Синод рпц сменил наместника троице-сергиевой лавры

Награды

Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (14 декабря 2008) — «во внимание к архипастырским усердным трудам и в связи с 20-летием управления Троице-Сергиевой лаврой»
Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (6 октября 2010) — «во внимание к усердному служению и в связи с 50-летием со дня рождения»
Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (6 октября 2015) — «во внимание к служению и в связи со с 55-летием со дня рождения»
Орден Дружбы (Россия) (14 мая 2016) — «за большой вклад в развитие духовных и культурных связей»

Ставленник Константинопольского патриарха

О рождении и ранних годах жизни почтенного архипастыря документальных сведений не сохранилось. Известно лишь, что по своему происхождению он был грек, и еще в юности принял иноческий постриг, о чем можно судить не из биографических данных, которые весьма скупы, а из его собственных слов о том, что занимать высший церковный пост можно только пройдя во всей полноте длительный монашеский искус.

Наиболее ранние летописные сведения о нем относятся к 1328 году, и связаны они с переездом митрополита Феогноста в Москву, куда он был направлен Константинопольским патриархом Исайей

Известно, что в тот период Византия быстро приближалась к своему закату, и, уделяя особое внимание кадровой политике, предстоятель церкви, являвшийся одновременно и Вселенским патриархом, пытался остановить этот процесс

свт. Феогност Киевский и всея Руси, митроп.

Митрополит Феогност, преемник на Киевской и Владимирской кафедре митрополита Петра, был уроженцем Константинополя. Он был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть митрополита Петра, и, подобно ему, был помощником и твердой опорой князей московских. В то время вел. князем на Руси стал Иоанн Калита, московский князь. Тогда тишина настала на Руси, а Московское княжество стало расти и крепнуть. Но много тяжкого пришлось перенести святителю Феогносту. Так, когда тверской князь Александр, навлекший на себя гнев хана Узбека, бежал в Псков, святитель был вынужден закрыть все церкви в Пскове. Тогда, жалея псковичей, Александр бежал в Литву, и только этим было предотвращено новое нашествие татар на Русь. Когда же князь Александр вернулся на Русь, чтобы не лишить детей своих родовых прав, и был казней с сыном своим Феодором в Золотой Орде, митрополит Феогност встретил тела их во Владимире, отпел со слезами и отправил в Тверь (см. 2 окт., житие св. Анны Кашинской). Вольный Новгород он примирил с московским князем, и в 1346 г. (при вел. князе Симеоне Гордом, сыне Калиты) Новгород своею волей покорился вел. князю.

В 1342 г. хан Джанибек хотел уничтожить все права и льготы православного духовенства и обложить его данью, а митрополита принудить собирать эту дань, грозя в противном случае собирать ее самому. Митрополит отдал татарам все свое достояние, но брать дань с церковников отказался, ссылаясь на слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3, 17). Его подвергли пыткам, но он не уступил, и тогда хан подтвердил все права и льготы Православной Церкви. Когда митрополит вернулся в Москву, страшный пожар, четвертый в его правление Русской Церковью, опустошил Москву, и митрополит, несмотря на то что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви.

Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия (память его 12 февр.) своим преемником. Паству свою он объезжал очень часто, с первого же года своего приезда на Русь. В последний год его жизни юный отшельник Варфоломей (будущий прп. Сергий — память его 25 сент.) прибыл в Радонежские леса и обратился к нему за благословением создать церковь во имя Пресвятой Троицы. Митрополит принял его отечески, благословил и дал просимое разрешение. Заболел святитель Феогност в 1352 г., а скончался 14 марта 1353 г. и был погребен в Успенском соборе в приделе св. апостола Петра, основанного им в память своего предшественника.

В 1471 г. святые мощи его были обретены нетленными, а в 1474 г. от них получил исцеление один немой. Он рассказал, что видел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулся дар речи. Святитель Феогност был причислен к лику святых в XIX в.

• Свт. Феогност поставлен на митрополию Киевскую и всея Руси Константинопольским Патриархом Исаией. Местом своего пребывания он избрал Москву, но много и часто посещал вверенные ему епархии. В 30—40-х гг. XIV в. активно воспрепятствовал отделению Галицко-Волынских епископий в отдельную от Всероссийской митрополию.

• Святитель возглавлял Церковь 25 лет, с 1328 г. и до своей кончины; при нем Москва окончательно утвердилась местом пребывания митрополитов. После болезни 11 марта 1353 г. святитель мирно отошел ко Господу, погребение состоялось 14 марта, рядом со свт. митрополитом Петром.

• В связи со строительством нового храма Успения Пресвятой Богородицы (при Иоанне III) в 1475 г. мощи святых митрополитов, в том числе и свт. Феогноста, перенесли в церковь Св. Иоанна, под колокола. Новый храм был окончен в 1479 г. при митрополите Геронтии, и раки святых митрополитов перенесли туда 27 авг.

Варницкий монастырь

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

«Не есть Бог мёртвых, но Бог живых», – слова, сказанные в Священном Писании. У Бога все живы. И те, кто ушли из этого мира, преставились, упокоились. Они ушли отсюда, они перешли в другую плоскость бытия, но и там они существуют. И Церковь земная неразрывно связана с Церковью небесной. Почему так тянет человека на могилу к близким, к своим прародителям? Для того, чтобы поклониться им, вспомнить о них. Когда мы помним о них, они вспоминают о нас. Ибо мы неразрывно связаны. И связь эта святая и благословенная. И благословенны мы, когда молимся за тех, кто ушел. Митрополит Филарет 46 лет управлял Московской епархией. Это было в XIX веке. Он был выдающимся богословом. Он был сильным молитвенником. Он любил Бога, любил церковь и любил людей. Но как иерарху ему приходилось принимать жесткие решения. И когда священник согрешал, то он должен был его наказывать. И вот в его житии есть такое описание: ему несколько раз говорили об одном священнике, который часто был нетрезвый, выпивал. И выпивал иногда много. Он его предупреждал, он его уговаривал, но священник оставался таким, каким он был. Тогда он решил его запретить в священнослужении. И когда он принял решение, помолился на ночь, утром решил написать указ о его запрещении. И вдруг ночью к нему пришла огромная делегация людей. Там были люди, которых он знал: Суворов, Кутузов, император, великие князья. Там были какие-то сановники, там были крестьяне. Они все просили за этого священника. Святитель, пробудившись утром от сна, попросил, чтобы привели этого священника к нему, и спросил его: «Как ты живешь? Как ты служишь?» И он сказал: «Владыка, живу как все. Грешный человек, злоупотребляю спиртным». «Ну а как ты литургию служишь?» – спросил митрополит. И на это он сказал: «Прихожу за несколько часов до службы и поминаю всех, кого я знаю, и о ком я помню».

Он всегда за всех молился. И вот они тоже пришли и святителя за него попросили. Когда мы поминаем наших предков, они вспоминают нас. И когда мы вспоминаем даже тех, кого мы не знаем, они вспоминают о нас. Почему мы поем «вечная память»? До тех пор, пока мы помним о них, они помнят о нас. А когда мы забудем о них, они забудут о нас. И тогда разрушится связь между земной и небесной Церковью. Тогда и будет конец света. А пока мы помним о наших святых, пока мы помним просто о тех людях, которые когда-то были рядом с нами, или о тех, которых просто мы знаем, – когда мы о них молимся – это великая сила. И мы едины: земная Церковь и небесная Церковь.

И да поможет нам Господь никогда не забывать об этом и помнить не только живых, но помнить и усопших. Потому церковь и установила особые дни – дни поминовения усопших. Мы всегда должны за них молиться, но бывают дни, когда мы особо, сугубо молимся за них.

Всех вас благодарим за святые молитвы. Господь да упокоит всех тех, кого мы помним, кого мы знаем, там, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Ну а всем живым дай, Бог, жить многие и благие лета, трудиться, делать добрые дела и всегда помнить о тех, кто ушел.

С днем заупокойным всех вас поздравляю.

Архипастырские заботы почтенного митрополита

Несмотря на все треволнения суетного мира, основной сферой деятельности митрополита Феогноста всегда оставалось его архипастырское служение, направленное на централизацию и упорядочение церковной власти. В этом плане им была проведена большая работа по ликвидации самостоятельно учрежденных митрополий, таких как Литовская, Галицкая и ряд других.

По инициативе Феогноста был канонизирован и прославлен в лике святителей его предшественник на Московской кафедре – митрополит Петр, а также составлен выдающийся литературный памятник той эпохи – Сийское Евангелие, хранящееся сегодня в фондах библиотеки Академии наук России.

Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский (+ 1353)

Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание)

Память его празднуется 14 марта в день преставления

Митрополит Феогност, преемник на Киевской и Владимирской кафедре

митрополита Петра, был уроженцем Константинополя. Он был известен как знаток церковных канонов. Местом своего пребывания на Руси он избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть митрополита Петра, и, подобно ему, был помощником и твердой опорой князей московских. В то время вел. князем на Руси стал Иоанн Калита, московский князь. Тогда тишина настала на Руси, а Московское княжество стало расти и крепнуть. Но много тяжкого пришлось перенести святителю Феогносту. Так, когда тверской князь Александр, навлекший на себя гнев хана Узбека, бежал в Псков, святитель был вынужден закрыть все церкви в Пскове. Тогда, жалея псковичей, Александр бежал в Литву, и только этим было предотвращено новое нашествие татар на Русь. Когда же князь Александр вернулся на Русь, чтобы не лишить детей своих родовых прав, и был казней с сыном своим Феодором в Золотой Орде, митрополит Феогност встретил тела их во Владимире, отпел со слезами и отправил в Тверь (см. 2 окт., житие св. Анны Кашинской). Вольный Новгород он примирил с московским князем, и в 1346 г. (при вел. князе Симеоне Гордом, сыне Калиты) Новгород своею волей покорился вел. князю. В 1342 г. хан Джанибек хотел уничтожить все права и льготы православного духовенства и обложить его данью, а митрополита принудить собирать эту дань, грозя в противном случае собирать ее самому. Митрополит отдал татарам все свое достояние, но брать дань с церковников отказался, ссылаясь на слова апостола Павла: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор.3, 17). Его подвергли пыткам, но он не уступил, и тогда хан подтвердил все права и льготы Православной Церкви. Когда митрополит вернулся в Москву, страшный пожар, четвертый в его правление Русской Церковью, опустошил Москву, и митрополит, несмотря на то что у него не оставалось больше никаких средств, со следующего же года начал восстанавливать церкви. Предчувствуя свою кончину, он назначил епископа Владимирского Алексия (память его 12 февр.) своим преемником. Паству свою он объезжал очень часто, с первого же года своего приезда на Русь. В последний год его жизни юный отшельник Варфоломей (будущий прп. Сергий — память его 25 сент.) прибыл в Радонежские леса и обратился к нему за благословением создать церковь во имя Пресвятой Троицы. Митрополит принял его отечески, благословил и дал просимое разрешение. Заболел святитель Феогност в 1352 г., аскончался 14 марта 1353 г. и был погребен вУспенском соборе в приделе св. апостола Петра, основанного им в память своего предшественника. В 1471 г. святые мощи его были обретены нетленными, а в 1474 г. от них получил исцеление один немой. Он рассказал, что видел, как святитель встал из гроба, благословил его язык, после чего к нему вернулся дар речи. Святитель Феогност был причислен к лику святых в XIX в.

Свт. Феогност поставлен на митрополию Киевскую и всея Руси Константинопольским Патриархом Исаией. Местом своего пребывания он избрал Москву, но много и часто посещал вверенные ему епархии. В 30—40-х гг. XIV в. активно воспрепятствовал отделению Галицко-Волынских епископий в отдельную от Всероссийской митрополию.

Святитель возглавлял Церковь 25 лет, с 1328 г. и до своей кончины; при нем Москва окончательно утвердилась местом пребывания митрополитов. После болезни 11 марта 1353 г. святитель мирно отошел ко Господу, погребение состоялось 14 марта, рядом со свт. митрополитом Петром.В связи со строительством нового храма Успения Пресвятой Богородицы (при Иоанне III) в 1475 г. мощи святых митрополитов, в том числе и свт. Феогноста, перенесли в церковь Св. Иоанна, под колокола. Новый храм был окончен в 1479 г. при митрополите Геронтии, и раки святых митрополитов перенесли туда 27 авг.

Биография[править | править код]

Родился 6 октября 1960 года в посёлке Селиваново (сейчас Красная Горбатка) Владимирской области в семье рабочих. В том же году крещён с именем в честь великого князя Черниговского и Киевского Игоря.

В 1978 году окончил среднюю школу, в 1979—1981 годах проходил службу в армии.

В 1981—1982 годах нёс послушание в храме Спаса Нерукотворенного Образа на погосте Спас-Железино Селивановского района, в 1982—1983 годах — в храме святителя Николая в городе Киржаче Владимирской области.

22 ноября 1983 года в домовой церкви архиерейских покоев архиепископом Владимирским и Суздальским Серапионом (Фадеевым) пострижен в монашество с именем Феогност в честь святителя Феогноста, митрополита Киевского и всея Руси.

14 января 1984 года архиепископом Серапионом в Успенском соборе Владимира рукоположён во иеродиакона, а 19 января — во иеромонаха.

С апреля 1984 года стал насельником Троице-Сергиевой лавры.

В 1985 году поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1986 году был возведён в сан игумена, а затем в том же году — в сан архимандрита.

В 1987 году окончил Московскую духовную семинарию.

30 ноября 1988 года указом патриарха Пимена был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

С 1990 года преподаёт в МДА, читает курс патрологии.

В 1991 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырство по учению Православной Церкви».

Архиерействоправить | править код

13 марта 2002 года решением Священного синода Русской православной церкви архимандриту Феогносту определено быть епископом Сергиево-Посадским, викарием Московской епархии, первым епископом-наместником Троице-Сергиевой лавры за всю её историю. 31 марта в храме Христа Спасителя архимандрит Феогност был хиротонисан во епископа Сергиево-Посадского. Хиротонию совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, митрополит Солнечногорский Сергий, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Истринский Арсений (Епифанов), архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов), архиепископ Верейский Евгений (Решетников), епископ Тульский и Белёвский Кирилл (Наконечный) и епископ Дмитровский Александр (Агриков).

В 2004 году епископ Феогност посетил Антарктику, где 15 февраля освятил Троицкую церковь на острове Ватерлоо. Церковь стала патриаршим подворьем Троице-Сергиевой лавры, братия которой совершает в ней служение.

20 апреля 2009 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры патриархом Кириллом был возведён в сан архиепископа.

5 марта 2010 года решением Священного синода утверждён председателем Синодальной комиссии по делам монастырей.

В июне 2010 года назначен генеральным директором Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.

22 марта 2011 года по должности включён в состав Высшего церковного совета Русской православной церкви.

15 марта 2012 года возглавляемая им Синодальная комиссия по делам монастырей был преобразована в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

30 ноября 2018 года отметил 30-летие своего наместничества в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Больше него монастырем управляли только сам преподобный Сергий Радонежский, основатель обители, и преподобный Антоний (Медведев).

26 февраля 2019 года решением Священного синода Русской православной церкви освобождён от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры «с сохранением за ним обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом „Каширский“ и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству». 27 февраля в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры совершил Божественную литургию вместе со своим преемником епископом Сергиево-Посадским Парамоном (Голубкой).

7 апреля 2019 года распоряжением патриарха Кирилла назначен управляющим Викариатством новых территорий города Москвы, а также благочинием ставропигиальных приходов и Патриарших подворий вне города Москвы. 11 апреля 2019 года указом патриарха Кирилла назначен также настоятелем храма Живоначальной Троицы в Троицке города Москвы.

Член комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству.

8 декабря 2020 года решением Священного синода Феогност назначен наместником Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

За усердное служение Церкви 16 мая 2021 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл за богослужением в храме Христа Спасителя возвёл архиепископа Феогноста в сан митрополита.

Литература

  • Церк. Ведом., 1892, № 20, 175-176; 1896, № 48, 419; 1900, № 38, 301.
  • Приб. к «ЦВ», 1900, № 33, 1311-1313; 1903, № 4, 109-111; 1903, № 5, 161; 1903, № 50, 1977.
  • Русск. Паломн., 1903, № 6, 96-97; 1904, № 8, 134.
  • Церк. Моск. Вед., 1900, № 33.
  • Прав. Собес., 1897, декабрь, 6; 1899, январь, 6; 1900, сентябрь, 296; 1907, июль-август, 203.
  • Церк. Вестн., 1883, № 4; 1891, № 8, 113; № 13, 193; № 38, 605; № 48, 763; 1895, № 19, 595; № 44, 1407.
  • Москов. Вед., 1900, № 224.
  • ТКДА, 1902, № 3.
  • Влад. Еп. Вед., 1889, № 1.
  • Новгор. Еп. Вед., 1894, № 3, 91; 1900, № 17, 18.
  • Твер. Еп. Вед., 1900, № 18.
  • Екатер. Еп. Вед., 1900, № 26.
  • «Некролог,» «О митр. Киевском Феогносте (Лебедеве),» 1903 (Отдельная брошюра в 55 сc., Церк. Вестн., 1903, № 5; Труды КДА, 1903, № 2; Влад. Еп. Вед., 1903, № 4; Отечество, 1903; Новое время, 1903; Свет, 1903 и в др. газетах и периодических изданиях).
  • Богосл. Вестник, 1915, X-XI-XII, 880.
  • Красн. Архив, т. 39, 114, 131, 139.
  • Изв. Каз. Еп., 1903, № 1, 12-14.
  • Нива, 1900, № 36, 702.
  • Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., 12-13.
  • Списки архиереев Иерархии Всерос., СПБ, 1896, № 396, 56.
  • Родосский, А., Слов. воспит. СПБ дух. акад., 543, 544.
  • Сергий (Ланин), архиеп., Высокопр. Феогност. Его кончина и погребение, Киев, 1903.
  • Здравомыслов, К. Я., Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Крат. биогр. очерки, Новгород, 1897, 80.
  • Бычков, И. А., Описание рукоп. П. И. Савваитова, вып. 2-й, 89.
  • Виноградов, А., прот., История Владимирского Успенского собора, 1891, 91 и др.
  • Пальмов, Н., Биографический очерк, Киев, 1903.
  • Нарбеков, В., проф., Третий областной Истор. Археологич. съезд во Владимире, Казань, 1907.
  • Булгаков, 1394, 1396, 1403, 1407, 1408.
  • Толстой, 50/396.
  • БЭС, т. II, стб. 1330, 1676, 1823; БЭС I, стб. 259, 523.
  • БЭЛ, т. II, стб. 108; т. III, стб. 596; т. X, стб. 611, 612.
  • Cunningham, J. M., A vanquished Hope, 16.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector