Монах симеон афонский: биография, цитаты, творчество и интересные факты
Содержание:
- Перед принятием монашества — Симеон отправился на военную службу
- Спасение души
- Биография Симеона сообщает о том, что родился он в семье бедного крестьянина
- Жизнь в монашестве
- Жизнеописание
- Молитвословия
- Старец Силуан очень повлиял на схиархимандрита Софрония (Сахарова)
- Юношеские годы и молодость
- Прославление старца
- Условия монашества преподобного Симеона
- Биография и факты из жизни монаха Симеона Афонского
- Обретение мощей святого
- Писательская деятельность
- Жизнеописание
- Внутренняя борьба
Перед принятием монашества — Симеон отправился на военную службу
В самом начале он решил все-таки исполнить волю своего отца, и пошел на военную службу Санкт-Петербург. В Петербурге на службе, все относились к нему очень хорошо, все его любили и уважали, так как мальчик был очень примерным и ответственным.
Уже в армии у Симеона появился дар мудрости.
Сослуживцы очень часто приходили к Симеону для совета, и именно так он помогал решать им проблемы. Во время прохождения военной службы, Симеон не забывал о Боге. Незадолго до окончания службы, он получил благословение на монашество у самого святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. Когда окончил обучение, он возвращается к себе домой всего лишь на одну неделю. Он сообщил дома о своих намерениях стать монахом, попрощался со всеми, собрал вещи и отправился в путь.
В 1892 году Симеон — прибыл на святую гору Афон
Дорога его вела на Афон. В 1892 году Симеон Афонский, наконец, добрался до святой горы Афон. В это время был рассвет Пантелеймонова монастыря. Тогда он и стал послушником этой обители.
Жизнь в обители у монаха была очень скромной и очень простой. Вначале Симеон работал на мельнице, а затем стал заведующим мастерской и продовольственным складом. Уже в более пожилом возрасте он управлял торговой лавкой.
В 1896 году Симеон постригся в мантию с именем Силуан. В 1911 году он принял схиму.
В 1896 году Симеон постригся в мантию с именем Силуан
Спасение души
Послушник Симеон кротко исполнял все уставные предписания монашеской жизни, строго соблюдал пост, искренне предавался молитвам и покаянию. Но путь его к очищению был тернистым и сложным. Мятежную душу то и дело посещали дьявольские силы, появлялись помыслы о возвращении в мирскую жизнь. Иногда нападения бесов терзали душу и доводили монаха до исступления. Борьбу с ними он вел твердостью веры и молитвами. Его обращения к Богу занимали порой почти весь день и ночь, он спал по нескольку часов. И просветление наступило, за истинное обращение к вере особый дар от Бога получил Симеон Афонский. Восхождение к небу для него началось с явления Христа, он получил путь к открытию света, способность своей молитвой благословлять души человеческие.
Биография Симеона сообщает о том, что родился он в семье бедного крестьянина
Его биография гласит, что в миру его звали Симеоном, а после пострижения в монахи стали звать Силуаном. Родился Симеон в семье одного бедного крестьянина Антонова Иоанна.
Родился Симеон в 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии. Родители его были очень мудрыми и трудолюбивыми людьми, хотя и были безграмотными. Очень часто сам старец вспоминал, что его семья была очень дружной. Они жили очень бедно, но по возможности старались всегда помочь нищему и бедному. Порой они отдавали даже самое последнее, что у них было.
С большим радушием они принимали странников, которые к ним приходили. Его отец очень часто говорил с мальчиком о Боге и о православном христианстве, именно эти беседы не прошли мимо для юного отрока Симеона.
Уже с самого детства он помогал своим родным. Своим братьям он помогал в строительстве имения, а отцу часто помогал в поле. Скорее всего, именно по этой причине ему пришлось оставить свою сельскую школу, в которой он проучился всего то, как говорится в биографии 2 зимы. Но это не остановило его стремления к знаниям.
В храме Симеон Афонский научился церковной грамоте.
К знаниям, он стремился всегда. Так как семья его была очень набожной, их жизнь была связана с сельским храмом, в которой они постоянно ходили на службу. Уже с самого младенчества юному Симеону прививалось такое чувство, как благоговение перед Божьим словом. Его душа наполнялась чувством христианского смирения и других добродетелей.
Жизнь в монашестве
В монастыре преподобный Симеон Афонский не имел своих учеников, да и в послушании ни у какого старца никогда не был, так как воспитывался в общей атмосфере духовной традиции древнего монастыря, сложившейся много веков назад, а это предполагало долгие молитвы и богослужения, исповедания и причащения, посты и бдения, чтение христианской духовной литературы и непрестанную молитву.
Святой Симеон Афонский, находясь всегда среди людей, смог сохранить свое сердце и ум от всяких соблазнов и помыслов, которые он очищал молитвенным предстоянием перед Богом, так как считал это самым коротким путем ко спасению.
24 сентября 1938 года схимонах Силуан мирно отошел к Господу. Его жизнь стала примером кротости, смирения и любви к ближним. Через 50 лет, в 1998 году, преподобный святой Симеон Афонский был причислен к лику святых Константинопольским Священным Синодом Православной Церкви.
В свою очередь, Святейший Патриарх Московский Алексий II внес имя святого старца в месяцеслов РПЦ (по старому стилю 11 сентября).
Жизнеописание
В 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии, в Лебедянском уезде, в семье простых крестьян появился на свет мальчик Семен. Его отец, Антонов Иоанн, в покорности и смирении воспитывал своих детей, при этом дружелюбие и кротость господствовали в доме, в котором никто не слышал крика. Иногда семья перебивалась с хлеба на воду, но в доме постоянно принимались странники, с ними делились последним куском.
Православное воспитание
Будущий преподобный Силуан жадно впитывал рассказы богомольцев о Спасителе и Всевышнем Боге. С юных лет он благоговел перед Божьими посланиями, наполняясь смирением и добродетелями. Церковная грамота, преподаваемая в храме, помогла юноше победить безграмотность.
Преподобный Силуан Афонский
Вступив в отроческий возраст, Семен параллельно с учебой помогал отцу и братьям, работая на поле и строительстве имения. Любимой книгой будущего преподобного Силуана стала описание жизни святых «Житие святых».
Выросший в православной семье, где строго почитались Божьи законы, Семен к 19 годам отличался от сверстников физической силой и крепким здоровьем. Рабочие артели, в которой работал молодой Семен, удивлялись его способности:
- перебивать одним ударом толстые доски;
- легко переносить жару и холод;
- питаться скудной пищей и обладать огромной работоспособностью;
- поднимать огромные тяжести.
Путь монашества и схимы
Наутро юноша раскаялся в содеянных грехах и отступлениях от праведной жизни, он принимает решение посвятить жизнь Богу. На протяжении всей своей военной карьеры будущий афонский старец соблюдает благоразумие, начинает и заканчивает дни молитвами, познавая и открывая для себя глубину Иисусовой молитвы.
Интересно! В возрасте Христа, в 1892 году, он осуществляет свою мечту, принимая монашеский постриг на святой горе Афон в Пантелеимоновском монастыре, получив перед этим благословение Иоанна Кронштадтского.
Через четыре года состоялось его посвящение в малую мантию, монах дает обеты безбрачия, послушания. 15 лет мельница при Каламарейском метохе, входящем в состав старого Нагорного Русика, стала местом его послушания. В 1911 году состоялось пострижение в большую схиму, принятие на себя еще больших и строгих обетов. Новому схимонаху было дано имя Силуан.
Схимонах Силуан
О жизни преподобного старца православный мир узнал из записок Софрония, архимандрита Афонского, последователя отца Симеона, так называли святого на православный лад. Церковные традиции стали основными учителями преподобного, он проводил время в длительных молитвах, литургиях, соблюдая строгие и длительные посты, изучая христианские рукописи. Преподобный не покрывал опекой учеников, ибо сам взрастал без покровительства старцев.
Икона преподобного Силуана Афонского
Иеросхимонах Авраамий предстал перед старцем, имея образ Христа, который в это время находился в епитрахили на исповеди. Повернувшись, он увидел мужчину, у которого лицо было молодым, а волосы седыми. Особое сияние окружало старца-духовника. Святой Симеон понял, что сияние — это Дух Святого, через Которого ему прощаются все грехи.
Пребывание среди людей не стало искушением для святого Силуана, постоянное молитвенное состояние было щитом чистоты, дарующим спасение душе и телу. 46 лет провел преподобный монах в Афонских стенах, не удаляясь в одиночную пещеру, при этом он приобрел дар терпения, послушания и смирения.
Интересно! Симеон Афонский относится к пастырям, поставленным Самим Господом. Имея дар различения духов и познания Духа Святого, силе прощения, он сподобился видеть в храме Старого Нагорного Русика святого монаха.
24 сентября 1938 года схимонах Симеон Афонский тихо отошел к Господу, через полстолетия был причислен к лику святых. Указом патриарха Московского Алексия ІІ его имя занесено в перечень месяцеслова Русской православной церкви. Преподобный Силуан оставил после себя нравоучения и указания, высказанные в его цитатах.
Это интересно: Матрона Анемнясевская Касимовская (видео)
Молитвословия
Тропарь, глас 3
Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.
Тропарь общий прп. Симеона Мироточиваго и сына его, свт. Саввы Сербскаго, глас 1
Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей / и Афо́на свети́льники, / Се́рбии похвалу́, / Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту, / и ро́д его́ чу́дный, святи́теля, — глаго́лю, — Са́вву, / прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля: / моли́те Христа́ Бо́га о па́стве ва́шей, бла́женнии, // и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.
Ин тропарь общий прп. Симеона Мироточиваго и сына его, свт. Саввы Сербскаго, глас 1
Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благоверно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавльшему нас от скорбей молитвами вашими.
Кондак, глас 6
Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.
Ин кондак, глас 2
Иго Христово прием, Симеоне,/ и, Того Крест взем, последовал Ему, / насажден в дому Господнем, процвете, яко финике, / якоже кедр, иже в Ливане, умножил еси чада твоя,/ муж желаний духовных, чудотворец бо явися,/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.
Кондак общий прп. Симеона Мироточиваго и сына его, свт. Саввы Сербскаго
Горнюю жизнь возлюбивше, славнии,/ жизнь сущую на земли презресте./ Сего ради в вышних со Ангелы всегда ликующе,/ молите о всех нас.
Ин кондак общий прп. Симеона Мироточиваго и сына его, свт. Саввы Сербскаго
Днесь Симеон с Саввою, блаженнии, в дусе пришедше,/ спасают от обстояний паству их:/ сии бо Троицу проповедаша Единаго Бога,/ Церкве явишася утверждение,/ в преподобных Мироточивый и во святых чудотворец:/ сии бо и во бранех необоримии защитницы показашася,/ Афона похвала и народа Сербскаго крепость.
Старец Силуан очень повлиял на схиархимандрита Софрония (Сахарова)
У Силуана Афонского было духовное чадо — отец Софроний (Сахаров). Этот юноша приехал на Афон впервые в 1925 году и остался послушником в в Русском монастыре святого великомученика Пантелеимона. Он проходил послушание в библиотеке, часовой мастерской, а также казначействе. Тесно сдружился со старцем Силуаном и был поражен его глубокой мудрости.
Однажды Силуан передал ему свои дневниковые записи и сказал: «Я безграмотный человек, а вы образованный. Исправьте мои писания и сделайте их известными миру…»
По поводу грамотности отца Софрония старец был совершенно прав. Его духовный сын получил хорошее образование и закончил Академию художеств в Москве.
Отец Софроний(Сахаров) — духовный сын отца Силуана, издал книгу о нем, куда включил и его дневниковые записи. Получил благословение на безмолвие
Святой Силуан Афонский, находясь среди людей смог, сохранить свое сердце от различных помыслов и соблазнов. Он считал, что молитва — это самый короткий путь к спасению.
24 сентября 1938
Силуан Афонский мирно отошел ко Господу
Его жизнь для многих стала примером кротости, смирения и любви к ближним.
Примерно через 50 лет, в 1998 году Силуан, наконец, был причислен к лику святых. К лику святых его причислил Константинопольский Священный Синод православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй внес этого старца в месяцеслов Русской Православной церкви.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй внес старца в месяцеслов Русской Православной церкви
Старец Симеон оставил свои наставления для мирян.
Он считал, что неважно быть богатым, достаточно быть просто добрым. Самым бедным человеком он называл того, кто любит деньги
Юношеские годы и молодость
Взрослея, он только укреплялся в вере. Все шло к тому, что Симеон все больше отдалялся от мира и возрастал в желании быть ближе к Творцу. Это хорошо отражено в его цитатах и других писаниях.
В конце концов Симеон определился — он решился стать монахом. Обителью, в которой он хотел подвизаться, была Киево-Печерская Лавра.
Но все пошло не по плану. Отец юноши, понимая, что молодому человеку необходимо сперва набраться опыта, запретил ему постриг, посоветовав сперва пройти воинскую службу. Симеон подчинился воле отца.
Мирская греховная жизнь
Юное неустойчивое сознание и искушения дали о себе знать. После отказа отца он предался интенсивным гуляниям и пьянству. Проводил время с девушками и друзьями, часто попадая в разные передряги.
Однажды одна из его драк чуть не закончилась фатальным исходом. Будучи сильным, здоровым человеком, Симеон чуть не убил своего противника.
Но Господь решил помочь молодому человеку. Во сне Симеон увидел, как в него проникает отвратительный змей. Проснувшись, он услышал голос Богородицы, которая разъяснила, что его греховная жизнь так же противна Ей, как и ему было противно это сновидение.
Воинская служба
Проходя воинскую службу в Санкт-Петербурге в саперном батальоне, будущий монах все больше утверждался в своем желании иноческой жизни. Однажды он хотел посетить Иоанна Кронштадского, но, не застав его, оставил записку, в которой просил молитв.
Накопленные деньги Симеон систематически присылал на нужды Афонских монахов. Сослуживцы даже шутили над ним, что он «умом на Святой Горе».
Монашеский постриг
В 1892 году, вернувшись из армии, молодой человек попрощался с родными и начал свой долгожданный путь на Святую Гору Афон.
На Афоне он поступил в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Физическая работа, которую он там выполнял, давалась довольно легко. Сложнее было перебороть искушения. Бывали даже моменты отчаяния, когда он хотел покинуть Святую Гору, но Богоматерь и воспоминания о чудесном Ее призыве укрепляли юношу.
В 1896 году Симеон принимает монашеский постриг с именем Силуан. А в 1911 г. возводится в схиму (степень монашества, отличающаяся особо строгим уставом). Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, торговой лавкой.
Дальнейшая жизнь Силуана наполнена борьбой с самим собой, со своими страстями и грехами. Он жил призывом Христа, обращенным к нему.
Держать ум во аде означает постоянно размышлять о своих грехах. Такой способ аскезы помогает человеку постоянно пребывать в состоянии смирения и покаяния. Но он далеко не всем подходит, Силуан не разрешал своим ученикам практиковать это.
В это же время Силуан начинает свою писательскую деятельность, поначалу в виде записей, которые он хранил у себя, а потом в виде обращений. Затем у него появляется ученик — Софроний, который впоследствии ознакомил христианский мир с творениями и писаниями святого.
Прославление старца
Жизнь и поучения старца были настолько удивительны, что вскоре о Силуане Афонском узнал весь мир. На Святую гору стали приезжать паломники с разных концов земли и спрашивать: где покоится глава Силуана? Интерес к ней был даже иногда больше, чем к Святой главе великомученика Пантелеймона. Честная глава старца Силуана Афонского вначале покоилась в саркофаге вместе с остальными главами упокоившихся.
Видя такое почитание старца Силуана, архимандрит велел закопать его главу так, чтобы ее нельзя было найти. Но позже она снова была обретена, и так повторялось несколько раз. Вплоть до канонизации святого, которая произошла в 1988 году. День памяти святого – 24 сентября.
Преподобному молятся в следующих случаях:
- при отчаянии,
- при мигренях,
- в затруднительных случаях,
- о прощении обид,
- о примирении враждующих.
Условия монашества преподобного Симеона
Не имея учеников, преподобный Симеон оставил наставления монахам по борьбе со страстями в своих книгах, расписав буквально по пунктам обязательные условия для достижения монашеского мастерства.
Первоочередным законом для монахов, по рекомендации святого старца, является исповедь, земные поклоны с чтением Иисусовой молитвы.
Большое внимание о. Симеон Афонский уделял сердечному вниманию, его спокойствию, умению в миру удерживать свои слова, дела и мысли
Жестокость, упрямство, по словам преподобного, живут в мертвом сердце, живое сердце наполнено добротой, смирением и спокойствием. Это является лакмусовой бумажкой для проверки святости монахов.
Только постоянное пребывание в молитве поможет преодолеть и победить все помыслы и искушения.
В борьбе с атаками дьявола помогает метод непрерывной молитвы.
Этот перечень можно продолжать и продолжать, читать и перечитывать их рекомендуется как священнослужителям, так и воцерковленным христианам, которые решили жить по слову Божьему для приобретения вечной жизни.
Биография и факты из жизни монаха Симеона Афонского
В миру будущего Старца нарекли Симеоном. После принятия монашества ему дали имя Силуан.
Знаменитый монах появился на свет в 1866 году в Тамбовской губернии в селе Шовское. Родители были очень благочестивыми, добросовестными и смиренными от рождения. Его отец Антонов Иоанн был человеком безграмотным и бедным. Это не мешало им с матерью быть благочестивыми и мудрыми людьми.
Сам монах в будущем рассказывает, что семья у него была крепкой, сплоченной и большой, хотя и жили крестьянской жизнью. Но по мере сил помогали нуждающимся, голодным, нищим людям. Порой отказывались от последнего, что имели. Дружелюбные родители всегда с почтением и добротой встречали гостей и путников. Отец любил говорить с ними о Господе. Такие разговоры не могли не затронуть души молодого Симеона.
Почитание старших
С ранних лет Симеон начал помогать своим родителям по возможностям своих детских сил. Братьям он помогал строить имение, отцу – в полевых работах. И наверняка, поэтому он покинул школу, отучившись 2 зимы. Но уход не погубил его жажды и любви к знаниям.
Семейство Антоновых было верующим, богобоязненным. Все посещали сельскую церковь, регулярно участвовали в Богослужениях.
В церкви он научился читать, писать и усердной молитве. С любовью читал «Жития святых».
Как послушный сын, Симеон не пошел против воли отца. Продолжал жить как обычно. На тот момент ему было 19 лет. Спустя некоторое время он позабыл о желании. Красивый, молодой человек стал попадать под власть соблазнов и страстей земной жизни.
Предостережение
Иисус Христос помог Симеону избавиться от греховного падения и земных утех. Юноша снова возгорелся пойти в монастырь.
Но сначала решил исполнить отцовское указание. Пошел служить в Ленинград. Относились к нему уважительно, с любовью. Солдатом Симеон был прилежным, ответственным. В армии проявился дар мудрости. Он давал ценные советы, люди получали успокоение от бесед с ним.
Путь монашества
На службе юноша никогда не забывал Господа. Он получил благословение у отца Иоанна Кронштадтского на вступление в монашескую жизнь. Отбыв неделю у отца в гостях, собрал нужные на первое время вещи и ушел. Дорога шла в монастырь на гору Афон.
В 1982 году юноша дошел до Афона. Там его приняли послушником в Русскую Пантелеймонову обитель. Жил он просто, скромно. Трудился Симеон на мельнице, затем его назначили экономом и заведующим складом продовольствия. В пожилом возрасте преподобный Силуан стал управлять торговой лавкой.
В 1986 году монаха постригли в мантию и нарекли Силуаном. Спустя 15 лет он принял схиму.
https://youtube.com/watch?v=Ey1rymyjano
Жизнь в стенах монастыря
У преподобного Симеона не было собственных учеников и послушников. Он жил в общей атмосфере духовной жизни обители, установившейся много столетий назад. Это означало длительные усердные молитвенные состояния, участие в Богослужениях, регулярные Исповеди, Причащения Святых Христовых Таин, посты, чтение душеполезной литературы, изучение Евангелие.
Ранней осенью 1938 года схимонах почил. Путь Симеона стал воплощением смиренномудрия, кротости, терпения, любви к Богу и людям. Через 50 лет, в 1998 году Симеона канонизировали. Он стал святым.
Изречения Симеона
Его мудрость запечатлена в многочисленных изречениях, в которых нуждается всякий человек, начавший жить духовной жизнью. Беднейшим человеком для него являлся тот, у кого большое богатство. Еще он говорил, что если желаешь оказать помощь ближнему своему, достаточно просто быть добрым. Он твердо уверен, что тот, кто возлюбит Господа и людей, никогда не погибнет.
Его бесценные советы наполнены большой любовью к ближнему, они указывают на путь спасения.
Сердце Старца сравнивают с зеркалом, в его отражении нет никого, только Господь. Оно всегда остается чистым, без греховных мыслей.
Человек живет в состоянии Божественной любви, В нем сам Иисус Христос. Монах с сердцем, наполненным Света, является Старцем.
Обретение мощей святого
Прошло немало времени после смерти святого, его череп в усыпальнице находился среди других мощей умерших монахов.
- После издания воспоминаний отца Софрония о жизни преподобного Силуана, европейцы начали массово приезжать в Пантелеимоновский монастырь для поклонения его мощам, а они не были достойно представлены.
- Ревность взыграла в сердце игумена Иустина, который приказал утопить голову монаха, чтобы ему не поклонялись больше, чем святому Пантелеимону. Монахи, отправившись к морю, не выполнили наказа, а спрятали святые мощи у себя в келье.
- После смерти отца Иустина его место занял игумен Илиан, старейший монах монастыря, посвятивший монашеству 60 лет своей жизни. Узнав о существовании головы Симеона Афонского, он приказывает похоронить ее, сравняв землю так, чтобы и следа не осталось.
- Монахи снова ушли в непослушание и сохранили святыню. Несколько раз менялись игумены, и каждый раз голову монаха Силуана Афонского перепрятывали, пока настоятелем монастыря не стал отец Авель, ранее сам прятавший святыню.
- В 1976 году при посещении Афона российской делегацией им была вынесена святыня для целования.
Важно! В 2018 году скит Новая Фиваида стал известен, как место обретения мощей святого Симеона Афонского. Желтый цвет черепа говорит о великой праведности и прощении в очах господа. Старец Симон, обретший мощи, взял для себя псевдоним Симеон Афонский, продолжив тем самым писательские послания святого монаха
Желтый цвет черепа говорит о великой праведности и прощении в очах господа. Старец Симон, обретший мощи, взял для себя псевдоним Симеон Афонский, продолжив тем самым писательские послания святого монаха.
24 сентября православный мир воздает дань памяти преподобному Силуану Афонскому.
Обретение мощей и причисление к лику святых требует продолжения исследования жизни святого Силуана Афонского, а его бессмертные цитаты помогут найти верный путь в молитвенной жизни каждому православному верующему.
https://youtube.com/watch?v=jap8wcJNhik
Документальный фильм о монахе Симеоне Афонском
Писательская деятельность
Писательская деятельность старца не представляет из себя коллекцию из продуманных и структурированных книг, разделенных на тома и рассчитанных для определенного круга читателей. Он писал то, что переживал, делился своим духовным опытом. Лишь потом эти записи были собраны и структурированы.
Основная тематика работ Силуана — путь души ко спасению, преграды, через которые она должна пройти, и борьба с искушениями.
Особо известен цикл книг, в которых собраны работы Афонского подвижника, под названием «Птицы небесные».
Данное творение делится на две части, каждая из которых состоит из двух томов:
- «Птицы небесные или странствия души в объятиях Бога».
- «Птицы небесные или через молитву к священному безмолвию».
Данная книга, собранная из записей подвижника, является в какой-то степени его автобиографией. Первая часть содержит в себе рассказ о пути к монашеской жизни и борьбе с препятствиями, которые возникали. Во второй части делается акцент больше на исихазме, практике молитвы и созерцании Бога.
Умение молиться, по словам святого, достигается большим трудом, но оно делает смерть бессильной перед человеком.
Жизнеописание
В 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии, в Лебедянском уезде, в семье простых крестьян появился на свет мальчик Семен. Его отец, Антонов Иоанн, в покорности и смирении воспитывал своих детей, при этом дружелюбие и кротость господствовали в доме, в котором никто не слышал крика. Иногда семья перебивалась с хлеба на воду, но в доме постоянно принимались странники, с ними делились последним куском.
Православное воспитание
Будущий преподобный Силуан жадно впитывал рассказы богомольцев о Спасителе и Всевышнем Боге. С юных лет он благоговел перед Божьими посланиями, наполняясь смирением и добродетелями. Церковная грамота, преподаваемая в храме, помогла юноше победить безграмотность.
Преподобный Силуан Афонский
Вступив в отроческий возраст, Семен параллельно с учебой помогал отцу и братьям, работая на поле и строительстве имения. Любимой книгой будущего преподобного Силуана стала описание жизни святых «Житие святых».
Читайте о некоторых святых:
- Житие святого Вонифатия Тарсийского
- Житие святого преподобного Иоанна Лествичника
- Житие святого преподобного Григория Синаита
Выросший в православной семье, где строго почитались Божьи законы, Семен к 19 годам отличался от сверстников физической силой и крепким здоровьем. Рабочие артели, в которой работал молодой Семен, удивлялись его способности:
- перебивать одним ударом толстые доски;
- легко переносить жару и холод;
- питаться скудной пищей и обладать огромной работоспособностью;
- поднимать огромные тяжести.
Путь монашества и схимы
Мечтая с детства о жизни в Киево-Печерской лавре, Семен в послушании отцу проходит военную службу сапером в санкт-петербургском батальоне, при этом постепенно погружается в мирские соблазны. Господь не оставил Своей милостью некогда ревностного христианина. Семену во время сна явилась сама Богородица, сказав, что Ей противен смрадный змей, живущий в юноше.
Наутро юноша раскаялся в содеянных грехах и отступлениях от праведной жизни, он принимает решение посвятить жизнь Богу. На протяжении всей своей военной карьеры будущий афонский старец соблюдает благоразумие, начинает и заканчивает дни молитвами, познавая и открывая для себя глубину Иисусовой молитвы.
Интересно! В возрасте Христа, в 1892 году, он осуществляет свою мечту, принимая монашеский постриг на святой горе Афон в Пантелеимоновском монастыре, получив перед этим благословение Иоанна Кронштадтского.
Через четыре года состоялось его посвящение в малую мантию, монах дает обеты безбрачия, послушания. 15 лет мельница при Каламарейском метохе, входящем в состав старого Нагорного Русика, стала местом его послушания. В 1911 году состоялось пострижение в большую схиму, принятие на себя еще больших и строгих обетов. Новому схимонаху было дано имя Силуан.
Схимонах Силуан
О жизни преподобного старца православный мир узнал из записок Софрония, архимандрита Афонского, последователя отца Симеона, так называли святого на православный лад. Церковные традиции стали основными учителями преподобного, он проводил время в длительных молитвах, литургиях, соблюдая строгие и длительные посты, изучая христианские рукописи. Преподобный не покрывал опекой учеников, ибо сам взрастал без покровительства старцев.
Икона преподобного Силуана Афонского
Иеросхимонах Авраамий предстал перед старцем, имея образ Христа, который в это время находился в епитрахили на исповеди. Повернувшись, он увидел мужчину, у которого лицо было молодым, а волосы седыми. Особое сияние окружало старца-духовника. Святой Симеон понял, что сияние — это Дух Святого, через Которого ему прощаются все грехи.
Пребывание среди людей не стало искушением для святого Силуана, постоянное молитвенное состояние было щитом чистоты, дарующим спасение душе и телу. 46 лет провел преподобный монах в Афонских стенах, не удаляясь в одиночную пещеру, при этом он приобрел дар терпения, послушания и смирения.
Интересно! Симеон Афонский относится к пастырям, поставленным Самим Господом. Имея дар различения духов и познания Духа Святого, силе прощения, он сподобился видеть в храме Старого Нагорного Русика святого монаха.
24 сентября 1938 года схимонах Симеон Афонский тихо отошел к Господу, через полстолетия был причислен к лику святых. Указом патриарха Московского Алексия ІІ его имя занесено в перечень месяцеслова Русской православной церкви. Преподобный Силуан оставил после себя нравоучения и указания, высказанные в его цитатах.
Внутренняя борьба
Симеон Афонский стал тем, кем он был по стечению многих обстоятельств. Авторитет мудрого отца, религиозное окружение в семье, уроки богословия сыграли, конечно, немаловажную роль в становлении мировоззрения Семена Антонова, но в этих обстоятельствах жили многие в те времена, взять хотя бы остальных детей Антоновых. Все они выросли достойными и честными людьми, но лишь один из них награжден был Богом особенным внутренним миром, способностью анализировать, глубоко мыслить и формировать свои устойчивые взгляды. Один из случаев детства особенно характеризует впечатлительность детской души Семена. Четырехлетний мальчик стал свидетелем разговора отца с одним из случайных путников, который высказывал свое сомнение в существовании Бога. Речи его так поразили ребенка, что он решил во что бы то ни стало пойти искать Бога, и доказать, что он существует. Об особенном мире мальчика Семена Антонова говорит тот факт, что мысль эта продержалась в нем до зрелого юношеского возраста, пока не услышал он рассказов о святых затворниках и божественных чудесах. Зачем идти искать божественное, если оно рядом с нами? Если есть святые люди, значит, Бог в каждом. Наступившее просветление настолько укрепило веру, озарило ум, изменило отношение ко всему окружающему миру, что Семен принял решение посвятить себя духовному служению и стал просить отца отпустить его в послушники Киево-Печерской лавры.