Митра (головной убор)

Повседневное облачение архиерея

В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..

На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.

У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.

Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.

У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.

Митра у православных[править | править код]

Греческая митра, 1715 год

Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос, Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в 1453 году. Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом. В первой половине XVII века и в Московской Руси, и у греков эта практика распространилась на всех архиеереев (ранее русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой).

В современной практике митру носят архиереи, архимандриты, а также женатые священники, которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги. Священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными. На митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима.

До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В Русской церкви до 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов. 29 ноября (10 декабря)  года произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Благовещенского собора Иоанна Иоанновича Памфилова. Однако до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостоивали игуменов крупных монастырей.

В современной Русской православной церкви архиерейская митра, как и в греческих церквах, увенчивается маленьким крестом. Эту митру на Великом входе диакон несёт впереди торжественного шествия церковно- и священнослужителей и через царские врата вносит в алтарь. Когда митру снимут с главы архиерея, то после этого её поставляют на святой престол на дальнем правом (юго-западном) углу. До 1989 года митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты; в конце декабря 1988 года Священный синод РПЦ установил обычай ношения митры, увенчанной крестом, для всего епископата. Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возведённый в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии также носит митру с крестом. В РПЦЗ кресты на митре появились только после «Акта о каноническом общении» (2007) и воссоединения с Московским Патриархатом.

Разновидностью православной митры является митра-корона, имеющая над нижним пояском зубчатый венец (как правило, из 12 лепестков). Митра-корона до XVIII века была основным типом митры.

1. Митра у православных

Исторически митра на Востоке символизировала императорскую власть: считается, что, как и саккос, Константинопольский патриарх начал использовать её в своём облачении после падения Константинополя в 1453 году. Более древнюю историю имеет практика использования митры Александрийским патриархом. В половине XVII века и в Московской Руси, и у греков эта практика распространилась на всех архиеереев ранее русские епископы носили архиерейскую шапку с опушкой.

В современной практике митру носят архиереи, архимандриты, а также женатые священники, которым право ношения митры дается в качестве награды за особые заслуги. Священники, награждённые правом ношения митры, называются митрофорными. На митре по бокам помещаются маленькие иконы — Иисуса Христа, Богоматери, Иоанна Предтечи и какого-либо святого или праздника; и одна икона наверху — Троицы или серафима.

До реформ патриарха Никона в Русской церкви использовались митры в форме полусферической шапки с меховой опушкой, которые сохранились по настоящее время у старообрядческих епископов. В Русской церкви до 1786 года митра была частью богослужебного облачения монашествующего духовенства — архимандритов и епископов. 29 ноября 10 декабря 1786 года произошёл первый в истории Православной церкви случай награждения митрой представителя белого духовенства. Тогда императрица Екатерина II пожаловала митрой своего духовника, протоиерея Благовещенского собора Иоанна Иоанновича Памфилова. Однако до 1917 года случаи награждения митрами представителей белого духовенства были крайне редки. Известны факты, когда правом ношения митры за богослужением удостоивали игуменов крупных монастырей.

В современной Русской православной церкви архиерейская митра, как и в греческих церквах, увенчивается маленьким крестом. Эту митру на Великом входе диакон несёт впереди торжественного шествия церковно- и священнослужителей и через царские врата вносит в алтарь. Когда митру снимут с главы архиерея, то после этого её поставляют на святой престол на дальнем правом юго-западном углу. До 1989 года митры, увенчанные крестом, носили только патриарх и митрополиты; в конце декабря 1988 года Священный синод РПЦ установил обычай ношения митры, увенчанной крестом, для всего епископата. Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме, возведённый в сан архимандрита, при служении в храмах Духовной миссии также носит митру с крестом.

Митра — головной убор старшего чёрного духовенства, но ею могут наградить протоиерея

Митра — головной убор священнослужителей. В переводе с греческого митра — головная повязка.

Символически этот предмет одежды напоминает о жертве и мучениях Иисуса Христа, так как намекает на терновый венец. Внешнее сходство искать не стоит: суть в том, что Спасителя с издёвкой «короновали» терновым венцом. Митра же — корона настоящая. Это нужно, чтобы продемонстрировать величие Иисуса Христа.


Терновый Венец

Венец из ветвей растения с шипами, который, согласно Евангелиям, был возложен на голову Иисуса Христа римскими воинами во время его поругания.

О возложении на Иисуса Христа венца из терна пишут три евангелиста:

«…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!»

О нём пишут трое евангелистов:

(Мф. 27:29)

(Мк. 15:17)

(Ин. 19:2)

Также митра в православии — образ золотых венцов, нужных для венчания праведников в Царстве Небесном.

Православная мирта с крестом — атрибут архиереев

В древности митра выступала как символ власти императора. Принято считать, что патриарх Константинополя стал носить митру после 1453 года. А Александрийский патриарх использовал митру в своём облачении ещё раньше.

Постепенно этот головной убор получил широкое распространение. В начале XVII века практически все православные архиереи носили на головах митру.

Мирта — атрибут одеяния высших священнослужителей

Сегодня митра — атрибут одеяния высших священнослужителей:

  • архиереев;
  • архимандритов;
  • представителей белого духовенства, получивших право ношения митры за определённые заслуги (они зовутся митрофорными).

В русской православной церкви не существует единого облика митры. Сверху обычно (но не всегда) имеется маленький крест (это нововведение 1988, раньше только митрополиты и патриарх имели такую деталь). Митра может отличаться, например, наличием икон на боках. Наиболее распространены следующие изображения:

  • Иисус Христос;
  • Пресвятая Богоматерь;
  • Иоанн Предтеча;
  • Троица;
  • Серафим (шестикрылый ангел).

До 1786 года право на ношение митры имели исключительно представители чёрного духовенства. Но затем её наградили протоиерея Иоанна Памфилова.

Сделала это сама Екатерина II, лично возложив драгоценный головной убор на его голову. Кстати, именно этот церковный деятель приложил максимум усилий, чтобы заменить слова «поп» и «протопоп» на «священник» и «протоиерей».

1786 — год, когда права ношения митры впервые удостоился протоиерей — Иоанн Памфилов.

Впоследствии белое духовенств миртами награждали — но редко.

Отношение к ношению митры с крестом в православном мире неоднозначно. Есть ряд поместных церквей, где такой головной убор дозволяется носить лишь предстоятелю. В дохалкидонских церквях.

Мирта с крестом — атрибут иподиаконов.

Также существует митра-корона с пояском из 12 зубчатых лепестков. Ещё два века назад именно такая митра была наиболее распространена.

Митра используется не только в православной церкви. В зависимости от традиций этот головной убор имеет массу разновидностей и несёт различные функции.

В сегодняшнем православии митра далеко ушла от своих прототипов, ведь она — высокая корона, никак не напоминающая чалму или кидар, чем когда-то являлась.

Одежда монаха малой схимы

В малой схиме облачение монаха состоит из хитона, парамана, рясы, мантии, клобука.

Принадлежностью облачения монашествующих малой и великой схимы является хитон. Это одежда из грубой ткани, которая носится под рясой. Символическое значение — вольная нищета и нестяжание.

Параман — квадратный плат, на котором изображен крест и написаны слова святого апостола Павла:

Параман носится на теле под одеждой при помощи четырех шнуров. Они пришиты по углам так, что на спине образуется четырёхугольник, а на груди — крест. Параман призван напоминать монаху о желании следовать за Христом:

В торжественных случаях монах носит мантию, представляющий собой длинный плащ без рукавов. Для верующих первых веков христианства такую одежду носили все, кто обращался к истинной вере и отказывался от званий и чинов языческого мира. Это было символом отречения от идольского служения, а также выражением смирения. Со временем мантия стала носиться только монашествующими. Святой Герман, патриарх Константинопольский (634-733), трактовал ношение мантии как знамение ангельских крыл.

Облачение священника

Важно отметить, что исходя из исторических данных, можно увидеть, что до начала 17 века в русской православной церкви не существовало специализированных и обязательных одеяние для представителей духовенства. В тот период времени для духовенства были характерны длинные одеяния, которые имели зеленый, фиолетовый или малиновый цвет, и в то же самое время покрой у них был идеальный и особенный

Вороты одеяния представителей духовенства в 17 века были отделаны специализированным бархатом или мехом.

Примерно в 18 веке нашего тысячелетия обыденная одежда приобрела совсем иной вид и стала более традиционной для русского населения. Со временем различные классы общества начали носить короткие одеяния, такие же, как в Европе именно в этот период времени одежда священнослужителей Русской православной церкви стала резко отличаться от обычной одежды мирского человека. Именно в 18 веке повседневная одежда представителей духовенства приобрела некое единообразие, и установился единый покрой, и цветовая гамма для каждого священнослужителя. Монахи в этот период времени начали облачаться в черные рясы и подрясники, хотя совсем недавно их одеяния были ярких и сочных тонов в особенности зелёного. Таким образом, в 18 веке представители духовенства судили разнообразную цветовую гамму до черного, белого и иных оттенков данных цветов именно с тех пор одежда представителей православной русской церкви имеет примерно, такой же вид, как в настоящее время.

Особую отрешенность от обычного мира символизирует одеяния монахов, которые именуется мантией или полием. Выглядит такое одеяние, как длинная безрукавка в виде накидки с застежкой на высоком вороте, которая имеет длину до самых пят и одевается поверх подрясника и рясы

Важно отметить, что если обратиться к историческим данным, можно увидеть, что первые христиане облачались в такую же одежду и тем самым образом, она свидетельствовала о том, что люди отказались, то есть отреклись от верования в язычество и перешли на сторону христианства. Испокон веков мантия или полей шились из наиболее простого текстильного материала, и символизировала отречение от языческого служения и приобретения православного христианского смирения

Именно поэтому спустя некоторое количество времени мантия стала особое принадлежностью каждого современного монаха. Некогда известный Святой Герман утверждал, что свободная не подпоясанная мантия является символом ангельских крыльев. Поэтому можно сказать смело о том, что мантия — это одеяние только лишь монахов, но не всех священнослужителей храмов, церквей или монастырей.

Не стоит также забывать о том, что представители монашества и духовенства в современном мире для ежедневного ношения используют современные головные уборы, которые называются скуфии. В древние времена такой головной убор представлял собой круглую шапочку, которая похожа на чашу, которая не имеет подставки. Испокон веков на территории Руси именно данным головным убором служители храмов, церквей и монастырей покрывали голову. В тот момент, когда священнослужителю даровали сан, ему в тот же самый момент выбривали волосы в виде некого круга, который именуется терновым венцом. Именно данные головной убор, скуфья помогает покрыть место, которое на Руси именовали, как гуменцо.

Митра у католиков и протестантов[править | править код]

Католическая митра

В католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. В соответствии с нормами права римско-католической церкви, митры могут носить только епископы либо священники-прелаты, обладающие «подлинной юрисдикцией» (лат. vera iurisdictio). Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» Павла VI, правом на ношение митры пользуются следующие прелаты, не имеющие епископского достоинства: легаты Римского понтифика, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию на территории, отделенной от какого бы то ни было диоцеза, апостольские администраторы, апостольские префекты и апостольские викарии. Ранее право на ношение митры и использование других знаков епископского достоинства (понтификалий) могло быть связано с титулом, не предполагающим юрисдикции, либо дароваться в виде особой привилегии.

Современная митра состоит из двух частей, с лобовой и затылочной частей головы, каждая из которых имеет завершение конической формы. Сзади к митре прикреплены две ленты, символизирующие Ветхий и Новый Завет. Исторически форма митры претерпела существенные изменения: в X веке она имела вид конической шапочки с острым завершением, к XII веку она приобрела вид короны с двумя заострениями с височных частей головы, а с конца XII века — со стороны лба и затылка. К XVII веку митра приобрела современную форму

В исторические времена у католиков было три типа митр:

  • простая митра (лат. mitra simplex) из белой шёлковой или льняной материи без каких-либо украшений;
  • драгоценная митра (лат. mitra pretiosa), украшенная золотым шитьём и драгоценными камнями;
  • золотая митра (лат. mitra auriphrygiata) из материи золотого цвета или из шёлковой материи белого цвета с золотой, серебряной или цветной вышивкой.

После реформ Второго Ватиканского собора остались два типа митр:

  • простая митра: белая у епископов, муарово-белая у кардиналов; носится в большинстве случаев;
  • украшенная митра: митра с золотым шитьём; носится по большим церковным праздникам.

Греко-католические иерархи, архимандриты, протоархимандриты и митрофорные протоиереи носят митры по форме такие же, как и употребляющиеся в православной церкви.

В старокатолических, англиканских и некоторых лютеранских церквах употребляются митры традиционной западной формы. Право носить митру в этих церквах принадлежит исключительно епископам.

Богослужебные облачения архиереев

Архиереи во время совершения богослужений облачаются в подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу и саккос (длинную верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. Облачение епископа имеет особую деталь — омофор (с греческого — «носимый на плечах»), очень широкую ленту, которая особо укладывается на плечах архиерея. Это знак высшего архиерейского служения.

Символически омофор указывает на заблудшую овцу, то есть людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы вернуть их Богу (Евангелие от Иоанна, 10:11). Епископы также имеют знак церковной власти — жезл. Он напоминает верующим, что все люди являются странниками на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ это пастырь, а верующие — агнцы Божьи, которыми он руководит.

Богослужебный головной убор архиерея — митра.

Военная форма

Русский гренадер митра.

В течение 18-го века (а в некоторых случаях и 19-го) солдаты, назначенные гренадерами в различных североевропейских армиях, носили митру (обычно называемую «митрой»), по очертаниям похожие на те, что носили западные епископы. Эта кепка, впервые принятая в 1680-х годах, носилась вместо обычной широкополой шляпы, чтобы не сбить головной убор, когда солдат бросил гранату . Ручная граната в своей примитивной форме устарела к середине 18 века, но гренадеры продолжали оставаться элитными войсками в большинстве европейских армий, обычно сохраняя митру в качестве отличия.

В военном отношении этот головной убор был в разных стилях. Прусский стиль имел конусообразную латунную или белую металлическую переднюю часть с тканевой задней частью с кружевной оплеткой; Русский стиль изначально состоял из высокой латунной пластины поверх кожаной фуражки с козырьком сзади, хотя впоследствии была принята немецкая модель. В британском стиле — обычно называемом просто «гренадерская фуражка» вместо митры — была высокая тканевая передняя часть с сложной полковой вышивкой впереди покатой красной спинки с белой подкладкой. Некоторые немецкие и русские стрелковые полки также носили митру с латунной передней пластиной меньшего размера.

К концу 18 — го века, в связи с изменениями в военной моде, митра была в основном уступила медвежью или была заменена стандартной пехотной треуголкой или Bicorn . Британская армия сделала это изменение в 1765 году, а прусская армия — в 1790 году. Однако все русские гренадеры продолжали носить митры до 1805 года, даже когда они находились на действительной службе.

Митра в ее классической форме с металлическим фасадом 18-го века сохранилась как предмет парадной парадной одежды в прусских полках Лейб-Гренадер № 1 и 1-го гвардейского полка цу Фусс , а также в российском Павловском полке до Первой мировой войны.

Повседневное облачение архиерея

В Русской Православной Церкви архиереи в зависимости от своего звания имеют особенные элементы в одежде и головных уборах..

На черной мантии епископов нашиты белые и красные ленты и «скрижали» (четырехугольные платы, пришитые спереди). Эти ленты являются символом евангельского учения, благодать которого исходит во время проповеди архиерея (преемника апостолов). «Скрижали» — это символ Нового и Ветхого Завета. Головным убором служит черный простой клобук с наметкой.

У архиепископов (наиболее заслуженных епископов) мантия фиолетового цвета, с нашитыми лентами и «скрижалями». На черном клобуке с наметкой имеется маленький крест.

Для митрополита (епископа, руководящего митрополией) предназначена голубая мантия с лентами и «скрижалями». Головной убор — белый клобук с наметкой и крестом.

У Патриарха (главного епископа Поместной Церкви) зелёная мантия и белый клобук особой формы с образами серафимов, который называется куколь (в переводе с латинского — «капюшон»). Этот головной убор своим цветом символизирует чистоту помыслов.

Богослужебные облачения архиереев

Архиереи во время совершения богослужений облачаются в подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палицу и саккос (длинную верхнюю одежду без рукавов). Саккос символически напоминает о царском достоинстве Иисуса Христа. Облачение епископа имеет особую деталь — омофор (с греческого — «носимый на плечах»), очень широкую ленту, которая особо укладывается на плечах архиерея. Это знак высшего архиерейского служения.

Символически омофор указывает на заблудшую овцу, то есть людей, которых Иисус, как добрый пастырь, «взял» на свои плечи, чтобы вернуть их Богу (Евангелие от Иоанна, 10:11). Епископы также имеют знак церковной власти — жезл. Он напоминает верующим, что все люди являются странниками на земле. Жезл также является атрибутом пастыря: по примеру Христа епископ это пастырь, а верующие — агнцы Божьи, которыми он руководит.

Богослужебный головной убор архиерея — митра.

Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное

Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.

Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.

В некоторых монастырях РПЦ насчитывается до 6 ступеней подготовки к ангельскому образу.

Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.

Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.

Постриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук

Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:

  1. Трудник или трудница. Это человек, проживающий в монастыре и работающий в нём «во славу Божью. Цели принятия монашества они не имеют, поэтому одеяние монашествующих не носят, но должны на территории монастыря находиться в простой, скромной одежде.
  2. Послушник или послушница. Это трудник, прошедший послушания в монастыре. Он получает благословение на ношение подрясника и скуфейки. Женщины могут носить черный платок, который закрывает лоб. Имя у трудника остаётся мирское, если же трудник — семинарист или приходской пономарь, то он принимается в монастырь в чине послушника.
  3. Рясофорный послушник или же послушница. Для этой степени монашества даётся благословение носить следующие иноческие одежды: ряса, камилавка или иногда клобук, чётки, для женщин — скуфья и апостольник.

Почему мужчины в церкви снимают головной убор

В православной церкви нет прямого запрета на ношение мирянами головного убора в храме. Скорее, мужчины, снимающие шапки и шляпы при входе в церковь, отдают дань древней традиции. Основана она на послании к коринфянам Апостола Павла. Согласно нему, мужчины не должны покрывать свои головы, так как они являются образом и славой Божией. Женщины же являются славой своих мужчин, поэтому они, наоборот, должны прикрывать голову в храме.

А у православных священников ношение головных уборов регулируется особыми правилами Устава. Во время служб головной убор должен находиться на голове священника практически постоянно.

Головной убор епископа: повседневный вариант

К повседневным головным уборам православного духовенства относится скуфья. В переводе с греческого это слово означает «чаша». Она представляет собой небольшую мягкую остроконечную шапочку, складки которой формируют изображение креста. Для епископов на скуфью черного цвета нашивается дополнительно крест.

Клобук в переводе с тюркского языка означает «колпак». Этот черный головной убор является атрибутом монашеского облачения. Клобук — цилиндрическая шапка с обрезанными краями (она же называется камилавкой) с прикрепленным к нему покрывалом, которое имеет три длинных конца («наметки»). Это «шлем спасения» и «покрывало послушания», как сказано в чинопоследовании монашеского пострига. Свою современную форму клобук приобрел в 17 веке сначала в Греческой Православной Церкви. Затем получил распространение и в Русской Церкви. До этого времени он имел сферическую форму.

Также клобук является головным убором для епископов и носится вне богослужений. У митрополитов клобук белый с нашитым крестом. Для епископов и архиепископов он черного цвета.

Клобук, сохранивший полусферическую форму, с нашитыми крестом и изображениями серафимов является внебогослужебным головным убором патриарха.

Каждой вещи – свой символ

В одеянии священника каждой вещи придаётся отдельный смысл. Например, хитон-власяница, в который облачаются монахи-схимники, символизирует нестяжание и во время пострига называется «хитоном вольной нищеты».

Подобие хитона – стихарь носят алтарники, чтецы и пономари; стихарь является символом ангельской чистоты и радости.

Дьякон облачается в стихарь и надевает орарь, означающую крылья ангела – длинную полосу материи с крестами и вышивкой «Свят, Свят, Свят». Считается, что орарь появился из полотенца-убруса, которым иудеи подавали знак говорить «Аминь».

Одежда священника – это мужское длинное платье до пят – подрясник бывает разных покроев – с запахом или на пуговицах. Это единственное облачение, которое священник может надевать вне храма. Сверху на подрясник надевают рясу – просторное черное облачение с длинными рукавами – ниже ладоней. Крест, который священники носят поверх одежды, должен напоминать им о том, что каждый христианин должен исповедовать Христа перед всеми.

Во время Литургии священник надевает подризник, который имеет тот же смысл, что и стихарь.

На подризник снадевается фелонь или риза – длинная, широкая одежда без рукавов, с твердыми и высокими оплечьями, которая означает верность Богу и багряницу, которую одели на Спасителя во время Его страданий. Известно, что фелонь носил уже апостол Павел.

Остальные облачения священник надевает поверх фелони. Это поручи – нарукавники, которые стягиваются шнурками, символизирующими узы Христа; епитрахиль – длинная полоса материи с шестью крестами вокруг шеи, символизирует служение Христу; пояс, символизирующий готовность служения; набедренник, являющийся знаком духовного меча – вооружения священника, который представляет собой прямоугольный плат с крестом. Он указывает на Евангелие, и его носят там же, где ранее воины носили меч.

В Русской Православной Церкви священнослужители имеют право носить одежды золотого, белого, красного, голубого, пурпурного, черного и зеленого цвета – в зависимости от совершаемого богослужения и церковного календаря. Символика цвета считается не устоявшейся и различается в Русской православной церкви в России и за рубежом.

Этимология

μίτρα, Митра ( Ionic μίτρη, mítrē ) является греческий , а значит , кусок брони, обычно металлический охранник носить вокруг талии и под панцирь , как уже упоминалось в Homer «s Илиады . В более поздних стихах оно использовалось для обозначения повязки на голову, которую женщины использовали для прически; и своего рода формальный вавилонский головной убор, упомянутый Геродотом ( Истории 1.195 и 7.90). Это также относится к разновидности повязки для волос, такой как: глава победителя на играх; повязка на голову и знак звания при дворе Птолемеев; восточный головной убор, возможно, что-то вроде тюрбана и т. д. в знак женственности, диадема; головной убор жреца Геракла ; головной убор еврейского первосвященника и др.

Эволюция митры, из Католической энциклопедии (1913 г.)

Повседневная одежда священнослужителей

Вне зависимости от степени священства все священнослужители в общественных местах носят одинаковую одежду. Для белого духовенства (женатого) это подрясник и ряса. Подрясник — неброского цвета длинная, практически до земли, рубаха с узкими рукавами. Ряса — длинная, до земли, верхняя одежда с широкими рукавами, преимущественно черного цвета. Однако цвет церковным уставом строго не оговорен. Головным убором служит скуфья, небольшая суконная или бархатная шапочка черного цвета (для заслуженных священников — фиолетового). 

Для черного духовенства (монашествующих) установлено ношение такой же одежды, как и для белого духовенства. Единственным отличием для них является ношение в торжественных случаях мантии (длинного плаща без рукавов). Головным убором служит клобук с наметкой (покрывалом).

У священников обязательным является ношение наперсного креста поверх одежды. Для епископов предусмотрено дополнительное ношение панагии (небольшой украшенной иконки на цепочке).

Одежда монаха великой схимы

Монашеская одежда великой схимы состоит из хитона, аналава, рясы, мантии, куколя.

Вместо парамана у монахов великой схимы в облачении имеется небольшой четырехугольный плат со шнурами, на котором изображены страсти Господни. Это аналав. Первоначально его практическим значением было стягивание одежды монаха, чтобы она не мешала во время работы. Аналав знаменует полную смерть для мира и всего мирского.

Головном убором схимонаха является куколь. Он имеет форму остроконечного капюшона, у которого две длинные полосы материи закрывают спину и грудь. Для схимонаха куколь черного цвета. На нем изображены кресты, серафимы и текст Трисвятого.

Литургическое облачение

Для службы в соборе или церкви головной убор Папы Римского называется митрой или инфулой. Она также имеется у протестантов и в православии. Традиционная современная католическая митра надевается не прямо на голову, а на пилеолус и состоит из двух частей, которые вверху сходятся в конус над лбом и затылком. Сзади к ней прикрепляются две ленты, которые являются символом Ветхого и Нового завета. Митра понтифика (она обычно у него не одна) украшена настоящими драгоценными камнями и великолепной золотой вышивкой по белому фону.

Интересный факт. Митральный клапан человеческого сердца, который расположен между левым желудочком и левым предсердием, назван так из-за его сходства по форме с митрами. Андреас Весалиус отметил поразительное сходство между ними при выполнении анатомических вскрытий в шестнадцатом веке.

Подрясник и ряса — основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней

Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.

Подрясник — нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится

Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.

Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.

На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.

Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.

Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.

«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока

В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.

При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector