Медали церковные
Содержание:
- Епископы
- В протестантизме диаконы составляют совет церкви
- Церковнослужители
- Патриаршие знаки
- Патриаршие знаки
- Белое духовенство
- Священники
- Медали Русской православной церкви
- Епископы
- В чем заключается служение иподиакона
- История стихаря
- Священнические звания белого и черного духовенства
- Диаконы
- Христианское мировоззрение и догматы
- Епархиальные награды и знаки отличия
- Ордена
Епископы
Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.
В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.
Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.
Патриарх
Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».
При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.
Митрополит
Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.
В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.
Архиепископ
В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.
В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.
Епископ
Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.
В протестантизме диаконы составляют совет церкви
Протестантизм — это особое течение в христианстве. Проявляться это и в отношении к институту диаконов. Так протестанты придерживаются того мнения, что Церковь должна заботиться физически само о себе.
Кроме того, она также должна заботиться о малоимущих. Эти обязанности лежат на диаконах, хотя идею новозаветного диакона протестантская церковь так и не восстановила.
Обучение диаконов в пресвитерианских церквей Тулы и Тульской области, церковь «Лучезарная». Основная задача в протестантизме для диакона — обеспечение физического существования церкви и несение благой вести (проповедь). При этом часто диаконы протестантов нерукоположены. Фото:cs9782.vkontakte.ru В наше время в некоторых церквях диаконы нерукоположены. В других же местах любые рукоположенные помощники в протестантской церкви могут называться диаконами. Обычно на них лежат обязанности пасторской заботы и благовестия, то есть проповеди.
Диаконы отделены от пресвитеров и подотчетны им. Кроме того в протестантизме они помогают пресвитерам в проведении Вечерни Господней, а также исполняют роль исполнительного и финансового совета в тех конгрегациях, где совет старейшин отсутствует.
Церковнослужители
Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.
Иподиакон
— участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.
Псаломщик/чтец, певчий
— читает и поет во время богослужений.
Пономарь/алтарник
— наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.
Патриаршие знаки
- Патриарший знак храмостроителя
- Патриарший знак святой великомученицы Варвары
- Патриарший знак материнства. Имеет две степени. Учреждён в 2006 году.
- Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» (учреждён в 2011 году)
- Патриарший знак Великой княгини Евдокии Московской (общественная награда; учреждена Региональным благотворительным общественным фондом имени Великой княгини Евдокии Московской в 2007 году)
- Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (учреждён в 2014 году).
- Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» (учреждён в 2019 году)
Патриаршие знаки
- Патриарший знак храмостроителя
- Патриарший знак святой великомученицы Варвары
- Патриарший знак материнства. Имеет две степени. Учреждён в 2006 году.
- Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» (учреждён в 2011 году)
- Патриарший знак Великой княгини Евдокии Московской (общественная награда; учреждена Региональным благотворительным общественным фондом имени Великой княгини Евдокии Московской в 2007 году)
- Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (учреждён в 2014 году).
- Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» (учреждён в 2019 году)
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
- контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
- подготовка одежды и других символов священнослужителей;
- своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
- подготовка кадила и разжигание в нем огня;
- поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
-
наведение порядка в церкви.
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Священники
Фото: Aif.ru
Это следующая ступень священства, название которой произошло от греческих слов «старший», «руководитель общины». Именно среди них выделяют черное и белое духовенство.
Белое духовенство
Те, кто относятся к белому духовенству, имеют звания:
- протопресвитер – это звание присуждают, чтобы зримо выделить одного из священников за долгие годы честной службы или особенно выдающиеся заслуги.
- протоиерей — с греческого языка это слово переводится как «первый иерей».
- иерей.
Черное духовенство
Представители черного духовенства имеют звания:
- архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря. Во времена раннего христианства так именовали человека, руководившего одновременно несколькими монастырями, к примеру, сразу во всей митрополии. В некоторых ситуациях архимандритом делали священнослужителя в качестве своеобразной награды. Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея.
- игумен – с греческого языка это звание переводится как «ведущий». Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды. Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году.
- иеромонах – иереи из монахов.
Медали Русской православной церкви
- Медаль преподобного Сергия Радонежского. Имеет 2 степени (золотая и серебряная медали). Учреждена определением Синода РПЦ от 10 октября одновременно с орденом Преподобного Сергия Радонежского (см. выше).
- Медаль святого благоверного князя Даниила Московского. Учреждена определением Синода РПЦ от 27—28 декабря 1988 в память 1000-летия крещения Руси, одновременно с орденом Преподобного князя Даниила Московского (см. выше). Выполнена из золота, на обороте надпись «За труд во славу Святой Церкви».
- Медаль Святого мученика Трифона. Учреждена определением Синода РПЦ от 22 февраля , одновременно с орденом Святого мученика Трифона (см. выше).
- Медаль святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Учреждена определением Синода РПЦ от 27 декабря , одновременно с орденом Святого митрополита Московского Иннокентия (см. выше). В центре медали золотой образ митрополита Иннокентия на голубом эмалевом фоне. На обороте надпись: «За миссионерские труды».
- Медаль святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси. Учреждена определением Синода РПЦ от 3 апреля , одновременно с орденом Святого митрополита Макария (см. выше). Медаль имеет форму креста с изображением святого митрополита Макария в центре и надписью: «Покровитель духовного просвещения».
- Медаль преподобного Андрея Иконописца. Имеет 2 степени (золотая и серебряная медали). Учреждена определением Синода РПЦ от 3 апреля , одновременно с орденом Преподобного Андрея Рублёва. Девиз медали тот же, что и у ордена преподобного Андрея: «К Божественней красоте устремлялся».
- Медаль святого преподобного Серафима Саровского. Имеет 2 степени (золотая и серебряная медали). Учреждена 25 марта 2004 года.
- Медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
- Медаль «Славы и Чести». Имеет 2 степени.
- Медаль «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года».
- Юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира». Учреждена Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № У-01/184 от 6 ноября 2014 года.
- Юбилейная медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Учреждена в 2017 году.
- Юбилейная медаль «50-летия автономии Японской Православной Церкви. 1970-2020». Учреждена в 2020 году.
Епископы
Фото: Aif.ru
Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.
В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.
Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.
Патриарх
Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».
При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.
Митрополит
Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.
В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.
Архиепископ
В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.
В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.
Епископ
Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.
В чем заключается служение иподиакона
В современной практике Русской Церкви они помогают совершать службу архиерею. Вот лишь некоторые из обязанностей служителей:
- помогают владыке облачиться;
- подносят ему Чиновник для чтения архиерейских молитв;
- подстилают под ноги орлец;
- омывают ему руки.
При многих епископах эти служители несут и внебогослужебные обязанности, например, секретаря или келейника.
В чем особенности служения иподиакона при патриархе
Практика такого служения при патриархе мало распространена сейчас у греков, так как большую часть функций помощи архиерею делят между собой сослужащие священники. Несколько иная ситуация в России.
Современный богослов, А.А.Ткаченко, справедливо замечает:
«в русской традиции архиерейского богослужения уставное совершение службы архиереем без участия иподиаконов крайне затруднено».
В еще большей степени это относится к патриаршему богослужению.
Интересный факт
Только богослужебное облачение включает в себя 12 элементов. Кроме этого, иподиакон отвечает и за другие богослужебные принадлежности – в этом списке насчитывается уже 18 позиций.
Поэтому специфика служения при патриархе состоит, прежде всего, в большем количестве служителей. Как правило, их как минимум 8:
- первый и второй иподиаконы – старшие над служителями;
- 2 служителя, носящие рипиды;
- книгодержец (как правило, он же отвечает за богослужебное облачение патриарха);
- посошник;
- свещеносец;
- кадильщик.
История стихаря
В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба, туника. Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий — alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.
Орарь есть длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, сверх стихаря. Орарь знаменует благодать Божию, которую диакон получил в таинстве Священства.
Орарь (устар. — орарий) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона. В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов, а также соответствующих им в черном духовенстве — иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения. В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников.
Священнические звания белого и черного духовенства
Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.
Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.
I. Епископы (архиереи) — высший священный чин
Епископ — надзирающий архиерей
Архиепископ — наиболее заслуженный епископ
Митрополит — епископ, руководитель митрополии
Викарий — помощник другого епископа или его наместник
Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви
II. Иереи — второй священный чин
У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:
Для белого священства:
1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).
2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).
Для черного священства:
1) Иеромонах — монах в сане священника.
2) Архимандрит — (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри. В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа). В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.
! Игумен — (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.
III. Дьякон — низший священный чин
Для белого священства:
- дьякон
- протодьякон
Для черного священства:
- иеродьякон
- архидиакон
***
Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.
Обращение к священнослужителям:
Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.
Диаконы
Белое духовенство
- диакон
- протодиакон — старший диакон
Черное духовенство
- иеродиакон
- архидиакон — старший иеродиакон
Это третья степень священства в Русской православной церкви. В монашестве аналогом диаконов являются иеродиаконы.
Эти священники не имеют права совершать и проводить Таинства. Их задача заключается в организации помощи священникам и епископам при проведении Таинств.
В кафедральных соборах существует должность старшего диакона, которого называют протодиаконом. Старшие диаконы в монастырях – это архидиаконы. Стоит отметить, что получение этого звания свидетельствует о первенстве чести, но никак не власти.
Христианское мировоззрение и догматы
Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам — церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.
Возникновение апостольской церкви
Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) — Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:
-
Бог Отец. Творец всего сущего.
- Бог Сын. От Отца рожденный.
- Бог Святой Дух от Отца исходящий.
Основным отличием христианства — был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.
Развитие и распространение учения
Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.
К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.
Раскол церквей на западную и восточную
Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.
Православные общины со статусом патриархата
Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:
- Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
- Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
- Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
- Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
- Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 — введено патриаршество.
- Грузинская православная церковь.
- Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
- Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
- Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
- Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
- Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
- Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
- Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
- Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.
Епархиальные награды и знаки отличия
Автономные и самоуправляемые Церкви, экзархаты и митрополичьи округа могут учреждать собственные ордена и медали, при условии, что их наименования не будут совпадать с наименованиями общецерковных орденов и медалей. Такие ордена и медали подлежат регистрации в Наградной комиссии.
Украинская Православная Церковь учредила следующие награды:
Отличие Предстоятеля Украинской Православной Церкви
Ордена:
- преподобных Антония и Феодосия Печерских
- святого равноапостольного князя Владимира
- преподобного Нестора Летописца
- преподобного Агапита Печерского
- преподобного Ильи Муромца
- апостола Иоанна Богослова
- «Рождество Христово»
- святой великомученицы Варвары
Медали:
- преподобных Антония и Феодосия Печерских
- святого равноапостольного князя Владимира
Благословенную Грамоту Предстоятеля Украинской Православной Церкви
Юбилейные ордена:
- «Рождество Христово — 2000»
- «1020 лет Крещение Киевской Руси»
Юбилейные медали:
- «Рождество Христово — 2000»
- «Харьковский Собор — 10 лет»
- «Харьковский Собор — 15 лет» (1992-2007)
Белорусская Православная Церковь учредила:
орден Креста преподобной Евфросинии Полоцкой
Русская Православная Церковь Заграницей учредила:
Синодальный Знаменский орден
Епархии Русской Православной Церкви могут учреждать свои медали, грамоты и знаки отличия
Епархиальными наградами награждаются лица, понесшие значительные труды на благо той или иной епархии Русской Православной Церкви.
Ордена
Ордена Русской Православной Церкви установлены в награду за заслуги на поприще духовном и гражданском и в поощрение ревности ко благу и пользе Святой Церкви и Отечества. Верховным начальником всех орденов Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх.
Русская Православная Церковь имеет следующие ордена:
- Орден святого апостола Андрея Первозванного
- Орден святого равноапостольного князя Владимира
- Орден Славы и чести
- Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси
- Орден преподобного Сергия Радонежского
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского
- Орден святой равноапостольной княгини Ольги
- Орден преподобного Серафима Саровского
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
- Орден святого благоверного князя Димитрия Донского
- Орден святителя Макария, митрополита Московского
- Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
- Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского
- Орден преподобного Андрея Иконописца
- Орден святого мученика Трифона
- Орден святого благоверного царевича Димитрия
Общее празднество для всех орденов устанавливается 21 ноября, в день святого Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Орденские знамена
Цвета орденского знамени повторяют цвета ленты соответствующего ордена.
На лицевой стороне орденского знамени изображена звезда первой степени соответствующего ордена.
Орденское знамя изготавливается в одном экземпляре и хранится в орденском храме, указанном в статуте ордена, совместно с другими орденскими регалиями (знамя ордена Славы и чести — в Тронном зале Храма Христа Спасителя).
В день главного престольного праздника орденского храма знамя может выноситься для участия в Крестном ходе. Почетное право несения орденского знамени имеет орденоносец, назначенный орденским собранием.
Орденские собрания
Лица, награжденные орденами Русской Православной Церкви объединяются в орденские собрания.
Собрания формируются епархиальным архиереем из лиц, награжденных каждой степенью ордена. Количество членов собрания также определяется епархиальным архиереем.
Собрания несут попечение о благочестивой жизни своих членов, их участии в социальных программах Церкви, об оказании помощи детским домам, приютам, богадельням, местам призрения и всем в них содержащимся, о поддержании лиц, оказавшихся в местах лишения свободы и исправлении их нравственности. Собраниями определяются таковые заведения, выбираются ответственные орденоносцы по каждому из них.
Одним из важнейших направлений в деятельности собраний является забота о воспитании подрастающего поколения в вере Христовой, любви к Святой Церкви. В связи с этим собрания делают все от них зависящее для преподавания основ православной веры в школах, лицеях, институтах и прочих учебных заведениях в соответствии со светским законодательством.
Собраниям вменяется в обязанность постоянная забота, попечение о благолепии и помощь в содержании не только общецерковных орденских храмов, указанных в статутах каждого ордена, но и епархиальных, если таковые будут учреждены решением епархиального архиерея.
Председателем собрания является епархиальный архиерей.