Молитва для выпечки просфор
Содержание:
- Рецепт выпечка служебных просфор
- Что такое артос
- Выпечка изделия
- Ничё се, нетрудная работка
- Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
- Старинный рецепт заварного теста
- Формировка просфор
- Описание и значение
- Выпечка просфор.
- Как сделать российский сыр в домашних условиях?
- ***
- Как священный хлеб может исцелить коз
Рецепт выпечка служебных просфор
Просфоры приготавливаются из лучшей пшеничной муки, замешенной на чистой воде с добавлением соли, закваски из дрожжей и святой воды, и выпекаются с чтением Иисусовой молитвы просфорницами-женщинами благочестивой жизни.
Просфоры в Русской Православной Церкви, по примеру первых христиан, пекут из квасного теста. “Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие, совершенно нас ради, восприняло нашу плоть; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего. В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода – крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: “Вы есть соль земли” (Симеон Солунский).
Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.
Нельзя употреблять совсем черствые или заплесневелые просфоры. Для Агнца удобнее брать просфору немного затвердевшую (испеченную накануне), нежели свежеиспеченную, так как из первой легче вырезать святой Агнец и по освящении его удобнее раздроблять на частицы для причащения мирян.
Старинный рецепт выпечки просфор:
Берут 1200 г. муки высшего сорта (крупчатки). На дно посуды, в которой будет замешиваться тесто, наливают немного святой воды, высыпают 400 г. муки, обливают кипятком (для придания просфоре сладости и стойкости против заплесневения) и перемешивают. После охлаждения в эту же посуду добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут дрожжи (25 г.). Все тщательно перемешивают и после подъема (через 30 минут) добавляют оставшуюся муку (800 г.) и снова все месят. После подхождения (через 30 минут) тесто выкладывают на стол, хорошо натирают, раскатывают скалкой листами нужной толщины, режут формами на кружки (для нижней части форма побольше), поправляют их руками, покрывают влажным полотенцем, затем сухим и выдерживают 30 минут. На меньшую, верхнюю часть поставляют печать. Соединительные поверхности просфоры смачивают теплой водой, верхнюю часть накладывают на нижнюю, прокалывают обе части иглой, чтобы предупредить образования пустот. Затем просфоры ставят на противень и пекут в печи до готовности (малые – 15 минут, служебные – 20 минут).
Готовые просфоры вынимают на стол, покрывают сухим полотном, затем мокрым, опять сухим и сверху чистым специально для этого приготовленным одеялом. Просфоры “отдыхают” час. Когда они станут мягкими и остынут, их убирают в корзины или другие вместилища, куда ничего более, кроме просфор, не кладется.
Что такое артос
Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб,
иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом
Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь
Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях
о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву,
они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место
за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам,
первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение
того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест,
на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью,
или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли
за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы
благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть
воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год
в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи
на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое
полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг
стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом
Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы,
агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи,
возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей,
и благослови, и освяти его. Ибо и мы раби Твои в честь и славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде
Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение,
свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день
Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению
причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси
источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном,
и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением
воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред
образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу
на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается
крестный ход вокруг храма.
В суббота Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса:
«Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский. Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас
во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения!
Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни,
и ныне благослови хлеб сей, яко да вей, вкушающий от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся
благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем,
со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе
не мирская роскошь.
Выпечка изделия
Тесто выложите на рабочий стол, хорошо присыпав его мукой. Раскатайте пласт толщиной в 3 см. Нарежьте из него специальными формочками кружки большего и меньшего диаметра. Подправьте их руками, чтобы получилась аккуратной каждая будущая просфора. Что с ней делать теперь, точнее, с ними? Накрыть влажным вафельным полотенцем, сверху — сухим, и снова на полчаса оставить для «отдыха». Потом накладывайте печати на меньшие кружки, соединяйте с большими, предварительно смочив слегка поверхности водой. Чтобы во время выпечки в тесте не образовалось пустот, каждая святая просфора обязательно прокалывается насквозь. Затем их переложите на присыпанный мукой противень и поставьте в предварительно разогретую духовку. Как печь просфоры? Они должны подрумяниться, но не подгореть. Время — от 15 до 20 мин. Готовую выпечку выложите на стол, накройте сухим, влажным и сухим полотенцами и чем-то тёплым. В таком виде просфоры должны остыть. Их складывают в специальные корзины и употребляют по назначению. Хранят в холодильнике.
Ничё се, нетрудная работка
Попал я, надо сказать, в самый разгар. Это я, художник, могу себе позволить и поспать иногда, а ребята рано встают: им тесто месить.
Поначалу лишь головой успевал крутить – даже уследить не мог, что и как, а потом попривык, и стало интересно. Но только фотоаппарат наведу, а процесс уже и закончился. Во мне прямо азарт заиграл! И солнышко в окошке тоже начало в прятки играть: то появится, то спрячется. А просфорники работают и улыбаются. То здесь, то там мешаю я им. Помещения небольшие, а я места занимаю много.
Тут как раз ребята молиться начали:
«Преблаженнии и Богоноснии отцы наша Спиридоне и Никодиме, яко стяжавшии дерзновение ко Господу равноангельным своим житием. Его же ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша; молим вас прилежно, испросите душам нашим очищение и велию и богатую милость».
«Спиридоне незлобия крин, и Никодиме победоимените, оба просфорницы святии, хлебы чисты в дар творяще Богу, и себе во благовонную жертву сотвориша: молите Христа Бога да спасет душа наша».
Что такое артос?
Вспомнились мне строки из «Кайдашевой семьи» Нечуй-Левицкого: «Тем временем Мелашка служила в Киеве у просвирницы. Она прожила первую неделю тихо, спокойно, как у Бога за дверью. Работа у просвирницы была нетрудная после тяжелой работы у свекрови. Еда была хорошая».
Глядел я на просфорников и думал: «Ничё се, нетрудная работка! Так успевать крутиться… Это ж какая работа тогда была у свекрови?!»
Остановился я и начал в молитве просить преподобного Иону рассказать мне, как делаются его просфоры. Вот после этого меня и попустило… Начал успевать за работниками и кадры делать, и вопросы задавать, что да как. И они ко мне с расположением отнеслись и стали рассказывать…
Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.
Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.
Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.
Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.
По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.
Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
Старинный рецепт заварного теста
Интересуясь вопросом, связанным с тем, как пекут просфоры, надо отметить, что есть несколько способов их приготовления. Вот еще один. В этом рецепте для приготовления просфор необходимо сделать заварное тесто. Берем 215 г. пшеничной муки и заливаем 320 мл кипятка. Затем все растираем венчиком и следом, постоянно подмешивая, подливаем еще 670 мл кипятка.
Потом тесто делим на две равные части и оставляем его остывать. Тем временем заливаем 50 мл кипяченой воды, остывшей до комнатной температуры, берем 10 г. прессованных или чайную ложку сухих дрожжей, тщательно перемешиваем, затем ставим полученную массу в теплое место.
Когда пройдет час времени, в «проснувшиеся» дрожжи добавляем одну из половин теста, оставляем подходить в теплом месте еще 1,5 часа. По окончании этого времени туда же, чтобы, так сказать, «омолодить» тесто, нужно всыпать еще 150 г муки и влить 170 мл теплой воды. А дальше все тщательно размешиваем и оставляем в теплом месте на 2 часа. Следом приготовляем водный соленый раствор из 40 г соли и 170 мл теплой воды. В заключение приготовления теста на просфоры надо соединить образовавшееся тесто с неиспользованной половиной и водным соленым раствором.
Формировка просфор
Одни формируют из раскатанного теста в 2 см нижние части просфор, а другие занимаются формированием верхней части просфоры, толщиной в 1 см. Третьи ставят печи и раскладывают их на противнях, потом ставят их на стеллажи и отправляют в специальный шкаф, чтобы они еще немного поднялись. В этих шкафах выдерживается температура около 40 градусов с влажностью 80%.
Пока кипит работа, учиненный чтец вслух читает монашеское правило. И уже к девяти часам утра первая часть просфор начинает помещаться в печь, готовится 26 минут. Готовые горячие просфоры выкладывают на стол с высокими краями и покрывают хлопчатобумажной тканью. Когда они остынут, их сразу же на хранение помещают в холодильную камеру.
Описание и значение
Просфора состоит из двух частей, которые символизируют собой двойственную сущность Иисуса Христа: человеческую и божественную. На ней сверху стоит печать. Чаще всего это крест, делящий её на четыре равные части, на которых написаны греческие буквы. В переводе это надпись «Иисус Христос побеждает». Верхняя часть с печатью символизирует высшее духовное начало, нижняя часть — земное, человеческое.
Для церковных служб всегда используют только свежие хлебцы, потому что молитва над чёрствым хлебом — это грех.
Просфоры используются в церкви во время Литургии. Существует специальный служебный хлебец, его используют в процессе проскомидии — особой части богослужения. В самом её конце всем молящимся раздают маленькие части — антидоры. Принимать их нужно с благоговением, сложив руки крест-накрест, правую положить на левую. После этого нужно поцеловать руку священника, принёсшего антидор.
Получить хлебцы в церкви можно за свечным ящиком после службы, передав записку за здравие или за упокой. За каждое упомянутое в записке имя вынимается частица просфоры.
Существуют определённые правила о том, как и когда можно есть просфору. Если вы принесли её домой, то ставьте только на чистую скатерть или салфетку . Есть можно только ранним утром, натощак. Расстелите чистую скатерть, на неё поставьте просфору, чистую родниковую или святую воду, и больше ничего. Перед вкушением обязательно прочтите специальную молитву, поблагодарите Господа за его милость. Нужно обязательно есть над тарелкой или чистой бумагой, чтобы ни одна священная крошка не упала на стол или тем более на пол.
Выпечка просфор.
Просфорное послушание у нас, обычно приходится на пятницу.
В четверг, с утра в 8-00, запариваю соответствующее количество муки , накрываюкастрюлю с опарой одеялом и так оставляю до вечера. Cразу же ставлю закваску на активацию.
Культуру закваски сохраняю в течении недели в холодильнике, в поллитровой баночке, накрытой плотной материей ( чтобы закваска «дышала» и не высыхала). В баночке закваски не более столовой ложки.
Активация закваски:
В литровую банку наливаю 250мл. (1/4 часть) теплой кипяченой воды, добавляю столовую ложку меда и тщательноразмешиваю. После того, как мед растворится, из поллитровой баночки, где хранилась культура закваски достаю 1 чайную ложку закваски и добавляю в литровую банку с медовой водой. Тщательно размешиваю, чтобы закваска растворилась в воде (остальную закваску выкидываю). После чего добавляю 6-7ьстоловых ложек муки с горкой и тоже тщательно перемешиваю. Консистенция должна получиться как у магазинной сметаны. Накрываю банку плотной х/б тряпкой с резинкой , и в таком виде, при комнатной температуре, закваска активируется до вечера. Если ставить в теплое место, активация пройдет быстрее, но температура окружающей среды не должна превышать 40 градусов Цельсия.
Часов в 19-20 вечера из литровой банки в чистую, сухую поллитровую баночку откладываю 1 столовую ложку закваски, накрываю плотной х/б тряпкой и ставлю на сохранение в холодильник.
Оставшуюся закваску выкладываю в кастрюлю с опарой. Опара к этому времени должна остыть до температуры парного молока (не должна превышать 40 градусов Цельсия).
Тщательно все перемешиваю, накрываю одеялом и оставляю до утра.
В пятницу , к 8-00 утра (опара к этому времени становится пышной, мягкой и рыхлой) добавляю в кастрюлю муку (70% от запаренного количества), тщательно перемешиваю и минут через 15-20 замешиваю тесто (на замешивание теста уходит около часа).
Замешанные куски теста ложу в полиэтиленовые пакеты и и ставлю в теплую камеру для расстойки на 1,5 часа (температура не должна быть выше 40 градусов Цельсия).
В течении этого времени дважды обминаю тесто и формирую агничные просфоры (низы).
Часам к 11 тесто становится мягким , эластичным и тогда начинаем делать просфоры.
Cозревает, обычно, тесто для выпечки у нас не раньше 14-00 часов. В процессе изготовления просфор, тесто и элементы просфор лучше сохранять под пленкой и в полиэтиленовых пакетах. Тесто не высыхает и значительно быстрее поднимается. Для ускорения этого процесса , тесто и элементы просфор ( кроме агничных крышек) мы подогреваем в теплой камере (температура не выше 40 градусов Цельсия).
Как сделать российский сыр в домашних условиях?
Вы не поверите, но даже на собственной кухне без каких-либо специальных приспособлений, возможно, приготовить настоящий российский сыр с дырочками! И для его приготовления нужно минимум затрат и большое желание.
Время готовки – 1 суток.
Время приготовления – 2 ч. 30 мин.
Порции – 1 кг.
Ингредиенты:
- Молоко деревенское – 10 л.
- Фермент сычужный – 2-3 гр.
- Закваска – ¼ пакетика.
- Соль – 200 гр.
- Вода – 50 мл.
Процесс приготовления:
- Активируем закваску. 200-250 миллилитров молока нагреваем до температуры 35 градусов и соединяем с закваской, хорошенько размешиваем и убираем в теплое место на 40 минут.
- Оставшееся молоко переливаем в кастрюлю и на умеренном огне греем до 32-33 градусов – снимаем с плиты.
- В теплое молоко, по истечении 40 минут, выливаем закваску и интенсивно перемешиваем в течение 10 секунд.
- Две мерные ложечки фермента разводим в 50 миллилитрах воды.
- Также отправляем в тару к теплому молоку и даем «отдохнуть» минут 40-45.
- По истечении времени проверяем, пробрела ли масса желеобразную консистенцию при помощи шампура.
- Полученный сгусток режем маленькими квадратиками.
- Кубики в сыворотке накрываем крышкой на 10 минут – за это время кусочки должны немного осесть.
- И упасть на дно кастрюли.
- Спустя 10 минут сливаем около 100 миллилитров сыворотки.
- Тару снова ставим на плиту, греем до 36-38 градусов в течение 10 минут, разрезая крупные кусочки на более мелкие.
- За это время сырные зерна должны уменьшиться и заметно округлиться.
- Сливаем сыворотку.
- И заменяем ее 2-мя литрами кипячёной воды, температурой 40 градусов.
- Снова нагреваем зернышки, но на этот раз до температуры 38-40 градусов в течение 15 минут.
- Зерно снова уменьшается в объеме.
- Проверить зерна на готовность очень просто – берем в руку и сжимаем.
- Во время расслабления ладони, кругляшки распадаются обратно.
- Молочные хлопья процеживаем от сыворотки, солим и перемешиваем.
- Перекладываем массу в перфорированную форму и даем немного времени спрессоваться.
- Через полчаса сыр еще раз немного уменьшится в объеме за счёт сжатия.
- Поверх «головки» молочного продукта устанавливаем гнет весом около 500 грамм и оставляем на 2-5 минут.
- Масса спрессовывается еще лучше.
- Достаем через несколько минут из-под груза и переворачиваем.
- Форму помещаем в глубокую емкость, куда будут стекать излишки сыворотки.
- Снова устанавливаем груз, только теперь в этот раз весом 2-3 килограмма и оставляем на несколько часов.
- В результате получаем плотную и красивую головку сыра, которую осталось просолить.
- Сыр окунаем в раствор, сделанный из двух литров воды и 400 грамм соли – оставляем пропитываться на 12 часов.
- Спустя полсуток вынимаем головку, обсушиваем при помощи бумажных полотенец и даем время полностью высохнуть в холодильной камере. Как правило, этот процесс занимает 2-3 суток.
- Полностью сухой сыр оставляем для выдержки на 14-15 суток. Здесь следует отметить, что чем дольше сыр будет «настаиваться», тем насыщеннее будет его вкус и аромат. Приятного аппетита!
***
Преподобные Спиридон и Никодим, просфорники Печерcкие Святой Спиридон родился в крестьянской семье. В 1139 году он поступил в Киево-Печерскую Лавру. Грамоты не знал и, уже достигнув почтенного возраста, усердно принялся за учебу и выучил наизусть всю Псалтирь. Видя благочестие, доброту и трудолюбие Спиридона, настоятель Лавры доверил ему приготовление просфор. Однажды, когда святой Спиридон растапливал печь, пламя неожиданно взметнулось и пол в помещении загорелся. Тогда монах закрыл устье печи своей мантией, потом связал вместе рукава подрясника, бросился к колодцу и зачерпнул в них воды, и лишь затем призвал на помощь братию. Прибежав на его крик, монахи с изумлением обнаружили, что закрывавшая печное устье мантия осталась невредимой, а вода из подрясника не вылилась, так что пожар был без труда потушен. Тогда все воздали хвалу Господу, Который столь чудесным образом пришел на помощь Своему верному служителю. Близким сподвижником святого Спиридона был монах Никодим. Они вместе на протяжении тридцати лет занимались изготовлением просфор и почили во Христе, достигнув преклонных лет. Мощи святых покоятся в Ближних пещерах Лавры. |
Как священный хлеб может исцелить коз
…Я собирался домой. Время пролетело мгновенно – впрочем, как и всегда, когда делаешь что-либо с интересом. У храма встретил настоятеля монастыря епископа Иону. Вот такой у нас с ним состоялся диалог:
– Владыка, в чём, собственно, секрет ионинских просфор? Почему люди из многих храмов приезжают покупать их именно сюда?
– Ребята, которые несут послушание у нас в просфорне, делают свою работу так, что их продукция соответствует самым высоким стандартам, предъявляемым к просфорам. Далеко не всегда можно достичь подобного в домашних условиях, поэтому священнослужители и приобретают просфоры для богослужений у нас.
Епископ Обуховский Иона (Черепанов), настоятель Ионинского монастыря
– Можно ли заказать просфору в подарок на день рождения родственнику или другу?
– Заказать можно, но нужно понимать, что вначале просфора является самым обычным хлебом с нанесенным на ней изображением или печатью. Но после того, как из нее будет вынута частичка о здравии или об упокоении, или в память святых, просфора становится святыней, которую можно дарить друзьям и близким, но только тем, кто понимает, что это такое. Чтобы люди ее не выбросили или не скормили животным.
– Когда вы впервые взяли в руки просфору и что при этом чувствовали?
– Впервые узнал, что такое просфора, еще в детстве: у моей верующей прабабушки были засушенные просфорки, которые она вкушала только по праздникам, так как жила вдалеке от храма. Сегодня воцерковленные дети знают, что такое просфора и что это отнюдь не обычная булочка. Вообще, по тому, как ребенок называет священный хлеб, видно степень церковности его родителей.
– А хлеб вы печете в просфорной?
– Нет, только артосы – хлеб, который стоит у Царских врат иконостаса в течение всей Светлой седмицы после Пасхи, а после этого раздается в благословение верующим.
Интересно, что в канонических указаниях написано, что артос можно давать и животным в случае болезни. И был случай, когда у одного нашего брата у бабушки заболели козы, никакое лечение не помогало. Тогда брат принес несколько кусочков артоса бабушке, она дала их козам, и те чудесным образом исцелились. Вот такое было чудо, связанное со священным хлебом.
А вот освященную просфору ни в коем случае нельзя давать ни животным, ни птицам. Она предназначена исключительно для вкушения людьми.