Доклад на тему крещение руси 3, 4, 5, 6 класс окружающий мир, кратко
Содержание:
- Введение «новой» веры
- Крещение княгини Ольги
- На распутье
- Главное же – это обращение русского общества от языческой тьмы к свету Евангелия Христова, благодатное преображение личной и общественной жизни при всей сложности этого процесса.
- Как крестился князь Владимир
- Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий
- Выбор вероисповедания
- Последствия для русского государства
- Популярные темы сообщений
- Князь, крестивший Русь: кратко о принятии христианства восточными славянами
- Причины крещения
- Популярное за 7 дней
- Земля Херсонеса
- Православие дало единую идеологическую, духовную основу, необходимую для объединения разрозненных славянских племен в единый русский народ.
- Меры по борьбе с язычниками
- Причины необходимости христианизации
- Кто крестил Русь
- Основы веры
- Последствия крещения Руси
Введение «новой» веры
Киев, повинуясь воле Владимира, первым крестился в водах Днепра. Событие произошло в конце июля 988 года, когда княжеским указом жителей города собрали на берегу реки и посредством ритуала обратили в новую веру. Эта дата стала официальным днем празднования крещения Руси, но фактически она только положила начало длительному процессу, затянувшемуся на несколько столетий.
У большинства историков все еще остается спорным вопрос о том, в каком веке христианство было принято окончательно. Во многих областях язычество довольно долго имело сильную позицию, и периодически организовывались бунты, прежде чем христианская вера встала на ноги как государственная религия. Некоторые территории приходилось крестить буквально «мечом», вследствие сильного сопротивления населения, не желающего предавать своих богов. Во Владимиро-Суздальском княжестве в 1024 году сторонники старой веры подняли восстание, в 1071 году был подавлен мятеж в Новгороде, Ростов смирился с крещением только к концу XI столетия, а город Муром и вовсе продержался до XII века.
Интересно отметить, что приход христианства на Русь по своим последствиям и общему значению нередко сопоставляют с преобразованиями Петра Великого.
Крещение княгини Ольги
При рассмотрении вопроса о том, в каком году крещение Руси, скорее всего, состоялось, нельзя не сказать и о роли княгини Ольги в этом событии. Ведь она из всех киевских правителей первой стала христианкой официально. По поводу того, когда это произошло, историки однозначного ответа не дают.
Если основываться на данных «Повести временных лет», то получается, что было это в 955 году в Константинополе. Сообщается, что крещена она была императором Константином VII совместно с патриархом Феофилактом и наречена Еленой в честь жившей в 3-4 веках матери Константина I.
Однако часть историков склоняется к тому, что следует ориентироваться на дату, изложенную в другом источнике. Это сочинение «О церемониях», а написал его Константин Багрянородный. Из находящихся в нем сведений можно заключить, что Ольга крестилась в 957 году. Посетив Византию, она вела речь о крещении своего государства и признании его ромеями как равного этой христианской империи. Вторая версия считается более аргументированной.
Нельзя не отметить, что имеются исторические сведения о том, что христиане существовали в Киевской Руси и раньше. Так в договоре, заключенном князем Игорем с Византией в 944 году, есть упоминание о «русских христианах» и о тех, кто тогда принял крещение. В правление же княгини Ольги число христианских верующих среди славян возрастало.
На распутье
В каком веке приняли христианство на Руси? Известно, что это произошло в Х веке, но последовательность событий остается до конца не выясненной. После продолжительной междоусобной борьбы на киевский престол в 980 году взошел Владимир (внук княгини Ольги), при котором Русское государство сумело значительно раскинуть свои границы и укрепить южные рубежи. В попытках объединить разобщенные земли князь хотел создать в стольном граде единый пантеон почитаемых богов, но не возымел в этом успеха. По прошествии некоторого времени на Руси было принято христианство как основная государственная религия.
К началу правления Владимира семена христианского учения уже имели свои всходы на территории государства. При этом князь все еще отдавал предпочтение языческим богам, хотя вполне осознавал все недостатки веры предков. Последующий провал религиозной реформы подтолкнул его к поискам новой религии, могущей заменить язычество и основательно укрепить государственную власть. Решение было продиктовано еще и тем, что все державы, окружавшие Русь, уже имели такие религии.
Согласно летописным сказаниям, к киевскому правителю явились посланники трех монотеистических верований: ислама, иудаизма и христианства. Последнее из них было особенно хорошо известно в Киеве по причине частых связей с Константинополем. Собрав бояр и старцев, Владимир держал с ними совет в выборе новой веры для государства. По их рекомендации он отправил в разные страны своих людей, чтобы выяснить, какая вера лучше всего подойдет русичам. В итоге предпочтение было отдано греческой вере.
Главное же – это обращение русского общества от языческой тьмы к свету Евангелия Христова, благодатное преображение личной и общественной жизни при всей сложности этого процесса.
По глубокому замечанию протоиерея Георгия Флоровского, древняя крещеная Русь является «золотым веком» нашей истории, временем Божиих чудес и тайн.
«И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, — радуется митрополит Илларион, — не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, <закалаем> и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не <как прежде>, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся… вся земля наша восславила Христа со Отцом и со Святым Духом… идольский мрак стал удаляться от нас — и явилась заря правоверия; тьма служения бесовского исчезла — и слово евангельское осияло нашу землю… капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых, бесы убегали, крест же освящал грады».
Русь святых Аскольда и Дира, Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого – это начало Святой Руси. Ныне она пребывает «под спудом», в подполье, в подсознании нашей культуры, наших сердец. Пока эта православная святая Русь не выйдет из подполья, не станет для нас примером, образцом для подражания, самой нашей жизнью, пока она и не преобразит своим светом все стороны нашей жизни, мы так и будем метаться из огня да в полымя, от одной неразрешимой проблемы в другую.
Как крестился князь Владимир
В действительности, предшествием к крещению самого Владимира были весьма бурные события. Стремясь ослабить византийцев, князь со своим войском осадил греческий город Херсонес в Крыму. После долгой осады город пал, после чего Владимир потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил также осадить и захватить столицу Византийской империи, город Константинополь. Не желая воевать с дерзким князем, византийцы согласились отдать Анну в жены Владимиру, но при одном условии – князь Владимир должен принять христианство, так как не может сестра византийского императора быть отданной замуж за язычника. После этого князь принял окончательное решение о принятии христианства.
Что же касается летописной версии об «испытаниях разных вер», то есть вероятность, что это просто придумка летописца, и Владимир ничего не думал и не выбирал, а сразу принял христианство византийского, православного обряда, исключительно из ряда политических побуждений, одним из которых был его брак с Анной, предполагавший дальнейшее укрепление союза с Византией. А такой союз в целом был выгоден Киевской Руси, терзаемой с востока набегами печенегов/половцев. Да и как мы говорили выше, во внешнеполитических отношениях оставаться язычниками уже было совсем не комильфо.
Крещение Владимира.
Итак, в 988 году Анна прибыла в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира, после чего состоялось бракосочетание, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.
Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий
В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции. В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства. Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.
Выбор вероисповедания
Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.
«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что благодаря миссионерству, князья Аскольд и Дир, а также некоторые бояре крестились. Это малочисленное крещение в истории называется Аскольдовым или Фотиевым. Следующей, но уже официально, в 957 г. приняла крещение княгиня Ольга и добивалась, чтобы Византия воспринимала Киевскую Русь не как варварское государство, а как равнозначную державу.
Приняв решение о крещении, Владимир колебался в выборе вероисповедания. Поскольку граничащие государства исповедовали и ислам, и иудаизм, князь решил выслушать всех религиозных представителей и на основании анализа их убеждений определиться с выбором. Это событие историки называют «Испытанием вер».
В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.
Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.
Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.
Последствия для русского государства
Подводя итоги, можно сказать, что принятие христианства позволило Киевской Руси получить немало преимуществ. Будучи объединенным единой религией, русский народ стал более сплоченным, сумел повысить уровень своей духовности. Многие люди приобщились к наукам, получили ранее недоступные знания, отказались от устаревшего мировоззрения. В обществе появилось понятие о христианской морали и чистоте души.
У христианской Руси значительно возрос престиж на международной арене. Государство начало вести перспективную внешнюю политику. Чтобы укрепить отношения с другими странами, русские князья стали отдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Во времена язычества это не представлялось возможным, поскольку при заключении династических браков вероисповеданию придавалось первостепенное значение.
Популярные темы сообщений
-
Сила трения
В природе существует множество явлений, связанных с физикой. Это может быть гром и молнии, электрический ток, сила магнитов, трение и так далее. Последнее мы рассмотрим в сегодняшнем докладе.
-
Культура Древней Греции
Богатая и многогранная древнегреческая культура стала фундаментом европейской культуры в целом. Пятый век до нашей эры был «золотым» временем как для развития демократии в Афинах, так и для развития искусства.
-
Денежное дерево
Денежное дерево – имеет и другие научные названия крассула и толстянка. Относится к лиственным видам семейству Толстянковые роду Крассула. Растение распространилось из засушливых регионов Мадагаскара и Южной Аравии.
Князь, крестивший Русь: кратко о принятии христианства восточными славянами
Ещё со школьных учебников истории мы знаем, что князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015) Владимир I Святославич — это именно тот правитель, благодаря которому Русь приняла христианство. Поэтому в церковной истории его принято называть не иначе как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель.
Но и князя Владимира с христианской верой связывает не простая история. Незадолго до крещения Руси, киевский князь осознал необходимость принятия какой-либо крупной религии, чтобы заручиться единоверными союзниками, а не воевать против всех, во имя своих языческих богов. В «Повести временных лет», ценном историческом источнике, говорится о том, что для осознанного выбора религии князь устроил так называемое «испытание вер».
Крещение Руси (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов
Владимир Святославич отправил своих послов в соседние державы, исповедующие ислам, иудаизм, латинскую (ныне — католичество) и византийскую веру (ныне — православие), чтобы по возвращении гонцы достоверно рассказали о религиозных обрядах и обычаях, принятых в этих странах.
В это же время киевского князя посещают церковники разных религиозных течений, пытаясь показать ему преимущества своих верований. Согласно летописи, первыми к Владимиру пришли представители волжских булгар, исповедующие ислам. В исламе Владимира не устроили строгие религиозные запреты, в корне несопоставимые с образом жизни обычного жителя Древнерусского государства и ограничивающие его быт.
Потом Владимира посетили посланники Римского папы с рассказом о Латинской вере. Князь отверг их предложение, по причине того, что это была уже не первая попытка отправления латинских миссионеров в русские земли, и предыдущие правители Руси всегда отказывали «немцам» (так в то время называли всех иностранцев из Европы).
После прибыли хазарские иудеи с предложением о своей вере. Помня, что ранее отец Святослав разбил Хазарию, Владимир спрашивает пришедших, где их земля. Хазары признаются, что у них нет своей земли, и иудеи разбросаны по миру. Такой ответ не удовлетворяет киевского князя, и он отказывает хазарским посланцам.
Последним к Владимиру прибыл византийский церковник, из-за своих мудрых речей прозванный в летописях Философом. Но и он окончательно не убеждает Владимира принять свою веру.
«Великий князь Владимир выбирает веру» / Художник: Иван Эггинк, 1822 г.
В 987 году Византия просит Владимира оказать военную помощь и стать военным союзником. Киевский князь ставит условие — помощь будет оказана лишь в том случае, если ему в жёны отдадут византийскую царевну Анну. Византия соглашается на предложение Владимира, но выдвигает встречное требование — русский правитель должен приять веру Христа.
С этого момента и принято вести отсчёт истории православия в сегодняшних России, Украине и Беларуси. День Крещения Руси (28 июля) был занесён в календарь праздничных и знаменательных дат для того, чтобы напомнить нашим гражданам об истории принятия христианской веры на Руси, определившей ход и вектор развития нашего государства.
Причины крещения
Основными причинами для принятия веры христианства являются:
- Стремление к сближению русского народа, которому мешали различные религиозные убеждения разных племен.
- Равнение киевских князей на европейскую монархию.
- Желание Владимира жениться на сестре императора Византии Анне, который попросил военной помощи у киевского князя в подавлении восстания в Малой Азии и Болгарии. Мятежники были разгромлены русскими воинами, но Василий второй не стал отправлять Анну на Русь. Тогда князь захватил Корсунь и потребовал сдержать обещание, грозя пойти на захват Константинополя.
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Дела семейные
30.09.21 10:41
Земля Херсонеса
Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.
Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).
После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.
«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.
Православие дало единую идеологическую, духовную основу, необходимую для объединения разрозненных славянских племен в единый русский народ.
Становясь православными, восточно-славянские племена становились русским народом. Стать православным тогда означало стать русским. Во времена княжеских междоусобиц, раздробленности, иноземных завоеваний именно осознание своей православной общности позволило нашим предкам выжить, выстоять, сохранить себя, а значит и нас. В XIX в. Федор Михайлович Достоевский сказал по этому поводу: «Русский — значит православный».
Благодаря Крещению Русь твердо встала на путь государственного и культурного строительства. Именно православное христианство, воспринятое от Византии, стало той закваской, благодаря которой вскисло тесто святости, государственности, права, экономики, литературы, живописи, архитектуры, образования, воспитания, культуры. Византийское Православие через равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия принесло с собой церковнославянский язык (язык молитвы и литературы), высочайшую систему морально-этических ценностей, прекрасные образцы церковного и гражданского искусства, передовую юридическую систему. Памятники древнерусской культуры до сих пор остаются непревзойденными по своему духовному уровню. Если мы и можем чем-то хвалиться, то преимущественно наследием древней Руси – Руси святых Владимира и Ярослава Мудрого.
М.Шаньков. Крещение Руси
Меры по борьбе с язычниками
Сражаясь за укрепление христианства в народной среде, правительство и духовенство предпринимали целый комплекс практических мер. Все новые церкви строились на местах разрушенных капищ, наглядно замещая христианством старую веру
Людям было важно приходить к привычным местам поклонения и вид монументальной церкви подсознательно воспринимался как непререкаемая сила христианской веры. Имел место и тот факт, что язычники верили в способность того или иного божества себя защищать
При виде мирно возвышающейся церкви на месте разрушенных идолов вчерашняя уверенность невольно подтачивалась сомнениями. Следующим шагом стала ликвидация волхвов со жрецами. Их попросту отлавливали и порой даже казнили. Управители христианской церкви на Руси нередко силой подавляли попытки неугодной религиозной самоорганизации, опираясь на поддержку дружины.
Но грубо победить язычество оказалось невозможно, так как вера сложно отделялась от традиций и народного быта. Мудрые церковники решили накладывать новую веру на привычный жизненный уклад. Календарь подстраивался под давние праздники, делались доступные пояснения, известны даже случаи подмены святых. Образованные священнослужители сотрудничали друг с другом ради объединяющей цели и шли на некоторые хитрости, что отражено в переписках духовенства.
Дети из знатных родов принимались на обучение грамоте при христианских церквях, где, разумеется, параллельно преподавали закон божий. Кроме этого, в тот период дружина представляла собой нечто вроде идолов поп-культуры. Молодёжь стремилась соответствовать их примеру и с готовностью пополняла христианские ряды. А новые завоевания христианских правителей поступательно распространяли христианство на территории соседних племен. Так что упрочение позиций новой религии оставалось лишь делом времени.
Причины необходимости христианизации
Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.
До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.
Постоянно подвергаясь набегам кочевников, государство нуждалось в сплочении племен. Поспособствовать этому процессу могла только мощная сила веры во что-то единое. Поэтому Владимир Красное Солнышко выбрал религиозный «рычаг воздействия» для укрепления взаимосвязей племен и усиления собственной власти. Во времена язычества князь был всего лишь военачальником, которого можно было свергнуть или убить.
В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.
Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:
- Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
- Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
- Иудаизм (Хазарский каганат).
Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.
Кто крестил Русь
Киевская Русь стала православной во времена правления князя Владимира Святославича (Красно Солнышко). Изначально он воспитывался в языческой традиции, однако в зрелом возрасте осознал необходимость кардинальных перемен в обществе.
Владимир Святославич вошел в историю как Креститель всех земель Киевской Руси, человек, сделавший значительный вклад в развитие и процветание христианства. Среди причин, по которым он решился на смену государственной религии, значились политические, внутренние и другие.
Прежде чем ввести в государстве православие, Владимир Святославич долго размышлял над выбором веры. Новая религия должна была отвечать всем потребностям правящих кругов и населения, способствовать сплочению людей. Помимо христианства, правитель Руси рассматривал католицизм, мусульманство, иудаизм. Принятию и реализации исторического решения предшествовали встречи с представителями каждой из религиозных конфессий. По преданию, князя заинтересовал именно христианин. Он оказался философом и поведал правителю о предстоящем суде над человеческими душами, продемонстрировал ему впечатляющие картины будущего библейского события.
Основы веры
Православная Церковь
объявляет основные принципы веры абсолютно истинными, вечными и неизменными,
которые донесены до человека Самим Богом и непостижимым духом. Сохранение их в
целости и сохранности является главной обязанностью Церкви. Ничего нельзя ни
добавлять, ни удалять, чтобы более поздние догматы, установленные Католической
Церковью — о сошествии Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (filique),
о непорочном зачатии не только Христа, но и Девы Марии, о непогрешимости Папы,
о чистилище — считались Православием ересью.
Личное спасение верующих
ставится в зависимость от ревностного исполнения обрядов и предписаний Церкви,
через которые через таинства человеку даруется божественная благодать: детское
крещение, помазание, причастие, покаяние (исповедь), брак, священство,
освящение (встреча). Таинства совершаются посредством обрядов, которые вместе
со службами, молитвами и религиозными праздниками образуют религиозный культ
христианства. Большое значение в православии придается праздникам и постам.
Православие учит соблюдению
нравственных заповедей, которые Бог дал человеку через пророка Моисея, а также
исполнению заветов и проповедей Иисуса Христа, изложенных в Евангелиях. Его
основное содержание — соблюдение общечеловеческих норм жизни и милосердия,
проявление милосердия и сострадания, отказ от силового сопротивления злу.
Православие подчеркивает безболезненное прохождение страданий, посланное Богом
для испытания силы веры и очищения от греха, с особым почтением к страдающим —
блаженным, бедным, глупым, отшельникам и отшельникам. В православии обет
безбрачия принимают только монахи и высшие чины духовенства.
Последствия крещения Руси
О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.
Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.
Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.
И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.
О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.
Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.
В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.
Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.
Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.
Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре
Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.
Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.
Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.
В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.