Саратовский преображенский монастырь
Содержание:
Настоятели и наместники
- Паисий Дубенский, строитель (упом. 1695)
- Павел, игумен (упом. 1704)
- Стахий, игумен (август 1710 — 1725)
- Варлаам, архимандрит (упом. 1726)
- Андриан, игумен (1730 — июль 1734)
- Сергий, игумен (1735)
- Макарий, игумен (1735 — 1740)
- Сергий, игумен (1740 — 1742), 2-й раз
- Авраамий, игумен (1742 — 1744)
- Иоасиф, игумен (1744 — 1751)
- Гавриил, игумен (1751 — 1752
- Антоний, настоятель (1752 — 1758)
- Ларион, архимандрит (март 1759 — ?)
- Иссия, игумен (? — 1763)
- Макарий, архимандрит (1763 — 1774)
- Иероним, архимандрит (1774 — 1775)
- Иоасиф, иеромонах (март 1775 — ?)
- Антоний (1775 — ?)
- Макарий, игумен (? — ноябрь 1783)
- Феофил (упом. в сентябре 1787)
- Лавр (упом. 1788)
- Пароский (упом. 1792)
- Сергий (июнь 1796 — ?)
- Афанасий, иеромонах (1802 — 1806)
- Евгений, иеромонах (1807 — 1809)
- Савва (1810 — декабрь 1823)
- Геннадий, иеромонах (январь 1824 — март 1824)
- Арсений (18 марта 1824 — 27 сентября 1832)
Ректоры Саратовской духовной семинарии
- Никодим (Лебедев) (30 ноября 1832 — 29 апреля 1833)
- Спиридон (Грацианов) (12 ноября 1833 — 1855)
- Сергий (Назаретский) (1853 — ?)
- Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 — 24 ноября 1865 )
Архимандриты
- Гимнасий (Воскобойников) (24 марта 1870 — 15 декабря 1877)
- Вадим (1878 — 9 ноября 1881 )
- Моисей (август 1889 — 21 февраля 1892 )
- Моисей (13 ноября 1896 — 8 марта 1898)
Викарные епископы
- Никон (Софийский) (8 марта 1898 — 6 февраля 1899) )
- Гермоген (Долганёв) (1902 — 1911)
- Дионисий (Прозоровский) (1912 — 1916)
- Леонтий (Вимпфен) (1916 — май 1917)
- Дамиан (Говоров) (июнь 1917 — ?)
Варлаам (Пикалов) (1916 — 1920)
Монастырь был закрыт до 2011 года
Наместники
Использованные материалы
- Страницы сайта Православие и современность:
-
Святыни монастыря, страница сайта Центрального благочиния Саратовской епархии:
См. Бреусов Алексей, «Монастыри Саратовской епархии», Журнальный зал, «Волга» Приволжское книжное изд-во, 1998, С. 5-8 и раздел История на официальном сайте Саратовского Спасо-Преображенского монастыря: .
От семинарского правления // Саратовские епархиальные ведомости, 1866, № 1 (1 января), отдел оффиц., С. 1-2:
Известия // Саратовские епархиальные ведомости, 1866, № 3 (18 января), отдел оффиц., С. 84:
Известия // Саратовские епархиальные ведомости, 1869, № 11 (1 июня), отдел оффиц., С. 231:
Известия // Саратовские епархиальные ведомости, 1881, № 41 (9 ноября), отдел оффиц., С. 203:
C 25 ноября 1881 – и.о. настоятеля. См. Распоряжения епархиального начальства // Саратовские епархиальные ведомости. 1881, № 45 (9 декабря), отдел неофициальный, С. 225:
// Саратовские епархиальные ведомости. 1889, № 11 (15 июня), отдел неофициальный, С. 335-336:
«После смерти отца Александра до августа 1889 года настоятельская должность в монастыре оставалась незанятой, пока на нее не был назначен постриженник Киево Печерской Лавры 40 летний архимандрит Моисей». См. Восстанавливая рвущиеся нити // Журнал «Православие и современность», № 33 (49):
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1892, № 13 (28 марта), С. 115:
О нем, см.: Архимандрит Иннокентий // Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1893, № 37 (11 сентября), С. 1351:
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1892, № 13 (28 марта), С. 116:
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1893, № 7 (13 февраля), С. 51:
Преосвященный Платон, епископ Муромский // Прибавление к Церковным Ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. 1904, № 10 (6 марта), с. 372:
Определения Святейшего Синода // Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. 1896, № 47 (23 ноября), С. 414:
«Викарию Саратовской епархии вверить в управление, на правах настоятеля, Саратовский Спасо-Преображенский второклассный монастырь». См. Указ Святейшего Синода // Саратовские епархиальные ведомости, 1898, № 4 (15 февраля), отдел офиц., С. 53-54:
Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
При епископе Павле (Вильчинском; †1908), находившемся на кафедре с 5 апреля 1882 года по 16 декабря 1889 года, был сооружен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Богослужения совершались иноками ежедневно. Скит располагался на 22-х гектарах земли, стоял на возвышенном месте в куще зеленых деревьев и садов. Из родника, на склоне горы, по керамическим трубам поступала вода, которая использовалась для нужд скита и местными жителями. В скиту был пруд и фонтан. На территории скита была расположена археологическая ценность — «Вишневое городище» (стоянка древнего человека). Со временем место, занимаемое скитом, вошло в черту города и оказалось в районе остановки «1-я Дачная». Улица, ведущая к скиту, получила название Алексеевской. 23 января 1918 года декретом СНК РСФСР Алексиевский скит был отчужден у Русской Православной Церкви и с того времени сменил много хозяев. В 1929 году здесь разместили детский туберкулезный санаторий. Храм потерял свой первозданный вид. Было снесено пять куполов и звонница. Сад был заброшен и большей частью вырублен. Не стало фонтана и водовода, остался лишь один родник.
В 40-е годы скитская земля стала застраиваться частными домами. В 1969 году в ските расположили гинекологическую больницу № 2 Кировского района. В 1982 году весь земельный участок, занимаемый больницей, был отведен отделу здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году на территории скита находилась глазная клиника. В 1986 году часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Здесь же планировалось в 13-й пятилетке построить инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».
09 апреля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен направил в горсовет письмо с просьбой возвратить Русской Православной Церкви Алексиевский скит для возрождения и создания на его территории дома престарелых.
26 ноября 1990 года архиепископ Пимен обратился письмом к настоятелям храмов епархии о содействии в организации на территории Алексиевского скита женского монастыря. В этом же году комитетом по жилищной политике было принято решение содействовать передаче Алексиевского скита Русской Православной Церкви. 28 декабря 1990 года состоялось заседание президиума Саратовского горсовета, на котором было принято решение отложить рассмотрение вопроса о возвращении Алексиевского скита Русской Православной Церкви. В течение 1990-1992 годов вопрос возвращения здания архиерейской дачи и всего скита в целом рассматривался различными инстанциями. Собирались документы. На имя председателя горсовета поступали от жителей письма в поддержку возрождения обители.
В 1991 году зарегистрированное православное общество Алексиевского храма добилось решения о закреплении за скитом 5,6 га земли. 14 января 1991 года архиепископом Пименом был принят и зарегистрирован Устав Алексиевского храма и назначен настоятель — протоиерей Владимир Захарич, в иночестве архимандрит Василий. 22 января 1991 года на заседании горисполкома большинство делегатов проголосовали за возвращение Алексиевского скита Русской Православной Церкви. Решение было принято, но исполнение его осложнялось тем, что надо было предоставить предприятиям, занимавшим монастырские здания, новые помещения.
В 1992 году на Святую Пасху в церкви скита состоялось первое богослужение, жизнь вернулась в Алексиевский скит. При участии местных жителей был убран мусор, облагорожен сад, установлен колокол, начались работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. С октября 1996 года в Свято-Алексиевском женском ските ежедневно совершаются богослужения.
21 июня 1993 года Свято-Алексиевский скит посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
25 декабря 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Алексиевский скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь, первой настоятельницей была утверждена монахиня Анна (Аникеева).
08 декабря 2003 года монахиня Феодосия (Бессонова) назначена исполняющей обязанности настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря, а 05 апреля 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви утверждена в должности настоятельницы монастыря.
Разрушительный упадок
В 1918 году Алексеевский скит был отчужден от церкви, а его помещения и земля стали использоваться для нужд нового государства. В храме начались переустройства и разрушения. Были снесены звонница и все пять куполов, сад почти вырублен, водопровод, фонтан и пруд были разрушены, в целости остался только родник. В тридцатых годах здесь был размещен туберкулезный санаторий для детей. В сороковые годы земля скита была отдана под застройку дачами.
В конце шестидесятых в помещениях бывшего скита были расположены кабинеты гинекологической больницы. В восьмидесятых годах клиника вместе со строениями и территорией вошла в ведение отдела здравоохранения Саратова. Перед самой перестройкой в 1985 году были планы по строительству горнолыжного курорта, а в долгосрочной перспективе предполагалось строительство лабораторно-инженерных корпусов. Но время и сознание людей сделали очередной поворот, и планы потерпели фиаско – началось возрождение православия в стране.
Духовно-нравственное назначение
Всякий поступающий в монастырь, в течение как минимум трёх лет (исключение делалось для окончивших духовно-учебные заведения и вдовых священников), должен был подвергнуться монашескому искусу, чтобы выяснить, достоин ли послушник быть монахом. Послушник обязан подчиняться уставу монастыря и выполнять возложенные на него послушания — чтение Псалтири, работа в огороде и т.д.
Следующая степень — рясофорный послушник, уже носящий монашескую одежду, но ещё не дававший монашеские обеты. Самых достойных затем постригали в монахи- При постриге монах даёт обеты и принимает новое имя. И, наконец, высшей степенью пострижения является схима. При пострижении в схиму монах берёт на себя дополнительный обет, ещё более отгораживающий его от мира, например молчальничество, усиленную молитву или строгий пост. Схимник, как и монах, принимает новое имя.
Братия обители разделялась на 4 класса: одни ещё не были пострижены и ходили в мирской одежде; другие, хотя тоже не постриженные, ходили в монашеской одежде; третьи были уже пострижены и носили мантию; четвёртые облачались а великую схиму.
Поведение иноков особенное. Походка должна быть неспешной, идти нужно с опущенными глазами, по сторонам не смотреть, не размахивать руками. При передвижении братия представляет собой спокойную реку, которая плавно течёт как единое целое.
Монашествующие обязаны выполнять все нормы монашеского устава, который регламентирует все действия иноков, вплоть до мелочей.
Как и во всех русских монастырях, в саратовских богослужение совершалось ежедневно. В Спасо-Преображенском вечернее в 5 часов и утреннее в 7 часов. В воскресенье и праздничные дни две литургии, со Святой Троицы — три. Две ранних: в 5 часов в приделе соборном, в 6 часов а церкви Св. Иоакима и Анны, поздняя в соборном храме в 9 часов утра. В Крестовоздвиженском в воскресные и праздничные дни церковная служба начиналась благовестом ко всенощной в 5 — 6 часов вечера, в простые же дни — к утрени в 2 часа пополуночи. После утрени, в 8 часов, начиналась литургия. В будние дни бывала одна ранняя литургия, в праздничные — две: ранняя и поздняя; накануне же воскресных и праздничных дней в 2 часа бывало ещё повечерье.
В праздничные дни в монастыри на богомолье стекалось огромное количество православных людей. Нравственный и духовный авторитет монашеских обителей был очень высоким, благодаря знаменитым подвижникам. Монастырь был символом веры, нравственной чистоты и примером высочайшего служения Богу, сохраняя это значение на протяжении веков. Поэтому и шли люди в монастырь на богомолье, иногда издалека, чтобы в нравственном смысле стать ближе к Богу.
Безусловно, есть и отрицательные примеры из жизни монашествующих, но это скорее исключение, чем правило. Не случайно монастыри были местом, куда определяли провинившихся церковнослужителей на покаяние.
Большая заслуга монашествующих была в сохранении чистоты православной веры. В Саратовской губернии, где было распространено много раскольничьих сект, это было очень актуально. В этом плане интересен послужной список иеромонаха Палладия. Ему, назначенному в 1834 г. миссионером по г. Саратову, за 11 лет удалось обратить в православие 561 раскольника из различных сект. Монахинями Краишевской общины в 1891 г. в православие было обращено 7 человек Австрийской секты. 29 — 30 апреля 1913 г. в Саратовском Крестовоздвиженском монастыре прошёл съезд всех настоятельниц женских монастырей Саратовской епархии под председательством Алексия, епископа Саратовского и Царицынского. Был введён однообразный порядок в управлении монастырями и открыты миссионерские курсы с целью противодействия сентанской пропаганде.
Современность
Повседневная жизнь в обители наполнена трудами и заботами. Монахини соблюдают суровый устав жизни. Церковный день начинается с вечерней храмовой службы, а подъем в обители происходит в половине пятого утра, насельницы сразу отправляются на службу в храме, которая длится несколько часов. Кроме этого, с большой радостью сестры, послушницы и миряне занимаются благоустройством территории монастыря. Трудолюбивая забота ощущается в каждом уголке обители и за ее пределами. Обязательным требованием жизни в монастыре является строгое послушание, читается неусыпаемая Псалтырь.
Социальная жизнь в Свято-Алексеевском женском монастыре ведется очень обширная и активная. Сестры заботятся о пожилых людях, многодетных семьях, малоимущим помогают продуктовыми наборами, вещами. В обители работают приют для сирот и воскресная школа для взрослых и детей. При монастыре открыты иконописная мастерская, вышивальный цех, ведется еще несколько полезных направлений деятельности.
Старый источник, расположенный теперь за стенами скита, обустраивается. К нему никогда не зарастала тропа, люди шли к целительному роднику во все времена. Теперь здесь есть благоустроенная купель, оборудуется часовня, вся площадь приобрела ухоженный эстетичный вид.
Новости
Архив
07:31
Пожарные при тушении огня в частном доме обнаружили сильно обгоревшие тела мужчины и женщины
4 октября 2021, 20:33
СУ СК: в Саратове семья из пяти человек отравилась угарным газом
4 октября 2021, 19:14
Саратовцы рассказали о своем медведе-патриоте в эфире федерального телеканала
4 октября 2021, 18:57
Саратовский врач рассказал, как беременные женщины с ковидом рожают на ИВЛ
4 октября 2021, 18:41
Пожар в Саратове, заинтересовавший следователей: жильцы считают, что он не был случайностью, а в администрации рассказали, куда обращаться
4 октября 2021, 18:38
Пенсионерку, которая не сделала тест на ковид после возвращения из Турции, спустя год настигла «мера государственного принуждения» в виде крупного штрафа
4 октября 2021, 18:27
У «Триумф Молла» лихач на кроссовере шнырял между рядами и едва не задавил пешеходов на «зебре»
4 октября 2021, 18:05
Саратовец, восстановивший разрушенный памятник архитектуры в центре города, упрекнул власти в бездумном ремонте тротуаров
4 октября 2021, 18:02
Президент изменил срок полномочий прокурора Саратовской области
4 октября 2021, 17:55
Владимир Путин учредил новый праздник в России. Он касается только мужчин
4 октября 2021, 17:44
Компании пришлось с помощью прокуратуры «выбивать» деньги у администрации
4 октября 2021, 17:23
Энергетики отчитались, что новые тепломагистрали по улицам Разина и Зарубина включены в городскую систему теплоснабжения
4 октября 2021, 17:20
Саратовчанка рассказала, что в городской клинической больнице не принимают планирующих забеременеть: ответ главврача
4 октября 2021, 17:16
В Заводском районе обрушилась стена кирпичного дома: госпитализирован мужчина
4 октября 2021, 17:03
Переселение из аварийного жилья. В квартире дома по Деловому проезду после пожара женщина и ее сын вынуждены жить в тамбуре, ситуацией заинтересовались следователи
4 октября 2021, 17:02
Саратовская областная дума покупает телевизоры, чтобы дарить их
4 октября 2021, 16:43
Горожанин отдал 11 тысяч рублей блондинке с «ангельским» голосом, а та оказалась переодетым мужчиной. Его вычислили по трем признакам
4 октября 2021, 16:14
Скончался скульптор, автор символа Энгельса — «быка-солевоза» Александр Садовский
4 октября 2021, 16:08
УФНС: в коронавирусный год в Саратовской области выросло количество миллиардеров
4 октября 2021, 15:36
Роспотребнадзор: из-за коронавируса во всей стране отменяются массовые мероприятия
4 октября 2021, 15:31
Пьяный молодой водитель на «Гранте» насмерть сбил двух пешеходов на Кумысной поляне: ему грозит 15 лет тюрьмы
4 октября 2021, 15:28
Коммунальщики отчитались, что ежесуточно в сеть подается 332 тысячи кубометров питьевой воды
4 октября 2021, 15:20
СМИ: саратовчанка увольняется с поста замминистра, чтобы стать депутатом Госдумы
4 октября 2021, 15:07
В Саратовском районе дачники рыли яму и нашли древний человеческий скелет
4 октября 2021, 15:02
Регоператор намерен до конца года перевести на прямые расчеты 31 управляющую организацию
4 октября 2021, 14:57
Из-за потопа в доме на Прокатной в квартире пенсионерки рухнул потолок. Дочь женщины жалуется на бездействие чиновников
4 октября 2021, 14:27
В Аткарке при раскопках мужчина оказался заживо погребен под землей: медикам не удалось его спасти
4 октября 2021, 13:49
Эпидемия ОРВИ и COVID-19. Полностью закрыты губернаторский техникум, 37 школ и 9 детских садов
4 октября 2021, 13:46
В частном доме Вольска семья с восьмилетним ребенком отравилась угарным газом
4 октября 2021, 13:33
«Из 50 штук осталось 4»: у заводчиков массово погибают рыбы после смены воды в аквариумах, в прокуратуру написана коллективная жалоба
Святыни монастыря
В храмах обители хранятся многие православные святыни. Они оказывают поддержку верующим, являют чудеса исцеления, укрепляют православную веру историями своих жизней и подвигов. Здесь хранятся частицы мощей двенадцати святых, среди них Евангелист и Апостол Марк, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Амвросий Оптинский, один из Вифлеемских великомучеников-младенцев.
В женской Алексеевской обители сохраняется для поклонения частица облачения преподобного Иова Почаевского, также для мирян доступны частица одежд Игнатия Брянчанинова и святых покровителей брака и семейной жизни Петра и Февронии. В монастыре сохраняются частицы гробов праведной Иулиании Муромской и преподобного Федора Санаксарского.