Архимандрит павел груздев

Новая жизнь

Вернулся Груздев в родные места. После долгих мытарств с документами и реабилитацией остался он в Тутаеве. Стал священником, настоятелем храма в селе Верхне-Никульском. Постепенно слава о нём, как о прозорливце и лекаре от Бога, разошлась по всей Ярославской области, а после, и по стране. Народ длинной вереницей потянулся к нему на исповедь, отстоять службу и послушать проповедь.

Уже при жизни шла о нём молва, как о святом праведнике. Такой случай рассказали ленинградцы, которые перед каждым походом приезжали к нему за благословением. Они заметили, что без напутствия архимандрита рыбалка удачной не бывает. Взяли как-то рыбаки вместе с собой, за компанию, товарища, – популярного журналиста. Тот посмотрел всё, послушал, а вернувшись домой, в Ленинград, опубликовал в своей газете пасквильную статью «Житие отца Павла». Взяли её рыбаки и приехали к архимандриту показать. Тот прочитал и велел газету в прорубь выбросить.

Тот журналист к нему больше не приезжал – рыбачил в других местах, но недолго…, до зимы. Отправился он однажды на реку, на подлёдный лов. Сделал лунку, а лёд вокруг потрескался. Он в образовавшуюся полынью провалился. Так и погиб.

Отец Павел любил употреблять в речи фразеологизмы, говорил зычно, на старорусский манер. Советы архимандрита Павла Груздева были очень простыми. Он учил своих прихожан не гордиться и не возвышаться над другими людьми: «Если в человеке простоты нет, значит, он глуп и боится это показать, а может быть скрывает какой-то грех». Это же относилось и к обидчивым – умные, по его словам, никогда не обижаются.

Самого отца Павла сравнивали неслучайно с юродивыми. Одевался он бедно, жил скудно, а с важными и чиновными господами держал себя дурачком – так легче не поддаться на их провокации. Они к нему нередко с проверками приезжали. А он наденет на себя рваную рубаху, закатает одну штанину до колена и давай выгребную яму в сортире чистить. Те постоят-постоят, и уедут ни с чем: разве можно беседовать с человеком, который весь фекалиями перемазан?

Книги Павла Груздева – искренние и трогательные рассказы о его жизни

Рассказы Павла Груздева автобиографичны, они записаны с его слов или со слов своих друзей. Те, кто застали старца при жизни, говорили, что отец Павел обладал талантом рассказчика.

Его речь была полна диалектов и архаизмов, что делало ее более живой и настоящей.

Хлеб называл «папошник», вермишель – «мармишелью», испачкали пол грязной обувью – «насляндали».

Книга Павла Груздева «Родные мои»

Книга Павла Груздева «Родные мои» названа не просто так. Именно с этими словами отец Павел любил обращаться к прихожанам. Теми же словами старец начинал свои рассказы и проповеди.

Рассказы старца повествуют о его жизни. Они не лишены хорошего юмора, изобилуют деталями и колоритными подробностями. Истории Павла берут начало от его детства и описывают весь путь, который он прошел от инока до архимандрита.

Существует небольшой фильм, в котором собраны некоторые беседы старца. В этом фильме Павел Груздев предстает перед нами в последние годы своей жизни. Из-за старости батюшка плохо ходил, был почти слепым из-за побоев следователя еще в 40-е годы. Не смотря на это, отец Павел оставался тем же по-христиански добрым и простым человеком.

Биография

Родился Гойко Стойчевич в начале Первой мировой войны — 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы, которое в то время было частью Австро-Венгерской империи. Родители его были простыми крестьянами — отец, серб по национальности, отправился на заработки в Америку, но вернулся оттуда с туберкулезом и умер, когда мальчику едва исполнилось три года.

Мать была хорваткой и, оставшись после смерти мужа с двумя маленькими детьми, вышла замуж во второй раз, но во время третьих своих родов скончалась. Воспитывали Гойко и его брата родная тетка и бабушка, впоследствии он будет вспоминать свою любовь к тетке как любовь к матери, та любила племянника безмерно.


Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

Мальчик рос крайне болезненным, поэтому ему разрешили получать образование, в отличие от брака, который с детства выполнял тяжелые крестьянские обязанности. Семья была крайне религиозная, поэтому дети сызмальства посещали воскресную школу, учили Закон Божий. Позже он говорил, что именно сиротство помогло ему с раннего детства обратится к Своему Отцу Небесному.

Успехи Гойко в начальных классах и средних (город Тузла) подтвердили способности ребенка к наукам, поэтому он был отправлен учится дальше — следующей ступенью стала гимназия города Белграда. Именно там открылись способности будущего пастыря к точным техническим наукам, но несмотря на них, семья настояла на духовном образовании и после окончания школы он поступает в семинарию в Сараево, где постигает Закон Божий полных шесть лет.

Желание Гойко стать богословом и священником было не твердое, он плохо запоминал информацию наизусть, поэтому обучение Катехизису было сложное и тяжелое. В итоге, не определившись с дальнейшим выбором, он поступает на медицинский факультет в Белгородском университете, но через время, осознав свои желания, все же переводится на богословский, где вскоре успехи позволяют занять должность старосты.

Вторая мировая война

Гойко заканчивает университет уже во время войны в 1940 году и работает секретарём Воислава Янича (министра церковных дел). Как только немцы начали наступление, он оставляет работу секретаря и устраивается военным медиком, однако наступление немцев и хорватских усташей заставляет бежать юношу из Славонии в Белград, как и других сербов.

В этот период он теряет брата — того убивают в родной деревне усташи. Приехав в столицу, Гойко устраивается прорабом на стройку — расчищает вместе с другими завалы и руины города. Слабое здоровье и бесконечные оккупации приводят Гойко в Овчарско-Кабларское ущелье, где располагался монастырь Святой Троицы, принимавший всех беженцев.

Врачи, осмотревшие мужчину там, обнаружили туберкулез и предположили скорую смерть в течение 3 месяцев. Однако у Господа были другие планы — Гойко выздоравливает и вскоре начинает давать уроки Закона Божьего детям и взрослым.

Старца два раза арестовывали и ссылали по одному и тому же делу. Из всех арестованных Павел – единственный выживший

13 мая 1941
Арест Павла Груздева по делу Архиепископа Ярославского Варлаама

13 мая 1941 Павел Груздев, иеромонах Николай и еще 11 человек были арестованы по делу архиепископа Ярославского Варлаама. Первое время в тюрьме Павла содержали в одиночной камере в условиях полной изоляции. Позже, из-за нехватки мест, к нему поместили еще 15 человек. Заключенным не хватало места и воздуха.

На допросах инока Павла пытали. Ему выбили почти все зубы, сломали несколько костей и слепили глаза, из-за чего арестованный начал терять зрение.

Из воспоминаний отца Павла о допросах:

Следовать кричал:

Отец Павел вспомнил, что страха перед следователем не испытывал, но фамилию его не забывал никогда.

Следователь выбил ему все зубы, оставив один «на развод».

1941-1947
Павел Груздев находился в Вятлаге

3 сентября 1941 расстреляли иеромонаха Николая. После расстреляли и остальных арестованных. Одного Павла оставили в живых, его приговорили к шести годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. С 1941 по 1947 инок находился в Вятлаге.

Отец Павел рассказывал историю о том, как однажды в декабре уголовники отобрали у него валенки, привязали к дереву и оставили босого на морозе на всю ночь. Чудом инок выжил. Павел рассказывал и о другой похожей истории:

Павла назначали обходчиком узкоколейки, по которой вывозили лес с лесоповала. Инок получил статус бесконвойного и относительную свободу перемещения – он мог покидать зону, выходить в тайгу и посещать поселок близ зоны.

Так как в годы войны лагеря снабжали продовольствие плохо, в Вятлаге начался голод. Павел спасал от голодной смерти товарищей, собирая для них в тайге грибы и ягоды. Часть он отдавал охранникам, другую менял в санчасти на хлеб и кормил им ослабевших заключенных.

1949
Отца Павла повторно арестовали по тому же делу

Вместе с окончанием войны Павла освободили. Инок вернулся в Тутаев, продолжил заниматься тем, чем занимался до ареста. Но в 1949 году инока повторно арестовали по тому же делу и сослали в Казахскую ССР. В заключении Павел работал чернорабочим, исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе святых апостолов Петра и Павла. 20 августа 1954 года его освободили как невинно пострадавшего.

Отца Павла арестовывали и ссылали по одному и тому же делу два раза – в 1941 и 1949 году.

1958
Отца Павла признали невинно осужденным

Павел вновь вернулся в Тутаев, жил с родителями. Работал, пел на клиросе и пономарил в Воскресенском соборе. Два раза подавал прошение о посвящении в сан, но ему отказывали из-за судимости. 21 января 1958 года Павла реабилитировали.

Последние годы

К лету 1992 года старец практически ослеп, сказались тюремные пытки, переехав в Тутаев, где поселился за неимением средств в келье Воскресенского собора. Слепой, страдающий болями, служит, принимает людей, едущих со всех уголков страны.

Бессребреник, умеющий довольствоваться малым, больной священник порой не имеет денег на лекарства, но никому об этом не жалуется. Много времени пастырь размышлял над понятием совести, без нее, по словам старца, «люди грызут друга, даже не имея зубов».

Важно! Пост, молитва, праведность — вот основные послания батюшки Груздева, говорящего о том, что все перед Богом нужно вершить тайно. Все свои воспоминания и соображения обладающий прекрасным даром рассказчика Павел Груздев оставил в сборниках «Самый счастливый день» и «Родные мои», где простым, народным, живительным языком изложил события собственной жизни, лагерных товарищей и надзирателей, а также России

Все свои воспоминания и соображения обладающий прекрасным даром рассказчика Павел Груздев оставил в сборниках «Самый счастливый день» и «Родные мои», где простым, народным, живительным языком изложил события собственной жизни, лагерных товарищей и надзирателей, а также России.

Перенесенные в жизни страдания только укрепили волю к жизни и любовь к Творцу, воспитав настоящего духовного настоятеля для всех, к нему приходящих.

После Рождества Христова, 13 января 1996 года архимандрит Павел (Груздев) отошел к Господу, оставив будущим поколениям свои книги, притчи и наставления. Похороны проходили под благословением архиепископа Ярославского Ростовского Михея, в присутствии 38 священнослужителей и семи дьяконов, большое стечение народа проводило любимого старца-простака на Тутаевское кладбище.


Могила старца Павла Груздева

Похоронили отца Павла около родителей, на его могиле служатся заупокойные панихиды и постоянно лежат цветы, от паломников, приезжающих и после смерти старца за его наставлениями.

В ленинградской столовой

В своих рассказах отец Павел не боялся выглядеть смешным и нелепым. Так, любил он повеселить товарищей историей о том, как пообедал в одной ленинградской столовой. В этом городе он гостил часто – там у него было много друзей и знакомых.

Приехал он как-то раз в Ленинград, в гости к владыке Никодиму. Тот спешил по делам, и предложил отцу Павлу, пока сам в отлучке, сходить в какую-нибудь столовую и там пообедать. Дал батюшке 25 рублей и уехал.

Отправился старик искать столовую. В одни его не пускали, потому что он был в валенках, в другие, потому что галстук не соответствовал требованиям. В конце концов, нашёл батюшка столовую, где кормили комплексными обедами. Заплатил он деньги, взял поднос с едой, сел за стол, поставил чемодан под стул и приготовился обедать, а ложку прихватить забыл. Делать нечего – вернулся в буфет, где столовые приборы выдавали. Взял ложку, а заодно и стопочку выпил. Подошёл к своему столу и видит, что там уже какой-то мужчина сидит и его суп ест. Что делать? Придвинул к себе батюшка второе, котлету пополам разломил, картофельное пюре разделил. Стакан компота на два разлил, и стал свою половину есть. А мужчина всё это время молча на него смотрел. Закончив трапезу, незнакомец поднялся и ушёл. Отец Павел тоже пообедал и собрался уходить. Хвать, а чемодана-то и нет. Украли?! Огляделся он по сторонам, к кому обратиться, и под соседним столом увидел свою поклажу. Понял старый священник, что чужой обед съел. Испугался он, стыдно стало — схватил свои пожитки, и бежать – через дорогу, в валенках, в длинной рясе, с чемоданом в руке и прямо на красный сигнал светофора.

Писательская деятельность

Свои наставления батюшка записывал. Он обладал замечательным даром рассказчика. Живительной силой своего слова он мог исцелить собеседника.

Самыми знаменитыми книгами священника были:

  1. Сборник рассказов Самый счастливый день.
  2. Родные мои.

Рассказы Самый счастливый день — это повествование всей жизни священника. Одна из глав книги носит такое же название. В ней святой отец рассказывает об одном своем дне в лагере. К ним привезли молодых девчонок. Несколько дней в дороге их не кормили, а дали хлеб перед самым приездом. Увидел Павел, как одна молодая девушка горько плачет. Оказалось, что весь паек за три дня у нее украли.

У Груздева в казарме был сохранен паек на день. Он принес его девушке, но та не взяла, сказав, что не продаст честь. Сунул он девчонке хлеб и убежал за зону молиться. Всю свою жизнь он вспоминал этот день, как самый счастливый в его жизни.

В сборнике рассказов описываются самые важные события Груздева. Начиная от его рождения, заканчивая последними днями. Никогда не унывал старец, не смотря на все, что ему пришлось перенести в жизни. На все он смотрел с любовью, ко всем относился с состраданием и пониманием.

Биография архимандрита очень тяжелая. Много перенес он бед и лишений, не потеряв веру. Молитва, искренняя доброта и глубокая вера помогли ему выжить и стать духовным наставником для верующих.

Церковное служение

Жизнь при монастыре (вначале на Овчаре, а после в Вуяне) и чудесное выздоровление повлияла на мужчину, и он принял решение посвятить Богу свою жизнь: в 1948 году он принимает постриг в монахи и получает новое имя — Павел.


Отец Павел на богослужении

Насельник Павел служил 1949-1955 гг. в монастыре Рача, параллельно обучаясь в Призренской семинарии (1950-1951гг.). Сан иеромонаха он занял в 1954 году, однако на семинарии Павел не останавливается и в 1955 году становится аспирантом кафедры Литургики факультета Богословия в Афинах и получил там степень доктора богословия.

После завершения обучения его рукополагают в сан архимандрита, при этом он уже тогда был известен своей кротостью и острым умом, а также любовью к людям. Благодаря своему скромному поведению, образованию и мудрости Синод Сербской Православной Церкви принимает решение избрать его епископом Рашко-Призренским, для несения постоянной службы в Косове и Метохии.

Во время этого Павел находился в паломнической поездке в Иерусалим, а после назначения регулярно совершал подобные поездки со своими подопечными на Афон и Святые места. Рукополагал на епископство архимандрита патриарх Викентий в Призрене.

Сразу начав работу, епископ занялся возведением новых храмов, реконструкциями уже имеющихся и стремился сохранить и вернуть былой почет православным святыням своей епархии. Прихожане храмов Косово и Метохии с теплом отзывались о своем епископе, отмечая постоянную и кропотливую работу, заботу о верующих.

Епископа занимало все — он мог самостоятельно чинить замки в храмах, не гнушаясь обычной работой, а мог вести лекции в Призренской семинарии по пению, писал научные работы. Постоянно посещал разные приходы, не пользуясь автомобилем — священника часто встречали прихожане в обычном городском транспорте или на улицах.


Отец Павел отличался кротостью и скромностью

Живя в смешанном районе, где постоянно шла борьба между сербами и хорватам, епископ часто выступал в ООН по вопросу о межэтнических проблемах и отношениях, прося повлиять и решить эти проблемы. Многочисленные свидетели утверждают, что постоянная борьба за национальные права жителей и стремление епископа их прекратить привела к угрозам ему лично от албанцев.

Важно! Сам Павел никогда не жаловался и не доносил об угрозах в государственные органы, хотя обращения близких также не возымели никакого действия. Просьбы в ООН о вмешательстве также не были услышаны

Все долгие 34 года, которые епископ Рашко-Призренский провел в многострадальных Косове и Метохии, он стремился возродить там истинную православную веру, которая серьезно пострадала от двух мировых войн, многочисленных оккупаций и безбожной пропаганды коммунистов. Аскетизм епископа, безграничная любовь к людям и миру сделал его одним из самых известных и уважаемых священников Сербской православной церкви.

Мёд

В своей книге «Родные мои» батюшка вспоминает один случай. Было ему тогда лет 10. Захотел он поесть мёда, а матушка игуменья, настоятельница монастыря, не разрешает. Взял мальчик крысу из капкана, нашёл кусок ветоши, обмакнул его в кадушку с мёдом и обмазал им пойманное животное. Взяв крысу за хвост, он принёс её игуменье, показал и сообщил, что он выловил животное в кадушке с мёдом. Матушка запричитала – продукт, ведь, теперь осквернённым считается и в пищу не пригоден. Велела она мальчику взять кадушку и вынести вон, за пределы монастыря. А он и рад – крыса-то мёд не портила. Сам наелся и сестёр монахинь угостил.

Пришло время идти к исповеди. Маленький Павлуша боится, плачет, а утаить правду не может – покаялся батюшке, пообещал, что больше так делать не будет. Священник грех ему отпустил, но спросил, всё ли они съели? Если нет, то пусть Павлуша и ему нацедит бидончик, а он за него Богу помолится. Сказано-сделано. Принёс и ему мёда.

Арест

Через несколько лет монастырь закрыли, многих монахов арестовали, а саму обитель преобразовали в трудовую артель. Павел Груздев и здесь нашёл себе дело. Он по-прежнему занимался сельхозработами, а также, вплоть до мая 1941 года, когда его арестовали, активно участвовал в общественной жизни артели.

Накануне ареста в дом к Груздевым попросился на ночлег некий молодой человек. Радушные хозяева приютили гостя, доверились ему, а он оказался сотрудником НКВД. Гость выведал нужную ему информацию, касающуюся религиозной жизни Павла, и сообщил об этом своим коллегам. Ночью к дому подъехал «чёрный ворон» и Груздева Павла увезли в тюрьму. Фамилию следователя будущий архимандрит запомнил на всю жизнь – Спасский. Он ему все зубы выбил, истязал жестоко. Да только нашему герою признаваться было не в чем, а от веры он даже под пытками отрекаться не стал.

Отправили Павла Груздева в трудовой лагерь под Вяткой, и на долгие годы стал он заключённым номер 513. Но и в тюрьме жить можно – там ведь тоже люди. Политические держались отдельно от уголовников. Их наказывали строже, но и доверяли, почему-то, больше.

Лагерная Литургия

Вместе с Павлом Груздевым срок отбывали священники. Как он говорил, целая епархия набралась – два епископа, монахи, игуменьи монастырей, священники и огромное количество простых верующих. Большой их мечтой было поучаствовать в Божественной Литургии, но на зоне это невозможно. И всё же друзья Павла придумали, как это осуществить. Жена начальника пропусков, Анатолия Комкова, Лёля, была глубоко верующей женщиной. Она-то и упросила мужа позволить заключённым выйти в лес и провести службу. Ответственным за возвращение всех обратно в зону назначили Павла Груздева.

С самого утра женщины торопили Павла. Все боялись, что разрешение отменят, и ничего у них не получится. Однако, в положенное время, большая группа зеков выступила в лес. По дороге насобирали ягод, потом отжали из них сок, а из консервной банки сделали чашу для причастия. Алтарём послужил пень срубленного дерева. Молитвы все помнили наизусть. Служили от души. «Слёз было столько, сколько за всю жизнь не видел», — вспоминал впоследствии Павел.

Вернулись в лагерь все. Никто не убежал, хотя возможность такая была. Никто не хотел подвести Павла.

Через некоторое время, когда заключённых стали по этапу переводить в другой лагерь, начался дождь, и на глазах у всех молния ударила в тот пень. Он сгорел, дабы не осквернили впоследствии освящённое место.

Детство в монастыре

Появился на свет преподобный у простой деревенской пары. День рождения точно не известен. Одни источники говорят, что настоящая дата — 3 августа 1911 года, другие называют январь 1910-го. Однако сам мужчина праздновал свои именины в день памяти Павла Обнорского, в честь которого был назван. Сейчас днем ??рождения батюшки считают 23 января 1910 года.

Его семья была очень бедной. Кроме мальчика, родители еще воспитывали двух меньших девочек. Отец работал в мясной лавке, поэтому они еще как-то выживали. Однако в 1914 г. кормильца забрали в армию, и долгие годы он провел на Первой мировой войне.

Маме не было чем прокормить детей, поэтому маленький Павел Груздев и его сестренка попрошайничали. Они ходили от дома к дому и просили еду. Хорошие и бедные крестьяне помогали, чем могли: картофелем, хлебом, овощами. Так малыши пришли к Афанасьевскому монастырю. Их узнали родные тетки, служившие там монахинями. Женщины решили, что смогут позаботиться о детях, поэтому забрали их к себе. Так, будущий отец Павел познакомился с духовной жизнью.

История про Пришествие

Отец Павел Груздев считал, что в каждом человеке нужно стараться увидеть отражение Христа. Он рассказывал такую притчу. Жила в некоем селении женщина. Она была глубоко верующей, соблюдала все православные традиции – регулярно постилась, постоянно творила молитву и часто ходила в церковь.

Однажды приснился ей сон, в котором ей было сказано, что на следующий день по пробуждении, к ней в гости придёт Сам Господь Иисус Христос.

С раннего утра она навела в избе порядок, наготовила вкусной еды – сварила «мармишель», поджарила яичницу, испекла пирог и села у окна ждать Спасителя.

Пришёл к ней соседский мальчик и говорит:

— Мамка моя заболела, упала, встать не может. Пойдём, поможешь, — а женщина ему отвечает:

— Не могу, ко мне Иисус Христос обещался прийти, — ушёл мальчик ни с чем.

Снова сидит женщина у окна. Ждёт. Приходит к ней односельчанин и просит:

— У меня корова рожает. Ты лучше всех в этом деле разбираешься. Пойдём, поможешь, — а женщина ему:

— Не могу, ко мне Иисус Христос должен прийти, — ушёл и мужик.

Дело к вечеру, а Господь всё не появляется. Завернул в её двор странник, попросился на ночлег, но и ему она отказала:

— Я хату вычистила, еды наготовила не для тебя – Христос обещался меня посетить.

День закончился, а Бог к ней так и не пришёл. Легла она спать, и приснился ей ангел. Она его спрашивает, почему Бог к ней исполнил обещания, а ангел ответил:

— Так Он к тебе три раза приходил, а ты Его отвергла.

— Когда же?

— Когда мальчик пришёл за маму просить, когда мужик пришёл, у которого корова рожала, и когда странник попросился на ночлег.

Советы Груздева

Общение с отцом Павлом возвращало у жизни даже самых убитых горем людей, они становились жизнерадостными, веселыми. Он всегда разговаривал с приходящими к нему просто, используя в своей речи афоризмы, краткие полные образности высказывания, русские поговорки.

Одним из самых важных наставлений считается:

Самое страшное, по словам священника, потерять совесть. Он всегда говорил о том, что человек без молитвы — это птица без крыльев. Нужно ежедневно обращаться к Богу шепотом.

Он умел жить, любить и учил этому окружающих. Наставления всегда были простые на старорусский манер. Своих прихожан он учил жить без гордыни, в любви к близким.

Поститься и молиться святой отец призывал скромно и тихо, чтобы никто не видел. При этом пост нужно соблюдать не только в ограничения еды, но и духовно.

Батюшка говорил о том, что нужно стараться не казаться праведным перед людьми. Это нужно делать тайно, и тогда Господь воздаст и отблагодарит за все.

Детство Павла

Священник в миру носил имя Павел Груздев. Он родился в Ярославской области в 1910 году. Родиной старца было село Большой Борок.

Происхождение и рождение

Родители мальчика были крестьянами, в дореволюционный годы жили очень богато. У них был большой участок земли, хороший дом, много скотины. Отец и мать поженились в 1910 году. До войны у них родилось трое детей. У мальчика было две сестры. Павел в семье — самый старший.

Семья

С ранних лет он активно помогал родителям. Умел ухаживать за скотиной, разбирался в пчеловодстве, знал названия и предназначение растений, умел обрабатывать землю.

В 1914 году отец ушел на войну. Мать осталась одна со стариками и детьми. То время изменило привычный уклад крестьянских семей. В период службы отца на фронте семья бедствовала. Павел, как самый старший, ходил по деревне, просил хлеб для матери и сестер, носил на спине дрова из леса.

Отец Павел, будучи слепым и тяжело больным, проводил службы и принимал у себя паломников

9 марта 1958 года епископ Угличский Исаией хиротонисал Павла в диакона, 16 марта – в пресвитера. В августе 1961 архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим постриг Павла Груздева в монахи.

1958 – год, когда старец стал священнослужителем.

Некоторое время Павел служил настоятелем церкви села Борзово Рыбинского района. С 1960 года – настоятель Троицкой церкви села Верхне-Никульскго Некоузского района. К отцу Павлу ехали люди с окрестных областей за утешением и решением разных вопросов.

1983
Отец Павел был рукоположен в сан архимандрита

Павел учил христианской любви с помощью притч, рассказов из жизни. Не копил материальных ценностей, просто одевался и ел. В 1961 году епископ наградил отца Павла фиолетовой скуфьей, в 1963 патриарх наградил его наперсным крестом, в 1971 палицей, а в 1976 – крестом с украшениями. В 1962 Павла хиротонисали в иеромонахи, в 1966 в игумены. В 1983 году отец Павел был рукоположен в сан архимандрита.

В июне 1992 Павел Груздев переехал в Тутаев по состоянию здоровья, стал жить в сторожке при Воскресенском соборе. Слепой и тяжело больной Павел продолжал служить, проповедовать и принимать людей.

Архимандрит умер 13 января 1996 года. Его похоронили на Леонтьевском кладбище Тутаева. Отец Павел был похоронен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в сослужении 38 священников и 7 диаконов при большом стечении народа.

13 января 1996
Архимандрит Павел умер

В наши дни паломники со всей страны приезжают к месту погребения Павла. Постоянно на могиле старца служатся панихиды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector