Кто такие хазары

Другие народы

Помимо караимов, крымчаков и евреев-ашкеназов, на происхождение от хазар претендуют и представители других народов. Особенно активно об этом говорят представители кавказских этносов – карачаевцы, балкарцы и кумыки. Необходимо отметить, что языковое сходство, а также общность региона проживания, действительно говорят о том, что их предки могли входить в состав племен Хазарского каганата. Помимо этого, о происхождении от хазар говорили и отдельные представители чеченского народа, включая даже, по некторым сведениям, террориста Шамиля Басаева. Из еврейских групп об этом активно заявляют некоторые представители ираноязычных горских евреев-татов. Особенно интересен также случай субботников – русских крестьян и казаков Воронежской губернии и Кавказа, еще в XIX веке перешедшим в иудаизм. Часть из них уже в наши дни также говорит о «хазарском следе» в своей истории.

Большинство ученых, тем не менее, придает мало значения этим претензиям и стоят на позиции классического исследователя хазар М.И. Артамонова, писавшего о том, что «поиски потомков хазар до сих пор остаются безуспешными, видимо потому, что они нигде не сохранились. Малоубедительными остаются и поиски следов хазарской культуры, в частности, в языках и в религии соседей».

Военная организация

История армии каганата разделена на два периода. Отличаются они способом комплектации боевых отрядов, которые состояли из:

  • ополчения;
  • конной гвардии.

Арабо-хазарские войны велись каганатом с помощью ополчения, которое были обязаны выставлять все зависимые племена. Численность армии могла достигать несколько сот тысяч человек, ядром её была конница. При штурме городов применялись осадные машины. Методом ополчения хазарская армия формировалась до IX столетия.

Хазарская армия позднего периода существования каганата формировалась по другому принципу. Основу его стали составлять тяжеловооружённые конники-гвардейцы, размещавшиеся в Итиле. Воинов в гвардию набирали из мусульман хорезмийского происхождения — ларисиев. Переход к профессиональной армии позволил устоять стране в войнах с намного превосходящими силами врагов ещё не менее полутораста лет.

Многие исследователи считают, что хазары как народ не исчезли полностью. Их потомками могут быть караимы — небольшой тюркоязычный народ, до недавнего времени проживавший в Крыму, который итальянские средневековые источники ещё в XVI ст. именовали Хазарией.

https://youtube.com/watch?v=2uU5nZ9SZ5g

Распад

Однако сильное государство на стыке Европы и Азии, проводившее независимую политику, вызвало противодействие соседних стран.

Важное политическое значение имел вопрос о государственной религии. Арабы пытались утвердить в Хазарском каганате ислам, а Византия – христианство

Правящая верхушка хазар не стремилась связывать себя религиозными отношениями ни с Халифатом, ни с Византией.

В конце VIII – начале IX в. ставший во главе каганата Обадия, потомок кагана Булана, объявил государственной религией иудаизм, что вызвало недовольство части хазарской знати и значительной части низов. Началась длительная междоусобная борьба, в ходе которой Обадия разгромил повстанцев и их союзников – мадьяр.

Смутой в Хазарском каганате воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и некоторые другие народы, платившие ранее дань хазарам (в том числе приднепровские славяне).

В конце IX в. причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала настраивать против хазар окружавших их кочевников.

Одновременно с этим Хазарский каганат испытывал военный натиск со стороны Древнерусского государства: в 913–914 и 943–944 гг. русские войска прошли через всю Хазарию и опустошили Каспийское побережье.

В 964–965 гг. князь Святослав совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат: были разорены города Итиль, Семендер, захвачен город Саркел.

В конце Х в. Хазарский каганат, ослабленный внутренней междоусобицей, походом Святослава, вторжениями печенегов и огузов, перестал существовать.

До начала XIII в. сохранялось небольшое владение в Нижнем Поволжье – город и область Саксин.

[править] История

Говорящие камни: История Хазарии 5

История Хазарии

Маяцкая крепость

Земли города Азова в период существования Хазарского каганата в 8-10 веках н.э.

Павел Ларенок — Хазарский каганат на Нижнем Дону

в 7 веке

С 620-х до 650-х годов Хазария была частью Западно-Тюркского каганата, после распада которого получила суверенитет. От тюрков хазарам достались социальные и политические термины («каган» и др.), а также династия Ашина.

В 684 году хазары подчинили Закавказье, начались Арабо-Хазарские войны. В результате серии походов арабского полководца Хабиба ибн Масламы в 708, 709—710 и 713—714 годах арабам удалось отвоевать Закавказье, а также захватить Дербент.

в 8 веке

В начале 8 в. хазары, к тому времени смешавшиеся с горскими евреями, пришедшими на Кавказ (в Дагестане) из Ирана и Армении, стали принимать иудаизм. Лидером иудаизации был хазарский полководец Булан.

В 705 году хазары принимали активное участие в возвращении трона византийскому императору Юстиниану II, женатому на сестре хазарского кагана Феодоре, который был в 695 году сослан в Херсон. В 710 году Юстиниан организовал поход на враждебный ему Херсон, отдавшийся под покровительство Хазарии. В Крыму началось восстание, приведшее к свержению Юстиниана и восшествию на престол при поддержке хазар Вардана-Филиппа.

В 712—722 годах хазары заняли территорию современного Азербайджана и часть Армении. В ответ, наместник халифа в Закавказье Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками совершил поход на хазар, дойдя до их столицы Баланджара, но осада была неудачной.

В 730 году, произошло новое вторжение хазарского войска в Азербайджан, в ходе которого арабы потерпели поражение, а Джеррах ибн Абдаллах ал-Хаками был убит.

732—733 годах Масламе удалось захватить у хазар Баб ал-Абваб (Дербент), но дальнейшее продвижение арабов на Север против Хазарии привело к неудаче.

В 732 году будущий византийский император Константин V женился на дочери хазарского кагана Ирине Чичак, их сын Лев IV Хазар правил в 775—780 годах.

В 737 году арабы совершили новый поход против хазар во главе с двоюродным братом халифа Марваном ибн Мухаммадом. Марван дошёл до Дона (или Волги) и заставил хазарского кагана подписать мирный договор на условиях принятия ислама.

В 762—763 годах и в 799 году хазары вновь опустошали Азербайджан в отместку за убийства арабами дочерей хазарского кагана, выданных замуж за арабских наместников в Закавказье.

Во время халифа Харуна ар-Рашида (786−809 годы) в Хазарии к власти приходит Обадия, который делает иудаизм государственной религией, что вызвало Гражданскую войну в Хазарии.

в 10 веке

Около 913 года Хазары пропустили войско русов разграбить берега южного Каспия, но на обратном пути, мусульманская гвардия хазарского царя — арсии — разгромила войско русов.

После неудачной попытки Византии натравить в 932 году на хазар аланов, византийцы подкупили князя русов Хельгу (Олег). Хельгу в 940 году напал на хазарский город Самкерц — Фанагорию на Тамани. В отместку хазарский полководец, наместник хазарского царя на Боспоре Песах разорил византийские города Крыма, а затем победил Хельгу и приказал ему идти в поход на Византию.

В 965 году русский князь Святослав Игоревич разгромил Хазарию.

В X веке Хорезм считался вассалом Хазарии:

Хорезмийская конница была главной силой хазарского царя.

в 11 веке

Независимое хазарское княжество с центром в Керчи было завоевано в 1016 году в совместном походе византийских и русских войск.

В 1064 году три тысячи хазарских семей переселились в Кахтан-Самандар.

Зависимое от Хорезма небольшое политическое образование в Нижнем Поволжье с центром в Саксине, находившейся на месте Итиля, подверглось исламизации.

В 1030 году небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре отразило нападение правителя Ганджи курда Фадлуна.

в 13 веке

Другой осколок иудейской Хазарии — небольшое еврейское княжество с центром в Самандаре — просуществовало на Кавказе до монголо-татарского нашествия в 1238—1239 годах.

Упадок хазарскго каганата

Упадок каганата связывают с приходом в Хазарию иудейской общины. Некоторые историки пишут о том, что иудеи захватили в Хазарии власть с помощью «иудейских невест». Они охотно роднились с местной знатью, отдавая в жены хазарам своих дочерей и сестёр. Дети от смешанных браков считались евреями и воспитывались в иудейских традициях. И к IX веку верхушка каганата стала иудейской. Власть теперь делилась между каганом и беком — иудеем, который олицетворял духовную власть и был полководцем. В первой половине IX века три хазарских рода навсегда покинули каганат — и ушли с венграми в Паннонию. К этому времени каганат стал настоящим «хищником», сидевшим на торговых путях. Через него шёл непрерывный поток рабов на восток, а основным доходом стали перепродажа товаров и торговые пошлины. Христиане и мусульмане тоже были в Хазарии, однако ключевой роли не играли. При этом каганат практически прекратил завоевание других народов, предпочитая экономическую экспансию и заключение союзов с соседними государствами. Одновременно с этими процессами, на западе и северо-западе от Хазарии переживали подъём древнерусские княжества. В начале X века русы стали ходить с военными походами на Каспий, а в 939 году князь Олег напал на хазарский городок Самкерц на Тамани, но потерпел поражение. На севере стало бурно развиваться исламское государство Волжская Булгария, с юга хазар теснило государство Саманидов, а в горных районах Северного Кавказа усилилось христианское государство Сарир. Однако решающую роль в падении каганата сыграла Древняя Русь. В 964 году киевский князь Святослав Игоревич освободил вятичей, которые платили хазарам дань, через год разбил хазар и взял города Саркел и Самкерц (Тмутаракань), а позднее, вступив в союз с огузами, разгромил города Итиль и Семендер. Верхушка каганата бежала на острова Каспийского моря и вернулась, лишь заручившись поддержкой Хорезма. Однако поднять голову хазарам русские не дали. В 980-х годах сын Святослава, князь Владимир, утвердил своё владычество над Хазарией, совершив ещё один поход и обложив хазар данью. Князя хотели взять хитростью — хазарские иудеи снарядили в Киев посольство и пытались склонить его принять иудаизм, но Владимир сделал выбор в пользу православия. Остатки Хазарии пали в XI веке под ударами очередного нашествия кочевников. На этот раз это были половцы. Часть хазар в 1064 году переселились в Закавказье, часть осела в Причерноморье, а часть переселилась на Русь. Хазарские воины-наёмники были в войске князя Мстислава Владимировича в 1024 году. В последний раз русские летописи упоминали хазар в 1083 году, когда те пленили князя Олега Святославича и выдали его ромеям.

Метки: Загадки истории, религия, иудаизм, Киевское княжество, племя, Владимир Святославич, Волжская Булгария, Мстислав Владимирович, Олег Святославич, хазары, хазарский каганат, тенгризм

Этнический состав[править | править код]

Хазарами историки называют совокупность этнически разнородных групп, обитавших к юго-востоку и востоку от славяно-русского, фино-угорского и балтского массива. Отдельным народом хазары не были, несмотря на убеждённость в обратном историков либерально-марксистской школы. Несомненно, частью хазар являлись савиры, ставшие предками современных дагестанских кумыков. Также в состав хазар входила значительная часть кавказских албанов (многие этнологи утверждают об их связи с балканскими албанцами и прикарпатскими гуцулами), имеющая самое прямое отношение к современным лезгинам и удинам. Имели хазары и множественные иные этнические вкрапления. В состав Хазаркого каганата с времени экспансии (конец 7-8 век), входили аланы, болгары, народности Крыма и Приазовья, а также многочисленные (преимущественно тюркоязычные) племена населявшие в 8-9 веках степи Подонья и Поволжья.

Так кто же в действительности является потомками хазар?

На наш взгляд, однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Как отметил М.И. Артамонов, “поиски потомков хазар остаются безуспешными” в основном из-за того, что хазары были ассимилированы кочевниками-половцами (куманами) в XI-XIII веках. Таким образом, вряд ли какой-либо современный народ может реально претендовать на происхождение от хазар. Беспримерное разнообразие своекорыстного использования хазарской истории, проводившееся в разное время представителями различных политических течений и этнических групп, помноженное на запутанный клубок тюрко-еврейских историко-религиозных мотивов, делает хазарскую тему уникальным образцом идеологического искажения средневековой истории.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Alemannisch
  • አማርኛ
  • Aragonés
  • العربية
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Башҡортса
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • Català
  • Нохчийн
  • Чӑвашла
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • Қазақша
  • 한국어
  • Кыргызча
  • Latina
  • Лакку
  • Лезги
  • Lingua Franca Nova
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Македонски
  • مازِرونی
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Occitan
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Polski
  • پنجابی
  • Português
  • Română
  • Саха тыла
  • Scots
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Türkçe
  • Татарча/tatarça
  • Українська
  • اردو
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • მარგალური
  • ייִדיש
  • 中文

Иудеи из Персии и Византии

Сначала в Хазарии появились иудеи-маздакиты, и очень скоро к ним присоединились иудеи-антимаздакиты, изгнанные из Византийской империи.

Иудеи-маздакиты. В начале VI века н.э. в Персидской империи под бдительным руководством экзарха Мар-Зутры иудеями была организована первая социалистическая революция под лозунгами – Свободы, Равенства и Братства (эти события известны, как восстание визиря Маздака). Уничтожалась правящая каста — белые персы — потомки Славяно-Ариев, которые и создали Персидскую империю. Их объявили «врагами народа» и экспроприировали их богатства, которые поделили между бедными иудеями и иудейскими вождями. Но такой «справедливости» и «равенства» не оценили персидские бедняки и остатки персидской знати. Они организовали контрреволюцию, и в Лето 6038 от С.М.З.Х. (529 год н.э.) свергли Кавада, а визиря Маздака жестоко казнили, вместе с его сторонниками, кого удалось найти. Однако иудеи-маздакиты успели покинуть созданную ими «страну социального равенства и братства» вместе с награбленными богатствами персидской знати, и осели в Хазарии.

Иудеи-антимаздакиты – это богатые иудеи Персии, которые выступили против Маздака. Но «почему-то» их иудеи-революционеры не тронули, а просто выслали из Персии вместе с их богатствами. Иудеи-антимаздакиты попросили убежища от «Персидской революции» у императора Ромейской империи (Византийской империи). Ромеи приняли иудеев-антимаздакитов и, казалось бы, последние должны быть хотя бы благодарны империи Ромеев. Но иудейская «благодарность» оказалась весьма странной:

Ромеи сами славились коварством, но даже для них подобное предательство было чрезмерным. И император Ираклий II предложил иудеям покинуть страну. Это произошло в середине VII века. Византийские иудеи отправились не куда-нибудь, а в Хазарию, где уже обосновались иудеи-маздакиты. Таким образом, в VII веке «смертельные враги» иудеи-маздакиты и иудеи-антимаздакиты воссоединились в пределах Хазарии, захватили власть и создали первое в мире паразитическое государство – Хазарский каганат.

[править] Круг проблем

Хазароведение изучает этнические связи хазар, их историю и культуру. Она изучает язык хазар, их хозяйство, религию

Важной дискуссионной темой является вопрос распространения в Хазарии и среди хазар иудаизма, и каков его характер (караизм или раввинизм?)

Говоря о Хазарском государстве, хазароведение определяет его границы, историю, этнический состав, религиозные группы, социальное и политическое устройство, дипломатические связи, нахождение хазарских городов и другие вопросы.

Для осуществления хазар и Хазарии учёные используют данные письменных источников, данные лингвистики, археологические памятники, генетические данные.

[править] Принятие иудаизма

Из хазарско-еврейской переписки очевидно принятие частью хазар раввинистического иудаизма, хотя существуют попытки приписать хазарам караизм, либо считать караимов потомками хазар.

Первым принял раввинистический иудаизм хазарский полководец Булан. Иудейское население Хазарии было в значительной степени потомками древнего христианского населения этой страны (Христианским было ещё население государства остроготов). Сближение живших на территории каганата христиан и иудеев постепенно происходило после I Никейского собора, осудившего и арианство — так же, как и иудаизм, одну из государственных религий Хазарского каганата, — и иудаизм, в результате чего преследуемые кафоликами ариане и иудеи стали рассматривать друг друга как близкие конфессии или даже единоверцев. (Хотя сам Арий подчёркивал, что он отрицал только предвечное существование Троицы — до Вознесения Христа, и ариане так же, как и православные, признавали «монархию» Бога-Отца, а не отрицали Троицу и поклонялись только Богу-Отцу, как иудеи).

[править] Хазары в Киевской Руси


«Князь Святослав Игоревич топчет хазарского воина». Скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Проект. (На реальном памятнике шестиконечная звезда видоизменена).

Какая-то часть хазар переселилась на Русь, проживала в Киеве (известно, например так называемое Киевское письмо, написанное евреями Киева). В Киеве были Жидовские ворота, и видимо, еврейский квартал.

Некоторые хазары стали известны в истории Руси: так, Анбал Ясин был ключником князя Андрея Боголюбского, и участвовал в его убийстве вместе с другим евреем — Ефремом Моизичем.

Казарин Иван Захарович был воеводой Владимира Мономаха, в 1107 (1113) году был предводителем русско-хазарского войска, воюющего с половцами у устьев Днепра.

Самым же известным, был, пожалуй, Лука Жидята, епископ новгородский и автор книги «Поучение к братии».

Некоторые считают Малку, мать Владимира I, хазаркой, указывая на её еврейское имя.

На Руси жили и раввины, например, Ицхак из Чернигова (12 в) и Моше бен Я‘аков из Киева (Моше Киевский II, Моше ха-Голе; 1449, Шедува, Литва, — 1520?, Кафа, ныне Феодосия).

История

Хазары как племенной союз известны с древнейших времён. В «Истории Армении» Моисея Хоренского (V в.) впервые упоминается о совместных набегах хазаров и барсилов на Армению в 193 и 213 гг.

В IV–V вв. хазары обитали к северу от Дербента, в VI–VII вв. расселились в Крыму, на Дону и в Нижнем Поволжье.

С образованием во второй половине VI в. Тюркского каганата хазары оказались в его составе. В середине VII в., после распада Западно-Тюркского каганата, они образовали первое средневековое феодальное государство в Восточной Европе – Хазарский каганат.

После распада государства Великая Болгария (660-е гг.) хазары захватили Приазовские степи, Северное Причерноморье, часть степного Крыма и в конце VII – начале VIII в. территориально приблизились к Византии и вступили с ней в союзнические отношения.

Экономика и торговля

Хазары, не смотря на возведение городов и мощных фортификационных сооружений, оставались полукочевым народом. Основным занятием большинства населения каганата было скотоводство. Позже, при расселении по захваченным территориям, хазары стали активно осваивать земледелие, садоводство и виноградарство.

Как же хазары вели полукочевой образ жизни? Все очень просто: летом скотоводы угоняли стада на временные кочевья, а зимой возвращались в поселения и города.

Это интересно: многие зерновые и садовые культуры пришли в Хазарию из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока и даже из Центральной Европы. Как уже говорилось выше, Хазария разместилась на стратегически важных территориях: основными торговыми путями были реки, а Итиль как раз располагался на Волге. Кроме того, рядом располагалось два моря. Не удивительно, что еще одним основным занятием населения Хазарии стало рыболовство.

В Хазарии стремительно развивалось ремесло: местные мастера перенимали технические приемы и технологии разных народов и племен, представители которых приезжали в их города.

Для Хазарского каганата, как и для любого государства, огромную роль играла международная торговля. Удобное расположение среди главных торговых путей (Великий шелковый путь и Великий волжский путь) позволили каганату быстро добиться экономического роста. Торговали со всеми:

  • С севера шли поставки меха, меда и воска, скота и рыбьего клея;
  • С юга привозили ювелирные изделия и арабскую сталь;
  • С востока везли пряности, специи и драгоценные камни;
  • Западные купцы поставляли изделия из металла, оружие и ткани.

А еще через каганат шел транзит работорговли. Впрочем, не смотря на то, что на рынках Итиля продавали невольников, рабство в Хазарии не получило широко распространения. Редкие проявления местного рабства, носили, скорее, патриархальный характер.

[править] Военачальники

  • Алп-Тархан

    Командир хазарского отряда в 713/714.

  • Ахмад б. Куйя

    Визирь, начальник гвардии Ал-ларисия в 943/944.

  • Куйя

    Отец Ахмада, вероятно его предшественник на посту главы гвардии ал-Ларисия.

  • Блучан

    Командир хазарской армии при походе в Грузию в 764.

  • Булан

    Князь, родоночальник династии беков. Инициатор обращения в иудаизм. Участвовал в походе на Ардебиль 730/731.

  • Рас-тархан (Раж-тархан, Ас-тархан

    Командир хазарской армии при походе в Закавказье в 764/765.

    )

  • Сабриель

    Идентичен Булану или Обадии. Инициатор обращения в иудаизм, Полководец, провозглашёный за заслуги царём.

  • Хазар-тархан

    Командир хазарской армии в 737, убит арабами.

  • Чорпан-дархан

    Командир хазарского отряда в 630.

Традиционные занятия

С VIII в. у хазар начинают формироваться раннефеодальные отношения (переход к оседлости, возникновение городов, развитие внутренней и внешней торговли и т. д.). Основным занятием были кочевое скотоводство, земледелие, садоводство, виноделие, рыболовство; в городах Итиль, Беленджер, Семендер, Саркел развивались ремесленные производства.

Пашни и пастбища, рыбные и охотничьи угодья были распределены между родами. В качестве налога каждая хазарская семья отдавала кагану соболиную шкуру.

В IX–X вв. экономика Хазарии опиралась в основном на международную (в том числе транзитную) торговлю. Хазары поддерживали активные торгово-экономические контакты с Византией, странами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья.

Культура

Разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний. Близкое этническое родство хазар с булгарамии другими тюркскими племенами Евразии способствовало распространению у хазар рунического письма (см. Древнетюркское руническое письмо), знать пользовалась еврейской письменностью; в мусульманских школах в Итиле преподавание велось на арабском языке.

Отсутствие единой культуры, литературного языка и письменности свидетельствует о слабой консолидации хазар в культурном плане, что явилось одной из основных причин распада государства.

5. Развитие и достижения Хазарского каганата

Государственный строй

Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже он превратился в знаковую, сакральную фигуру — символ Хазарии.

Реальная власть принадлежала беку (шаду), военному вождю. Он ведал не только войсками, но и экономикой страны, сбором дани и податей. Такое управление Хазарского каганата сформировалось в первой половине 8-го века.

И бека, и кагана избирали на определенный срок.

Как назначали кагана

Кандидата начинали душить шелковым шнуром и при этом спрашивали, сколько лет он хочет «быть на царстве». Когда он в полузадушенном состоянии называл цифру, его утверждали. Если каган умирал раньше назначенного срока — повезло, а если «задержался на посту» – его убивали.

Власть в провинциях-«климатах» принадлежала тудунам. Это звание примерно соответствует понятию «наместник», т.к. Тудуны подчинялись напрямую беку. Есть сведения, что тудуны некоторых городков сами называли себя шадами и беками, поэтому у историков вопрос о единстве Хазарии остается открытым.

Экономика и основные занятия населения

Занятия Хазарского каганата были не слишком затейливыми. Как обычно, хазары разводили скот — в основном, быков и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов — меха соболей, горностаев, лис, бобров.

Воин Хазарского каганата

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.
Интересно, что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение.

Но самым выгодным основным занятием населения Хазарского каганата была торговля. Торговые пути просто-таки пронизывали каганат вдоль и поперек. Торговые караваны шли по пути «из немцев в хазары», от городов Регенсбург, Прага, Краков; по морю Каспийскому пролегал путь от арабов к Балтике и Скандинавии. Через море Черное шел отрезок Великого шелкового пути из Китая в Европу, а по степям средней Азии тянулись на Урал караваны.

И все эти «ниточки», связывающие европейские цивилизации с восточными, держали в руках хазары. Верховодили торговлей евреи. «Валюта» Хазарского каганата, шэлэг, высоко ценилась в странах Средней Азии, что указывает на достаточно «продвинутый» уровень экономики.

Наследство Хазарского каганата

Если разложить всё по полочкам, получится вот что.

  1. Каганат защитил Европу от арабского нашествия
  2. Административную систему каганат позаимствовала Киевская Русь: так, два столетия (до Владимира Святославовича) великих князей величают «каганами», при том, что существует вторая ветка власти — военная, во главе с «воеводой».
  3. Русские заимствовали и налоговую систему — в том плане, что брали тот же размер дани с бывших хазарских «подданников».
  4. Историк В.Мавродин утверждал, что докириллическая письменность русов была создана на основе хазарских символов.
  5. В Киеве сохранились названия объектов, оставшиеся еще со времен хазар-иудеев – Сионские горы, река Иордан.
  6. Возможно, самоназвание общины «казаков» произошло от названия «хазары» («козары» по-древнерусски).

Завоевания[править | править код]

После смерти Мухаммеда в 632 г. арабы вторглись в Месопотамию и Палестину, нанеся ряд тяжелых поражений Византии и Персии, взяли Дамаск (635 г.), изгнали византийцев из Александрии (642 г.), в 667 году оккупировали Халкедон, уже непосредственно угрожая Византии, в том же году вторглись в Сицилию, через три года завоевали Северную Африку, а в711 году вторглись в Южную Испанию. Одновременно арабы вели войну в Средней Азии, которую покорили к 715 году.

Наконец в 733 году после сражения северной экспедиции с Карлом Мартеллом они были остановлены почти в центре Франкского государства у г. Пуатье. Примерно в это же время арабы получили отпор со стороны хазар на юге Восточной Европы.

Таким образом, эта ожесточенная война прервала торговые коммуникации, связывавшие Европу с Ближним, Средним и Дальним Востоком и проходившие традиционно через Средиземноморье. В результате арабской экспансии центр тяжести экономической жизни Франкской империи сместился из южных районов на побережье Северного моря. С VIII века франко-фризские города начинают чеканку собственной монеты, испытывая при этом острую нужду в серебре, что было связано с общим упадком горного дела в эпоху Великого переселения народов и усугубилось захватом арабами Пиренейского полуострова, откуда Европа получала основную часть золота и серебра.

Ни война, ни идеологические разногласия не отменили объективной необходимости экономических связей между Западом и Востоком, который был заинтересован в получении железа и мехов, зерна и др. В регионе Средней Азии боевые действия арабов против «неверных» закончились сравнительно быстро, что способствовало формированию стабильного торгового обмена между ним и Европой, возникновению в Восточной Европе новых путей крупномасштабной транзитной торговли в обход охваченного войной Средиземноморья. К концу VIII века в Восточной Европе оформилась система трансконтинентальных коммуникаций с торговыми центрами и промежуточными пунктами, связывавшая Европу с Кавказом и Средней Азией и далее на восток.

Хазария в науке и политике ХХ века

В советский период Хазарский каганат начинает представляться как “паразитическое” феодальное государство, захватившее автохтонные славянские земли и эксплуатировавшее славянских земледельцев. В конце 1940-ых – начале 1950-ых началась идеологическая кампания против М.И. Артамонова, известного советского ученого и археолога, классического исследователя-хазароведа, обвиненного в том, что он не показывает в своих работах истинный «хищнический» характер Хазарского каганата. С этого времени идеологически выдержанным становится образ “паразитического Хазарского каганата”, впервые представленный в работах классического исследователя истории Руси Б. Рыбакова.

Разгром Хазарского каганата

Летом, против Хазарии, сын Игоря стал готовить поход в тысячи километров. Князю исполнилось всего 22 года. Все тщательно продумав, он не пошел напрямую через степь междуречья, а совершил грамотный ход.

Обойдя степь, он добрался до Рязани. Оттуда благополучно спустился по Оке до реки Волги — матушки и на 500 ладьях направился с невеликим, но смелым и хорошо подготовленным войском в столицу Итиль и осадил ее. В битве при Итиле союзниками Светослава были печенеги. Они появились с западной стороны, где Дон приближается к Волге. А также гузы, которые поспешили от реки Яик на помощь к князю, чтобы биться против хазар. Храбрые войны пересекли пустынное пространство Прикаспия. Все союзники собрались у Итиля. Хазары этого не ожидали, и сразу же после штурма, от столицы остались одни руины.

На этом Светлый Воин не остановился, решив довести начатое до конца, он продолжил борьбу с хазарским каганатом. Святослав направился на Терек, где раскинулся город Семендер. Он имел четырехугольную цитадель, являвшуюся опорным пунктом хазар. Но князь справился с этой задачей. Крепость была взята. После этого, дружина во главе со Святославом отправилась к Дону в сторону Руси.

Уже направляясь домой, Святослав возле Саркела встретился с гарнизоном, в котором были в основном кочевники. После штурма князь взял и разрушил хазарскую восточную крепость Саркел, находившуюся близ нынешней станицы Цимлянской, а городу дал название Белая Вежа. Победоносный поход Святослава на Хазарию был завершен.

Эти победы определили судьбу Хазарского Каганата. Еврейская диаспора прекратила свое существование. Разрушенный иудейский центр витиеватой политики, а также торгового и воинского порядка, повлек за собой необратимые последствия и изменения всей геополитической ситуации.

Версия Ибн-Хаукаля — разгром союзников Хазарии и её столицы Итиль в 968/969 годах

Вариант направления восточных походов Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 и 968-969 годах

Поход на Волжскую Булгарию

Согласно сообщению арабского автора Ибн Хаукаля, русы лишь в 968/969 годах совершили поход сначала на вассалов хазар, Волжскую Булгарию и племена буртасов, и только потом разграбили обе части хазарской столицы Итиль, а также старую столицу каганата — Семендер.

Можно предположить, что поводом для повторного похода князя против Каганата стала осада печенегами Киева в 968 году, когда Святославу пришлось ускоренным маршем возвращаться из недавно завоеванной северо-восточной части Болгарии для отражения кочевников. Хазары имели достаточно влияния на печенегов для организации такого нападения, а захват Саркела в 965 году вполне подходит в качестве повода для мести.

Взятие хазарской крепости Итиль князем Святославом Худ. В. Киреев

Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря и Мангышлаке. После ухода русов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо́льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царь.

Это интересно: Раздробленность древней Руси

[править] Происхождение

Существует несколько теорий происхождения хазар, наиболее распространённой является гипотеза преимущественно тюркского характера хазарского народа, в отличие от (волжских) «болгар» — «смешанных», хана которых ибн-Фадлан называл «царём славян», хотя тюркские языки хазар и болгар были очень близки, не допускают взаимопонимания с другими тюркскими языками, и, как и современный чувашский язык, объединяемый с ними в булгарскую группу тюркских языков, представляли собой своеобразный «мост» между тюркскими и монгольскими языками. Мы не знаем масштабы тюркско-славянского билингвизма ни среди болгар, ни среди хазар. Считается, что хазарам близки барсилы, савиры, баланджары, гунны, уйгуры и т. д. Российские учёные считают, что хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками.

Этноним «хазары» также вызывает споры. Одни видят в нём персидское هزار‎, hezâr — «тысяча». По другой версии, слово «хазары» происходит от тюркской основы «каз» — «кочевать». Существует версия вайнахской этимологии слова «Хазария» — от чеченского «Хаза аре» («Красивое поле»), озвученной, например, на круглом столе начальником Архивного управления при Президенте и Правительстве Чеченской Республики Магомедом Музаевым и изложенная на чеченском новостном сайте ИА Чеченинфо.

В Военной энциклопедии 1911 года слово «козар» производили от монгольских слов «ко» — броня, защита и «зар» — граница («защитник границы»), признавая, что это — оригинальная версия авторского коллектива «Военной энциклопедии». Но хазары не имеют отношения к монголам.

В средневековой еврейской литературе хазары возводились к потомку Ноя Тогарме либо признавались потомками колена Симеона.

Наконец существовала версия, что хазары изначально были евреями, переселившимися в Дагестан из Армении, что они не приняли иудаизм, а вернулись к нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector