие почитают память святого князя, читают молитвы во славу Александра Невского и зажигают перед образом свечи. В этот день мощи были привезены, по приказу Петра, в город на Неве. Религиозный праздник также отмечают 6 декабря, когда часть мощей святого была отправлена во Владимир. Примечательно, что русского князя почитают и в других странах. Так, храмы, воздвигнутые в часть Александра, есть в Белграде, Тбилиси и даже Таиланде.

Святого почитают за его благодетели, умение выигрывать важные сражения, принимать мудрые решения в трудный момент и не терять веры. Александр Невский – не только ключевая фигура в истории Руси, но и канонизированный святой, светлый лик которого способен творить чудеса.

Невский vs литовцы

В 1245 году литовское войско под предводительство Миндовга напало на Торжок и Бежецк. Александр с новгородским войском взял Торопец, где убил почти десять литовских князей. После взятия Торопца Александр отпустил новгородцев домой и уже своими силами (силами своего двора и дружины) догнал и полностью уничтожил литовские войска у озера Жизца. На обратном пути Невский разбил ещё один литовский отряд по Усвятом. Дружина Невского была грозной силой, одно упоминание о нём наводило на недругов страх. Такая слава не могла не дойти до великого хана. Отец Невского, Ярослав, был отправлен в Каракоруме, и Невского «вызвали » в Орду к Батыю.

Храмы на Руси во имя святого благоверного князя Александра Невского

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.

Благовещенский собор Московского Кремля

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-ХVII вв. был возвращен предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

О чем просят перед образом праведника

Как правило, верующие, склонившись перед ликом, просят о защите. Считается, что полководец, признанный святым, может даровать защиту от врагов, придать силы в тяжелой битве.

Покровительство воинов и дипломатов

Святой образ помогает выстроить отношения

Перед важной сделкой стоит попросить помощи у князя. Что касается воинов, то они носили образок под сердцем, что помогало защитить себя от гибели в бою

Во времена Великой Отечественной войны, перед битвой люди молились святому, считая, что он защитит их от гибели, поможет одержать победу в битве.

Во время военных конфликтов

Сама по себе война вряд ли считается поводом для праздника, гибель множества людей и начало конфликта – тяжёлое время для страны. Молитва может облегчить бремя, по этой причине перед началом конфликта, во время его разгара или даже завершения стоит прочитать молитву перед образом святого Александра.

Перед началом важных деяний

Поскольку князь Невский считался неплохим дипломатом, ему принято читать молитвы в сложных ситуациях. Если конфликт можно предотвратить, то стоит попросить Александра о помощи. Образ поможет даровать мудрость, найти выход из ситуации, которая кажется безвыходной.

Даровании мудрости и терпения в семейной жизни

Александр Невский был терпеливым человеком, он принимал мудрые решения, по этой причине верующие люди часто просят у святого лика мудрости при принятии важных решений. У святого князя были хорошие отношения с семьей, женой, сыновьями и братьями. Он венчался с супругой и раньше, чем через год, у пары родился сын Василий. Религиозные люди, почитающие князя, просят у него предотвратить семейные конфликты, защитить семью от посягательств, сохранить мир и благополучие. Молитва помогает супругам избежать искушений, с которыми люди сталкиваются в мирской жизни, и сохранить верность клятве, данной у алтаря.

Исцеление недугов

Как правило, об исцелении недугов, болезней, святого не просят. Только об исцелении ранений, которые были получены в бою.

Молитвы

Религиозные люди говорят, что для того, чтобы святой образ помог, стоит правильно обращаться к нему. То есть читать молитвы, которые помогут найти выход из сложной ситуации.

Об исцелении

Если человек решил обратиться к святому с молитвой об исцелении, то стоит попросить князя о мире, здравии и достижении благополучия для всей семьи. Не стоит адресовать к святому просьбу вылечить заболевание, избавить от его последствий. Обращаются к Александру Невскому, когда недуг связан с ранением, которое человек получил на службе, в результате военных конфликтов. Специальной молитвы нет, но можно обратиться к святому князю, встав перед образом. Помыслы человека должны быть чистыми, как и душа.

Текст: «О Святой благоверный князь Александр! Прояви милосердие к страждущим и просящим. Помоги рабу Божьему (имя), даруй ему здравие и сил, да сохранит его Господь Бог. Прошу у Тебя Валкий князь жизни в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей самого, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

О здравии

Если есть возможность, то прочитайте молитву в храме, перед иконой или перед мощами святого. Попросите его о даровании исцеления. Есть молитва, которая так и называется, перед обращением с ней к Александру Невскому лучше очиститься, исповедаться в церкви, пройти через причастие.

Текст: «Скорый помощи всех усердно к тебе прибегающих, и представ перед Господом просим Тебя, светлый благоверный великий князь Александре! Помоги просящему, даруй здравие ведь ты в житии своем Ты защитник и хранитель веры православной. Помоги утвердиться в вере и увидеть чудо Господа. Приди великий князь и помогут (имя просящего) обрести здравие и веру в Господа нашего и силы его, и на (имя) ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставь тленный венец царства земного, избрал безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствующий, исходатайствуй и (имя), рабу Божьему, смиренно молю тебя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию Божию шествие неуклонное устрой (имя). Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

О великом князе Александре Ярославиче. Из Лицевого летописного свода

«Сей благоверный и благородный, Богом преукрашенный и похвал достойный, великий князь Александр Ярославич, восьмое колено самодержавного и равноапостольного царя и великого князя Владимира Святославича, просветившего Русскую землю святым крещением, от Рюрика же одиннадцатое колено, за многие и преславные добродетели снискал похвалу не только от людей, но и от самого Бога; ибо с юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен благочестивым своим отцом богомудрым и державным Ярославом Всеволодовичем, и святой своей матерью, боголюбивой великой княгиней Феодосией, нареченной в иночестве Ефросинией, которыми воспитан был во всяких добрых наставлениях. И вселился в сердце его страх Божий в стремлении к соблюдению заповедей Господних; ибо чтил он священнический и монашеский чин.

Князь Александр Невский. Титулярник

Всегда в юности своей он придерживался смиренномудрия и воздержания, хранил чистоту душевную и телесную, приумножал кротость и избегал тщеславия, много старания к этому приложив. Чревоугодие сдерживал, ибо знал, что плоти пресыщение разрушает целомудрие, и мешает бодрствованию, и другим добродетелям противостоит. В устах же его беспрестанно были божественные слова, услаждающие его больше меда и сот. Он читал их с усердием, и внимал им, и желал воплотить их в дела. Родные же его видели, что он преуспевает во всех добродетелях, и старались быть полезными, и старались всячески угождать Богу, видя, как он старался угодить Богу, и, горя божественным небесным желанием, он умалял перед людьми все доброе и честное в себе, и не выставлял напоказ душевного многоплодия своего. И от премногого своего смиренномудрия всячески скрывал многочисленные добрые дела свои.

Хотя и прославлен был от Бога честью земного царства и супругу имел и детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей. Был он очень высок ростом; красотой лица был подобен Иосифу Прекрасному; сила же его была частью силы Самсона, голос же его звучал как труба в народе; храбростью он был подобен Римскому царю Веспасиану, сыну Нерона, который пленил всю землю Иудейскую, собрал полки свои и повелел приступать к городу Антипату (Иотапату). Горожане вышли и победили полки его; он один пошел против них, и повернул войско их к воротам городским, и дружине своей, посмеявшись, сказал: «Почто оставили меня одного»? Так и великий князь Александр Ярославич побеждал везде и не был никогда побежден.

Великий князь Александр Ярославич. Миниатюра из ЛЛС

Премного милостив был, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по стопам его, он отдавал за пленников много золота и серебра, посылая к царю Батыю в Орду за русских людей, которые были пленены безбожными татарами. Он же выкупал их и избавлял от лютого рабства и от многих бед и напастей.

Сам же всегда был Богом храним и от всех врагов везде оставался невредим, и прославил его Господь своей милостью к нему. И был он всем врагам страшен и грозен, и повсюду при имени его трепетали. Мудрость же и острота его ума, как и Соломону, даны были ему Богом. Больше же всего чтил он правосудие, и бояр своих часто поучал притчами из Божественного писания, чтобы прежде всего вопрошали премудрости у Бога, и от пьянства удерживались, и сами пред Богом смирялись, и не забывали праведно судить, и не были бы пристрастны в пользу сильного, и не принимали бы мзду неправедную, и никого не обижали бы, но избавляли бы обиженных от рук обижающих, и больше положенного им ничего бы не брали, но довольны были бы оброками своими. И так много раз говорил, иногда устрашая властью своей, иногда же напоминая о вечном воздаянии, когда на Страшном суде Христос воздаст каждому по делам его. Бояре же и все люди, видя от Бога дарованную ему премудрость, не могли ничего ответить, но единодушно обещали делать так, как он повелевал им. И так мужественно и праведно правил дарованной ему Богом державой.

И слава о нем прошла по многим дальним странам, и многие стремились увидеть его. И еще тогда повсюду был слух о том, что безбожный царь Батый по Божьему попущению много зла сотворил великой земле Русской. А там, где сей блаженный Александр с отцом своим Ярославом правили, в Великом Новгороде, туда дойти нечестивым помешала некая сила божественная и не дала им даже приблизиться не только к землям Великого Новгорода, но и к другим землям, где приходилось им тогда бывать и сражаться с ненавистными врагами — литовцами и немцами. И везде по Божьему попущению не воевали против них жестокие эти татары».

Характеристика Невского в литературе

Подробную характеристику Александру Невскому в отечественной литературе дал академик Михаил Тихомиров. По его словам, князь часто изображался удалым молодцем, который решает все проблемы и трудности внезапной атакой и одерживает славные победы. В действительности битвы Александра Невского проходили не так легко и просто. А такое изображение князя слишком далеко от исторической правды.

Давая истинную характеристику Александра Невского, сохранившуюся по историческим документам, стоит отметить, что это был человек, умевший сочетать смелость полководца с расчетом осторожного политика. Только симбиоз двух этих качеств позволял ему брать верх над неприятелем

Посещение Монголии

В 1251 г. в Орде произошла смена правителя, хан Менгу приказал отменить все ярлыки, розданные Батыем. Александр желал этого пересмотра, так как его не устраивала второстепенная роль в управлении Русью. Он надеялся получить княжество во Владимире, ибо имел право по старшинству. Последующие посещения Орды также строились на желании умиротворения монголов и повиновения их воле.

  • А. Невский исправно платил огромную дань, что позволяло сохранить русские земли от разоряющих набегов. Некоторые исследователи рассматривают в этом поведении угодничество перед восточным врагом и корыстное стремление удержать власть на Руси, другие видят здесь тонкий политический ход, позволивший усмирить гнев непобедимой Орды.
  • В 1252 г. Александр прибыл во Владимир и законно занял великий престол. Он позаботился о восстановлении города и окрестностей, которые незадолго до этого разрушили монгольские рати, призванные уничтожить Андрея и его союзников. Великий князь строил церкви, украшал их и обогащал, возводил дома, воодушевлял народ.

На заметку! Историк Г. Вернадский отметил, что подвиги на Западе и полное смирение перед Востоком позволили русскому народу сохранить православие, которое сумело окрепнуть на почве свершений Александра. Князь, ведший осмотрительную политику, уберег Отечество от беспощадного разорения, мудро избежал новых кровопролитий на северо-западе, отказался сблизиться с католицизмом и выиграл необходимое время, чтобы государство сумело окрепнуть и оправится от разрушений.

Процесс умиротворения Орды продолжали и преемники А. Невского, которые все-таки сумели сбросить ужасное бремя.

Повесть о житии Александра Невского

Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо — прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым.

Знатный человек из Западной страны по имени Андреяш специально пришёл посмотреть на князя Александра. Вернувшись к своим, Андреяш говорил, что не встречал человека, подобного Александру.

Услышав об этом, король Римской веры из Полуночной страны захотел завоевать землю Александрову, пришёл к Неве и послал своих послов в Новгород к Александру с извещением, что он, король, берёт его землю в плен.

Продолжение после рекламы:

Александр помолился в церкви Святой Софии, принял благословение от епископа Спиридона и пошёл на врагов с небольшой дружиной. У Александра даже не было времени послать весть к отцу, и многие новгородцы не успели присоединиться к походу.

Старейшине земли Ижорской, носившему имя Пелугий (во святом крещении — Филипп), Александром был поручен морской дозор. Разведав о силе вражеского войска, Пелугий пошёл навстречу Александру, чтобы рассказать обо всём. На рассвете Пелугий увидел плывшую по морю ладью, а на ней — святых мучеников Бориса и Глеба. Они сказали, что собираются помочь своему сроднику Александру.

Встретив Александра, Пелугий поведал ему о видении. Александр велел никому об этом не говорить.

Князь Александр вступил в сражение с латинянами и самого короля ранил копьём. В битве особенно отличились шесть воинов: Таврило Олексич, Сбыслав Якунович, Иаков, Миша, Савва и Ратмир.

Брифли существует благодаря рекламе:

Трупы убитых латинян нашли и на другом берегу реки Ижоры, где войско Александра не могло пройти. Их перебил ангел Божий. Оставшиеся враги бежали, а князь возвратился с победой.

На следующий год опять пришли латиняне от Западной страны и построили город на Александровой земле. Александр немедля срыл город, одних врагов казнил, других взял в плен, а третьих помиловал.

На третий год, зимой, Александр сам пошёл на немецкую землю с большим войском. Ведь враги уже взяли город Псков. Александр освободил Псков, но многие немецкие города заключили союз против Александра.

Битва произошла на Чудском озере. Лёд там покрылся кровью. Очевидцы рассказывали о воинстве Божием в воздухе, которое помогало Александру.

Когда князь возвращался с победой, духовенство и жители Пскова торжественно встречали его у стен города.

Литовцы начали разорять волости Александровы, но Александр разбил их войска, и с тех пор они стали его бояться.

В то время в Восточной стране был сильный царь. Он послал послов к Александру и велел князю приехать к нему в Орду. После смерти отца Александр с большим войском пришёл во Владимир. Весть о грозном князе разнеслась по многим землям. Александр, получив благословение от епископа Кирилла, поехал в Орду к царю Батыю. Тот воздал ему почести и отпустил его.

Продолжение после рекламы:

Царь Батый разгневался на Андрея, суздальского князя (младшего брата Александра), и его воевода Невруй разорил Суздальскую землю. После этого великий князь Александр восстановил города и церкви.

К Александру пришли послы от римского папы. Они сказали, что прислал папа Александру двух кардиналов, которые расскажут о законе Божьем. Но Александр ответил, что русские закон знают, а от латинян учение не приемлют.

В то время царь из Восточной страны заставлял христиан ходить вместе с ним в поход. Александр приехал в Орду, чтобы уговорить царя не делать этого. А сына своего Дмитрия послал на Западные страны. Дмитрий взял город Юрьев и возвратился в Новгород.

А князь Александр на обратном пути из Орды заболел. Он принял монашество перед смертью, стал схимником и 14 ноября скончался.

Тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит, священники и весь народ встретили его в Боголюбове. Были крики и плач.

Положили князя в церкви Рождества Богородицы. Митрополит Кирилл хотел разжать руку Александра, чтобы вложить в неё грамоту. Но умерший сам протянул руку и взял грамоту… Об этом чуде рассказали митрополит и его эконом Себастьян.

Пересказ жития Невского

В начале произведения читатель знакомится с князем Ярославом. У него и его жен рождается сын – Александр, будущий князь и полководец. Уже в юном возрасте Александр был привлекательным, обладал мужественной внешностью и высоким ростом. Он был так хорошо слажен, что вызывал восхищение – уже тогда окружающие пророчили ему великое будущее. Даже гость из западной страны, увидев взрослого Александра, сказал, что никогда ранее таких князей не знал.

Услышав о том, что на русской земле появился выдающийся правитель, римский король решил прибрать к рукам Александрову территорию. Он подошел к Неве со своими войсками и отправил к Новгородскому князю Александру послов, что римский правитель забирает землю себе и в ближайшее время захватит Новгород.

Князь вынужден был защищать свою родину от вражеских захватчиков. Он отправился в церковь, где помолился, собрал небольшую дружину и выдвинулся навстречу римскому войску. Во что бы то ни стало он решил защитить свой дом от плена. Он не успел известить отца о захвате, поэтому многие новгородские воины просто не смогли к нему присоединиться, и в распоряжении Александра оказалась только одна немногочисленная дружина.

В борьбе с захватчиками князю помог старейшина Пелугий, а также братья Борис и Глеб (святые мученики – Александр узнал от Пелугия, что они придут к нему не помощь, но велел не рассказывать об этом остальным воинам). Александр схватился с самим королем и одолел его, а вражеское войско обратилось в бег – нападение с запада было отражено. В произведении также говорится о том, что справиться с латинянами князю помог сам ангел божий – он низверг врагов там, куда войско Александра не добралось.

Далее в кратком содержании повести о житии Александра Невского рассказывается о том, что через год после неудачной для них битвы люди с Запада вновь явились на русскую землю. На чужой для них территории они решили построить поселение. Александр сразу же выдвинулся к нему и разрушил вражеский город, разгромив врагов и пощадив немногих.

Через несколько лет князь Александр решил сам отправиться завоевывать немецкие территории. Его целью было освобождение русского города, взятого врагами ранее (нынешний Псков). И вновь на помощью князю пришло само небесное воинство. После битвы на Чудском озере участники рассказывали, что видели ангелов в небе, которые помогали русским воинам. Князь вернулся домой с победой, и жители города с восторгом приветствовали его.

После того воины из Литвы еще пробовали захватить русские земли, но князь давал им решительный отпор.

В период правления Александра Русь находилась под гнетом монгольского ига – «Восточной» стране. Ее правителем был хан Батый. Когда отец Александра умер, он стал Великим князем Владимирским. Вскоре после этого за ним прислал хан Батый, так как хотел лично увидеть прославленного правителя. Александр явился к монгольскому хану, и тот отдал ему почести, после чего отпустил с уважением.

К Александру явились римские послы. Они, считая себя образцовыми христианами, хотели научить русских людей божьим законам. Но Александр не принял этого настойчивого и неуважительного по отношению к нему предложения – он заявил, что русские люди божий закон итак знают, учителя им не нужны.

Восточный хан Берке отправлял своих людей в военный поход. Пользуясь зависимым положением Руси, он решил отправить и русских воинов вместе со своими. Узнав об этом, Александр поехал к хану для личной встречи. Он хотел попросить его не рисковать русскими людьми за чуждые для них ценности. У князя получилось убедить Монгольского правителя, а тем временем его сын Дмитрий успешно захватил несколько городов на западной земле.

На обратном пути из почти годового визита в Монголию Александр Невский заболел. Дорога становилась для него все более и более трудной, и к ноябрю князь совсем ослаб. Он предчувствовал, что ему осталось недолго, и принял решение принять постриг. Желание умирающего правителя было исполнено, и он стал монахом. 14 ноября Александр Невский умер.

Тело князя было доставлено во Владимир для захоронения. Во время религиозной службы произошло настоящее чудо: когда монахи хотели вложить в руку мертвого князя грамоту (в ней отпускались все его грехи перед Богом), тот вдруг открыл глаза и взял ее сам. Это посчитали проявлением воли Божьей и его благоволения Великому князю. Митрополит Кирилл и его эконом вместе рассказывали о этом удивительном происшествии. Тот факт, что на небесах Александра благословили, несколько утешил русских людей, скорбевших о своем правителе.

Интересно, что некоторые историки утверждают, будто именно Митрополит Кирилл и был автором повести. Именно это произведение стало примером образа русского правителя: уважаемого, доблестного и любимого народом.

Роман Бориса Васильева

Свой вклад в создание образа Александра Невского в русской литературе внес и Борис Васильев. Известный писатель-фронтовик, автор произведений «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» и «Не стреляйте в белых лебедей» написал роман «Александр Невский» в 1997 году. В тот период автор всерьез увлекся исторической литературой, посвятив отдельные романы также вещему Олегу, княгине Ольге, князю Святославу, Владимиру Красное Солнышко, Владимиру Мономаху.

Позже роман об Александре Невском был переиздан под другим названием и сейчас больше известен как «Князь Ярослав и его сыновья».

В этой книге Борис Васильев переносит нас на Русь первой половины XIII века. В то время ни о каком единстве между княжествами речи не шло, правители вели ожесточенную борьбу между собой за первенство, воевали с немецкими рыцарями, пытались ужиться с татаро-монголами, которые огромным войском пришли на русскую землю.

Главные герои этого романа — князь Ярослав Всеволодович и его сын Александр, позже прозванный Невским, а также его младший брат Андрей, который после ссоры с героем нашей статьи был вынужден бежать в Швецию. В повествовании встречаются как реально существовавшие исторические персонажи, так и полностью вымышленные герои.

Борис Васильев с присущим ему мастерством берется за создание образа Александра Невского в русской литературе. У него получается увлекательное повествование, которое держит читателей в напряжении до самых последних страниц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector