Православие и современность

История

История православия своими корнями уходит еще во времена Римской империи. Тогда не было понятия католик или православный, был христианин. После раскола империи на Западную, с центром в Риме, и Восточную, с центром в Константинополе, стали формироваться два независимых направления.


Слово «православие» означает «правильное славление»

Произошли изменения в правилах проведения обрядов и богослужений, в архитектуре храма и так далее. Даже простая одежда священника уже вызывала противостояние католиков и православных, не говоря уже о сути самого учения, ведь оно тоже претерпело существенные изменения. Так появились различия в толковании некоторых моментов Библии.

В 1054 году произошел окончательный раскол христианства на католицизм и православие. Папа Римский и Патриарх подвергли друг друга анафеме.

Это интересно! Анафема — дословно с греческого переводится как «отлучение». Имеет несколько значений, но самое распространенное это «изгнание, проклятие, отделение». На Руси понималось, как запрещение разговора с другими верующими и с Богом. Анафема накладывала на человека клеймо, его могли преследовать или даже лишить жизни.

Центром православия стал Константинополь — столица Византии. В 988 году по инициативе князя Владимира христианство пришло и на Русь. Православие стало одним из оснований русской культуры, политики и вообще всей общественной жизни. После падения Константинополя только в Российском государстве и еще малом количестве независимых стран, сохранялась эта религия. Тогда по православию был нанесен сильный удар. Храмы бывшей империи теперь использовались мусульманами в своих целях, а многих священников просто убивали.

Однако это дало толчок к развитию русского православия. Его роль в мире и сама значимость России многократно увеличилась. Москва стала одним из главных центров христианства, а позже и «Третьим Римом».

Сильно пострадала православная церковь во времена Советского союза. Тогда активно искореняли верующих, священников. Коммунисты грабили и взрывали храмы, уничтожали святые иконы и другие реликвии. Это принесло ущерб не только материальный, но и духовный. Было подорвано религиозное единение российского народа.

Православие в современном мире

Если говорить о православии и его позициях в современном мире, то нельзя не отметить недавний упадок. Из основных ветвей христианства восточная церковь является самой малочисленной. Однако в последнее время все больше усиливается ее роль на мировой арене.


Православие является одной из трёх крупнейших ветвей христианства

Так, с чужбины возвращаются древние реликвии, вывезенные и украденные из России. Налаживаются и отношение глав церквей католической и православной. С каждым днем во всем мире увеличивается количество последователей. Практически в каждой стране мира есть организации, которые несут православие всем людям.

География благочиний

  • Центральное (Кировский, Фрунзенский, Октябрьский р-ны г. Саратова )
  • Аткарское (Аткарский р-н — )
  • Базарно-Карабулакское (Базарно-Карабулакский р-н — ):

    р.п. Базарный Карабулак, с. Алексеевка, с. Вязовка, с. Казанла, с. Кутьино, с. Лесная Нееловка, с. Липовка, с. Максимовка, р.п. Новые Бурасы, с. Стригай, с. Сухой Карабулак, с. Тепловка, р.п. Хватовка

  • Балтайское (Балтайский р-н)
  • Вольское (Вольский р-н — )
  • Воскресенское (Воскресенский р-н)
  • Всехсвятское (Заводской р-н г. Саратова; Александровское, Багаевское, Красный Текстильщик, Рыбушанское, Синеньское муниципальные образования Саратовского р-на)
  • Новобурасское (Новобурасского р-н)
  • Петровское (Петровский р-н — )
  • Петропавловское (Ленинский р-н г. Саратова; Краснооктябрьское, Михайловское, Соколовское муниципальные образования Саратовского р-на — )
  • Татищевское (Татищевский р-н — )
  • Троицкое (Волжский р-н г. Саратова; Вольновское, Дубковское, Расковское, Усть-Курдюмское муниципальные образования Саратовского р-на — )
  • Хвалынское (Хвалынский р-н — )

Архиереи

  • Гаий (Такаов) (16 октября 1799 — 4 декабря 1803)
  • 1803 — 1828 — см. Пензенских владык
  • Ириней (Нестерович) (3 ноября — 29 ноября 1828)
  • Моисей (Богданов-Платонов)) (29 ноября 1828 — 12 марта 1832)
  • Иаков (Вечерков) (27 марта 1832 — 13 января 1847)
  • Афанасий (Дроздов) (13 января 1847 — 15 апреля 1856)
  • Иоанникий (Горский) (15 апреля 1856 — 17 июля 1860)
  • Евфимий (Беликов) (29 августа 1860 — 17 октября 1863)
  • Иоанникий (Руднев) (13 января 1864 — 13 июля 1873)
  • Тихон (Покровский) (13 июля 1873 — 6 марта 1882)
  • Павел (Вильчинский) (5 апреля 1882 — 16 декабря 1889)
  • Авраамий (Летницкий) (16 декабря 1899 — 24 октября 1893)
  • Николай (Налимов) (13 ноября 1893 — 16 января 1899)
  • Иоанн (Кратиров) (3 февраля 1899 — 12 марта 1903)
  • Сщмч. Ермоген (Долганёв) (21 марта 1903 — 17 января 1912)
  • Алексий (Дородницын) (17 января 1912 — 30 июля 1914)
  • Палладий (Добронравов) (30 июля 1914 — 25 августа 1917)
  • Досифей (Протопопов) (25 августа 1917 — 1927) (в 1922-? — в заключении)
  • Андрей (Комаров) (14 января 1924 — 6 марта 1926) в/у

Фаддей (Успенский) (27 октября 1927 — 1928)
Серафим (Александров) (15 июня 1928 — 11 августа 1933)
Афанасий (Малинин) (11 августа 1933 — 30 сентября 1935)
Серафим (Силичев) (30 сентября 1935 — сентябрь 1936)
Вениамин (Иванов) (23 сентября 1936 — октябрь 1937)
Андрей (Комаров) (9 декабря 1941 — 28 мая 1942, 13 июня — 26 августа 1942)
Григорий (Чуков) (14 октября 1942 — 26 мая 1944)
Паисий (Образцов) (1944 — 13 января 1947)
Борис (Вик) (13 января 1947 — 4 марта 1949)
Гурий (Егоров) (28 января 1953 — 31 июля 1954)
Вениамин (Милов) (4 февраля — 2 августа 1955)
Вениамин (Федченков) (28 ноября 1955 — 20 февраля 1958)
Палладий (Шерстенников) (20 февраля 1958 — 29 мая 1963)
Варфоломей (Гондаровский) (29 мая 1963 — 22 декабря 1964)
Пимен (Хмелевский) (10 января 1965 — 10 декабря 1993)
Нектарий (Коробов) (26 марта — 19 ноября 1994)
Александр (Тимофеев) (18 июля 1995 — 7 января 2003)

Сергий (Полеткин) (январь — 19 августа 2003) в/у, архиеп. Самарский

Лонгин (Корчагин) (19 августа 2003 — 25 августа 2020)
Игнатий (Депутатов) (с 25 августа 2020)

Действующие монастыри

На территории епархии действует четыре женских и два мужских монастыря.

Алексеевская Иоанновская женская обитель получила свое название в честь преподобного Иоанна Кронштадтского, служившего здесь службы в 1894 году. Величаво, Божьей свечой она стоит на холме села Алексеевка.


Свято-Алексиевский женский монастырь

Сергиевский женский монастырь в селе Алексеевка Базарно-Карабулакского района стал местом паломничества с 2007 года

Вольская Владимирская обитель, открытая в 2015 году, является хранительницей святыни — чудотворной иконы Богородицы «Владимирская».

Величественные монастырские постройки Саратовского Алексеевского женского монастыря видны издалека. Святыни обители привлекают прихожан и паломников со всего мира.

Никольский мужской монастырь не может похвастаться уникальностью архитектуры, но эта святыня стала настоящим центром окормления жителей города.

В 1994 году был освящен Спасо-Преображенский мужской монастырь в Саратове, хранитель мощей многих святых и праведников.


Спасо-Преображенский мужской монастырь

Православие в современной России

На данный момент православная церковь, в отличие от католической, не является централизованной. Если взять, как пример, западное христианство, то можно сказать о том, что там все подчиняется центру. Главой в католичестве является папа Римский. Именно он имеет власть над церковью в той или иной католической стране.


Православие в России является наиболее распространённым вероисповеданием

В православии же все обстоит по-другому. Восточное христианство не имеет четкой иерархии в международных отношениях. Церковь каждой страны суверенна, а ее патриарх равен другим. Первым среди равных признают Константинопольского владыку, но и он не имеет власти над другими.

Это стоит знать! В православии существует 14 самостоятельных церквей со своими патриархами. Сюда входят константинопольская, русская, грузинская александрийская, антиохийская, иерусалимская, кипрская, сербская, румынская, элладская, болгарская, албанская, польская, чешская церкви. Все они независимы друг от друга.

В современной России православие становится все более актуальной темой. Времена Советского союза стали кризисом для церкви. Сейчас же она переживает возрождение. Хоть и небольшое, но имеется финансирование от государства на поддержание уровня православия. Так в последние годы строится все больше храмов и соборов. Многие церкви реставрируются и восстанавливаются.

Популярным явлением становится и православное паломничество в сфере туризма

Создается все больше туров к той или иной святыне, важной для православного человека. Кроме того, церковь активно занимается издательством новой духовной литературы, которая быстро исчезает с прилавков

Православие повлияло и на современное российское образование. Был введен новый предмет, для него созданы учебники. Детям рассказывают лишь малую часть основ восточного христианства и русской культуры, но это уже влияет на личность.

Можно с уверенностью сказать, что православная церковь сейчас восстанавливается и крепнет.

История становления

Саратовские земли во время появления первых христиан, а это конец 5, начало 6 столетий, находились под владением хазар. Затем всплывают некоторые сведения о христианской деятельности в этом крае в конце 9 века, далее почти 400 лет ничего не слышно о православии в Поволжье.

В 1261 году образуется Сарайская кафедра, к 1590 году Саратовщина входит в Казанскую епархию, образованную в 1555 году, в 17 столетии она находится под покровом Астраханских Архиереев.

19 век можно назвать временем расцвета православия в Поволжье. При основании в 1799 году Саратовской и Пензенской епархии под главенством архиерея Гаия (Такаова) с кафедрой в Пензе, в 1803 году происходит изменение названия на Пензенскую и Саратовскую.

Кафедральный Александро-Невский собор был разобран в 1938 году

В 1815 году в Саратове открывается храм Александра Невского, а в 1822 году мужская обитель Преображения господня.

Раскольническое движение стало поводом основания по указу Николая Первого в 1828 году самостоятельной кафедры в Саратове.

Восстановление женской Крестовоздвиженской обители в 1829 году и открытие Духовной семинарии в Саратове в 1830 году значительно оживило духовную жизнь в крае.

В 1869 году открываются училища для женщин в Саратове, в 1900 году — в Вольске.

После 1917 года были взорваны все православные храмы. В течение десяти лет, с 1920 года существовала обновленческая кафедра.

Восстановление Саратовской епархии русской православной церкви начинается в 1942 году, в 1947 году возвращается кафедральный храм Святой Троицы, и открывает двери духовная семинария. Одновременно архиереи Саратова управляют и благочиниями Сталинграда, но в 1964 году снова приходит период подавления христианской деятельности.

Свято-Троицкий кафедральный собор Саратова

Только в 1991 году появляется Волгоградская епархия. 5 октября 2011 — это время появления самостоятельной современной Саратовской епархии, объединившая Покровскую, Балашовскую и Саратовскую кафедры.

Роль православия

Роль этой веры невозможно переоценить. Появившись на Руси, эта конфессия достаточно быстро стала близкой для простого народа. Конечно, не обошлось без крови и бунта, но в скором времени русскую землю стали украшать первые белокаменные храмы. Народ настолько сильно проникся духом православия, что позже оно становится и основой национальной культуры.

В настоящее время православие представляет собой сообщество автокефальных или поместных церквей

Кроме того, теперь догматы и заповеди веры определяли мировоззрение людей, их моральные и ценностные нормы.

Вместе с собой православие принесло и первые книги, что пусть и медленно, но способствовало развитию и распространению грамоты. Неслучайным является и то, что до эпохи Петра I образование в России было исключительно духовным.

Православие сыграло свою роль и в политике. Именно его принятие открыло Российскому государству дорогу на мировую арену, а именно позволяло налаживать более тесные связи с другими странами. Если говорить о России как о царстве, то царем мог стать только тот, кого благословил сам Бог. Народ верил, что истинный правитель идет «от Бога». Это сильно влияло и на политический курс, особенно во времена Смутного времени.

Важно! Православие стало не только механизмом управления, но и надеждой простого народа. В самые трудные времена в истории нашей страны именно вера становилась тылом

Так можно говорить о периоде зависимости от Золотой Орды, о Смутном времени, об Отечественной войне 1812 года и о Великой Отечественной войне. В такие времена не была важна политика государства, идеология или экономический курс. Человеку нужна была надежда или какая-то помощь от Бога, тогда он шел в православную церковь

В самые трудные времена в истории нашей страны именно вера становилась тылом. Так можно говорить о периоде зависимости от Золотой Орды, о Смутном времени, об Отечественной войне 1812 года и о Великой Отечественной войне. В такие времена не была важна политика государства, идеология или экономический курс. Человеку нужна была надежда или какая-то помощь от Бога, тогда он шел в православную церковь.

Суть православия

Основой или фундаментов каждой религии является вера. Без нее не может существовать ни одна церковь. Православие — это ветвь христианства, суть которой заключается в Символе Веры.Символ Веры — закон, который не может быть изменен. Он был утвержден на четвертом Вселенском соборе. Это особая система самых главных двенадцати догматов, которые и являются основой всего учения.

Догматы

  • 1-ый догмат говорит о Боге, как об Отце. Это тот, кто создал все, что нам дано видеть. Его же называют Творцом всего сущего.
  • 2-ой догмат говорится об Иисусе, как о сыне Божьем, который равен Отцу по сущности.
  • 3-ий догмат повествует о том, что сын Божий сошел с Небес на землю и принял человеческое тело, чтобы спасти людей.
  • 4-ый догмат говорит о жертве Иисуса и его смерти за все человечество.
  • 5-ый догмат повествует о воскрешении сына Божьего на третий день.
  • 6-ой догмат говорит о восшествии Иисуса на Небеса на сороковой день.
  • 7-ой догмат рассказывает о Втором Пришествии.
  • 8-ой догмат говорит о Святом Духе, что равен Отцу и Сыну.
  • 9-ый догмат повествует о святой единой Церкви.
  • 10-ый догмат рассказывает о Таинстве Крещения.
  • 11-ый догмат говорит о воскрешении и бессмертии человеческой души.
  • 12-ый догмат рассказывает о вечной жизни праведников и муках грешников.

Кроме догматов, в основе православия лежат заповеди.

Это важно! Заповеди — религиозные нормы или предписания, говорящие о нравственном и правильном поведении. Они были даны людям Богом через Моисея, а позже и названы Иисусом

Уникальные храмы

Собор Серафима Саровского является архиерейским подворьем, настоятелем его назначен протоиерей Димитрий Усольцев. Святыня храма — святой образ Божьей Матери «Умиление».

Настоятелем храма в честь Покрова Богородицы является правящий архиерей митрополит Логин, ключарем назначен архимандрит Евфимий (Митрюков).


Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Саратове

Восстановленный в 2012 году собор привлекает прихожан и гостей города величественной архитектурой и святынями, в числе которых иконы блаженной матроны Московской, юродивой Ксении Петербургской, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподнесенных в дар архиереем Логиным.

При храме Иоанна Богослова также располагается архиерейское подворье. Настоятелем собора назначен игумен Варфоломей (Борисов). Богослужения совершаются ежедневно по адресу: Саратов, улице Мичурина, д. 92. Был основан в 1885 году, как домовая церковь. Располагается на территории духовной семинарии.

Церковь равноапостольной Марии Магдалины обладает уникальной, необычной архитектурой, не свойственной русским храмам. Дело в том, что в 19 столетии на этом месте был институт благородных девиц. Главная святыня церкви — икона и частицы святых мощей равноапостольной Марии Магдалины. Настоятель — протоиерей Алексей Аврамов.

Наставником храма Рождества Христова назначен иерей Николай Цаплин, под окормлением которого находятся средние школы, интернаты, дома малютки и другие заведения. Посетить богослужения можно по адресу: Саратов, улица Вокзальная, д. 2


Саратовский храм Рождества Христова

В соборе св. Митрофана Воронежского служит настоятелем Игорь Москвичев. В храме хранится святыня, икона святого Митрофана с частицами его мощей, обладающая чудотворной силой даровать исцеление по молитвам праведников. Трудно поверить, что на территории современного храмового комплекса 19 столетии было болото. Современный храм освящен митрополитом Саратовским Логиным в 2013 году.

Ильинский храм берет свое начало с начала 19 столетия, несколько раз на протяжении веков был полностью разрушен, последний раз восстановлен и освящен в 2016 году, настоятелем его назначен протоиерей Вячеслав Казанцев.

Кирилло-Мефодиевский собор расположенный на улице Московской, д. 155, находится под опекой протоиерея Кирилла Краснощекова, который уделает большое внимание как духовному окормлению прихожан, так и социальной работе с населением. Белоснежный собор в честь Великого князя Владимира, крестителя Руси, освященного в 2010 году, восхищает своей белоснежной архитектурой и золотыми куполами как гостей города, так и его жителей

Белоснежный собор в честь Великого князя Владимира, крестителя Руси, освященного в 2010 году, восхищает своей белоснежной архитектурой и золотыми куполами как гостей города, так и его жителей.


Княже-Владимирский собор в Саратове

Под настоятельством иерей Александра Каткова ведется большая работа по окормлению жителей города и кафедры. Главной святыней храма являются нетленные мощи святых Петра и Февронии Муромских.

В поселке Мирный можно посетить церковь Рождества Пречистой Богородицы, и поклонится святыням, в числе которых главная икона храма — святой образ святителя Спиридона Тримифунтского. Особая гордость храма — церковный хор, известный далее за пределами благочиния. Несмотря на малое количество прихожан по благословению настоятеля церкви иерея Игоря Москвичева действует воскресная школа для детей и взрослых.

Богородицкий собор Благовещения в поселке Агафоновка находится под руководством настоятеля иерея Виктора Копырина. Таинство исповеди совершается после вечернего служения.

Епархия богата больничными церквями и часовнями, служащими центрами укрепления православной веры среди населения, духовными источниками жизни людей.

Общество «Милосердия» Саратовской епархии

Литература

  • Правдин, А. М., Историческая записка о Саратовской епархии (за 50-летие 1828-1878 г.) , Саратов, 1879, 48 с.
  • Справочная книга Саратовской епархии , Саратов, 1912, Х, 706 с.
  • Валеев, В., Из истории Саратовских церквей , Саратов: «Приволжское книжное изд-во», 1990, 208 с.
  • Воробьев, М., прот., Православное краеведение. Очерки истории Саратовского края , М.: «Линия График», 2002, 196 с.
  • Ланчиков, Б., прот., История Саратовской епархии , Сергиев Посад: Изд-во Троице-Сергиевой Лавры, 1999, 202 с.
  • Новиков, А. П., Барзилов, С. И., Святители Земли русской: Биографические очерки саратовских архиереев , Саратов: «Соотечественник», 2000, 367 с.
  • Яковлев, А. А., Теплов, В. В., Плякин, М. Е., Саратовские подвижники , Саратов: «Летопись», 2000, 192 с.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector