Свято-алексеевский женский монастырь (саратов): адрес, телефон, святыни монастыря

История

В 1848 году Афанасий (Дроздов), архиепископ Саратовский и Царицынский, купил для архиерейской дачи в районе Спасо-Преображенского мужского монастыря в четырёх вёрстах от Саратова участок земли площадью около 16 га, на котором располагались роща и сад. Через некоторое время там возник мужской скит, отчего это место стали называть Верхней Монастыркой. При Павле (Вильчинском), занимавшем кафедру в 1882—1889 годах, там построили храм во имя митрополита Алексия, в котором ежедневно совершались богослужения.

Впоследствии площадь скита увеличилась до 22 гектаров. В районе скита появился источник питьевой воды, что связали с молитвами его членов. Вода из этого источника по керамическому водопроводу подводилась к скиту, где были устроены пруд и фонтан, и к слободе, окружавшей скит.

23 января 1918 года земли скита были секуляризованы, храм перестроен (уничтожены были купола и звонница). По некоторым сведениям, насельники скита были подвергнуты гонениям, а часть их была убита в подвале храма. Сад при монастыре был по большей части вырублен и заброшен, водопровод и фонтан были разрушены, но родник сохранился. В 1929 году на территории монастыря был расположен детский туберкулёзный санаторий, в 1940-е годы её стали застраивать частными домами, а в 1969 году в зданиях, сохранившихся от скита, была расположена гинекологическая больница № 2 Кировского района.

В 1982 году земельный участок, занимаемый больницей, был отведен для отдела здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году там расположилась глазная клиника. На следующий год часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Там же планировалось построить в 13-й пятилетке инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».

9 апреля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский) направил в горсовет письмо с просьбой возвратить церкви Алексиевский скит для его возрождения и создания при нём дома престарелых. 26 ноября 1990 года Пимен обратился с письмом к настоятелям храмов Саратовской епархии о содействии в организации женского монастыря. 28 декабря того же года на заседании президиума Саратовского горсовета было принято решение отложить рассмотрение вопроса о возвращении Алексиевского скита верующим. В течение 1990-1992 годов вопрос возвращения здания как архиерейской дачи, так и всего скита рассматривался различными инстанциями; собирались документы, поступали от жителей письма в поддержку восстановления обители.

В 1991 году зарегистрированное православное общество Алексиевского храма добилось решения о закреплении за скитом 5,6 га земли, а 14 января 1991 года Пимен принял Устав Алексиевского храма и назначил его настоятеля — архимандрита Василия (Захарича). 22 января 1991 года горисполком принял решение о возвращении Алексиевского скита Русской Православной Церкви, однако исполнение этого решения встретило определённые трудности: надо было предоставить предприятиям, занимавшим здания монастыря, новые помещения (местным жителям, поселившимся на территории скита, Пименом были переданы дарственные).

В 1992 году на Пасху в церкви скита состоялось первое после 1918 года богослужение. Местные жители и новые насельники убрали мусор, облагородили сад, установили колокол. Были начаты работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. 21 июня 1993 года скит посетил патриарх Алексий II. С октября 1996 года в скиту стали ежедневно совершаться богослужения.

25 декабря 1997 года решением Священного Синода скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь. Были построены баптистерий, келейный сестринский корпус, насажен фруктовый сад, разбит огород, заведены коровы, куры. В 2000 году обустроили пасеку. 25 июня 2000 года освятили новый придел храма — в честь святой Анны Кашинской. В том же году состоялся первый набор в епархиальную школу регентов, воспитанницы которой проживают и обучаются при монастыре, поют на клиросе и несут послушания. В 2006 году монастырь стал участником выставки «Православная Русь-2006».

Рады приветствовать вас на страницах нашего сайта

Женский монастырь Михаила Архангела — новый монастырь, и это достаточно необычно для нашего периода церковного возрождения, т.к. вновь открывающиеся монастыри обычно возникают на базе старых, имевших свою историю, свои святыни, свои старинные (пусть даже разрушенные) строения, свою историческую территорию, свою летопись.

Наш монастырь строился на месте, где никогда не было монастыря. Ведь там, где он мог бы возродиться – в центре города Ульяновска, все было тщательно порушено и показательно застроено к столетнему юбилею земляка, имя которого запечатлено в названии самого города.

Итак, наш монастырь основан в 1994 году в сорока километрах от города,
в с. Комаровке. В области сохранилось совсем немного храмов, вот и в селе Комаровка, отстоящей в километре от «большака», сохранился остов Свято-Михайловского храма. На приход здесь  рассчитывать не приходилось, ибо деревня вымирала.

В октябре 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил открытие при храме женского монастыря.

Сам храм появился в селе Комаровка Симбирской губернии незадолго до революции. Более точных сведений, к сожалению, не сохранилось. Но осталось местное предание о строителе храма.

Предание…

Некий  богатый купец владел имением в селе Комаровка. Липовая аллея, ведущая к его усадьбе, и сейчас просматривается сквозь выросший орешник.

Человек этот имел  жену — красивую и весьма благочестивую женщину. В их семейной жизни царили совет да любовь. Но однажды приятели купца любопытства или шутки ради решили посмотреть, какова будет реакция их благочестивого друга, узнай он о неверности жены. Сговорившись, они намекнули ему о ее супружеской «неверности». Бровь не дрогнула на лице купца и при друзьях он промолчал, но, вернувшись домой, в страшном припадке ревности убил свою жену.

Когда выяснились все обстаятельства оговора и невинностьоклеветанной жертвы, отчаянью вдовца не было предела. Тогда он дал обет построить храм в честь Архангела Михаила — небесного отмстителя за всякую клевету. Построенный в честь женщины-праведницы, он не только уцелел до наших дней, но и собрал вокруг себя женщин.

Возрождение

Небольшой, но очень изящный, устремленный в небо, как корабль в пустыни, храм вместе с большинством других  был закрыт в 1939 году.

В 1991 году, объезжая пределы епархии, епископ Симбирский и Мелекесский Прокл обратил внимание на стоящий в стороне от домов села Комаровка полуразрушенный остов храма. Живописное местоположение напомнило ему монастырь в Пюхтицах, и он решил, что это вполне подходящее место для основания женского монастыря

Этот замысел Владыки были подкреплен самим Архангелом Михаилом, явившемся ему в легком сне. Архангел как-будто простирал благословляющие длани над местом будушего монастыря. Через несколько  лет появилась и монастырская икона, изображавшая это видение Владыки и названная в честь него — «Покров Архангела Михаила».

В июне 1995 года Владыка назначает сначала строительницей, а затем и исполняющей обязанности настоятельницы будущей обители инокиню Марину (Митропольскую М.Г. —  в настоящее время игуменья Магдалина). С этого времени началось активное строительство новой обители в честь Михаила Архангела.

Первый маленький дом был построен за 4 месяца из старого сруба для того, чтобы можно было ночевать на территории монастыря. Сейчас монастырь имеет уже одиннадцать жилых зданий, среди которых — большая благоустроенная гостиница для паломниц.

Монастырь расположен на холме и, как полуостров, с трех сторон окружен оврагом, многочисленные источники которого заполняют монастырский пруд.

С юго-западной стороны оврага к ручью спускаются монастырские сады и виноградник. Тамже расположен монастырский пчельник павильонного типа.

Постоянные ветры на этой территории мешали росту растений и ранее пустынное место было засажено елями, соснами и каштанами. С появлением деревьев появились и птицы: соловьи, скворцы, трясогузки, ласточки, малиновки, белые совы и др. Прилетают даже куропатки, а над прудом кружит цапля, тогда как раньше не видно было даже воробьев.

Внизу на источнике поставили изящную купальню в честь Архангела Михаила, в которую погружаются для оздоровления. Вода в купели лечебная, т.к. проходит сквозь пласты голубой глины, to+4C и зимой, и летом.

Сам монастырь, как небольшая пограничная крепость, встал на краю Симбирской губернии. Рядом, в десяти километрах, начинается Татарстан, чуть подальше — Мордовия и Чувашия.

Как добраться на машине, общественном транспорте

Иоанновский женский монастырь (Алексеевка) на берегу Волги часто посещают паломники. Добраться в монастырь можно из Саратова или Самары. Координаты святого места 52.293463, 48.012633

От Саратова монастырь находится на расстоянии 200 км. На машине необходимо ехать по трассе Р-229 вдоль Волги до Балаково, где перебраться на другой берег реки и продолжить движение по трассе Р-228. От автовокзала Саратова регулярно отправляется маршрутка 646, выходить надо на автостанции Хвалынска, затем пешком. В целом дорога займет 4-5 ч.

Из Самары можно доехать, отправившись с центрального автовокзала на автобусе 602 в Тольятти. Из Тольятти, воспользовавшись маршруткой №303, необходимо доехать в пос. Жигулевское море, откуда маршрутки 3292, 826, 772 едут в направлении Балаково через Сызрань. Дорога занимает не менее 5 ч., на автомобиле надо проехать 300 км по трассе Р-229.

Иоанновский женский монастырь в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского п.Алексеевка

Настоятельница: игумения Еликонида (Лысенко).

Богослужения проводятся в воскресные и праздничные дни.
Начало Литургии в 9.00. Вечернее богослужение в 16.00

Расписание служб можно посмотреть в разделе «Расписание богослужений»

Адрес: 412761, Саратовская область, Хвалынский район, с.Алексеевка, ул. Чапаева, 2в.Сайт монастыря: http://ioann-monastir.ru/

Историческая справка:

Русское село Алексеевка было основано в XVII веке на правом берегу Волги. Село было владельческим, земли и крестьяне до XIX века принадлежали помещикам Голицыным и Карачинским, после чего перешли к графине И. И. Воронцовой-Дашковой. Первая деревянная православная церковь с колокольней и престолом во имя преподобного Сергия Радонежского была построена в Алексеевке тщанием прихожан в 1788 году.

                                                

Церковь Сергия Радонежского. Фото ХIХ века

С 1848 года землевладельцем в Алексеевке являлся граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков, при котором была построена усадьба и заложен парк. В 1870 году Церковь была перестроена, в штате её причта состояли священник, дьякон и псаломщик. В 1894 году в храме проводился новый ремонт. В том же году, 3 июля, Алексеевку посетил пастырь-протоиерей Иоанн Сергиев, ныне канонизированный в лике святых праведных как Иоанн Кронштадтский, отслуживший в Сергиевской церкви утреню и литургию.

В 1914 году на средства купца из Николаевска (Пугачёва) С. И. Горкина был заменён церковный колокол. В 1930 году Сергиевская церковь была закрыта. Лишившееся колоколов здание планировалось реорганизовать под клуб мастерам-судоремонтникам. Попечитель церкви, священник и двое прихожан были арестованы по обвинению в антисоветской агитации. Семью годами позже по той же статье были репрессированы ещё одна прихожанка храма и псаломщик К. Н. Просвирин, расстрелянный в 1938 году в Вольске. 16 марта1931 года здание было передано под детский сад, впоследствии разрушено.

Фундамент новой церкви был заложен в 2002 году по инициативе местных жителей Р. И. Самышкина и А. И. Андреева. Средства собирались прихожанами и при поддержке депутата Госдумы В. В. Володина. Активное строительство велось с 2006 года.

С февраля 2008 года храмовый комплекс получил статус подворья Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова. 27 декабря этого же года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, святых праотец, Преосвященнейший Епископ Лонгин совершил чин Великого освящения храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского и отслужил в нём Божественную литургию.

Назад к списку

Саратовский Свято-Алексиевский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

При епископе Павле (Вильчинском; †1908), находившемся на кафедре с 5 апреля 1882 года по 16 декабря 1889 года, был сооружен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Богослужения совершались иноками ежедневно. Скит располагался на 22-х гектарах земли, стоял на возвышенном месте в куще зеленых деревьев и садов. Из родника, на склоне горы, по керамическим трубам поступала вода, которая использовалась для нужд скита и местными жителями. В скиту был пруд и фонтан. На территории скита была расположена археологическая ценность — «Вишневое городище» (стоянка древнего человека). Со временем место, занимаемое скитом, вошло в черту города и оказалось в районе остановки «1-я Дачная». Улица, ведущая к скиту, получила название Алексеевской. 23 января 1918 года декретом СНК РСФСР Алексиевский скит был отчужден у Русской Православной Церкви и с того времени сменил много хозяев. В 1929 году здесь разместили детский туберкулезный санаторий. Храм потерял свой первозданный вид. Было снесено пять куполов и звонница. Сад был заброшен и большей частью вырублен. Не стало фонтана и водовода, остался лишь один родник.

В 40-е годы скитская земля стала застраиваться частными домами. В 1969 году в ските расположили гинекологическую больницу № 2 Кировского района. В 1982 году весь земельный участок, занимаемый больницей, был отведен отделу здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году на территории скита находилась глазная клиника. В 1986 году часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Здесь же планировалось в 13-й пятилетке построить инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».

09 апреля 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен направил в горсовет письмо с просьбой возвратить Русской Православной Церкви Алексиевский скит для возрождения и создания на его территории дома престарелых.

26 ноября 1990 года архиепископ Пимен обратился письмом к настоятелям храмов епархии о содействии в организации на территории Алексиевского скита женского монастыря. В этом же году комитетом по жилищной политике было принято решение содействовать передаче Алексиевского скита Русской Православной Церкви. 28 декабря 1990 года состоялось заседание президиума Саратовского горсовета, на котором было принято решение отложить рассмотрение вопроса о возвращении Алексиевского скита Русской Православной Церкви. В течение 1990-1992 годов вопрос возвращения здания архиерейской дачи и всего скита в целом рассматривался различными инстанциями. Собирались документы. На имя председателя горсовета поступали от жителей письма в поддержку возрождения обители.

В 1991 году зарегистрированное православное общество Алексиевского храма добилось решения о закреплении за скитом 5,6 га земли. 14 января 1991 года архиепископом Пименом был принят и зарегистрирован Устав Алексиевского храма и назначен настоятель — протоиерей Владимир Захарич, в иночестве архимандрит Василий. 22 января 1991 года на заседании горисполкома большинство делегатов проголосовали за возвращение Алексиевского скита Русской Православной Церкви. Решение было принято, но исполнение его осложнялось тем, что надо было предоставить предприятиям, занимавшим монастырские здания, новые помещения.

В 1992 году на Святую Пасху в церкви скита состоялось первое богослужение, жизнь вернулась в Алексиевский скит. При участии местных жителей был убран мусор, облагорожен сад, установлен колокол, начались работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. С октября 1996 года в Свято-Алексиевском женском ските ежедневно совершаются богослужения.

21 июня 1993 года Свято-Алексиевский скит посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

25 декабря 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Алексиевский скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь, первой настоятельницей была утверждена монахиня Анна (Аникеева).

08 декабря 2003 года монахиня Феодосия (Бессонова) назначена исполняющей обязанности настоятельницы Свято-Алексиевского женского монастыря, а 05 апреля 2004 года решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви утверждена в должности настоятельницы монастыря.

Интересные факты и легенды

Легенда утверждает, что название деревне Алексеевка было дано в память о московском митрополите и чудотворце Алексие, который в XIV в. проезжал эти места, направляясь в Золотую Орду. Монастырь, хотя формально является самым молодым в Саратовской епархии и области, тем не менее стремится быть духовным преемником храма, в котором отслужил заутреню и литургию св. Иоанн Кронштадтский.

С этим посещением связано немало воспоминаний:

  1. Коляску, в которой св. Иоанна доставили с пристани, расположенной в 2 км от села, встречали все жители Алексеевки, их тогда насчитывалось около 3000 человек.
  2. Во время службы в церкви св. Иоанн пел на клиросе с певчими.
  3. Рядом с монастырем сохранилась усадьба, принадлежавшая графу Воронцову-Дашкову, в которой после революции была устроена колония для детей им. Джона Рида. Затем здание передали совхозу, бывшего подсобным хозяйством Балаковского машиностроительного завода.
  4. Расстрелянный в 1938 г. церковный псаломщик В. Пиксанов причислен к лику новомучеников.

Алексеевка является родиной Героев Советского Союза летчиков В. Трубаченко и Л. Грошева. Здесь родились известный политический деятель В. Володин, легкоатлет — призер Олимпийских игр В. Казанцев, а также Герой РФ и академик РАН В. Пашин – его именем названа школа в Алексеевке.

Святыни монастыря

В храмах обители хранятся многие православные святыни. Они оказывают поддержку верующим, являют чудеса исцеления, укрепляют православную веру историями своих жизней и подвигов. Здесь хранятся частицы мощей двенадцати святых, среди них Евангелист и Апостол Марк, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Амвросий Оптинский, один из Вифлеемских великомучеников-младенцев.

В женской Алексеевской обители сохраняется для поклонения частица облачения преподобного Иова Почаевского, также для мирян доступны частица одежд Игнатия Брянчанинова и святых покровителей брака и семейной жизни Петра и Февронии. В монастыре сохраняются частицы гробов праведной Иулиании Муромской и преподобного Федора Санаксарского.

Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря в Ярославской области

Свято-Алексиевская пустынь — мужской монастырь в селе Новоалексеевка Переславского района Ярославской области (Ярославская и Ростовская епархия), бывшая пустынь Феодоровского женского монастыря. В конце XIX века на этом месте была основана Алексеевская пустынь Феодоровского женского монастыря, что близ деревни Выползова слободка. В 1891 году на средства купчихи Анны Афанасьевны Ашукиной был заложен Храм Алексия человека Божия, достроенный и освящённый в 1903 году.

Архитектор храма — К.В. Терский. Храм был одноглавым, с одной апсидой (и одним престолом внутри), бесстолпный, с пристроенной колокольней; в архитектурном смысле церковь была выстроена в эклектическом стиле. Её интерьер — лепнина и роспись — выполнены в стиле классицизма. Рядом с храмом располагалось монастырское кладбище. Территория пустыни была обсажена по периметру соснами и елями.

В советское время пустынь была разграблена и разрушена. Восстановление обители началось в первой половине 1990-х годов под руководством священника о. Алексия Василенко — на частные пожертвования и собственные сбережения. В 1992 году пустынь снова открыта как Православная Обитель-Братство Милосердия. В настоящее время в Свято-Алексиевской Пустыни примерно уже более 400 насельников. Существует обитель за счёт собственного хозяйства, доходов от возделывания принадлежащей монастырю земли и частные пожертвования. Работает приют для более 200 детей (в основном сирот), которые под руководством насельников монастыря участвуют в летних археологических раскопках в Крыму и помогают составлять музейную коллекцию.

В 1996 году открыта православная классическая гимназия имени протоиерея Василия Лесняка (директор — Ирина Фёдоровна Войдилова; среди преподавателей — Фёдор Конюхов). В связи с существованием приюта и гимназии при монастыре в целях безопасности детей доступ посетителей на обширную территорию, принадлежащую монастырю, ограничен.

С 2001 года при монастыре действует кадетский корпус для воспитания будущих солдат, где с пятого класса дети изучают тактическую и огневую подготовку. Ребята получают строевую, огневую, физическую, тактическую, инженерную подготовку, изучают военную топографию и химическую защиту. Подготовку кадет ведёт Ярославский зенитный ракетный институт ПВО, учебный центр выживания и спасения летного состава ВВС в городе Джубга.

С 2012 года Обитель приобрела статус Архиерейского Монастырского Подворья.

Cовременное состояние

В наши дни всё продолжается благоустройство монастыря и восстановление его хозяйства: строится часовня и купальня на территории, прилегающей к монастырскому источнику.

На сегодняшний день в монастыре 20 насельниц, из них 11 монахинь, остальные — инокини и послушницы. При монастыре создан детский приют для девочек, в котором на сегодняшний день пять воспитанниц. Кроме того, насельницы помогают дому-интернату для детей с пониженным зрением, предоставляют нуждающимся питание и оказывают материальную помощь многодетным семьям. Монастырь осуществляет сотрудничество с юридическим институтом МВД. С 1997 года при монастыре работает воскресная школа. При ней действуют кружки шитья и рукоделия, художественной резьбы по дереву, компьютерной грамотности.

Настоятели и наместники

  • Паисий Дубенский, строитель (упом. 1695)
  • Павел, игумен (упом. 1704)
  • Стахий, игумен (август 1710 — 1725)
  • Варлаам, архимандрит (упом. 1726)
  • Андриан, игумен (1730 — июль 1734)
  • Сергий, игумен (1735)
  • Макарий, игумен (1735 — 1740)
  • Сергий, игумен (1740 — 1742), 2-й раз
  • Авраамий, игумен (1742 — 1744)
  • Иоасиф, игумен (1744 — 1751)
  • Гавриил, игумен (1751 — 1752
  • Антоний, настоятель (1752 — 1758)
  • Ларион, архимандрит (март 1759 — ?)
  • Иссия, игумен (? — 1763)
  • Макарий, архимандрит (1763 — 1774)
  • Иероним, архимандрит (1774 — 1775)
  • Иоасиф, иеромонах (март 1775 — ?)
  • Антоний (1775 — ?)
  • Макарий, игумен (? — ноябрь 1783)
  • Феофил (упом. в сентябре 1787)
  • Лавр (упом. 1788)
  • Пароский (упом. 1792)
  • Сергий (июнь 1796 — ?)
  • Афанасий, иеромонах (1802 — 1806)
  • Евгений, иеромонах (1807 — 1809)
  • Савва (1810 — декабрь 1823)
  • Геннадий, иеромонах (январь 1824 — март 1824)
  • Арсений (18 марта 1824 — 27 сентября 1832)

Ректоры Саратовской духовной семинарии

  • Никодим (Лебедев) (30 ноября 1832 — 29 апреля 1833)
  • Спиридон (Грацианов) (12 ноября 1833 — 1855)
  • Сергий (Назаретский) (1853 — ?)
  • Никанор (Бровкович) (1 декабря 1857 — 24 ноября 1865 )

Архимандриты

  • Гимнасий (Воскобойников) (24 марта 1870 — 15 декабря 1877)
  • Вадим (1878 — 9 ноября 1881 )
  • Моисей (август 1889 — 21 февраля 1892 )
  • Моисей (13 ноября 1896 — 8 марта 1898)

Викарные епископы

  • Никон (Софийский) (8 марта 1898 — 6 февраля 1899) )
  • Гермоген (Долганёв) (1902 — 1911)
  • Дионисий (Прозоровский) (1912 — 1916)
  • Леонтий (Вимпфен) (1916 — май 1917)
  • Дамиан (Говоров) (июнь 1917 — ?)

    Варлаам (Пикалов) (1916 — 1920)

Монастырь был закрыт до 2011 года

Наместники

Про странствия. Свято-Алексиевский монастырь (Саратов)

Поделиться

Чтобы в Саратове попасть в Свято-Алексиевский женский монастырь, нужно доехать до остановки «Первая Дачная». Название говорит само за себя – здесь издавна было любимое горожанами место отдыха. В девятнадцатом веке живописный уголок, в котором расположена сегодня обитель, и вовсе не входил в городскую черту.

В 1948 году архиепископ Афанасий (Дроздов) купил здесь для архиерейской дачи обширный участок земли с садом и рощицей. Сохранилась газета «Саратовские епархиальные ведомости» за 1978 год, в которой сообщается, что «на участке, приобретенном владыкой Афанасием, саратовские архиереи имеют летнее жительство». Находясь на отдыхе, епископы совершали богослужения в Спасо-Преображенском мужском монастыре, что находился неподалеку.

В восьмидесятых годах девятнадцатого века владыка Павел Вильчинский отдал распоряжение построить при дачной архиерейской резиденции храм во имя святителя Алексия. При храме был организован монашеский скит, насельники которого каждый день совершали литургию в новой церкви. Считается, что именно усердная молитва иноков послужила причиной того, что на территории скита, под горой, забил целебный родник. Источник оборудовали керамическим водопроводом, по которому вода поступала вверх, к монастырским зданиям. В скиту был устроен пруд и фонтан.

Появление родника с радостью восприняли не только монахи, но и жители слободки, расположенной рядом с обителью – ведь прежде здесь никогда не было источника питьевой воды. Чистейшая влага этого ключа, пройдя самые строгие современные экспертизы, и сегодня пользуется любовью саратовцев. Ежедневно к источнику приходит порядка двухсот человек, почти всегда здесь стоит небольшая очередь. К сожалению, в двадцатом веке, пока монастырь был закрыт, уникальный керамический водопровод разрушился, пруд захирел, и от фонтана не осталось следа. Но рядом с родником уже обустроены купальня и часовня, которые никогда не пустуют.

После возвращения монастырских зданий Церкви в 1997 году обитель была преобразована в женскую. Рядом с Алексиевским храмом, который чудом уцелел в советское время, был построен еще один, в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с подземным приделом, посвященным младенцам, убитым Иродом в Вифлееме.

В монастыре большое подворье – сестры держат коров, кур, ухаживают за садом и огородом, содержат свою пасеку. Здесь как будто маленький уголок пасторальной идиллии в большом городе. Даже дорожка, что тянется от остановки в монастырь, кажется, постепенно уводит от современной суеты. Сначала вы пойдете мимо шумного рынка, затем вдоль новостроек, а потом между маленьких нарядных домиков — как будто возвращаясь в те времена, которые называют старыми и добрыми…

История

В 1848 году архиепископ Саратовский и Царицынский Афанасий приобрел для дачи архиерея землю размером 16 гектаров. Купленная земля находилась во владениях Спасо-Преображенского монастыря, на территории которого располагались сад и роща. Спустя несколько лет в этом районе стали поселяться монахи-отшельники. Позднее на участке образовали церковь, богослужения в которой проходили каждый день. Недалеко от монастыря обнаружили родник, его появление связали с упорством и верой монахов. Вскоре был сооружен водопровод из керамики, доставляющий воду к строениям. Община обзавелась фонтаном и прудом.

В 1918 году, после смены власти и идеологии в России, церковь и другие строения были разрушены, а земли перешли в государственную собственность. Некоторые источники свидетельствуют о насильственном присвоении земель: многих монахов убили в самой церкви. Последствия секуляризации были ужасающими: от фонтана и водопровода не осталось и камня на камне. Однако при всем масштабе разрушений уцелел когда-то очень важный родник. Через несколько лет на этой земле была построена лечебница для больных туберкулезом. В 40-х годах прошлого века на территории появились первые частные дома. В 1969 году на месте монастыря находилась вторая районная гинекологическая больница.

Храм возобновил работу лишь после развала Советского Союза. В 1992 году была проведена церковная служба в честь праздника святой Пасхи. Прихожане полностью расчистили территорию от мусора, привели в порядок сад. Благодаря общим слаженным усилиям церковь вновь обзавелась колоколом. Православные со всего района помогали заново отстраивать здания. Монастырь принимал пожертвования в виде посуды или материала для пошива одежды. В 1993 году церковь почтил своим приездом патриарх Алексий II. А через три года на радость всем христианам района в церкви снова стали проводиться каждодневные богослужения.

haratokina

В 1997 году Священный Синод принял решение о реорганизации монастыря. Теперь это был не мужской скит, как сотни лет назад, а женский Свято-Алексиевский монастырь. За несколько лет церковь значительно преобразилась в лучшую сторону. Появился баптистерий — место для крещения. Были улучшены жилищные условия сестер: построили корпус келий. Помимо всего прочего, появились фруктовый сад, огород, а также животные: куры и коровы. Вскоре монастырь обзавелся собственной пасекой.

В 2000 году в честь святой Анны Кашинской был проведен обряд по освящению нового придела храма. В это же время на территории монастыря открылась школа регентов. Послушницы при ней выполняют свои обязанности перед церковью и Богом, а также обучаются, поют в хоре.

Однако работы по благоустройству монастыря на этом не закончились. На его территории появились купальня, основанная рядом с тем самым родником, и часовня. Заработала воскресная школа. На монастырской земле проживают несколько десятков сестер и послушниц.

Монастырские святыни:

  • иконы с частицами мощей;
  • сами частицы мощей;
  • частицы гробов;
  • частицы с покровов с мощей;
  • прочие святыни.

Свято-Алексиевский женский монастырь на google-панорамах Саратова

Обитель Христовых невест

Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская).

В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы.

Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский.

В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем.

После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».

Матушка Антония родилась в 1868 году, окончила Мариинскую женскую гимназию Саратова, имела специальность фельдшера. В монастырь она поступила в 1904 году. В обители несла послушание в больнице, вела делопроизводство и очень скоро стала помощницей тяжело болевшей игумении Евлампии (в миру Елизаветы Андреевны Озеровой). 29 июля 1905 года была пострижена с именем Антония. Святейший Синод 12 мая 1912 года утвердил ее настоятельницей, а 15 июля того же года она была возведена в сан игумении. 6 мая 1913 года Святейший Синод за заслуги по управлению монастырем наградил ее наперсным крестом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector