Как попасть в женский монастырь? путь спасения или смирения?

Этапы монашеской жизни

Подготовительные этапы, к которым в разных источниках причисляют трудничество и послушничество, еще не являются истинно монашеством. Преподобный Макарий Оптинский так определял его степени:

  • рясофор – степень новоначальных;
  • мантия – степень средних;
  • схима – степень совершенных.

Святые отцы учат не стремиться к получению мантии или схимы как внешнего образа из желания одеться в почетные одежды, ведь это все от честолюбия. А для монаха главное – смирение. Принимать ангельский образ нужно в разуме. Само принятие малого ангельского образа – это обручение Небесному Жениху Иисусу Христу. После того как при постриге облачают человека в монашеские одежды, он должен всегда иметь на устах Имя Иисусово.

Этапы монашеской жизни

Преподобный Амвросий Оптинский учил соблюдать внутреннее и не бояться внешнего. Не нужно желать получения рясофора или мантии как духовного роста.
Совет автора

Преподобный Никон учил, что монах должен быть весь в Боге. Нельзя идти в монастырь лишь из желания спрятаться от надоевших проблем. Все свои мысли нужно обязательно открывать духовному отцу.

Духовный мир человека

Духовный мир человека чрезвычайно многообразен и почти во всём зависит от государственных традиций, особенностей воспитания. Всё же есть и общие моменты, характерные фактически всем народам. Конкретно духовная жизнь и делает человека человеком, она способна открыть всё наилучшее, что в нём есть.

Верующий человек и его духовный мир

Вера в Бога нацеливает человека на духовные ценности, которые выходят за границы обыденной жизни. Кроме того, конкретно духовная жизнь является основой жизни человека, устанавливает нравственные и моральные нормы. Человек пытается не совершать плохих поступков – другими словами, не причинять никому зла, не совершать того, что может принести вред его душе.Поистине верующий человек почти во всём является прототипом для подражания, так как он очень добр, миролюбив, скромен, щедр, постоянно готов приходить на помощь в тяжёлое время. Соблюдение духовных заветов величайших религий и вправду делает человека намного чище, выводит его жизнь на более качественный уровень.

Чрезвычайно принципиально то, что верующий человек постоянно лицезреет вокруг себя бессчётные доказательства истинности собственной веры. Большое количество событий показывают ему всемогущество Бога, уверяют в том, что Господь никогда не оставит его наедине. Уже одно осознание этого придаёт религиозному человеку мощнейшую духовную поддержку, а также помогает мужественно переносить различные проблемы.

Духовный мир атеиста

Если человек не верует в Бога, это ещё не значит, что у него нет духовности. Ведь всё находится в зависимости от самого человека. Доказано, что на практике многие атеисты являются более добросовестными и хорошими людьми, чем верующие.

Для атеиста первое место в его духовном мире занимают главные людские ценности. Доброта, милосердие, любовь, честность, сочувствие – даже будучи атеистом, эти качества чрезвычайно необходимы. О них просто нереально забыть, их нельзя обойти стороной. А также, остаются и другие важные ценности такие, как тяга к знаниям, исследованиям загадок нашего мира.

Не следует забывать и о совести, которая является важным духовным свойством человека. Ведь человек, который живёт по совести, никогда не позволит себе поступать нечестно, зазорно, несправедливо.

Другие учения

Подавляющая часть имеющихся сейчас других учений также уделяет большущее внимание духовному миру человека. На первом месте у них выступает развитие человека, его возможностей, познания мира

Даже в оккультных учениях, которые являются, исходя из убеждений обычных религий, полностью неверными, духовное развитие считается не попросту нужным, а самым важным и приоритетным.Для последователей альтернативного учения его путь превращается в путь познания. И на данном пути нет места жадным, гордым, ожесточённым людям. Путь познания полон ловушек: чтобы пройти его, нужно владеть кристальной чистотой. И тут самыми важными являются те же ценности – справедливость, честность, бескорыстие.

Опять-таки мотивацией, основой духовности, выступает тяга к познанию нашего мира. Жажда познаний, желания осознать, понять, постоянно были характерными для человека. На пути данных учений, обычно, нет догматов. Кроме того, сомнения в истинности тех либо других моментов учения, стремление задавать вопросы лишь приветствуется. Недостаточно просто о чем-то прочитать, нужно на своём опыте провести проверку всего. В результате жизнь превращается не просто в следование устоявшимся догмам и правилам, а путешествием в неизвестное, которое полно приключений.

Надеемся данная статья поможет вам разобраться с вопросами относительно ухода в монастырь и будет полезна. Посвятить свою жизнь Богу — это действительно серьёзное и трудное решение, однако оно имеет множество плюсов. Конечно же, данный путь подойдёт не всем, но тем, кто желает обрести что-то новое для души, что-то светлое и чистое, такой выбор подойдёт.

Почему люди уходят в монастырь

Некоторые не понимают, почему люди отдаются монашеству. Бытует ошибочное мнение, что отправляются в монастырь те, кто не видят смысла в дальнейшей мирской жизни. Но отрекаются и отдаются во служение Богу не от большого горя или душевных ран, а в поисках покоя.

В жизни в монастыре нет тех забот, что преследуют мирских, а все монахи живут как одна большая семья, трудятся и несут крест, наслаждаясь близостью с Богом, отрекаясь от грешности и порочности. Еще в Древней Церкви святые подвижники посвящали свою жизнь молитвам, путешествиям по миру или затворничеству в столпах, в поисках покоя и для спасения души.

Можно ли с ребенком уйти в монастырь?

Этот вопрос волнует многих, кто оказался перед духовным выбором уже после того, как побывал замужем/женился и имеет детей. И тут возникает большое количество вопросов.

  • Во–первых, если рассуждать логически, да и по-Божески тоже, то необходимо вначале воспитать ребенка до его совершеннолетия, а уже потом со спокойной совестью уходить в монастырь, благословив свое повзрослевшее чадо жить с Богом.
  • Во–вторых, уходить в монастырь семейным можно лишь по обоюдному согласию, когда муж тоже уходит в монастырь, иначе, оставление одного из супругов будет приравниваться ко греху.

Для вдовцов и вдов монастырский путь считается наилучшим вариантом, и в былые времена многие так и поступали. Но тут опять же вопрос встает о детях. Какой возраст детей, какой их пол и сколько самих детей? Многие будучи многодетными вдовцами или вдовами предпочитали вступать во второй брак ради того, чтобы поднять детей на ноги.

Берут ли в монастырь с ребенком? Берут, но очень неохотно, не с младенцем, и учитывая конкретные обстоятельства каждого. Но надо помнить главное: в монастырь могут взять только однополого с вами ребенка. То есть в женский монастырь возьмут женщину с дочерью, а в мужской – мужчину с сыном.

В противном случае вам предложат лишь жизнь при монастыре на правах трудника: то есть дадут временный кров, питание и послушание, на котором вы будете трудиться.

Но оба эти варианта – не самый лучший выбор. Ведь уйти в монастырь хотите вы, а не ваш ребенок. И наивно надеяться на то, что если ребенок будет всю жизнь жить при монастыре, то в нем и останется, повзрослев – не стоит. В большинстве случаев все обстоит иначе: дети, достигнув совершеннолетия, убегают из монастыря сразу же, а в святую обитель приходит подвизаться молодежь из совершенно не воцерковленных семей.

Почему так происходит? Наверное, потому, что нарушается принцип свободы выбора пути, который каждому из нас дает Бог при рождении! Да, в наши права и обязанности как родителей входит наставление и обучение Закону Божьему своих детей. Но делать это стоит ненавязчиво, с большой любовью и деликатностью. Уповая не на свою родительскую власть и знания, а на волю Божию. И молиться за детей. Но не заставлять их.

Именно поэтому многие мудрые священники благословляют многим мамам (потому что чаще всего такой вопрос волнует именно женщин) жить в миру, как в монастыре, занимаясь воспитанием ребенка, а после его восемнадцатилетия уходить искать монашеского пути.

Если же вопрос стоит весьма остро, и женщина чувствует, что, не уйдя в монастырь она просто погибнет духовно, или имеется особое благословение старца, то решать вопрос ухода в монастырь все равно придется индивидуально.

И в этом случае, необходимо подумать и о ребенке. Тогда выбор монастыря стоит осуществлять, не только основываясь на собственном желании, но и руководствуясь рядом вопросов.

  1. Монастырь должен быть достаточно большой и обустроенный, находиться в крупном селе или недалеко от города, где есть больницы, и другие необходимые организации. В некоторых монастырях есть свои больницы или хотя бы медицинские пункты, где несут послушания врачи и медсестры, когда-то ушедшие в монастырь.
  2. В монастыре должна быть школа. Это сейчас, кстати, не проблема. При многих обителях устраивают общеобразовательные школы или даже гимназии, где ребенок может получать полное среднее образование, равное обычной светской школе.
  3. Все вопросы организации вашего ребенка вы должны решить сразу сами. Никто не обязан сидеть с вашим ребенком, пока вам вздумается почитать очередной акафист или сходить на еще одно богослужение. Как правило, мамы трудятся на послушании, пока ребенок в школе. В дальнейшее время они сами должны следить за своим ребенком и брать его с собой на послушания или церковные службы.

Как видите, это создает ряд затруднений и дополнительных обязанностей, учитывая закрытую структуру монастырского общежития и характер духовной жизни. Поэтому тем, кто задумывается о монастыре, имея на руках ребенка, стоит серьезно поразмышлять над этим вопросом.

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать

Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом

И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Какой монастырь выбрать

Монастырь можно выбрать, для этого можно спросить совета у своего наставника или пройтись по нескольким обителям. Многие монахи посещают несколько монастырей, остаются в них на несколько дней, в надежде, что Бог или сердце подскажет, где остаться.

Временно останавливаясь в обители, человек становится трудником, вместе с монахами он молится за благо монастыря, постигает азы и работает вместе со служителями. Но также и служители присматриваются к новому человеку, оценивают его отношение к монастырю и его жителям и принимают решение, оставить его и готовить к постригу или отправить восвояси.

Как попасть в мужской монастырь?

Мужчина, который понял, что его судьба неразрывна с Господом, что его предназначение в жизни — служение Богу, обязательно захочет попасть в мужской монастырь.

Первым делом, конечно, нужно спросить благословения своего духовного наставника. Поговорив с вами, священник должен решить, действительно ли решение, которое вы хотите принять, искренне и не является ли оно бегством от светской жизни. Если батюшка решит, что вы готовы к таким переменам в жизни, можно идти дальше.

Сначала нужно стать трудником или послушником. Основные занятия — изучение церковной литературы, молитвы, соблюдение постов, физическая работа. Эти периоды могут продолжаться до 10 лет. Часто происходит так, что человек, отдохнув от суеты, возвращается в привычную для него жизнь. Те же, кто прошел все испытания, принимают постриг.

Келья — место жительство монаха

Комната монаха в монастыре — келья. В русских монастырях она обычно выглядит как небольшое помещение на одного или двух монахов.

В ней стоит стол, стул, кровать или жёсткий топчан. Часто можно встретить индивидуальный иконостас или полку для книг. В кельи монах проводит свободное время в молитве или за чтением духовных книг.

Реконструкция кельи по уставу Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь. Келья — это место жительства монаха

Посторонним вход в келью запрещён. Особенно это касается представителей противоположного пола. В случае нарушения такого запрета и хозяин келии может подвергнуться наказанию согласно монастырского Устава.

Можно ли попасть в монастырь на время?

В минуты сомнения и колебания человеку требуется обратиться к Богу. Только в молитве, послушании и строгой жизни можно принять верное решение и понять смысл своего существования. Поэтому иногда нужно пожить в монастыре некоторое время. Для этого желательно заранее спросить разрешения у главного. Сейчас это довольно просто. Почти у каждой обители есть свой сайт, где вы можете задать интересующий вопрос.

Приехав туда и поселившись в специальной гостинице, вы должны будете трудиться наравне со всеми, быть послушным и смиренным, ограничивать себя в плотских делах и слушать приказания монахов. Разрешается принимать участие в подготовке к праздникам и другим мероприятиям. За это вы получаете еду и жилье.

В любое время вы сможете вернуться к мирской жизни, и это не будет считаться греховным. Такое возвращение возможно только до того, как вы примете постриг.

Как только совершен постриг — вы навсегда становитесь Божьим слугой. Любое нарушение правил монашеской жизни является большим грехом.

В трудные жизненные моменты многие задаются вопросом, как попасть в женский монастырь или мужской. Считают, что это очень сложно. Но это не так. Принять постриг может абсолютно любой человек. Этим шансом может воспользоваться каждый, кто ощутит в себе чувство любви к Богу, терпения и смирения. Господь готов принять каждого, кто выберет для себя такой путь, ведь перед его лицом все равны. Церкви, монастыри и обители всегда рады принять человека с чистыми помыслами и верою в душе.

Как уйти в монастырь, что для этого нужно?

Если вы всё же решили сделать это, вам обязательно нужно набраться терпения и сил, так как одного лишь желания для этого очень мало.

Часто, когда терзают страшные мысли и кажется, что выхода нет, мы кричим в пустоту “Куда уйти?” Монастырь – первый ответ, который приходит на ум практически каждому, потому что именно его принято считать местом, где можно обрести покой и благодать.

Но ведь уходят не все – уходят избранные, а таких немного. Для них жизнь – это вера

Она наполняет ум, сердце, душу… Это становится не просто важной частью бытия, это и есть смысл существования человека в этом мире

Служение монаха – это вечная молитва Богу. А “Рай на Земле” – это монастырь, куда можно уйти и жить там. Одни таким образом ищут спасение, другие хотят обрести долгожданное успокоение.

Но почему в делах, в мыслях ли многие так часто приходят к этому? Неужели жизнь так сложна, что люди просто не выдерживают? А может, рано или поздно все мы придём к Господу здесь, в мирской жизни, как приходим, когда наступает наш “судный час” в жизни небесной. Множество вопросов – и так мало ответов.

Пусть хранит Вас Господь!

Интересное в православии

интересное

Типичные ошибки паломника

Во-первых, приезжающим в монастырь не надо смотреть на живущих в нём как на святых. Это такие же люди, просто у них другой путь. Кто-то воспитывает детей, а кто-то молится об этих детях в стенах обители. Тем, кто едет в монастырь, не надо придумывать себе идеализированный мир. Монашествующие, которые живут в монастыре, возможно, и должны понести поношения, но самое страшное — что пятно этого негатива ложится и на Церковь, и на Самого Бога. Люди думают: «Почему Бог такой, почему Он этому позволяет быть?»

Во-вторых, я постоянно вижу неумение людей общаться друг с другом. Мы не умеем сформулировать и задать вопрос, до конца друг друга выслушать, ответить. Для молодых людей это ещё большая проблема, потому что постоянное присутствие в интернет-пространстве лишает способности к живому общению. Как правило, они читают мало книг, а если человек мало читает и мало общается вне виртуального мира, это не может не отразиться на его живом общении. Тот, кто не привык слушать других, не сможет адекватно общаться. Разговаривайте! Если, приехав в монастырь, хотите помолиться — просто об этом скажите, и вам помогут.

С другой стороны — у меня есть такие сёстры, которые говорят: «Я всю жизнь всё решала сама, мать родную не слушала, одна детей подняла». Как им себя переломить и научиться кого-то слушать? Это тоже очень большая проблема.

Одна бывшая сестра, придя в наш монастырь, очень много скрыла о своей жизни в миру. Когда всё начало проявляться, она призналась: «Я думала, что всё, что было со мной в миру, волшебным образом исчезнет, как только я переступлю порог монастыря». Людям надо объяснять: вы приехали в монастырь — и это не значит, что ваше прошлое мгновенно исчезает. Это как при поступлении в больницу: при многих болезнях не только оперативное вмешательство, но даже обследования очень неприятны. Однако этот путь надо пройти, чтобы обрести физическое здоровье. То же и в храмах, и в монастырях. Монастырь не случайно называют духовной лечебницей. Там создаётся атмосфера, в которой проявляются прежде всего все негативные стороны человека, и большое счастье, что он может их увидеть благодаря этому. Многие святые отцы говорят, что самое большое чудо — это не ангелов видеть, а глубину своих грехов. Для того чтобы в себе что-то побороть, нужен подвиг.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Этот монастырь готов принять всех желающих потрудиться вместе с послушницами. Обязательными условиями являются посещение церковных служб и ежедневная работа. В обители для трудниц приготовлены деревянные домики, в которых размещаются 6 человек. Все прибывшие обеспечиваются питанием.

С собой нужно взять удостоверение личности, рабочую одежду, средства от насекомых.

Добраться до места можно автобусом или поездом: до г. Лодейное поле, а уже оттуда до деревни Тервеничи. От Санкт Петербурга до места назначения весь путь займет примерно 6–7 часов. Тем, кто желает поселиться в обители на долгий срок, монастырь предоставляет бесплатный транспорт.

Жизнь в монастыре

Вы должны хорошо представлять, как складывается непритязательная монастырская жизнь, и к чему нужно быть готовым.

Жизнь монахинь регламентирована и строится по строгому графику. Правила устанавливаются русской православной церковью. Для мирского жителя это что-то совершенно непонятное и незнакомое, потому что открыто об этом никто не говорит.

Распорядок монастырской жизни подчиняется кругам богослужения. В пять часов утра нужно уже быть на утреннем богослужении, отказаться от его посещения нельзя. Одна из монахинь строго следит за присутствием и отмечает «прогульщиц».

После утренней службы наступает время завтрака. Сразу после него, примерно в полдень — время труда. То, чем займется конкретная монахиня, зависит от ее навыков и способностей. Те, у кого нет полезных навыков, занимаются тяжелым физическим трудом. «Избранные» несут службу в бухгалтерии, архивах и занимаются прочим интеллектуальным трудом.

В течение дня есть короткий перерыв на обед, а затем все снова приступают к работе. В пять вечера состоится вечерняя литургия, после нее — ужин и короткое личное время для общения.

Отбой наступает не позднее 23 часов, что строго проверяется. Практика показывает, что у монахинь не возникает желания полуночничать, потому что они устают в течение дня, а вставать приходится в 4-5 утра. Поблажек и отступлений от правил не делается ни для кого.

Покидать монастырь без разрешения и благословения настоятельницы нельзя. Нет интернета, телевизора, алкоголь тоже под запретом.

Посмотрите видео о том, как уйти в монастырь:

Монах даёт 3 обета

  • Первый. Обет целомудрия – отречение от семейной жизни и любых плотских отношений.
  • Второй. Обет послушания – отречение от собственной воли, подчинение духовному отцу, ведущего инока по духовному пути.
  • Третий. Обет не стяжания – полное отречение от личной собственности, забота о потребностях монашеского братства, обители, близких.

Служение Всеблагому Творцу избавит от суеты, мирских забот, смятения, но этот крест нести намного тяжелее. Смирение, кротость, снисхождение, предпочтение молитве другим развлечениям помогут обрести духовную свободу, ведут к преображению души и счастью.

Человек раскрывает сердце перед Богом, преисполненное величайшей благодарностью, блаженством, духовным восторгом за дарованную жизнь. Отречение от себя освобождает дух монаха, который сияет в его взгляде светом, не здешнего Солнца, горит огнём духовным.

Как уйти в монастырь?

Если всё же человек решается посвятить свою жизнь Богу, он обязан понимать, что отныне его жизни будет всецело посвящена Всевышнему, и всё, что бы он не делал, о чём бы не мыслил, должно быть праведным и исходить от сердца.

Если человек, пришедший в обитель Божью, имеет намерения остаться там навсегда, он становится послушником, если же он просто хочет пожить там, подумать о своей жизни, разобраться в своих мыслях – его называют трудником.

Эти люди выполняют одинаковую работу на добровольной основе и бескорыстно, а монастырь обеспечивает их кровом и едой. По истечению определённого времени, трудник может покинуть обитель Божью, а послушник остаётся там навсегда.

Далее его принимают в монахи. Этот обряд называется пострижение:

  • Сначала послушник должен дать церковные обеты и выслушать наставления от старших;
  • Потом происходит непосредственно сам обряд. Игумен, который принимает послушника в монахи, три раза велит подать ему ножницы и два раза отвергает, чтоб удостовериться в искренних желаниях и намерениях постригаемого.
  • За третьим разом постриг приводится в действие и посвящаемому дают новое имя. Это знак окончательного отречения от всего мирского.

Для чего становятся монахами

Целью монашества является духовное совершенствование путём подражания образу жизни Иисуса Христа.

Монах призван отказаться от всего мирского и как можно больше приблизиться к этому идеалу. Почему это идеал для христианина? Потому что бренные земные ценности, как балласт, замедляют движение человека к главному  – к Богу. Очистившейся от мирских страстей душе намного легче идти ко спасению.

Преподобный авва Исаия сказал:

Слово «монах» образовано от греческого корня, который переводится как «один», «одинокий». Однако такая характеристика применима к монахам лишь с внешней, мирской точки зрения. В христианстве есть два пути спасения: брак и монашество. И оба этих пути решают задачу восполнения одиночества человека. Решая, как уйти в монастырь, человек не «хоронит себя заживо». Просто монашество делает это другими способами, нежели семья. Митрополит Иларион (Алфеев) писал, что неполнота, ущербность одиночества в браке преодолевается обретением другого человека. «В монашестве же этот другой – Сам Бог» («Таинство Веры»).

Можно ли «выйти» из монашества

Итак, становясь монахом, человек сознательно отрекается от мира и даёт твёрдое обещание всю оставшуюся жизнь посвятить христианскому служению. Поэтому оставление монашества считается грубым нарушением данных Богу обетов.

Святитель Василий Великий в «Пространно изложенных правилах» говорит, что

Тот, кто принёс себя в дар Богу, уже не принадлежит себе. Отрекшийся от монашеских обетов человек становится

О том, каким тяжким грехом является оставление монашества, в своих письмах говорил преподобный Амвросий Оптинский:

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах сравнивает монаха, изменившего своим обетам, с самоубийцей. Святитель Иоанн Златоуст уподобляет нарушившего обеты монаха с воином из царского войска, который струсил и убежал с поля битвы. Дезертирство же всегда подлежит наказанию.

Согласно Шестому правилу Василия Великого, Церковь не признаёт брак человека, который прежде давал обет девства, и считает такового блудником и прелюбодеем. Единственным же способом покаяния для ушедшего из монастыря является возвращение к монашеской жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector