Наперсный крест

Содержание:

Протестантская практика

В последние годы протестантские церкви вернулись к более традиционной церемониальной одежде из католической , православной или англиканской традиции. Наперсные кресты носят священнослужители многих конфессий, в основном лютеранства , епископ или пастор, а иногда и певчие или литургические помощники других конфессий. Вообще говоря, только прелаты будут носить золотой крест, подвешенный на цепочке, в церемониальных одеждах или в костюме в левом кармане над сердцем. Духовенство, не являющееся епископом, обычно носит серебряный крест, подвешенный на шнурке (обычно черный). В некоторых номиналах цвет шнура относится к определенному положению, занимаемому в этом номинале.

Епископ Strängnäs Thure Annerstedt носит нагрудный крест образца, используемого в церкви Швеции

Церковь Швеции

В церкви Швеции наперсные кресты были повторно введены для епископов в 1805 году королем Густавом IV Адольфом . Модель 1805 года используется до сих пор. Епископы носят простой латинский золотой крест, подвешенный на золотой цепочке. Архиепископ Уппсалы использует ту же модель с добавлением золотых лучей в углах креста.

Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное

Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.

Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.

В некоторых монастырях РПЦ насчитывается до 6 ступеней подготовки к ангельскому образу.

Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.

Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.

Постриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук

Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:

  1. Трудник или трудница. Это человек, проживающий в монастыре и работающий в нём «во славу Божью. Цели принятия монашества они не имеют, поэтому одеяние монашествующих не носят, но должны на территории монастыря находиться в простой, скромной одежде.
  2. Послушник или послушница. Это трудник, прошедший послушания в монастыре. Он получает благословение на ношение подрясника и скуфейки. Женщины могут носить черный платок, который закрывает лоб. Имя у трудника остаётся мирское, если же трудник — семинарист или приходской пономарь, то он принимается в монастырь в чине послушника.
  3. Рясофорный послушник или же послушница. Для этой степени монашества даётся благословение носить следующие иноческие одежды: ряса, камилавка или иногда клобук, чётки, для женщин — скуфья и апостольник.

Как изменились голбецы с приходом христианства

После крещения Руси языческие погребальные обряды потихоньку стали уходить в прошлое. В могилы стали помещать тело покойного в гробу, а сверху ставить христианский крест. Кресты-голубцы, бывшие напоминанием о язычестве, не перестали устанавливать, но придали им другую форму.

Голубец обзавёлся ещё одной горизонтальной перекладиной и одной наклонной, став восьмиконечным крестом. Над верхней короткой перекладиной делали двускатную крышу, а от дома — вместилища праха — и вовсе избавились. Вместо этого на голубец стали прикреплять иконы или распятия и вырезать имя покойного с датами его рождения и смерти. Основной чертой таких голубцов была искусная резьба, иногда с растительными или геометрическими рисунками. (с)

Мистическое происхождение голбцов стало причиной их запрета церковью — такого мнения придерживается Даль-младший. Но несмотря на это традиция их установки и секреты производства передавались мастерами из поколения в поколение. Даже в наши дни на некоторых сельских кладбищах можно увидеть голбцы. Больше всего их на севере России. В Карелии, Архангельской и Мурманских областях голбцы очень разнообразны и вычурны.

Некоторые из дошедших до наших дней голбцы украшены местами для икон, полочками и киотами. По утверждению историков, своеобразным отголоском голбцов являются и покрытые двумя досками в виде крыши кресты. Их также можно увидеть на некоторых старых погостах.(с

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.
  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.
  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.
  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Энколпион – предок священнического креста

Первым предком современного священнического креста является предмет, называемый энколпионом. Он представляет собой ковчег, то есть небольшую коробочку, на лицевой стороне которой в древности изображалась хризма – монограмма имени Иисуса Христа. Немного позже вместо нее на энколпионе стали помещать образ креста. Носился этот предмет на груди и играл роль сосуда, в который можно было спрятать нечто ценное: рукописи книг, частицу мощей, святое причастие и так далее.

Самое раннее свидетельство об энколпионе, которым мы располагаем, относится к IV веку – об этом предмете пишет константинопольский патриарх Иоанн, известный в церковных кругах как святитель Иоанн Златоуст. В Ватикане при раскопках местных христианских захоронений было обнаружено несколько энколпионов, также не младше IV века.

Позже они трансформировались из полых прямоугольных шкатулок в полые кресты, сохраняя при этом свою функцию. Вместе с тем их стали подвергать более тщательной художественной обработке. А вскоре они были приняты в качестве атрибутов епископского сана и византийских императоров. Этот же обычай переняли позже русские цари и епископы, пережившие Римскую империю. Что касается государя, то отменил эту традицию только император Петр Великий. В церкви же кресты-энколпионы носили некоторые монахи, а порой даже миряне. Часто этот предмет становился атрибутом паломников.

Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы.

Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.

А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.

Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.

Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.

Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.

Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Распространение крестов

В XVIII веке энколпионы практически повсеместно выходят из употребления. Вместо них стали использовать металлические кресты без полостей внутри. При этом право ношения наперсного креста впервые было присвоено епископам. Начиная с сороковых годов того же века этим правом в России наделяются монашествующие священники в чине архимандрита, но только в том случае, если они являются членами Священного Синода.

Но уже год спустя, а именно в 1742-м, возможность носить крест наперсный получают все архимандриты вообще. Произошло это по примеру Киевской митрополии, в которой такая практика распространилась стихийно еще до формального ее утверждения.

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств. В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь. Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви. Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе. И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Крест наперсный в Русской православной церкви

Если подробнее рассматривать этот атрибут в истории Русской православной церкви, то стоит сказать, что до XVIII века правом их носить обладали исключительно епископы. Эту несправедливость исправила отечественная императрица Елизавета

Именно она обратила внимание Святейшего Синода на то, что кресты наперсные носят все малороссийские архимандриты, в отличие от великороссийских. Несправедливость оперативно исправили

Уже в 1797 году император Павел I отдельным указом постановил, что кресты наперсные серебряные могут выдаваться как особые знаки отличия. И сам вручал их священникам и протоиереям. На них изображалось распятие.

Дополнительные изображения на кресте

Как совершенно понятно, на кресте,
прежде всего, изображается Распятый Спаситель. Над
головой Его также может быть табличка с буквами
(.н.ц.и.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое
или скошенное).

Но человек, переживая Крест Христов как
орудие нашего Спасения, всегда стремился тот маленький,
но драгоценный для него знак, который он носил на груди,
украсить разными символами нашей веры. Отсюда проникают
на наш крест разные надписания, персонажи, детали и
проч.

Укажу на наиболее популярные
изображения, встречаемые на нагрудных и нательных
крестах, и дам их краткое истолкование.

Римско-католическая практика

Архиепископ Пол Би Ван Ок из Вьетнама носить Франциск ‘ Good Shepherd наперсный крест подвешенный на цепи , а в рясе

В Римско- католической церкви наперсный крест является одним из понтификов, используемых Папой , кардиналами , архиепископами и епископами . Различные папы распространили эту привилегию на аббатов , аббатис и некоторых соборных каноников . Для Кардиналами использование регулируется по собственной инициативе «Crux Pectoralis» из Пия X .

Нательный крест носят как с церковными костюмами, так и с религиозными обрядами , а также при посещении как литургических, так и гражданских функций. В канцелярском костюме нагрудный крест либо вешается на шею, чтобы он оставался видимым, либо помещается в левый карман рубашки или пальто, чтобы цепь все еще была видна, а крест — нет (на самом деле это не официальное требование, но сделано для практических целей). В рясе нагрудный крест либо подвешивается к шее прелата и свободно свисает, либо прикрепляется к передней пуговице специальным крючком, прикрепляемым к кресту. Наличие наперсного креста полезно для отличия епископа от монсеньора , так как они носят похожие рясы.

В хоре платья , то есть, когда он носит рясу, Рош и моццетта -The наперсный крест обычно подвешен на шнур из шелка. Этот шнур зеленый и золотой для архиепископа или епископа и красный и золотой для кардинала и золотой для папы. Аббат использует черный и золотой шелковый шнур, а настоятельница и каноник — черный шелковый шнур. Раньше апостольские протонотарии носили наперсный крест на пурпурном шелковом шнурке во время празднования в понтификах.

Кардинал Патабендиге Дон Коломбо носит нагрудный крест, подвешенный на веревке, в платье для хора

Во время мессы епископы носят наперсный крест, подвешенный на шнурке, поверх альба, но под ризой , где он не виден. Однако некоторые епископы носят наперсный крест поверх ризы, подвешенной на цепи.

Если священнослужители, не обладающие епископским характером, желают носить наперсный крест, предполагается, что они могут носить его под своей одеждой, чтобы не путать их с епископами. Опять же, на практике некоторые священнослужители, не являющиеся прелатами, действительно носят наперсный крест.

Его надевают поверх альба во время литургических церемоний . Святитель должен поцеловать крест, прежде чем надеть его себе на шею, и, надевая его, произнести молитву Munire me digneris (происхождение которой восходит к средневековью ), в которой он просит Бога о защите от своих врагов и просит постоянно помнить о Страстях Иисуса и о победах исповедников веры.

Папский наперсный крест отличается от простого креста, использование которого Папа часто разрешает членам кафедр собора . Каноникам, которым была предоставлена ​​эта привилегия, разрешается носить крест только на хоровом богослужении, а не поверх альба на литургических службах, если специально не разрешено.

Наперсный крест архиепископ Пасиано~d Анист на Филиппинах сделаны из филиппинского Native бамбука.

Пектораль — последнее дополнение к епископским украшениям. Однако обычай носить крест на груди со святыми мощами или без них восходит к глубокой древности и соблюдался не только епископами, но и священниками и мирянами. Первое упоминание о наперсном кресте как о части папского орнамента принадлежит Иннокентию III , и его использование как таковое стало обычным только в конце средневековья. Как украшение для епископов мы впервые встречаем его ближе к концу тринадцатого века ( Дюранд ), но в то время епископы обычно его не носили. Как говорит Дюранд, «носить его или нет было оставлено на усмотрение отдельного епископа».

Использованные материалы

  • «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия , М.: «Летопись», 2012, 120-132:
  • — источник использован частично

Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность :

Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви , II.3, 5:
Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2021 года.

Из истории наперсного креста

Наперсный крест происходит от реликвариев

–мощевиков (другое название —энколпион ), которые носили верующие, в том числе и священнослужители, с древнейших времен.

История наперсного креста в России знала разные этапы. Было время, когда крупные нагрудные кресты возлагали поверх своей одежды и миряне, а было – когда и священники не носили их.

В Древней Руси

наперсные кресты носили и представители простых сословий – в частности, мы встречаем нечто подобное на изображении мастера-строителя. Во временацаря Алексия Михайловича Тишайшего наперсный крест был принадлежностью царского одеяния и указывал на Богом данный характер государевой власти.

Во времена Петра I

право ношения наперсного креста принадлежало толькоархиереям и особо заслуженнымархимандритам – то есть фактически, его статус был почти таким же, как сегодня у панагии.

В 1722

году ношение наперсного креста было разрешеноархимандритам , являющимся членамиСинода . Царицы Екатерина I и Анна Иоанновна давали право ношения наперсного креста архимандритам в качестве награды, а императрица Елизавета Петровна, наконец, сделала его принадлежностью сана архимандрита вообще, чтобы отличить его носителей от игуменов. После введения этого правила, представители епископата во избежание путаницы стали носить вне богослужения главным образомпанагии .

Екатерина II наградила наперсными крестами нескольких игуменов и иеромонахов.

Император Павел I

стремился упорядочить все сферы русской жизни. Он разработал систему награждения духовенства, которая легла в основу практики, действующей по сей день. Именной указ царя гласил: «А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако, как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут ».

Крест, введенный Павлом I, священники носят по сей день. Он имеет простую четырехконечную форму и выполнен из позолоченного серебра. На обороте его начертаны слова «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием

», восходящие к Первому посланию апостола Павла к Тимофею, где сказано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою » (1 Тим. 4:12). На реверсе креста также был вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18 ». На гладкой лицевой стороне находилось накладное рельефное изображениеРаспятия . Размер павловского креста при его введении в обиход составлял 11х7,5 сантиметров, а длина цепи для него равнялась 126 сантиметров. До 1881 годанаграждение наперсным крестом утверждалось личноимператором , затем же стало полномочиемСинода . В современной практикеПавловский крест соответствует упоминаемому Положением о наградах Русской Православной Церкви кресту золотистого цвета, которым награждаются священники по истечении 10 лет беспорочного служения в сане.

Император Николай II

в 1896 г. пожаловал право ношения наперсного креста всем священникам. «Николаевские » кресты также в обиходе по сей день: одни батюшки носят исторические артефакты, перешедшие к ним по наследству от предшественников, другие возлагают на себя копии, выполненные в наши дни.Николаевский крест – восьмиконечный, из белого металла (изначально – из серебра). На его обороте начертано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою ». Такой крест возлагается на священника сразу по рукоположении.

В Царской России

существовала практика награждать священников крестами «из кабинета Его Императорского Величества ». Такое награждение происходило по указуЦаря , и сподоблялись его относительно немногие. В современной практике ему соответствует наградной крест с украшениями, который возлагается на священника, отслужившего не менее 20 лет. Основными отличительными признаками такого креста являютсяподвеска , крепящаяся к его нижней части икорона вверху.

Какое значение играет цвет облачения священнослужителя?

По цвету одеяния священнослужителя можно говорить о различных праздниках, событиях или днях памяти. Если священник облачен в золотой цвет, то это означает, что богослужение проходит в день памяти пророка или апостола. Также могут почитаться благочестивые цари или князья. На Лазареву субботу священник также должен облачаться в золотой или белый цвет. В золотой ризе можно увидеть служителя на воскресном богослужении.

Белый цвет – символ божественности. Одеяния белого цвета принято надевать на такие праздники, как Рождество Христово, Сретение, Вознесение Господне, Преображение, а также в начале богослужения на Пасху. Белый цвет — это свет, исходящий от гроба Спасителя при Воскрешении.

В белую ризу священник облачается, когда проводит таинство крещения и венчания. Во время обряда посвящения в сан также надеваются белые одеяния.

Голубой цвет символизирует чистоту и непорочность. Одежду этого цвета надевают во время праздников, посвященных Пресвятой Богородице, а также в дни почитания икон Божьей матери.

Митрополиты также носят мантии голубого цвета.

В крестопоклонную неделю Великого поста и на праздник Воздвижения Великого Креста священнослужители облачаются в рясу фиолетового или темно-красного цвета. Епископы также надевают фиолетовые головные уборы. Красный цвет ознаменовывает почитание памяти мучеников. Во время богослужения, проводимого на Пасху, священники также облачены в красные одеяния. В дни памяти мучеников этот цвет символизирует их кровь.

Зеленый символизирует вечную жизнь. В зеленые одеяния облачаются служители в дни памяти различных подвижников. Такого же цвета мантии у патриархов.

Темные цвета (темно-синий, темно-красный, темно-зеленый, черный) в основном используются в дни скорби и покаяний. Также в темных одеяниях принято ходить в период Великого поста. В праздничные дни во время поста могут использоваться одеяния, украшенные цветной отделкой.

Что такое наперсный крест?

Наперсный крест

– это атрибут священника и архиерея. Его носят поверх подрясника, рясы или облачения. Он имеет довольнобольшой размер – значительно больший, нежели у нательного креста. Наперсный крест носят на особойцепи . Форма и декор наперсного креста в современной церковной практике довольно строго регламентированы.

Ношение священником наперсного

креста не отменяет ношения им крестанательного . Это – два разных предмета, не заменяющих друг друга: нательный крест является обязательной принадлежностью православного христианина в Русской и многих других поместных православных церквях. Наперсный крест возлагают насвященника при его рукоположении (посвящении в сан).

Слово «наперсный

» означает «носимый на персях », т.е. на груди.

Для всех священников

В результате кресты, введенные Николаем, стали носить все российские священники, вне зависимости от статуса.

К середине XX века был учрежден патриарший наперсный крест. Он являлся высшим знаком, с помощью которого признавали заслуги архимандрита или протоиерея. Вручение производилось в исключительных случаях. Духовный чин мог его получить только за особые заслуги по указу Московского патриарха. При этом не имела значения выслуга лет, а также все предшествующие награды.

Кресты наперсные иерейские в Русской православной церкви полагались женатым священникам после получения ими определенного сана.

Крест наперсный в Русской православной церкви

Если подробнее рассматривать этот атрибут в истории Русской православной церкви, то стоит сказать, что до XVIII века правом их носить обладали исключительно епископы. Эту несправедливость исправила отечественная императрица Елизавета

Именно она обратила внимание Святейшего Синода на то, что кресты наперсные носят все малороссийские архимандриты, в отличие от великороссийских. Несправедливость оперативно исправили

Уже в 1797 году император Павел I отдельным указом постановил, что кресты наперсные серебряные могут выдаваться как особые знаки отличия. И сам вручал их священникам и протоиереям. На них изображалось распятие.

Одеяния для повседневного ношения

Повседневные облачения также символичны. Основные – ряса и подрясник. Служители, ведущие монашеский образ жизни, должны носить черный подрясник. Остальные же могут облачаться в подрясник коричневого, темно-синего, серого или белого цветов. Подрясники могут быть изо льна, шерсти, сукна, сатина, чесучи, иногда из шелка.

Чаще всего ряса выполнена в черном цвете. Реже встречаются белые, кремовые, серые, коричневые и темно-синие. Подрясник и ряса могут иметь подкладку. В обиходе бывают рясы, напоминающие пальто. Они дополнены бархатом или мехом на воротнике. Для зимы шьют рясы на теплой подкладке.

В рясе священник должен проводить все богослужения, за исключением литургии. Во время литургии и других особых моментов, когда Устав заставляет священнослужителя облачаться в полное богослужебное одеяние, священник снимает ее. На подрясник в этом случае он надевает ризу. Во время службы на диаконе также надета ряса, поверх которой надевается стихарь. Епископ поверх нее обязан носить различные ризы. В исключительных случаях на некоторых молебнах епископ может проводить службу в рясе с мантией, на которую надевается епитрахиль. Такая одежда священника – обязательная основа богослужебного облачения.

Разновидности наперсных крестов

В современной практике наперсные кресты делятся на 3

основных вида:

• Наперсный крест из белого

металла – его надевают при рукоположении и носят до награждения следующим видом наперсного креста;

• Наперсный крест из золотистого

металла – им награждают священника;

• Наперсный крест с украшениями

. Этот крест может иметь практически любое художественное решение. Главная его особенность – небольшаяподвеска в нижней части. Как правило, кресты с украшениями имеют вверху изображение короны. Большинство крестов с украшениями выполнены в технике расписной эмали (финифти); как правило, они декорируются цветными каменьями. Встречаются и другие варианты: например, костяной крест в серебряной оправе.

Архиереи

во время богослужения возлагают на себя комплект, состоящий из панагии и наперсного креста с украшениями. Вне службы представители епископата носят только панагию.

Существует столь редкая награда для священников, как право ношения двух

наперсных крестов одновременно. Ее удостаиваются маститые протоиереи, служащие в сане не менее50 лет.

История[править | править код]

Золотой лангобардский наперсный крест (конец VI — начало VII веков)

В первые века христианства взрослые люди креста обычно не носили. Носились медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. В актах Седьмого Вселенского Собора 787 года (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий Кесарийский (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине-мученике Оресте (умер в 304 году). Иоанн Златоуст (347—407 годы), порицая «неразумных» женщин, возлагавших на просвещённых Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста». Кресты носились как на теле (под одеждой), так и поверх одежды, причём во втором случае крест символизирует род служения, которое несёт человек (епископ, священник).

Предшественником наперсного креста является употреблявшийся в древней христианской церкви, а также в старину на Руси, так называемый энколпион или энколпий (от греч. έν κολπειώ — за пазухой, на груди). Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка, пустого внутри; с наружной стороны их помещалось изображение монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. Два экземпляра энколпия, относящиеся, по мнению археологов, ко времени не позже IV века, найдены в 1571 году при раскопке одной из могил Ватикана.

О существовании энколпиев в IV веке свидетельствует Иоанн Златоуст в слове «Против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог»: «Почему к этому самому древу, на котором святое тело Иисусово было распростерто и пригвождено, все наперерыв притекают? Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её золотом, вешают на свою шею, как украшение, между тем как оно было некогда знаком осуждения и наказания? Потому, что создавший все и все преобразующий, избавивши вселенную от нечестия и соделавший землю небом, Он и это орудие ненавистное и позорнейшее всех смертей превознес выше небес». (Выделенные слова нередко приводят в качестве цитаты из слова «Против аномеев», доказывая этим, будто этот обычай каким-то образом связан с арианством, но источник такого цитирования трудно установить).

Позже они имеют форму креста, сохраняя по-прежнему пустоту внутри, для хранения священных реликвий. В этом виде они стали принадлежностью епископского сана и носились епископами поверх одежды. Древнейший экземпляр такого энколпия найден в 1862 году в развалинах построенной Константином Великим базилики Святого Лаврентия в Риме, на груди скелета человека, погребенного при церкви — вероятно, епископа. Кресты-энколпии были также принадлежностью царского торжественного облачения в Константинополе, а позже — и в России, до Петра Великого. В Древней Руси их носили иногда (под одеждой) и простые монашествующие, и даже благочестивые миряне, например паломники. В церковно-археологических коллекциях, например в музее Санкт-Петербургской духовной академии, находятся энколпии, замечательные по величине и рисунку.

В XVIII веке энколпии с ящичками внутри выходят из употребления и заменяются для епископов крестами меньшей величины, сделанными из металла или финифти, без пустоты или вложений внутри. В России ношение таких крестов с 1741 года было усвоено и архимандритам, состоявшим в составе Святейшего Правительствующего Синода, а с 1742 года, по примеру монастырей (где наперсные кресты издавна носились всеми архимандритами) — всем архимандритам, в отличие от игуменов, что сохраняется и по настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector