Кто такой протоиерей в православной церкви?
Содержание:
- От чего зависят зарплаты работников церкви
- Протоиерей в церковной иерархии
- Деление на белое и черное духовенство
- Как стать священником: последовательность действий
- Я был немецким протестантом
- Возрастные ограничения
- Где и сколько учат на священника
- Приход зарабатывает пожертвованиями и личными инициативами
- Хиротония
- Путь к священству.
- Почему становятся священниками?
- Искушения и соблазны в профессиональной деятельности
- Кто не может быть священником
- Кто посредник?
- «После принятия сана вступать в брак запрещено»
От чего зависят зарплаты работников церкви
В распоряжении прихода имеются только те средства, которые пожертвовали прихожане. Причем пожертвования — это не только те деньги, которые попадают в специальные урны, но и средства, которыми верующие расплачиваются за свечи, требы, крестики и религиозную литературу — словом, за все, что можно отыскать в церковной лавке. Причем «цены», то есть рекомендуемая величина пожертвований за свечи, записки и все прочие «товары», определяется настоятелем конкретного храма.
И само собой, такой доход не может быть постоянным: по большим православным праздникам, например, на Пасху или Рождество, сумма пожертвований возрастает в несколько раз, а летом, когда основная масса прихожан, которую составляют пенсионеры, разъезжаются по дачам, существенно падает. Кроме того, итоговая сумма зависит и от местоположения прихода. Так, если храм расположен в деревне с парами сотен жителей, доход может не достигать и 10 тысяч рублей, а вот в крупных приходах Москвы их величина измеряется миллионами рублей.
При этом на зарплаты и налоги церковь обычно тратит порядка 40% пожертвований. Каких-то определенных окладов для свечниц, уборщиц, звонарей и священников не существует — все зависит от дохода прихода и желания настоятеля. Как правило, работнику, который трудится на полной ставке, устанавливают оклад не ниже прожиточного минимума.
Протоиерей в церковной иерархии
В Православной церкви существует три ступени иерархии священнослужителей. Представитель каждой ступени имеет разные обязанности как во время службы, так и в Церковной жизни.
Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем
Диаконы относятся к первой и самой низшей ступени. Эти священнослужители помогают священнику или епископу совершать богослужения. Их голоса служат своеобразным украшением во время службы: основное предназначение диакона — красивое провозглашение молитв и пение. Тем не менее у диакона нет благодати для совершения семи церковных таинств. Следовательно, совершать Литургию в одиночку он не имеет права.
На второй ступени священнослужителей находятся священники. Это люди, которые могут совершать шесть таинств. В Православной церкви их называют иереями или протоиереями. С греческого языка слово «иерей» переводится как священник.
Внимание! Протоиереями стают те священники, которые на протяжении многих лет безукоризненно служат Христу и Его Церкви. Эта своеобразная награда за труды, которая дает небольшие преимущества над простыми иереями
Как уже было сказано ранее, в Русской православной церкви задача священника — совершать богослужения, миропомазание, крещение, соборование, венчание, исповедь и причастие. Священника от диакона отличает облачение. Священники надевают фелонь или ризу, и епитрахиль (длинная лента, которая огибает шею). Вне службы священник может носить рясу или подрясник (длинная, темная одежда с узкими или широкими рукавами) с наперсным крестом поверх. Вне храма священник может носить обычную одежду.
Последней и высшей ступенью является епископство. Епископы могут посвящать остальных в диаконы и священники. В Православной церкви епископами могут стать только монахи.
Важно! После рукоположения (хиротонии) во диакона, священнослужитель не имеет права жениться. В противном случае такой человек будет запрещен в служении и его лишат сана
Деление на белое и черное духовенство
На последнем курсе семинарии студент должен сделать самый ответственный выбор. Он обязан определиться, к какому духовенству он будет относиться: к белому или черному. Следует отметить, что в будущем этого решения уже не изменить.
Суть белого духовенства заключается в том, что священник оставляет за собой право жениться. Сделать это он сможет лишь один раз в жизни. При этом существует ряд определенных критериев, которые ограничивают круг его потенциальных партнерш. Но куда важнее то, что белый священник не может продвинуться в сане дальше протоиерея.
Чего нельзя сказать о черном духовенстве – его приверженцы способны дослужиться до звания епископа и выше. Поэтому на этой стадии человеку придется выбирать между возможностью создать семью и высшим духовным саном.
Как стать священником: последовательность действий
Как стать священником в России? Желающий принять священный сан должен подать особое прошение архиерею епархии. К этому прошению прилагается ряд документов. Это рекомендация духовника и благочинного, автобиография соискателя. Также прилагаются свидетельства о крещении и венчании (если женатый), справки об образовании и с места жительства. Помимо этого необходимы медицинская справка по форме № 286, справки из психоневрологического, кожно-венерологического, туберкулезного диспансеров. Прилагаются копии всех листов паспорта (при наличии жены — ее паспорта), копия свидетельства о браке.
Для монашествующего нужно предоставить удостоверение о постриге. Также следует заполнить анкету.
Решение о рукоположении принимается во время очередного заседания Епархиального Совета в присутствии кандидата. В процессе беседы определяется степень готовности кандидата принять священный сан. Если Епархиальный Совет одобрил кандидата в священники, то его направляют на исповедь к епархиальному духовнику. Только после этого архиереем принимается окончательное решение о рукоположении. Для ставленника производится письменный опрос, после чего им приносится ставленническая присяга. Происходит целование креста и Евангелия. Присяга заверяется подписью правящего архиерея. После этого назначается дата и время совершения чина хиротонии.
Я был немецким протестантом
Иерей Фома Диц (Thomas Ditz), г. Москва
Внутренний зов к священству я почувствовал, когда мне было 18-19 лет. Но потом этот призыв был забыт: совсем другие планы на жизнь, учеба на архитектора… К тому же я принадлежал к протестантизму (мои родители лютеране, это наравне с католичеством традиционная для немцев вера), а у протестантов нет священства.
Когда я в молодости решил перейти в католичество, там меня отвращал от идеи священства целибат: я всегда чувствовал, что мой путь — путь семейный.
Тем не менее призвание к священству обновилось, и я поступил в католическую семинарию. Но уверенность, что я смогу завершить начатое, длилась недолго: всего год или два. Потом наступил внутренний кризис. Мне стало ясно, что это не мой путь, что это будет в ущерб моему духовному состоянию, и, будем говорить прямо, приведет меня к тяжелому душевному расстройству — настолько я был не в ладу с самим собой. Я доучивался, не зная, что меня ждет. Остался из тех соображений, что руководство семинарии понимает, что для меня лучше. Духовник меня вел, но внутри зрел очень серьезный конфликт.
Священство — призвание от Бога, оно действительно неотвратимо, если человек молится, живет духовной жизнью, настраивает свои органы чувств, чтобы слышать волю Божью.
Учась в католической семинарии, я стал углубляться в православие, и чем больше узнавал о нем, тем больше понимал его истинность и его отличие от католицизма, хотя католики считают, что нет никакой существенной разницы между нами. А когда я окончательно принял православие, то почувствовал, что мое желание стать священником никуда не исчезло, а наоборот, вдруг стало возможным. Когда я узнал о жизни Православной Церкви в Советском Союзе в условиях гонений, стал интересоваться всем, что связано с Россией. И так решил ехать сюда изучать богословие. Преградой был только язык моей Церкви — русский язык, неродной для меня. И возраст: в 40 лет уже не так просто учиться, постигать и сложную византийскую Литургию, мир славянских языков.
Бог ввел меня в такие условия и обстоятельства, что стало возможным осуществление моего давнего призвания. Я почувствовал, что теперь, став православным священником, я нашел свой путь. И это обязывает меня трудиться для единой святой апостольской Церкви, реально существующей в Православии.
Иерей Глеб ГОЗОВСКИЙ
Возрастные ограничения
Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: «Можно ли в этом случае стать священником?»
Вариантом для таких людей может стать заочное обучение в духовной академии – там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.
В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.
Где и сколько учат на священника
Для того, чтобы стать священником в России, духовную семинарию. Обучение длится 4-5 лет, сроки зависят от учебного заведения. После окончания семинарии новоиспеченные священнослужители поступают в распоряжение Церковных Патриархатов Русской Православной Церкви и распределяются по приходам.
Высшее церковное образование делится на два этапа: бакалавриат и магистратуру. Для того, чтобы закончить первую ступень, нужно учиться 4 года. Вторая ступень духовного образования длится 2 года.
Магистратура приравнивается к академическому образованию и возможна только при окончании бакалавриата, то есть семинарии. Духовных в России много, можно выбрать из большого количества учебных заведений то, которое абитуриенту ближе по расположению и духу.
Семинарии есть в Москве, Санкт-Петербурге, средней полосе России, а также за Уралом и на Дальнем Востоке. Программы обучения в русских духовных семинариях позволяют получить качественное и бесплатное для духовное образование.
Существуют в семинариях и заочные формы обучения. Учатся таким образом 5 лет, существуют ежегодные пожертвования на обучение в размере 4 тысяч рублей и плата за проживание на период сессий.
Приход зарабатывает пожертвованиями и личными инициативами
У прихода есть несколько способов пополнить свой капитал:
Пожертвования. Это добровольные взносы, которые делают прихожане просто так или за определённые услуги и товары (требы, свечи, книги, иконы).
Торговля. О ней уже говорили выше: порицается, но это одна из главных статей дохода церкви.
Сборы. Иногда, обычно на праздники, священник может объявить, что приходу нужно денег на те или иные нужды. Не случается такого, чтобы среди людей не нашлось тех, кто даст сто или пятьсот рублей.
Спонсоры. Случается, что находятся богатые люди или организации, которые просто так соглашаются помочь церкви материально. Не всегда это именно финансы, бывает, что строительными материалами или ещё чем. Но это довольно распространённая практика. Когда человек достаточно богат, чтобы безболезненно для себя расстаться с существенной для прихода суммой, такие ситуации нет-нет и происходят.
Иногда священник сам может объявить прихожанам, что приход нуждается в финансах
Именные кирпичи. Это когда на кирпичах пишут имена тех, кто внёс некоторое пожертвование на ремонт или строительство храма. Такая практика обычно встречается при возведении здания. Люди хотят стать сопричастными к созданию святыни. При ремонтных работах интерес у людей уже не столь велик.
Предпринимательство вне церкви. У церкви есть законное право вести коммерческую деятельность, но только для своих нужд: ремонт, реставрация, благотворительность. К примеру, один батюшка торговал молоком и зарабатывал больше, чем на свечках. Доход облагается налогом, но всё же это уже что-то.
Экономия. Во многом священнику помогают прихожане. Если есть люди инициативные, с головой и руками, то они и ремонт способны обеспечить и скидку выбить, где потребуется.
Хиротония
Хиротония происходит только во время Литургии в присутствии всех молящихся. Не совершается хиротония на Литургии Преждеосвященных Даров. Причина — отсутствие на ней Евхаристического Канона, который является обязательным условием для новопоставленного иерея.
Рукоположение в священство совершается следующим образом.
В установленный момент службы ставленника выводят на середину храма. Диакон или протодиакон (старший диакон) спрашивает согласие на его рукоположение у прихожан, у духовенства и у рукополагающего архиерея. После получения согласия ставленника заводят в алтарь и трижды обводят вокруг престола. При этом поются те же песнопения, что и во время венчания, когда брачующихся обводят вокруг аналоя. Это символизирует заключение особого союза священнослужителя и Церкви. Ставленником склоняется голова, которую архиерей покрывает краем омофора. Это свидетельствует о совершении таинства Самим Богом. Поверх омофора архиерей возлагает свои руки и произносит молитву. Так происходит призывание на рукополагаемого Божественной благодати.
Затем совершается поочередно надевание на новопоставленного священнослужителя всех элементов облачения, которые подобают его сану. Это происходит при пении хора, как бы от лица всего народа. Поется «Аксиос», что означает «Достоин».
По окончании чина рукоположения каждому священнику выдается так называемая ставленническая грамота. Она представляет собой свидетельство, подтверждающее законность рукоположения. Также новопоставленный получает указ с обозначением места его служения. В документе называется конкретный храм или монастырь для совершения дальнейшего служения. Помимо этого священнослужитель получает специальное удостоверение.
Путь к священству.
Для того, как стать священником, необходимо готовиться, многое знать о себе, о своей вере. Давайте разберем, какие «ступени карьерной лестницы» могут ожидать и готовятся перед будущими и действующими священнослужителями. Священнослужители различаются по степени доступных священств для них:
1. Диакон. Этот священнослужитель может служить при проведении различных таинств;
2. Священник. Священнослужитель данного «уровня» может совершать таинства, т.е. проводить их;
3. Епископ. Высшая стадия священности, священнослужитель может не только проводить службы и таинства, но и посвящать желающих и готовых к проведению таинств.
Чтобы стать священнослужителем, необходимо окончить семинарию. Поступить туда не так легко, как может показаться. Вот что предстоит, чтобы стать студентом семинарии:
– быть мужчиной старше 18 и моложе 35 лет,
– иметь минимальное образование (т.е. среднее),
– быть не женатым или иметь первый брак,
– получить рекомендацию епископа или священника прихода,
– сдать устно экзамены по истории Библии (Ветхий и Новый Завет), общецерковной и Русской Православной истории, Катехизису и Церковному уставу,
– письменно сдать изложение на церковную историческую тему или на библейскую тему,
– ответить на дополнительные вопросы приемной комиссии (могут проверить умеете ли вы читать Псалтирь, знаете ли молитвы, песнопения и есть ли у вас музыкальный слух).
Сдача экзаменов начинается в августе, а обучение как обычно с 1 сентября. Учиться необходимо не больше, чем в простом учебном заведении – 5 лет. Кроме того, студенты семинарии получают стипендию, а иногородние и неженатые получают комнату в общежитии и питание.
Через 5 лет обучения в семинарии выпускник приезжает в епархию, где совершается распределение бывших студентов по приходам
Важно вот еще что: лучше всего будущему священнослужителю сразу определиться станет ли он монахом или женится. Путей развития событий всего три:
– принятие монашеского пострига,
– женитьба (один раз на всю жизнь!) до принятия сана,
– отказ от пострига, неготовность к женитьбе и отложение принятия сана (целибат).
Как только духовный сан будет принят, поменять его будет невозможно! Потому стоит определиться с решением как можно раньше, и если не хочется, то жену стоит найти во время обучения в семинарии. Это не очень сложно, т.к. найти невесту можно, например, в духовном хоре, на православном сайте или форуме и т.д.
Почему становятся священниками?
Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.
В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.
Искушения и соблазны в профессиональной деятельности
Очевидно,
что христианину придется сталкиваться с некоторыми трудностями на мирской работе. Мы не говорим о явно греховных
занятиях, связанных с преступностью или ростовщичеством. Но правила благочестия
далеко не всегда совпадают мирскими требованиями. Некоторые компании, к
примеру, могут устанавливать запрет на ношение бороды или устраивать
обязательные для посещения «корпоративы» во время постов. Некоторые предприятия
имеют столовые для сотрудников, но меню там не имеет постных блюд, и при этом
запрещено приносить пищу с собой. Все это искушения, которые можно условно
назвать внешними. Но есть и более серьезные. Это коррупция и взяточничество,
нечестность, обман, воровство, служение политическим или классовым интересам
вопреки нравственным нормам и многое другое. Нечто подобное может иметь место и
в церковных организациях, идеализировать не следует.
В любом
случае, где бы человек ни работал и чем бы ни занимался, везде необходимы
мужество и мудрость, чтобы карьера не препятствовала спасению души. Ибо какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8, 36). А опыт святых
показывает, что среди них были и простые крестьяне, и чиновники, и солдаты, и
военачальники, и ремесленники, и предприниматели, и священнослужители, и
простые рабочие.
Кто не может быть священником
Препятствиями к принятию священства являются отречение от Христа или принятие крещения под давлением внешних обстоятельств, а не по вере (Правило Неокесарийского собора, 12) Например, если крещение принято во время болезни из страха смерти. Не могут стать священниками кандидаты, не имеющие знаний о православном вероучении. Не посвящаются в священники христиане, совершившие прежде тяжкие грехи. К ним относятся убийство, воровство, святотатство, блуд и прочее.
Согласно Церковным Канонам, запрещается совершать чин рукоположения над христианином, если тот после крещения вступал в брак более одного раза или имел внебрачные отношения. Причиной отказа ставленнику в принятии священства могут быть и обязанности перед государством. Так священнослужитель не может совмещать свое служение с работой в органах государственного или административного управления. Равно как и с воинской службой.
Согласно Проекту «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» от 2017 года, священникам запрещается профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях. А также служба в муниципальных органах власти. Запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым. Недопустимо быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения, например, в игорных домах, казино, барах. Запретным для священников является профессиональное занятие спортом, а также деятельность актеров, танцоров, певцов. Нельзя заниматься врачебной и ветеринарной деятельностью, связанной с пролитием крови.
Следует отметить, что могут допускаться некоторые исключения ввиду выдающихся качеств кандидата. Абсолютно обязательными в Православии выполнение двух условий. Священнослужитель должен быть членом Православной Церкви и мужчиной.
Утверждение кандидата в сан диакона и священника совершает епархиальный архиерей и епархиальный совет.
Кто посредник?
— Владыка, для чего существует священство? Почему нужны посредники в общении между человеком и Богом?
— Представление о том, что священник – это посредник в общении между Богом и человеком, в корне ошибочно. Кого мы называем посредником в обычной жизни? Того, кто находится посередине. Посредник – тот, через кого передается что-то. Если два человека общаются через посредника, то между ними отсутствует личный контакт. И если считать священника «посредником», это будет означать, что лично с Богом мы не общаемся. А ведь Новый Завет проникнут обратным ощущением, порой просто непостижимой близостью Господа к людям. Это книга о теснейшем общении Бога с человеком, книга о Богочеловечестве!
— Что же тогда священство?
— Давайте откроем Новый Завет. Мы видим, что для несения особой миссии Господь Иисус Христос избрал только 12 апостолов (в переводе с греческого — «посланников»). Они несут всему человечеству весть о том, что мир спасен во Христе, проповедуют Царство Божие, пришедшее в силе. Они вначале распространяли веру, а затем укрепляли ее среди новообращенных христиан. Без этой миссии христианство было бы просто невозможно. В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? (Рим. 10: 14–15). Эти слова как раз и говорят о рождении Церкви: Господь посылает апостолов, они проповедуют всему миру, и в результате люди принимают Христа как своего Спасителя. Таким образом, с самого начала христианства Господь Иисус Христос установил среди Своих последователей особый институт — институт апостолов.
— А как возник институт священства?
— В Новом Завете ясно зафиксированы моменты, когда апостолы начинают назначать для руководства общинами епископов и пресвитеров. Так, в Книге Деяний говорится, что апостолы Павел и Варнава рукоположили пресвитеров к каждой церкви (Деян. 14: 23). Несколькими главами раньше повествуется об избрании семи диаконов для поддержания порядка и справедливости при ежедневном раздаянии потребностей (см.: Деян. 6: 1–6). Эти священнические степени существуют до сего дня. Задача епископа и священника, как мы ясно видим в Писании, состоит в том, чтобы руководить общинами, учить христиан истинам веры и помогать им идти по пути духовного совершенствования. Обычно священника называют пастырем. Это означает, что он и возглавляемая им паства идут в одном направлении. Поэтому на него возлагается особая ответственность за общину.
— При знакомстве с церковной иерархией становится очевидно, что по своей сложности она не уступает «табели о рангах» в армии. Как с этим разобраться непосвященному?
— На самом деле, как я уже сказал, существует лишь три степени священства: диакон, священник и епископ. Диакон (в переводе с греческого — «служитель») лишь помогает при совершении богослужений, но самостоятельно не имеет права совершать таинства. Если он состоит в монашеском чине, его называют иеродиаконом, а принявший постриг в схиму именуется схииеродиаконом. Старший диакон в женатом духовенстве называется протодиаконом (первым диаконом), а в монашестве – архидиаконом (старшим диаконом).
Вторая степень священства – пресвитер (в переводе с греческого — «старейшина»). Его еще называют священником, или иереем. Он может совершать все таинства, кроме рукоположения. Пресвитер, состоящий в монашестве, именуется иеромонахом, а принявший схиму – схииеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями и протопресвитерами (первыми священниками). Старшие из монахов-священников именуются игуменами и архимандритами. Игумены и архимандриты обычно руководят монастырями.
Третья (высшая) степень священства – епископ (в переводе с греческого — «надзиратель»). Он имеет право совершать все семь таинств. Епископов еще называют архиереями или иерархами. Они возглавляют большие церковные округа (епархии). В состав епархии может входить от нескольких десятков до нескольких сотен храмов. Епископы могут управлять и объединениями епархий, которые обычно именуются митрополичьими округами. Соответственно, такой епископ именуется митрополитом. Епископ, возглавляющий Поместную Церковь, может носить титул архиепископа, митрополита или патриарха.
«После принятия сана вступать в брак запрещено»
— Многие думают, что выпускник семинарии становится священником автоматически. Как совершается Таинство Священства?
— Рукоположение во все три степени священства совершается только во время Божественной литургии. Священника и диакона рукополагает епископ. А рукоположение епископа могут совершить не менее двух епископов. Единолично один епископ не может рукоположить другого — это запрещено каноническими правилами.
— С чем связан этот запрет?
— Прежде всего, с соборной природой Церкви. Священник и диакон получают свои полномочия от епископа. Рукополагая диакона или священника, епископ делегирует ему часть своих полномочий в сфере богослужения и совершения таинств. Диакон и священник подчинены власти епископа, в епархии которого они служат. Но между епископами каноны устанавливают совсем иные отношения. Епископы равны между собой. Высшая власть в Церкви — Собор епископов, который является наследником апостольского Собора. Поэтому избрание и рукоположение нового епископа должно совершаться только Собором епископов. В практике Украинской Православной Церкви избрание нового епископа осуществляется Священным Синодом. Рукоположения новых епископов происходят в торжественной обстановке, на Литургии.
— Как происходит само Таинство? Что в нем является главным?
— Главный момент Таинства – возложение рук, во время которого читается особая молитва. Когда происходит рукоположение диакона и пресвитера, то руки на него возлагает епископ, в епархии которого он будет служить. Когда же рукополагают епископа, то ему на главу возлагают раскрытую книгу Евангелия, а руки на него возлагают все епископы, которые присутствуют на богослужении.
— А кто вообще может быть рукоположен в священный сан? Какие требования предъявляются к будущему священнику?
— В Православной Церкви к священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно. Нельзя быть рукоположенным сразу в пресвитера, миновав степень диакона. И, соответственно, нельзя стать епископом, если ты до этого не был пресвитером. В диаконы или в священники могут быть рукоположены как женатые, так и безбрачные кандидаты. Однако в брак они должны вступить еще до рукоположения.
После принятия сана вступать в брак запрещено. А вот в епископы могут быть рукоположены кандидаты только из числа монашествующих. Существует и возрастной ценз. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста, а в епископы — не ранее 30-летнего.
Очень важно, чтобы кандидат в священство был укоренен в традиции церковной жизни. Канонические правила не разрешают рукополагать новообращенных
Ведь священник должен помогать своим прихожанам войти в полноту церковной жизни. Едва ли такую задачу сможет выполнить тот, кто сам еще не вполне усвоил церковную традицию. Также нужно иметь необходимые знания и высокие нравственные качества.