Анафема — это… значение слова, определение

«Проклятые» люди

В мировой истории существуют еще несколько случаев анафематствования.

В 1054 году произошел Великий Раскол в истории христианства, приведший к разделению на Римско-католическую и Православную Церкви. Легат папы Льва IX кардинал Гумберт и Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий «отлучили друг друга от Храма». Преодолению раскола не помогло и снятие взаимных «проклятий» спустя тысячелетие в 1964 году.

В 1521 году предали «анафеме» Мартина Лютера Кинга за его критику развращенности римско-католического папства, сомнения в его непогрешимости и роли церкви в продаже индульгенций.

В 1667 году РПЦ анафематствовали всех староверов, т. е. тех, кто придерживался старинных церковных обрядов. Уникальным случаем в истории православия являлось признание неправоты в этом вопросе господствующей церкви и снятие запретов без покаяния самих староверов в 1971!

За жестокость, кровавые расправы, издевательства над невиновными, попрание прав и законности Патриарх Тихон в 1918 году предал анафеме большевиков и их лидеров. Посмертное отлучение и провозглашение персонального проклятия Владимиру Ленину совершил Архиерийский Собор РПЦ в 1970 году.

Есть еще пара значений термина:

  1. «Анафема» — это название британской рок-группы;
  2. Анафема — не очень популярное имя для девочки (чего только родители не придумают, чтобы быть оригинальными!).

Что такое анафема, какой её смысл

Анафема является воспитательным актом, который главной своей целью имеет не наказание оступившегося человека, а приведение его на праведный путь. Основное определение указывает, что возложение анафемы происходит для того чтобы человек смог совершить духовное приношение богу. Во время перевода Евангелия на греческий язык этот термин был употреблен в искаженном значении – «унижение» или «проклятие». С тех пор совершение акта считается самым страшным, что может произойти с христианином.

Если изучить каноны православной веры, anathema – это высший акт наказания человека, принадлежащего к церкви. В результате он утрачивает возможность:

  • причислять себя к вере;
  • принимать участие в обрядах;
  • касаться святых;
  • совершать таинства;
  • общаться с другими верующими;
  • посещать храмы и церкви, как в дни празднований особых событий, так и в повседневности.

В христианстве считается, что даже негативные мысли несут в себе угрозу для единства и целостности церкви. Проступки и действия, направленные на раскол или изменения устоявшихся канонов подвергаются осуждению, за которым следует совершение акта порицания, которым и является анафема.

Подобное наказание предполагает полное отчуждение человека от церкви. Если он принадлежит общине, то производится его исключение. В число запретов входит и обряд причащения вином и хлебом. Подвергнуться наказанию может не только «мирянин», но и священнослужитель. Для него в случае произнесения слов порицания и совершения акта становится невозможным возвращение к занимаемой в церкви должности, совершать все положенные по канону обряды и таинства.

Наказание не получит верующий, который не грешит

Церковь не наказывает так жестко даже за самые сильные грехи и проступки сразу. Грешнику всегда дается возможность вернуться на праведный путь. Для этого он должен осознать тяжесть совершенного деяния, понять, какие последствия повлечет за собой его деятельность. Если будет признана вина, принесено покаяние, то отлучение производиться не будет. Для достижения положительных изменений с оступившимся проводятся беседы. Они необходимы для того чтобы  донести всю тяжесть и опасность поступков для души человека и веры в целом. В том случае, когда человек не приходит к покаянию или отказывается признать свою вину, не осознает ответственности, то его подвергают церковной каре под названием анафема

Важно помнить: есть временное отлучение от церкви, что не является анафемой в полной мере

История и Происхождение термина

Первые упоминания термина встречаются еще в древних текстах. В них анафема и что это такое разбирается с точки зрения приношений даров божествам, позже – единому богу. Увидеть термин можно в произведениях:

  • Гомера;
  • Геродота;
  • Софокла.

Мыслители древности упоминали об анафеме в своих трудах

О первых приданиях анафеме, как мере наказания, написано в апостольских посланиях. Считается, что официальной датой вынесения подобного наказания является IX век. Церковные осуждения известны и ранее:

  • 4 век – осужден пресвитер Арий;
  • V век – патриарх Нестория;
  • VII Вселенский Собор – придание анафеме иконоборцев.

Церковное отлучение в правилах разделяется на три степени:

  • отлучение от таинств, но позволение произносить церковные молитвы. Общаться с другими верующими также не запрещается;
  • запрет на осуществление духовных таинств и общение с верующими;
  • отлучение или изгнание из общины. В этом случае производится лишение всех привилегий, связанных с возможностью посещения церкви. Общение с верующими в этом случае запрещено.

Впервые термин встречается в канонах Эльвирского собора. Упоминание датируется началом 4 века.

Духовное осуждение Ария

Сущность и смысл анафемы

Православие предполагает расшифровку термина, как наказание за особый тяжести грех. В этом случае судить душу может только Бог. Церковь же в этом случае снимает с себя обязанности по вознесению молитв и осуществлять попечение кого-либо или чего-либо. Если требуется объяснить сущность и смысл акта наказания, то нужно сказать, что это не проклятие в прямом смысле, но символ, указывающий на отступника, как предателя. В этом случае анафема и полное значение слова для верующих – наказание, акт воспитания духовной стороны личности. Человек может называть себя христианином, но своими действиями и поступками доказывал обратное, за что и понес наказание. С момента его вынесения церковь не имеет к грешнику никакого отношения.

Утверждение церковных правил и законов

Сеттинг[править]

Действие происходит на планете Арб, во многих отношениях сходной с Землёй. Наука в этом мире заняла место религии и развивается исключительно в научных монастырях (концентах). В концентах аскетично живут монахи-учёные (инаки), всю жизнь посвятившие занятиям наукой и обеспечением хозяйства для собственного пропитания (как и в земных монастырях, только замените все молитвы на науку). Полового разделения нет, мужчины (фраа) и женщины (сууры) живут в одних и тех же монастырях, обета безбрачия давать не требуется, но об отношениях следует заявить. Инакам под страхом изгнания нельзя выходить за пределы концента, кроме как в специальные дни открытых дверей, называемые аперт (аналогично и любые миряне могут заходить на территорию концента). Периодичность аперта не одинакова для всех: все инаки делятся на однолетников (унариев), десятилетников (деценариев), столетников (центенариев) и тысячелетников (милленариев), инаки из разных групп живут в разных матиках внутри концента и им строго запрещено общаться друг с другом, потому что столетники и тысячелетники работают с более длинными циклами накопления знаний. Большинство инаков — либо унарии, либо деценарии, среди них часто встречаются те, кто пришёл просто получить образование (никаких других вузов, кроме концентов, на Арбе нет) и не собирается оставаться в конценте на всю жизнь.

Раз в тысячу лет проводятся съезды инаков из всех концентов, так называемые конвоксы. Бывают и внеплановые конвоксы — либо после очередного разорения (затронувшего все конценты), либо в случае каких-то совсем уж экстраординарных событий, затрагивающих всю планету. На момент начала книги было три тысячелетних конвокса, три конвокса после трёх разорений и один чрезвычайный конвокс.

Инакам не разрешено иметь личного имущества, кроме казённых вещей из новоматерии: стлы, хорды и сферы. Стла — монашеская роба, хорда — пояс, сфера — предмет для всяких нужд, растягивая или увеличивая сферу, её можно использовать как мебель, корзину или щит. В качестве послабления инакам концента Эдхара разрешена ещё и обувь. Впрочем, во второй половине книги оказывается, что не все конценты настолько аскетичны, как эдхарианский.

В концентах не разрешены музыкальные инструменты, вместо этого введено обязательное для всех акапелльное пение. Особо важные события отмечаются специальными гимнами: так, для изгнания инака из концента используется гимн Анафем, вынесенный в заглавие книги (соединение земных слов «анафема» и «Anthem» (гимн)).

Православная Жизнь

ФОМА

Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с раскольниками и еретиками с помощью отлучения — анафемы.

Анафема — это не «церковное проклятие», а полное отлучение человека от Церкви за тяжкие грехи — намеренное искажение догматов (ересь) или разделение внутри Церкви (раскол). На практике это выглядит так: человек больше не может участвовать в церковных таинствах, главное из которых — Причастие.

Согласно Православной Энциклопедии, термин «анафема» изначально греческий (ἀνάθεμα, ἀνάθημα) и означал у языческих авторов «нечто посвященное богу; дар, приношение в храм» — то есть нечто отдельное, не употребляемое в обиходе. Его же использовали в греческом переводе Библии для передачи древнееврейского термина «herem», который означает нечто проклятое и отверженное. Так слово «анафема» получило свой негативный оттенок.

Церковь считает раскол и ересь одними из самых тяжких грехов: раскольники и еретики не только сами отступают от Церкви, посягают на основы ее учения и единство, но соблазняют на это других верующих. Поэтому Церковь вынуждена ограждать своих членов от общения с ними с помощью отлучения — анафемы.

Есть два вида отлучения от Церкви: «малое отлучение» и анафема. «Малое отлучение» — это временное исключение человека из церковной общины и запрет на участие в таинствах. Такой вид церковного наказания налагается на определенное время — от нескольких месяцев до нескольких лет за самые тяжкие грехи, такие как блуд, воровство и другие, после того, как человек покаялся и прекратил грешить. Анафема же провозглашается на неопределенное время, до раскаяния человека в своих поступках, тем самым не лишая его надежды на спасение, но указывая всем, что он грешит против Церкви и все, кто за ним последует, также из Церкви уйдут и будут повинны в грехе против нее. Анафеме предают только после неоднократного увещевания человека раскаяться.

Предать анафеме могут только члена Церкви, то есть как минимум крещеного человека, который считает (или считал) себя православным и участвовал в церковных таинствах. Поэтому атеиста или агностика предать анафеме нельзя — такой человек изначально не считал себя христианином и никогда не был членом Церкви.

Самым знаменитым «анафематствованным» человеком называют Льва Николаевича Толстого. Писатель не раз высказывался против Церкви, а потом и вовсе стал искажать ее учение. Его колоссальный авторитет и популярность были источником большого соблазна для интеллигенции той эпохи. Знаменитый писатель не только сам придерживался антицерковных, иногда прямо кощунственных религиозных взглядов, но и претендовал на роль своего рода религиозного учителя. В 1901 году за «ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской» Святейший Синод постановил: «Церковь не считает его своим членом и не может считать доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Технически слово «анафема» не произнесли, но суть та же.

Одним из последних предали анафеме бывшего митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за раскол в Церкви (создание так называемой Украинской православной церкви Киевского Патриархата). Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1997 году постановил: «Отлучить монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом». До этого раскольника лишили всех степеней священства и неоднократно призывали покаяться.

В Русской Православной Церкви предать анафеме может действующий епископ в своей епархии, Патриарх и Священный Синод, но только после решения Церковного Суда.

Кирилл Баглай

Анафема в Православной Церкви

Применение этой меры наказания за особые грехи существовало и в Православной церкви. Имелись особенности, отличающие акт отречения от осуществляемого в древней церкви. Основное отличие – меньшее количество ереси, так как случаев отречения от христианской веры или перехода в иную, практически не фиксировалось. Наказание следовало за идолопоклонничество, приношение жертв иным богам (в язычестве).

Поклонения идолам язычества приводило к осуждению

Наказание могло последовать в отношении тех людей, которые не заключали христианского брака или не соблюдали его правил, пренебрегали причащением или совершали его реже, чем раз в год. Также возрастала вероятность быть отлученным от церкви у тех, кто устраивал шумные гуляния в дни особых торжеств и праздников, значимых для православия. Особенность – если в это время проводились кулачные бои и в них имелись погибшие, то такой случай рассматривался, как пособничество в делах разрушения церкви, умершие могли быть подвергнуты «проклятию». Христианство карает за употребление мяса в дни Постов, но покаяние способствует смягчению наказания.

Кулачные бои в Великие праздники могли стать причиной анафемы

Снятие анафемы в православии: мнение православной церкви

Церковное учение указывает, что таинство отлучения от обрядов не является событием бесповоротным. Человек всегда может вернуться к вере. Снятие производится в несколько этапов:

  • покаяние лица в публичном порядке;
  • обращение к лицу или органу церковной власти, которые произнесли анафему;
  • если имеются достаточно значимые основания, принимается решение о прощении.

На положительный исход дела влияют искренность и полнота раскаяния, исполнение возложенного на человека наказания в полном объеме, понимание лицом, что значит и чем является анафема в духовной судьбе личности.

Чин торжества Православия

Отлучение за непослушание

Одно из самых распространенных наказаний. Потому что в этом случае человек посягает на то, благодаря чему держится та или иная деноминация, организация.

Представим верующего человека, который покаялся, выполнил все условия для вступления в членство церкви, подписал необходимые документы. И вот, читая Библию, он видит, что детей, оказывается, крестить нельзя. Что крещение – это обещание Богу следовать Его Слову, обещание доброй совести. Дети не могут этого сделать.

Он начинает говорить об этом другим людям и его вызывают на братский совет и предупреждают, что он распространяет учение, противоречащее учению организации. Ему запрещают об этом говорить или предлагают уйти из их организации в ту, где его воспримут. И если этот человек считает справедливым говорить то, что думает и что ему открыто – его отлучают от этой организации.

Я описал один из случаев. Их существует много. Но у них один шаблон – не нравятся наши правила – иди в другое место или мы тебя накажем. Как вам кажется – это имеет какое-то отношение к Церкви Божией? Может Христос так поступал?

Что такое анафема и когда она была наложена на Филарета

Анафема (согласно Православной Энциклопедии)- это «отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое. Церковную Анафему не следует смешивать с «отлучением» (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от Анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например, воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

В 1992 году на тогдашнего предстоятеля Украинской православной церкви (Московского Патриархата) митрополита Киевского и всея Украины Филарета была наложена анафема. Решение принял архиерейский собор РПЦ. Причиной было нарушение митрополитом семи канонов православной Церкви. С Филарета сняли все ступени священства за “жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж”, клятвопреступление, клевету на архиерейский собор, а также за рукоположения епископов и священников, пребывая в состоянии запрещения. По сути, бывший иерарх РПЦ тогда начал формировать раскол, наполняя свою религиозную организацию новыми иерархами.

С просьбой снять наложенную на него анафему Филарет обратился в Константинопольский патриархат еще летом. Статус Филарета являлся препятствием получения автокефалии, а удовлетворенная Варфоломеем апелляция продемонстрировала насколько серьезны намерения Константинополя дать Томос сторонникам украинской автокефалии.

Ранее «Вести» писали о том, что из Стамбула приходит противоречивая информация по поводу Томоса. Сегодня же стало известно, чтоСинод Вселенского патриархата снял вопрос об автокефалии с повестки. ни сегодня, ни завтра вопрос о томосе рассматриваться не будет. Синод Константинопольского (Вселенского) патриархата завершается 11 октября в 11.00. Затем начнется синопсис – заседание иерархов по вопросам вероучения, на который подобные вопросы вообще не выносится. Также мы рассказывали о возможных последствиях предоставления автокефалии Украине.

Тем временем, в соцсетях шутят по поводу «несчастливого октября» у Петра Порошенко в плане реализации повестки, сформулированной в предвыборных слоганах главы государства – «Армия! Язык! Вера!». Сначала в Ичне взорвался склад боеприпасов («армия»), теперь выходит, что и томос уже «не светит» («вера»), остался один язык – но и он под вопросом.

Происхождение термина и его значение

Слово анафема пришло в нашу речь из греческого языка. Сперва оно означало “отлучение” от глагола  ἀνατίθημι — “возлагать”, “откладывать”, то есть жертва или посвящение Богу по обету. Постепенно слово изменило свое значение, и стало обозначать изгнание, либо отлучение от общества, проклятие. 

В просторечии под анафемой подразумевают проклятие, слово использовалось как бранное — анафема, анафемский. 

В Православии под словом анафема понимают:

  • чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Церкви;
  • чинопоследование на праздник Торжество Православия с провозглашением анафемы еретикам и догматов веры, пением “Вечной памяти” усопшим и многолетия живым;
  • анафема — публичное отлучение христианина от Церкви, запрет на участие в таинствах Церкви; извержение из членов Церкви.  

Анафема — самое строгое церковное наказание, которое следует за тяжкие грехи против Церкви — уклонение в ересь, хулу на Церковь, сознательную нераскаянность в этих грехах. Решение о предании анафеме принимается соборно и в крайне редких случаях. 

Человек, преданный анафеме, не принадлежит больше лону Церкви, он становится чужим для верных, отлучен от общения с Церковью и ее членами до тех пор, пока публично не принесет покаяние.

Многие понимают анафему, как церковное проклятие. На самом деле, Церковь не проклинает отступников, а призывает к покаянию виновных, это последний призыв одуматься. Анафема — это предание кого-то или чего-то в абсолютное владение. В церковном понимании, анафема — это передача христианина на Суд Божий. Церковь снимает с себя заботы о человеке, прекращает молитвы о нем, и передает его Богу. Объявление анафемы свидетельствует о том, что человек, хотя бы и называл себя христианином, таковым не является: его поступки, мироощущение, взгляды идут вразрез с церковными. 

Анафемы в других церквях

В Католической церкви до 1983 года тоже была практика провозглашения анафем. Одним из самых активных ее применителей был папа Пий IX. В 1865 году он предал анафеме рационалистов, социалистов, коммунистов, принцип свободы совести и даже норму об отделении церкви от государства.

Одной из последних анафем Католической церкви была анафема Фиделю Кастро в 1962 году.

В других конфессиях не предают анафеме, но ритуалы исключения из церковной организации существуют. К примеру, у Свидетелей Иеговы исключают из собрания, а у саентологов объявляют исключенного человека «подавляющей личностью».

Сюжет[править]

Главный герой книги — фраа Эразмас, молодой 18-летний инак-деценарий, только что закончивший десятилетний курс обучения. В начале книги он предстаёт человеком без собственной цели в жизни (как-то раз даже подумывает о самоубийстве), но во время десятилетнего аперта вновь обретает и цель, и вкус к жизни. Его учитель — фраа Ороло — первым опознаёт новую, невиданную ранее… нет, пока не угрозу, а скорее переменную, которая может изменить жизнь всей планеты. За действия Ороло его изгоняют анафемом из концента, Эразмас с друзьями продолжает исследования Ороло, и вскоре проблема становится настолько явной, что ей уже интересуются и мирские власти, и запрашивают помощи у инаков.

За что отлучают от Церкви

Слово «анафема» имеет греческое происхождение, дословно переводится как «отлучение». В церковной практике означает запрет христианину участвовать в жизни церковной общины и причащаться святых даров. Накладывается за самые тяжкие прегрешения:

  • уклонение в ересь,
  • раскол.

Провозглашается соборно в первую неделю Великого Поста во время особого чина, именуемого Торжеством Православия.

Торжество Православия

История происхождения термина и его употребление в Библии

Этимологически восходит к греческому слову «анатифими», то есть «возлагать», «накладывать», предавать кому-либо что-либо». В начальной своей сути — это жертва божеству, приносимая во исполнение обета. Упоминания анафемы впервые встречаем у древнегреческих авторов (Софокла, Гомера, Геродота) в трактовке «некоего предмета, используемого в качестве храмового подношения в дар богам».

Полезные материалы

В Библии, при переводе книги с греческого, слово «анафема» претерпевает искажение смысла и употребляется в значении «проклятие», «изгнание», «то, что подлежит уничтожению».

Если обратиться к каноническим текстам, в первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Кто не любит Господа Иисуса Христа,- анафема, маран-афа» (1 Кор 16. 22). То есть проклят до тех пор, пока «маран-афа» — Господь не придет и не решит участь грешника.

Интересный факт

В церковной практике в качестве термина слово «анафема» вошло в употребление в IV веке.

Полный текст решения Синода

Для начала напомним, о чем говорится в документе, изданном сегодня Вселенским патриархатом. 

«Под председательством Его Святости Вселенского Патриарха, Священный Синод созвал очередную сессию с 9 по 11 октября 2018 года, чтобы изучить и обсудить пункты своей повестки дня.

В Священном Синоде обсуждались, в частности, церковные дела Украины, в присутствии Его Превосходительства архиепископа Даниила Памфилона и Его Преосвященства Епископа Иллариона из Эдмонтона, Патриарших Экзархов в Украину, и после широких обсуждений постановил:

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский Патриархат приступает к предоставлению Автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить Ставропигию Вселенского Патриарха в Киеве, одну из его многочисленных Ставропигий в Украине, которая там всегда существовала.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе не по догматическим причинам, в соответствии с каноническими прерогативами Константинопольского Патриарха, чтобы получить петиции со стороны иерархов и другого духовенства от всех Автокефальных Церквей. Таким образом, вышеупомянутые канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью.

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, выданное по обстоятельствам того времени, которое предоставило право через икономию Московскому Патриарху назначить митрополита Киевского, избранного Ассамблеей Священнослужителей его епархии, которая будет отмечать Вселенского Патриарха в качестве Первого иерарха на любом праздновании, провозглашая и подтверждая свою каноническую зависимость от Константинопольской Материнской Церкви.

5. обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать.

Вселенский Патриархат, 11 октября 2018 года».

Арианство — ересь варваров

Теологические споры, быстро становившиеся политическими проблемами, начались ещё в эпоху относительной стабильности Римской империи. Религиозные проблемы тесно переплетались с текущей политической ситуацией. Такими кризисами стали расколы, связанные с появлением течений арианства и донатизма.

Одно из первых было связано с именем александрийского клирика Ария, проповедовавшего в 4-м веке в Александрии. Он попробовал внести ясность в довольно размытый догмат о Троице, привнеся в него некоторую иерархичность — например, он утверждал, что поскольку Иисус Христос был сыном Божьим, то есть его творением, то он не может считаться равным своему отцу. Это приводило к сомнению в божественном материнстве Марии и постулате о Спасении, что серьёзно било по основе религиозной системы.

Император Константин, провозгласивший христианство в качестве официальной имперской религии, резонно опасался таких идей. В 325 году он созвал Никейский церковный собор, на котором, помимо принятия Символов Веры, существующих по сегодняшний день, учение Ариана подверглось осуждению, а его теологические труды были сожжены. «Я считаю, — говорил Константин. — страшнее любой войны и ужасной битвы внутренний раздор в собрании Бога…». Тем не менее влияние арианства было настолько сильным, что император пересмотрел своё решение и вскоре вернул из ссылки осуждённых клириков. В 341 году на Антиохийском соборе это течение фактически стало доминирующим в христианстве. Однако уже в эпоху правления Феодосия I арианство было окончательно осуждено на официальном уровне. Несмотря на это, оно широко распространилось среди варварских народов, проживавших на границах империи, а первые варварские королевства, образовавшиеся после крушения Западной Римской империи, долгое время исповедовали именно арианский вариант христианства.

Взгляд Православной церкви

Православная церковь различает:

  • отделение от причастия храма (отлучение от церкви);
  • епитимию (покаяние), возложенную на человека;
  • анафему.

Во время епитимии человек остается православным христианином, хотя его участие в мистической жизни церкви ограничено, но те, кто предан анафеме, считаются полностью отлученными от церкви до тех пор, пока не покаются. Епитимия, или отлучение, ограничивается определенным периодом времени и зависит от покаяния. Однако снятие анафемы — обуславливается исключительно раскаянием осужденного. Две причины, по которым человек может быть предан анафеме — ересь (отклонение от официально принятого религиозного учения, иная трактовка доктрины) и раскол (отделение от юрисдикции Церкви и образование отдельного самостоятельного сообщества без изменения догматики).

Предать анафеме — совершить крайнюю меру, которой всегда должна предшествовать пастырская попытка урезонить нарушителя и привести его к покаянию.

Для православных анафема не является окончательным проклятием. Только Бог является судьей живых и мертвых, и до момента смерти всегда возможно раскаяние. В средневековой Западной Европе провозглашение еретиком влекло за собой смертную казнь, и до начала XIX века это применялось к протестантам Испании.

Публичное проклятие преследует двоякую цель: предупредить оступившегося, привести его к покаянию, а также предостеречь других от заблуждений с целью спасения души.

Осужденное зло

Анафема — это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании — формальное отлучение. Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета. В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.

Анафема»(в значении «проклятие»), приписываемая папе Григорию XI, означало «подношение» или «ничего специального», и происходит от глагола «предлагать». В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало «все, что посвящено злу» или » проклятие». Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.

В 1526 году слово «анафема» впервые появилось в английском языке и использовалось в значении «что-то проклятое». Через некоторое время было принято значение «освященный предмет», но широкого использования не получило.

Чин Торжества Православия

Торжество Православия

843 год… Православный мир окончательно превозмог ересь иконоборчества. В память об этом знаменательном событии был установлен праздник, получивший название – Торжество Православия. Его отмечают в первую седмицу Великого поста. Чуть позже, к XI веку сложился особый чин, включивший в себя догматы Православной Церкви и утверждавший постановления семи Вселенских соборов, а наряду с этим – анафему всем безбожникам, еретикам, а также лицам, которые считались изменниками Отечества.

Чин постоянно претерпевал изменения: расширялись списки лиц, подвергнутых анафеме, в связи с постоянным возникновением новых ересей и врагов Церкви. К концу  XVIII века наметилась противоположная тенденция: списки стали сокращать, поскольку имен в них насчитывалось до 4 тысяч!

Интересный факт

К 1869 г из чина исчезли упоминания о гражданских преступниках, расколоучителях, старообрядцах.

В наши дни Чин Торжества Православия не является общецерковным, а часть, связанная с анафематствованием и вовсе часто опускается. По мнению некоторых священников, это происходит из-за неактуальности самих анафематизмов. Многие ереси стали анахронизмом, то есть пережитком древности. В условиях же нынешней ситуации, когда возникает огромное количество новых лжеучений, упоминать о том, что было полторы тысячи лет назад и молчать о современных псевдохристианских учениях немного не рационально.

Процедура отлучения

В отличии от обычного мирского проклятия, анафема требует соблюдения определенного ритуала. Существует 3 степени отлучения: 1 — от святых таинств (нельзя бывать в церкви на богослужениях, причащаться, исповедоваться); 2 — от таинств, молитв и духовного общения с другими верующими; 3 — полное отлучение, изоляция от любого общения с христианами.

Первые два варианта относятся к так называемому «малому отлучению». Его налагают на провинившегося монаха или священника высшего чина временно. Обычно малое отлучение становится карой за такие грехи, как воровство, прелюбодеяние, взяточничество и пр. Полное отлучение является окончательным наказанием за самый тяжкий грех — вероотступничество.

Каноническая процедура наложения анафемы (великого отлучения) оформилась приблизительно в 340 году. Это событие приурочивают к Гангрскому собору, который созвали из-за возникновения ереси Евстафия. Борьбой с этим раскалывающим Христианскую Церковь явлением и было вызвано создание канона ритуала отлучения.

Полное отлучение провозглашается публично во время церковного собора. Изрекает анафему после детального обсуждения и вынесения решения специальный уполномоченный орган — собор архиереев или синод

Для случаев исключительной важности собирают Вселенский Собор

Анафему грешник может получить как при жизни, так и после смерти (как было с Лениным). Во втором случае душа отлученного лишается права на поминовение. О великом грешнике больше не молятся, не читают поминальных служб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector