Псково-святогорский успенский монастырь

1836—1837 годы

Весной 1836 года после тяжёлой болезни умерла мать Надежда Осиповна. Пушкин, сблизившийся с матерью в последние дни её жизни, тяжело переносил эту утрату. Обстоятельства сложились так, что единственный из всей семьи он сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения в Святые горы. Это был его последний визит в Михайловское.

Заботы по издательским делам, долги, бесконечные переговоры с зятем о разделе имения после смерти матери, и, главное, ставшее нарочито явным ухаживание кавалергарда Дантеса за его женой, повлёкшее за собой пересуды в светском обществе, были осенью 1836 года причиной угнетённого состояния Пушкина.

3 ноября его друзьям был разослан анонимный пасквиль с оскорбительными намёками в адрес Натальи Николаевны. Узнавший о письмах на следующий день, Пушкин был уверен, что они – дело рук Дантеса и его приёмного отца Геккерна. Вечером 4 ноября он послал Дантесу вызов на дуэль. Геккерн (после двух встреч с Пушкиным) добился отсрочки дуэли на две недели. Усилиями друзей поэта, и, прежде всего, Жуковского и тётки Натальи Николаевны Е. Загряжской, дуэль удалось предотвратить. 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи Николаевны Екатерине Гончаровой. В тот же день Пушкин послал своему секунданту В. А. Соллогубу письмо с отказом от дуэли. Брак не разрешил конфликта. Дантес, встречаясь с Натальей Николаевной в свете, преследовал её. Распускались слухи о том, что Дантес женился на сестре Пушкиной, чтобы спасти репутацию Натальи Николаевны. Жена предлагала Пушкину, по свидетельству К. К. Данзаса, оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе». Пушкин послал 26 января 1837 года Луи Геккерну «в высшей степени оскорбительное письмо». Единственным ответом на него мог быть только вызов на дуэль, и Пушкин это знал. Формальный вызов на дуэль от Геккерна, одобренный Дантесом, был получен Пушкиным в тот же день через атташе французского посольства виконта д’Аршиака. Так как Геккерн был послом иностранного государства, он не мог драться на дуэли — это означало бы немедленный крах его карьеры.

Дуэль с Дантесом состоялась на Чёрной речке 27 января 1837 года. Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот. Для того времени ранение было смертельным. Пушкин узнал об этом от лейб-медика Арендта, который, уступая его настояниям, не скрывал истинного положения дел.

Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался записками с Императором Николаем I. Записки передавали два человека:

Н. Ф. Арендт – лейб-медик императора Николая I, врач Пушкина

В. А. Жуковский –  поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II.

Поэт просил прощения за нарушение царского запрета на дуэли:

Государь:

— Считается, что эту записку передал Жуковский.

29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита. Николай I выполнил обещания, данные поэту.

Распоряжение Государя:

Заплатить долги Пушкина.

Очистить от долга заложенное имение отца.

Вдове пенсион и дочери по замужество.

Сыновей в пажи и по 1500 рублей на воспитание каждого по вступление на службу.

На казённый счёт издать сочинения в пользу вдовы и детей.

Единовременно 10 000 рублей.

По желанию жены в гроб Пушкина положили не в камер-юнкерском мундире, который ему так не нравился, а во фраке. Назначенное в Исаакиевском соборе отпевание было перенесено в Конюшенную церковь. Церемония происходила при большом стечении народа, в церковь пускали только по пригласительным билетам.

Тело было из квартиры вынесено ночью, тайком, и поставлено в Конюшенной церкви. Однако, народ обманули, сказав, что Пушкина будут отпевать в Исаакиевском соборе, – так  было означено и на билетах. Получено строгое предписание в университете, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях.

После гроб спустили в подвал, где он находился до 3 февраля, до отправления в Псков. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. В августе 1841 года по распоряжению Н. Н. Пушкиной на могиле было установлено надгробие работы скульптора Александра Пермагорова.

Рекомендации

К сентябрю 2010 г. в открывшихся залах новосозданного музея были подготовлены и представлены стенды с интересными, а порой, и уникальными экспонатами, говорящими о многовековой истории Православия в Донецком крае и истории Святогорской обители.

Экспонаты музея дают полное представление о различных видах церковного искусства и позволяют сформировать довольно точное мнение как о религиозной составляющей жизни различных эпох и народов, населявших земли южной окраины Слобожанщины, так и о некоторых элементах быта и искусства этих народов.

Благодаря собранным экспонатам посетители Лаврского музея получают представление о быте и жизнедеятельности древних племен и народов, некоторые из которых проживали на территории нашего края еще в доисторические времена.

Пушкинский заповедник возле Святогорского монастыря

Свято-Успенский мужской храм тесно связан с жизнью великого поэта А. С. Пушкина. Во время южной ссылки, когда писатель жил в своем имении в селе Михайловское, он часто бывал в обители на Синичьей горе.

Спустя много лет одной из достопримечательностей в окрестностях Свято-Успенского мужского монастыря стал музей-заповедник «Михайловское», открытый на месте бывшего поместья А. С. Пушкина. Находится Пушкинский заповедник примерно в 5 километрах севернее Успенского монастыря. В состав объектов музея-заповедника входит могила А. С. Пушкина и родовой склеп, расположенные на территории Святогорского монастыря на Святой горе.

Подробнее: Музей-заповедник «Михайловское»

В Пушкинских Горах находится один из двух лежачих памятников поэту

Чаще всего возлежащие памятники можно встретить на кладбищах. Это довольно распространенный вариант увековечить память об усопшем на его могиле. Есть еще лежащие памятники на скамейках, изображающие заснувшего, отдыхающего, читающего человека.

Весьма нетипичный памятник отдыхающему Пушкину есть в Москве. Поэт изображен, развалившимся на двух креслах, с ногами, закинутыми на спинку одного из них. В Пушкинских Горах тоже есть необычный, лежащий памятник Александру Сергеевичу-лицеисту. Он лежит, опираясь на правый локоть, практически на самом входе в Михайловское. Юный и задумчивый, словно грезит о своих будущих творениях.

Монастырские павлины и утки-мандаринки

Утро Святогорская Лавра встречает звоном колокола и чириканием попугаев и прочих птиц. По фасадной линии центрального Успенского храма монастыря расположены фонтаны, а на заднем дворе сделан птичник. Хорошо здесь детям, да и взрослым отдых, можно выйти во время длинной службы и отдохнуть пару минут. Всё чисто, никакого запаха. Меня больше всего удивило, что в таком холоде на улице находятся теплолюбивые попугаи и павлины. Очень понравились цветные утки-мандаринки. Рано утром, когда только забрезжил рассвет и людей еще не было, они забавно и громко хрюкали на воде. Монастырские попугаи чирикали. У всех начинался новый день.

Святогорская Лавра: История, Факты, Описание

Именитая Лавра находится в небольшом городке по обе стороны Северского Донца, который раньше назывался Славяногорском (сейчас Святогорск).

Официальная история становления Свято-Успенской Святогорской Лавры началась еще в XV веке. В ранних документах. Это место в Донецкой области называлось «Святыми Горами».

Лавра расположилась вдоль реки Северский Донец, окруженная густым хвойно-лиственным лесом. Самое парадоксальное то, что храм полностью меловой. Говорят, что его форма и высота образовались полностью природным путем. Феномену образовавшегося храма на небольшой возвышенности прихожане пытаются придать сакральный смысл.

Фото mirchudes.net

Самое трудное время в истории Лавры началось в 1917 году: тотальный разгром большевиками и грабежи. Некоторое время белогвардейцы держали оборону храма, охраняя святыни и реликвии, состоящие на хранении, но это продлилось недолго. Спустя десятилетие в храме оборудовали колонию для несовершеннолетних детей, а после здесь была база отдыха для пролетариата.

Планировка Свято-Успенской Лавры в Святогорске не менялась со времен его основания. Под храмом находится вход в пещеры, где в далеком XVII веке жили паломники.

Три раза в день туристы могут попасть туда на экскурсию. Особенность в том, что внизу совсем нет освещения, и каждому посетителю дают и зажигают свечу, с которой он должен пройти до конца путешествия по пещерам

В пещерах узкие проходы и низкие потолки, поэтому ходить там нужно очень осторожно. Служители также призывают заходить внутрь только со светлыми и чистыми мыслями, ведь пещеры считаются местом силы, как и пещеры Киево-Печерской Лавры

На территории Свято-Успенской Святогорской Лавры также расположены скиты – места жительства монахов, отдалённые от крупных поселений людей. Такой феномен существует только в православии. Самый главный скит, из тех, которые есть тут – преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Деревянный Всехсвятский скит напоминает скорее памятку архитектуры, а остальные три находятся в тайных местах, чтобы обычные люди не могли пробраться в место паломничества.

Всехсвятский деревянный скит поражает своей красотой и тонкостью искусства ахитектора. Известно, что храм выполнен из дерева без единого гвоздя. Также тут находится небольшой пруд, окруженный цветущим садом и исповедальня с молитвенником.

Невероятной красоты часовни также находятся в введенье Лавры, по давнему христианскому обычаю их три: Часовня преподобных отцов Киево-Печерских, Преподобных Арсения и Германа Святогорских, Апостола Андрея Первозванного.

Часовня Андрея Первозванного находится на самой высокой точке храма, куда пускают только в рамках экскурсии. Так вот, отсюда открывается вид на широкий Донец, по обе стороны которого простираются густые леса. Если осмотреть Лавр с подножья горы, на которой она находится, то складывается впечатление, что Святогорский храм повис в воздухе. По словам местных жителей, во время тумана он является ориентиром.

На территории Святогорской Лавры находятся девять храмов, среди которых Покровский и Николаевский, Пещерный храм и храм святых мучениц.

Николаевская церковь считается настоящей памяткой архитектуры, ведь выполнена она в стиле барокко XVII века. Ранее тут располагалась выставка народного творчества, картинная галерея и скульптурный цех. Сейчас же церковь доступна только для прихожан и туристов. Кстати сейчас она украшена трехъярусным иконостасом.

Также в преддверии Свято-Успенской Святогорской Лавры есть небольшой зоопарк с разными видами птиц и животных. Туристы при желании могут пожертвовать на содержание животных.

Доехать сюда можно поездом до Славянска, а далее на электричке до станции Святогорск. Экскурсия по окрестностям обойдется одному взрослому от 15 гривен. Кроме того, на территории Лавры есть гостиница, где можно остановиться.

Автор Алина Кондратенко

Годы советской власти

Сложно найти хотя бы один храм или монастырь, который так или иначе не пострадал бы с приходом к власти большевиков в начале 20 века. Трагическая участь постигла и Святогорскую лавру, разграбление которой началось сразу после революции.

Одним из революционеров, по указанию которого в помещениях монастыря был обустроен кинотеатр и библиотека, был некий Федор Андреевич Сергеев, известный под псевдонимом «товарищ Артем». Он был идейным революционером, авторитетным советским политическим деятелем. Сегодня ему в заслугу приписывают тот факт, что не были разрушены здания и сооружения монастыря.

Икона Собора Святогорских отцов

Это действительно так, но сделано это было отнюдь не из уважения к духовному наследию, а просто из практической целесообразности — там, где совсем недавно жили, молились и несли духовный подвиг монахи, в 1922 году был основан Дом отдыха для советских трудящихся Донбасса. Этот год можно считать годом полного крушения обители.

Интересно! Зная о печальной участи монастыря в советские годы, несколько абсурдно сегодня выглядит памятник Артему, который возвышается совсем недалеко от святых мест и хорошо просматривается рядом с обителью.

Русская Православная Церковь

История

Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

8 сентября 2000 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, наместника Киево-Печерской лавры епископа Вышгородского Павла, епископа Изюмского Онуфрия совершил освящение Успенского собора — главного храма Святогорской обители.

К концу 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

  • Успенский собор (1859-1868 гг.);
  • Покровский храм (1850 г.);
  • Николаевский храм (к. XVII в.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм прп. Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм прпп. Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • церковь Рождества Пресвятой Богородицы (2011 г.);
  • церковь св. пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня ап. Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня прпп. Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (строится);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г.).

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Святогорске;
  • скит прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Всехсвятский скит;
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области;
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области;
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области;
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области.

Святыни

Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица», чтимые иконы святителя Николая Чудотворца, образ Архангела Гавриила, икона великомученицы Варвары и мученицы Татианы, мощи преподобного Иоанна Затворника, мощи преподобных отцов Святогорских, мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 6.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — митрополит Святогорский Арсений.

Просфорня

Мой друг и однокурсник пребывает в Святогорской Лавре уже более двадцати лет, он монах, иеродиакон Нектарий. Его основное послушание – просфорня, т. е. ежедневная выпечка просфор для богослужений. Мне было интересно увидеть монашескую просфорню, также я осмотрел хоздвор. Здесь кузница, столярная мастерская, теплица, цветник, может, ещё что-то в корпусах, чего я не заметил. Хотя основная хозяйственная территория расположена за скитом, там тоже есть теплицы, пасека, скотный двор, трактора для обработки своих полей. Монастырь чем-то похож на идеальную мини-модель государства, где все четко и упорядочено, спокойно и размерено, всё тикает, как в часиках. Это обычно бывает во всех монастырях, мужских и женских, маленьких и больших, такие общежития муравейники, где у каждого жителя-строителя есть свое место, а у всей братии есть цель и общее дело.

Могила Пушкина была заминирована

Согласно историческим сведениям, за время оккупации Псковской области во время Великой Отечественной войны, на территории Пушкинского заповедника было заложено более 14 000 мин, фугасов и чуть больше 2000 других взрывоопасных предметов.

В ходе последующего разминирования было выявлено три фугаса нового типа, которые назывались «с сюрпризом». Один их них был заложен на могиле Пушкина, с расчетом на то, что бойцы Красной Армии непременно посетят могилу поэта, известного во всем мире.

Обезвредить этот чудовищный механизм, который мог унести огромное количество жизней, памятное место и древний Святогорский монастырь, удалось юным бойцам 12-й инженерно-саперной Рижской Краснознаменной ордена Кутузова. Им было около 20 лет. А лозунгом кропотливой операции можно назвать слова с плаката «Могила Пушкина здесь! Отомстим за нашего Пушкина!».

Одна из немецких мин все-таки сработала и унесла жизни отважных саперов. Они похоронены здесь же, у стены спасенного ими монастыря, заложенного во времена Ивана Грозного.

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Могила Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц». В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50-100 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

Пушкинские горы. Памятник А.С.Пушкину близ Святогорского монастыря

Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

Могила Пушкина лишь по счастливому стечению обстоятельств не была взорвана в годы войны. Колокольня Успенского собора была взорвана, но сам собор устоял.

В статье использованы материалы книги «Весь Пушкинский заповедник. Путеводитель», 2012.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

ИЗ СМУТНОГО ВРЕМЕНИ ВОССТАВШАЯ

Свидетельством мрачных веков, когда обитель подвергалась набегам крымских ханов, до сих пор являются грамоты Святогорских настоятелей.

Свято-Успенская Святогорская Лавра (Святогорская Лавра, Святогорский Успенский монастырь) — мужской епархиальный монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, находящийся под прямым управлением собственного священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского.

Находится Лавра в Донецкой области, в городе Святогорске, что стоит на реке Северский Донец, неподалеку от соединения границ трех областей — Донецкой, Харьковской и Луганской. Стоит монастырь на правом высоком берегу Северского Донца на Святых горах, представляющих собой меловые выступы береговых утесов.

Археологические раскопки доказали присутствие по всей территории Слобо-жанской Украины древнейших следов христианства, относящегося к Х-ХП вв. Также были обнаружены торговые и ремесленные поселения в районе Святых гор (XIII— XIV вв.). Существуют гипотезы, согласно которым появление обители относится еще к VIII—IX вв., а ее основатели — византийские иноки-иконопочитатели с христианского Востока.

Помимо наземных строений в Лавре сохранились меловые пещеры, которые, по устным преданиям, были заселены византийскими монахами в стародавние времена. Более того, вплоть до конца XVII в. в Святогорском монастыре вообще не было ни одного наземного сооружения.

Поселение, лежавшее рядом со Святыми горами, что впервые упоминаются Си-гизмундом Герберштейном в «Записках про Московию» (1526 г.), было построено казаками и беглыми крестьянами из нынешней Центральной России и Правобережной Украины, разрослось, и примерно в 1624 г. (по мнению историков) здесь был основан Святогорский Успенский монастырь на месте отшельнических пещер. Тогда же и духовенству была пожалована царская грамота на право владения землей.

Времена это были беспокойные, и Святогорская обитель — самое передовое поселение в степи — служила в качестве сторожевого поста от набегов крымских и ногайских татар. Цель их была известна: захват пленников и обращение в рабство. Во время одного из особо жестоких набегов, в 1679 г, монастырь захватили и разграбили крымские татары.

К концу первой трети XVIII в. монастырь утратил оборонное значение, поскольку границы России сместились намного южнее, зато превратился в крупного землевладельца с тысячами крепостных крестьян.

В 1788 г. российская императрица Екатерина II закрыла Святогорскую обитель в ходе секуляризации: изъятия «чрезмерно распространившихся» свободных от налога церковных земель, что существенно снижало поступления в государственную казну.

Почти сразу после ликвидации обители ее земли перешли в собственность светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического (1739-1791 гг.), а после кончины светлейшего — к его же наследникам.

Вернул монастырь монахам другой российский император — Николай I — в 1844 г.

Святогорская Успенская пустынь мирно просуществовала до 1918 г. и была ликвидирована советской властью, открывшей в его стенах в 1922 г. Дом отдыха для трудящихся Донбасса, а в пещерах бывшего монастыря — Музей атеизма. В 1980 г. был создан Святогорский государственный историко-архитектурный заповедник, основу которого составил Святогорский монастырь.

Возобновил свою деятельность Успенский мужской монастырь в 1992 г., а в 2004 г. получил статус лавры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector