Саратов. кафедральный собор троицы живоначальной

Собор Троицы Живоначальной в Саратове

Построен по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674–1675 годах. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем — три: главный — в честь Успения Божией Матери, в правом приделе — во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом — во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.

Изначально был деревянным. Горел несколько раз. В 1684 году сгорел дотла, на его месте был построен каменный собор в 1695 году. 20 мая 1712 года сильнейший пожар в Саратове уничтожил и Троицкий собор. Его пришлось перестраивать заново. Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722–1723 годам. Далее стихийные бедствия разрушали здание храма, появились трещины. В 1796 году саратовский купец-откупщик М.А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены прекрасные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.

Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского — В.И. Суранова и тамбовского — Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен.

В 1904 году по проекту саратовского архитектора В.А. Люкшина была произведена переделка боковых входов собора.

В советский период, с 1936 года использовался под хранилище научных фондов Музея краеведения. В 1937 году храм был закрыт. В 1942 году соборный комплекс был передан в бесплатное пользование для культовых целей общине верующих. В 1947 году храм был окончательно возвращен Православной Церкви, из краеведческого музея передан чудотворный образ Спаса Нерукотворного, особую святыню Троицкого собора. С того времени храм служил кафедральным собором Саратовской епархии.

В 1950 году под руководством настоятеля собора, протоиерея Иоанна Цветкова, в верхней соборной церкви был установлен новый пятиярусный иконостас, изготовленный по специальным эскизам. В иконостасном каркасе всего 40 икон, написанных в стиле XVII века известным художником-палешанином П.Л. Париловым. Им же в том же стиле были исполнены 45 росписей трапезных верхнего храма.

В 1972–1976 годах в соборе производились реставрационные работы по проекту и под руководством ленинградского архитектора Д. Е. Бабенкова.

В 1997 году, в дни, когда Русская Православная Церковь праздновала 200-летие со дня рождения святого равноапостольного Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар кафедральному собору Саратовской епархии икону святителя Иннокентия с частицей его святых мощей.

Святыни в соборе: чтимые иконы — Спас Нерукотворный, Казанская икона Божией Матери, Иверская икона Божией Матери, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его погребального облачения. Мощевик князя Голицина, содержащий 132 святыни. Иконы с частицами мощей: епископа Пензенского и Саратовского, святителя Феодосия Черниговского, равноапостольного Иннокентия Московского.

Тревожные времена и чудо спасения

Революционные времена привели к упадку религиозной деятельности храмов. Средств на их содержание катастрофически не хватало, что привело к обветшанию и частичному разрушению собора.

В 1934 году прозвучал страшный вердикт — храм закрыть и передать в собственность музея.

Несмотря на просьбы православной общины в феврале 1936 года деятельность Саратовского Троицкого храма была прекращена, он стал государственной собственностью. Краеведческий музей, ставший собственником святыни, приложил все усилия для спасения православного храма, обустроив в нем хранения архивов.

Война и тяжелое время вновь привели людей к Богу, духовную опору прихожане нашли во вновь открытом храме, переданном в октябре 1942 года в аренду православной Церкви.

Сегодняшний день собора

Новая страница в истории Троицкого собора открывается летом 2003 года — с назначением правящим архиереем Саратовской епархии Преосвященнейшего Епископа Лонгина (Корчагина)

Прибыв на кафедру, он обратил самое серьезное внимание на состояние приходских храмов, многие из которых не ремонтировались в течение десятилетий. В 2004 году по благословению Владыки началась капитальная реставрация Свято-Троицкого собора

Работы возглавил настоятель собора игумен Пахомий (Брусков). Проект реставрации был разработан специалистами Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства Культуры РФ, главный архитектор проекта — Е.К. Рукавишникова.

За несколько лет была произведена полная реставрация фасадов собора, был воссоздан его исторический архитектурный облик. Заново были выполнены утраченные элементы храмового декора: наличники, сандрики, карнизы. В 2007 году были позолочены оба купола собора, а также изготовлены позолоченные подзоры куполов и четверика. Архитекторами было предложено новое цветовое решение фасадов собора, учитывающее воссозданные элементы декора. Была заменена стропильная конструкция кровли, выполнено ее медное покрытие. Также были покрыты медью выступающие части фасада храма: карнизы, контрфорсы. Полностью были заменены витражи на закрытой галерее, воссоздано мозаичное покрытие пола на открытой галерее. Построена новая ограда храма, возведена трансформаторная подстанция.

Архитектором Еленой Ивановной Марченко был разработан подробный проект благоустройства храмовой территории, который включает в себя не только наружное благоустройство, но и отражает вертикальное планирование и водоотвод с территории. В течение трех лет производился капитальный ремонт внутреннего убранства нижнего Успенского храма Троицкого собора. Храм стал значительно просторнее за счет углубления пола. Потемневшие и осыпавшиеся настенные изображения 60-х годов XX века, не имеющие художественной ценности, были полностью удалены. Мастерами Палехской иконописной мастерской «Лик» под руководством О.Р. Шуркуса были заново расписаны стены храма. Росписи, выполненные в стиле XVII столетия, приблизили интерьер храма к стилю его архитектуры. Артелью иконописцев из Палеха изготовлен новый иконостас, сохранивший основные художественные формы прежнего иконостаса, к которому привыкли прихожане. Палехские иконописцы выполнили также фреску «Гостеприимство Авраама» на фронтоне собора, освященную 24 октября 2008 года.

Росписи, покрывающие своды, стены, проемы окон, придают храму неповторимую красоту. В алтарной части помещены композиции «Собор апостолов», «Великий вход» и «Служба святых отец» с изображением святителей. Над царскими вратами — образ Спаса Нерукотворного. Роспись центральной части храма повествует о последних днях земной жизни Христа; ее сюжеты — моление о Чаше, предательство Иуды, суд, несение Креста и Распятие. Композиции, размещенные на стенах трапезной части, посвящены Богородичным праздникам. Притвор Успенского храма расписан сценами из Ветхого Завета. По древней традиции, на западной стене храма изображен Страшный Суд.

Тему росписи паперти составило предание об основании града Саратова московскими стрельцами и принесении ими из Лавры преподобного Сергия чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, поныне пребывающей в Троицком соборе.

10 декабря 2006 года было совершено Великое освящение нижнего Успенского храма Свято-Троицкого собора. Его совершил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, неоднократно служивший в Троицком соборе в 1994-1995 годах, когда ему было поручено временное управление Саратовской епархией. Ему сослужили Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, духовенство Саратовской и других епархий. В настоящее время на территории Троицкого собора завершается строительство нового корпуса, в котором будут располагаться воскресная школа, просветительский центр, службы административно-хозяйственного назначения.

Интенсивная реставрация храма не мешает развитию духовной жизни прихода. Настоятель собора игумен Пахомий регулярно проводит занятия с прихожанами, на которых обсуждаются различные темы, касающиеся приходской и общецерковной жизни, благоустройства храма, смысла богослужения, читаются сочинения святых отцов, выдающихся православных мыслителей.

Время разрушений и возрождения

После революции содержание храма легло на плечи прихожан, но богослужения продолжались до закрытия святыни в 1929 году.

Православную святыню превратили в обычное студенческое общежитие, а в Иверской церкви расположились комнаты детского сада. Прекрасные фрески оббили, частично замазали краской. В 1931 году были взорваны колокола.

В 1970 году в святых стенах стали работать художники Саратова, здесь были их мастерские, что спасло здание от разрушения.


Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы

В начале весны 1992 года по молитвам протоиерея В.Соловьева и прихожан Покровская церковь Божьей Матери в Саратове возвращается в лоно Православной Церкви. В недостроенном помещении левого придела с особым благоговением в апреле того же года было проведено первое богослужение на Лазареву субботу около временного иконостаса.

Начало 1999 года ознаменовалось установкой иконостаса с пятью ярусами в главном Покровской престоле, Иверский, и тогда еще Троицкий придел украсили трехъярусные иконостасы.

Важно! Престольный праздник Покрова Богородицы 14 октября 2000 года ознаменовался возложением уникальным событием — Святой Антиминс был возложен на алтарь главного престола. Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов

Им же возложен антиминс в левом приделе праведного Иоанна Кронштадтского

Чин положения совершил настоятель Покровского собора в Саратове протоиерей Василий Антипов. Им же возложен антиминс в левом приделе праведного Иоанна Кронштадтского.

В конце 2004 года Преосвященнейшим епископом Лонгиным был совершен Чин подписания антиминса, возложенного в правом приделе святого образа Божьей Матери «Иверская», Чин положения Святого Антиминса был совершен 4 января 2005 года протоиерей Василий Антипов.


Храмовые иконы Покровской церкви

В течение шести лет, с 1998 по 2004 год шло восстановление колокольни, высота которой составляет 44 метра, высота шпиля — 22 метра.

На заметку! Ныне в помещении колокольни открыт магазин «Покровская книга» предлагающий всем желающим широкий ассортимент духовной литературы.

2007 год стал продолжение реставрационных работ, во время которых заменен центральный купол, поставлены кресты на главки.

2008 год состоялось не только прекрасное обновление внешнего фасада, монтаж куполов, но и приобретение прекрасных паникадил, осветивших внутренние помещения церкви.

2012 год — обновляются росписи внутренних стен, купол главного престола украшает благословенный святой образ Господа Пантократора.

Троицкий собор на Музейной площади

Троицкий собор на Музейной площади — уникальный памятник православия XVII века и главный духовный символ города Саратова. Свято-Троицкий собор Саратова обладает богатой историей и уникальным архитектурным обличием. Его документальная история начинается в 1621 году, говорят, что его заложение совпало с началом строительства Саратовской крепости 1615 года. Известно, что в 1674 году Саратов перенесли на противоположный берег Волги — правый, и в это же время в новом городе начали возводить деревянный собор — Троицкий. В последствии небольшая церквушка сгорела, то же самое неоднократно происходило с другими деревянными храмами Саратова. Сегодняшний Троицкий собор на Музейной площади Саратова начинает свою историю в 1689 года с обращения Игнатия Данилова к митрополиту Савватию с просьбой о строительстве двухэтажного каменного собора — будущего Троицкого храма. Каменное строение пришло на смену нескольким деревянным церквушкам, беспощадно уничтоженных саратовскими пожарами. Строительство храма в прямом смысле слова велось всем миром, но большее участие в этом принимали местные жители, на тот момент их насчитывалось совсем немного. Завершающие работы по возведению храма пришлись на 1694-1695 голы; первым настоятелем храма стал протопоп Григорий Спиридонов. Окончательно строительство Троицкого собора завершилось в 1701 году, а имя его автора так и осталось безызвестным. Саратовский Троицкий собор — это единственный памятник архитектуры рубежа XVII-XVIII веков, построенный в стиле «московского» барокко.

Сегодняшний облик храма претерпел некоторые изменения по сравнению с первоначальным видом. К слову, его облик остался очаровательным, но совершенно другим он был несколько веков назад. Благодаря нескольким реконструкция храм приобрел пристройку-трапезную к своей западной стороне и крытую галерею. Мысленно убрав эти две пристройки, можно вообразить его первоначальный вид — скромный собор, типичный для рубежа XVII-XVIII веков. Великолепный внешний декор храма не оставит равнодушным даже видавших зарубежные соборы туристов; Троицкий собор обладает яркой индивидуальностью и внешне схож с «Ноевым ковчегом» — «Кораблем-спасителем» мира. Колокольня при храме — это образец исконно-русского зодчества, о чем свидетельствует её шатровая форма. Кафедральный Троицкий собор на Музейной площади Саратова в свое время принимал царственных особо и известных исторических личностей, здесь происходило провозглашения Синода и Сенате, зачитывались манифесты. С 1826 года статус Троицкого собора изменился, да и название тоже, собор Святого благоверного князя Александра Невского теперь стал встречать гостей. В ХХ веке Троицкий собор закрыли: в феврале 1936 года было вынесено решение о передачи здания храмового комплекса Краевому музею для научных целей. Оказалось, что государственный фон спас уникальный памятник XVII века от уничтожения, организовав в его стенах фондохранилище. В годы Великой Отечественной войны Троицкий собор вновь был открыт для молитв, здесь же был организован центр для сбора материальной помощи воинам. Организацией «нового» открытия «старого» храма взял на себя архиепископ Саратовский Андрей Комаров, и в октябре 1942 года храм частью общины верующих на арендных условиях.

Только в 2004 году Троицкий собор стал собственностью прихода. Кафедральным Троицкий храм стал в военное время — в 1942. Только спустя 7 лет его внутреннее убранство приобрело примерное современное обличие — были расписаны стены да и произведен ремонт в целом.

Сегодня Троицкий собор на Музейной площади Саратова считается единственным в Поволжье православным памятником рубежа XVII-XVIII столетий и одним из самых посещаемых храмов региона.

Новости

Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. День постный.

      В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Божественную Литургию и Славление.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении

Подробно

Дата: 27.09.2021 15:12

Неделя 14-я по Пятидесятнице Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

      В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Божественную Литургию.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения в

Подробно

Дата: 26.09.2021 13:52

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы..

      В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Литургию и Панихиду.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения в

Подробно

Дата: 25.09.2021 13:43

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

      В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Божественную Литургию.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения в

Подробно

Дата: 21.09.2021 13:38

   В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Божественную Литургию.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения

Подробно

Дата: 19.09.2021 13:16

Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи

      В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Литургию и Панихиду.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения в

Подробно

Дата: 18.09.2021 13:26

Неделя 12-я по Пятидесятнице Собор Саратовских святых

       В храме Святых Царственных   Страстотерпцев иерей Александр Станотин совершил  Божественную Литургию.  На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православия, сохранении Церкви от разделений и расколов, об избавлении народа от коронавирусной инфекции.  По завершении богослужения в

Подробно

Дата: 12.09.2021 22:49

Новые пожары и бедствия

Но печи, несущие в дома тепло и уют, таили в себе и реальную опасность. Вот и в 1712 году выпал у кого-то из-под чугунной заслонки горящий уголёк, и вновь заполыхал Саратов, большинство построек которого по-прежнему оставались деревянными. Этот пожар вошёл в историю как самый страшный и губительный из всех, случившихся в городе со дня его основания.

С болью описывал современник то, во что превратил огонь главную городскую святыню. Кровля, оконные рамы, двери и все прочие деревянные части здания полностью сгорели, остался лишь покрытый копотью каменный остов. Погибло и богатое внутреннее убранство собора, составленное на пожертвования боголюбивых прихожан.

Впрочем, кого на Руси этим удивишь? История большинства старинных храмов – это сплошная череда пожаров и последующих восстановлений. Вот и в Саратове православный люд, погоревав, полез в кубышки за пятаками и гривнами на ремонт святыни. Дело Божие – нельзя отказать.

Первое столетие

20 мая 1712 года произошел один из самых страшных пожаров в истории Саратова. Город выгорел весь без остатка. Троицкий собор после пожара выглядел ужасающе. Деревянные пристройки, оконные переплеты, двери, иконы, облачение, утварь — все погибло в огне. На пепелище остался только покрытый сажей каменный остов храма.

В ходе ремонта собора были значительно удлинены трапезные на нижнем и верхнем этажах. Оба храма, таким образом, имеют по две трапезных, соединенных друг с другом арками. Сверху была устроена открытая галерея, в это же время была построена соборная колокольня. Как отмечает В.П. Соколов, «кроме прямого своего назначения — служить местом для подвешивания колоколов, колокольня соборная могла иметь и другое, чисто стратегическое назначение — служить пунктом для наблюдений за движением неприятелей, что в то время было крайне необходимо, так как неприятели (кубанские и крымские татары) даже в 1717 году подступали к Саратову и разоряли его предместья».

Здание колокольни, представляющее собой традиционный восьмерик на четверике, увенчанный восьмигранным шатром, вначале стояло совершенно отдельно и только во время ремонта 1837 года было соединено с храмом. Изящество и легкость колокольне Троицкого собора придают окна в форме равноконечного креста с закруглениями на концах. К средине XVIII столетия на колокольне появились куранты. Вероятнее всего, эта перестройка собора продолжалась до 1722 – 1723 годов. Сохранилось предание о том, что во время своего второго посещения Саратова император Петр I всходил на леса, окружавшие Троицкий собор.

Известно, что Петр I прибыл в Саратов вместе с императрицей Екатериной I 10 июня 1722 г. В Троицком соборе для отправлявшегося в Персидский поход царя был отслужен напутственный молебен. Во второй половине XVIII века Саратов неоднократно страдал от опустошительных пожаров. После пожара в мае 1774 года богослужения в Троицком соборе совершались только в нижней церкви вплоть до 1781 года. К этому времени для отремонтированной верхней церкви мастером Авраамом Степановичем Добрыниным, крепостным крестьянином села Холуй Владимирской губернии, был изготовлен новый иконостас. Кроме этого, мастер по договору с настоятелем собора протопопом Георгием Ивановым написал два храмовых образа: Троицы и Успения, «мерою в аршин».

Летом 1774 года Саратов пережил нашествие Пугачева. Как писал саратовский краевед А.Ф. Леопольдов, заставший старожилов, помнивших явление самозванца, «5 августа Пугачев подошел к Саратову и остановился верстах в трех от города. Шайка его состояла из 300 яицких казаков, 150 донских, около 10000 калмыков, башкирцев, ясачных татар, господских крестьян, холопов и всякой сволочи. Пушек у них было тринадцать… Страх и трепет объял жителей Саратова. Многие скрылись заранее в лесах, ущелиях и на островах Волги, не жалея домов и имуществ, но многие, уговоренные храбрыми сынами отечества, остались в городе и положились на волю Божию…». Первоначальный вид собора значительно изменился на рубеже XVIII – XIX столетий. К этому времени стало очевидным, что его стены нуждаются в укреплении. В 1786 году в стенах собора были обнаружены сквозные трещины. 3 апреля 1786 года губернатору П.С. Потемкину была прислана архиерейская грамота, предписывавшая разборку Троицкого собора и строительство на его месте нового храма.

Саратовцы, успевшие полюбить собор, не торопились с исполнением архиерейского указа. Трещины вроде бы перестали расширяться, и службы в аварийном храме продолжались до 1795 года. 1 мая 1795 года настоятель собора протоиерей Михаил Нилов получил указ из Астраханской консистории о прекращении богослужений и о немедленном начале работ по укреплению храма.

Троицкий собор был запечатан 5 июня 1795 года и оставался закрытым до 1800 года Затем богослужения возобновились, но в мае 1811 года были снова прекращены. Впрочем, и в это время в нем совершались разовые богослужения на Троицу и на Успение, а также во время приезда из Астрахани или Пензы правящих архиереев.

За трещинами в соборе наблюдал специально приставленный комитет из почетных прихожан. В него входили управляющий Саратовской соляной конторой М.А. Устинов и купцы Г.Я. Волков и И.М. Пулькин. Трещины не расширялись. Считая здание достаточно прочным, М.А. Устинов, живший по соседству с собором (ныне в его особняке — областной Краеведческий музей), на собственные деньги подвел под стены, начиная от фундамента, контрфорсы. Для того чтобы здание не казалось уродливым, над ним была построена крытая галерея, завершенная в западной части мощной двухэтажной папертью, увенчанной треугольным фронтоном. Вероятно, в это время «луб и дранье» на крыше собора были заменены кровельным железом.

Святыни храма

Не только туристов и меломанов привлекает Саратовский кафедральный собор. По преданию, город был основан московскими стрельцами. Воины принесли с собой хоругвь с образом Спасителя. Эта орифламма некогда вела стрельцов в бой. Позже холст был наклеен на доску и упрятан под серебряный позолоченный оклад. Еще одной святыней собора является чудотворная икона Казанской Богоматери. Не менее почитаемыми являются мощи Серафима Саровского и Феодосия Черниговского. Немало картин представляют художественную ценность. Это чудотворный лик Иверской и Августовской Богоматери, «Скоропослушницы», Троицы, Пантелеймона и «Взыскание погибших».

Благотворительная деятельность

В XIX веке на территории храма действовал полковой госпиталь для Измайловских солдат. Позже здесь учредили приют для осиротевших детей, “Общество для вспоможения бедным”. Троицкий собор считался главным благотворительным и духовным центром Петербурга.

Сейчас в храме продолжает процветать благотворительность, существуют такие акции как бесплатный обед, который могут получить все нуждающиеся. Эта традиция зародилась сравнительно недавно — в 2006 году. При поддержке спонсоров собор может накормить в специально отведенной для этого столовой каждого, кто просит о помощи.

Троицкий собор в Санкт-Петербурге много лет поддерживает благотворительность, собирает пожертвования, книги и канцелярские принадлежности для нуждающихся детей.

История собора во имя Живоначальной Троицы

История Троицкого собора Саратова начинается с переноса города с левого берега Волги на правый. Именно тогда, в 1674-1675 годах была возведена деревянная Троицкая церковь. Престолов в первом деревянном храме было четыре: в верхнем храме во имя Святой Троицы, в нижнем в честь Успения Божией Матери (главный), во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (правый) и во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии (левый). Церковь, как и сам Саратов, неоднократно страдала от пожаров, и в 1684 году сгорела дотла. В следующем году он был восстановлен, но вновь из дерева. В 1695 году после очередного пожара началось строительство каменного здания Троицкого собора в стиле нарышкинского барокко. В 1701 году каменный Троицкий собор был готов.

Пожар 1712 года нанес собору существенный ущерб. При реконструкции, которая шла без малого десять лет, к Троицкому собору были пристроены трапезная, открытая галерея вокруг верхнего храма и колокольня. В 1723 году строительство колокольни и реконструкции в целом была завершена. В середине XVIII века на колокольне установили единственные в городе механические часы с боем. Со значительными перерывами эти часы работали до 40-х годов XIX века.

После строительства Троицкого собора сложилось придание, согласно которому в 1722 году Саратов посетил Пётр I, он осмотрел собор, где тогда заканчивали строить колокольню, и нашёл спящих в тени строителей. Они были собственноручно побиты личной дубиной императора.

В 1774 году храм вновь cгорел (уже четвертый раз, если мы не ошибаемся). По распоряжению императрицы Екатерины II из имущества, конфискованного у пугачёвцев, половина была выделена на восстановление Троицкого собора. Но это не помогло. В 1786 году митрополит Астраханский Антоний прислал грамоту, разрешающую разобрать церковь из-за её ветхости. Троицкий собор был особо любим горожанами, и саратовцы тогда только лишь временно закрыли храм. В 1795 году в нижнем Успенском храме возобновилось богослужение.

В 1798 году на средства саратовского купца М.А. Устинова была проведена новая реконструкция саратовского храма – укрепление здания каменными контрфорсами и устроение в обоих храмах иконостасов. В последующие несколько лет здание трижды охватывал пожар, и в результате сильно повреждённый и обветшавший храм был закрыт.

В 1814 году была завершена очередная перестройка здания, которой руководили архитекторы В. И. Суранов и Н. В. Урюпин. Фасад Троицкого собора был украшен портиком с шестью колоннами. Они весьма органично вписались в нарышкинское барокко, в стиле которого был построен собор.

В 1836 году в Успенском храме на средства купца Ф.Я. Пулькина был устроен правый придел во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В 1837 году на средства того же Пулькина был создан левый придел во имя апостола Иакова Алфеева, брата Господня, и преподобномученицы Евдокии. До наших дней приделы не сохранились. В 1872 году вокруг собора была установлена ограда. Тогда собор приобрёл практически тот вид, который имеет сейчас. В начале XX века по проекту архитектора В.А. Люкшина были произведены некоторые переделки фасада.

С приходом в страну власти советов, в 1936 году нижний этаж собора использовался под хранилище научных фондов краеведческого музея. С 1937 по 1942 годы богослужения в храме не проводились. За эти пять лет было полностью утрачено внутреннее убранство Троицкого собора, сохранилась лишь настенная роспись. После Великой Отечественной Войны здание храма было передано Православной Церкви.

30 августа 1960 года Собор во имя Живоначальной Троицы был признан памятником истории и культуры общесоюзного значения. В 1972–1976 годах производились реставрационные работы, под руководством ленинградского архитектора Д.Е. Бабенкова : купола собора были покрыты медью и позолочены. Масштабный ремонт аварийного здания собора был начат в 2000-х годах. В ходе реставрации к 2008 году были обновлены колокольня и купола, проведены штукатурные работы, восстановлены кладка и декор. Также была расширена прихрамовая территория. При храме открыта воскресная школа, организована помощь престарелым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector