Свято-успенская почаевская лавра

Исторические сведения о появлении Святого Лика Богородицы

Шел 1559 год, когда греческий митрополит Неофит посетил Волынь на пути к патриарху Московскому. Никогда священник не покидал Константинополь без заветной святыни, родового изображения Богоматери с Младенцем, дарующей благословение на дальний путь.

Дворяне Гойские оказали иерарху теплый прием, за их чистосердечное гостеприимство он благословил хозяйку Анну Гойскую, вдову, образом Святой Матери с Младенцем, с которым до сих пор никогда не расставался.

Родовая молельня Гойских почти 30 лет хранила святой лик. Обитатели поместья неоднократно замечали дивное свечение, исходящее от святого изображения.

1597 год стал знаменательным для семьи Гойских. Филипп Козинский, родной брат дворянки Анны, полностью прозрел, страдая перед этим врожденной слепотой. После этого чудотворный лик несколько раз посылал знамения, исцеления приходящим к нему с молитвами членам семьи.

Благочестивая дворянка поняла, что святое изображение должно служить многим людям, передала икону в Почаев по дарственной.

Через некоторое время Андрей Фирлей, ставший наследником иконы, после смерти богобоязненной Анны, предъявил права на святой лик, забрал его из монастыря на целых 20 лет. Бог не простил такого глумления над изображением Богородицы, поразил супругу Фирлея душепомешательством.

Преподобный Иов Почаевский рекомендовал супругам вернуть святыню в монастырь, что они и сделали. После чего жена Андрея выздоровела.

100 лет Почаевский монастырь храним Царицей Небесной, пока не началась Збаражская война 1675 года. Турки плотным кольцом окружили монастырь, забрасывая его тучами стрел. Внезапно небо озарилось образом Божией Матери, окруженной полчищами ангелов, рядом стоящим Преподобным Иовом. Все стрелы, пущенные турками в Царицу Небесную, ангелов, стали возвращаться обратно, поражая врага его же оружием.

Турецкие полки позорно бежали от гнева Богородицы. Это было 5 августа, день, который поныне отмечается, как праздник иконы Божией Матери «Почаевская».

Наступил 1721 год, католики — униаты стали обладателями Святого образа Богоматери Почаевской,

Будучи под покровом униатов, Почаевская икона Божией Матери была коронована в 1773 году. Над головами Святой Марии и Младенца появились золотые короны.

1831 год принес православной церкви праздник — чудотворная святыня была возвращена под покров Почаева, Успенский собор Лавры освящается изображением Богородицы с Младенцев, окруженных святыми.

Украшения ризой из золота, инкрустирование драгоценными камнями, звездообразным киотом окончательно преобразовали святыню. С 1869 года изображение стало таким, каким его можно увидеть над царскими воротами Лавры.

Под сводами Лавры, которая принадлежит Московскому патриархату, по субботам звучит акафист Почаевской иконе Божьей Матери, воспоминание о чудесном возвращении зрения слепой от рождения девочки.


Почаевская икона Пресвятой Богородицы

Крупнейший монастырь в Украине

3 оценило

Почаевская лавра — православный монастырь в Почаеве Тернопольской области Украина.

Почаевская лавра

Почаевская лавра является крупнейшим православным храмовым комплексом в Западной Украине и второй по величине в Украине после Киево-Печерской лавры. 

История Почаевской лавры

Считается, что в 1240 году монахи Киево-Печерской лавры были вынуждены бежать от монголов Батыя. Подходящее место для себя монахи нашли на Волыни. Скалистые горы с густым лесом показались им надежным укрытием. Так на Волыни появилась новая православная обитель.

С приходом монахов сразу же распространилась легенда в окрестных землях, что они обнаружили здесь камень с отпечатком ступни Богоматери. Причем из камня начала сочиться целебная вода. Современным ученым хорошо известен эффект плацебо. Да и отпечаток Богоматери сильно похож на современные рекламные компании. Похоже, что монахи хорошо знали психологию. И воспользовались верой людей в чудо. В результате к святому месту потянулись паломники с окрестных территорий.

С каждым годом число монахов росло. Поэтому было принято решение о строительстве монастыря. Вначале монахи возвели деревянную церквушку у самого подножия горы. В наши дни здесь находится часовня. А в 1649 году возвели добротную каменную церковь, которая затем превратилась в собор. Причем возведена она была на вершине горы.

Первые письменные упоминания о Почаевской лавре можно встретить в летописях начала XVI века. А уже в начале XVII века Почаевская лавра превращается в православный центр Волыни. Развитие монастыря связано с Анной Гойской, которая завещала монахам огромные земельные наделы и чудотворный образ Богоматери. Этот образ считается одной из реликвий лавры.

В XVII веке при монастыре заработала типография, в которой печатали православную литературу. Кроме того, монахи обучали грамоте детей из соседних сел.

В 1667 году поляки передали монастырь униатам. В результате православный монастырь стал греко-католическим. Вот только в XIX веке униаты активно помогали польским бунтовщикам. В результате они были изгнаны из монастыря, а в его стенах вновь появились православные монахи. В это же время монастырь получает статус лавры. А в наши дни Почаевская лавра является самым крупным православным храмом на Западной Украине. Принадлежит она УПЦ МП.

Достопримечательности Почаевской лавры

К достопримечательностям Почаевской лавры можно отнести Чертов камень, Пещерную церковь XVIII века, Успенский собор XVIII века, кельи монахов XVIII века, Троицкий собор XX века, источник целебной воды и след ноги Богоматери. Кроме того, здесь можно увидеть руины доминиканского монастыря XII века.

Святыни Почаевской лавры

В лавре имеются следующие святыни:

  • след стопы Божьей Матери с источником целебной воды;
  • Почаевская икона Божией Матери;
  • мощи преподобного Иова Почаевского в пещерном храме в честь него же;
  • мощи прославленного в 2002 году преподобного Амфилохия Почаевского там же.

Сооружения Почаевской лавры

  • Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
  • Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. В. Щусев)
  • келии (1771—1780 гг.)
  • Архиерейский дом (1825)
  • звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
  • надвратный корпус (1835)

Игуменство Иова Почаевского

С игуменства Иова Почаевского (1617/1623 — 1649) отсчитывается новая эпоха в истории Почаевской обители. Преподобный Иов Почаевский (1551-1651) был великим аскетом, сторонником безмолвия и уединения. Сохранилась пещера, в которой святой подолгу молился. В Житии преподобного описан случай озарения этой пещеры необычным светом на протяжении более двух часов. У святого игумена под схимнической (монашеской) одеждой была власяница (рубашка из грубой ткани) с веригами (железными цепями, носимыми для смирения плоти). Настоятель обители обладал кротким и ласковым нравом.

Трудами и заботами преподобного Иова обитель Почаевская преобразилась. Были открыты школа и типография, построены оборонительная стена вокруг обители, множество келий и хозяйственных построек. К тому времени относится строительство Свято-Троицкой церкви на месте явления Божией Матери (сейчас на этом месте Свято-Успенский храм). Игумен Иов выкопал на горе колодец с кристально чистой водой.

На время игуменства преподобного пришелся конфликт с наследником помещицы Анны Гойской — протестантом Андреем Фирлеем. У монастыря отобрали часть угодий, похитили церковную утварь и чудотворную икону Божией Матери. Только после наказания Божьего в виде беснования жены Фирлей согласился вернуть Почаевский образ в обитель. Это произошло не позднее 1641 года.

Распространение православной литературы в то время служило средством защиты Православия от влияния католицизма. На этом поприще много потрудился преподобный Иов Почаевский. Он был автором сборника сочинений, посвященных Православной вере. Его сочинения долгое время хранились в Почаевской Лавре под названием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная».  В 1884 году ее перепечатали в книгу «Пчела Почаевская».

Краткая история Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 1337 (1342 ?) год. Братья Стефан и Варфоломей (будущий преподобный Сергий Радонежский) примерно в 10 километрах от Хотьково на холме Маковец выстроили келью и небольшую церковь в честь Святой Троицы. Это место стало зваться Троицкой пустынью на Маковце и впоследствии выросло в Свято-Троицкий монастырь.
  • 1344 год. Сергий Радонежский становится игуменом монастыря.
  • 1355 год. С целью прекращения раздоров среди братии и нежелания ссоры со старшим братом Стефаном в связи с изменением устава монастыря с особножительного на общежитийный Сергий Радонежский покидает монастырь и возвращается только в 1357 году.
  • Август 1382 года. Нашествие на Москву хана Тохтамыша. Сергий Радонежский с братией скрываются в Твери.
  • Декабрь 1408 года. Нашествие темника Золотой Орды Едигея. Троице-Сергиев монастырь разграблен и сожжен.
  • 23.09.1608 -12.01.1610 ст.ст. ( 3.10.1608 — 22.01.1610 нов.ст) — Осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II.
  • 8 июля 1742 (22 июня 1744) года указом императрицы Елизаветы Петровны Свято-Троицкому монастырю в Сергиевом Посаде был присвоен статус лавры. Датировка этого события имеет разночтения. На официальном сайте Троице-Сергиевой лавры размещен следующий текст об этом событии:

    … 8 июля 1742 года специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.22 июня 1744 г. последовал указ Синода архимандриту Арсению с братиею о наименовании Троице-Сергиевского монастыря Лаврой…

    Почему Синод почти через два года продублировал указ императрицы и какой из указов «главнее» решайте сами.

  • 1814 год. Московская Духовная академия переведена в Троице-Сергиеву лавру.
  • В 1918-1919 годах Свято-Троицкая Сергиева лавра национализируется и закрывается, монахи изгоняются.
  • 11 апреля 1919 года. Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе лавры.
  • В 1946-1948 годах начинается постепенное возвращение Троице-Сергиевой лавры Русской Православной церкви.19 апреля 1946 года в Успенском соборе лавры прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы.
  • В 1993 году лавра занесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Чудо на горе Почаевской

Обосновавшись в этих диких местах, куда лишь изредка гоняли пасти отары овец самые смелые из местных пастухов, монахи ввели в своем скиту строгий монастырский устав, унаследованный ими из родного Печерского монастыря, и стали совершать свои подвиги. Вскоре это место было отмечено первым чудом, свидетелем которого стали не только подвижники, но и пастухи. Ночью всю округу внезапно озарило невероятное сияние и это дивное свечение двигалось над лесом до тех пор, пока не остановилось над самой макушкой Почаевской горы. Пораженные иноки со всех ног бросились к вершине. Туда же устремились и пастухи, разбуженные непонятным явлением. Когда двое из людей достигли скалы, они увидели в невообразимом свете Богородицу с короной на голове и скипетром в руках, которая опустилась на камень. Боясь подойти ближе, монах и пастух пали на колени, а когда наконец решились возвести очи горе, то увидели, что чудный образ пропал, однако на камне остался глубоко впечатанный в твердыню след женской стопы, который прямо на глазах стал наполняться водой, сочившейся прямо из камня.

Это след сохранился и поныне: когда над освященным камнем был воздвигнут величественный Успенский собор, уровень пола оказался выше камня. Чтоб не сдвигать святыню с места, вокруг нее решено было оставить место и сделать подобие стеклянного саркофага. В определенное время дверцы открывают специально назначенные для этого иеромонахи и чудесную воду, которая уже на протяжении почти восьми веков скапливается в отпечатке, забирают для нужд верующих. С тех пор стопа Почаевской Божьей матери стала одним из символов Почаевской лавры.

Как она появилась в обители, с каким чудом связана?

В 1559 году Неофит, греческий митрополит, отправился в один из Волынских городов. По пути он остановился в дворянском семействе Гойских. И так ему понравился теплый прием, что он подарил хозяйке дома свою счастливую икону, с которой до этого никогда не расставался.

Оценив оказанную ей честь, Анна Гойская разместила икону в семейной молельне. Там она провисела долго, около 30 лет. Время от времени лик удивительно светился. В 1597 году случилось чудо: слепой от рождения Филипп Козинский, брат хозяйки, часто молился возле образа о здравии — и прозрел. После такого чуда (не единственного в этой семье, так как икона исцеляла и других домочадцев) дворяне передали чудесную икону в храм, чтобы к ней был доступ большему числу людей.

Интересно, что в Почаеве икона пробыла недолго. Андрей Фирлей, который получил в наследство поместье Гойской после ее смерти, решил забрать себе и ее икону. Он держал ее дома 20 лет, но никаких чудес не случалось — наоборот, жена дворянина сошла с ума.

Икону вернули в монастырь — и несчастная женщина снова стала здоровой.

В 1675 году Почаевский монастырь окружили турки. Монахи стали молиться Заступнице — и Она появилась над монастырем в окружении ангелов. Турки стали стрелять в них — но поражали только друг друга. Поверженным от собственных стрел врагам пришлось отступить. Монастырь был спасен.

Возникновение Почаевской Лавры

О, а это еще более давняя, но не менее чудесная история.

В конце 9 века ученики Святого Мефодия нашли гору на реке Почайне. Назвали ее просто — Почаевская. Они остались здесь жить.

В 13 веке два инока из Киева, спасаясь от татаро-монгольского ига, прибыли сюда. Они ночевали под открытым небом. Ночью иноки проснулись от света. Перед ними горел столб огня, но жара от него не исходило. Дальше они увидели Царицу Небесную, со скипетром в руке и в короне.

Утром на том месте, где Она стояла, иноки увидели отпечаток стопы, наполненный чистейшей водой (этот-то отпечаток и изображают на иконах).

Источник до сих пор наполняется. Чтобы набрать этой воды, паломники прибывают даже из весьма отдаленных мест. Считается, что ею хорошо поить больных.

Советуем изучить Икона Божией Матери «Скоропослушница»

В наше время источник огражден решеткой. Сверху сооружен защитный ковчег.

как и чем лучше и дешевле доехать в Почаев?

Как поехать в Почаев, чтобы посетить Почаевский монастырь и приложиться к чудотворным святыням

Популярные вопросы: где находится Почаев и Почаевская лавра и как туда лучше добраться.

Почаевская Лавра находится в г. Почаев Кременецкого района Тернопольской области. На этой странице расписаны варианты того как доехать из Киева в Почаев. Расстояние до Почаева из Киева — порядка 450 км — если ехать по трассе Киев-Львов.

Варианты как доехать в Почаевскую Лавру из других городов — жмите на ссылку города: Житомира, Днепра, Харькова, Николаева, Чернигова, Сум, Кривого Рога, Одессы, Кропивницкого, Полтавы, Херсона, Мариуполя.

Если Вы турист или паломник, который желает посетить Почаевскую лавру — смотрите актуальные варианты, как и чем можно доехать. Мы рекомендуем делать это с паломнической службой «Почаев-тур», которая делает регулярные автобусные туры из Киева. Почему лучше ехать с паломнической группой? — зачастую это удобнее и дешевле. Также паломническая группа обычно посещает еще несколько монастырей с чудотворными святынями по своему маршруту. Эти Святые места не находятся в Почаеве, но их надо посещать т.к. в тех местах тоже происходят исцеления возле святынь.

смотрите наше видео в подтверждение этому

в Почаеве нет Источника Святой Анны. Озеро Святой Анны не в Почаевской Лавре.

Watch this video on YouTube

группы организатора поездок «Почаев тур» обязательно посещают купель Святой Анны во время паломнической поездки.

Теперь рассмотрим актуальные на 2021 г варианты

как добраться в Почаев и Почаевскую Лавру:

Вариант 1. с паломнической группой — автобусным туром. Самый оптимальный вариант.

Вариант 2. Поезд.

Неоптимальный вариант для большинства людей с Востока и Центра Украины. Поезд в Почаев не едет. Железнодорожной станции в Почаеве нет и не будет. Ближайшая станция, с которой можно доехать на маршрутках или такси — это Тернополь. Вариант поездом может быть экономным — только жителям Западной Украины. Для жителей Днепра или Харькова вариант будет затратный по деньгам и времени. В сезон на поезда с Востока Украины, которые едут через Тернополь в те же Карпаты или Львов — билетов не достать.

поездка в Почаев на поезде

Watch this video on YouTube

Ехать летом в жару 16 часов в одну сторону — верх глупости. Но если Вы все-таки решили выбрать этот вариант, учтите, что Вам придется ночевать в Почаеве, т.к. приехав поездом, Вы не успеете приложиться к Иконе Почаевской Богородицы, т.к. к ней доступ возможен только рано утром.

Если Вы выберете поездку поездом в более холодное время года — то Вы сыграете в такую лотерею.

Читайте свежие отзывы пассажиров со страницы Укразалізниці в Фейсбук.

Вариант 3. Маршрутка.

Вариант даже еще хуже на самом деле. Прямое сообщение города Почаев есть только с Киевом, Ровно, Черновцами и Тернополем. Из других городов Украины автобусы в Почаев не ездят.  Автобус Киев Почаев (лучше сказать маршрутка, т.к. не идет ни в какое сравнение с туристическими автобусами) с Киева на Почаев стоит от 350 грн в одну сторону, едет больше 8-и часов, т.к. заезжает во все села по дороге. И при всем этом не заезжает ни на один из Источников Святой Анны. — читайте статью выше — где же находятся эти Источники Анны.

Самостоятельная поездка в Почаев маршруткой — это неудобно, но подходит тем, кто желает посетить только Почаевскую Лавру в рабочие дни или не в сезон туристических поездок.

Варианты чем доехать в Почаев самостоятельно, указанные на других сайтах в Интернете:

Те варианты проезда (цены, расписание, маршруты и т.д.), указанные на официальном сайте Почаевской Лавры, а также других сайтах и блогах были актуальны в 2009-2011 годах.

Внимательно присмотритесь на даты, указанные на этих сайтах и особенно на цены. Не может проезд в 2021-ом году стоить 20-30 грн. Т.е. люди сделали доброе дело — один раз написали актуальную на тот момент полезную информацию как самостоятельно или своим ходом доехать в Почаев и уже не обновляли эту полезность 10 лет. Т.е. та информация утратила актуальность. и поэтому те сайты не могут быть рекомендованы для планирования поездки.

Укрзалізниця каждый год добавляет или отменяет поезда, меняет время и т.д. Ориентироваться нужно исключительно на те цены, условия и маршруты, которые Вы сами самостоятельно узнаете в ЖД кассах, на сайте Укрзалізниці или на автовокзалах.

Или же Вы поступите умно, выбрав поездку в Почаев с паломнической службой «Почаев-Тур», когда Вы заранее знаете все условия, цены и маршрут поездки в Почаев с обязательным заездом на Источник Святой Анны в Онишковцы.

«Почаев Тур» — расписание поездок из Киева

Рекомендуем подписаться на наши страницы в соцсетях Вы сможете в любой момент увидеть

актуальные фото, видео с наших поездок, а также отзывы туристов и паломников

История Успенской Почаевской лавры

Часто приходится слышать вопрос: «Где в наши дни хранится та самая, привезённая из Константинополя Почаевская икона Божией Матери? Где находится эта великая святыня?». Там же, где была и шесть веков назад, — в Успенской Почаевской лавре, на западе Украины. История этой святой обители полна драматических событий. Помнит она и татарские набеги, и нашествие турецких захватчиков. Пережила она греко-католический и лютеранский периоды. Но самые тяжкие испытания послал ей Господь в XX веке.

Когда в 1939 году, после присоединения Восточной Польши, Почаев оказался на территории Советского Союза, власти начали планомерное и безжалостное уничтожение обители. Старые монахи, свидетели тех событий, вспоминали, что в первые же дни у них были отобраны все сельскохозяйственные машины и весь инвентарь. Был угнан скот и реквизирован весь запас продовольствия.

Новые власти закрыли детский приют, больницу и воскресную школу. В монастырском храме не смолкала молитва Почаевской иконе Божьей Матери об избавлении от напасти, но, видно, так было угодно Создателю. Из трёхсот монахов, составлявших братию монастыря, осталось лишь тридцать, самых старых и немощных. Остальных заставили покинуть обитель.

К этому периоду относится воссоединение епархий, находившихся в Западной Украине и Белоруссии, с Русской Православной Церковью. Правящим архиепископом и священно-архимандритом лавры был назначен митрополит Николай (Ярушевич). Даже в годы оккупации, когда эта территория была захвачена немцами, братией монастыря не прекращалось молитвенное общение с православными собратьями из России.

В период хрущёвских гонений на церковь положение монастыря значительно ухудшилось. Из опасения вызвать возмущение местного населения, и не решаясь силовыми методами закрыть обитель, власти создали монахам невыносимые условия существования. Помимо экономического утеснения, повсеместно применялась практика грубого административного вмешательства в жизнь монастыря.

Архитектура Почаевской лавры

Нас беспрепятственно впустили, и мы пошли гулять Почаевской лаврой. На территории лавры находится пять храмов:

  1. Успенский собор (хранятся стопа и чудотворная икона Божией матери)
  2. Храм преподобного Иова Почаевского (хранятся мощи прп. Иова и Амфилохия)
  3. Троицкий собор
  4. Похвальная церковь
  5. Преображенский собор

В центре православного комплекса расположен собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1771 году в стиле позднего барокко. Пышное светлое убранство храма и золотые купола как будто достают до небес. Над центральным входом находится икона Успения Божией Матери. Внутреннее убранство собора украшено иконами и росписью, связанными с историей монастыря.

На территории Почаевкой лавры находится колодец прп. Иова. Поэтому если вы хотите набрать святой воды, нужно взять с собой пустые бутылки. 

Масштабы Лавры достаточно большие. На территории также расположены трапезные, иконные лавки, странноприимная (гостиница), две часовни, колокольня, духовная семинария, летний алтарь.

На праздники людей в лавре достаточно много, особенно это ощущается внутри храмов и в очередях за свечками и другими церковными принадлежностями. Лучше приготовить деньги без сдачи – будет немного быстрее.

Трапезных в Почаевской лавре две. Одна платная, вторая без. Вторая находиться со стороны автостоянки (Экономских ворот).

Монастырь святой Анны рядом с Почаевской Лаврой и Скит

Монастырь имеет свою давнюю трагическую историю. Во времена нападения татар строения, находящиеся на месте обители, были разрушены, и лишь спустя многие годы на этом месте был воздвигнут храм, а ещё по прошествии веков именно здесь чудесным образом была обретена икона Святой Праведной Анны, которая, по преданию, сама выбрала себе место пребывания.

Есть множество святых мест на земле, и одним из таких, избранных Богом, является древний Монастырь-Скит, который также расположен вблизи Свято-Успенской обители Божьей. Скит Почаевской Лавры — это поистине высокодуховное место, известное своими великими чудесами.

История

По преданию, первый монастырь на горе близ местечка Новый Почаев на Волыни был основан около 1240-1241 годов монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. В те же годы, согласно монастырской летописи, на Почаевской горе произошло явление Пресвятой Богородицы, оставившей след в виде «Стопы Почаевской» (отпечаток ноги на известковом туфе, ныне находится в Успенском соборе лавры). Позднее первая обитель пришла в запустение и перестала существовать.

Первое документальное упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве относится к 1527 году. Мужской монастырь был основан здесь в 1597 году на землях, полученных в дар от помещицы Анны Ерофеевой-Гойской. Она же передала в обитель чудотворную икону Богоматери, которая позднее получила именование Почаевской и стала одной из главных святынь обители (ныне находится в Успенском соборе лавры).

В XVI-XVIII веках монастырь находился на территории Речи Посполитой, государства, образованного в результате объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. В 1596 году монахи Почаевского монастыря выступили против Брестской унии, подчинявший православную церковь западнорусских земель Римскому папе. Одним из активных противников подчинения католичеству был преподобный Иов (в миру — Иван Железо), игумен Почаевского монастыря в 1617-1651 годах. При нем обитель достигла расцвета, были возведены каменные храмы, создана типография.

С 1713 года на протяжении более 100 лет монастырь находился под властью униатов. В 1773 году по благословению папы Римского Климента XIV по католической традиции была коронована (т. е. официально признана чудотворной) Почаевская икона Божией Матери. В конце XVIII века, после раздела Речи Посполитой между Россией, Австрией и Пруссией, земли обители вошли в состав Российской империи.

В 1831 году Почаевский монастырь был возвращен православной церкви и в 1833 году получил статус лавры (т. е. монастыря, имеющего особое историческое и духовное значение). Почаевская лавра стала четвертой по старшинству в Российской империи после Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской.

В 1915 году, во время Первой Мировой войны, монастырь был занят и разорен австрийскими войсками. Монахи, оставшиеся в Почаеве, были отправлены в концентрационный лагерь. В 1916 году во время Брусиловского прорыва обитель была освобождена русскими войсками.

В 1919 году монастырь был разграблен отрядами Красной армии, затем занят польскими войсками.

После поражения РСФСР в советско-польской войне 1919-1920 годов Волынь, а вместе с ней и Почаев, была включена в состав польского государства. До 1939 года Почаевская лавра находилась в юрисдикции Польской православной церкви.

С 1939 года, после присоединения Волыни к Советскому Союзу, монастырь вошел в юрисдикцию Русской православной церкви Московского патриархата.

На рубеже 1950-1960-х годов в период гонений на православие, организованных первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым, советские власти несколько раз предпринимали силовые попытки закрыть монастырь. На его территории были размещены музей атеизма, психиатрическая больница, прачечная и др. Комсомольские дружины, оперативники милиции и КГБ препятствовали посещению монастырских храмов. Монахов принудительно подвергали психиатрическому лечению, призывали в армию, лишали прописки, а затем арестовывали за нарушение паспортного режима. В 1962 году монастыре остались 36 монахов из 140. Однако из-за сопротивления верующих, а также негативной реакции международной общественности Почаевская лавра сохранила статус действующего монастыря.

Советуем изучить Благодарение за всякое благодеяние Божие

С 1990 года обитель находится в юрисдикции Украинской православной церкви.

В 1992 году наместник Почаевской лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал раскольническую деятельность лишенного священного сана (позднее — подвергнутого анафеме) бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко). Однако братия отказалась переходить в созданный Денисенко самопровозглашенный «Киевский патриархат» и вынудила Иакова (Панчука) покинуть монастырь (в том же году он был извергнут из священного сана).

С 1997 года Почаевский монастырь является ставропигиальным, т. е. подчиненным непосредственно митрополиту Киевскому и всея Украины, главе УПЦ. Практическое управление монастырем осуществляет наместник — митрополит Почаевский, викарий Киевской епархии.

В 2011-2013 годах в монастыре был построен новый храм — Преображенский собор.

Краткая история образа Почаевской Пресвятой Богородицы

Почаевская икона Божией Матери, расположеная над Царскими вратами Успенского собора

В Успенском соборе Почаевской Лавры пребывает старинная реликвия – Почаевская икона Божией Матери.

Интересный факт
Ее копии есть во многих церквях, а почитание этого образа распространено не только среди православных христиан, но и между католиками. 

Реликвия относится к иконографическому типу Умиление. Дева Мария изображена по пояс. Одной рукой она поддерживает маленького Иисуса, другой – укрывает Его платом. Сам же Христос, прильнув к Царице Небесной, благословляет народ. По сторонам от них стоят подвижники — пророк Илия, святитель Мина, первомученик Стефан, преподобномученик Авраамий, великомученицы Екатерина, Параскева и Ирина. Риза выполнена в форме звезды с камнями на лучах.

История этого образа такова. В 1559 году греческий митрополит Неофит поехал в Москву. БлизПочаева, в имении Орля, он гостил у дворянки Анны Гойской. На прощание он вручил женщине свою родовую святыню – икону Богородицы, которую привез с собой из Константинополя. Через несколько десятилетий образ стал источать свет. В конце 16 столетия по мольбам перед святыней брат Анны вылечился от терзавшего его недуга.

Тогда дворянка передала образ инокам, подвизавшимся на Почаевской горе. Необходимо отметить, что монашеская жизнь там началась еще в середине 14 века. К этому же периоду относится чудное явление Самой Пресвятой Владычицы. Об этом событии упоминается и в акафисте

В 1340 году туда, где сейчас стоит Успенская лавра, на молитвенный подвиг пришли два инока. Как-то на высшей точке горы они узрели Мати Бога Вышняго. Она предстала в огненном столпе. Очевидцемчуда стал и местный житель. Вместе они громко восхвалялиТворца и Владычицу мира. Когда видение пропало, на камне остался отпечаток ноги Пречистой.

След этот можно увидеть до сих пор. Кроме того, углубление регулярно наполняется водой, которая исходит из самого камня. Верующие набирают воду, но источник не иссякает. 

Сама икона расположена на иконостасе Успенского собора. Службы пред образом не прекращались даже во времена мировых войн. Монастырь действовал и в период Великой Отечественной войны. Божья Матерь никогда не оставляла свою паству, и молитва всегда звучала в этих стенах.  

Небесный покровитель Почаевской Лавры

После блаженной кончины в столетнем возрасте преподобный Иов стал небесным заступником и хранителем Православной веры на западно-русских землях. Народная память хранит множество примеров помощи святого. Например, чудо спасения монастыря во время Збаражской войны в 1675 году.

Обитель была окружена 50-тысячным отрядом турок и татар под предводительством Нуреддина. Над Свято-Троицким храмом было явление Божией Матери, небесных ангелов и преподобного Иова, молящегося Пресвятой Деве Марии, «да не предаст в неволю его монастыря». Воины противника выпустили множество стрел, однако те чудесным образом возвращались и поражали их самих. В итоге враги обратились в бегство.

Смысл святого образа

Большинство икон Божией Матери укладываются в несколько основных типов. В данном случае это «елеуса» («милостивая») — хотя название не совсем точное и является одним из эпитетов, которым наградили св. Марию, оно перешло на иконографическую схему. Узнать его можно по основным чертам:

  • Младенец и Его Мать прикасаются друг к другу лицами. В этом открывается очень личное общение между ними.
  • Голова Марии склоняется к Сыну.
  • Христос обнимает Богородицу левой рукой.
  • Изображение поясное.

Почаевский извод отличается еще тем, что Богородица в правой руке держит плат, которым обвит Младенец. Также чудотворная икона известна по своему драгоценному окладу, который по размерам сопоставим с самим образом. Лики как бы окружены золотым сиянием.

Присутствуют на иконе лики святых:

  • мученик Стефан — считается, что он первым был убит за христианскую веру;
  • преподобный Авраамий — в истории было очень много подвижников с таким именем, возможно это Авраамий Ростовский, сокрушавший идолов и обративший в христианство несколько языческих племен;
  • пророк Илья — известнейший ветхозаветный пророк, покровитель десантников и летчиков, почитаемый также в исламе, иудаизме. Известен тем, что взят на небо живым;
  • мученик Мина — первый флорентийский мученик;
  • великомученица Екатерина — жила в первые века христианства, была казнена после отказа выйти замуж за римского императора, решив посвятить себя Христу;
  • св. Ирина — предана смерти вместе с двумя сестрами-христианками в 4 в.;
  • св. Параскева — одна из первомучениц, погибшая со всей семьей во время правления Нерона.

Значение композиции Почаевской иконы глубже, чем может показаться на первый взгляд. Конечно, здесь показана ласковая Мать, любящий Сын. Любой человек может «примерить» на себя одну из ролей — все были детьми, даже если сами не стали родителями. Но также здесь изображаются идеальные отношения Бога и человеческой души.

Чудотворные списки Святого образа

  • Первый список Святого изображения хранится в этой же лавре. В отличие от светлого лика Богородицы и Младенца, представленных в сиянии золотых лучей, этот список изображает Божью Матерь с Младенцем, а под ними отпечаток стопы. Эта икона в свое время спасла Киев от холеры.
  • Этот же холерный 1848 год по милости Богородицы даровал спасение Тобольскому краю от черной болезни. Список чудотворного образа хранит Иоанно — Веденский женский монастырь.
  • Бережет список святыни московскую церковь Святого Димитрия Солунского, охраняя Тверские ворота.
  • Поклонится списку Богородицы приходят люди в Троицкий собор, расположенном при Свято-Данииловом монастыре.
  • Лефортовская Петропавловская церковь хранит еще один список святого лика.

Немало списков чудотворной иконы хранятся во всем мире, где есть православные церкви. В этом перечне не только Россия, Украина, но и Босния, Сербия, Болгария, другие страны.

Важно. Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, 5 августа, день спасения Царицей Небесной храма от турков, являются праздниками, когда святая икона возглавляет крестный ход, совершаемый в Лавре.

Посмотрите видео с молитвой перед Почаевской иконой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector