Преподобный силуан афонский

Монашеские труды

Постриг в мантию над Симеоном был совершен в 1896 году. Он нес различные послушания — был монастырским экономом, заведовал мастерскими и продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой. Но внешняя сторона жизни ни в коей мере не передает, что переживал преподобный в сердце своем. 

После ослабления действия благодати, Силуан Афонский стал вновь переживать бесовские нападения, видел бесов наяву, и очень смущался этим. Он решил посоветоваться со старцем Анатолием. Старец наставлял новоначального инока в молитве, а затем, не удержавшись, удивился его дарованию и духовному опыту. И преподобный Силуан начал новую борьбу — с помыслами гордости и тщеславия. Тот, кто хоть отчасти знаком с борьбой против помыслов, может представить себе, насколько ожесточенную борьбу вел подвижник. Несмотря на неопытность, монах Силуан имел мужественную душу, которая без страха встречала бесовские нападения. 

Так, укрепляясь посещениями благодати, Силуан Афонский постигал сердечную молитву сквозь бурю искушений. 

После пострига в схиму в 1911 году, Силуан Афонский написал Записки, который публиковал в 1952 году архимандрит Софроний Сахаров. Книга эта известна среди монашествующих, как “Новое Добротолюбие”.

Наставления

Хотя святой не умел «красиво» писать и говорить, ведь не был хорошо образован, это ничего не говорит о том, насколько глубокой была его душа. Он поучал многих, с кем довелось познакомиться. Вел переписку со своими духовными детьми. Говорил, что отсутствие смирения отгоняет благодать Божию. Поэтому душа начинает скорбеть, ведь она больше не ощущает Бога, но продолжает стремиться к нему.

Известность принесли записки, которые были изданы уже после смерти преподобного, к ним прилагался богословский комментарий. Также архимандрит Софроний издал книгу о подвижнике, поскольку считал его одним из самых ярких духовных светил своего времени. Да, его труды не привнесли нового в богословие. Но в них простые люди находят Бога, который их любит всей душой.

Мир и великодушие

Божие избранничество и харизма не от людей. Они дар Божий, вложенный Богом в особенную душу, подготовленную к выбору самим человеком.

Душа молодого крестьянина была воспитана его отцом. Главными отеческими добродетелями явились два очень важных мирских сокровища: мир и великодушие.

«Блаженны миротворцы – ибо они сынами Божиими нарекутся». А когда они нарекутся так, то становятся великими душами, питаемыми Святым Духом – и мы их узнаем по великодушию. Мир – это внутреннее устроение. Великодушие – мир души, явленный и основанный в Боге.

Пример такого мирного устроения души и великодушия крестьянского парня мы видим в двух фрагментах его жития.

Первый фрагмент – о мирном устроении души.

Однажды Семен со своим отцом пришел на свое поле и, увидев, что кто-то гребет руками их пшеницу, хотел остановить вора, но отец не дал, пожалев странника и помянув Бога, от Которого и бедность, и достаток.

Парня забрали в армию. Там у него был друг. Другу пришло письмо из деревни, из которого он узнал, что невеста изменила ему и прижила ребенка. И вот, просыпающееся в духе сердце будущего святого Силуана научило сердце товарища и миру, и великодушию, и блаженству.

Семен посоветовал другу простить невесту и принять ее вместе с ребенком. И, о чудо, произошло преображение и друга, и невесты, и родителей.

Когда солдат подходил к деревне, то его встретили родители и невеста с ребенком на руках. И все они стояли СКУЧНЫЕ. Солдат подошел, взял ребенка на руки и улыбнулся ему. И вдруг все ожили, засмеялись и стали обниматься.

Вот для этого и нужны святые – учить быть как Бог и жить в блаженстве вместе с Богом. Это блаженство и смогли принять наученные Семеном крестьяне.

Семен рано вкусил блаженства. А вкусив его, заболел тоской по небу, не отпускавшей его всю жизнь. Его душа стремилась к небу и всю жизнь искала источник блаженства – Бога. Вся жизнь святого превратилась в один непрерывный диалог с Богом, который подвижник отразил на бумаге.

Когда Господь посетит, То душа знает, что был Милый гость и ушел. И скучает душа по Нему, И слезно ищет Его.

Где Ты, Свете мой, Где Ты, Радость моя? Следы Твои благоухают В душе моей, но Тебя нет И скучает душа моя по Тебе.

Сила, с которой святой устремился душой к Богу, его честность и простота подняли его на уровень псалмопевца Давида.

Однако если Давид общался с Богом в понятиях Ветхого Завета и его книга наполнена мотивами борьбы, победы, кознями врагов и другими моментами духовной и физической борьбы, то у Силуана его Новая Псалтырь проникнута не духом военно-политического доминирования, не конями, мечами, сетями, колесницами, сокрушенными зубами, левиафанами, вранами на нырище, птицами особящимися на зде, военными трубами, а пропитана евангельским духом любви и населена святыми и ангелами. Пространство Псалтыри Силуана – это наполовину преображенный мир. Наполовину Рай на земле. Его Псалтырь – это дневник паломника, стоящего у врат Царства Небесного.

Такая Псалтырь Евангелия непременно должна была явиться и в христианском мире, и в Русской Церкви. Одним Давидом дело не могло окончиться.

Ведь жизнь не кончается завтра, 11 сентября 2020 года. Тысячи лет будет жить род человеческий, и непременно появится один человек, который будет Бога любить больше других и который опишет историю своей новой любви с Господом – еще одну Псалтырь Нового времени.

Странно не то, что она была написана Силуаном, а то, что она не была написана раньше.

Вообще жаль, что святые почти не оставили нам дневники. Слава Богу, что Павел Груздев и преподобный Силуан были так вдохновлены Богом, что нам приоткрылась тайна святости.

Жаль, что мы не знаем внутренних хроник преподобного Сергия Радонежского или полной духовной истории великого Серафима Саровского. Нет сомнения, что их повести, как и сотен других святых, были бы так же захватывающи и драматичны, как и писания св. Силуана.

Но вот Бог дал дар письма Силуану. Мы все, читая его произведения, узнаем себя в них. В его словах как бы и нет ничего нового. Всё это душа знает, но выразить не может. А он так тонко и так верно открыл нас в Боге и Бога в нас.

Много лет был искушаем бесами

В начале духовного пути Господь открывается человеку, чтобы «направить», вдохновить и дать силы, а затем «отходит» на время, чтобы научить его идти самостоятельно. И то, и другое было пережито Силуаном с особой глубиной и остротой.

Согласно житию, в самом начале иноческой жизни он сподобился благодати такой силы, которая для иных опытных монахов была неведома. А затем на несколько лет был низвергнут в такую пучину уныния и богооставленности, что доходил в этих состояниях до полного отчаяния. Сам Силуан объяснял происходившее не столько «духовными законами», сколько собственным тщеславием, которое по неопытности не сумел отследить.

Много лет Господь попускал ему быть подвреженным нападкам бесов. Это выражалось и в тяжелых моральных состояниях: бесы то пытались вознести Силуана, внушая помысел, что он уже стал святым, то повергали в пучину отчаяния, говоря, что со своими грехами он никогда не спасется.

Они являлись ему и физически, и даже в виде «чудесных явлений»: однажды келия его вся наполнилась дивным светом, но потом этот свет стал такой силы, что преподобный мог видеть все свои внутренности.

Жизнеописание святого Силуана Афонского

Детские и юношеские годы

Начинается биография преподобного отца в деревне Шовской, Тамбовской губернии. Родился будущий афонский монах в семье простых крестьян в 1866 году и получил имя Симеон. Отец и мать хоть не обладали грамотой, но отличались благочестием, мудростью, чуткими сердцами и отзывчивостью. В доме не было изобилия, но люди они были гостеприимные и оказывали помощь нуждающимся, порой разделяя последнее. Отец Силуан всегда с теплом и любовью вспоминал своих родителей.

Святой Силуан Афонский

Симеон часто ходил с отцом и матерью в храм, ему нравилось выстаивать службы. В храме он постигал слово Божие, узнавал о житиях святых. В будние дни работал с отцом на земле, порой со старшими братьями трудился на стройке.

Симеон получил воспитание в Православных традициях, что ему очень нравилось. С юных лет он думал о монашеской жизни и пути к Господу и Небесному Иерусалиму. Он хотел стать насельником Киево-Печерской лавры. Однако отец, желая предостеречь сына от поспешного принятия столь серьезного решения, настоял, чтобы сын прежде прошел испытание армией, и только затем определил свой дальнейший путь.

Любящий сын не стал противиться воле отца. Но соблазны мира сего стали постепенно затягивать парня вплоть до того, что желание посвятить свою жизнь Богу отошло (на время) в сторону. Велась мирская жизнь с гуляньями, девушками, музыкой. И вот однажды во сне Симеон увидел, как ему в рот заползла змея. От отвращения он проснулся и услышал голос самой Владычицы Небесной, который невозможно спутать ни с чьим другим. Она сказала, что как ему противно от увиденного, так и Ей нехорошо от того, что он делает.

Видео «Молитвы преподобному старцу Силуану Афонскому»

В этом видео вы можете прослушать аудиозапись молитв преподобному старцу Силуану Афонскому.

Воинская служба

Служба в армии отправила Симеона в Санкт-Петербург, где он служил в Лейб-Гвардии, в батальоне саперов. Быть солдатом для будущего монаха не было в тягость, напротив, этот период жизни укрепил его характер, приучил быть ответственным и исполнительным. Решение оставить мирские соблазны и пустую суету все больше крепло.

Несколько раз Симеон отправлял почтой деньги на Афон в помощь братии. В любом месте, даже в трактире, он сохранял память о Страшном Суде, о Святой Горе.

Перед окончанием срока службы Симеон прибыл к отцу Иоанну Кронштадскому, чтобы взять у него благословение на уход в монастырь и получить нужные наставления. Застать на месте отца Иоанна ему не удалось, и парень написал краткую записку, в которой просил благословения и молитв о нем. Уже на следующий день что-то изменилось и он стал ощущать, словно адское пламя гудит вокруг него. Это укрепило его решение, и спустя неделю по возвращении домой Симеон отправился на Святую Гору Афон.

Годы монашества

На Святом Афоне Симеон поступил в братию Русского Монастыря Святого Пантелеимона. Сразу ему дали послушание трудиться на мельнице. Физическая работа не была для парня в тягость, ведь он рос в деревне в семье крестьян и привык работать. Борьба с искушениями оказалась более тяжелой. У Симеона даже были мысли вернуться в мир, но он помнил о словах матери Божией и боялся снова Ее огорчить.

Образцом для отца Силуана был святой Серафим Саровский

Пришлось бороться с гордостью и самомнением, которое удалось разрушить молитвой, смирением и с помощью советов отцов. Осознание собственной ничтожности, переросшее в отчаяние, убеждало его в невозможности спасения. Тогда Милостивый Господь восхитил его на Небо, даровал благодать, которую Симеон называл «благодатью мученичества». После встречи с самим Царем Небесным уже невозможно было забыть Его любящий взгляд. И Симеон не уставал свидетельствовать, что «Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая».

Спустя 4 года после приезда на Афон Симеон дал монашеские обеты и получил имя Силуан. В 1911 году его возвели в великую схиму. Не стремясь уйти из обители в уединение, полагая, что на это нужно благоволение Господа, монах смирял и ограничивал себя.

Однажды ему не удавалось сосредоточено творить молитву, и он призвал Господа. Милостивый Господь внял молению монаха и ответил, что от демонских нападений страдают люди, имеющие гордыню. Бог велел не предаваться отчаянию и хранить в памяти геенский огонь.

Отец Силуан молился о многих людях – живых и усопших, молился за весь мир, забывающий своего Создателя. Он считал, что когда молитва станет слабее, мир не сможет устоять.

Отец Силуан отошел ко Господу 24 сентября 1938 года.

Первый большой грех

Сила юноши, пригодившаяся ему в дальнейшем для совершения подвигов, стала причиной первого большого греха, который Силуан Афонский долго отмаливал.

В один из праздников, когда все жители деревни были на улице, Семён гулял с товарищами и играл на гармошке. Навстречу им шли два брата, работающие в селе сапожниками. Старший был огромного роста и силы, да к тому же любил поскандалить. Он начал забирать у Семёна гармошку. Тот передал её своему товарищу, а к сапожнику обратился с просьбой угомониться и идти своей дорогой. Это не помогло. Пудовый кулак полетел в сторону Семёна.

Вот как этот случай вспоминал сам святой Силуан Афонский: «Сначала я хотел уступить, но потом мне стало стыдно, что жители будут надо мной смеяться. Поэтому я нанёс сильный удар ему в грудь. Сапожник отлетел на несколько метров, а из его рта хлынула кровь и пена. Я думал, что убил его. Слава Богу, всё обошлось. Около получаса его откачивали, поливая холодной водой. Потом с трудом подняли и отвели домой. Окончательно он выздоровел только через два месяца. После мне пришлось быть очень осторожным, ведь два брата постоянно подкарауливали на улице с ножами и дубинками. Но Господь уберёг меня».

Как молиться

Молиться можно о стяжании необходимых христианских добродетелей, исцелении своей души, от телесных недугов (которые чаще всего являются следствием грехов). Многие российские верующие могли поклониться мощам преподобного, когда их впервые привозили в Москву с Афонской горы. Сегодня в России построено много храмов во имя святого Силуана Афонского.

Гробница же преподобного находится в Греции, в Пантелеимоновом монастыре. Но даже если нет возможности поехать, молитва доступна любому человеку, в любом месте. У святых просят помощи, как у более мудрых, кротких и просвещенных Христовым светом.

Годы монашества

Монашеством закончилась первая борьба с искушениями в жизни святого Силуана. Постриг стал его первой победой. Но духовная война продолжается всю жизнь, и чем ближе человек к святости, тем ожесточеннее.

Молодого монаха очень полюбили все насельники обители за его кроткий нрав и прилежное исполнение обязанностей. Многие его хвалили. Стали у него появляться мысли, о том, какая его жизнь теперь праведная и безгрешная. Состояние души стало каким-то тревожным.

Вскоре начались видения. Силуану стали являться злые духи. Хорошего духовного наставника в монастыре не было, и молодому иноку не с кем было посоветоваться. Он совершил ошибку — стал вступать с бесами в разговор. Это привело к тому, что его душу охватило отчаяние и безысходность. Так продолжалось долго.


Преподобный Силуан Афонский

Эти искушения Силуан пытался победить непрерывной молитвой. С того времени и до конца своих дней, преподобный уже не ложился спать. Засыпал он урывками, во время молитв, не больше, чем на полчаса. Но побороть искушение все никак не удавалось. Проходили месяцы, силы Силуана начали сдавать. Один раз он, сидя в полном изнеможении, подумал: «Бога умолить невозможно». И почувствовал такое беспросветное отчаяние, словно уже пребывал в аду.

И вот, когда уже, казалось, силы тьмы победили, явился Господь, и в одно мгновенье развеял мрак. В тот день Силуан, как обычно, пошел на службу в церковь… и увидел Христа. Невозможно описать это словами, но он понял, что вся его жизнь была сном, и есть только одна настоящая реальность. Та, которая в раю, которую он почувствовал сейчас…

Долгие годы вспоминал он эту минуту. Немало еще выпало ему подобных испытаний. Ведь путь, который для него предусмотрел Господь, был самым тяжелым из всех возможных путей. Многие борются со своими страстями или со злом, являемым через людей, а святому Силуану выпала открытая война со злыми духами. Лицом к лицу. И если бы не та живая встреча с Богом, то, по собственным словам преподобного, не выдержал бы он этой войны.

Следующие 15 лет состояли из долгих периодов богооставленности и бесовских видений, и коротких передышек, когда тьма отступала, и Силуан понимал, что на самом деле Бог все это время был рядом. И вот, однажды ночью, когда Силуан молился, злые духи стали мешать ему, встав между ним и иконами, так что он не мог поклониться.

Тогда преподобный обратился мысленно ко Христу и спросил Его: «Господи! Хочу Тебе молиться, а бесы не дают. Что мне делать, чтобы одолеть их?» И был в его мыслях ответ: «Гордые всегда так страдают от бесов». — «Как мне стяжать смирение?» — «Держи ум свой во аде и не отчаивайся». 

Так святой своим сердцем постиг тайну мирового зла и борьбы с ним. Он понял, пережил на собственном опыте, что именно гордость некогда погубила первых людей и лишила их рая. И через смирение лежит путь к победе над злом.

С этого времени, он стал много молиться за всех людей, которые томятся в аду. Монахи знают, что подобные молитвы очень тяжелы и сопровождаются жесточайшей духовной войной. Но преподобный Силуан за пятнадцать лет выдержал такую борьбу, что злые силы уже ничем не могли его смутить или напугать. Молился святой и о живых, пребывающих в грехе, и обо всем мире. Будучи святым, он, однако, разделял тоску лишенных Света Божия и сострадал им.

Так и жил этот великий молитвенник, непрестанно «держа ум свой во аде», дабы вымолить спасение или облегчение мук тем, кто там заключен. Быть может, для того Бог и предусмотрел для него такую непереносимую борьбу, чтобы закалить его дух, и подарить заступника даже самым отчаянным грешникам.

Оставил после себя записки

Одно из негласных правил Афона – не говорить о человеке как о святом, пока тот жив. Когда об этом правиле вспоминают, то чаще имеют в виду ситуацию, когда все уже признали монаха святым, но смиренно молчат. Преподобного Силуана это правило касалось иным образом: большинство братии не смогло при жизни разглядеть в нем святого. Силуан, по их мнению, был слишком прост и лишен видимой утонченности, чтобы казаться избранным.

Говорят, многие из братии поверили, что это был великий подвижник лишь после его смерти, когда были обнаружены его личные записи. Преподобный писал их для себя изредка, время от времени.

Удивительно само по себе, что написаны они человеком, который получил два класса образования и учил грамоту по Священному Писанию и житиям. Однако, в первую очередь, эти короткие тексты поражают своей глубиной и искренностью. Они без конца переиздаются на разных языках. Их лейтмотив: покаяние, любовь к Богу и Божия Любовь к человеку.

Вот, посмотрите:

«Любовь не зависит от времени и всегда имеет силу. И, когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват, – потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата».

«Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо чрез молитву приходит благодать Святого Духа».

«Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего не ждем».

Житие

Пройдя службу, тем самым выполнив обязательство перед родителем, юноша прибыл на Афон в 1892 году. Здесь Семен начал служить в русском Пантелеимоновом монастыре. По традиции новый житель монастыря на несколько дней помещался в уединенную келью, чтобы поразмыслить над земными делами, над ошибками, которые успел сделать в миру.

В 1896 году принял пострижение в схиму. Мужчины, проходившие такой обряд, давали обет ведения особо строгого, аскетического существования в монастыре. После пострижения монах прошел послушания на мельнице, расположенной в Каламарейском метохе. В 1911 году, обретя имя Силуан, бывший крестьянин был назначен монастырским экономом.

Святой отличался ревностным служением Богу. Большую часть свободного времени мужчина проводил в молитвах, размышлениях о деяниях божьих. Ночью Силуан засыпал на 15-20 минут, затем предавался молитвам. Хотя в келье монаха была кровать, он предпочитал засыпать, сидя на стуле.

Преподобный Силуан Афонский

В начале XX столетия мужчина начал писать небольшие заметки, в которых делился мыслями о боге, рассказывал, какие трудности приходится преодолевать на пути к истинной вере. В 1952 году записки о жизни и поучения монаха были опубликованы архимандритом Софронием в книге «Старец Силуан». Среди представителей православной церкви эти труды получили название «Новое Добротолюбие».

В заметках Силуан уделял большое внимание первому времени служения в монастыре. Тогда молодой монах обратился к Иисусу в молитве о помощи в испытаниях и помиловании

Святой старался вести аскетический образ жизни, мало ел, мало говорил, ограничивал себя в движениях. Много времени тратилось монахом на молитвы.

Тем не менее, по признаниям самого Силуана, его часто искушали бесы, являвшиеся в келье. Видения доставляли монаху много переживаний, рождали в душе постоянную борьбу. Но, несмотря на сложности и соблазны, служитель монастыря смог выстоять в испытаниях веры

В поучениях преподобный говорил о важности покаяния, особенно в период Страстной седмицы

Кроме того, в опубликованных писаниях находится информация по таким вопросам, как красота мира, храмовое богослужение, искание Бога, любовь к врагам, пути церкви, различение добра и зла и другие. Из известных икон, запечатлевших лик святого, можно выделить две. Первая создана русским иконописцем Л. Успенским в конце 50-х годов XX столетия. Другая икона написана архимандритом Софронием специально для церемонии канонизации преподобного старца.

В чем помогает святой Силуан Афонский?

24 сентября отмечается день Силуана Афонского. В этот день молятся перед его иконами. Стоит отметить, что этот образ используется в особых случаях. Считается что эта дата является особенной. Именно в этот день молитвы обладают огромной силой и практически всегда приводят к исцелению. Сейчас икона старца находится в Афонском Подворье, в Москве, с частичками мощей монаха. Не только 24 сентября, но и в другие дни к этой иконе выстраивается целая очередь. Многие молятся преподобному.

Как и зачем молиться святому (текст ниже):

  • Если хотят исцеления для своих близких, родственников, а также любимых от тяжких болезней
  • Просят о помощи в завершении войны и разногласий
  • Просят примирения с врагами, с которыми давно возникли размолвки и появилась вражда
  • Помогает при головных болях, мигренях, при гордыне, а также в смирении
  • Помогает при несчастной любви
  • Освободиться от греховных помыслов
  • При всевозможных зависимостях, алкогольных в том числе
  • При нездоровой страсти, от которой человек мучается
  • При принятии решения
  • В скорби и отчаянии

Молятся святому и просят помочь при помощи молитв. Если трудно читать молитвы, просите о помощи своими словами, только искренне и с глубокой верою в Бога, Святого Силуана Афонского и в результ.

Молитвы.

О предивный угодниче Божий, отче Силуане! По благодати, тебе от Бога данной, слезно молитися о всей Вселенней — мертвых, живых и грядущих — не премолчи за нас ко Господу, к тебе усердно припадающих и твоего предстательства умильно просящих (имена).

Подвигни, о всеблаженне, на молитву Усердную Заступницу рода христианского, Преблагословенную Богородицу и Приснодеву Марию, чудно призвавшую тя быти верным делателем в Ея земном вертограде, идеже избранницы Божии о гресех наших милостива и долготерпелива быти Бога умоляют, во еже не помянута неправд и беззаконий наших, но по неизреченной благости Господа нашего Иисуса Христа ущедрити и спасти нас по велицей Его милости.

Ей, угодниче Божий, с Преблагословенною Владычицею мира — Святейшею Игумениею Афона и святыми подвижниками Ея земнаго жребия испроси у святых святейшего Слова святей горе Афонской и боголюбивым пустынножителем ея от всех бед и наветов вражиих в мире сохранитися.

Да Ангелы святыми от зол избавляеми и Духом Святым в вере и братолюбии укрепляеми, до скончания века о Единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви молитвы творят и всем спасительный путь указуют, да Церковь Земная и Небесная непрестанно славословит Творца и Отца Светов, просвещающи и освещающи мир в вечной правде и благости Божией.

Народом земли всей испроси благоденственное и мирное житие, дух смиренномудрия и братолюбия, добронравия и спасения, дух страха Божия. Да не злоба и беззаконие ожесточают сердца людския, могущие истребите любовь Божию в человецех и низвергнуть их в богопротивную вражду и братоубийство, но в силе Божественныя любве и правды, якоже на небеси и на земли да святится имя Божие, да будет воля Его святая в человецех, и да воцарится мир и Царствие Божие на земли.

Такожде и земному Отечеству твоему — земли Российстей испроси, угодниче Божий, вожделенный мир и небесное благословение, во еже всемощным омофором Матере Божия покрываему, избавитися ему от глада, губительства, труса, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани и от всех враг видимых и невидимых, и тако святейшим домом Преблагословенныя Богородицы до скончания века ему пребыти, Креста Животворящаго силою, и в любви Божией неоскудеваему утвердитися.

Нам же всем, во тьму грехов погружаемым и покаяния тепла, ниже страха Божия не имущим и сице безмерно любящаго нас Господа непрестанно оскорбляющим, испроси, о всеблаженне, у Всещедраго Бога нашего, да Своею Всесильною благодатию божественне посетит и оживотворит души наша, и всяку злобу и гордость житейскую, уныние и нерадение в сердцах наших да упразднит.

Еще молимся, о еже и нам, благодатию Всесвятаго Духа укрепляемым и любовию Божию согреваемым, в человеколюбии и братолюбии, смиренномудренном сраспинании друг за друга и за всех, в правде Божией утвердитися и в благодатной любви Божией благонравно укрепитися, и сынолюбне Тому приближитися.

Да тако, творяще Его всясвятую волю, во всяком благочестии и чистоте временнаго жития путь непостыдно прейдем и со всеми святыми Небеснаго Царствия и Его Агнчаго брака сподобимся. Ему же от всех земных и небесных да будет слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ниже на картинке

Время военной службы

Военную службу Семен отбывал в
Петербурге, в Лейб-Гвардии, в саперном батальоне. Уйдя
на службу с живой верой и глубоким покаянным чувством,
он не переставал помнить о Боге.

В армии его очень любили как солдата
всегда исполнительного, спокойного, хорошего поведения,
а товарищи как верного и приятного друга; впрочем, это
было нередким явлением в России, где солдаты жили очень
по-братски.

Однажды, под праздник, с тремя
гвардейцами того же батальона он отправился в город.
Зашли они в большой столичный трактир, где было много
света и громко играла музыка; заказали ужин с водкой и
громко беседовали. Семен больше молчал. Один из них
спросил его:

— Семен, ты все молчишь, о чем ты
думаешь?

— Я думаю: сидим мы сейчас в трактире,
едим, пьем водку, слушаем музыку и веселимся, а на Афоне
теперь творят бдение и всю ночь будут молиться; так вот
— кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они
или мы?

Тогда другой сказал:

— Какой человек Семен! Мы слушаем музыку
и веселимся, а он умом на Афоне и на Страшном Суде.

Слова гвардейца о Семене: «…он умом
на Афоне и на Страшном Суде» — могут быть отнесены не
только к тому моменту, когда они сидели в трактире, но и
ко всему времени пребывания его на военной службе. Мысль
его об Афоне, между прочим, выражалась и в том, что он
несколько раз посылал туда деньги. Однажды ходил он из Устижорского лагеря, где летом стоял их батальон, на
почту в село Колпино, чтобы сделать перевод денег на
Афон. На обратном пути, еще недалеко от Колпина, по
дороге, прямо навстречу ему бежала бешенная собака;
когда она совсем уже приблизилась и готова была
броситься на него, он со страхом проговорил: «Господи,
помилуй!». Лишь только произнес он эту короткую молитву,
как какая-то сила отбросила собаку в сторону, словно
наткнулась она на что-то; обогнув Семена, она побежала в
село, где причинила много вреда и людям, и скоту.

Этот случай произвел на Семена глубокое
впечатление. Он живо почувствовал близость хранящего нас
Бога и еще сильнее прилепился к памяти Божией.

Окончив свою службу в гвардии, Семен,
незадолго до разъезда солдат его возраста по домам,
вместе с ротным писарем поехал к отцу Иоанну
Кронштадтскому просить его молитв и благословения. Отца
Иоанна они в Кронштадте не застали и решили оставить
письма. Писарь стал выводить красивым почерком какое-то
мудреное письмо, а Семен написал лишь несколько слов:

«Батюшка, хочу пойти в монахи;
помолитесь, чтобы мир меня не задержал».

Возвратились они в Петербург в казармы,
и, по словам Старца, уже на следующий день он
почувствовал, что кругом него «гудит адское пламя».

Покинув Петербург, Семен приехал домой и
пробыл там всего одну неделю. Быстро собрали ему холсты
и другие подарки для монастыря. Он попрощался со всеми и
уехал на Афон. Но с того дня, как помолился о нем отец
Иоанн Кронштадский, «адское пламя гудело» вокруг него не
переставая, где бы он ни был: в поезде, в Одессе, на
пароходе, и даже на Афоне в монастыре, в храме, повсюду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector