Саратовская духовная семинария

В помощь поступающему

ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ высшее специальное учебное заведениезакрытого типа Московского Патриархата, которое готовит священнослужителей Русской Православной Церкви. Срок обучения в семинарии — 5 лет. В Семинарию принимаются лица православного вероисповедания мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет (на заочную форму обучения — до 55 лет), имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.

Екатеринодарская духовная Семинария не принимает на обучение лиц с ограниченными возможностями в связи с наличием особых требований к поступающим, вытекающих из внутренних установлений Русской Православной Церкви. (Основание: п. 11 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ т 29.12.2012: «… духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации»).

Для поступления в Семинарию требуются следующие документы:

  • прошение о поступлении на имя ректора семинарии (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
  • рекомендация епархиального архиерея или рекомендация приходского священника (для поступающих из других епархий — рекомендация заверяется епархиальным архиереем) >> Образец рекомендации ;
  • заполненная анкета (заполняется в канцелярии семинарии при подаче документов);
  • паспорт (копии всех заполненных страниц);
  • военный билет или приписное свидетельство (копии всех страниц) ;
  • фотографии 9×12 см (одна) и 3х4 см (две);
  • свидетельство о рождении (копия);
  • справка о прописке (форма 9);
  • свидетельство об образовании (оригинал аттестата о полном среднем образовании или диплома о высшем образовании);
  • автобиография >> автобиография (образец) ;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (форма 086);
  • медицинский полис (действующий), справка о прививках;
  • справка из наркологического диспансера (оригинал);
  • справка из психоневрологического диспансера (оригинал)
  • свидетельство о крещении;
  • свидетельство о венчании и ксерокопия свидетельства о браке (для женатых);
  • сущим в сане — копию указа о рукоположении в священный сан и копию указа о назначении.

Документы принимаются с 1 июля до 10 августа.

Вступительные экзамены начинаются с середины августа. Занятия начинаются с 1 сентября.Студенты, обучающиеся по очной форме обучения обеспечиваются питанием, общежитием.Во время вступительных экзаменов проживание и питание в семинарии бесплатное.Граждане ближнего и дальнего зарубежья должны купить российский полис добровольного медицинского страхования.

Прием в Екатеринодарскую духовную семинарию осуществляется по результатам дополнительных вступительных испытаний профессиональной направленности – Закон Божий, основы церковного пения и собеседование. Также при поступлении учитывается результаты ЕГЭ по обязательным дисциплинам – полученный балл должен быть не ниже минимально установленного для поступления в вузы.

Вступительные испытания также включают письменный экзамен в форме изложения с элементами сочинения на тему одной из Евангельских притч.

На собеседовании абитуриент должен:

  • показать знание Священного Писания, Церковной истории, основ Литургики;
  • показать осмысленное знание наизусть основных молитв:

начальных: «Слава Тебе. Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Приидите поклонимся…»;утренних: «От сна восстав», «Боже, очисти мя грешного», «Пресвятая Владычица моя, Богородице», «Святый ангеле»;вечерних: «Боже вечный», «Вседержителю Слово Отчее», «Благаго Царя Благая Мати», Ангелу Хранителю;молитвы Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Милосердия двери», «Не имамы иныя помощи», а также: Символа веры, Заповедей Моисея, Заповедей Блаженств.

Абитуриент должен знать тропарь своему святому. Псалмы 50-й и 90-й, тропари двунадесятых праздников, молитву перед причащением, молитву преп. Ефрема Сирина.

  • уметь читать Псалтирь на церковнославянском языке;
  • пройти проверку музыкального слуха.

Ректоры

  • Никодим (Лебедев) (1830 — 1833)
  • Анастасий (1833)
  • Спиридон (Грацианов) (29 ноябpя 1833 — 16 апреля 1849)
  • Сергий (Назаретский) (16 апреля 1849 — 1857)
  • Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 — 1865)
  • Григорий Максимов (1906 — 1910)
  • Василий (Бирюков) (1910 — 1911)
  • Серафим (Лукьянов) (9 августа 1911 — 1914)
  • Борис (Соколов) (1914 — 1918)
  • Феогност (Дерюгин) (1948 — 1950)
  • Сокаль Иван Иванович (1950 — 1953)
  • Феодосий (Погорский) (1957 — 1958)
  • Агафонов Николай Викторович (1992 — 1995)
  • Александр (Тимофеев) (1995 — 2003)
  • Лонгин (Корчагин) (2003 — 25 августа 2020)
  • Игнатий (Депутатов) (25 августа — 20 ноября 2020)

Известные выпускники

  • 1836 — свт. Гурий (Карпов), архиеп. Таврический
  • 1842 — Прав. Александр Чагринский, свящ.
  • 1850 — Нестор (Метаниев), еп. б. Дмитровский
  • 1876 — сщмч. Константин Голубев, прот.
  • 1883 — Несмелов Виктор Иванович, проф. КазДА
  • 1885 — Петр (Соколов), архиеп. Петровский
  • 1886 — Соколов Иван Иванович, проф. КазДА
  • 1888 — сщмч. Феофан (Ильменский), еп. Соликамский
  • 1889 — Серафим (Александров), митр. Казанский
  • 1891 — сщмч. Иоанн (Днепровский), свящ., выбыл из 1-го класса по прошению
  • 1893 — сщмч. Петр Покровский, свящ.
  • 1895 — Полянский Евлампий Яковлевич, проф. КазДА
  • 1899 — сщисп. Виктор (Островидов), еп. Глазовский
  • 1900 — Серафим (Лукьянов), митр. Западно-европейский
  • 1901 — Онисифор (Пономарев), архиеп. б. Калужский
  • 1901/2 — сщмч. Иоанн Миротворцев, свящ.
  • 1902 — Николай Часовников, свящ.
  • 1911 — сщмч. Феодор (Смирнов), еп. Пензенский
  • 1914 — сщмч. Петр Зиновьев, свящ.
  • 1915 — Питирим (Свиридов), митр. Крутицкий
  • 1917 — сщмч. Гавриил Архангельский, свящ.
  • 1918 — сщмч. Николай Сафонов, прот.
  • 1951 — Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский
  • 1953 — Ювеналий (Тарасов), схимитр. б. Курский
  • 1955 — Варфоломей (Калугин), архим.
  • 1961 — Серафим (Тихонов), архиеп. Пензенский
  • 1997 — Флавиан (Митрофанов), еп. б. Череповецкий
  • 1999 — Симон (Морозов), еп. Шахтинский
  • 2000 — Серафим (Домнин), митр. Пензенский
  • 2002 — Тарасий (Владимиров), еп. Балашовский
  • 2004 — Филарет (Коньков), еп. Барышский

Семинария в советское время

В послевоенное время семинария ненадолго возобновила свою работу. Это стало возможным благодаря некоторому потеплению в отношении государства к Церкви.

Возрожденная семинария столкнулась с серьезными проблемами: не хватало преподавательских кадров; практически полностью отсутствовали учебные пособия; здания и помещения не были приспособлены для занятий. Но, несмотря на все трудности, семинаристы учились с воодушевлением.

Первым ректором семинарии был назначен клирик Свято-Троицкого кафедрального собора митрофорный протоиерей Николай Черников. Церковный устав и катехизис вел настоятель Духосошественского собора митрофорный протоиерей Серафим Казновецкий, русский и церковнославянский языки — С.Е. Победоносцев, а затем М.П. Цветков, латынь и один из богословских предметов — Л.А. Гринченко. Наставник еще старой, дореволюционной семинарии, назначенный инспектором, Д.Г. Яхонтов читал лекции по истории Церкви и Конституции СССР. Учителями греческого языка в разное время были Н.А. Палимпсестов, С.П. Сергиевский, Н.П. Иванов, Н.М. Рыгалов и священник Василий Платонов.

В 1955 году в семинарии обучались 88 воспитанников; корпорация преподавателей насчитывала 11 человек. В 1956 году число учащихся увеличилось до 100 человек.

В начале 1959 года состоялся внеочередной XXI съезд КПСС, констатировавший, что Совет­ский Союз вступил в период развернутого строительства коммунизма. Одной из основ этого строительства должно было стать полное уничтожение «религиозных пережитков». В 1960 году набор семинаристов прекратился и в 1961 году семинария была закрыта, а воспитанников распределили между Московской и Ленинградской духовными семинариями.

За 13 лет своего послевоенного существования Саратовская семинария подготовила около 120 священников; 37 ее выпускников несли службу в приходах Саратовской епархии. Несколько выпускников удостоились впоследствии святительского сана. В их числе — митрополит Иоанн (Снычев) и схимитрополит Ювеналий (Тарасов).

Дореволюционный период

У Саратовской семинарии непростая история. Она началась в 1830 году при епископе Моисее (Богданове-Платонове, † 1834), хотя попытки открыть духовную школу предпринимались ранее: необходимость в образованных священниках в большой по территории и немалой по населению Саратовской епархии, в которой к тому же был сильно распространен раскол, была огромной. Поэтому основной специализацией семинарии стала миссионерская деятельность и противодействие расколу и сектантству.

Для духовной школы были приобретены четыре каменных здания с флигелями, хозяйственными по­стройками и службами. Домовой церкви в семинарии не было — воспитанники посещали богослужения в расположенном неподалеку Свято-Троицком соборе.

Своего расцвета семинария достигла при епископе Иакове (Вечеpкове, † 1850). Духовное образование было предметом особого внимания со стороны этого выдающегося архипастыря. Владыка Иаков передавал в библиотеку семинарии почти каждую купленную или подаренную ему книгу, а перед отъездом на Нижегородскую кафедру оставил семинарии все свое немалое книжное собрание. Благодаря стараниям преосвященнейшего Иакова и его преемника преосвященного Афанасия (Дроздова, † 1876) семинарская библиотека очень скоро превратилась не только в одну из книжных сокровищниц Саратова, но и в настоящий музей с обширными собраниями рукописей, монет, разнообразных археологических находок. Семинария стала одним из лучших духовных учебных заведений в России. В ней зародилась подлинная научная деятельность, чему способствовала и первоклассная преподавательская корпорация, в которую входили талантливые выпускники духовных академий. В их числе — профессор риторики, поэзии и французского языка К.М. Сокольский; преподаватель философии, греческого языка и гражданской истории И.Ф. Синайский; преподаватель физико-математических наук и немецкого языка Я.А. Розанов; преподаватель словесности, магистр богословия Г.И. Воскресенский и преподаватель философии, кандидат богословия И.П. Иловайский. В Саратовской семинарии также начинал свою педагогическую и научную деятельность известный русский востоковед Гордий Семенович Саблуков.

Среди выдающихся выпускников семинарии первых десятилетий — святитель Гурий (Карпов, † 1882 ), архиепископ Симферопольский и Таврический, священномученики Константин Голубев и Феофан (Ильменский), известный богослов Александр Павлович Лопухин, религиозный философ Виктор Иванович Несмелов и другие видные деятели Церкви. В числе ректоров семинарии был знаменитый духовный писатель архимандрит Никанор (Бровкович), впоследствии ставший архиепископом Херсон­ским и Одесским.

Значительное событие в истории духовной школы произошло в 1885 году, когда она переехала в новое здание (ныне — на пересечении улиц Горького и Мичурина), где была освящена домовая семинарская церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Начало ХХ века стало непростым временем для семинарии. Революционные настроения, взбудоражившие все сферы общественной жизни страны, проникли и в стены духовной школы. И хотя бунтовщики из числа воспитанников исключались, семинарии пришлось пережить немало тяжелых испытаний. Они продолжились с началом Первой мировой войны, когда ряд аудиторий заняли воинские части, что вызвало большие трудности в организации учебного процесса, но все-таки он продолжался.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года семинария была закрыта, здания и подсобные помещения перешли в ведение государства. Начались трудные для Русской Православной Церкви времена, когда исповедование веры могло стоить жизни не только священнику, но и мирянину, и среди выпускников семинарии были те, кто удостоился мученического венца в годы гонений.

Возрождение духовной школы

В конце 80-х годов ХХ века началось возрождение духовной жизни в России. Церковь получила возможность свободно проповедовать и заниматься общественной деятельностью; были открыты тысячи новых приходов, восстановлены и построены заново сотни храмов, которые нуждались в хорошо подготовленных священниках. Поэтому возрождение духовной школы в Саратове стало приоритетной задачей для саратовского архиепископа Пимена (Хмелевского). Благодаря его усилиям епархии было передано здание архиерейского дома на улице Волжской, где 3 сентября 1992 года семинария возобновила свою работу.

Владыка Пимен сам принимал вступительные экзамены. Первый набор учащихся составил 20 человек, в основном это были саратовские абитуриенты. В кратчайший срок был сформирован преподавательский состав, в который вошли протоиерей Василий Стрелков, священник Константин Нефедов, священник Константин Проскурин, протодиакон Михаил Беликов, А.К. Сычев, Н.В. Садовский и А.Г. Пенькевич, впоследствии принявший священный сан. Из свет­ских вузов пришли Е.Н. Ардабацкий, В.Н. Парфенов, В.И. Евдокимов, Г.А. Воскресенская, М.Ф. Коротеева, В.Н. Гасилин, М.Ф. Козырев. Первым ректором стал протоиерей Николай Агафонов.

Поначалу семинарии пришлось пережить немало трудностей. Учебные занятия проходили в малоприспособленном и плохо отремонтированном здании. Здесь же был оборудован семинарский храм в честь Успения Божией Матери, размещалось общежитие воспитанников.

В 1993 году с архипастырским визитом Саратов­скую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он побывал и в Саратовской семинарии, о чем сохранились воспоминания в дневниках Владыки Пимена. Святейший Патриарх подарил семинарии Казанскую икону Божией Матери и несколько десятков книг по богословию. В настоящее время эта икона находится в учебном корпусе, напоминая о первых годах возрожденной Саратовской духовной семинарии.

После смерти в 1993 году архиепископа Пимена до 1995 года Саратовская епархия, а вместе с ней и семинария пережили ряд трудностей. Назначенный в марте 1994 года на Саратовскую кафедру епископ Нектарий (Коробов) через полгода после своего прибытия в Саратов погиб в автомобильной катастрофе. В июле 1995 года решением Священного Синода на Саратовскую кафедру был назначен бывший Председатель Учебного комитета Синода и ректор московских духовных школ архиепископ Александр (Тимофеев, † 2003). С началом его служения открылась новая страница в истории Саратовской духовной семинарии.

Архиепископ Александр принял решительные меры, направленные на улучшение жизни учащих и учащихся. В первую очередь было налажено бесперебойное систематическое финансирование семинарии из бюджета епархии. Были скорректированы старые и подготовлены новые учебные планы и программы.

Владыка Александр пригласил в семинарию ряд преподавателей и выпускников Московской Духовной Академии, среди них — кандидат богословия, историк архимандрит Никон (Лысенко); кандидат богословия сектовед Роман Разинков (впоследствии принявший священный сан); иеромонах Хрисанф (Каменный); иеромонах Иероним (Миронов); иеромонах Никодим (Чибисов), ныне епископ Анадырский и Чукотский; игумен Варфоломей (Денисов), ныне первый проректор семинарии.

После окончания семинарии многие выпускники продолжили обучение в духовных академиях и затем вернулись в стены родной альма-матер уже в качестве преподавателей. В их числе — кандидат богословия протоиерей Димитрий Полохов, ныне проректор семинарии по научно-богословской работе, священники Сергий Штурбабин, Кирилл Краснощеков и другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector