Протоиерей в православной церкви

Иерей — что это значит

В Православии священник может также называться пресвитером (с греческого «старейшина, глава общины»). С 4 века более частым становится употребление наименования «иерей». На Руси было распространено бытовое наименование священника словом «поп», взятое у греков (от греческого: «папас» — παπάς- «отец»). В настоящее время иерей — это исключительно православный священник. Сан священника является второй степенью священства. Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом.

Православный священник нередко называется «пастырем». Он, как пастух, заботится об «овцах» (верующих прихожан), защищая от «волков» (искушений дьявольских). В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна, 10:11).

«Великое лицо достойный священник — он друг Божий, постоянный исполнитель воли Его. Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше… крестяще (Евангелие от Матфея, 28:19); совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание (Евангелие от Луки, 22:19); учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» (праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908).

К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка».

Монастырь в культуре и искусстве

В поэме Сергея Есенина “Анна Снегина” упоминается село Радово:

Село, значит, наше — Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места…

По сюжету, после революции молодой поэт возвращается в родное село Радово и встречает девушку, в которую был влюблен в юности. Биографы и исследователи творчества Есенина считают, что прообразом главного героя стал сам Сергей Александрович. И приезжал он не в Радово, а в родное Константиново в 1917-1918 годах. Но в Радовицах (Радово) и Радовицком монастыре Есенин действительно нередко бывал ребенком. Вместе с бабушкой он приходил сюда на службы. В своей автобиографии, написанной в 1924 году, поэт вспоминает: “Помню, лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовицкий монастырь, который от нас верстах в сорока”.

Протоиерей — это настоятель храма и священник в одном лице

В протоиереи принимают на следующих условиях:

  • претендент обычно должен быть настоятелем храма;
  • посвящение проводит архиерей;
  • не обязательно проходить ступень иерея, если патриарх распорядился посвятить в протоиереи дьякона.

Первосвященник

то же самое, что и протоиерей. То есть, старший священник

Первосвященник всё ещё остаётся священником, так что сохраняет все типичные для него обязанности:

  • совершать шесть таинств: крещение, миропомазание, причащение, брак, покаяние, елеосвящение;
  • общаться с прихожанами: учить, разъяснять, увещевать, помогать, разделять горе и радость;
  • обладать такими качествами, как открытость, самоотрешённость, доброжелательность;
  • всесторонне участвовать в жизни прихода.

Как настоятель храма, протоиерей имеет следующие обязанности:

  • представляет приход при решении юридических вопросов;
  • председательствует на Приходском совете;
  • отвечает за исправное несение богослужений в соответствии с церковным уставом; организацию проповедей; религиозное и нравственное воспитание прихожан;
  • организует общественную, образовательную, благотворительную и иную деятельность церкви;
  • может приостановить исполнение решения по вопросам внутрицерковного, вероучительного и канонического характера, чтобы согласовать всё с епархиальным архиереем;
  • руководит притчом (служителями прихода);
  • следит за надлежащим ведением приходской документации;
  • ведёт официальную корреспонденцию от лица церкви;
  • согласует с епархиальным архиереем решения приходского собрания;
  • представляет епархиальному архиерею отчёты и протоколы о деятельности прихода;
  • выполняет прочие функции, оговоренные церковным Уставом и трудовым договором;
  • несёт каноническую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за нарушение своих обязанностей и превышение полномочий.

Иерархия священнослужителей

Архиерей (епископ), иерей (священник), диакон — это названия священных санов в Православии. Иерархия в Православной Церкви установлена самим Иисусом Христом через апостолов.

В первые века истории Церкви монахи не могли иметь священнический сан. Однако с 4 века запрет сняли. Иеромонахами стали называться монахи, принявшие сан священника, а иеродиаконами — в сане диакона. Священнослужители-монахи составляют черное духовенство, женатые священнослужители — белое духовенство. 

При рукоположении священнослужители получают дар благодати Святого Духа. На священство возложены функции внешнего руководства церковной жизнью согласно Священного Писания и канонов (правил) Православия. Священнослужители (епископы и священники) совершают Церковные Таинства, возглавляют общественные богослужения в храмах, духовно руководят верующими.

Самое главное в служении священнослужителей — это совершение Церковных Таинств. В Православной Церкви их семь: крещение, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, евхаристия, рукоположение. Все Таинства может совершать только архиерей. Священник не может проводить таинство рукоположения другого человека в священника или диакона.

Каким должен быть священник и в чем заключается его делание

Посему ныне словом иерей называются православные священники, пастыри, приносящие не кровавую, как в Ветхом Завете, а бескровную Жертву во время совершения Божественной литургии; Жертву, в отличие от ветхозаветной могущую нас спасти!

«Священник». Д.П. Корин

Естественно, что для такого величайшего дела — самого великого на земле, и делатели должны быть соответствующими, отличающиеся высочайшими нравственными и прочими качествами. На этот счет существует обширная православная литература, но для краткости сошлемся здесь лишь на Священное Писание.

Апостол Петр:

Апостола Павел говорит пастырям Ефесским:

О сем же он говорит в Послании к Титу:

***

Отступив несколько в сторону от основной темы, заметим забавную деталь. Не так давно РПЦ вела диалог с разными протестантскими церквами по поводу недопустимости женского священства, которое в ряде этих церквей практиковалось. И тогда наши богословы пришли к выводу, что в Священном Писании нет указаний на то, что священником (иереем, пастырем, пресвитером) может быть только мужчина.

Не знаю, как эти «великие» богословы читали Священное Писание, но вот же есть апостольское: таковым может быть только «муж одной жены» (Тит.1: 6)! Мы можем даже опустить «одной жены», и тогда останется, что священником может быть только муж, т.е. мужчина… Но это так, к слову.

***

Конечно же, мужской пол иерея это далеко не главное его достоинство. Он должен быть непорочен, т.е. обладать высокими нравственными качествами. Чего в наш грешный, развращенный век, к сожалению, днем с огнем не сыскать.

Впрочем, это не смертельно, если у кандидата в иереи (по-церковному, ставленника) есть твердое желание и воля от всего сердца послужить Пастыреначальнику в качестве пастыря овец православных — сокращенно ПОП. Тогда благодать Божия («немощная  врачующая  и  оскудевающая  восполняющая»), подаваемая таковому в Таинстве Священства, восполнит его немощи и научит его не только тому, как пасти стадо Христово, но и как спасти собственную душу.

Историческая справка

В истории есть данные, что первое награждение митрой произошло еще во времена Екатерины II. Награжден был ее духовник Иоанн Панфилов, и произошло это в 1786 году.

До революции митру в награду получили всего несколько священнослужителей, зато в настоящее время практически каждый город имеет своего митрофорного протоиерея, и даже не одного. Награждение митрой приобрело настолько широкий размах, что перестало цениться так, как ценилось раньше. Дошло до того, что митрой стали награждать всех, кто достиг почтенного возраста, например в Пензенском Митрофановском храме так поощрили всех протоиереев, причем отметили их наградой за то, что за все время служения они жили между собой дружно, в согласии и мире.

Патриарх Кирилл считает, что награждение митрами несколько обесценилось, поэтому он старается сильно сократить поощрения священнослужителей. Есть данные о том, что готовится новое положение, которым будет резко ограничено вознаграждение всеми видами духовных наград, поскольку в последнее столетие их раздавали «по максимуму». На получение награды будет влиять не только продолжительный период служения православной церкви протоиерея, но и правильный образ жизни священнослужителя в «миру», который должен быть примером для прихожан.

Митрофорный протоиерей  – что это за звание в церковных чинах, мы немного разобрали. Также узнали о некоторых других поощрениях белого духовенства, хотя их гораздо больше, чем мы рассмотрели, – это панагия, набедренник, камилавка, наперсный золотой крест и еще много разных орденов.

Деятельность и обязанности клирика

Права и обязанности членов клира были установлены Вселенскими соборами в IV столетии, когда христианство было признано государственной религией. Функций, которые выполняют духовные лица, достаточно много. Среди них:

  • чтение проповедей;
  • песнопения;
  • обучение детей Слову Божьему;
  • благотворительность;
  • разъяснение Святого Писания.

Однако главной задачей клирика является проведение богослужений. Чтобы полноценно заниматься своей деятельность, он должен быть хорошо образован и знать свои обязанности.

Полноправный член клира продолжает соблюдать те же каноны, которые предписывались ему до Таинства Хиротесии.

Интересная информация


Главной задачей клирика является проведение богослужений

Священнослужителям запрещено покидать службу или общину, в которой они проживают. Иереи обязаны блюсти чистоту проводимых обрядов, контролировать их правильность, нести ответственность за церковную атрибутику.

Чтецам разрешено носить только одежду, соответствующую их чину. Воспрещается надевать военную форму, вызывающие или слишком дорогие костюмы. Нельзя посещать развлекательные мероприятия или быть гостем на празднике у прихожан.

Роль клириков в православной Церкви переоценить сложно. Они занимаются просвещением прихожан, обучением детей, проповедованием христианских ценностей. Именно клирики помогают архиереям проводить богослужения, а также следят за правильностью работы прихода.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона — призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Кто имеет право получить сан протоиерея?

Для получения этого сана православный священнослужитель должен соответствовать следующим условиям:

  • прослужить пресвитером минимум 25 лет;
  • обладать официальным правом на ношение наперсного креста на протяжении минимум 5 лет;
  • до чина протоиерея священнослужитель повышается по указу Патриарха.

Существует особый порядок рукоположения в этот сан:

  1. Благословение, полученное священнослужителем от архиерея.
  2. Возложение руки архиереем на главу посвящаемого в этот чин священника.
  3. Произнесение молитвы;
  4. Еще одно благословение, полученное от архиерея.
  5. Молитва посвящения в чин протоиерея.
  6. Возглашение: «Аксиос».

В православной традиции существует особое отношение к возвышению священнослужителя в чин протоиерея. Еще святой Симеон отмечал, что провозглашение в чин протоиерея происходит не в случайном порядке, а должно быть обусловлено благодатью, ниспосланной Святым Духом, который дарует также благословение иераршее и апостольское.

Митрофорный протоиерей — обладатель трёх поощрительных знаков: палицы, креста и митры

Определение понятия «митрофорный протоиерей» не исчерпывается формулировкой: «протоиерей, удостоенный права носить митру».

До её получения первосвященник проходит долгий путь. Ему предстоит получить несколько наград за праведную службу.

Палица (епигонатий) — первая награда, которую может получить протоиерей. Это ромбовидный платок. Его острым концом прикрепляют к ленте.

Раньше этот атрибут рассматривали как неотъемлемую часть одеяния архиереев, но позже он стал использоваться в качестве награды для представителей других церковных званий. Носить его нужно через правое плечо и под фелонью.

Епигонатий — первый поощрительный знак протоиерея

Чтобы получить право ношения епигонатия  протоиерей должен иметь стаж службы не менее пяти лет. Тогда патриарх может подписать указ о выдачи награды.

Патриарший наперсный крест — вторая награда, которую может получить протоиерей. Это настоящая драгоценность: золотое изделие, которое имеет обрамление из бриллиантов.

Прежде такой атрибут разрешалось иметь лишь представителям высшего чёрного духовенства — архиереям. Также это украшение называют «кабинетным крестом».

Патриарший наперсный крест — вторая высшая награда протоиерея

Чтобы получить право ношения кабинетного креста, протоиерей должен прослужить ещё пять лет после того, как ему выдали первую награду — епигонатий.

Правом ношения митры протоиерея могут поощрить за 30 лет безупречного служения церкви

Митра — третья награда, которую может получить протоиерей. Этот атрибут тоже обычно носят архиереи. Та корона, которую получает митрофорный протоиерей, отличается от архиерейской. На ней нет креста.

Облик митры постоянно меняется, из-за чего до 1988 года вводились поправки в то, кто и какую митру может носить.

Митрофорный протоиерей надевает митру для участия во всех торжественных богослужениях: для чтения Евангелия, для Великого славословия, для молебнов, для совершения литургии Преждеосвященных Даров и т.д.

Но ношение митры не даёт митрофорному протоиерею права на служение литургии с открытыми царскими воротами.

Митрофорный протоиерей Иван Мисеюк в богослужебном облачении

Чтобы получить право ношения митры, протоиерей должен служить в церкви 30 лет и иметь при этом безупречную репутацию. В этом случае патриарх издаёт указ о поощрении протоиерея такой привилегией.

Кафедральный протоиерей

Так называется протоиерей, который служит в кафедральном соборе.

Словом кафедральный называется собор, в котором находится кафедра епископа. В соборе с кафедрой епископа проводятся архиерейские богослужения.

В кафедральном соборе должны служить 12 протоиереев, по числу Апостолов. Однако в кафедральных соборах небольших региональных центров обычно служат 3 — 4 кафедральных протоиерея.

Нужда в кафедральных протоиереях у церкви большая, так как на службы в кафедральные соборы приходят большие массы народа, и малое число кафедральных протоиереев не успевает правильно обслужить по канонам всех верующих.

протоиерей Георгий Бреев

Родился в Москве в неверующей семье. Его отец Павел (ум. 1971) был родом из Тульской губернии, окончил церковно-приходскую школу, однако после приезда в Москву в 1935 году вступил в ВКП(б). Его мать родилась в крестьянской семье в Рязанской губернии. После приезда в Москву она познакомилась с Павлом Бреевым, овдовевшим после смерти первой жены и имевшим двоих сыновей.

К вере Георгий пришёл сам и крестился в 18 лет. Примером для него стала семья верующих людей Голиковых, которую они хорошо знали. Юрий Бреев общался с детьми Голиковых Вячеславом и Натальей — своей будущей невестой. Брат Натальи Вячеслав Голиков впоследствии окончил семинарию и духовную академию, принял постриг. Ныне он — игумен Питирим, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Вскоре после крещения Юрий Бреев принял решение стать священником. После службы по призыву он решил поступать в семинарию.

В 1960 году он поступил в Московскую духовную семинарию и академию. Его духовным отцом с 1962 года был схиигумен Савва (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря. Учась в Троице-Сергиевой лавре, подружился с другим духовным чадом отца Саввы — Рафаилом (Берестовым). Хотел принять монашество, но духовник — отец Савва благословил жениться. Тогда на предпоследнем курсе академии он сделал предложение своей невесте Наталье Голиковой, и они поженились.

Через схиигумена Савву отец Георгий со своей женой познакомился с протоиереем Владимиром Ивановым, служившим в Берлине и преподававшим в Мюнхенском университете. Другими близкими друзьями семьи Бреевых стали художник Михаил Шварцман и научный сотрудник Института востоковедения Всеволод Семенцов, ставший крёстным отцом его сына.

В 1968 году он окончил семинарию, а 17 декабря 1967 года он был рукоположён в сан иерея. Вскоре после рукоположения он был направлен в клир московского храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, где был третьим священником в храме. Там он прослужил 22 года. Заканчивая курс диссертацией «Психология греха по творениям Макария Египетского», он был удостоен за неё звания кандидата богословия.

В 1990 году отец Георгий получил благословение патриарха Алексия II на восстановление и организацию прихода храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Он был назначен настоятелем этого храма. Под его руководством храм был восстановлен, в нём начались регулярные богослужения, была создана воскресная школа, развернулась просветительская и издательская деятельность. В 1998 году реставрационные работы в храме завершились, а на базе воскресной школы по благословению отца Георгия была создана школа «Живоносный источник».

В 1998 году он был назначен также настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. Под руководством отца Георгия небольшой храм в Крылатском был расширен при сохранении его архитектуры. Было выстроено отдельное здание крестильного храма и воскресной школы. Было организовано духовное образование детей, молодёжи и взрослых, и на регулярной основе организована благотворительная работа. С 1998 года по благословению протоиерея Георгия Бреева проводятся для школьников праздники славянской письменности и культуры, за что отец Георгий получил особую благодарность патриарха Кирилла.

Митрофорный протоиерей Георгий Бреев был одним из старейших московских клириков и епархиальных духовников Москвы, дважды в год он исповедывал всё московское духовенство и принимал ставленнические исповеди перед хиротонией.

Скончался 29 апреля 2021 года. Похоронен у алтаря храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, где прослужил 22 года.

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Другие отличия митрофорного протоиерея

Митра является почетным знаком отличия, наградой за труды. Поэтому к получению такой награды священник должен пройти непростой и длинный путь.

В зависимости от трудов, которые понес священник за всю свою пастырскую жизнь, он может быть награжден такими наградами:

  1. Епигонатий — прямоугольный плат, который носится священником на бедре. Символически обозначает духовный меч, которым является Божие слово, отраженное в Евангелии. Поскольку Евангелий в Библии всего четыре, то и епигонатий имеет четыре стороны. Для его получения у священника должен быть опыт священнической службы не менее пяти лет.
  2. Патриарший наперсный крест — очень ценная награда, представленная в виде драгоценного перстня с крестом. Ранее она была принадлежностью только архимандритов, но сегодня таким крестом может быть награжден священник, который более пяти лет прослужил после получения епигонатия.
  3. Наконец, право ношения митры. Его заслуживают лишь те, кто не менее 30 лет служит в храме и иметь ничем не оскверненную репутацию. Разрешение на поощрение священника правом ношения митры подписывает патриарх.

Митрофорный протоиерей надевает торжественный головной убор на все торжественные моменты богослужения, на праздничные службы: это и чтение Евангелия, и служение Литургии Преждеосвященных Даров в Великий пост, и отдельные молебны.

У каждой конфессии в мире есть предводитель, например, глава Православной Церкви – это Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Но помимо него церковь имеет и другую структуру руководства.

Как стать священником

Многие по зову своего сердца стремятся к Господу. Кто-то видит себя обычным прихожанином, а кто-то священником или даже монахом.


Рукоположение в сан протоиерея

Для того чтобы стать священником, нужно пройти огромный путь. Можно забыть о карьерной лестнице, которую принято наблюдать в мирской жизни.

  • Прежде всего кандидат во священники должен побороть искушения и самого себя, то есть он должен вырасти духовно. Главное требование к такому человеку — быть крещенным в канонической Православной Церкви. Такой верующий должен посещать службы и прислуживать при храме, чтобы настоятель этого храма мог написать характеристику и выдать направление.
  • Уже с направлением этот верующий поступает в высшее духовное учебное заведение, попросту семинарию. Чтобы поступить в семинарию, нужно иметь полное среднее или высшее образование.
  • В зависимости от желания и рекомендации духовного отца, человека могут рукоположить как на первых курсах обучения или же после окончания семинарии. Сперва происходит рукоположение во диакона.

Важно! Это первая ступень священства и пропустить ее никак нельзя. И только через сорок дней происходит хиротония во священника

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.

Терновый Венец

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

(Мф. 27:29)

(Мк. 15:17)

(Ин. 19:2)

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.

Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.

Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector