Святыни обители

Содержание:

Святыни храма

Монастырь является важной исторической достопримечательностью. Обитель получила много ценных вещей от влиятельных семей Годуновых и Романовых

На ее территории хранятся важные для православной церкви реликвии.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

По легенде, митрополит Московский Петр создал копию чудотворной одноименной иконы. Ее использовали при коронации Михаила Романова. Позже образ стал частью иконостаса. Она являлась частью шествия верующих к храму на Запрудне. В 1919 году изображение вывезли из церкви, в собственность Костромской епархии его вернули в 2004 году.

Частица Ризы Господней

Небольшой кусочек ризы Христа, в которой его распяли на Голгофе, попал в костромской монастырь в 1626 году. Ее передали патриарх Филарет и царь Михаил Федорович. Реликвии отвели место над царскими вратами. Во время больших православных мероприятий предмет опускали, чтобы показать верующим. В советское время ее спрятали, в монастырь риза вернулась в 2005 году.

Мощи Ипатия Гангрского

Священномученик являлся епископом города Гангры. Его мощи помогают исцелить человека от болезней и изгнать нечистую силу. Ипатий Гангрский считается покровителем комплекса. В 1997 году фрагменты останков и икону преподобного передали в монастырь представители Московского патриархата.

Глава Симона Юрьевецкого

Святой много молился в монастырях, поэтому получил дар пророчества и чудотворения. В 1619 году при изъятии его останков из могилы исцелилась женщина. С 1635 году Симона начинают почитать в качестве святого. Часть мощей хранится в небольшом ковчеге в обители.

Камень из расстрельной комнаты

В 2000 году РПЦ причислила членов императорской семьи к царственным страстотерпцам. Поскольку Романовы долгие годы считались покровителями мужского монастыря, здесь хранятся их вещи. В 2005 году архиепископ передал собору ящик с камнем из подвала купца Ипатьева, где произошел расстрел.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.

Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.

В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.

С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.

Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.

Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор, построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма

Обратите внимание на крыльцо

За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.

Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Большая часть фресок была обновлена в начале XX века.

Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.

В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.

Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.

Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.

На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.

За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы. Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)

Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.

  • Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, прославленный двумя святителями — Иаковом и Димитрием
  • Монастыри и другие достопримечательности Углича

Режим работы Ипатьевского монастыря (Кострома)

В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно. Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.

Описание Ипатьевского монастыря в Костроме

Мать первого царя Михаила владела богатой Костромской вотчиной и в начале 1613 г. жила с сыном в Ипатьевском монастыре, куда явилось посольство Земского Собора, чтобы в марте 1613 г. объявить об избрании Михаила на царский престол.Именно к Ипатьевскому монастырю пытались прорваться поляки, стремясь захватить молодого Романова. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу. На XVI в. приходится расцвет монастыря: воздвигаются в 1652 г. Троицкий собор, каменная трапезная, мощные оборонительные стены.В плане монастыря — неправильный пятиугольник с протяженностью стен 558 м. Высота стен до 11 м. Территория монастыря состоит из 2 участков: Старого и Нового города. Старый город создан в 1586—1590 гг. на средства Годуновых, а Новый город (1642- 1645 гг.) пристроен по велению царя Михаила Романова.Возрожден монастырь в 1992 г. На территории обители функционирует музейный комплекс» — справочник-путеводитель «Монастыри русской православной церкви» М., 2001, с. 100-101.

Г.К. Вагнер Ипатьевский монастырь

Основан в первой половине XIV в. как пригородная крепость. Размах монастырского монументального строительства обязан меценатству Годуновых, а также царя Федора Иоанновича. Возведение в конце XVI в. каменных монастырских стен сыграло большую роль в событиях начала XVII в. Здесь была царская резиденция Михаила Романова. От конца XVI в. сохранилась южная стена с квадратной проездной башней, построенная в 1586—1590 гг. Стена завершается зубцами в виде типичного для крепостей XV—XVI вв. ласточкиного хвоста. Так же завершалась и башня, позднее получившая карниз.Троицкий собор. Первоначально построен в XVI в., но разрушился (от взрыва пороха) и в 1650— 1652 гг. возведен заново как пятиглавый четырехстолпный храм соборного типа. В архитектурном образе здания сохраняются некоторые черты стиля XVI в. — строгость основного объема, четкость членений, многообломная профилировка карниза, почти щелевидные окна без наличников и пр. Вместе с тем храм отмечен и чертами посадского зодчества XVII в. — довольно живописные галереи с шатровым крыльцом, обильное применение ширинок, дробная аркатура на барабанах глав. От собора XVI в. сохранилось трое металлических дверей (в порталах), расписанных техникой золотой наводки. Роспись внутри собора выполнена в 1685 г. большой артелью художников во главе с известными мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.Корпус «Над погребами». Первый этаж (из крупного булыжника) представляет постройку XVI в. Второй этаж надстроен в XVII в., но сохраняет строгость облика, являя хороший образец гражданской архитектуры.Звонница. Сформировалась несколько позднее. Начало ее было положено в первое десятилетие XVII в. (1603—1605) в виде трехъярусной башни с пролетами звона. В 1649 г. к ней пристроена более мону¬ментальная четырехъярусная башня, увенчанная шатром. Получившаяся композиция стала характерной для ряда звонниц «стенового» типа — Г.К. Вагнер.

Ипатьевский монастырь в Костроме режим работы. Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Архитектурный ансамбль

На территории каменного комплекса постепенно добавлялись новые сооружения. Перестройки и реставрации повлияли на архитектуру. Здесь постройки в традиционном крепостном стиле включают элементы классики и барокко.

Троицкий собор с колокольней

Он возведен при царе Алексее Михайловиче на месте храма, который пострадал в результате взрыва. Белое каменное строение украшают пять позолоченных глав. Здание характеризуется высоким подклетом, поэтому три стороны окружают двухъярусные галереи. В торце на юге создан дополнительный алтарь в честь Михаила Малеина.

Главный фасад находится на северной стороне. Парадный вход украшает крыша в форме шатра с 8-гранным шпилем зеленого цвета. Она держится на четырех массивных столбах, которые декорированы орнаментом. Сверху крыльцо напоминает двойную арку с гирьками в центре. Вокруг дверей поверхность расписана изображениями святых.

Возле собора на 30 м возвышается колокольня. В длину она занимает около 20 м, в ширину — до 6 м. Более старая часть построена в стиле аркады, которая имеет несколько пролетов. Вторая представляет собой помещение с открытым пролетом, где висит колокол. Крыша представляет собой шпиль из зеленой черепицы. Здание декорировано резными ширинками, полуколоннами и килевидными окнами.

Надвратная церковь Хрисанфа и Дарии

Она построена над Святыми воротами в 1841—1859 гг. в память о святых Феодоре Стратилате и Ирине. Церковь отличается отсутствием столпов, крыша представляет собой черепичный шатер из 12 граней. Верх украшает небольшая глава на декоративной основе для купола. Фасад здания является переплетением классического и древнерусского стилей. На сводах церкви встречаются византийские узоры.

Палаты Романовых

Здание служило местом, где останавливались богатые посетители обители. В начале XVII века в левом крыле жил царь Михаил Федорович, в правом — его мать. Оно построено в стиле классики с использованием элементов эклектики. После реставрации стены покрасили в коричневый цвет, второй этаж декорирован орнаментом шахматы. Главная отличительная черта — лестница шириной более 4 м, которая поднимается до второго этажа.

Стены и башни Старого и Нового городов

Крепость, которая окружает основные здания, построили в форме пятиугольника в 1586—1590 гг. Ограда сначала была деревянной, позже ее построили из камня. Она растянулась на 518 м, ее высота составила около 7 м. По углам сооружены башни: Кузнечная, Пороховая, Водяная и Квасная. Воскобойная вышка является надвратной на юге монастыря.

Каждая из них представляет собой постройки из белого камня со шпилем и отверстиями для оружия. Крыша перекрыта зеленой черепицей, наверху стоит золотистый флаг. Пороховая вышка отличается наличием отверстий на 3 уровнях. Под крышей находилось место для пушек, ниже — для стрельбы из ручного ружья. Отверстия на уровне земли использовались для подошвенного боя.

Новый город соорудили в XVII веке при правлении царя Михаила. На его территории находится вотчинная контора и три башни. По внешнему виду они похожи на постройки Старого города. Кузнечная и Водяная башни стоят на границе между двумя частями комплекса. Первая считается частью въезда в Новый город.

Монастырские корпусы

Архиерейский корпус включает святые ворота с церковью святых Хрисанфа и Дарии, кельи казначея и эконома. Одна часть здания построена в крепостном стиле. Вторая половина создана с элементами классики. В строительстве наместничьего корпуса прослеживается три этапа. Первый этаж создан в традиционном древнерусском стиле с маленькими окнами и ступенчатыми перемычками. Окна второго этажа украшены наличниками с резьбой, которые характерны для второй половины XVII века. На последнем этаже присутствуют элементы барокко.

К Романовским палатам примыкает братский корпус, где живут монахи. В конце XVI века соорудили первый этаж из камня. Из декоративных элементов выделяют оконные наличники в виде ступеней. Верхний этаж достроили через 200 лет. Для него характерно классическое оконное обрамление.

Другие сооружения

В обители есть хозяйственные постройки: помещение над погребами, корпус свечного завода и вотчинная контора в Новом городе. Первое сооружение включает погреба и сушильню. Двухэтажная келья построена из камня в традиционном крепостном стиле. Свечной корпус объединяет помещения для приготовления пищи, кладовку и крыло, где жили работники свечного завода. Снаружи стены покрашены в коричневый цвет. Входные двери находятся между двумя полуколоннами белого цвета. Вотчинная контора, которая является примером гражданской архитектуры, использовалась в XIX веке в качестве богадельни для священников.

27 сентября – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В этот день верующие вспоминают, как в 326 году в Иерусалиме был чудом обретен Крест, на котором распяли Иисуса Христа. Мы расскажем о событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!». В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Пожар

Церковь Преображения на территории Ипатьевского монастыря

4 сентября 2002 года в Ипатьевском монастыре, вскоре после закрытия музея, загорелась деревянная церковь Преображения. Начинающийся пожар случайно заметил плотник, и вскоре с огнем боролись и работники музея, и монахи местного монастыря. Однако когда за дело взялись пожарные, над монастырем уже стоял огромный столб пламени, горящие деревянные ошметки несло за монастырские стены на находящийся в сотне метров музей деревянного зодчества. После засушливого лета церковь сгорела как спичка; хорошо еще, что пожарным, на которых буквально плавились огнеупорные костюмы, удалось отстоять сам монастырь.

Сгоревшая церковь была уникальным памятником. Построена она была в 1713 году в низине у села Спас-Вежи, куда во время половодья достигал волжский разлив. На Волге церкви обычно ставились просто на возвышенностях, но в этом селе строители пошли иным путем – церковь была поставлена на сваи. Всего в России свайных церквей было три – еще две находятся в Кижах. Кроме того, само архитектурное решение (оригинальный вариант «клетской» схемы, который описывается даже в знаменитой «Истории русского искусства» И.Э.Грабаря, равно как и в других учебниках по архитектуре) делало церковь просто неповторимой. Это понимали уже столетие назад, и когда в начале XX века местные прихожане захотели заменить ее на каменную постройку, из Императорской Археологической комиссии поступил строжайший запрет, – церковь Преображения уже тогда была признана национальным достоянием.

В 1956 г. создавалось Горьковское водохранилище, и, чтобы спасти церковь от затопления, ее перенесли на территорию «Нового города» Ипатьевского монастыря. С того времени церковь Преображения стала настоящим символом Костромы, не меньшим, чем знаменитая каланча на центральной площади или сам Ипатьевский монастырь. Но пережив все перипетии XX века, она превратилась в прах из-за нелепой случайности.

Случайности ли? Анализ причин, приведших к гибели этого уникального памятника, заставляет вспомнить о борьбе, которая уже десять лет идет между епархией и музеем. Но сначала

История Ипатьевского монастыря

По историческим данным, монастырь на стыке двух рек, Волги и Костромы, основал в 1275 году во время монголо-татарского нашествия князь Василий Квашня. Но церковная легенда предлагает более романтичный вариант его появления. В 1330-е годы татарский князь-мурза Чет во время поездки в Москву тяжело заболел. Во сне ему было видение Богородицы. Чет выздоровел, принял православную веру под именем Захария, а на месте своего ночлега заложил обитель.

Бояре Годуновы считали Чета своим прародителем, поэтому со второй половины 16-ого века монастырь находился под их особым попечением. Здесь помещалась их родовая усыпальница. При их поддержке действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Годуновы делали богатейшие вклады в монастырь. Иконы, гобелены, драгоценная посуда, ювелирные украшения – все это можно сейчас видеть на выставке в монастыре.

При таком высоком покровительстве обитель процветала. Она владела огромным количеством земель, сотнями селений.

Монастыри всегда строились как крепости, с расчетом на то, чтобы при необходимости принять под свою защиту мирных жителей и выдержать долгую осаду. Ипатьевский монастырь – не исключение. Он являлся важным оборонным пунктом на подступах к городу. В конце 16-ого века толщина его стен была 3 метра, высота – от 6 до 11 метров. Обитель окружали земляные валы и рвы. В башнях располагались пороховые склады и мощные орудия. В Водяной башне был устроен потайной проход к реке Костроме, чтобы брать воду во время осады.

В начале 17-ого века монастырь захватили сторонники Лжедмитрия II, «тушинского вора». После нескольких месяцев осады костромичи изгнали захватчиков.

Во время польско-литовского нашествия в монастыре жил вместе со своей матерью, монахиней Марфой, Михаил Федорович Романов. Романовы были древним боярским родом, и Земский Собор 1613 года, решая вопрос о кандидатуре нового царя, сделал выбор в пользу 16-летнего Михаила. Вскоре к нему прибыли посланники из Москвы с предложением стать царем. Началась 300-летняя история царской династии Романовых.

Михаил Федорович Романов

История словно отразилась в планировке обители. Ее территория делится на две части: в конце 16-ого века на средства Годуновых возведен Старый город, в 1640-е годы на средства Михаила Романова к нему пристроен Новый город. Последняя возведенная башня, названная Зеленой по цвету черепицы, построена в том месте, где останавливался крестный ход, провожая в Москву на царство юного Михаила.

Зелёная башня

Главное сооружение монастыря – пятиглавый Троицкий собор. Сначала это был деревянный храм, в котором проводились летние богослужения. По указанию Бориса Годунова в 1586 г. начал возводиться каменный собор. Через полвека случилось несчастье – взорвался порох в подвалах и храм обрушился. В 1650-е годы его отстроили заново. Иконописная артель Гурия Никитина украсила стены собора фресками. В середине 18-ого века появился великолепный позолоченный иконостас. В подклети собора находятся захоронения родителей царя Бориса.

пятиглавый Троицкий собор

Около собора расположена звонница. В 17-ом веке на ней висело 19 колоколов. Во времена Петра Первого часть их отправили на переплавку для нужд армии.

Звонница

В монастырский комплекс входят многочисленные башни, надвратная церковь Хрисанфа и Дарии, свечной корпус, архиерейский корпус, братский корпус, к которому примыкают «палаты бояр Романовых». Именно здесь находились монашеские кельи, которые занимали будущий царь Михаил и его мать. В 1839 году перед палатами была установлена памятная колонна в честь основания династии.

Палаты бояр Романовых

При Советской власти монастырь был закрыт, а его ценности вывезены в Москву. На территории размещались рабочие общежития, детский дом, военные казармы. В 1958 году монастырские помещения были освобождены для экспозиций историко-архитектурного музея.

В 1990-годы монастырь снова стал действующим, здесь появились первые монахи-насельники, начали проводиться богослужения.

К 400-летию дома Романовых в память о трагическом конце представителей династии рядом с монастырем была выстроена часовня «Царская Голгофа».

Часовня «Царская Голгофа»

Ипатьевский монастырь — развитие и процветание

Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых. С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень. На эти средства были возведены многие строения, в том числе:

  • Троицкий собор. Троицкая церковь была сооружена в 1590 году, ставшая главным храмом обители
  • Крепостная стена. Первая каменная крепостная стена была построена в 1586 году по приказу царя Феодора Ивановича, их протяженность составила 518 метров. Крепостная стена имела четыре башни и пять въездных ворот, особое место среди которых занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Эта церковь была возведена в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины
  • Звонница. В 1586–1590 годах построена каменная звонница с круглым верхом, которая простояла почти два столетия и была разобрана в 1812 году. Сохранившаяся до нашего времени звонница была возведена в 1603 году. Она расположена рядом с Троицким собором, ее высота составляет около 30 метров.

Возводились также кельи и хозяйственные постройки.

Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.

Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.

От Годуновых к Романовым через смуту

В тот момент, когда Ипатьевский монастырь уже готов был стать одним из главных духовных центров страны, наступает смутное время. Умирает Иван Грозный, не оставивший способного править страной наследника. Разгорается борьба за власть. На первый план выдвигаются знатные боярские роды, и в итоге в 1598 году на трон восходит Борис Годунов.

Для монастыря лучшего развития событий сложно было бы представить, но вот незадача, народ ропщет, мол, Годунов — незаконный правитель, мол, он захватил трон, принадлежащий другому роду. На этой благодатной почве появляется Лжедмитрий I, который с польским и запорожским войском идёт на Москву. Война продолжается долгое время, и в самый разгар событий, в 1605 году, когда первый Лжедмитрий уже почти разбит, Борис Годунов внезапно умирает, оставив после себя 16-летнего Фёдора Борисовича, которому изменяет армия, перебежавшая на сторону Лжедмитрия.

Статья по теме

Колокол Пожарского. Как в Москве покончили со Смутой Следует череда переворотов. Власть переходит из рук в руки. Друг друга сменяют Лжедмитрий I,Шуйский, Лжедмитрий II, которого в итоге тоже свергают, и вскоре к власти приходят семеро бояр — начинается недолгое время семибоярщины. Недовольный таким поворотом, народ организует ополчение и в итоге свергает бояр, за чем следуют выборы нового царя. Всё это время Ипатьевский монастырь остаётся в стороне от больших политических дел, но вновь выходит на первый план в самый нужный момент. На выборах царя патриарх Филарет предлагает в качестве лучшей кандидатуры своего сына Михаила Фёдоровича, который укрывается как раз в Ипатьевском монастыре.

После долгих споров церковь всё же решает признать царём именно Михаила Фёдоровича, который и положил начало правящей династии Романовых. И именно в этом монастыре был проведён обряд призвания Михаила Романова на царствие, что положило конец смутному времени.

Династия Романовых. История воцарения.

Подробнее

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector