Афонский филофеевский монастырь

Литература

  • Сулоцкий А. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
  • Его же Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1882.
  • Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск, 1882.
  • Мелетий, архим. Церковный собор в Тобольске при митрополите Филофее 1702 г. Казань, 1876.
  • Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц., с. 614-616.
  • Муромский А. Жития святых, I, с. 201.
  • Самбикин Д. Месяцеслов, 1899, вып. IX, ч. II, май, с. 184-187.
  • Захарченко М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 105.
  • Баранов В.С. Летопись Верхотурского Николаев. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 89-90.
  • Попов М.С., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 134, 138.
  • Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 161-166.
  • Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.
  • Смирнов Ист. прав. христ. церкви, с. 254.
  • Знаменский Русская церковная история, с. 283-284.
  • Амвросий Ист. Рос. Иерархии, ч. I, с. 111.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
  • Петров Л. Словарь, с. 267-268.
  • Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913.
  • Бантыш- Каменский Словарь достопамятных людей русской земли, III, 219.
  • Голубинский Е., с. 342.
  • Булгаков, с. 1415.
  • Толстой Ю., № 3.
  • Денисов, с. 292, 633, 860, 861.
  • Филарет, архиеп. История Рус. Церкви, пер. IV, с. 83-87.
  • Зверинский, т. I, с. 312; т. II, с. 374.
  • Н. Д., с. 54.
  • Списки архиереев, № 3.
  • Монастырь (журнал), 1908, № 3, с. 67; № 4, с. 30-31; № 7, с. 38.
  • Омск. еп. вед., 1916, № 36.
  • Прав. благов., 1915, № 12, с. 120.
  • Приб. к Ц. В., 1890, » 26, с. 862; № 33, с. 1083.
  • Прав. собес., 1909, июнь, с. 793.
  • -«- 1911, январь, с. 119; март, с. 81-82.
  • -«- 1915, март, с. 204.
  • Рус. палом., 1916, № 30, с. 426-428.
  • Рус. старина, 1879, май, с. 8.
  • -«- 1910, август, с. 203-219.
  • Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 200.
  • -«- 1896, май, с. 594-595.
  • Летопись Е. А., с. 703.
  • Жизнь свят. Филофея, просветителя сибирских инородцев. 3-е изд. Калуга, 1915.
  • Симб. еп. вед., 1901, № 4, с. 131-133.
  • Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 599.
  • Миссионер, 1875, № 34 и 37.
  • Дух. беседа, 1876, № 21.
  • Церк. вестн., 1876, № 54.
  • Моск. вед., 1876, № 130.
  • Сибирский вестн., 1823, ч. 2.
  • Ж. М. П., 1945, № 4, с. 71.
  • Ж. П. Б., май, с. 346-355; июнь, с. 66.
  • БЭЮ, т. 19, с. 232.
  • БЭС, т. II, с. 2167, 2248.
  • ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 856.
  • РБС, т. XXI, с. 132-133.

Обретение мощей

Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru

25 июля года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.

Использованные материалы

  «Ὁ Ἅγιος Φιλόθεος ὁ Κόκκινος, Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, —

  «Свят. Филоѳея Коккина, патриарха Константинопольского (1379)» // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, —

  loan. Суparis. De transgres. palamit. I 2 // PG. 152. Col. 677; Plested. 2012. P. 96. См. О. А. Родионов. «Нил Кавасила» // Православная энциклопедия, т. 51, стр. 168. Подпись святителя Филофея в конце текста томоса: «Смиренный митрополит Ираклии председатель почетнейших и экзарх всей Фракии и Македонии Филофей.» См. Καρμίρης, Ι. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκλησίας, τὸμ . Ά, 2η ἔκδ., Ἀθήνα, 1960, с. 406. «Τόμος της εν Κωνσταντινουπόλει Συνόδου (1351 μ.Χ.)», Μέρος Γ΄. // «Томос Константинопольского Собора (1351 года)». Ч. 3. — Греческий сайт «Ιερεύς Σωτήριος Αθανασούλιας». — , «Соборный томос, изложенный божественным и священным Собором, собравшимся против единомышленников Варлаама и Акиндина, в царствование благочестивых и православных царей наших Кантакузина и Палеолога» (1351). / Пер. с греч. и прим. А. И. Корнакова. – СПб.: Петроград, 2020, Изд. 1-е., стр. 58.

  Родионов О. А., «Каллист I (патриарх Константинопольский)», Православная энциклопедия, т. 29, с. 523-527, , со ссылкой на Cantacus. Hist. 4. 38. T. 3. P. 275. 20 — 276. 2.

  Монах Моисей Святогорец. Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского —

  Святитель Филофей Коккин, патриарх Константинопольский // Сайт «Святой Модест»

  А.А. Михайлович. «Жизнь и труды святителя Филофея Коккина». / Литургические труды. Гимны. (Переведено на славянский язык). Прохоров Г.М. «К истории литургической поэзии…» — ; проф. Ф. И. Успенский. «Синодик в Неделю Православия». Сводный текст с приложениями. Против Варлаама и Акиндина. —

  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие / энкомий/ Прпмц. Анисия (12.01 / 30.12) —

  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Слово. В честь прп. Онуфрия

  А. А. Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Свт. Афанасий I, патриарх Константинопольский. (06.11 / 24.10; в греческих источниках 10.11 / 28.10

  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Прпмц. Феврония (08.07 / 25.06)

  А.А.Михайлович. Жизнь и труды святителя Филофея Коккина. Агиографические труды. Житие /энкомий/ Сщмч. Фока (05.10 / 22.09; перенесение мощей в Константинополь 04.08 / 22.07)

  О. Н. А. «Никодим Афонский». // Православная энциклопедия, Т. 49, С. 714

  (Rentel. 2005. P. 368); Ath. Pantel. gr. 770, XIV в. (см.: Красносельцев. Уставы литургии. . С. 4); (Красносельцев. 1889. . С. 36-78; он же. 1896); (Τρεμπέλας. Σ. 1-16)

  «Диатакис», раздел «Диатакис патриарха Филофея Коккина» // Православная энциклопедия, Т. 14, С. 628-629 —

  Тропарь, кондак, величание свт. Филофею Коккину. Источник – Ακολουθια του εν αγιοις πατρος ημων Φιλοθεου του Κοκκινου, Πατριαρχου Κονσταντινοπολεως. // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) —

Похожие термины:

  • ок. 1878 — ?). Вступил в ПЛСР после революции 1917. Середняк. Образование «сельское». В конце 1921 жил и работал в д. Мокино Култаевской волости Тульской губернии. Местными чекистами характеризовался как «в

  • одна из призванных объяснить природу человека моделей, делающая упор на эгоистическом стремлении индивида к удовлетворению своих потребностей; считается при этом, что индивид особое значение пр

  • defence of human rights and freedoms of man and citizen) — предусмотренная Конституцией РФ (статьи 17-64, 71) и соответствующими законами охрана, ограждение широкого круга прав и свобод, гарантии их соблюдения и исполнения.

  • базируется на концепции деления мировой истории на периоды существования локальных цивилизаций, носящих самодостаточный характер и имеющих самостоятельную динамику развития. Соответственно ци

  • исключение средств насилия в ходе разрешения конфликта, развитие широкого спектра ненасильственных способов его урегулирования. В современной теории исследований проблем мира термин цивилизир

  • договор о восстановлении мирных отношений между двумя или несколькими государствами, находившимися в состоянии войны.

  • Человек, придерживающийся крайних взглядов, сторонник крайних мер и действий.

  • митрополит охридский, 1721 г. назначен смолен. митрополитом, но 1722 г., отрешен; † 1727 г. {Половцов}

  • р. 1888) — американский дипломат, специалист по международному праву, видный деятель республиканской партии, доктор права, глава адвокатской фирмы Сюлливан и Кромвель в Нью-Йорке. В 1907 Д. участвовал в

  • (industrial democracy) Участие работников в управлении предприятием. Иначе – в соответствии с французским названием autogestion – самоуправление. Идея промышленной демократии возникла параллельно с социализм

  • Глава Палестинской автономии Ясир Арафат. Термин заимствован из сленга сотрудников МИДа и СВР. Вот Арафат (дядя Яша на мидовском сленге). Бесспорно, выдающийся политик Ближнего Востока. Дальновидн

  • Этим термином обозначается также совокупность таких ресурсов, как ценности, навыки, система взаимоотношений, материальные средства и т.п., обеспечивающих отдельным людям и/или группам людей, орга

  • особые качества ВВСТ, обеспечивающие их применение с наименьшим расходом средств, сил и ресурсов. Достигается сокращением боевого и обслуживающего персонала, расхода топлива и электроэнергии, пр

  • игум. Златоверхого Михайловского мон. в Киеве (1631 г.); † 20 апр. 1645 г. {Половцов}

  • — см. Филофей Лещинский. {Брокгауз}

  • Общественно-экономическая формация, сменившая рабовладельческое общество и предшествующая капитализму. Основой Ф. является собственность феодала, помещика на землю и неполная собственность ег

  • (1881-1938)российский политический деятель. Участник Революций 1905-07 и Октябрьской 1917. Нарком внутренних дел (нояб. 1917) в первом Советском правительстве. В 1918-21 и 1923-24 председатель Высшего совета народно

  • (франкизм) (Francoism)) Франсиско Франко Баамонде (1892–1975) родился в Эль-Ферроле, на северо-востоке Испании, в зажиточной семье потомственных моряков. В школе особыми успехами не отличался. В 1907 г. поступи

  • (State inspection, Мамлекеттик инспекция) — специально уполномоченный государственный орган, осуществляющие контрольно-надзорные функции в определенных сферах жизнедеятельности.

  • одна из форм К.х., имеющая глубокие корни в истории культуры народов Ю.Р. Первые образцы прикладного искусства относят к глубокой древности (напр., Золотой гребень из царского скифского кургана Сол

Что посмотреть

Филофей — камерный монастырь: его крепостная стена поднимается всего на 3 этажа, а внутренний двор исключительно компактен, здесь теснятся главный храм и 6 церквей. Как и прочие обители Святой горы, Филофей возведен из камня, лишь к последнему этажу пристроены деревянные кельи-балконы, подпираемые деревянными брусами. В монастырь попадают через небольшие ворота, над которыми построена надвратная церковь.

Кафоликон монастыря Филофей был возведен в 1746 г. на фундаменте более древней церкви, ведущей свою историю с первых дней существования обители, и освящен в честь Благовещения. Это яркий пример традиционной афонской архитектуры, следующей канонам первых византийских базилик, — строгий, сугубо утилитарный храм, аскетизм каменных стен которого разбавляет красно-белый контраст центрального купола на высоком световом барабане

Внутри стоит обратить внимание на фрески (их не назовешь древними, но они интересны тончайшей проработкой деталей), а рядом с собором — на чашу для святой воды из белого мрамора.

Главные реликвии монастыря — две чудотворные иконы Богородицы. Первая, «Сладкое лобзание», появилась в обители чудесным образом в 11 веке. Первоначально образ находился в Константинополе в семье патриция, однако с началом гонений на церковь владельцы были вынуждены избавиться от иконы, спустив ее на море. Образ начал быстро удаляться от берега и лишь двумя столетиями позже явился игумену Филофея с указанием, где его найти. Обнаружив икону на берегу моря, братия перенесла ее в храм, а на месте чудесной находки забил чудотворный источник, который и сегодня можно увидеть в Филофее. Другая икона Богоматери называется «Милостивая» и появилась в монастыре в 14 веке.

В числе других святынь Филофея нетленная десница Иоанна Златоуста, ступня целителя Пантелеимона, частица Животворящего Креста Господня и мощи многочисленных святых.

Литература

  • Василий (Кривошеин). Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 54.
  • Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике: Литургика. М.: Паломник, 1996. С.106–108, 227–236.
  • Добрынина Э. Н. Неизданные тропари патриарха Филофея Коккина // Россия и христианский Восток. М., 1997. Вып. 1.
  • Иванов С. А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994 .
  • Иоанн Мейендорф. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт ДИ-ДИК; Православный Свято-Тихновский Богословский институт, 2003. С. 457–475.
  • Киприан (Керн). Литургика: Гимнография и эортология. М.: Крутицкое патриаршее Подворье, 2000. С. 84.
  • Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от конца XI до середины XV века: От начала Крестовых походов до падения Константинополя в 1453 году. СПб.: Алетейя, 1998.
  • Медведев И. П. Русские как “святой народ”: взгляд из Константинополя XIV века // Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3).
  • Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке // ТОДРЛ. 1968. Т. 23.
  • Прохоров Г. М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккиноса // История жанров в русской литературе X–XVII вв. Л.: Наука, 1972.
  • Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л. 1978.
  • Прохоров Г. М. Филофей Коккин о пленении и освобождении Гераклитов // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, Наука, 1979. Т. 33.
  • Скабаланович М. Н. Толковый типикон. М.: Паломник, 1995. Вып. 1. (Репринт). С. 460.
  • Соколов И. И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: В 2-х томах. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. Т. I. (Библиотека христианской мысли. Исследования). С.179–185.
  • Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд: Краткий очерк / Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 2000. (Византийская библиотека). С. 100-102.
  • Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 369–374.
  • Филофей Коккин // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.
  • Филофей Коккин (Материалы к «Богословско-церковному словарю» // Богословские труды. М., 1990. Сб. 30.
  • Фонкич Б. Л. Автографы константинопольского патриарха Филофея Коккина (рукописи Мюнхена, Вены, Москвы, Венеции и Ивирского монастыря) // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 5. М., 2000.
  • Михайлович А. А. «Жизнь и труды святителя Филофея Коккина». Курсовая работа.

  • Άγιοσ Φιλόθεοσ Κόκκινοσ, Ο Οικουμενικόσ Πατριάρχησ, Монах Моисей Святогорец, синаксарь Ватопедского монастыря. Έκδοσις: Ιεράς Μεγίστης Μονής Βατοπαιδίου, Άγιον Όρος, 2007:

  • Άγιος Φιλόθεος ο Κόκκινος Πατριάρχης Κωνσταντινούπολης, сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής(Православный Месяцеслов) (греч.):

  • «Память святителя Филофея, патриарха Константинопольского» // Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. I. — С. 625-628
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector