Е.ф. шмурло когда и где крестился владимир святой?

е) Когда началась осада Корсуня?

При содействии посланного Владимиром вспомогательного отряда греки нанесли Варде Фоке, летом 988 года, тяжелое поражение при Хрисополе; затем, 13 апреля 989 года, русский отряд, действуя совместно с греками, наносит Варде Фоке новое, на этот раз решительное поражение под Абидосом: здесь Варда сложил свою голову (Яхъя, 24 — 25). Бунт усмирен; Владимир выполнил условия Киевского договора, теперь наступила для греков очередь выполнить свое обязательство. Однако неожиданно мы видим Владимира под стенами Корсуня, на положении уже не союзника, а врага Византийской империи.

О причинах такой резкой перемены нам предоставлено лишь догадываться.

О разрыве — в данном случае об отказе греков выдать царевну Анну за киевского князя — узнал, прежде всех, вероятно, начальник вспомогательного отряда и, кроме него, может быть, и особое (если таковое было) лицо, уполномоченное киевским князем оставаться в Константинополе для предстоящего сопровождения царевны в Киев. Тот и другой должны были известить Владимира о нарушении договора, на что требовалось, конечно, известное время. Потом требовалось время Владимиру снарядить войско для похода на Корсунь, вызвать вспомогательный отряд из пределов Греции, пройти расстояние, отделяющее Киев от Корсуня, чтобы появиться под стенами последнего.

Поэтому едва ли осада могла начаться раньше разгара лета, т.е. июля — августа 989 года. Завитневич относит начальный момент к «первым числам июня». Согласиться с этим, пожалуй, возможно, если допустить, что вспомогательный отряд покинул Дарданеллы и Босфор и самостоятельно направился к берегам Крыма, не дожидаясь распоряжений Владимира. А такое предположение допустимо; политика «льстивых греков» была в Киеве достаточно известна; допуская возможность обмана, там могли принять свои меры и снабдить надлежащими инструкциями отряд, посылавшийся против Варды Фоки*.

______________________

* Завитневич. О месте и времени крещения, 19.

______________________

Во всяком случае, на ход дальнейших рассуждений и на приурочение событий к той или иной хронологической дате, более ранее или более позднее начало осады Корсуня, как сейчас увидим ниже, повлиять не может.

Первое крещение Руси

На самом деле князь Владимир Великий был далеко не первым человеком, который взял и принес светоч христианства в до того языческую Русь. Нет, разумеется, христиане были на Руси и задолго до него. Согласно христианским преданиям, один из 12 апостолов Иисуса Христа – Андрей Первозванный отправился проповедовать новую веру сначала в Северное Причерноморье, в Скифию, а оттуда поднялся вверх по Днепру и даже водрузил крест на холмах, где впоследствии возник Киев.

Андрей Первозванный водружает крест на киевских холмах, картина Николая Ломтева.

Правда достоверность пребывания апостола Андрея на наших землях ставится под сомнения даже церковными историками, скорее всего, это просто красивое предание. А вот то, что в ранее средневековье на наших землях были многочисленные христианские миссионеры, стремившиеся обратить местных язычников в веру христианскую – это уже исторический факт. Чаще всего миссионеры были именно из Византии, которая будучи просвещенным и христианским государством никак не хотела иметь у себя на границе язычников-варваров.

Христианизация Руси шла с переменным успехом, кое-где миссионеров высмеивали или даже убивали, а местные язычники и далее оставались верными своим языческим богам: Перуну, Дажьбогу, Велесу и многим другим. Но порой миссионерам удавалось обратить в христианство, в том числе и важных государственных сановников, и даже князей. Так с обращением в христианство киевских князей Аскольда и Дира в 860 году состоялось первое крещение Руси. Его еще называют Аскольдово или Фотиево крещение Руси (по имени византийского императора Фотия I, правившего в то время). В это же время в Киеве был создан первый христианский епископат.

К сожалению, князья Аскольд и Дир, в ходе государственного переворота были свергнуты и убиты князем Олегом (Вещим), а с их падением вновь наступила реставрация язычества.

Олег, как и его приемник, князь Игорь были язычниками, а вот жена его, княгиня Ольга была следующей венценосной особой, которая приняла христианство, однако ее крещение было чисто политическим актом, она стремилась заполучить себе в союзники византийского императора. Но зато ее сын, воинственный князь Святослав был язычником «до мозга костей».

И только при княжении следующего киевского князя, который вошел в историю под именем Владимира Великого, произошло окончательное принятие христианства на Руси.

Любитель женщин: личная жизнь князя Владимира Великого, о которой вы не знали

Как известно, 978 года, новгородский князь Владимир коварно убил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве. Сегодня мы знаем его как князя, который принес христианство на русские земли, чеканил собственные монеты, защищал территории.

Сейчас он — Великий, равноапостольный, однако хорошим христианином князь был не всегда, рассказывают историки.

Арина Вознюк, научный сотрудник ДИКЗ «Древний Владимир», рассказала о собраных интересных и малоизвестных фактах о женах и любимых князя Владимира.

У Владимира было большое число наложниц — такая практика была распространена в то время.

Популярные статьи сейчас

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Конец неправедного брака

Сразу после свадьбы Владимир отправил Рогнеду в терем на реке Лыбедь – куда-то под Киев. Через девять месяцев у княгини родился сын – маленький Изяслав. Нет, Владимир не забыл свою жену – кроме первенца она подарит ему ещё несколько сыновей и дочерей. Только Рогнеда не простит того, что сделал её муж…

Владимир в тереме Рогнеды. Рисовальщик – Медведев, гравер –Бренд’Амур, XIX век. 85×23 см.

Однажды Владимир приехал в её терем, и, когда он уснул, Рогнеда пытается заколоть его. Но Владимир просыпается и успевает перехватить руку жены.

Князь решает казнить вероломную супругу, и вдруг в горницу входит малыш – семилетний Изяслав, держащий в ручонках меч. Видя, как ребёнок защищает мать, и не имея сил убить Рогнеду на глазах сына (хотя некоторые летописи говорят, что эта картина просто рассмешила князя, который пришёл в хорошее расположение духа), Владимир прощает жену и собирает бояр, чтобы посоветоваться с ними, что дальше делать с супругой.

Покушение Рогнеды на Владимира. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.

Боярский совет рекомендует отправить Рогнеду с сыном в Полоцкую землю, что и делает Владимир, основывая город Изяславль. Так появится гордая полоцкая ветвь Рюриковичей, считавшими себя потомками Рогволда, а не Владимира.
Приняв христианство, князь Владимир отпускает на волю всех рабов и наложниц. Приходит он и к Рогнеде, сообщая, что отныне у него имеется только одна жена – византийская царевна Анна, ставшая супругой Владимира сразу после крещения. А потому Рогнеда может или считать себя свободной женщиной, или выйти замуж за другого.

Рогнеда же отвергает предложенных женихов из числа бояр и постригается в монахини под именем Анастасия, вернувшись в Изяславль. Летописи сообщают, что княгиня ответила мужу: «Царицей была, а рабыней быть не хочу».
Исследователи считают, что Рогнеда прожила недолго после своего пострига – наверное, менее года. А вот князь Владимир жил и правил после её гибели ещё около 15 лет, превратив Русь в совершенно иную страну и став абсолютно другим человеком.

Да, историки до сих пор спорят, какие из описанных в летописях событий правдивы, а какие являются плодом фантазий авторов текстов. Но вот что известно точно: был Владимир. Была Рогнеда. Был их страшный и непонятный в наши дни брак.

И, наверное, был у Владимира ещё один повод замаливать свои грехи. А история получила ветвь полоцких Рюриковичей – Рогволдовичей, которые считаются основателями белорусской государственности.
Но стоило ли это разбитой жизни девушки из Полоцка?..

Поначалу Владимир делал ставку на язычество

Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.

«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.

картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор

Основательница Десятинной церкви

Есть много свидетельств того, что дочь византийского императора Анна стала основательницей Десятинной церкви в Киеве. Храм был посвящен Богородице, что намекает на то, что инициатором его создания была женщина. Анна хотела, чтобы новое здание имело привычную ей константинопольскую архитектуру.

Десятинную церковь часто сравнивают с двумя великими византийскими храмами – Влахернским и Фаросским. Она появилась рядом с дворцом Анны в Киеве. Климат этого города подходил греческой царевне гораздо больше, чем обстановка северного Новгорода, откуда был сам Владимир и где он провел свою юность. Его супруга редко покидала южную столицу. Туда из Херсона ей привозили богатые греческие дары с родины, которые пополняли собственную казну Анны. Из Крыма же приезжали византийские зодчие и мастера, помогавшие воплощать в жизнь проект новой Десятинной церкви.

Что было до принятия христианства

Киевская Русь образовалась из нескольких крупных племенных объединений. Они состояли из восточных славян. В то время люди исповедовали язычество. У племен были свои боги. Отличались и проводимые обряды. Такое общество нуждалось в объединении. Этой задачи удалось достичь путем создания одной идеологии на базе религии. Крещение Руси помогло сформировать у людей представление о полноте власти одного князя, который мог управлять и внутриплеменными верхушками.

При выборе идеологии выбор пал на Византию. Это государство было богатым и наделено властью. Помимо этого, с этой страной у Руси были тесные связи. Таким образом, и появился значимый праздник Киевской Руси.

Теперь о самом крещении. Как оно проходило.

Многие представляют крещение, как один обряд. Мол, всю Русь построили на берегу реки, и заставили. Несогласных один-два миллиона человек убили. На самом деле процесс геноцида людей был длинный и продолжительный, вы это вполне можете увидеть в прошлой статье.

Датой крещения Руси, является время принятия христианства государственной религией. Даже по раскладам церкви последние крупные города докрестили в 13-14 веке. На самом же деле на территории России сохранялись язычники вплоть до прошлого века, оставшихся почти добила советская власть. Традиции сохранились в основном на границе и во всяких глухих местах. Многие уходили постепенно вместе с границей на Урал и в Сибирь. Кроме того язычники остались и среди казаков. Но об этом, как-нибудь потом.

Теперь, как всё это проходило на самом деле. Согласно летописям первым крещёным городом был Киев. В один день князь объявил: «Кто не пойдёт креститься, тот ему враг.» Многие из местных были в курсе предстоящего мероприятия и заблаговременно ушли в лес, другие ушли позже. Почему были в курсе, да потому, что до этого Владимир крестился сам и крестил дружину. Ещё долго князья будут бороться с разбойниками из тех язычников, что ушли в леса. Постоянно будут казнить их вождей, постепенно убивая носителей настоящей веры борющихся за свою веру.

Далее Владимир крестит небольшие городки, и посылает Добрыню с попом-предателем Анастасом покрестить Новгород. Новгород заранее готовится, громят дома христиан, жгут и грабят церковь. Применив хитрость Добрыня пробирается в город и поджигает его. Пока люди пытаются драться с дружиной, сгорают их дома. В итоге, им приходится остановить сражение и тушить город. В итоге и Новгород крещен, противники этого убиты или заставлены.

Наступает очередь других городов, там тоже без борьбы не обошлось. Вятичи до 13 века были язычниками, а в Новгороде и Ростове постоянно горели церкви.

Далее христианская вера двигалась вместе с завоеваниями князей. А процесс насилия и геноцида язычников длился многие века.

Но, чтобы вы не преувеличивали значимость христианской церкви в то время, замечу:

Первые более-менее полные библии появились в 16 веке. До этого «библия» существовала кусками, написана непонятным языком(азбукой Кирилла и Мефодия) и почти не была доступна населению. То, что называют «Славянской Библией Кирилла и Мефодия», на самом деле псалтырь, кусок нового завета и книга по богослужению. При всём этом самой книги не сохранилось, вполне возможно она была ещё незначительнее, чем думают учёные. Как и сомнительно создание славянской азбуки: «Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены евангелие и псалтирь, написанные «русскими письменами». (Паннонские жития конец 9 века)». Ещё не создал, а уже обнаружил.

Учение передавалось по большей части со слов священника. Сохранились свидетельства современников, что в больших городах мусульмане и христиане совместно ходили в одну церковь. Часто священники пользовались арабскими и греческими книгами в богослужениях, что не способствовало пониманию. От богослужений на греческом остались греческие слова типа «котовасии». Многие «артефакты» того времени остались в старообрядчестве. Почитайте эту статью. Вы можете посмотреть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина 15 века, там тоже есть интересный момент в конце. Но это совсем другая история.

Только в 15 веке устаканили нормальный «кодекс», а в 16 веке напечатали Библию. Доходило до того, что с появлением типографских библий люди обнаруживали несоответствия с церковной практикой, за что платили собственной жизнью. Католики были в этом плане намного умнее, они запретили читать библию не церковникам, запрет был снят совсем недавно.

Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Остальное «просвЯщение» растянулось на многие века.

28 июля — День крещения Руси: Как князь Владимир выбрал религию для страны

28 июля отмечается День крещения Руси. В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, расскажет 5-tv.ru.

Почему День крещения Руси празднуют 28 июля?

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. Почему был выбран именно этот день и когда на самом деле жители Киева приняли православие, неизвестно. Некоторые историки сомневаются даже по поводу 988 года. Июльская дата была выбрана как День памяти святого князи Владимира Святославовича.

Фото: ТАСС / Егор Алеев

Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.

Как все начиналось?

Киевская Русь поддерживала теплые дружественные отношения с Византией. Князь Владимир имел военную договоренность с императорами Константином VII и Василием II, взамен ему была обещана женитьба на представительнице македонской династии Анне. Но жених был язычником, а невеста не могла выйти замуж за некрещеного монарха. Владимир Святославович принял решение принять православие, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. Кстати, от пяти жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими. Но как бы романтично это не звучало, такой серьезный поступок был продуманным шагом к тому, чтобы впоследствии крестить и всю Русь.

Фото: ТАСС / Владимир Медведев

Несмотря на все выполненные условия, правители Константинополя не торопились высылать Анну в Киев. Князю Владимиру Святославовичу пришлось брать невесту силой, он двинулся с войсками на город Корсунь (ныне Херсонес, Республика Крым). Византийское поселение было захвачено, а вернули его только после того, как Анна перешла на сторону Руси. Князь остался в Корсуне на какое-то время, чтобы получить уроки по христианству. Ему требовалось быть подкованным в этом вопросе.

Как крестили Русь: Из язычников в христиан

После удачной военной операции князь Владимир вернулся в Киев с невестой, также за ним последовали православные священники. Перед ним стояла задача начать операцию по крещению Руси. Ему пришлось активно бороться с языческими идолами. Началась вырубка славянских Богов по всей Руси. Главный священный центр в Киеве — Капище — разрушили. Шесть статуй славянского языческого пантеона стерли с лица города, кинув в воды Днепра.

Фото: ТАСС / Донат Сорокин

Князь Владимир начал активную пропаганду христианства среди населения. Владимир Святославович приказал русскому народу явиться в Киев, чтобы пройти массовое обращение в православную веру в Днепре. Мероприятия по крещению начались по всей стране. Вторым по счету крестили Новгород, далее Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Луцк, Псков и другие города.

В Киеве в 996 году был построен первый каменный храм Руси — Десятинная церковь или Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Но в 1240-м, когда орда хана Батыя завоевала Киев, великое строение было разрушено. Первую православную святыню восстанавливали два раза. Первый раз по инициативе митрополита Петра Могилы в 1630 году. На территории разрушенного храма была возведена небольшая церковь в память об утраченной православной святыне. В 1824-м по приказу митрополита Евгения началось второе восстановление. Было решено возвести храм полностью. Спустя почти 100 лет, когда к власти пришли большевики, в 1928 году, восстановленная Десятинная церковь была снова снесена, как и многие другие объекты архитектуры и культурного наследия России.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ — принятие Киевской Русью христианства в качестве государственной религии.

  По летописному преданию, первую христианскую проповедь в землях будущей Киевской Руси произнес апостол Андрей Первозванный. И сегодня предание об апостоле Андрее продолжает оставаться официальной точкой зрения Русской православной церкви.

  В кон. IX — нач. X вв. В Киевской Руси существовали отдельные христианские общины, в Киеве был построен храм пророка Ильи. В сер. 960-х гг. в Константинополе крещение приняла княгиня Ольга. Государственной религией Киевской Руси христианство стало в кон. X в. при великом киевском князе Владимире Святославиче. По летописному преданию, в 986 г. к Владимиру пришли посольства от разных народов и стали склонять его принять их веру: волжские булгары — ислам, послы папы римского — западное (латинское) христианство, евреи — иудаизм. Расспросив послов об обычаях разных вер, Владимир отказался от них. Вскоре к киевскому князю явился греческий философ и рассказал о православии — христианской вере, исповедуемой в Византии. Тогда Владимир послал своих бояр в разные страны, чтобы узнать, чья вера лучше. Особенно поразила бояр красота греческого богослужения, и они напомнили князю о том, что в «греческую веру» крестилась его бабка княгиня Ольга.

  В 988 г. Владимир отправился в поход на византийский город Херсонес (Корсунь), расположенный в Северном Причерноморье. Захватив город, Владимир запросил от византийских императоров Василия и Константина себе в жены их сестру царевну Анну. В ответ императоры потребовали, чтобы русский князь принял крещение. Владимир согласился и, женившись на Анне, крестился в Херсонесе, а город вернул византийцам в качестве свадебного дара («вено») за невесту. Вернувшись в Киев, Владимир ниспроверг языческих идолов и крестил киевлян в водах Днепра, а затем построил главный храм Киева и всей Киевской Руси — церковь Богородицы, называвшуюся также Десятинной церковью.

  В нач. XI в. христианство распространилось по всей территории Киевской Руси. Уже в древности существовало множество мнений о том, где и как Владимир крестил Русь. В «Повести временных лет» рассказ о Крещении Руси помещен под 988 г. В качестве места крещения самого Владимира в разных источниках кроме Херсонеса названы гг. Киев и Василев.

  Наиболее распространена в современной науке «византийская версия» Крещения Руси, согласно которой христианство на Русь пришло из Константинополя (Византии): Владимир крестился сам и крестил всю Русь по византийскому обряду. Тогда же в Киев из Константинополя прислали первого митрополита, подчиненного Константинопольскому патриарху. Впрочем, ни византийские, ни древнерусские документы ничего не сообщают об этом митрополите. Ничего не сообщают византийские документы и о факте Крещения Руси в кон. X в.

  По другой, «болгарской версии», в первые годы своего существования Русская церковь подчинялась охридскому патриаршеству, находившемуся в Болгарии.

  Еще одна версия — «римская». В раннем русском христианстве было отмечено много черт, присущих Западной, а не Восточной церкви. Например, именно с Запада в русский церковный лексикон вошли такие понятия, как «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «крест». Oттудa же заимствован обычай платить налог в пользу церкви — «десятину».

  Некоторые ученые пытаются обнаружить влияние на раннее русское христианство ирландско-британской церкви — выборность, а не назначение епископов, отсутствие церковной иерархии.

  Отыскивались параллели и в западнославянском христианстве. Так, институт десятины, которого не знали в Византии, а в том виде, в котором он утвердился на Руси, не знали и в Риме, применялся у западных славян — в Чехии и Моравии. А понятия «церковь», «алтарь», «агнец», «пастырь», «Kpecт» в том же звучании имеются и в сербохорватском языке.

  В раннем христианстве обнаруживается влияние арианства: в Начальном своде в Новгородской первой летописи младшего извода и в т.н. Написании о вере — приведен арианский или близкий к нему Символ веры.

  Некоторые исследователи считают, что в кон. X в. Киевская Русь приняла христианство в кирилло-мефодиевской традиции.

  Таким образом в раннем русском христианстве были представлены черты различных христианских учений. В конечном счете, Русская церковь постепенно оказалась под покровительством Константинополя. Разделение церквей, произошедшее в 1054 г., закрепило Киевскую Русь в качестве одной из митрополий Константинопольского патриаршества.

автор статьи С. Перевезенцев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector